Что такое лодка гулянка

Трое местных энтузиастов отправились в путешествие по Волге в поисках саратовской лодки-гулянки, а нашли живую историю волгарей, которую почти никто не изучал.

«Странное чувство – как будто мы опоздали. Опоздали совсем на чуть-чуть. Вчера еще все было. а сегодня – нет. » – потом, уже после экспедиции, напишет капитан Чиркин в своем дневнике. По берегам реки только остовы деревянных лодок-гулянок и проросшая сквозь них трава. Волгари с настороженностью встречают любые расспросы.

В семьях – только фотографии и воспоминания о мастерах-лодочниках, которыми были деды и прадеды. Целый пласт волжской жизни оказался вычеркнут, забыт, никому не нужен. В краеведческих музеях Поволжья – скалки, прялки, ухваты и чугунки. И ничего о мастерах-лодочниках.

По берегам рек – и только там – осталась память о том, как жили волжские деревни до того, как пришли плотины и большая вода. О том, как по реке ходили огромные беляны, груженные лесом, и плоты. Как лес покупали с плотов, как строили лодки-гулянки. Как Волга жила, дышала, кормила своих людей.

Мотолодка …судно специального назначения

Лодки, разбитые временем. Фото Алексея Голицына

Три саратовских энтузиаста – два музейщика и один яхтенный капитан – однажды решили, что надо построить деревянную лодку-гулянку, чисто саратовскую лодку, пришедшую к нам из середины 19-го века. От которой не осталось ничего, даже чертежей. А нашли целую, теперь почти уже забытую жизнь.

Мечты о гулянке

Во всем, как обычно, виноват шаман Сорокин. Вообще-то Игорь музейщик, но всем в Саратове известно, что он настоящий шаман. В начале нулевых поднял из праха и забвения дом художника Павла Кузнецова. Сейчас взялся за почти непосильное дело: вытаскивать из руин дом, в котором жил учитель Кузнецова, художник Гектор Баракки.

История с гулянкой началась со смешного. Несколько лет назад Игорь поехал в Тольятти, где собирались музейщики со всего Поволжья – от Ярославля до Астрахани. Обсуждали музей Волги. И тут он возьми и скажи: «У меня уперли гулянку». И все вытаращились на Сорокина – не поехал ли он часом?

Как можно украсть гулянку? Никто не понял, что Игорь говорил о лодке.

Игорь Сорокин, вдохновитель проекта

Искусствовед, известный саратовский музейщик, первый директор музея «Дом Павла Кузнецова» (1989—2007). Четырежды его проекты выигрывали гранты фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»: «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу» и «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города».

Руководитель АНО Культурный центр «Дом Гектора Баракки».

– Я никогда и в голову не брал, что гулянка – это местная лодка, – рассказывает он. – Рядом с музеем Павла Кузнецова лежала старая гулянка. Мы ее приспособили под разные наши акции. С детьми устраивали гулянку в гулянке. А потом ее украли.

Катер 9 м на 25лс идет 20 кмч 1

Там же, в Тольятти, Сорокин и выяснил, что никто из волжан не знает о такой лодке.

Стали спрашивать. Выяснили, что «ареал обитания» гулянки примерно от Хвалынска до Камышина. Так родилась идея: найти лодки, найти мастеров, изучить и построить такую же, деревянную, самим. Вернуть лодку. Когда зашли в эту историю «по горло», поняли, что найти «деревяшку» задача непосильная.

Но за каждой лодкой, когда-то ходившей по Волге, стоит история человека – мастера, рыбака.

– Гулянка эта – она не сама по себе возникла, – объясняет Сорокин. – Мотор поставили в уже существующую рыбацкую лодку.

– Сначала отсек просто технологически держал два борта, – вторит Сорокину музейщик Александр Капернаумов. – Потом его превратили в широкую лавку, потом приделали дверцы. Получился садок для пойманной рыбы. А уже когда появились моторы, в него их и стали устанавливать. Каюта появилась позже.

Александр Капернаумов, участник проекта

Художник, искусствовед, сотрудник Энгельсской картинной галереи. Работал вместе с Игорем Сорокиным в проектах «Саратовское озеро: сакральная география» и «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу».

Настоящая волжская гулянка – это деревянная лодка 9-12 метров в длину с характерной деталью: мотор, чаще всего простой – Л3, Л6, Л12, устанавливался не на корму, а в специальный отсек, рундук.

Для рыбаков лодка была домом. На них перевозили всё: арбузы, рыбу, стога сена с островов, потому что на островах оно было «жирнее», нажористее. Шла такая лодка по Волге, на ней огромный стог до неба. А рыбака не видно – он под сено поднырнул. У него специальная палка в руках, чтобы руль на корме двигать.

Идет, тарахтит лодка в свою деревню.

1. База Буревестник. Деревянные гулянки. Источник фото: https://oldsaratov.ru/
2. Беляна. Служила для перевозки пиломатериалов по Волге
3. Гулянки в саратовском дворике. Источник фото: https://oldsaratov.ru/

Для яхтенного капитана Алексея Чиркина гулянка – личная история. Подростком он подрабатывал в рыбколхозе в селе Беленькие. Был загребным.

Алексей Чиркин, руководитель проекта

Яхтенный капитан, инструктор, судостроитель, инженер-механик. Участник проекта «Поморский карбас» (в команде «строителей»).

– Все лето мы работали как раз на этой лодке, которая пришла к нам из 19-го столетия, – вспоминает он. – Деревянная, смоленая, ровно с этим мотором, что стоит здесь в коридоре.

Читайте также:  Сумка под сиденье для лодок длина 82см синяя

Мотор «Николай Николаевич» – Л6, 1953 года выпуска, довольно долго квартировал в штабе культурного центра «Дом Гектора Баракки». Имя свое он получил за старческий, скрипучий голос. По задумке, движок этот должен был встать на новую лодку, которую построят участники экспедиции.

Фото Матвей Фляжников
Полтора миллиона на гулянку

Когда концепция – использовать лодку как метод исследования жизни волгарей – обрела свой окончательный вид, появились и деньги на воплощение мечты. Заявку на грант от Культурного центра «Дом Гектора Баракки» одобрил Российский Фонд культуры в рамках конкурса «Гений места. Новое краеведение». И проект «Исследование гулянки» получил полтора миллиона рублей при условии, что еще полмиллиона участники где-то найдут сами.

В саратовском фейсбуке забулькало: кудаааа такие деньги? поиск гнилушек на островаааах – это не краеведение! лучше бы потратили на… – и тут каждый желающий мог подставить свой вариант.

Парни только плечами пожали. Полтора миллиона – сумма весьма скромная для решения тех задач, которые поставили для себя организаторы проекта. Организовать экспедицию, чтобы обойти 800 километров волжских берегов, собрать истории, снять кино, построить лодку, – все это стоит намного, намного дороже.

Собака лает, караван идет. И караван пошел.

Фото Матвей Фляжников
На волжских берегах

В августе в три парусные лодки загрузили вещи, еду, бензин – и полтора десятка исследователей отправились собирать истории. Среди прочих в составе экспедиции были студенты Московской школы нового кино. Группой операторов руководил ведущий преподаватель лаборатории режиссуры монтажа МШНК Илья Томашевич.

С выбором киношников исследователи не ошиблись: Илья свой, саратовский. Он понимает местность.

– Я на берег специально не ходил, – говорит капитан. – Я хотел, чтобы эти места, которые я знаю довольно давно – якобы знаю, – увидели другие люди.

Вверх по Волге почти до самого Вольска экспедиция находила только останки лодок-гулянок. Изъеденные временем гнилушки, проросшие сквозь них кустарник и даже деревья – как обломки той, старой жизни. Мастеров в деревнях не осталось. Только фотографии, воспоминания и глубокое сожаление о том, что та эпоха канула в Лету. А может, в Волгу.

Первая настоящая деревянная гулянка – на ходу! – попалась экспедиции у села Рыбное.

Илья Томашевич и Сергей Рябухин, хозяин гулянки. Фото Марины Карачаровской

– Ее прямо при нас спустили на воду и отплыли то ли на рыбалку, то ли за грибами на острова, – рассказывает Томашевич. – Лодка была просто супер! Та самая, безо всяких наворотов. Мастер, который ее сделал, уже, к сожалению, умер.

В том же Рыбном прямо на горке обнаружился памятник гулянке. У этой лодки, которая, как на руках, лежит на металлических опорах, своя история. Она появилась на свет в руках мастера-лодочника Александра Лопатина в 1974 году. Он сделал ее по заказу своего односельчанина Александра Алексеевнина. В 82-м мастер умер, а лодка ходила до 2014 года уже у другого хозяина.

Даже побывала в аварии, после которой ей заменили некоторые детали. В 2019-м отбыла на вечную стоянку – в виде памятника, который соорудил Сергей Рябухин, хозяин той самой лодки, что «ушла за грибами».

– В память отцов, – сказал он.

Еще двух лодочников экспедиция встретила в Терсе, небольшой деревеньке на отшибе. Владимир Ежов, по профессии столяр, свою лодку сделал четыре года назад, сам. Прежнюю, что ходила 20 лет, делал еще под руководством отца. И Николай Суханов – его гулянка уже свое отслужила. А была необычная – сделана из ветлы. Ветла – нетипичный материал для строительства лодок.

В целом даже и не очень-то пригодный.

– Не стало леса, – объясняет Илья. – Дело не только в том, что пришел металл. Плоты-лесовозы, которые возили лес с верховьев Волги до Астрахани, исчезли. С этих плотов где за бутылку, где за копейку деревенские мужики брали строительный лес, пригодный для лодок. Эта культура ушла, постепенно все иссякло. У нас пригодного для строительства лодок леса нет.

В итоге металл заменил дерево. И вот мы находим лодку, которая от безысходности сделана из ветлы.

Памятник гулянке в Рыбном. Фото Марины Карачаровской
Татьяна

Лодка «Татьяна» – живая, прям хоть сейчас на воду, но много лет простоявшая под навесом в яблоневом саду Ивана Павловича – нашлась в Ахмате.

– Вниз по течению было много мифологии, – делится впечатлениями Илья Томашевич. – Там совершенно другие люди, другая обстановка, материал совершенно другой, чем вверх по Волге. Большие деревни – Синенькие, Золотое, Нижняя Банновка. Там мы встретили мужика, которому сто лет от роду. Он рассказывал, как в тридцатых годах прошлого века пацанва засмеяла какого-то деда, который шел по улице, неся с рыбалки всего две рыбки. «Да я что, – ухмылялся тот в ответ, – меня бабушка попросит, я пойду и еще поймаю». Рыбы было – море!

Читайте также:  Модели лодок ПВХ 350

Еще один старый рыбак когда-то строил лодки, а потом ему кто-то купил краски, и он начал писать – и лодки, и всю эту береговую волжскую жизнь.

А потом они пришли в Ахмат. Не совсем заброшенное село, но все равно пустоватое. Мало деревенских, обилие дачников. Старый, полуразвалившийся храм. Потрясающий ландшафт и необыкновенной красоты виды.

Иван Павлович Шаров. Фото Марины Карачаровской

Дом Ивана Павловича Шарова нашли по подсказке местных жителей. Стучались к старику долго. Чуть было не ушли. Но он успел. Вышел, оглядел исследователей строгим взглядом – чего вам?

Те бросились объяснять. Слово за слово, Иван Павлович оттаял, заговорил. Углядел интерес к гулянкам, подарил рыбачьи снасти. А потом возьми да и скажи: «А у меня тут во дворе гулянка стоит».

В запущенном яблоневом саду под навесом нашлась она. Восьмиметровая рыбацкая лодка с рундуком под двигатель Л12, со спальным отсеком. Красивая, изящная, необычная. Живая.

Ивану Павловичу уже за девяносто. Он родился в Ахмате. В первый послевоенный призыв ушел в армию – попал на Дальний Восток, на военно-морскую службу. Как отслужил, поступил в Макаровку (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова), но, закончив, вернулся обратно в село – понял, что в плане карьеры ему на службе ничего не светит.

А дома, где он с 14 лет был рыбаком, он нашел себе место.

Лодок у Ивана Павловича было много. Эту, последнюю, он то ли сделал сам, то ли заказал у мастера (история умалчивает) в 1974 году. Ходил на ней тридцать лет и три года. Хотел подарить ее внуку. Но парень погиб в нелепой аварии.

Так двадцать лет эта лодка и простояла под навесом, дожидаясь исследователей. Сохранилась она потому, что хозяин никогда не смолил ее продуктами нефтеперегонки. Только дегтярное древесное масло.

«Иван Палыч кряхтел-кряхтел, потом махнул рукой: «А, шут с вами, забирайте, черти!». Купили! Когда лодка, поднятая краном, поплыла по воздуху, Палыч незаметно смахнул слезу и прерывисто задышал…» – напишет потом в своем дневнике капитан.

Источник: fn-volga.ru

Мастера из Рыбного строили лодки, ставшие символом земли саратовской

Издавна главным занятием жителей сел и деревень, расположенных вдоль Волги, было рыболовство. Поэтому неудивительно, что они не только ловили рыбу, но и сами строили лодки. Одним из таких центров было село Рыбное Вольского района, где местные умельцы строили знаменитые «гулянки».

Калач, гармошка и лодка-гулянка

Название лодки было распространенно преимущественно в Саратовской области, а за ее пределами такой тип лодок именовали по другому. Поэтому ее смело можно отнести к таким символам нашего региона, как саратовская гармошка и калач.

Почему именно «гулянка»? Вот одна из версий: грузы перевозились по Волге на большие расстояния. И за время плавания, чтобы скоротать время, бралась гармошка и по реке разносилось пение. В ту пору течение в Волге было значительно быстрее и идти по лодке вверх по реке было затруднительно и занимало много времени. Поэтому рыбаки успевали и напеться, и нагуляться.

Однозначного понятия о лодке «Гулянка» нет, так как это собирательное представление о самодельных плавательных средствах, изготовленных на основании гребных рыбацких суден. Вероятнее всего, название возникло в советский период, в первой половине двадцатого века, для обозначения типа самодельных лодок больших размеров, изготавливавшихся из дерева.

В 70-х годах прошлого века, на Саратовском судоремонтном заводе, был разработан отдельный проект подобного судна и на протяжении нескольких лет гулянки выполнялись заводом на заказ из металла. По своим ходовым качествам и «грации» на воде, эти суда уступали некоторым деревянным, изготовленным высококвалифицированными мастерами из поволжских деревень.

Мастера из Рыбного

В селе Рыбное строительством лодок занимались издавна. Однако, после революции 1917 года это ремесло в селе исчезло. Возродить его решили два жителя Рыбного — Михаил Георгиевич Курлеев и Иван Иванович Курлеев. Строить лодки-гулянки они учились у вольчанина Константинова. С момента учебы до изготволения первой лодки прошло два года и в 1937 году первая «гулянка» Курлеевых была спущена на воду.

Вскоре к семейному лодочному делу приобщился муж сестры Михаила — Николай Алексеевич Лопатин и его братья Юрий и Павел. Свои секреты мастерства они передали своим детям. Один из них Александр Лопатин, сын Николая, стал последним мастером по изготовлению лодок в Рыбном. По воспоминанию его дочери Нины Захаровой (в девичестве Лопатиной) последнюю свою лодку он сделал в 1992 году.

Процесс изготовления лодок

Нина Александровна вспоминает, что отец за зиму делал по две-три лодки.

Лопатинские лодки отличались выпуклостью бортов и особой формой носа и поэтому обладали устойчивостью и быстроходностью. Лодки были весельные. Моторы в три-шесть лошадиных сил стали устанавливать только с 1960-х годов.

Делали всё по деревянным шаблонам из материала заказчика. Будку в носовой части устанавливали по требованию. В основном же делали без будок.

Читайте также:  Как восстановить документы на лодочный мотор вихрь

Лес на передний и задние пеньки брали дубовый. Нижние доски обязательно из привозной ели длиной 9 м. (наш лес не подходит — очень рыхлый. В северных лесах слои древесины нарастают медленнее поэтому они плотнее). Верхние доски корпуса в крайнем случае можно делать из сосны, но тоже привозной. Приготовив все материалы начинали собирать лодку.

На все виды работ уходило 3-4 недели.

Передача мастерства

Единственным учеником Александра Лопатина стал Александр Перфилов, который и сегодня проживает в Рыбном.

По его словам, в 1995 г. он попросил Александра Николаевича изготовить ему лодку. Тот ответил, что больше этим не занимается, но взял Перфилова в подмастерья при изготовлении лодки для себя. Потом, посмотрев, что он хорошо справляется, пообещал помочь ему в строительстве собственной лодки.

А. Перфилов около месяца изготавливал детали из имевшегося у него леса. Процесс же строительства корпуса лодки занял пять дней. Потом уже самостоятельно он доделал корпус, лавочки и будку. Данная лодка проходила 19 лет. Около трех-четырех лет назад Перфилов заложил новую лодку, но леса хорошего не было, и она так и осталась недостроенной.

Обычай утилизации лодок

Когда лодка становилась негодной для использования, её по распространённому в селе обычаю, отпускали в свободное плавание вниз по Волге. Такой обычай бытовал и в Вольском районе.

Памятник «гулянке» и лодки в Рыбном сегодня

Памятник «гулянке» установил Сергей Рябухин из лодки, сделанной Александром Лопатиным в конце 1980-х гг., для Александра Алексевнина. Через несколько лет он ее отремонтировал – заменил пеньки и урезал корпус (таким образом, эталоном для изготовления гулянки она быть не может). В 2005 году лодку продали Александру Кривухину, а уже он отдал ее Рябухину для памятника.

Сегодня в Рыбном имеется всего одна деревянная лодка-гулянка, принадлежащая Александру Рябухину. Он ее купил в Вольске у мастера, жившего в поселке завода «Пионер».

1. Лопатин Александр Николаевич. Фото конца 1960-х гг.

2. Семья Курлеевых-Лопатиных у строящейся лодки (1-й слева – Курлеев Иван Иванович; 2-й слева – Лопатин Сергей Николаевич; 3-й слева – Лопатин Николай Алексеевич; 4-я слева – Лопатина Зинаида Георгиевна (жена Николая Алексеевича и дочь Георгия Ивановича Курлеева). Фото до 1952 г.

3. Групповая фотография у дома Михаила Георгиевича Курлеева. Фото середины 1950-х гг. (Курлеевы –Лопатины и соседи)

4. Семья Курлеевых. Сидит Георгий Курлеев с женой. Стоят их дети. Слева – Михаил, в центре – Зинаида, справа – Василий. Фото примерно 1914 г.

Источник: volsklife.ru

Гулянка 🙂

145.16 КБ

Гулянка — это интересный тип лодки, характерный для Саратовской области. С виду неказистая, но на самом деле очень практичная. Скорее всего произошла она от весельных лодок 19го века, которые были тут в ходу. Хотя, я не знаю точно, можно еще поспрашивать. Во многом она плод смекалки местных мужиков, смекалки врожденной и смекалки вынужденной, советской).

Изначально конечно же она делалась из дерева. Почти маленький корабль — киль, шпангоуты, переборки, пропитка дегтем, конопаченье, каютка. Лет 12 я еще наблюдал процесс изготовления деревянной гулянки. Сейчас не знаю, может и делет еще кто, но вряд ли, скорее всего проще сварить из железа. Но секреты изготовления еще помнят, да только пригодятся ли они?

Часто в детстве на Волге зрелище — едет гулянка, а в ней человек 10, а то и больше, да еще 6 в каюте:))). Лодки самой почти не видно, бортами почти черпает, а идет). Деревянная лодка много груза везти может, даже неожиданно много. Даже если тонуть начнет — то водой наполнится, но не утонет — дерево все таки. С металлическими другое, ясное дело.

Ходит небыстро — 10-15 километров; двигатель на нее ставили сделанный из стартера от трактора или бульдозера, мощностью 3 или 6 лошадиных сил, посередине лодки, в специальном отделении. Простой как 3 копейки, заводился с ремня и солярки жрал совершенно символическое количество. Хотя некоторые ставили и автомобильные двигатели — но это скорее исключение.
Летом деревянная лодка все время на воде — дерево должно в одной среде находиться, тогда дольше служит. К зиме вытаскивают на сушу, ставят в гараж. За зиму рассыхается слегка — потом, как на воду спускают, какое-то время течет, пока борта не набухнут. Металлические просто перед домом или еще где ставят, за ними меньше ухода.

Деревянные, при уходе, могут служить лет 20-30 потом все таки ветшают. Лежат на берегу брошенные.
Но пока их много. Большинство из железа, конечно — деревянные постепенно исчезают. Раньше в Рыбном рядами вдоль берега стояли — теперь уже всего с десяток наверное. Но лодка удобная, единственно, ухода требует. А продают ее задорого.

Гулянка «рыбацкая»- без кабинки:корма

нос

В последний путь — пережила хозяина

Типичные гулянки в Рыбном — с кабинкой и без

Металлические лодки-такси у пристани — возят желающих на тот берег

Вот так хранится

Нетипичная — цветом и формами похожа на бронепоезд)

Рыбацкие гулянки в Рыбном

Источник: to-watch.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...