Что такое лодка фараона

Никто не может с полной уверенностью сказать, где появилось первое плавсредство человечества. Скорее всего, это был обычный ствол дерева, на котором охотники переправлялись через тихие реки, используя собственные ладони и ноги для движения. Потом люди догадались связать бревна вместе, а в руки взять шесты и весла, намного увеличив свои возможности. Дальше пришел черед паруса и руля, а потом наши предки смогли придумать лодку.

Среди первых создателей лодки чаще всего называют жителей Египта, по вполне понятной причине. Каждый год Нил выходил из своих берегов, затапливая и одновременно насыщая влагой и удобряя землю. Все возвышенности превращались в различные по величине островки, отрезая целые селения друг от друга. Пересекать водные пространства вплавь или вброд было невозможно, из-за смертельно опасных нильских крокодилов, не упускавших возможность полакомится неосторожным пловцом.

Естественно, люди научились делать простейшие вначале средства для безопасного и удобного передвижения по воде. Так как берега Нила не могли похвастаться изобилием лесов, а пальмы служили источником ценных плодов, то для постройки лодок египтянам пришлось использовать папирус и его замечательную плавучесть. Вероятно, первые египетские лодки напоминали связанные вместе пучки папируса. Так как через срез на торцах стеблей этого растения проникала вода, то их концы начали приподнимать вверх, во избежание намокания. Есть данные, что торцы тростника окунали в расплавленный битум, обеспечивая хорошую герметичность.

Загадочные египтяне: погребальная лодка фараона

Несомненно одно — первые лодки были своеобразным гибридом камышового плота и лодки, не имея даже бортов. Но они были первыми и прекрасно служили для ловли рыбы, охоты и перевозки небольших, не боящихся влаги грузов. Приблизительно 7 тысяч лет назад такой гибрид плота и лодки трансформировался в первую барку, сбоку похожую на серп, с характерными кормой и носом, сильно загнутыми вверх. Связанный в пучки папирус, надежно стягивался прочными канатами, которые являются одним из узнаваемых элементов ранних кораблей Древнего Египта. В то время будущие мореплаватели еще не умели делать прочную обшивку корпуса.

Египетская Лодка

Плавсредства эволюционировали, становились крупнее с большей грузоподъемностью, требовавших намного большего усилия для того чтобы заставить их двигаться. Не удивительно, что именно строителям пирамид приписывают изобретение уключин, к которым весла крепились с помощью веревочных петель, что позволяло грести с гораздо большим усилием и достигать скорости 10-13 километров в час. Благодаря торговле между Египтом и финикийцами возросли поставки дерева, что дало новый толчок для создания деревянных кораблей.

Раскапывая египетские гробницы III династии, археологи обнаружили изображения судов для перевозки грузов, для движения которых использовались не только весла, но и парус. Некоторые рисунки додинастического периода, датируемые возрастом в 4 тысячи лет до нашей эры, тоже несут изображение узкого, прямоугольной формы паруса на двуногой мачте, немного напоминающей циркуль с горизонтальными перекладинами.

Такая мачта служила одновременно и лестницей, но была плохо приспособлена для маневра. О движении против ветра не могло быть и речи. Канаты крепили вершину мачты к носовой и кормовой части грузового судна, обеспечивая необходимую прочность. Крепилась канатами к корме, как на растяжках и рея. По обе стороны кормы было установлено по три рулевых весла.

Вероятно, количество рулевых весел было разным в зависимости от модели корабля. Что касается весел, то судя по всему ими гребли как на пирогах и каноэ — без упора, убирая при ненадобности.

Обшивка, собиравшаяся из прекрасно обработанных акациевых досочек, не имела достаточной прочности, поэтому египтяне натягивали вдоль бортов крепкий канат на специальный стойках, и дополнительно туго обматывали им весь корпус. Наличие палубы было еще одним шагом к созданию настоящих кораблей. Такие суда применялись для различных целей, в основном на реке Нил и в его дельте. Их длина была от 14 до 20 метров, при ширине 2-5 метров.

Примерно за 2 600 лет до нашей эры египетские кораблестроители стали применять одноногую мачту, в том виде, который известен в современном мире. Корабли становились все больше, совершеннее и быстроходнее. Торговля становилась все оживленнее, что привело, в 1 500 годах до нашей эры, к созданию торговых суден, предназначенных для перевозки товаров на дальние расстояния. Среди новшеств следует отметить кормовой и носовой брусья, со специальными шипами для крепления досок обшивки корабля. Носовой свес стал меньше, а рулевые весла наоборот, выросли в размерах и стали закрепляться в надежных уключинах.

Парусная лодка

Правда «детские болезни» египетского флота никуда не исчезли. Продольная прочность оставляла желать лучшего. С этой проблемой египтяне справлялись старым, но проверенным способом — крепко стягивали канатом на опорах. Корма и нос были оборудованы огражденными площадками для капитана и рулевых. Единственный прямоугольный парус был натянут между двумя реями.

В роли якоря выступала каменная глыба на прочном плетеном канате. Обычное водоизмещение таких суден было от 60 до 80 тонн. Для перевозки строительных материалов и каменных изделий большого размера, строились суда покрупнее. Выше планшира фальшбортов протянулась цепочка уключин, представлявших собой колья, к которым привязывались весла небольшой длины, с остроконечными лопастями. Носовую оконечность судна украшала пара нарисованных глаз, а на корму наносились магические, охранные знаки, что по верованиям древних мореплавателей делало плавание более безопасным.

Несомненно все плавсредства, в случае необходимости применялись и для военных целей. Но одно дело перебросить группу воинов или разведчиков, а другое — полноценные боевые действия. Примерно за 1 200 лет до нашей эры египтяне начали создавать полноценные боевые корабли. Они отличались от торговых суден длинным, вытянутым корпусом и усиленным в продольной, и поперечной части, каркасом, что дало возможность отказаться от обвязывания корпуса канатом как в торговых судах. На сильно выступающей назад корме устанавливалось одно большое рулевое весло, обеспечивающее хорошую маневренность в бою.

Лавки для гребцов одновременно придавали дополнительную прочность бортам и всему корпусу в целом. Фальшборт, высотой около 80 сантиметров, надежно укрывал гребцов от стрел противника. Лучники размещались в корзине на верхушке мачте, и на защищенных от обстрела носовых и кормовых площадках. Хищный образ грозы морей подчеркивал таран в виде головы разъяренного зверя. Бившие на полторы сотни метров египетские луки были важнейшей боевой силой военного корабля, размером от 30 до 40 метров длины, а удар тарана почти гарантировано топил неприятеля.

Египтяне активно перенимали опыт финикийцев, сооружая суда из лучших пород хвойных деревьев, доставляемых с Финикии, территории, где сейчас находится Ливан. Поддерживая свою славу строителей самых высоких сооружений и скульптур, египтяне начали строить корабли гиганты.

Начало было положено в царствование царицы Хатшепсут, жившей за 1 500 лет до нашей эры, которая приказала построить судно длиной 63 метра и шириной в 21 метр. Борта возвышались над водой на 6 метров, а водоизмещение достигало полторы тысячи тонн.

Боевой корабль

Этот монстр был создан для того, чтобы перевезти по Нилу пару гранитных обелисков весом 350 тонн каждый, от Асуанских скал до священного города Фивы. Справедливости ради нужно добавить, что этот исполин являлся по сути баржей, не способной двигаться самостоятельно. Его тащили за собой лодки на буксире. Все что мог капитан судна, так это корректировать движение исполина с помощью двух пар рулевых весел.

Но это был далеко не самый большой корабль Древнего Египта. Египтяне воевали с греками, и естественно соперничали с ними и в корабельном деле. Когда в знаменитых Сиракузах было построенного громадное торговое судно, которое прозвали «Сиракузянка», длиной около 90 метров, и водоизмещением более 4 000 тонн, то египтяне построили в ответ своего исполина, длиною 128 и шириной 17 метров. Высота бортов его достигала 22 метра, а мачта возносилась над морской гладью на высоту 14-этажного дома. Водоизмещение этого чуда было меньше «Сиракузянки», в создании которой в роли помощника главного архитектора Архия, участвовал сам Архимед.

Почувствовав свою силу, фараоны Древнего Египта не только строили пирамиды, храмы и обелиски. Они активно занимались захватом близлежащих земель, приумножая свое богатство, пленяя рабов и открывая новые земли. Свою единственную реку — могучий, разливающийся раз в году Нил они обследовали на протяжении более двух тысяч километров.

Это доказывает его карта, изображенная на саркофаге. Не зная ничего о верховьях Нила, они были знакомы с Нубией и живущими там черными людьми. Изображения черных рабов встречаются на настенных рисунках храмов древних богов.

В неспокойном Средиземном море египтяне не только торговали, но и воевали, часто занимаясь банальным пиратством, что тогда было в порядке вещей. Их нельзя было назвать выдающимися мореплавателями, но в то же время следует помнить, что мы, как ни изучаем прошлое Египта, все равно знаем о нем очень мало. Точно доказано, что они посещали территорию Ливана, Кипр, Грецию и ее острова, Италию. Сегодня путешествовать по средиземному морю легко, благодаря современному судоходству и множеству туристических фирм onlinetours.ru/goryashchie. Но и в древности египтяне уже посещали территорию Ливана и Туниса, да и все остальное побережье Средиземного моря.

Читайте также:  Подключение тросов ГАЗ реверс к лодочному мотору Сузуки

Баржа Древнего Египта

Красное море это по сути громадный, сильно вытянутый в северо-западном направлении залив Индийского океана с самым насыщенным жизнью подводным миром Чудеса света в подводном мире , при удручающе безжизненных берегах, где властвует безводная пустыня. Идеальное место для ловли рыбы и путешествий на неведомый юг.

Неудивительно, что египтянам принадлежат лавры одних из первооткрывателей античного мира. Они первыми достигли Баб-эль-Мандебсктй пролив и оказались на просторах Аденского залива Индийского океана. Точно известно, что египетские мореплаватели достигли загадочного, «божественного края» Пунт, откуда привозили ладан и мирру. Деревья, которые дают эти ароматные смолы, растут как на юге Аравийского полуострова, так и на Африканском континенте.

Несомненно, египетские мореплаватели открыли и берега Йемена и земли, где сейчас расположено государство Сомали. Вполне вероятно, что они могли обогнуть Сомалийский полуостров и достичь Кении.

Так, как среди привезенного кораблями груза, были небесно-синие и изумрудно-зеленые самоцветы, которые встречаются в одной Индии, то некоторые ученые доказывают, что эта загадочная страна является современным Пакистаном. Другие исследователи утверждают, что легендарный Пунт находилась в Африке, а то и на берегах черноморской Колхиды. Доставлялись с благословенных мест золото, серебро и сплав этих драгоценных металлов, который назывался электрум, а также шкуры диких животных и ценные породы деревьев нужных для строительства надежных кораблей. Упоминается то, что часть населения жила в домах на сваях, а правители имели белую кожу и светлые волосы.

Первое упоминание о путешествии в те края упоминается при правлении фараона Сахура, в 2 400 году до нашей эры. Отправной точкой экспедиции был верх Суэцкого залива, от которой мореплаватели спустились на юг. Были открыт архипелаг Дахлак, затем Ханиш и открыт узкий Баб-эль-Мандебский пролив между Африкой и Аравийским полуостровом, который является единственной связью Красного моря с Индийским, а значит и Мировым океаном. Египтяне достигли «зеленой воды» о которой упоминали в своих документах.

Куда плыть дальше? Вдоль берегов Африки, так чтоб видимая земля находилась с правой стороны, или повернуть в неведомые дали востока? Как уже упоминалось выше — египтяне твердо знали, что в неведомых верховьях Нила жили племена черных людей, а вот то, что их ждало на востоке, они знать не могли, хотя и не исключена подсказка местных племен.

Очень вероятно, что капитан выбрал курс на восток. То, что мореплаватели страны пирамид знали о существовании островов Курия-Мурия известно точно. От них уже недалеко до острова Масира, а затем и до Ормузского пролива, с которого они определенно могли увидеть берега современного Ирана. А там уже одна, максимум две недели пути до Индии.

Сиракузянка Архимеда

Никто не может в наше время утверждать, что точно знает местонахождение «Страны Богов». Но большой объем доставленного товара доказывает, что это не просто благословенная и богатая ресурсами местность, а крупное, достаточно развитое государство. Сомнительно чтобы египтяне сами добывали драгоценные самоцветы или рубили и доставляли из горных лесов кедровые деревья. Тем более сомнительно, их торговля с полуцивилизованными народами, в которых они видели, в первую очередь, будущих рабов. До настоящего времени так и не обнаружено на восточном побережье Экваториальной и Южной Африки мощного, сильно развитого государства, а Нубия была хорошо знакома жителям Древнего Египта.

То, что житель страны пирамид достигали не только берегов Пакистана, но и Индии говорит и такой факт. В 1837 году географ Джорж Грей исследовал почти неизученные берега Юго-Западной Австралии. Исследуя реку Гленелг, его корабль напоролся на подводные камни и стал тонуть.

Команде и самому Грею удалось спастись, но до ближайшего населенного пункта, поселка Перту было много дней пути по труднопроходимой местности. Настоящий ученый всегда остается ученым. Так и тут — во время очередного привала географ решил осмотреть небольшую пещеру и внезапно для себя обнаружил там наскальные рисунки, в которых увидел сильное сходство с петроглифами Древнего Египта. Джорж Грей предусмотрительно показал находку своим спутникам, зная, что ему одному никто не поверит, настолько диким было предположение, что Австралию посещали древние египтяне.

Но в 1931 году археолог Майкл Терри нашел подобные рисунки в центральной части Австралии, на скале в 10 метрах над землей. А в 1975 году в сотне километров от Сиднея, в укромном месте среди скал Национального парка Нового Южного Уэльса была обнаружена новая находка. Около 250 иероглифов, различной степени сохранности, покрывали обе стены скромной пещерки, больше напоминающей грот. Сразу появилось предположение, что это розыгрыш, тем более что рисунки оказались древнейшим стилем древнеегипетского письма, который знали всего несколько египтологов в мире.

Но известный ученый, Рей Джонсон, сумел расшифровать надпись. В ней сообщалось о кораблекрушении посреди «странной и враждебной» земли и гибели от укуса змеи капитана, который оказался сыном Джедефра. Известно, что этот фараон правил Египтом после Хеопса. Описывался ритуал погребения и то, что они в память о сыне фараона построили пирамиду.

Похожие на пирамиду сооружения находятся поблизости от надписи, как и в других местах. Их древность не вызывает сомнения. Если принимать это сообщение за истину, то следует признать, что еще 4 500 лет назад люди могли путешествовать от берегов Нила до Австралии. А, легенды и предания австралийцев рассказывают о светлокожих, голубоглазых людях приходящих с моря.

Древнегреческая монета

Следует упомянуть о колодцах, вырубленных в скальном массиве около города Маккай и о найденной австралийским фермером в 1909 году древнегреческой монете времен Птолемея IV, правившего Египтом в 221-203 годах до нашей эры, и о сравнительно недавно найденной каменной фигурке скарабея. Была в свое время найдена и фигурка бога Тота, с символом жизни в руке. Неизвестный скульптор изобразил его в теле обезьяны. Коренные жители пролива Торреса мумифицировали своих умерших, по технологии Египта, а на Новой Зеландии в пещере была обнаружена мумия человека, в котором признали египтянина, умершего не менее 2 000 лет тому назад, что особенно странно. Если Австралию можно достичь, буквально не упуская землю из вида, то Новую Зеландию отделяет от Новой Каледонии более 1 000, а от Австралии — 1 700 километров.

Есть свидетельства таких путешествий и в самом Египте, что доказывает, что египтяне не только сумели добраться до Австралии, но и возвратиться на родину. К удивлению ученых было найдено окаменевшее тело кенгуру, а мумия женщины, умершей 3 000 лет назад была забальзамирована маслом эвкалипта, который, как известно, растет только в Австралии и Новой Гвинее. Бумеранги Древнего Египта известны давно, и хотя они разительно напоминают австралийские, считалось, что они могут лететь только прямо. Недавно выяснилось, что они прекрасно возвращаются к хозяину.

Конечно, корабли египтян не рисковали выходить в открытый океан, стараясь плыть только в светлое время суток, не выпуская из своего зрения берег, но и этого было достаточно для новых открытий, особенно в то время. Мы можем только догадываться, где побывали, и какие края видели первопроходцы Древнего Египта. Слишком мало осталось письменных свидетельств того времени. Известно, что египтяне знали и посещали остров Сокотра, расположенный в двух сотнях километров от восточной оконечности Сомалийского полуострова, а значит не только у самого берега, плавали их корабли.

Папирусная лодка

Путешественник Тур Хейердал решил доказать, что древние мореплаватели могли пересекать океаны, для чего в 1969 году была построена тростниковая парусная лодка Ра-I. Первая попытка не увенчалась успехом. Корпус лодки разрушился под воздействием волн. На следующий год была построена вторая лодка, над созданием которой трудились мастера с южноамериканского озера Титикака.

Ра-II с международным экипажем смог пересечь Атлантический океан и достичь острова Барбадос. Но, справедливости ради, Хейердал только доказал возможность такого путешествия и то в одну сторону.

Хочется упомянуть про путешествие, которое произошло 600 лет до нашей эры, когда по преданию, финикийский корабль, повинуясь приказу фараона Нехо II отправился в путешествие от Синайского полуострова вокруг Африки и в конце третьего года вернулся в Египет миновав Гибралтар. Каким бы невероятным не казалось это путешествие, нельзя отбросить слова команды корабля, утверждавшую, что почти половину путешествия солнце светило на севере. Ведь люди тогда не знали, что Земля имеет форму шара. Сейчас мы можем совершить виртуальное путешествие по всему миру благодаря Интернету или здесь же, во всемирной паутине, в два клика забронировать тур onlinetours.ru. Но не стоит недооценивать опыт и мастерство наших предков, как и их тягу к новым знаниям и открытиям.

Читайте также:  Лодочный мотор honda 8 характеристики

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник: sea-man.org

В Египте нашли погребальную лодку времен Древнего царства

Чешские ученые при раскопках в египетском некрополе Абусир обнаружили деревянную погребальную лодку длиной 18 метров, по-видимому, принадлежавшую одному из приближенных фараона. Археологи датировали артефакт приблизительно 2250 годом до нашей эры. О находке рассказывается в пресс-релизе Чешского института египтологии.
Археологи начали раскопки большой гробницы времен Древнего царства в 2009 году. Лодку исследователи обнаружили во время полевого сезона 2015 года. Несмотря на то, что лодка была найдена в 12 метрах от гробницы, ее местоположение, длина и керамические черепки, найденные внутри свидетельствуют о том, что лодка имеет отношение к гробнице. Оба объекта датируются концом третьей или началом четвертой династии.
Погребальные лодки стали захоранивать рядом с гробницами еще в ранний династический период, поэтому подобные артефакты находили и ранее, однако найденная чешскими археологами лодка сохранилась очень хорошо. Доски были соединены деревянными колышками, которые до сих пор видны в пазах, кроме того, сохранились растительные волокна, покрывавшие швы опалубки, и веревки, которыми скрепляли судно, остались в том положении, в котором они находились изначально. Все эти детали, по словам ученых, очень важны, так как большинство погребальных лодок, найденных раньше, были либо в худшем состоянии, либо вовсе представляли собой отдельные части конструкции. Более того, это первое найденное судно таких размеров, которое принадлежало не фараону.
Находка говорит об очень высоком социальном статусе человека, захороненного в гробнице. Он, по-видимому, не был членом семьи фараона, так как был похоронен в гробнице, а не в пирамиде. Но размеры гробницы и обнаруженное судно свидетельствуют о том, что этот человек принадлежал к элите и, возможно, входил в окружение фараона.
Абусир — царский некрополь, расположенный недалеко от Мемфиса, древней столицы Египта. Некрополь относится к середине третьего — середине первого тысячелетия до нашей эры.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Проверочный тест для третьего модуля

Проверьте, хорошо ли вы усвоили материал

Источник: nplus1.ru

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса является национальным достоянием Египта, а также единственным из Семи чудес света, уцелевшим до наших дней. Она расположена на плато Гиза, в 8 км от одноименного города, в 25 км от центра Каира. Величайшая пирамида мира была выстроена для фараона Хеопса IV династии. Ее исконное название – Ахет-Хуфу, что означает «Относящийся к небосклону». В Гизе находится целый ансамбль крупных пирамид, из которых пирамида Хеопса считается наиболее монументальной.

Величественная усыпальница фараона окутана манящим ореолом таинственности. На протяжении тысячелетий она хранит множество секретов, связанных с ее происхождением и технологией строительства. Пирамида Хеопса помогает понять, что человеческие возможности безграничны, а сила – во взаимодействии.

Возможно, это стало одной из причин, по которой монумент привлекал путешественников ещё с античных времен. Философ и математик Фалес Милетский догадался измерить высоту пирамиды, исходя из длины её тени. А Геродот, «отец истории», составил детальное описание пирамиды Хеопса в 450 году до н. э., с которым можно ознакомиться и сегодня.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Разгадка тайны пирамиды Хеопса

  • История строительства пирамиды Хеопса
  • Устройство пирамиды Хеопса
  • Как добраться
  • Где остановиться
  • Памятка туристам

История строительства пирамиды Хеопса

Начало постройки пирамиды относится приблизительно к 2560 году до нашей эры. Архитектором выступал Хемион, племянник фараона Хеопса, который управлял всеми стройками Древнего царства в тот период. На строительство пирамиды Хеопса ушло не менее 20 лет, при этом, по разным подсчетам, было задействовано более ста тысяч человек.

Проект требовал титанических усилий: рабочие добывали блоки для стройки в другом месте, в скалах, доставляли их по реке и поднимали по наклонной плоскости к вершине пирамиды на деревянных салазках. Для возведения пирамиды Хеопса понадобилось более 2,5 миллионов гранитных и известняковых блоков, а на самом верху был установлен позолоченный камень, который придавал всей облицовке цвет солнечных лучей. Но во 2 веке, когда арабы разрушили Каир, местные жители разобрали для постройки своих домов всю облицовку пирамиды.

Почти три тысячелетия пирамида Хеопса занимала первое место на Земле по высоте, отдав пальму первенства только в 1300 году Кафедральному Линкольнскому собору. Сейчас высота пирамиды равна 138 м, она уменьшилась по сравнению с первоначальной на 8 м, а площадь основания составляет более 5 гектаров.

Пирамида Хеопса почитается местными жителями как святыня, и ежегодно 23 августа египтяне празднуют день начала ее строительства. Почему выбран август, никто не знает, ведь никаких исторических фактов, подтверждающих это, не найдено.

Устройство пирамиды Хеопса

Внутри пирамиды Хеопса наибольший интерес представляют три погребальные палаты, которые располагаются одна над другой по строгой вертикали. Самая нижняя осталась незаконченной, вторая принадлежит жене фараона, а третья – самому Хеопсу.

Чтобы путешествовать по коридорам, для удобства туристов проложены дорожки со ступеньками, сделаны перила и проведено освещение.

Поперечный разрез пирамиды Хеопса

1. Главный вход
2. Вход, который проделал аль-Мамун
3. Перекресток, «пробка» и туннель аль-Мамуна сделанный «в обход»
4. Нисходящий коридор
5. Незавершенная подземная камера
6. Восходящий коридор

7. «Камера царицы» с исходящими «воздуховодами»
8. Горизонтальный туннель
9. Большая галерея
10. Камера фараона с «воздуховодами»
11. Предкамера
12. Грот

Вход в пирамиду

Вход в пирамиду Хеопса представляет собой арку, образованную из каменных плит, и находится с северной стороны, на высоте 15 м 63 см. Раньше он был заложен гранитной пробкой, но до наших дней она не сохранилась. В 820 году халиф Абдуллах аль-Мамун решил найти в пирамиде сокровища и проделал семнадцатиметровый пролом ниже исторического входа на 10 метров. Багдадский правитель ничего не нашел, зато в наши дни туристы заходят в пирамиду через этот туннель.

Когда аль-Мамун пробивал свой проход, выпавшая глыба известняка закрыла вход в другой коридор – восходящий, а за известняком остались еще три гранитные пробки. Так как на точке соединения двух коридоров, нисходящего и восходящего, был обнаружен вертикальный туннель, то было выдвинуто предположение, что по нему пробки из гранита спускали вниз, чтобы таким образом запечатывать усыпальницу после похорон египетского царя.

Погребальная «яма»

Нисходящий коридор, длина которого 105 метров, спускается под землю под наклоном 26° 26’46 и упирается в другой коридор длиной 8,9 м, ведущий к камере 5 и расположенный горизонтально. Здесь находится незавершенная камера размером 14×8,1 м, по форме протянувшаяся с востока на запад. Долгое время считалось, что в пирамиде нет иных помещений, кроме этого коридора и камеры, но оказалось иначе. Высота камеры достигает 3,5 м. У южной стены камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7×0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком.

Инженеры Джон Перринг (John Shae Perring) и Говард Уайз (Richard William Howard Vyse) в начале XIX века разобрали в камере пол и вырыли колодец глубиной 11,6 м, в котором они надеялись обнаружить скрытую погребальную комнату. Они основывались на свидетельствах Геродота, утверждавшего, что тело Хеопса находится на острове, окруженном каналом в скрытой подземной камере. Их раскопки ни к чему не привели. Поздние исследования показали, что камера была брошена незавершенной, а погребальные камеры было решено устроить в центре самой пирамиды.

интерьер погребальной ямы интерьер погребальной ямыинтерьер погребальной ямы
Интерьер погребальной ямы, фото 1910 года

Восходящий коридор и Палаты царицы

От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5° идёт на юг восходящий проход (6) длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи (9).

В своём начале восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные «пробки», которые снаружи, из нисходящего прохода, были замаскированы блоком известняка, выпавшим при работах аль-Мамуна. Получилось, что почти 3 тысячи лет ученые были уверены, что в Большой пирамиде нет иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них.

Камера царицы и коридоры Камера царицы и коридорыКамера царицы и коридоры
Камера царицы и коридоры

В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность: в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» — то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.

Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Ее традиционно называют «Камерой царицы», хотя согласно обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.

Читайте также:  Какое из перечисленных механических движений является колебанием движение лодки по течению реки

Чертеж Палаты царицы

Чертеж Палаты царицы

Грот, Большая галерея и Палаты Фараона

Ещё одно ответвление от нижней части Большой галереи — узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя».

Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение — «Грот» неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот (12) расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и, поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение, что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том, как строителям удалось точно выйти на Грот.

Большая галерея Большая галереяБольшая галерея
Большая галерея

Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху («ложный свод») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений неизвестного предназначения. Углубление заканчивается «Большой ступенькой» — высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» — Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены. Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.

Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше — двускатное перекрытие. Их назначение — распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.

Камера Фараона Камера ФараонаКамера Фараона
Камера Фараона

Вентиляционные каналы

От камер на север и на юг ведет сеть вентиляционных каналов. Каналы из Палаты царицы не доходят до поверхности пирамиды на 12 метров, а каналы из Палаты фараона выходят на поверхность. Ни в одной другой пирамиде таких ответвлений не найдено. Ученые не пришли к единогласному мнению, были ли они сооружены для вентиляции или имеют отношение к представлениям египтян о загробной жизни.

На верхних концах каналов находятся дверки, скорее всего, символизирующие вход в иной мир. Кроме того, каналы указывают на звезды: Сириус, Тубан, Альнитак, что дает возможность предположить, что у пирамиды Хеопса было и астрономическое назначение.

Вентиляционные каналыВентиляционные каналы
Вентиляционные каналы

Окружение пирамиды Хеопса

У восточной грани пирамиды Хеопса находятся 3 небольшие пирамиды его жен и членов семьи. Они расположены с севера на юг, согласно размеру: сторона основания каждой постройки на 0,5 метра меньше предыдущей. Они хорошо сохранились внутри, время частично разрушило только внешнюю облицовку. Рядом можно увидеть фундамент заупокойного храма Хуфу, внутри которого были найдены рисунки, изображающие ритуал, исполняемый фараоном, он носил название Объединение Обеих Земель.

Лодки фараона

Пирамида Хеопса – центральная фигура комплекса строений, расположение которых имело ритуальное значение. Процессия с покойным фараоном переправлялась по Нилу на западный берег на многочисленных ладьях. В нижнем храме, к которому подплывали ладьи, начиналась первая часть погребальной церемонии. Далее процессия направлялась в верхний храм, где находились молельня и жертвенник. К западу от верхнего храма располагалась сама пирамида.

С каждой стороны пирамиды в скальных углублениях замуровывали ладьи, на которых фараон должен был путешествовать по загробному миру.

В 1954 году археолог Заки Нур обнаружил первую лодку, получившую название Солнечной ладьи. Она была сделана из ливанского кедра, состояла из 1224 частей, при этом не имея следов крепления и соединения. Размеры ее: длина 43 м и ширина 5,5 м. На восстановление ладьи было потрачено 16 лет.

На южной стороне пирамиды Хеопса открыт музей этой лодки.

Музей лодки Музей лодкиМузей лодки
Музей лодки

Вторая лодка нашлась в шахте, расположенной восточнее места находки первой ладьи. В шахту была опущена камера, которая показала следы насекомых на лодке, поэтому было решено ее не поднимать и запечатать шахту. Такое решение принял ученый Ешимуро из Университета Васеда.

Всего было обнаружено семь ям с настоящими древнеегипетскими лодками, разобранными на части.

Видео: 5 нераскрытых тайн пирамид Египта

Как добраться

Если вы хотите увидеть Великую пирамиду Хеопса, вам нужно прибыть в Каир. Но прямых рейсов из России практически нет и придется делать пересадку в Европе. Без пересадки вы можете прилететь в Шарм-эль-Шейх, а оттуда преодолеть 500 километров до Каира.

Можно добраться до пункта назначения на комфортабельном автобусе, время в пути составляет примерно 6 часов, а можно продолжить путь на самолете, они летают в Каир каждые полчаса. В Египте очень лояльно относятся к русским туристам, визу можно получить прямо в аэропорту после приземления. Обойдется она в 25 долларов и выдается на месяц.

Где остановиться

Если ваша цель – сокровища древности и вы приехали к пирамидам, то выбрать отель вы можете и в Гизе, и в центре Каира. Комфортабельные отели со всеми благами цивилизации представлены в количестве почти двух сотен. Кроме того, в Каире множество достопримечательностей, это город контрастов: современные небоскребы и древние минареты, шумные пестрые базары и ночные клубы, неоновые ночи и тихие пальмовые сады.

Памятка туристам

Не забывайте, что Египет – мусульманское государство. Мужчины должны просто не замечать египтянок, потому что даже невинное прикосновение может быть расценено как домогательство. Женщины должны соблюдать правила в одежде. Скромность и еще раз скромность, минимум оголенных участков тела.

На организованные экскурсии к пирамидам билеты можно приобрести в любом отеле.

Зона пирамид открыта для посещения летом с 8 часов до 17, зимой – работает на полчаса меньше, стоимость входного билета примерно 8 евро.

Музеи оплачиваются отдельно: осмотреть Солнечные лодки можно за 5 евро.

За вход в пирамиду Хеопса с вас возьмут 13 евро, осмотр пирамиды Хефрена обойдется дешевле – 2,6 евро. Здесь очень низкий проход и будьте готовы к тому, что 100 метров вам придется пройти в полусогнутом положении.

Другие пирамиды, например, жены и матери Хефрена можно осмотреть бесплатно, предъявив входной билет в зону.

Лучшее время для их осмотра – утро, сразу после открытия. Категорически запрещается забираться на пирамиды, откалывать кусочек на память и писать «Здесь был…». Штраф за это вы можете заплатить такой, что он превысит стоимость вашей поездки.

Если вы хотите запечатлеть на память себя на фоне пирамид или просто окрестности, готовьте 1 евро за право съемки, внутри пирамид фотографировать запрещено. Если вам предложат вас сфотографировать, не соглашайтесь и не давайте фотоаппарат никому в руки, иначе вам придется его выкупать обратно.

Билеты на посещение пирамид ограничены: 150 штук продают в 8 утра и еще столько же – в 13 часов. Работают две кассы: одна у главного входа, вторая – у Сфинкса.

Каждая из пирамид раз в год закрывается для восстановительных работ, так что все сразу вы вряд ли увидите.

Не рекомендуется посещать пирамиды людям, имеющим проблемы с сердцем, легкими, а также страдающим астмой: воздух там пыльный, внутри очень жарко и сухо.

Если нет желания ходить пешком по всей зоне Гизы, вы можете арендовать верблюда. Стоимость его будет зависеть от вашего умения торговаться. Но учтите, что вам не скажут сразу все цены, а когда вы накатаетесь, выяснится, что надо платить и за то, чтобы сойти с верблюда.

Деликатный совет: туалет находится в Музее Солнечных лодок.

На территории зоны пирамид находятся кафетерии, где можно неплохо пообедать.

Ежедневно по вечерам здесь проводится свето-звуковое шоу продолжительностью один час. Проходит оно на разных языках: арабском, английском, японском, испанском, французском. По воскресеньям шоу проводится на русском языке. Рекомендуется разделить посещение пирамид и посещение шоу на два дня, иначе вы не сможете вместить в себя столько впечатлений.

Источник: wikiway.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...