Ищешь, что значит слово ладья? Пытаешься разобраться, что такое ладья? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «ладья» в словарях русского языка
Ладья это:
Ладья
I ж. устар.Гребное или парусное судно. II ж.Сосуд, ваза, имеющие форму гребного или парусного судна. III ж.Шахматная фигура в форме башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тур’а.
Большой современный толковый словарь русского языка
Ладья
1. ж.
1) а) устар. Гребное или парусное судно. б) Лодка.
2) Сосуд, ваза, имеющие форму лодки.
2. ж. Шахматная фигура в виде башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тура.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Ладья
Словарь Даля
Ладья
ладь`я, -`и, р. мн. лад`ей
Словарь русского языка Лопатина
Ладья
устар. и обл. лодка, парусное судно ладья В шахматах: фигура в форме башни, тур-
Словарь русского языка Ожегова
Ладья
1. ж.
Копию старинной славянской ладьи построили в Петрозаводске
1) а) устар. Гребное или парусное судно. б) Лодка.
2) Сосуд, ваза, имеющие форму лодки.
2. ж. Шахматная фигура в виде башни, двигающаяся вдоль и поперек доски по прямой; тура.
Толковый словарь Ефремовой
Ладья
ладьи, р. мн. ладей, ж.
1. Большая лодка, гребная или под парусом (поэт.). На берег радостный выносит мою ладью девятый вал. Пушкин.
2. Название фигуры в шахматах, имеющей форму башни (шахм.). И Ленский пешкою ладью берет в рассеяньи свою. Пушкин.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Ладья
ладья, —и, р. мн. ладей
Полный орфографический словарь русского языка
Ладья
средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом , или любое небольшое гребное или парусное судно фигура, которая может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали при условии, что на её пути нет фигур гондола аэростата
Викисловарь
Где и как употребляется слово «ладья»?
Кроме значения слова «ладья» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «ладья».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «ладья» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «ладья»
Две ладьи дают мат даже без помощи своего короля, как показывает диагр. 38.
Григорий Левенфиш, Книга начинающего шахматиста
С борта ладьи открывался завораживающий вид на вольный волжский плёс, покрытый мелкой рябью.
Виктор Поротников, Князь Святослав. «Иду на вы!»
Он стал высоким, красивым мужчиной с тёмными блестящими глазами, орлиным носом, изогнутым точь-в-точь как нос ладьи викингов, и пышными усами, но, несмотря на столь привлекательную внешность, даже не думал зазнаваться.
Ева Ибботсон, Мисс Ведьма
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «ладья»
Синонимы к слову «ладья»:
Ладья Л240Е спустя два года эксплуатации. Стоит ли покупать ПВХ-лодку Ладья
Гиперонимы к слову «ладья»:
- судно
- корабль
- судно
- плавсредство
- фигура
- гондола
Гипонимы к слову «ладья»:
Разбор слова «ладья»
Ладья является ответом на вопросы из кроссвордов
- Русская лодка и шахматная фигура
- Шахматный ходок только по прямой
- Шахматная «яхта»
- Лодка с русичем на борту
- Парусник Садко
- Судно на шахматной доске
- Символ Белозерска, намекающий на то, что история города тесно связана с водным путем
- Старинное судно с парусом
- Самая прямолинейная из шахматных фигур
- С какой фигурой король делает рокировку? 5 букв
- Значение слов
- Разбор слов
- Предложения со словом
- Ответы на кроссворды
Источник: vslovarike.ru
Народные изобретения
Ладья (устаревшее произношение лодья, и отсюда лодка – маленькая лодья) – широко применявшееся на Руси парусно-вёсельное судно, как сейчас бы сказали, типа река-море и, кроме того, часто перемещаемое по суше волоком.
При таком вездеходстве даже первые ладьи могли брать на борт до пятнадцати тонн груза, тридцать-сорок человек, развивать высокую по тем временам скорость и ходить в достаточно дальние морские походы. Благодаря уникальному сочетанию всех этих качеств именно на ладьях развился знаменитый торговый путь из варяг в греки: между Балтийским морем и Черным с преодолением волоком многокилометровых расстояний между реками, озёрами, и в обход речных порогов.
Восточные славяне плавали на ладьях по Чёрному и Средиземному морям уже в VI — VIII веках, достигая Италии. На севере ладьи стали ходить не только по Балтике, а с развитием русского Поморья – и по Северному Ледовитому океану до Шпицбергена и до побережья Сибири. Успешно применялись ладьи на путях и восточно-западного направления с преодолением волоком узких промежутков между реками. В «Повести временных лет» сообщается, что русские плавали по Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда из Дона в Волгу и обратно. В дальние походы ходило одновременно до пятисот ладей.
В походах военных ладьи представляли собой грозную силу благодаря ещё и высокой манёвренности от сочетания возможностей хода под парусом и на вёслах. Высокая боеспособность ладей доказана победоносными походами на Константинополь в 860 и 907 годах. В середине XII века новгородцы разбили осадивших Ладогу шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов.
Самые первые ладьи строились путём наращивания дощатых бортов на долблёный из цельного дерева корпус. Потом научились строить более вместительные «набойные лодьи»: к бортам крепились стойки, на них набивались доски внахлест, за каждое весло стало садиться по два гребца. Гребцы укрывались от солнца и дождя под навесом.
С XII века на Руси стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую гребцов сверху. У этих судов на носу и корме размещалось по рулевому веслу, что позволяло быстро менять курс на противоположный, не разворачиваясь. Такая ладья имела длину 30 м, ширину — 5 м, водоизмещение до 200 т. Имела три мачты с комбинированными парусами, обладала превосходной скоростью: при хорошем ветре 11 узлов. Этот корабль был преимущественно парусным. Весла применялись, как правило, для подхода к причальной стенке, постановки на якорь, преодоления узких мест фарватера.
Немало творческого труда вкладывалось, чтобы ладья была красивой внешне и во внутреннем убранстве.
В производстве использовался большой ассортимент древесины многих пород, сообразно их свойствам и эксплуатационным требованиям к изготовляемым деталям. Мачты делали из желтой сосны, отличающейся высокой прочностью и упругостью. Важные детали корпуса – из красной или рудовой сосны, содержащей большое количество смолы, благодаря чему она может сохраняться в воде до 100 лет.
Из еловой древесины, которая по сравнению с сосной, впитывает меньше влаги, делались весла и некоторые части рангоута. Лиственницу, как наиболее устойчивую к гниению, использовали для палубного настила и в качестве отделочного материала. Нередко мачты, рангоуты, палубный настил делали из пихты, которая по своим качествам близка к лучшим сортам ели.
Дуб, превосходящий хвойные деревья по прочности, но и более тяжелый, шел на производство деталей, несущих особо большую нагрузку: килей, штевней, шпангоутов. Кроме того, дубовая древесина с её красивой текстурой применялась для отделки кают. Вяз, отличающийся прочностью, вязкостью, гибкостью, использовался для изготовления изогнутых деталей. Ясень, – гибкий, прочный, вязкий, долговечный применялся для изготовления трапов, дверей, судовой мебели, изогнутых конструкций набора корпуса, внутренней отделки. Для красивой отделки использовали так же древесину акации, березы, бука, груши, кипариса, клена, ореха, тополя.
Умелое применение русскими корабелами многих пород дерева, большого ассортимента других материалов, и сложных технологий их обработки обеспечивало ладьям замечательные судоходные качества, высокую прочность, надёжность и долговечность.
Источник: rusnatcult.ru
Что такое ладья лодка
Паримая большая лодка.
В северных говорах лодья, дубас. Славянское и русское морское и речное судно. Маленькая ладья у русских называлась уменьшительным словом лодка. Широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы и набеги на Византию.
Ладья древнерусская Русич
При преодолевании естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком. Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «набойными». В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
Длина ладей составляла от 12 до 24 м., ширина до 5 м. Водоизмещение ладьи составляло от 4 до 16 тонн. Грузоподъёмность до 200 тонн. Ладья имела вёсла и парус. Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 м, ширину 3.0 м и осадку до 3 м. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
Это был самый простой из боевых кораблей.
При его строительстве не применялись железные гвозди и скобы. Части корпуса скреплялись друг с другом с помощью пеньковых веревок и деревянных шипов. На борт приходилось по 9—16 весел, и экипаж, соответственно, мог насчитывать от 20 до 35 человек. Кроме гребцов, рулевых и капитана, ладья могла вместить еще 20—40 человек десанта.
Удвоенная численность экипажа существенно снижала скорость корабля и время, которое он мог находиться в море. Украшения на форштевне в виде деревянной головы дракона отличали ладьи, на которых плавали викинги. Мореходные ладьи именовались на Руси шнеками от норвежского слова шнеккар (змеиный, длинный корабль).
Шнеками можно назвать и древнейшие финикийские корабли. Но уже в середине 2 тысячелетия до нашей эры на Средиземном море ладьи стали вытесняться кораблями более совершенного типа — монерами. По Нилу ладьи, подобные более поздним северным вариантам, ходили еще в начале 3 тысячелетия до нашей эры.
Источник: www.sites.google.com