Канонерская лодка (канонерка) — класс небольших боевых надводных кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для ведении боевых действий в прибрежных районах моря и на мелководье, нанесении артиллерийских ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника, уничтожении малых прибрежных кораблей и судов, артиллерийской поддержки приморских флангов сухопутных войск, десантных и противодесантных действиях, постановки мин, перевозки войск, конвойной, дозорной служб в прибрежных районах.
Канонерские лодки в различных странах виделись по-разному. Что касается мореходных канонерок, то существовала целая группа кораблей с очень близкими к ним тактико-техническими элементами: авизо, шлюпы. Имелся даже подкласс — колониальная канонерская лодка.
Различали речные (водоизмещением до 1,5 тыс. т.) и морские (до 3 тыс. т.) канонерские лодки.
Главным оружием канонерских лодок служили орудия главного 120 — 229-мм калибра, вспомогательного 37 — 107-мм калибра и пулемёты. Могло устанавливаться и минно-торпедное вооружение.
Герман Ким(ВЭКС) Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»
Основная масса канонерок, принимавшая участие в войне, являлась уцелевшими кораблями Первой мировой войны, а также переоборудованными гражданскими судами. В связи с этим могли встречаться броненосные, бронепалубные, небронированные и торпедные канонерские лодки.
В период войны 28 стран использовало 280 канонерских лодок, из которых 78 погибло (19 — морских, погибло — 3, 261 – речных, погибло – 75).
Ориентировочное количество канонерских лодок использовавшихся в войне в разрезе стран и видов лодок (без трофейных и переданных/полученных)
Страна | Количество лодок/погибшие | Страна | Количество лодок/погибшие | ||
Морские | Речные | Морские | Речные | ||
Аргентина | 2 | — | Перу | — | 7 |
Бразилия | — | 4 | Польша | — | 2/2 |
Великобритания | — | 30/12 | Португалия | — | 9 |
Венесуэла | — | 3 | Румыния | — | 4/1 |
Германия | 1 | 3/1 | СССР | 1 | 89/27 |
Ирак | — | 4 | США | 5/2 | 5/3 |
Испания | 1 | 4 | Таиланд (Сиам) | — | 2 |
Италия | — | 13/2 | Уругвай | — | 1 |
Китай | — | 9/3 | Финляндия | — | 6 |
Куба | 1 | 14 | Франция | — | 9/6 |
Колумбия | — | 7 | Швеция | — | 2 |
Мексика | 5 | — | Эквадор | — | 1 |
Нидерланды | 3/1 | 14/11 | Эстония | — | 4/4 |
Парагвай | — | 2 | Япония | — | 13/3 |
Канонерская лодка (пароход) Ваня-коммунист. Евгений Поздняк.
Кроме того, США использовали в качестве канонерских лодок 18 корветов, переданных Великобританией и Канадой, а в Японии служили 8 трофейных лодок.
Поделиться в:
Новинки сайта
- Фото | США. Полководцы (маршалы, генералы, адмиралы). Часть 2 19/07/2023
- 19.07.43 — бомбардировка Союзниками Рима 19/07/2023
- 19.07.41 — Сталин стал наркомом обороны 19/07/2023
- 18.07.44 — начало Люблинско-Брестской операции 18/07/2023
- 18.07.41 – введение карточной системы в СССР 18/07/2023
- 18.07.41 — начало партизанской войны в СССР 18/07/2023
- 17.07.45 — начало Потсдамской конференции 17/07/2023
- 17.07.44 – марш побежденных немцев в Москве 17/07/2023
- 17.07.43 – начало Изюм-Барвенковской наступательной операции 17/07/2023
- 17.07.43 — начало Миусской наступательной операции 17/07/2023
Источник: wwii.space
Канонерские лодки «Кореец», «Сивуч», «Бобр», «Гиляк», «Хивинец», «Храбрый», «Усыскин», их чертежи и модели
Канонерская лодка (канонерка, канлодка) представляет собой маневренный боевой корабль, который отличает мощное вооружение. Она предназначается для того, чтобы вести боевые действия в прибрежных морских районах, в озерах и на реках. Чаще всего используется для охраны гаваней.
Появление канонерских лодок
В России очень много озер, пограничных длинных рек и мелководных прибрежных акваторий. Поэтому строительство канонерок можно считать традиционным, ведь другие военные корабли не могли вести боевые действия в таких условиях. Однако перед началом Первой мировой войны пополнения не планировалось. На 1917 год канонерских лодок было всего 11, причем некоторые из них были спущены на воду в конце 19 века.
Для большинства из этих канонерок Гражданская война оказалась последней. Ее пережили только 2 канонерские лодки – «Храбрый» и «Хивинец». Поэтому конструкторы брали их за основу производства более современных артиллерийских кораблей.
«Храбрый» — самая старая лодка, которая входила в состав царского наследия. На Балтике она прослужила 63 года. Первоначально для использования она оснащалась тремя пушками (две на 203 мм и одна — 152 мм). Однако в 1916 году ее модернизировали. Теперь было пять орудий.
«Хивинец» создавался в качестве стационара на Персидском заливе, поэтому его огневая мощь базировалась всего на двух пушках 120 мм. Зато на этой лодке были более комфортабельные бытовые условия.
После 1917 года обе лодки перестали рассматривать при производстве новых в силу их почтенного возраста.
Модели
Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».
После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.
Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.
Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и артиллерийские орудия. Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию.
Данный тип получил название «Бурят».
Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.
Легендарный «Кореец»
Канонерская лодка «Кореец» использовалась на Дальнем Востоке для подавления «восстания боксеров». Она входила в состав международной эскадры. В течение сражений канонерка получила несколько серьезных повреждений, были раненые и убитые.
Перед Русско-японской войной канонерская лодка «Кореец» была переведена в корейский порт Чемульпо. Вместе с ней отправился крейсер первого ранга «Варяг». 8 февраля экипаж лодки получил задание отправиться в Порт-Артур с дипломатическим донесением. Однако порт был заблокирован, в результате чего путь «Корейцу» был перекрыт.
Капитан корабля принял решение повернуть назад, после чего миноносцы противника атаковали торпедами. Хотя сегодня рассматривается вариант, что японская эскадра только имитировала это.
Вследствие торпедной атаки «Кореец» производит два выстрела. Именно они являются первыми в Русско-японской войне.
По проекту «Корейца» было построено множество канонерских лодок, которые используются в современности.
«Варяг» и «Кореец»: боевой путь
В 1904 году в полдень бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, который продлился примерно час. Против двух военных кораблей выступала целая японская эскадра. Канонерка приняла участие в заключительной фазе боя, отражая торпедные атаки. Спустя час после начала сражения стал отступать крейсер, и канонерская лодка «Кореец» прикрыла его отход.
За время боя по противнику было выпущено 52 снаряда. Но при этом не наблюдалось решительно никаких повреждений и потерь со стороны канонерской лодки. Поскольку «Кореец» представлял собой боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, нельзя было допустить его захвата. Поэтому на рейде Чемульпо его было решено взорвать.
Экипаж лодки переместился на борт французского крейсера «Паскаль». Тот вскоре доставил моряков в Россию.
Экипажи, которые вели сражение, были награждены орденами и знаками отличия. Также в честь них была учреждена специальная медаль. Так крейсер и канонерская лодка вошли в историю.
Молодая канонерка «Хивинец»
Канонерская лодка «Хивинец» была самой молодой представительницей артиллерийских кораблей в царское время. Она предназначалась для вхождения в состав Балтийского флота. Лодка является мореходной, но ее использовали и в речных условиях. Причем она стойко выдерживала испытания неблагоприятных условий.
Канонерская лодка «Хивинец» заказывалась в 1904-1914 годы, когда начиналось укрепление российского флота. Однако сама непосредственно модель была ориентирована на 1898 год. К сожалению, после выпуска модели никакой модернизации не было, что стало причиной узкого функционала.
Нельзя не отметить стойкость и выносливость канонерки. Дело в том, что она выдерживала такие сражения, где погибали другие, более молодые артиллерийские военные корабли. Вероятно, именно поэтому ее долгое время использовали в качестве прототипа при строительстве судов.
Героический «Сивуч»
В Рижском заливе канонерская лодка «Сивуч» героически погибла в сражении с немецкими линкорами. Именно поэтому каждый год 9 сентября волны принимают множества цветов и венков от рижан и россиян.
19 августа 1915 года императорский флот вступил в бой с германскими линкорами. До конца неизвестно, что именно произошло в те далекие и долгие для экипажа дни. Но сражение около острова Кихну заставило эскадру Германии отказаться от дальнейших атак в Рижском заливе, а также от бомбардировки береговых укреплений. Это и было основной целью набега немецкого флота.
Канонерская лодка «Сивуч» тогда спасла Ригу от жертв и разрушений. Ценой такого подвига стала гибель корабля, равно как и всего экипажа. В то время канонерку называли даже Балтийским «Варягом», настолько высок был героизм моряков.
Канонерка «Бобр»
Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.
Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.
«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии.
Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.
Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.
Речные (озерные) и морские канонерские лодки
Несмотря на большой функционал, фактически все канонерки использовались для того, чтобы наносить удары по береговым объектам. Целью таких атак становилось подавление огневой мощи противника, а также уменьшение живой силы. Если же лодка оставалась в непосредственной близости от своего берега, тогда ее задачи заключались в охране береговых объектов, защите от вражеских военных кораблей.
Встречаются морские и речные канонерские лодки. Их основное отличие заключается в весе. Первые достигают массы в 3 тысячи тонн, вторые – в 1500. Конечно, исходя из названия, логично предположить, в каких местах будут использоваться канонерки.
Функционал и использование канонерских лодок
Канонерки представляют собой вариант наиболее функциональных артиллерийских кораблей. Конструкция позволяла использовать их в военных действиях в прибрежной зоне, на реках и вблизи архипелагов с мелкими скалистыми островами.
Канонерские лодки могли исполнять следующие функции:
- Оборона берегов, портов, эстуариев
- Высадка десанта
- Поддержка войск на берегах
- Высадка своего и борьба с вражеским десантом
- Вспомогательные задачи, вроде доставки грузов
В зависимости от того, где именно будет использоваться артиллерийский корабль, его конструкция могла изменяться, возводились специальные постройки. Встречаются небронированные, бронепалубные и броненосные лодки. Чаще всего использовали второй вариант, поскольку он предлагал относительно хорошую защиту, но при этом имел небольшой вес, что положительно сказывалось на маневренности.
Основные характеристики канонерских лодок
Исходя из характеристик, определялось, где будет использоваться канонерка. Есть три основных параметра:
- Водоизмещение. Корабли могли спускаться на воду для охраны и ведения военных действий в морях либо на реках и в озерах.
- Скорость. Она составляет 3-15 узлов. Скорость зависит от того, какой именно конструкцией наделяется канонерка. Она может быть небронированной, бронированной только в уязвимых местах, а также полностью. Естественно, повышается ее вес, который негативно отражается на скорости плавания.
- Вооружение.
Поскольку канонерские лодки были боевыми кораблями, орудиям уделялось большое внимание. Они могли наделяться 1-4 экземплярами пушек главного калибра (203-356 мм). Такой подход к проектированию был ориентирован на морские канонерки. Речные лодки чаще всего оборудовались орудиями среднего калибра (76-170).
Также, в зависимости от назначения на палубе, могли устанавливаться автоматические пушки «Зенит» и пулеметы. Последние конструировались крайне редко ввиду их малой дальности действия.
Заключение
Таким образом, невозможно встретить две одинаковые канонерские лодки. Каждый экземпляр по-своему хорош, наделяется своим уникальным функционалом. Как показывает история, многие российские канонерки могли в одиночку выступать против целых эскадр. Это заслуга не только самих непосредственно военных кораблей и их конструкторов, но и экипажа. Зачастую только его храбрость склоняла исход сражения в свою пользу.
Источник: fb.ru
Канонерские лодки: описание, характеристики, виды и история
В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.
Появление в русском флоте
Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.
По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.
Основные модели
После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия «Храбрый», а также «Хивинец».
Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа «Гиляк», но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.
Но появились новые модели «Ардаган», «Каре» и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения.
Но вскоре экономически выгодные «Ардаган» и «Каре» решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок — «Бурят».