Для каждой отдельной эпохи, для каждой страны, которой была присуща своя уникальная культура, характерны те или иные архитектурные особенности. Но бывает, что задумка некого древнего творца, предназначенная исключительно для его родного региона, приобрела мировой масштаб. Именно в такую категорию попали небезызвестные каннелюры. Это явление впервые было обнаружено в постройках эпохи Древнего Египта. Какова же была его дальнейшая судьба?
Описание
Итак, каннелюры — это вертикальные желобки, которые опоясывают периметр колонны или полуокружность пилястры. За счет них данные архитектурные сооружения становятся рельефными и уникальными. Досконально неизвестно, как и зачем древние мастера производили на свет подобные творения. Руководствуясь логикой, можно предположить, что каннелюры производили некие визуальные эффекты.
Мелкие желобки, тесно сгруппированные на колонне, делали ее более массивной, высокой и объемной. Это могло придать зданию величие и могущество. И наоборот, здание с колоннами, на которых каннелюры были слишком массивными, а их количество едва превышало десяток, выглядело более хрупко и казалось меньшим в размерах, чем на самом деле.
Архитектор: Построение каннелюр Дорического ордера
История возникновения
Как уже было отмечено выше, современным историкам неизвестен автор данной архитектурной особенности. Также тайной остается причина изобретения каннелюры. Это, однако, не помешало археологам установить приблизительную дату и место рождения данного явления.
Речь идет о Египте в период конца III — начала II тысячелетия до н. э. Именно в этой развитой стране архитекторы впервые начали украшать колонны каннелюрами, количество которых было строго либо 8, либо 16. Древнеегипетское здание с колоннами имело еще одну важную особенность. Желобки брали свое начало у основания ствола, а заканчивались у самого верхнего края. Дело в том, что в других культурах и в более поздние периоды положение каннелюр несколько меняется, о чем будет сказано ниже.
Античный период
Ближе к первому тысячелетию до н. э. вертикальные желобки на стволе колонны стали достоянием античных архитекторов. В Древней Греции и в Римской империи каннелюры также были сплошными, то есть шли от основания до верхушки колонны. Но их ширина и частота значительно переменились.
Античные творцы сделали желобки более узкими, за счет чего им удалось увеличить их количество на одной пилястре или колонне. За счет этого все здания, созданные по их эскизам, смотрятся невероятно величественно, они кажутся огромными и необъятными. На самом же деле успех на 50 процентов кроется в визуальном эффекте. Из античности эта архитектурная особенность перебирается в европейскую классику, и об этом читайте ниже.
Возрождение былых традиций
Узнав о том, что же такое каннелюры в архитектуре, каждый прочитавший готов поклясться, что видел таковые в своем городе. Действительно, некоторые здания, возведенные относительно недавно, а именно в начале ХХ столетия, могут похвастаться наличием вертикальных желобков. Как же так? Для начала сделаем небольшое отступление.
Архитектор: Построение каннелюр Ионического и Коринфского ордера
В средневековый период, как известно, люди напрочь отреклись от всех античных ценностей. Длительное время про все творения той эпохи никто не вспоминал, и продлилось это забвение аж до конца XIX столетия.
Стиль модерн, который стал тогда весьма популярным во всех отраслях искусства, решил возродить традиции засыпанного песками прошлого. Вместе с ними вспомнили и про каннелюры. Это архитектурное творение стало снова широко применяться как европейскими, так и российскими мастерами. Именно поэтому мы часто видим не такие уж и старинные здания, колонны которых украшены желобками, в Европе и на своей родине.
Отто Вагнер
Один из лидеров среди архитекторов направления модерн по имени Отто Вагнер подарил совершенно новую жизнь каннелюрам. Во-первых, он сделал их менее глубокими и менее широкими. Такое нововведение дало возможность применять их не только для украшения колонн, но и для обновления стен. В каннелюрах Вагнера есть еще одна примечательная особенность: они берут свое начало у самого верха стены или пилястры, но никогда не доходят до низа. Вместо этого они обрываются и объединяются в треугольник, направленный вниз.
Стоит отметить, что такое нововведение Вагнера приглянулось петербургским архитекторам, творящим во времена процветания стиля модерн.
Источник: fb.ru
Каннелюры
Дорическая колонна обрабатывается 20 каннелюрами неглубокого профиля с острыми ребрами (1/3 окружности в плане ), колонные ионического, композитного и коринфского ордеров — 24-мя каннелюрам глубокого профиля (в плане — полукруг), которые разделяются ремешками.
- Описать полуокружность AB и разделить ее на равные части (10 – 12), проводя радиусы через полученные точки.
- Радиусом, равным половине одной из частей, из центров в точках 1, 2, 3, 4 и т.д., описать дуги до пересечения с полуокружностью AB; по полученные точками нанести чертеж каннелюр.
Загрузить чертежи ордеров одним архивом, в крупном размере
- Ордера в массах
- Основные элементы
- Название ордерных элементов
- Измерение: модули, парты
- Обломы
- Утонение (энтазис)
- Каннелюры
- Зубчики
- Аттическая база
- Карниз Виньолы
- Витая колонна
- Происхождение и характеристика
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Колоннада
- Сравнение ордеров разных авторов
- Происхождение
- Общая характеристика
- Греко-дорический ордер
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Триглиф
- Колоннада
- Сравнение ордеров разных авторов
- Происхождение
- Общая характеристика
- Греко-ионический ордер
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Построение волюты и иоников капители
- Построение волюты — метод древних
- Колоннада
- Сравнение ордеров разных авторов
- Легенда, символика, происхождение
- Греко-коринфский ордер
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Построение капители
- Колоннада
- Сравнение ордеров разных авторов
- Происхождение и характеристика
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Построение капители
- Колоннада аналогична коринфской
- Сравнение ордеров разных авторов
- Правило несвешиваемости
- Обработка ордером оконных проемов
- Членение стен при помощи ордеров
- Расположение колонн друг над другом
Ордера гражданской архитектуры
Пять колонн или описание и применение пяти ордеров
Правило пяти ордеров архитектуры
Теория классических архитектурных форм
В книге подробно описаны все архитектурные ордера, а также, что гораздо важнее, дана система их применения в практическом проектировании.
Всеобщая история архитектуры
Скрупулезные описания построек, материалы и способы их применения, строительная техника, авторские рисунки – все составлено так, как это мог сделать только инженер. Поэтому этот труд 18-ого века до сих пор актуален. Искусствоведы всех стран отдыхают)
Для архитектурной отмывки
Фото для отмывки
Источник: kannelura.ru
Каннелюры
Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.(такие колонны и пилястры называют каннелированными, в отличие от гладких). У колонн ионического ордера они чередуются с дорожками, дорического — образуют острые углы.
Москва, ул.Профсоюзная д. 57, офис 525
Авторизация
Авторизация Закрыть
Регистрация
Регистрация Закрыть
Сравнение
Предупреждение
Такой email уже зарегистрирован. Введите пароль. Если вы забыли пароль, перейдите на форму восстановления пароля
Заявка на замер
Заявка на расчёт
Задать вопрос
Заказать звонок
Колоннада
к.п. Раздоры
Основной целью и задачей компании «Вландо» является создание комфортной и уютной среды обитания человека с учётом всех пожеланий и запросов клиентов. Мы поможем вам Немецкий теоретик искусства профессор Фридрих Шеллинг в одном из своих сочинений уподобил архитектуру застывшей музыке. Парадоксально, что архитектура, более близкая к ремеслу, чем к высокому искусству, не имеющая своей музы-покровительницы среди спутниц
Источник: vlando.ru
Каннелированный орнамент на керамике или просто каннелюры
Статьи
Чтобы усилить выразительность глиняного изделия издревле на ее поверхность наносился всевозможный декор, который естественно повышал и эстетическую ценность предмета.
В каждом временном и территориальном промежутке приоритетными были те или иные особенности в декоре.
Весь декор можно свести к двум направлениям – это гладкий и рельефный. Гладкий декор не предполагает изменений в форме предмета, преимущественно – это работа с цветом. А вот рельефное украшение, такое как гравировка, налепные украшения, всевозможные штампы и теснения, которые в свою очередь подразделяются на различные техники. Одним из разновидностей графического декора являются каннелюры.
Этимология
Каннелюры или канелюра, ударение падает на третий слог. Происхождение слова смешанное. От французского слова cannelure – это желобок. Латинское canna переводится как палочка, тростник.
Каннелюры пришли в керамику из архитектуры. Каннелюры в архитектуре – это вертикально расположенный желобок на колоннах или пилястрах.
Здесь уместно пояснить, что пилястры тоже имеют вид столбов, но это – выступы на стенах или столбах, они имеют плоский вид, вертикальное расположение и прямоугольное сечение.
Каннелированный орнамент в древности
В древних находках керамики выделяют несколько разновидностей каннелированной керамики.
В отношении керамики, каннелюрами называют узкие неглубокие линии на поверхности глиняного изделия, которые выполнены при помощи какого-либо инструмента. В основном каннелюры ранее наносились на лощеные предметы.
Линии каннелюров сгруппированы и расположены вертикально, горизонтально, наклонно или в виде зигзага. Такой декор чаще встречался на ручках, плечиках сосуда, в небольшой доле он покрывал и тулово сосудов.
Каннелированный рисунок имел правильную геометрию, иногда сочетался с оттисками гребенчатого штампа.
Основываясь на времени и характере раскопок, ученые пришли к выводу, что в Центральной Европе орнамент каннелюр существовал непродолжительное время.
Возможно, это связано с переселением на данную территорию небольшой группы населения, которая принесла со своими традициями данный способ украшения керамики.
Каннелированный орнамент сегодня
Сегодня термин каннелированный орнамент на керамике, так же, как и несколько столетий назад – это отображение структуры и рельефа архитектурного орнамента. Чаще такой декор применяют для украшения посуды, в особенности при изготовлении чайных сервизов. Ребристый орнамент очень органично вписывается в общий внешний вид такой керамики.
Вырезают каннелюры при помощи стеков по еще мягкой глине до обжига.
Особенно важно в таком деле выдержать параллельность желобков, их одинаковую глубину и параллельность в нанесении.
Если количество каннелюр небольшое, то можно предварительно нанести разметку на поверхности глины. В противоположном случае, когда у вас планируется много каннелюр, такой способ к применению будет не пригоден. Постоянно будет «выползать погрешность» в шаге и в итоге вы можете сбиться.
Разновидности каннелюр
Вогнутые – это классическая форма вогнутых желобков.
Выпуклые каннелюры, по другому их называют гофры, «встречные каннелюры», это разделенные на более узкие доли в нижней части колонны желобки, которые заполнены на свою высоту округлыми валиками.
История каннелюры
Первые упоминания о каннелюрах относятся к 7 – 6 векам до нашей эры на территории Египта. В этот период начали переходить от каменных и деревянных монолитных столбов к комбинированным барабанам.
В этом случае возникла необходимость скрывать горизонтальные швы между такими барабанами. Вертикально расположенные желобки как нельзя лучше маскировали их.
В данном случае игра света и тени как нельзя лучше подчеркивает вертикаль колонны.
В самом раннем периоде каннелюр на колонне было 16, 20 или 24. Позднее их становится 32. В 5 веке до нашей эры приходят к канонам в 20 каннелюр. Это количество каннелюр подчеркивало объемность колонн. Падающие более густые тени выгодно выделяют колонну на фоне стены.
Каннелюры изготавливались в колонне путем их вытесывания. В более ранний период каннелюры вытесывали так, чтобы они сходились в остром углу с соседним желобком.
Позднее между желобками каннелюр стали оставлять плоские дорожки, закругляясь сверху и снизу колонны.
Еще позднее, у эллинов и римлян от основания на треть высоты заполнялись выпуклыми валиками с закруглениями на концах, что показывает наличие у мастеров того периода художественного мышления.
В начале 18 века каннелюры появились в России. Ими украшали свои дома и поместья состоятельные жители.
В конце 19 века венские мастера начинаю сочетать неглубокие каннелюры с круглыми розетками.
Такое сочетание получило название «венский цветок».
«Венским цветком» декорировали стены и пилястры. Позднее этот декор стали применять и для украшения мебели, например, ножек кроватей, диванов.
Другие значения
В изготовлении оружия каннелюра – это кольцевой штамп у патрона, расположенный на корпусе гильзы.
Его предназначение, ограничить расположение пули внутри гильзы. Либо каннелюрой называют канавку на пуле, назначение ее такое же, как у кольцевого штампа, то есть закрепить пулю в гильзе.
Наличие каннелюры на гильзе дает возможность самостоятельно перезарядить их.
Источник: kovaleva.gallery