Что такое эскадра подводных лодок

В Полярном открыта экспозиция, посвящённая истории 4-й эскадры субмарин - https://www.mvestnik.ru/

В исторической главной базе Северного флота – городе воинской славы Полярном, который отметил своё 120-летие, начала работу музейная экспозиция, посвящённая истории 4 эскадры подводных лодок Северного флота, которая стала преемницей Краснознаменного ордена Ушакова I степени бригады подводных лодок времен Великой Отечественной войны и находилась на острие событий войны «холодной». Четыре её корабля принимали участие в походе к берегам Кубы 1962 года, получившем название Карибский кризис.

Идею создания экспозиции подсказал ветеранам-подводникам известный писатель-маринист Николай Черкашин. Инициативу ветеранов и подводников Северного флота поддержал городской музей.

О служебных буднях подводников посетителям экспозиции расскажут их личные вещи: записная книжка Петра Николаевича Романенко, бинокль Льва Давыдовича Чернавина, часы Николая Ивановича Ямщикова и другие предметы, которыми пользовались подводники в боевых походах. Разукрашенные «разухи», самодельные свидетельства о посвящении в подводники поведают о самых интересных традициях подводного флота.

Эскадра Трёх Океанов

Работа по историзации деятельности эскадры и её отображению в музейной экспозиции была бы невозможна без помощи неравнодушных людей, интересующихся историей российского подплава. Самый интересный интерактивный экспонат – настоящий телефон с подводной лодки «Чувашский комсомолец» появился благодаря дружбе и сотрудничеству с Мурманским региональным отделением Союза машиностроителей России.

Кураторы проекта неоднократно обращались к информационным проектам, посвященным истории подводного флота: «Штурм глубины», «История русского подплава», «Русский подплав». Постоянное консультационное сопровождение обеспечили ветераны эскадры Олег Кабалюк и Павел Стежко. Организационную поддержку оказал член Совета Союза ветеранов 4 эскадры, первый заместитель председателя Мурманской областной думы капитан 1 ранга запаса Владимир Мищенко.

Экспозиция интересна всем, кто интересуется историей подводного флота, детям и юношам, которые стоят перед выбором своего профессионального пути. Но самый большой отклик она должна найти среди тех, для кого Полярный и эскадра стали значимой вехой в жизни.

«Спасибо вам за такую важную работу, — написал кураторам один из ветеранов-подводников, — ведь Полярный стал для многих из нас почти второй малой Родиной. Кто-то отслужил «срочную», а кто-то отдал всю жизнь служению нашей Родине – СССР в подводных силах».

Источник: murmansk.bezformata.com

16-я Краснознаменная эскадра подводных лодок

Встреча ветеранов 4-й эскадры подводных лодок Северного флота.

Краткая история эскадры выглядит так:
2 июля 1938 года решением Военного совета Тихоокеанского флота три подводные лодки: «Л-7», «Л-9» и «Л-10» 41 дивизиона 6 морской бригады подлодок под флагом командира бригады капитана 1 ранга Заостровцева были передислоцированы из Владивостока в Петропавловск-на-Камчатке. Командиром дивизиона был назначен капитан 3 ранга А. Кулагин. С момента прихода к новому месту дислокации дивизион стал именоваться: 41 отдельный дивизион подводных лодок 4 бригады ПЛ ТОФ. Для обеспечения субмарин решением Верховного совета ТОФ была создана 361 береговая база подводных лодок.
Основными задачами камчатского дивизиона являлись изучение и освоение побережья в зоне ответственности, разведка, операции по отработке высадки разведывательно-диверсионных групп.
В годы Великой Отечественной войны по решению Государственного Комитета Обороны СССР четыре субмарины Владивостокской базы и две подводные лодки камчатского соединения: «Л-15» и «Л-16» в 1942 году совершили переход по маршруту: Авачинская бухта – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Панамский канал – Атлантика – Полярное (Кольский полуостров), где влились в состав Северного флота. Во время перехода в 820 милях западнее Сан-Франциско «Л-16» была атакована субмариной противника и затонула. «Л-15» же, благополучно влившись в состав Северного флота, потопила впоследствии 4 немецких корабля и участвовала в постановке минных заграждений.
В августе 1945 года подводные лодки дивизиона обеспечивали своими действиями прикрытие десанта советских войск на острова Курильской гряды.
В последующие годы дивизион вырастает до размеров дивизии, неоднократно меняет название, а входящие в его состав подводные лодки совершают все более дальние походы, охватывая своим присутствием несколько океанов. Так, с 27 октября 1959 года по 24 марта 1960 года подводные лодки 611 проекта «Б-88» и «Б-90» в обеспечении теплохода «Михаил Калинин» и танкера «Вилюйск» под общим командованием капитана 1 ранга Б. А. Вешторта по программе «Прилив» совершили межфлотский переход с Северного флота южным путем через Атлантический, Индийский и Тихий океаны вокруг Африки и Австралии. За 150 суток отряд прошел более 23 тысяч миль. Это был первый в истории Военно-морского флота трансокеанский межфлотский переход подводных лодок вокруг Австралии.
18 июня 1963 года из Приморья в бухту Крашенинникова на Камчатку к постоянному месту базирования в состав 45 дивизии прибыла первая атомная подводная лодка «К-122» 659 проекта.
Атомные субмарины начинают регулярно выполнять трансарктические подводные переходы с Северного флота на Тихоокеанский, совершать трансокеанские плавания длиной в десятки тысяч миль и продолжительностью более сотни дней.
22 февраля 1968 года, в год 50-летия Советской Армии и Военно-морского флота, за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства, за успехи в боевой и политической подготовке, освоение новой техники 15 эскадра подводных лодок ТОФ награждена орденом Красного Знамени — соединение стало именоваться Краснознаменным.
В 70-е и 80-е годы 20 века регулярно обновляется состав кораблей соединения, увеличивается дальность и продолжительность походов, проводятся все новые испытания боевых возможностей субмарин.
В октябре 1975 года второй экипаж РПК СН «К-258» под командованием капитана 1 ранга Г. Марчука, совмещая государственные испытания с контрольно-серийными испытаниями ракетного оружия, выполнил ракетную стрельбу с фактическим пуском шести баллистических ракет, за которую была поставлена отличная оценка. Подобные ракетные стрельбы на флоте проводились впервые и получили высокую оценку государственной комиссии.
1975 год.
В 1989 году в составе флотилии было пять дивизий, 42 единицы корабельного состава, что было расцветом мощи объединения.
После распада Советского Союза 26 июля 1992 года на кораблях флотилии торжественно спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, отразившуюся и на Вооруженных силах, подводные лодки продолжали выполнение задач командования и освоение новых способов ведения огня и применения субмарин в мирных целях. В 1993 году подводная лодка под командованием капитана 1 ранга С. Игишева, благодаря высокому профессионализму экипажа впервые осуществила стрельбу крылатыми ракетами по береговым целям.
Экипаж «К-434» (проект 667АУ, командир капитан 1 ранга В. И. Прохоров) принял участие в проведении уникального научного эксперимента. В головной части ракеты, которая была выведена на орбиту, находился технологический модуль для выработки интерферона — ценного сырья для производства лекарственных препаратов.
1 сентября 1998 года управление 2 Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок переформировано в управление 16 Краснознаменной оперативной эскадры, а 1 июня 2003 года — в 16 Краснознаменную эскадру подводных лодок, получив свое нынешнее название.

Читайте также:  Что такое кикстартер на лодочном моторе

Полная версия доступна здесь.

В составе эскадры находится 20 подводных лодок, часть из которых постоянно находится на дежурстве в Мировом океане. Нам разрешили побывать на одной из субмарин.
Для посещения был предоставлен атомный подводный крейсер проекта 949А «Челябинск»
2.

Экипажи не охраняют лодки, для этого есть специальная рота охраны
3.

«Катакомбы» субмарины
5.

Если на АПЛ «Карелия» на Северном флоте разрешалось снимать в достаточно многих местах, то по «Челябинску» нас провели очень быстро и снимать практически не давали. На главном командном посту корабля разрешили снять только вот эту часть в строго определенном ракурсе
7.

Памятка желающим усугубить
9.

Очень удивило наличие сауны на подводной лодке.
Предбанник
10.

После парилки — в бассейн. Уточка очень умилила 🙂
12.

В походе разрешено купаться раз в десять суток, посменно. После купания можно отдохнуть в двух каютах, где можно посидеть, полюбоваться на различные растения, попугаев (что после пары месяцев похода, где железо и только железо повсюду, весьма полезно), посмотреть фильмы, поиграть в шахматы
За растениями фельдшер корабля ухаживает
14.

Из лодок еще удалось снять возвращение атомного подводного крейсера пр.949А «Тверь» со стрельб противокорабельным комплексом «Гранит» по надводной мишени
19.

На переднем плане атомная большая подводная лодка пр.671РТМ «Б-242», далее атомный подводный крейсер пр.949А «Красноярск»
22.

Сегодня эскадра готовится к приему трех новых подводных лодок проекта 955 «Борей», для которых уже сформированы экипажи. Один из них уже находится на головной лодке проекта «Юрии Долгоруком», которая проходит испытания в Белом море. Второй на «Александре Невском» в Северодвинске, третий проходит обучение.

Далее мы прошли к штабу эскадры, который охранял часовой в такой вот интересной экипировке. Поскольку на посту ему разговаривать не положено, то и узнать штатные ли у него очки не получилось
23.

Эмблема эскадры
24.

Коротко об эскадре нам рассказал сам командующий — контр-адмирал Николай Евменов, находящийся в этой должности с июля прошлого года
25.

Рассказ об инфраструктуре базы командующим был подан так, что мы временами просто покатывались со смеху, а в конце от души зааплодировали ему. Посмотрите обязательно это видео, там подробно рассказано о становлении социальной составляющей базы
http://www.youtube.com/watch?v=Xo40sQfCFJY

Если кому-то было лень смотреть, то вкратце ситуация такова: после приезда Путина в 2004 году, который посмотрел на разруху, творящуюся на базе, было предпринято масштабное строительство и улучшение социальной составляющей быта. Построено и реконструировано 14 жилых домов, два детских сада, ледовый дворец, аквапарк с развлекательным центром, дом офицеров. В этом году в конце октября «Спецстрой» продолжит работы, снеся три старых здания, на месте которых будут возводить два жилых дома на 80 и 100 квартир соответственно.
Даже в штабе размещены тренажеры
26.

Читайте также:  Моторгайд для ПВХ лодки что это

Уголок отдыха
28.

Для экипажей подлодок проекта «Борей» заранее построена благоустроенная казарма-общежитие
29.

Весь личный состав обеспечен жильем: семейным предоставляется служебные квартиры, холостым — квартиры в общежитии (говорят, что с общежитий в квартиру съезжать не хотят, т.к. бытовые условия одинаковые, но за квартиру необходимо платить и убирать самому, в то время как в общежитии все выполняет обслуживающий персонал). Кровати в казарме-общежитии необходимы только для вновь прибывших для прохождения службы (пока им не выделят жилье) и для дежурной смены
30.

Комната досуга
31.

Бытовая комната
32.

В соседнем здании находится столовая. Зал для рядового состава
35.

И для высшего офицерского практически не отличаются
36.

Ледовый каток, построенный в 2009 году
37.

В память о погибшей ярославской команде
39.

Хоккей очень популярен на базе, есть несколько команд, которые соревнуются между собой. Капитаном команды «Океан», например, является сам командующий (в роли защитника)
Тренировка
40.

Когда не тренируются хоккеисты, катаются все желающие, цены достаточно демократичны
41.

Для сравнения — довольствие, которое получает рядовой состав (плюс премия по приказу №1010). Офицеры, само собой, получают больше плюс премии по 400-му приказу, плюс «северные»
42.

Сын одного из офицеров тоже участвовал в тренировке
43.

Развлекательный центр и аквапарк
44.

На данный момент идет подготовка к зимнему сезону, обслуживание котельных, поэтому воды сейчас нет. Но работники центра очень просили сказать, что пуск отложили до октября (вроде что-то с финансированием застопорилось), поэтому они очень переживают, что сезон может не начаться
45.

Расценки на посещение
49.

Поскольку приезжали в субботу, то детей в детском саду не было. Всего в городке два новых детских сада — «Сказка» и «Русалочка» на 200 и 190 детей соответственно. Сейчас будут строить еще один, т.к. имеющихся уже не хватает. Воспитателями работают жены самих военных, у которых есть педагогическое образование. Зарплата воспитателя небольшая — от 14-16 тысяч
51.

Вид на часть военного городка. По кругу ходит маршрутка, проезд — 10 рублей. Есть три фирмы, предоставляющие услуги такси, по городку — 100 рублей
52.

Один из новых жилых домов
54.

За приездом орды журналистов внимательно наблюдали. В роли наблюдателя — Чапик 🙂
55.

Все двери на кодовых замках, на первом этаже большая колясочная
56.

Однокомнатная квартира одного из лейтенантов, которого с женой отдали на «растерзание» телевизионщикам
Прихожая
57.

Жилая комната. Вся отделка и мебель — государственные. Жена лейтенанта работает в местном фотосалоне фотографом
59.

На кухню нельзя было пробиться из-за наличия множества камер, поэтому не снял ее.
Про однокомнатную не успел спросить, но двухкомнатная квартира (75 м2) в месяц тянет на 11 500 рублей, из которых львиную долю съедает отопление (сезон с конца сентября до начала июня).

Несколько фотографий напоследок.
Памятник подводной лодке «Л-16», погибшей в 1942 году
61.

Трофейный гидроакустический буй ВМФ США AN/SSQ-41B, сбрасываемый авиацией и предназначенный для поиска подводных лодок
62.

А этот склон рядом с городком — местный горнолыжный спуск. Зимой излюбленное место катаний
63.

Источник: yablor.ru

Подводные эскадры

Подводные эскадры

Известные события нашей войны с Японией придали большой интерес вопросу о боевом значении подводных лодок. Ответ на него дает настоящая заметка. Проектов и систем разного рода подводных лодок множество, но мы рассмотрим лишь несколько наиболее совершенных и распространенных систем, чтобы можно было составить верное представление, в чем заключается идея этого судна, какие его особенности и боевое значение.

Первый раз подводная лодка была употреблена в междоусобной американской войне 1862—64 гг. Лодка эта называлась «Давид»; построена она была в 1863 г. и принадлежала конфедератам. Когда противник блокировал Чарлстон, лодка под командой лейтенанта Диксона выступила на рейд для атаки федералистского корабля «Housatonic».

Часовой на корабле заметил торчащую из воды верхушку хребта подводной лодки и поднял тревогу. Но лодка успела нырнуть под днище корабля, вскоре раздался взрыв мины и корабль начал тонуть. Когда впоследствии были спущены водолазы для осмотра пробоин в потонувшем корабле, то нашли там и подводную лодку, с 9 мертвыми людьми, крепко врезавшуюся в пробоину.

С 1863 г. подводные лодки значительно усовершенствовались. В 1893 г. во Франции была построена подводная лодка «Gustave Zede», названная так по имени изобретателя. Лодка изготовлена из бронзы и представляет собою вид цилиндра с закругленными оконечностями. Длина её около 150 футов, водоизмещение 266 тонн.

Читайте также:  Лодка из цемента своими руками

В лодке помещается электрический мотор с аккумуляторами, развивающий быстроту хода под водой около 9-10 узлов. Лодка может опускаться на глубину до 60 футов. Команда её состоит из 8 человек. Боевое снаряжение лодки составляет 4 мины Уайтхеда, для стрельбы которыми имеется выбрасывательный аппарат. Особенно хорошо устроены в лодке приспособления для быстрого погружения её в воду.

Наметив предмет, который она хочет поразить, лодка скрывается под водой, затем, пройдя некоторое расстояние, она выплывает на поверхность, ориентируется, исправляет, если надо, направление, потом опять ныряет и, приблизившись к намеченной цели, пускает одну или несколько мин.

В последнее время во Франции по типу «Zede» построен подводный миноносец «Morse», имеющий несколько меньший размер, но обладающий лучшими мореходными качествами. Для обеспечения безопасного подводного плавания в случае порчи электромотора, миноносец несет фальшивый, тяжелый свинцовый киль, который действием внутреннего механизма может быть быстро отброшен, и тогда лодка немедленно всплывает на поверхность воды.

Подобно всем другим лодкам этого типа, «Morse» имеет башенку, находясь в которой командир лодки управляет ей, когда она идет по поверхности воды. При подводном плаванье для наблюдения за окружающей местностью служит светоотражатель (перископ). В верхней части башенки помещается зеркало с параболической поверхностью.

Встречающиеся на пути предметы, отразившись в зеркале, получаются в уменьшенном виде в фокусе зеркала на плоскости. Таким образом, наблюдатель, находясь внутри лодки, может руководить её ходом. На некоторых лодках для той же цели служит другой прибор, построенный тоже на законе преломления лучей.

На вершине небольшой мачты, которая для лучшего укрывания от взоров противника вращается на шарнире и потому может быть посажена на корпус судна, прикреплена стеклянная призма; в лодке против этой призмы, за стеклянной наружной стенкой, помещена другая призма. Внешние предметы, отразившись в той другой призме, проектируются внутри лодки на особом экране, что и дает возможность правильно вести лодку под водой. Командир лодки может по своему желанию приподымать или опускать мину c перископом, а равно и поворачивать ее в разные стороны, следя таким способом под водой за появляющимися в море судами.

Кроме упомянутых двух типов, рассмотрим в общих чертах еще лодку «Narval». Эта лодка предназначена для выхода в открытое море на значительное расстояние. Лодка держится у самой поверхности воды и может опускаться в воду лишь на короткое время. Корпус лодки состоит из двойных стальных стенок, между которыми находится водяной балласт.

Лодка приводится в движение керосиновым двигателем и динамо-машиной. Управляется лодка перископом и вооружена 4 минами. Для обеспечения людей свежим воздухом, как и на других лодках, имеется особый аппарат со сгущенным воздухом. Стоимость современного типа подводной лодки определяется около 150 000 рублей.

Насколько трудно уловить движение подводной лодки, видно из маневров французского флота, бывших в Средиземном море в 1901 г. Французская эскадра с сопровождением 6 миноносцев и 2 крейсеров выходила из Аячио, когда вдруг у борта одного броненосца раздался взрыв подводной лодки (заряженной для безопасности слабым зарядом). Вскоре выяснилось, что нападение произвела французская подводная лодка «Zede», которая незамеченной прошла под водой мимо всей эскадры и выпустила мину в броненосец. Движение лодки под водой почти невозможно заметить: мелькания тени её и незначительные пузырьки отработанного воздуха, которые появляются на поверхности воды, трудно уловить даже опытному глазу. Не говоря о волнении, но даже обыкновенная рябь и отблеск воды до крайности затрудняют наблюдение за подводной лодкой.

Что касается применения подводной лодки в бою, то, без сомнения, в будущем ей предстоит в этом отношении значительная роль. Способность подводной лодки незаметно подкрасться к неприятельскому кораблю и неожиданно поразить его миной, способность её скрытно пробраться в защищенную гавань противника и произвести там внезапно нападение на суда береговой обороны, все это делает подводную лодку одинаково необходимой как для наступательной, так и для оборонительной войны.

Каждая война приносила с собой какие–нибудь технические усовершенствования: Крымская война — нарезные ружья и плавучие батареи; междоусобная американская война — броненосные суда; кампания 1866 года — игольчатые ружья; франко-прусская — картечницы, которые впоследствии преобразовались в скорострельные пушки и пулеметы; русско-турецкая — применение окопов и шестовых минных судов. Весьма возможно, что нынешняя русско-японская война разрешит вопрос о подводных лодках.

В настоящее время ни один флот, кроме французского, не имеет сильной подводной эскадры. Во Франции для специального заведывания подводным плаваньем и подводной морской обороной имеется даже особый штаб.

  1. Найти невидимку: Системы обнаружения субмарин
  2. Как ориентируется под водой штурман подводной лодки?
  3. Современные дизельные подводные лодки

Источник: bennlo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...