Что такое десантная лодка

По традиции в День ВМФ в Новороссийске проходят показательные выступления бойцов морской пехоты Новороссийской военно-морской базы. И также по традиции не обходится без демонстрации высадки десанта на берег с десантных средств базы. Это, безусловно, чрезвычайно символично в городе, в котором одна из самых протяжённых улиц названа улицей Героев Десантников, а другая именем командира тех самых десантников Цезаря Куникова.

Но речь пойдёт не о людях, а о современных морских средствах доставки десанта. При этом обратим внимание не на общеизвестные десантные «левиафаны» вроде БДК «Цезарь Куников» или вступивший в состав флота буквально два месяца назад БДК «Иван Грен», а на более скромные по размерам, но не менее уникальные и крайне необходимые десантные корабли Ведь малые десантные корабли способны решать задачи, неподвластные левиафанам флота. Во-первых, порой использование БДК экономически невыгодно, это как палить из гаубицы по комарам. А, во-вторых, операции, проводимые тайно в условиях маскировки, не терпят применения топора — там нужен скальпель.

Проект 621: Десантная подводная лодка

Одним из примечательных представителей семейства малых десантных кораблей является быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна». Катер начали разрабатывать в легендарном Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени не менее легендарного и гениального Ростислава Алексеева. Строительство же этих уникальных катеров стартовало на двух судостроительных заводах. Для Черноморского флота, Балтфлота и Каспийской флотилии «Серну» возводили на стапелях ССЗ «Волга». Для Тихоокеанского флота катера строили на ССЗ «Восточные верфи».

Правда, несколько кораблей пошли на экспорт. В частности, несколько катеров были отправлены в Эмираты, а один в Эстонию. Уж не знаю, зачем эстонской игрушечной армии потребовался десантный катер и куда они эту самую армию собирались десантировать, но по факту корабль не пробыл на службе государевой и нескольких лет, как его вознамерились толкнуть в частные руки. По различным данным, его и сейчас пытаются продать какому-нибудь незадачливому эстонцу.

Эстонская «Серна»

Но, опять-таки, вернёмся к уникальности данного проекта в целом. Особенностью «Серны» является то, что её движение основано на принципе воздушной каверны. Данный принцип во многом схож с принципом движения кораблей на воздушной подушке. Т.е. под днище корабля подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление при движении по воде, тем самым повышая скоростные качества. Именно образовавшийся воздушный пузырь и именуется каверной.

Кроме увеличения скорости, корабли на воздушной каверне имеют прекрасную проходимость по мелководью, способны самостоятельно сняться с мели и абсолютно неприхотливы к месту причала, т.е. способны легко причалить на необорудованный берег и высадить десант.

Следующей особенностью «Серны» является и её движитель (именно движитель, а не сам двигатель). Вместо привычного винтового движителя катер оснащён движителем водомётным или ВВД (вентилируемый водомётный), лопасти рабочего колеса которого работают при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. ВВД, в отличие от обычного водомётного движителя, не имеет ни спрямляющего аппарата, ни сопла для формирования струи. Таким образом, ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом гребного вала.

Десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800

Именно совокупность этих интересных решений в конструкции корабля позволяют ему развивать скорость до 30 узлов, и это при волнении моря в 2 балла и высоте волны вплоть до 0,75 м. Движение с ограничением скорости до 27 узлов возможно при волнении моря 3 балла, когда высота волны достигает 1,25 м. А безопасное плавание при полном водоизмещении возможно и при 5 баллах с высотой волны до 3,5 метров.

В качестве двигателя на данных десантных кораблях установлены два дизеля марки М503А мощностью 4000 л.с. каждый, которые производятся в Санкт-Петербурге на .

Катер имеет следующие тактико-технические характеристики: — длина 25,6 м, ширина 5,8 м; — высота борта на миделе 2,9 м; — осадка 1,47 м; — водоизмещение 100 тонн; — грузоподъёмность около 45 тонн, т.е. катер способен брать на борт 1 основной боевой танк, 2 БТР либо до 92 человек десанта; — длина и ширина грузового трюма 15 и 4,1 м, соответственно.

При этом дальность плавания составляет до 600 миль, а автономность одни сутки. Таким образом, катер вполне способен выйти с десантом из Новороссийска, доставить горячий десантный привет в крайне дружественный Батуми и без какой-либо дозаправки преспокойно вернуться в родную гавань. Экипаж состоит из 4-5 человек.

Д-199 у пирса НВМБ

Стационарного вооружения «Серна» не имеет. Однако, по данным ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, катер может быть вооружён четырьмя ПЗРК типа «Игла» и/или четырьмя пулемётами ПКМБ (пулемёт Калашникова модернизированный бронетранспортерный, который мало чем отличается от стандартного ПКМ) 7,62 мм.

Одним из последних введённых в строй в рамках перевооружения ЧФ десантных катеров на воздушной каверне «Серна» на Черноморском флоте, а точнее ставших на службу в Новороссийской ВМБ, является Д-199 (бортовой номер 544). Данный десантный катер был заложен на ССЗ «Волга» и спущен на воду в 2012 году. По внутренним водным путям его перевели в Новороссийск к июню 2014 года для проведения сдаточных испытаний. 5 августа того же года на корабле был поднят Андреевский флаг.

Сейчас «Д-199» входит в состав 184-й бригады охраны водного района Новороссийской ВМБ, кстати, наравне с систершипом Д-144 (бортовой — 575). По некоторым данным, новые катера данного проекта будут продолжать пополнять ЧФ, но большая их часть планируется к отправке в Севастопольскую ВМБ.

Относительно «юный» «Д-199» ежегодно демонстрирует свои недюжинные способности на День ВМФ, так что автору воочию удалось наблюдать, на что способен этот малый да удалый десантный корабль. Кроме высокой скорости, стоит отметить, что катер крайне маневренный. Так, после молниеносного показательного десантирования морпехов, «Д-199» в считанные секунды сделал разворот на 180 градусов и также молниеносно покинул район десанта. Но, разумеется, истинный потенциал способен выявить только бой.

Читайте также:  Как приклеить наклейку на лодочный мотор

Естественным продолжением проекта 11770 «Серна» стал десантный катер на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь» с увеличенными параметрами и грузоподъёмностью до 120 тонн. Стоит отметить, что оба корабля пока не имеют аналогов в мире. Но «Дюгонь», как это ни банально звучит, совсем другая история.

История службы

«ДКА-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «ДКА-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, 1 катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё 1 катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

Примечания

  1. пр.21820 Дюгонь — DYUGON // militaryrussia.ru, 18 января 2012 года
  2. ↑ 12
    Новый десантный катер заложен в Ярославле // СмартNews Ярославль, 22 января 2014 года
  3. Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» // Армейский вестник.
  4. ↑ 12
    ОВТ «Оружие Отечества» A.V.Karpenko
  5. Военно-морской флот отказался от «Дюгоней». Десантные катера на воздушной каверне вступили в строй с конструктивными ошибками
  6. На десантном катере Тихоокеанского флота «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг
  7. Десантный катер на воздушной каверне «Мичман Лермонтов» заложат в Ярославле 18 января. Проверено 15 января 2013. Архивировано 22 января 2013 года.
  8. Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской № 701.
  9. Новый десантный катер «Денис Давыдов» вошел в состав ВМФ России
  10. Десантные катера. Проект 21820, шифр «Дюгонь» Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
  11. Восточная верфь спустила на воду десантный катер проекта 21820, 3 октября 2013 года
  12. ↑ 12
    ВМФ РФ планирует произвести закладку еще двух катеров типа «Дюгонь» в 2012 году — ВПК.name
  13. ОАО «Ярославский судостроительный завод» Архивировано 26 апреля 2013 года.
  14. Буксиры для ВМФ России изготовят в Ярославле. 4.4.2014
  15. Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской № 703

Конструкция

Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 метров, ширина 8,6 метра, осадка 1,9 метра. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн.

ГЭУ состоит из двух дизелей типа М507А-2Д мощностью по 9000 л. с. каждый[3]. Производитель дизелей — ОАО «Звезда» (Санкт-Петербург). Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями.

Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов. Дальность плавания — 500 миль. Десантные катера проекта 21820 могут использоваться в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров[4].

На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла».

Размеры грузового трюма — 27 × 6,8 × 2,34 метра.

Десантные возможности

  • 2 основных боевых танка
  • или 4 БМП/БТР
  • или 140 т груза.
  • или 90 чел. десанта

Разработка проекта

В 1998 году на Нижегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был[1].

С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъемностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой получивший шифр «Дюгонь».

По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4-5 таких кораблей[2].

В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии[2].

Источник: atlantknife.ru

Десантные суда

Десантные суда

Десантные корабли — это лодки или суда, предназначенные для перевозки и доставки войск, транспортных средств и предметов снабжения с моря на сушу, как правило, в ходе десантных операций. Впервые они были использованы во время Второй мировой войны, когда они оказались незаменимыми для союзных войск при проведении нескольких крупномасштабных десантных операций, таких как вторжение в Нормандию, Италию и на острова Тихого океана.

Существует два основных типа десантных кораблей: предназначенные для личного состава (также называемые «десантные корабли») и предназначенные для транспортных средств (часто называемые «танкодесантные корабли»). Десантные корабли-носители обычно вмещают от 200 до 800 солдат, в то время как десантные корабли-вездеходы могут перевозить до 60 машин.

Читайте также:  Сколько весит сахар в одной лодке

Сегодня десантные корабли продолжают играть жизненно важную роль в военных операциях, а также при оказании помощи при стихийных бедствиях и в других гражданских целях.

Как десантные корабли используются в военных действиях

Различные типы десантных кораблей, используемых в военных действиях

Наиболее распространенным типом десантных судов, используемых в военных действиях, является десантно-штурмовое средство (AAV). AAV предназначены для перевозки войск и оборудования с корабля на берег. Они хорошо бронированы и оснащены различными системами вооружения, включая пулеметы и гранатометы.

Другие типы десантных кораблей, используемых в военных действиях, включают суда на воздушной подушке, машины на воздушной подушке и гусеничные машины. Суда на воздушной подушке способны передвигаться как по суше, так и по воде. Машины на воздушной подушке используют воздушную подушку для передвижения по суше или воде. Гусеничные машины предназначены для передвижения по пересеченной местности.

Преимущества и недостатки использования десантных кораблей в военных действиях

Основное преимущество использования десантных кораблей в военных действиях заключается в том, что они позволяют быстро и эффективно перебрасывать войска и оборудование с корабля на берег. Десантные корабли также способны действовать в различных условиях, включая пересеченную местность и враждебные воды.

Основным недостатком использования десантных кораблей в военных действиях является то, что они уязвимы для нападения вражеских сил. Десантные корабли также могут быть повреждены или уничтожены естественными препятствиями, такими как скалы или коралловые рифы.

Что такое десантные корабли?

Как десантные корабли используются в гражданской жизни

Различные типы десантных кораблей, используемых в гражданской жизни

Десантные корабли обычно используются в различных гражданских сферах, таких как перевозка грузов и людей, поисково-спасательные операции и помощь при стихийных бедствиях. Существует большое разнообразие конструкций десантных кораблей, которые хорошо подходят для различных типов миссий.

Некоторые распространенные конструкции включают:

  • Плоскодонные лодки, которые могут работать на мелководье: Они часто используются для переправы людей и грузов между островами или на/от берега.
  • Суда на воздушной подушке, которые могут перемещаться по суше или воде: Часто используются для поисково-спасательных операций, так как могут быстро добраться до труднодоступных мест.
  • Транспортные средства на воздушной подушке, которые могут передвигаться по суше или воде: Они также часто используются для поисково-спасательных операций, поскольку могут быстро добраться до труднодоступных мест. Однако для их работы требуется ровная поверхность (например, бетон или асфальт).

Преимущества и недостатки использования десантных кораблей в гражданской жизни

Использование десантных кораблей в гражданской жизни имеет много преимуществ, например, возможность добираться до труднодоступных районов, перевозить большое количество людей или товаров и работать в различных условиях (как на суше, так и на воде). Однако следует учитывать и некоторые недостатки, такие как высокая стоимость покупки и обслуживания, необходимость специальной подготовки для безопасной эксплуатации, а также риск травм или смерти в случае опрокидывания или столкновения с чем-либо.

Десантные корабли — это универсальные водные транспортные средства, которые имеют долгую историю использования как в военных действиях, так и в гражданской жизни. Сегодня существует множество различных типов десантных катеров, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Если вы ищете простой способ добраться из пункта А в пункт Б или вам нужно прочное и надежное судно для перевозки тяжелого оборудования, вы найдете десантное судно, которое будет соответствовать вашим потребностям.

Источник: dailyboats.com

Десантные катера, проект 11770 «Серна»

Проект 11770

Десантные катера проект 11770 «Серна» являются серией российских скоростных десантных катеров на воздушной каверне. Данные катера предназначены для высадки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 тонн, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека) с высокой скоростью 30 узлов, что превышает показатели других катеров аналогичного класса. Катера считаются кораблями 4-го ранга.

Рассмотрим подробнее историю создания кораблей, их тактико-технические характеристики, конструкцию, вооружение, описание корабля проекта дка «Алексей Баринов» с ботиком Петра I.

История корабля

Десантный катер проекта 11770, шифр «Серна», предназначен для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 т, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека), что превышает показатели других кораблей аналогичного класса. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород).

Особенность десантного катера данного проекта заключается в том, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.

Десантный катер проекта 11770, шифр

Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов ДКА пр.11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем — ВВД. В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала.

Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Корпус катера — алюминиевый. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов. Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5-ти баллов.

Читайте также:  Вес лодки ПВХ флагман 320

Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. При полном водоизмещении с грузом и волнении моря до 3-х баллов, с полным запасом топлива катер может доставлять людей и грузы в пункты морского побережья на удалении до 600 миль, но при этом масса груза должна быть не более 29 т.

ДКА оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Конструкция

Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует боольшую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение гидродинамического сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.

Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем — ВВД.

В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала. ГЭУ состоит из 2-х звездообразных 42-цилиндровых дизелей М503А «Звезда» мощностью по 4000 л.с. (2942 КВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час.

В море

Корпус катера выполнен из алюминия. Высота борта у форштевня — 3,45 м, у миделя — 2,9 м. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов в пункты морского побережья на удаление до 600 миль, но при этом масса грузов не должна превышать 29 тонн.

Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Вооружение у катеров отсутствует.

На параде

Десантные возможности

Один основной танк (специальный танк) или две/два БМП/БТР, или до 45 тонн груза (при трехбальном волнении моря — не более 29 тонн), или 92 человек десанта.

Служба

«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, еще один катер — на вооружении Балтийского флота.

На службе

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I предназначен для транспортировки и высадки на необорудованный берег колесной и гусеничной техники, личного состава с вооружением (92 человека) общей массой до 45 тонн. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (город Нижний Новгород).

Катер способен развивать скорость хода до 30 узлов и более (около 60 км/ч), в зависимости от загруженности.

Движение десантного катера основано на принципе воздушной каверны — искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением под его днищем, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, обеспечивая значительное снижение сопротивления и повышение скорости хода до 30 узлов и более, может самостоятельно сниматься с мели.

Катер способен перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2 баллов, до 27 узлов — при волнении до 3 баллов. Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов со скоростью не более 8 узлов.

При полном запасе топлива катер способен доставить военнослужащих, военную технику и материальные средства в точку назначения на удалении до 600 миль (около 1200 км).

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I

Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I оснащен двумя дизелями М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый с расходом топлива 165 г/л.с. час. Автономность катера по провизии и воде составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.

Водоизмещение (т): 105;

Осадка (м): 0,42/1,48 (нос/корма);

Скорость полного хода (узлов): 30;

Силовая установка: дизельная.

Источник: army-today.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...