Что такое демпфер на лодочном моторе

Все современные подвесные лодочные моторы комплектуются гребными винтами, снабженными демпфирующим устройством. Оно необходимо для предотвращения перегрузок узлов редуктора при работе на переходных режимах двигателя, а также эволюциях судна.

Демпфирующее устройство не должно быть ни слишком мягким, ни слишком жестким, так как в этих случаях оно не будет выполнять своих основных функций.

Демпфер гребного винта на лодочных подвесных моторах » Вихрь » изготовлен из достаточно прочной и высококачественной резины марки 4004. Толщину слоя резины и заполняемый ею объем рассчитывают по величине крутящего момента и тщательно проверяют при ходовых испытаниях. Предусмотренный запас прочности обеспечивает надежную работу демпфера в течение всего ресурса мотора.

Излишнее увеличение жесткости демпфера приводит к значительным перегрузкам, возникающим в узлах редуктора на пусковых и переходных режимах двигателя, и уменьшению их долговечности. Следует предостеречь любителей от применения самодельных гребных винтов со сплошной металлической ступицей без демпфера. Завод проводил испытания моторов с такими винтами.

Замена демпфера гребного винта.

Первое, что было отмечено, — это срезание предохранительных штифтов на гребном валу при включении хода, даже на малых оборотах. При наработке всего в несколько часов сильно изнашивался роликовый подшипник на шестерне переднего хода и других деталях. Из практики многократных ходовых и прочностных испытаний определено, что проворачивание демпфера происходит при резком увеличении частоты вращения двигателя без необходимого постепенного набора скорости судном и при крутых поворотах лодки на максимальных оборотах двигателя.

Осевой люфт гребного вала на лодочных моторах » Вихрь » может достигать 2.0 мм. Это — не дефект редуктора, он обусловлен тем, что вал в осевом направлении не имеет постоянной жесткой связи с шестернями, а удерживается между их ступицами своей утолщенной средней частью, имеющей шлицы.

При замене гребного винта, особенно на самодельный, следует убедиться, что торец ступицы винта не касается корпуса редуктора или стакана. Если такое имеет место, то за счет сил трения стакан может проворачиваться в корпусе редуктора, в результате чего и стакан, и корпус редуктора приходят в негодность. Поэтому, поставив новый гребной винт на вал, нужно до закрепления винта шплинтом измерить щупом минимальный зазор между торцом винта и стаканом редуктора, отжав винт рукой в сторону редуктора.

Зазор при этом не должен быть менее 0.8 мм. Если зазор меньше или отсутствует вовсе, в отверстие винта под торец вала можно вставить шайбу Ø17.5+0.1 мм (см. 1 на рис. 72 ), сделанную из любого металла. Это обеспечит упор винта в гребной вал и необходимый зазор.

Читайте также:  Какое масло лить в лодочный мотор ямаха 4 тактный

Требуемую толщину шайбы можно также определить, измерив глубину расточки в ступице винта и длину выступающей из корпуса редуктора части гребного вала.

Рис. 72 . Правильное положение гребного винта на валу.

Источник: www.katera-lodki.ru

⚙️🔩🔧Смерть гребного вала без видимых причин

Ямаха 50H, замена демпферов подвески.

В какой-то момент обратил внимание на очень звонкое, такое металлическое включение передней передачи. По приезду с крайней рыбалки пощупали с братом ручками. и обнаружили:
Грамотные люди по видео подсказали — порвался демпфер подвески. Недолгие поиски схемы данного узла (мегазип рулит), и вот уже природное любопытство загнало в лодочный гараж. Глаза боятся — руки делают. В принципе всё просто, только кое-где морское прошлое мотора даёт себя знать, не все гайки открутились сразу.
Голову открутил за 15 минут, а вот снимали дольше — прокладка приросла намертво.

20151004_182520.jpg

20151004_182549.jpg

Верхний поддон открутился без проблем. Откручиваем гайки (одну открутили с танцами, забив головку на 11) на болтах крепления верхнего и двух нижних демпферов и снимаем сапог. Наконец, — вот он, демпфер. порван качественно, как грелка Тузиком.

20151004_181635.jpg

20151004_181720.jpg

20151004_182444.jpg

Как оказалось — оба нижних тоже под замену

20151004_181742.jpg

Завтра — в «1000 размеров», заказать необходимое.

Источник: amur-bereg.ru

2012sillybilly

Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино. А вечером -дамы. А П Чехов

Параход№20-7 соосность вала и движка, демпфер маховика. 2012sillybilly October 17th, 2014

DSC_1738

Расскажу о том как обеспечить соосность гребного вала и мотора, ведь это очень важно для длительного безремонтного периода всех элементов силовой линии- винт, опорные подшипники, вал, сальник, муфта, движок.
В первую очередь это пригодится и мне, ведь со временем многое забываю, вот и сегодня долго не мог освободить гребной вал из муфты.

DSC_1752

На фото виден сальник (он внизу, набивного типа), далее упорная муфта, потом коробка (реверс).
Оказалось, что не все так и просто, это левый корпус, где на максимальных оборотах (нагрузке) наблюдалось вибрация двигателя.
О необходимости установки упорной муфты я уже начал рассказывать http://2012sillybilly.livejournal.com/19372.html , но в период эксплуатации проявилась вибрация одного из двух движков вызванная недостаточно продуманным вариантом установки упорной муфты (хотя все было сделано в соответствии с рекомендациями ее производителя).
Суть проблемы, упорная муфта закреплена на двух длинных болтах ( около 12см, на фото видны их головки), которые через резиновые прокладки и крепят корпус муфты к корпусу ката. Таким образом появляется консоль, со временем резиновые прокладки «подминаются» и муфта под собственным весом (а это около 8. 10кг) , весом вала (20 ..30кг) и огромной нагрузки от движка «проседает» вниз. Так появляется несоосность вала и движка измеряемая аж 4. 6мм линейного смещения (это невероятно много), плюс появляется угловое расхождение (2. 4гр — дофига!). такие смещения никакая упорная муфта устранить не может и соответственно у муфты и двигателя появляется значительная вибрация.
Первым делом надо снять упорную муфту и выставить двигатель строго соосно гребному валу.
Однако при разборке муфты есть своя тонкость. скинуть часть муфты прикрепляемой к фланцу коробки (реверсу) не сложно, снять ее кардан так же не представляет труда, а вот вытащить гребной вал из цангового зажима муфты сложно, ведь тут есть неизбежная коррозия, все закисает. смазывать же место зажима вала цангой нельзя-может провернуть!(собираем «насухо»).
. ракус со стороны коробки-реверса.
. хитрость заключается в том, что после вывинчивания шести болтов зажимающих цангу ( головки под «шестигранник», расположены внутри корпуса муфты и видимы только после снятия кардана) нужно три из них ввинтить в ососеднии отверстия (там виднеется резьба), давая натяг этих винтов мы постепенно выталкиваем из корпуса муфты зажимающую цангу втулку.

Читайте также:  Чем заправляют моторные лодки

DSC_1753

. вот втулка вынута(лежит на корпусе муфты). теперь вал можно вынуть руками.

DSC_1756

После этого нужно обеспечить соосность движка и гребного вала, а уж потом установить упорную муфту.

. упрная муфта и сальник сняты, слева виден вход дейдвуда, справа фланец на коробке(реверсе).
. вал устанавливаю в центре дейдвуда закрепляя его тремя проволочками диаметром 3мм.
. на вал одеваю специально выточенную втулку, у нее внут.диаметр=диаметру вала, а внешний фланец = диаметру фланцу на коробке.

DSC_1757

. справа фланец на коробке-реверса.
. таким способом очень легко выставить двигатель соосно гребному валу. на фото видно, что фланец втулки и фланец коробки не совпадают-есть и угловое и линейное расхождение.
. отпуская крепежные гайки на подушках двигателя и используя рычаг-монтировку играючи устраняем эту нессосность. заново затягиваем гайки подушек.
Снимаем юстировочную втулку, теперь нужно установить упорную муфту на место, одновременно мы усовершенствуем ее крепление исключающее проблему с «просяданием» на резинках-прокладках.

ЗЫ. пока работа ведется покажу вам как выглядит демпфер, сопрягающий маховик двигателя вольво-пента D3(160 лс) и коробку. замечу, что существует как минимум 4 варианта такого демпфера и только сбросив коробку я смог понять какая именно муфта стоит у меня.

DSC_1739

. коробка-реверс отброшена, видна муфта. муфта, к сожалению, чуть больше отверстия в колоколе..
. замечу, что придурки-шведы плохие конструкторы, они не только не могут сделать качественный демпфер (все время меняют его конструкцию, всего аж 4 варианта- представлены в комментах http://2012sillybilly.livejournal.com/121384.html#comments), но и не предусмотрели возможность его замены без частичной разборки движка (снятия колокола, это очень непросто-надо «вывешивать» двигатель), а ведь всего-ничего, лишние 3. 4мм и демпфер можно было бы менять через торцевое отверстие колокола (видно на фото), а так демпфер не вынуть.

Читайте также:  В чем смысл трое в лодке не считая собаки

DSC_1743

. для себя сохранил маркировку демпфера. это «Volvo Penta Vibration Damper 3582751»
**************************************** **************************************** ***********************************
После разборки упорных муфт выяснилось, что провисание произошло только на левом борту(отсюда и биение), правый валопровод был в норме.
Вот, упорные муфты надежно зафиксированы, у крепежных болтов убрана консольная (выламывающая) нагрузка. Замечу, что у более мощных упорных муфт конструкционно предусмотрено не по одному болту с каждой стороны, а сразу по 5..6 болтов! (вертикально, в линию), так конструкторы пытаются уйти от описанной выше проблемы.

DSC_1758

. болты получили дополнительную опору со стороны головки, таким образом они опираются на двух точках и их перекос от консольной нагрузки в принципе не возможен.
. все собрано в рабочее положение, винты/болты на крутящихся частях посажены на «фиксатор резьбы», все промазано специальным гелем защищающим от коррозии. покраска внутрен.поверхностей корпуса ката в маш.отсек не предусмотрена-так более ремонтоспособно, да и не требуется.

Для себя отмечу параметры. муфта тип HYDRADRIVE HD121 (они для водоизмещающих, до 170лс), макс.обороты 5000 («нормальные» обороты=1000-1500, у меня это 900об/мин), рабочие углы до 8гр, максимальная нагрузка на 1000rpm=150 лс. ( у меня на этих оборотах около 88лс), макс.непрерывный крут.момент=1080Nm (4000Nm- разрушающий), осевое давление до 1650кг.
Длинна валов на кате Лиза по 1.65метра., диам.=45мм

В заключении повторюсь, что уже при относительно мощных двигателях (более 50. 60лс), такие упорные муфты очень полезны-они придают двигателю комфортный режим работы, сберегают ресурс подушек, сальника (гудрича), опорных вальных подшипиков и уменьшают общую вибрацию. Особенно важно это у водоизмещающих параходов, где нагрузка на движок выше чем у глиссирующих дрыгалок.

Источник: 2012sillybilly.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...