Для продления срока службы бойлера применяют нержавеющие сплавы, антикоррозионные покрытия и анодную защиту. Задача металлического (например, магниевого) анода для водонагревателя — снизить плотность накипи и предупредить разрушение стенок бака.
Что такое анод для нагревателя воды
Чтобы понять, что такое анод и как работает эта деталь, необходимо представлять электрохимические процессы, которые происходят внутри бойлера. В водной среде магниевый стержень становится положительным (корродируемым) элементом, а стенки емкости нагревателя — отрицательным.
Назначение анода для водонагревателя
Для чего нужен анод:
- активной защиты бака от коррозии;
- профилактики растрескивания эмалевого покрытия;
- увеличения срока службы оборудования (ТЭН, стенок емкости бойлера);
- разрыхления слоя накипи, который оседает при эксплуатации нагревателя;
Конструкция анодного стержня
Стандартный анод для водонагревателя представляет собой резьбовой стержень, на который нанесен слой магниевого сплава. Толщина покрытия составляет около 10 мм. Наиболее распространенным анодным материалом является сплав AZ63. Аналогами этого протекторного сплава являются Н-1, МП-1 и МП-2. Магний наносится путем литья в кокиль.
Аноды и их применение в водной технике
Конструкции анодов для различных моделей бойлеров различаются длиной и диаметром самого стержня, а также параметрами шпильки, которую применяют для закрепления детали внутри бака.
В некоторые современные модели водонагревателей устанавливают гибкие пластиковые пруты, наполненные гранулами магния.
Такая конструкция облегчает монтаж и позволяет восстанавливать функции анода путем добавления гранул.
Как работает анодный стержень из магния
При отсутствии анода внутри металлической емкости с водой образуются гальванические пары, которые приводят к постепенному разрушению стенок. Если поместить в эту систему деталь из более активного материала, чем железо, то она будет иметь гораздо более высокий потенциал для реакции. В этом случае анодом станет дополнительный стержень, а катодом, на котором будут оседать катионы активного металла, — стенки бойлера.
Помимо коррозии, проблемой при обслуживании прибора является и накипь. Слой солей-карбонатов оседает не только на стенках емкости, но и на элементе, который нагревает воду. При непрерывно происходящем электролизе и образовании солей магния накипь становится более пористой, мягкой и рыхлой, что позволяет легко счищать ее с поверхности ТЭН и бака.
Какие еще есть типы анодов
В водонагреватели устанавливаются также алюминиевые и титановые аноды. Они могут отличаться от магниевого стоимостью и конфигурацией.
Титановый
Титановый анод подключается к источнику напряжения, поэтому не подвергается коррозии, как магниевый. Деталь не нуждается в замене, поскольку защита бака происходит за счет параметров внешнего тока.
Титановый анод компактен и удобен в использовании.
При подключении неразрушающегося электрода периодичность обслуживания бойлера увеличивается до 1-1,5 лет.
Алюминиевый
Анод из алюминия имеет тот же принцип работы, что и магниевый. Из-за более низкой активности защитный эффект распространяется на меньшую площадь основного металла. Чтобы предупредить коррозию всего бака, необходимо установить анод с большой длиной и толщиной протектора. В крупные бойлеры и котлы помещают сразу несколько алюминиевых электродов.
Почему обычно выбирают магниевый стержень
Магниевые сплавы являются более дорогими, чем алюминиевые, однако применяются чаще. Это обусловлено электрохимическим потенциалом. По активности магний уступает только кальцию, барию и щелочным металлам, применение которых невозможно по технологическим причинам.
Алюминиевые стержни уступают магниевым в эффективности и прочности, а титановые, которые подключаются к положительному потенциалу, являются более дорогими.
Как определить возможность замены элемента
Производители бойлеров рекомендуют планово обслуживать прибор 1 раз в 6-9 месяцев. Если на поверхности корродируемого стержня появились глубокие рытвины или он сильно уменьшился в размерах, то нужно заменить его.
Средний срок службы активного электрода составляет 9-12 месяцев.
Производить замену анода рекомендуется при выработке более чем 70% покрытия. При отсутствии электрода включать нагреватель не рекомендуется. Во время планового сервиса рекомендуется также тщательно очистить поверхность ТЭН и бака от слоя накипи.
Признаками загрязнения нагревательного элемента являются:
- появление тихого шипения во время работы;
- частое включение и выключение прибора;
- медленный нагрев воды.
Особенности анодов для водонагревателей
Анодные стержни для бойлеров имеют следующие особенности:
- изготавливаются из специальных протекторных сплавов;
- имеют большую длину, которая обеспечивает равномерность защиты от электрохимической коррозии;
- в большинстве случаев располагаются в нижней части водонагревателя, около ТЭНа.
Как продлить срок службы анода
Срок эксплуатации анода зависит от особенностей использования бойлера, жесткости воды и качества самого сплава, который применяется для защиты бака. Чтобы продлить ресурс его работы, нужно:
- включать водонагреватель на экономный режим;
- устанавливать оригинальные аноды при обслуживании прибора;
- использовать проточные фильтры для очистки воды от солей-карбонатов, хлора, грязи и других примесей.
Для получения консультации и покупки фильтра обращайтесь в компанию «Кванта+».
Важно учесть, что растворение анода является нормальным процессом. Происходящая коррозия — основной признак того, что ТЭН и бак защищены от разрушения. Если магниевый стержень существенно уменьшился в размерах или появились сбои в работе бойлера, нужно провести чистку емкости и заменить анод.
Демонтаж элемента в нагревателе воды
Магниевый электрод — это расходный элемент, поэтому проверять его состояние нужно регулярно. Для диагностики и замены детали необходимо:
- Отключить бойлер, перекрыть вентиль.
- Слить воду через кран или обратный клапан.
- Отсоединить шланги, снять кожух с нижней части бака. В некоторых моделях нагревателей (например, с планкой и гайкой) демонтировать нижнюю часть можно только в перевернутом положении, поэтому прибор придется полностью снимать со стены.
- Снять управляющий блок бойлера и фланец, предварительно сделав фото расположения проводов. Если фланец закреплен гайкой на 55 мм, то нужно аккуратно повернуть ее против часовой стрелки с помощью разводного или ступичного ключа.
- Достать ТЭН. Толстый слой отложений может плотно зафиксировать его в пазе, поэтому перед демонтажем его нужно слегка покачать из стороны в сторону.
- Извлечь из гнезда магниевый анод. Осмотреть его поверхность и измерить толщину остаточного активного слоя. При износе более чем на 60-70% заменить деталь на новую.
- Собрать водонагреватель в обратном порядке.
В процессе обслуживания бойлера необходимо очистить бак и ТЭН от накипи.
Мифы о магниевом стержне
Распространение бойлеров с анодной защитой привело к появлению множества мифов. Главным предметом споров является его действительная эффективность в условиях высокой жесткости воды и в нержавеющем баке.
Помогает ли от накипи на самом деле
Накипь образуется из солей-карбонатов, которые содержатся в водопроводной воде. Концентрация этих соединений определяет ее жесткость. Присутствие магния не может повлиять на этот процесс, поскольку для растворения накипи нужна кислая среда.
Однако смесь солей кальция и магния, которая образуется в процессе электролиза, получается более рыхлой, чем накипь, оседающая в случае отсутствия анода.
Нужен ли в баке из нержавейки
Нержавеющие стали, которые содержат никель и хром, имеют повышенную коррозионную стойкость и не покрываются ржавчиной даже при постоянном контакте с водой и кислородом. Кроме этого, стенки бойлера дополнительно защищают антикоррозионными красками и эмалями.
Однако магниевые аноды устанавливаются и в нержавеющие баки. Это обусловлено следующими причинами:
- состав сплава может быть неравномерным, что приводит к образованию гальванических пар и питтинговой (точечной) коррозии;
- емкость бойлера является не цельной, а сварной, и место соединения быстрее подвергается разрушению;
- за счет расширения металла при цикличном нагреве и охлаждении антикоррозионное покрытие постепенно растрескивается.
Магний является гораздо более активным, чем стали любого состава, поэтому при неравномерном распределении легирующих элементов нержавеющие сплавы не образуют гальванических пар. Ионы металла, которые отделяются во время реакции, частично заполняют трещины в эмали, препятствуя контакту бака с водой.
Вредит ли здоровью
Карбонаты магния не приносят вреда или пользы здоровью людей, которые пользуются горячей водой в бытовых целях. Поскольку количество этих солей является незначительным, они мало влияют на уровень жесткости воды.
Стоимость анода
Цена анода составляет от 180 до 1700 руб. Стоимость детали зависит от ее размеров, объема и марки бойлера.
Где продаются стрежни для водонагревателей
Приобрести новый анод можно в фирменных магазинах выбранной марки бойлера, интернет-магазинах и сервисных центрах бытовой техники.
Поскольку деталь является расходной, ее меняют исключительно за счет покупателя. Нерегулярная замена анода является нарушением правил эксплуатации прибора, поэтому может повлечь прекращение гарантии.
Источник: kvanta.ru
Анодная защита
Анодная защита является неотъемлемой частью цикла обслуживания водной техники, поскольку она защищает металлические части, находящиеся под водой от гальванической коррозии. Она возникает, если два разнородных металла погрузить в токопроводящий раствор (которым является морская вода), а затем соединить электропроводным мостиком. Яхтенные аноды обычно изготавливаются из алюминия, магния и цинка.
Скорость растворения анодов зависит от ряда факторов:
- Интенсивности применения;
- Места хранения катера/лодки;
- Температуры воды;
- Размещения (вблизи валов, корпуса и пр.);
- Заземляемого материала (пластика, дерева)
- Качества анода.
Традиционно аноды изготавливались из цинка, но теперь доступна также анодная защита с применением алюминиевых и магниевых анодов.
Обзор составляющих анодной защиты
Оптимальный набор компонентов зависит от того, как интенсивно будут использоваться яхта. Например, алюминиевые аноды подходят для использования в солёной и солоноватой воде. Их более высокая электрическая активность позволяет им быть компактнее аналогов из цинка и/или магния.
Если эксплуатация яхт или катеров связана с периодическим пребыванием в речной воде, то целесообразно организовать анодную защиту на основе изделий из магния. Долговечность магниевых анодов возрастает вследствие более низкого потенциала. Магниевые аноды намного легче цинковых, что позволяет экономить энергию и топливо.
Как и алюминий, цинковые аноды подходят для использования в солёной воде. Их преимущества — более высокая плотность и ударная вязкость, а также лучший структурный состав, поэтому цинковые аноды считаются механически более прочными.
Техническое обслуживание элементов анодной защиты
Замена анодов производится тогда, когда их разрушение (или растворение) достигает 50% и более от первоначальных размеров. Промедлив с заменой, владелец маломерного судна рискует многократно увеличить свои расходы на восстановление стальных деталей вследствие коррозии.
Номенклатура применяемых анодов зависит от места из установки. Чаще анодной защите подвергают двигатель, корпус и гребной вал. Большинство моторных яхт и катеров оснащено жертвенными анодами, установленными ещё на заводе. На лодках со стационарным/подвесным двигателем обычно устанавливается несколько анодов, которые располагаются в разных местах нижнего блока: на карданных валах, рулях и триммерах. На лёгких судах, например, на моторно-парусных лодках с корпусом из стекловолокна, предусматривается анод на гребном валу и, возможно, ещё два — на валу руля и на киле.
Большинство производителей стационарных и подвесных двигателей моторных судов, эксплуатируемых в соленой воде, рекомендуют заменять аноды каждые шесть месяцев.
При замене анода следует обеспечить надёжный электрический контакт с поверхностью, к которой он прикреплён, поэтому анодные крепления не должны иметь зазоров. Убедитесь, что поверхность чистая и неокрашенная, поскольку окраска анода не даёт никакого эффекта, но зато интенсифицирует протекание коррозионных процессов. Категорически не рекомендуется для окраски корпуса использовать медьсодержащую («необрастающую») краску. Это особенно опасно для алюминиевых корпусов внешних/подвесных двигателей.
Ассортимент анодов на нашем сайте
Воспользовавшись каталогом нашего интернет-магазина, можно выбрать и купить в Москве по выгодной цене широкий ассортимент запчастей, предназначенных для целей анодной защиты маломерных судов — яхт и катеров. Среди них:
- Аноды цинковые для катера;
- Аноды магниевые;
- Аноды алюминиевые.
Представлены следующие бренды — аноды Аbt Тrac, аноды Нamilton, аноды Кohler, аноды Lewmar, Mercury, Mg duff (цинковые и магниевые), Оnan, Quicksilver, Riva, Rolls Royce, Kamewa, Scania, Sleipner, Sidepowe, Tecnoseal, Westerbeke, Yamaha, ZF Marine.
Источник: oemboat.ru
Анод судовой АС
Аноды судовые работают в схемах катодной защиты судов от коррозии, предназначены для стекания в воду защитного тока.
Уточнить цену
Задать вопрос
Аноды соответствуют требованиям ОСТ5.9898-83. Имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства.
ТУ 27.90.40-081-73892839-2018
Сертификат о происхождении товра СТ-1 АС. АКЛ. ЭСХС-С-РА
Заключение Минпромторга о подтверждении производства в РФ (ПП РФ №719) от 15.06.2023 №62592/21
Назначение
Аноды судовые предназначены при использовании в системах катодной защиты корпусов судов от коррозии, а также в системах автоматического контроля и регулирования режима работы установок электрохимической защиты, их функция обеспечить стекание в воду защитного тока . Аноды предназначены для установки на корабли, суда, плавсредства и морские сооружения, эксплуатируемые в неограниченных районах плавания.
Описание и принцип действия
Аноды судовые состоят из активной части анода, выполненной из титанового сплава ВТ1-0 по ГОСТ 19807-91 с гальваническим защитным покрытием и корпуса (основы) из полимерного материала.
Аноды выпускаются в двух модификациях:
АС-1
АС-2
Преимущества и особенности
Аноды судовые АС устанавливаются на корабли, суда и плавсредства, эксплуатируемые в неограниченных районах плавания.
Назначенный срок службы анодов судовых – 30 лет.
Корпорация ПСС наладила выпуск анодов модификации АКЛ, они предназначены для установки на суда речного флота, суда с ледовым усилением и ледоколы.
Источник: pss.ru