Состояние лодки К моменту своего последнего похода в октябре 1986 г. подводная лодка была далеко не новым кораблем. Субмарина вступила в строй в 1972 г. в 1975г прошла модернизацию, а в 1980 г. капитальный ремонт.
На К-219 имел место ряд аварийных ситуаций с человеческими жертвами, связанных прежде всего с проблемой пуска ракет, а к моменту последнего выхода люк одной из ракетных шахт был полностью заварен. Экипаж В ходе подготовки оказавшегося роковым похода на К-219 был в значительной мере заменен экипаж. Из 32 офицеров для 12 этот поход был первым на данной подводной лодке.
Были заменены «в том числе старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков. Из 38 мичманов заменены 12, в том числе оба старшины команд ракетной БЧ-2.» Все это не могло не сказаться на спаянности команды и лишь увеличивало потенциальный риск происшествий.
Пропавшая субмарина. Трагедия К-129
Вскоре после выхода из базы Гаджиево была обнаружена течь в ракетной шахте № 6, однако командир БЧ-2 не только не доложил об этом командиру, опасаясь ответственности, но даже отключил аварийную сигнализацию, что в дальнейшем повлекло череду бед К-219. Взрыв ракеты 3 октября при выполнении маневра ракетная шахта полностью разгерметизировалась и стала наполняться водой.
Была предпринята попытка на небольшой глубине провести пуск ракеты и избежать возможного взрыва. Однако, для этого не хватило нескольких минут. При взрыве погибли три человека, а на лодке стал распространяться пожар. Спустя несколько часов возникла необходимость во избежании катастрофы заглушить атомный реактор.
Матрос Сергей Преминин ценой своей жизни сумел предотвратить катастрофу, но погиб, не успев покинуть аварийный отсек. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды, а в 1997 г. отважному моряку было присвоено звание Героя России. Американский фактор Существует предположение, что гибель К-219 не обошлось без действий ВМС США.
Имеются предположения о том, что разрыв троса при попытке буксировки лодки произошел не случайно и даже о том, что решающую роль в потоплении К-219 сыграла американская подводная лодка. Естественно, что некоторые маневры американской субмарины «Августа» и авиации не шли на пользу спасательным мероприятиям, осуществлявшимися подошедшими к месту аварии советскими судами, а скорее наоборот создавали только дополнительное напряжение, но прямых подтвержденных фактов участия американцев в гибели советской подводной лодки пока нет.
Гибель 6 октября в 11 ч. 03 мин. К-219 затонула на глубине около 5500 метров. Из 119 членов экипажа 4 человека погибли, а большая часть команды получила различные по тяжести отравления. Спасенный экипаж был эвакуирован на Кубу, а затем в СССР. Официально причинами гибели лодки были признаны: сокрытие аварийной ситуации, ошибки и слабая подготовка экипажа.
Хотя, вероятно, это лишь часть причин, повлекших за собой катастрофу Догадки и легенды Высказывается мнение о том, что затопление лодки произошло в результате действий ее командира, он хотел избежать возвращения экипажа на терпящий бедствие корабль и сохранить жизни людей. Подобные предположения, мнения и догадки очень часто возникают вокруг событий, где установить точную причину произошедшего невозможно.
Враждебные воды (1997) фильм
Тогда недостаток информации восполняется легендами, которые вразумительно и не очень пытаются дать объяснение ситуации, где 100 процентной истины никто уже не сможет установить. Это субъективный фактор, характерный для очень многих подобных явлений. Вместо заключения Досконально и точно установить причины гибели К-219 уже невозможно.
Но, как правило, гибель крупного корабля не связана с одной единственной причиной, будь то пожар, неисправность техники, конструктивные недостатки или ошибки в действиях экипажа. Отдельные моменты приводят к авариям, жертвам, но не гибели всего корабля. Катастрофы, подобные катастрофе К-219, возникают чаще в результате целого комплекса причин и стечения обстоятельств, где выделить один решающий роковой момент бывает крайне нелегко. Все это дает пищу для размышлений, версий, споров и дискуссий.
- pretty
- Вчера 13:39
- В топе
КВАДРАТУРА КРУГАА вообще-то мы наблюдаем повышение Россией ставок вокруг Чёрного моря. «Партнёры» думали, что Россия выйдет из зерносделки и будет молча смотреть, как они возят оттуда зерно, а т.
- Язабыл Падписацца Асёл
- Вчера 08:54
- В топе
Русские войска уничтожили некий таинственный «объект» в Одессе — настолько засекреченный, что украинские власти до сих пор отказываются говорить о нём. После удара по генералам Россия д.
- artut.pirogov
- Вчера 15:42
- В топе
С большим интересом наблюдал за визитом Александра Григорьевича в Россию. Судя по всему, оба Президента готовятся к чему-то очень серьезному. Поясню. 1. В протокольных вещах всегда следу.
7 октября 1986 года затонула подводная лодка К-219, возвращаясь из своего тринадцатого похода. Погибли четверо человек, остальной экипаж был спасён командиром — капитаном 2 ранга Британовым, который был назначен «крайним» в этой аварии и с позором уволен с флота.
Авария произошла из-за негерметичности ракетной шахты №6, о которой знали все и много лет, но никто из штабов и командований не взял на себя смелости доложить о неисправности верховному командованию. Из-за раздавления корпуса ракеты в шахте в отсек начал поступать окислитель ракетного топлива. Была объявлена аварийная тревога, и личный состав покинул отсек.
В отсеке остались три человека, погибшие от удушья. Далее в ракетной шахте №6 произошёл взрыв. Подводная лодка резко провалилась по глубине, но благодаря решительным и оперативным действиям экипажа всплыла на поверхность, продув главный балласт.
В то же время было замечено критическое повышение температуры реактора, что могло привести к расплавлению активной зоны и радиоактивному загрязнению Бермудского залива. Дистанционно стержни компенсирующих решёток не управлялись, и было принято решение опустить их вручную.
Старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин, которому на тот момент было 20 лет, вошли в аппаратную выгородку, в которой к тому моменту температура достигала 70 градусов, кроме того по всей лодке распространялись ядовитые газы от сгоревшего ракетного топлива. Вручную стержни опускаются такой ручкой, как на мясорубке, только больше по размеру.
После того, как три из четырёх решёток были опущены, Николай Беликов потерял сознание. Матрос Преминин вынес его и вернулся для того, чтобы опустить четвёртую решётку. Он её опустил, но выйти из отсека уже не смог — от перепадов температуры и давления дверь заклинило, и никакими усилиями открыть из соседнего отсека её не смогли. Сергей погиб либо от удушья, либо от перегрева. Вот он, смотрите:
А родился Сергей в Вологодской области. там в городе Вологда сейчас его именем улица и школа названы. Вечная Слава нашим героям.
Источник: cont.ws
47 лет назад в строй вступила подлодка К-219
8 февраля 1972 года вступил в строй атомный ракетный подводный крейсер К-219.
Осенью 1986 подлодка несла боевую службу с 15 ядерными ракетами на борту у побережья США. Была обнаружена 3 октября 1986 гидроакустиками американской субмарины, при выполнении К‑219 специального маневра в одной из шахт, течь в которой была обнаружена еще в Баренцевом море, взорвалась баллистическая ракета.
Нарушилась герметичность ракетного отсека. Из аварийной шахты стали поступать пары ракетного топлива, газы продуктов горения и вода. Работал только один борт атомной энергетической установки.
Лодка всплыла в надводное положение, но пожар не утихал, К‑219 теряла плавучесть. Экипаж был эвакуирован на суда спасения. Оставались на борту только командир и 9 членов команды.
В 11.03 6 октября 1986 лодка затонула на глубине 5000 м вместе с 2 атомными реакторными установками и 16 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками.
Причина взрыва ракеты не установлена. Согласно существующим версиям, пожар возник из‑за неисправности в самой шахте или произошло столкновение К‑219 с американской субмариной.
Как сообщал СеверПост, экипаж среднего морского танкера «Кама» Северного флота, успешно выполнивший задачи похода в дальнюю океанскую зону, прибыл Мурманск.
Источник: severpost.ru
30 лет со дня катастрофы советской атомной подлодки К 219
Мир оказался в шаге от ядерной катастрофы в Атлантике, и удалось избежать её только благодаря мужеству советских моряков. Наш корреспондент Наталья Дубровская встретилась с теми, кто выжил в той аварии. О том далеком дне бывшие члены экипажа К 219 не особенно любят говорить. Но в такие моменты – когда свидетели гибели подлодки собираются вместе – эту тему обойти не возможно. И хотя прошло уже тридцать лет – экипаж помнит все.
Роман Долматов, командир группы радиотехнической службы К 219: «Первые секунды можно назвать ошарашенностью. Они прошли, и каждый стал делать то, что положено – бороться за живучесть корабля».
К такому развитию событий никто не был готов. Баллистическая ракета на атомной субмарине взорвалась впервые в советской истории. Пострадал реактор. Это значит – угроза выброса радиации. Олег Гуськов, командир группы штурманской боевой части К 219: «Как действовать и алгоритм действия не знал никто.
Вот одна взорвалась ракета, а если дальше пойдет. Может через пять минут взорвется и следующая. То есть, никто не знал, что вообще делать-то в этой ситуации. Тем не менее, паники не было. Хотя, наверное, каждый на корабле понимал – последствия могут быть катастрофическими. Планете грозил второй – подводный – Чернобыль.
А ведь после первого – прошло всего полгода. На субмарине мог взорваться весь арсенал с ядерными боеголовками. На борту К 219 находился оружейный плутоний, урановые стержни, несколько центнеров прессованного тротила, тонны азотной и серной кислоты и крайне едкий окислитель ракетного топлива.
Геннадий Капитульский, командир дивизиона движения электромеханической боевой части К 219:«Реактор бы запустился и там бы пошла неконтролируемая реакция, начал бы образовываться пар…ничего не сделать». Шахта, где находилась ракета, заполнилась водой. При запуске так и должно быть – но вот только никакого запуска, конечно, не было.
Подлодка находилась слишком глубоко – потому и произошел взрыв. Корпус ракеты просто сплющился под давлением. — Я до сих пор помню, хоть 30 лет прошло – такой металлический лязг – в рубке у меня все полетело, приборы, которые приделаны для качки – их сорвало. Взрыв был очень сильный и тряхануло очень сильно». Пытаясь предотвратить катастрофу, экипаж сделал все что смог.
Четыре человека погибли. Один из них – матрос Сергей Преминин – вручную заглушил ядерную установку. Геннадий Капитульский до последних минут жизни героя поддерживал с ним связь. Они перестукивались, пока у матроса не закончился кислород. Подвиг Преминина не хотели признавать долгих 11 лет.
Звание героя России 20-летнему подводнику присвоили лишь в 1997 году . Геннадий Капитульский, командир дивизиона движения электромеханической боевой части К 219: :«Смерть Сергея Преминина – не знаю оправдана, не оправдана, но она произошла и это гарантировало стопроцентную безопасность всего экипажа и последующих поколений». Чуть не отдали под суд и командира корабля Игоря Британова, который, трое суток вместе с экипажем боролся с пожаром на борту, пытаясь спасти подлодку.
Командир последним покинул К 219. Уже после того, как команду подобрал советский теплоход. Первыми помощь предложили американцы – субмарине пришлось всплыть на поверхность у берегов США — но в разгар холодной войны согласиться было невозможно. Корабль затонул. И это стоило командиру Британову года следствия и увольнения в запас.
Игорь Курдин тоже мог пойти в тот рейс. Тогда он уже как три года был старшим помощником командира К-219. Но его отправили учиться в Ленинград. Тем не менее, историю о гибели подлодки он знает так же хорошо, как и те, кто был на борту в сентябре 1986 года.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков–подводников: «Тогда ходили такие разговоры, что вы боролись за живучесть, но плохо, людей мало погибло. А вот погибло бы пол экипажа, значит, вы хорошо боролись. А в итоге обвинения строились на том, что лодка-то погибла». Они якобы плохо боролись за живучесть корабля.
Подлодка обошлась государству почти в 60 миллионов рублей. Колоссальная по тем временам сумма. В сравнении с ней жизни моряков ничего не стоили. Семьи погибших получили лишь мизерную пенсию. Что случилось, не ясно до сих пор. Выдвигались разные версии – диверсия и даже столкновение с американской подлодкой. Но это, говорят члены экипажа, абсолютный вымысел.
Они надеются выяснить правду в ближайшее время. Изучив документы, которые пришло время рассекретить.
Источник: funeralportal.ru