ПРИДОННЫЕ ШТОРМА НА ОКЕАНСКИХ ГЛУБИНАХ
журнал «Море» 1996 №2
Алексей Соков
Представьте себе, что вы захотели снять фильм, скажем, о жизни глубоководных червей, подготовили аппаратуру, смонтировали все на специальной самовсплывающей донной станции и опустили на дно в тихом и спокойном, как всегда считалось, месте Мирового океана, например, в северо-западной Атлантике, где-нибудь в двух сутках хода на восток от Бостона. Через некоторое время вы поднимаете донную треногу и обнаруживаете, что сначала ваша камера действительно фиксировала тихую и спокойную жизнь обитателей морского дна.
Однако через некоторое время в кадре появляется мутное облако, которое стремительно надвигается, видимость резко падает, затем cовсем исчезает, а по ориентации кадра вы понимаете, что ваша многокилограммовая тренога наклонилась градусов на 30. А после всего этого аппаратура просто перестала работать. Что же это было? Вы ведь находились на глубоководной равнине вдали от подводных каньонов, известных своими мутьевыми потоками, способными обрывать подводные кабели.
Пожар в Греции: взывают к России Шторм Америка Наводнение Канада Ураган Астрахань Извержение вулкана
Еще 15-20 лет назад в океанологии господствовали очень упрощенные представления об общей структуре Мирового океана.
Считалось, что, в первом приближении, океан состит из двух слоев: относительно тонкого и теплого верхнего и мощного и холодного глубинного. В первом сосредоточены все динамически активные процессы: сильные течения, волнение, а также все процессы, связанные со взаимодействием океана с атмосферой.
В силу того, что теплый слой является и легким, он изолирует плотные и холодные океанские глубины от воздействия внешних процессов. В глубинном же слое господствует покой, происходит медленное распространение вдоль дна холодных вод от источников их образования в высоких широтах к экватору. Скорости этих широких подводных течений не превышают 2-4 см/с, и управляются они силой тяжести, вращением Земли и рельефом дна. Процессы аккумуляции осадков на большой глубине протекают чрезвычайно медленно.
В начале 1960-х годов при фотосъемках у подножия материкового склона вдоль восточного побережья Северной Америки на глубинах около 5000 м была обнаружена песчаная рябь, вытянутая в меридиональном направлении. Существование ряби на дне предполагает наличие сильных придонных течений, формирующих ее. Однако, в связи с существовашими тогда представлениями об абиссальных глубинах как о наиболее спокойных частях Мирового океана, обнаруженные формы микрорельефа были первоначально определены как реликтовые, сформировавшиеся, скорее всего, в период последнего ледникового периода. Проводившиеся позднее геологические исследования этого района, а также повторные фотосъемки свидетельствовали, тем не менее, о возможности существования у подножия материкового склона направленного на юго-запад сильного придонного течения.
Первые же инструментальные измерения в этом районе обнаружили экстремально сильные придонные течения со средними скоростями около 20 см/с и максимальными — до 73 см/с. Это самые высокие скорости глубинных течений, известные в настоящий момент в Мировом океане.
Страшный шторм в океане
Обнаруженное придонное течение расположено у подножия материкового склона на глубинах около 4800-5000 м и направлено почти вдоль изобат на юго-запад. Характерной чертой обнаруженного течения является его ярко выраженная нестационарность. Относительно продолжительные периоды со скоростями 10-20 см/с чередуются с периодами резкого возрастания скорости до 40-50 см/с.
Во время увеличения скорости происходит резкое возрастание мутности в придонном слое, связанное с эрозией морского дна и переходом тонкозернистых глубоководных осадков в суспензию. Облака суспензионных осадков перемещаются вниз по течению на сотни километров. Такие резкие увеличения скорости придонных течений, сопровождающиеся эрозией дна и переходом осадков в суспензию, получили название придонных штормов.
Во время придонных штормов, продолжающихся от нескольких дней до нескольких недель, придонное течение шириной всего несколько десятков километров может переносить до тонны осадков в минуту.
При отложении осадков вниз по течению образовываются новые формы рельефа дна из принесенного материала, причем размер таких форм может достигать сотен метров в толщину и сотен километров в длину, как, например, у внешнего вала плато Блейк к востоку от Флориды.
В отличие от атмосферных штормов, в характере придонных не обнаружено сильной сезонной изменчивости. Наблюдения показывают, что придонные шторма происходят раз в 1-2 месяца. В целом они наблюдаются в западной части Северной Атлантики, наиболее изученном с этой точки зрения районе, примерно в течении 35% времени в году.
После обнаружения придонных штормов начались специальные эксперименты по выяснению их природы. Наиболее долговременные комплексные исследования проводились американскими океанологами вдоль восточного побережья США. И здесь последовало открытие, равное по своей значимости самому факту обнаружению придонных штормов.
Была установлена связь между придонными штормами и положением меандров и вихрей Гольфстрима: энергичные колебания придонных течений у подножия материкового склона Северной Америки с временными масштабами порядка 30-90 суток являются результатом воздействия меандров и вихрей Гольфстрима на динамику придонного слоя океана. Ранее считалось, что взаимодействие динамики поверхностного и глубинного слоев Мирового океана происходит в очень больших пространственно-временных масштабах и носит глобальный характер. Проведенные исследования выявили мгновенную непосредственную связь между циркуляцией на поверхности океана и у дна при проникновении меандров и вихрей струйных течений до дна.
После этого аналогичные эффекты были обнаружены и в других районах Мирового океана. Получены свидетельства проникновения до дна вихрей Восточно-Австралийского течения в Тасмановом море и синоптических вихрей в восточной части Северной Атлантики.
При соответствующей организации наблюдений обнаружить проникающие до на вихри можно в самых неожиданный, на первый взгляд, районах. Так автором на протяжении нескольких лет проводились измерения глубинных и придонных течений в северо-восточной части тропической зоны Тихого океана между разломами Кларион и Клиппертон над полями железо-марганцевых конкреций. Эти работы велись в рамках проекта «Абиссаль», выполнявшегося в Государственном океанографическом институте и направленного на гидрометеорологическое обеспечение предполагаемой добычи железо-марганцевых конкреций со дна океана. Считалось, что глубинные слои этого района охвачены очень медленным распространением антарктической донной воды на север. Однако наблюдения, проведенные в 1986, 1988 и 1989 годах, обнаружили проникающие до дна вихри, сильно меняющие динамику придонного слоя района.
Так случилось, что в 1988 году в этом же районе, в это же время, совершенно независимо (бывало же такое в советской океанологии!) аналогичные исследования по измерению придонных течений проводил Институт океанологии им. П.П.Ширшова.
Совместный анализ объединенных данных, включавших измерение придонных течений на трех придонных станциях и течений от поверхности до дна на двух буйковых станциях, а также гидрологическую съемку всего района, обнаружил перемещающийся на северо-запад через район исследований проникающий до дна вихрь. В момент прохождения вихря измерители течений зарегистрировали придонный шторм, при котором скорость течения у дна возросла в 6-7 раз, а его направление сменилось на противоположное. Наши данные из северо-восточной части тропической зоны Тихого океана, считавшейся динамически неактивной, продемонстрировали высокую вихревую активность по всей глубине от поверхности до дна. Воздействие подводных штормов в районе не ограничивается придонной областью, а проявляется во всей многокилометровой толще вод, являясь результатом воздействия мощных, проникающих до дна вихрей.
Все это в корне изменило представления о динамике абиссальных глубин океана. В отличие от ожидавшихся широких и медленных течений, на абиссали обнаружены мощные узкие придонные потоки со скоростями более 50 см/с. Существование придонных штормов по-новому объясняет характер протекающих у дна глубокого океана процессах и, в частности, эрозию дна и переотложение осадков.
Зафиксировано очень быстрое размывание дна при переходе скорости через некоторую критическую величину, а также неожиданно быстрое оседание тонкодисперсных глубоководных осадков при снижении скорости потока. При этом, однако, течения могут переносить поднятые во время придонных штормов осадки на расстояния до 1000 км и более. Известный морской геолог Чарльз Холлистер, стоявший у истоков этих иследований, считает, что схема переноса осадков на абиссали Мирового океана сводится к эрозии дна в некоторых «штормовых» районах, переносу суспензионных осадков сильными придонными течениями и их переотложению вниз по течению.
Обнаруженная связь между придонными штормами и вихрями на поверхности океана открывает возможность установления таких «штормовых» районов. Очевидно, что прежде всего придонные шторма должны быть связаны с районами сильных средних течений и максимальной изменчивости процессов на поверхности океана.
В свою очередь районами размыва дна и перехода осадков в суспензию под влиянием придонных штормов могут быть прежде всего районы с высокой вихревой кинетической энергией на поверхности, сильными придонными течениями (скорее всего совпадающими с основными путями распространения наиболее холодных донных вод) и соответствующими глубоководными осадками. По-видимому, наиболее «штормовыми» условиями отличаются придонные слои Антарктического циркумполярного течения, где наиболее ярко проявляются все три фактора. Так, например, Брюс Хизен и Чарльз Холлистер сообщают, что в тихоокеанском секторе Антарктики у южной оконечности Срединно-океанического хребта в котловине Беллинсгаузена подводные фотографии обнаруживают исключительно сильное воздействие придонных течений на дно. К потенциально «штормовым» районам также могут быть отнесены Капская котловина и котловина Агульяс в районе Южной Африки, Аргентинская котловина в Южной Атлантике и северная часть Северной Атлантики. Однако все это пока только объекты предстоящих исследований и новых открытий, хранящие множество океанских тайн.
Фото 1. Океанское дно с рябью высотой несколько дюймов,
сформированной придонным штормом. Кадр наклонен, т.к. во время
придонного шторма приборная тренога была сдвинута (фото
Вудсхольского океанографического института).
Схема 1. В северо-западной Атлантике идеальные условия для
образования придонных штормов наблюдаются когда проникающие до
дна вихри Гольфстрима усиливают направленное к экватору
холодное глубинное пограничное течение, расположенное у подножия
материкового склона.(иллюстрация Ian Worpole).
Источник: delovoj.livejournal.com
Атомный подводный ракетоносный крейсер пришел на помощь во время шторма 18-06-2014
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Несуществующий пользователь
Без машины
Ребята молодцы! Такие поступки достойны уважения и вызывают гордость за нашу Родину, что есть такие люди, о которых только могут мечтать наши заклятые «западные партнеры»! )))
PS А, вот, интересно… Кто плюсует отъявленные идиотские комменты (типа как самый первый этого тролля-либераста: Normandie) просто «орет» или действительно клиника?
Несуществующий пользователь
Без машины
Надеюсь вы уже копаете бункер
Ну так, чиста справочно!
Во сколько в итоге обошлась стоимость этих 160 ти литров солярки?
МЧС не распоряжается подводными крейсерами стратегического назначения.
Подобный приказ (без последующего осыпания погон) могут отдать лишь граждане вроде главнокомандующего ВМФ РФ или еще какого министра обороны — т.е. бесконечно далёкие от участия в спасательных операциях всяких рыбаков.
И сомнений не возникло «а что это вообще за катер помощи просит? А вдруг там террористы? Пришвартуется подлодка, а на катере какой нить заложенный [ба-бах] взорвётся. И нет стратегического атомного крейсера и пары сотен моряков».
Видимо очень непростые государственные люди отдыхать изволили, раз за 40 минут и вопрос с атомным подводным крейсером решили и даже успели подогнать его.
Несуществующий пользователь
Без машины
Бред, причем полнейший! Особенно про государственных людей… — что за стереотипы либерастов-идиотов?! Вы бы подумали бы раз семь, прежде чем писать сей коммент, ибо…
1. Лодка только выходила в море и на выходе приняла сигнал SOS… Да будет вам, милейший, известно, что есть такая штука, как морская взаимовыручка, морское братство и тд. и ежели судно/корабль терпит бедствия и просит помощи, то любое судно или любой корабль, находящиеся по близости, спешат на помощь. Тут еще в статье не корректно написано… МЧС, конечно, же не могло само направить АПЛ для спасения. Скорее всего было так, что АПЛ приняла сигнал SOS, связалась со своим командованием (ибо обязаны были), те им разрешили и связались с МЧС и МСЧ, в свою очередь, попросило проследовать АПЛ к месту, где находился буксир. Даже в годы разгара «холодной войны» были случаи, что пиндосы оказывали нашим судам помощь на море. Скажу большее, что даже во время морских сражений победитель потопив корабль(и) противника затем приступал к спасению матросов с потопленного корабля(ей)…
2. Теперь о маразме с «очень непростые государственные люди отдыхать изволили»… Вы бы прежде всего, перед тем как написать что-либо, погуглили бы что это за буксир такой… Это обычный тесный, тихоходный буксир типовой постройки с относительно сомнительными мореходными качествами… Такие персоны, каких вы сюда старательно пытаетесь приписать, даже не посмотрят на этот буксир, не говоря уже об отдыхе… Да и спасено (находилось) там было всего 4 человека. Это, как правило: капитан, его помощник (радист) и моторист с палубным матросом… Где там описываемые вами персоны?
Ёпта, это по нашему)) если любить — то королеву))
а прогноз погоды для них не писан? и, интересно, во сколько вылилось их спасение? с рыбачков, спасаемых со льда, высчитывают денежку…
Источник: www.drive2.ru
Со стихией не шутят
Большинство аварий, как было показано в предыдущих главах, происходит из-за чьих-либо ошибок. Однако в морской практике известны случаи, когда причины аварий и даже катастроф заключаются в непреодолимых обстоятельствах, не зависящих от воли и поступков людей. Морская стихия, грозную силу которой в полной мере испытали на себе мореплаватели прошлых столетий, не стала сегодня более покладистой и мирной. Вот лишь один пример, показывающий, на что способен океан: 18 декабря 1944 г. во время тайфуна в Тихом океане затонули три и получили повреждения 28 американских боевых кораблей, включая эскадренные миноносцы, крейсера, авианосцы и линкоры. Погибли 790 человек и еще 80 получили серьезные ранения. Оценивая эти потери, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц отмечал, что они оказались большими, чем те, которые можно ожидать в результате сражения.(1)
При плавании в шторм подводная лодка имеет важное преимущество перед надводным кораблем — в случае необходимости она может погрузиться под воду, где нет ветра, а волнение очень быстро уменьшается с увеличением глубины погружения и на глубинах более 50 м полностью отсутствует. И тем не менее, морская стихия представляет грозную опасность для подводной лодки. В первую очередь это утверждение относится к дизель-электрическим подводным лодкам, которые вследствие ограниченной емкости аккумуляторных батарей вынуждены большую часть ходового времени идти в надводном положении или на перископной глубине под шноркелем.
В ноябре 1915 г. германская подводная лодка UC-13 в течение 2 сут патрулировала у Черноморского побережья Турции. Из-за непрекращающегося 11-балльного шторма она была вынуждена держать выходные люки закрытыми, даже находясь в надводном положении. 29 ноября сильная волна выбросила сравнительно небольшую лодку на берег, где она была оставлена экипажем, а позднее — расстреляна русскими миноносцами.(2)
24 октября 1922 г. во время перехода из Лориана в Кале попала в сильный шторм, потерпела аварию и была покинута личным составом французская подводная лодка «Роланд Мориллот» (бывшая германская UB-26). Подводников подобрал проходивший поблизости французский пароход, а покинутая лодка бесследно исчезла, по всей вероятности, затонула.(3)
18 августа 1923 г. во время тайфуна в Гонконге ураганным ветром (скорость ветра 65—70 м/с) сорвало со швартовов и разбило о мол английскую подводную лодку L-9. На лодке в момент аварии находились четыре человека, которые успели спрыгнуть на причал и не пострадали.(4)
30 августа того же года у Багамских островов попали в шторм и серьезно пострадали американские подводные лодки 0-11 и R-25, находившиеся в совместном плавании. Для спасения аварийных подводных лодок в район бедствия были высланы семь эскадренных миноносцев и буксиры.(5)
Японская подводная лодка 1-55 во время ремонта в доке Сасебо.
В марте 1934 г. в 10—11-балльный шторм получила повреждение и была вынуждена прервать поход английская подводная лодка «Ровер».(6) В июле 1936 г. во время тайфуна в Цусимском проливе была выброшена на камни крупная японская подводная лодка 1-55. После окончания шторма лодку удалось снять с камней и отбуксировать в базу для ремонта.(7)
В 1943 г. другая японская подводная лодка 1-8 была застигнута штормом на переходе из Японии в Германию в 300 милях южнее мыса Доброй Надежды. На ней оказались серьезно поврежденными надстройка, ограждение рубки и ангар для гидросамолета, которым эта лодка была оснащена.(8)
20 марта 1944 г. во время шторма в Северном море погибла английская подводная лодка Р-715 (бывшая германская U-570, взятая англичанами в плен в августе 1941 г.).(9)
В декабре того же года флотилия германских сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд» (водоизмещением по 15 т) попала в шторм, во время которого бесследно исчезло около 15 таких кораблей.(10) В конце 40-х годов в результате навигационных аварий в штормовых условиях погибли две подводные лодки: французская «Минерв»(11) и английская «Труант»(12). В феврале 1953 г. в сходной ситуации у восточных берегов в Англии затонул еще один «корабль флота ее королевского величества»(13) — подводная лодка «Сирдар».(14)
В конце 1963 г. во время перехода из Норвегии в Гамбург в шторм погибла устаревшая норвежская подводная лодка «Ютсира». Спустя три года при аналогичных обстоятельствах затонула западногерманская дизель-электрическая подводная лодка «Хай», которая относилась к кораблям XXIII серии бывшего германского ВМФ, построенным в последние годы второй мировой войны. Стремясь наладить серийное производство лодок этого типа в условиях перенапряжения всей экономики страны, немецкие специалисты пошли на всемерное упрощение их конструкции. В частности, в ущерб непотопляемости запас плавучести лодок был сокращен до 9,3% от надводного водоизмещения. Межотсечные водонепроницаемые переборки на лодках XXIII серии не устанавливались.
Подводная лодка «Хай» использовалась в западногерманском флоте как учебная. 14 сентября 1966 г. она вышла в поход совместно с однотипной лодкой «Хехт» в сопровождении плавбазы «Лех» и сторожевого корабля «Пассат». Погода не благоприятствовала походу — 9-балльный шторм затруднял движение сравнительно небольших кораблей.
Вечером того же дня отряд потерял связь с подводной лодкой «Хай», однако некоторое время этому не придавали значения, полагая, что на лодке вышла из строя передающая аппаратура. Лишь около 23.00 сообщение о потере связи с «Хай» было передано в штаб подводных сил во Фленсбурге, а в 23.26 начались поиски пропавшей лодки, которые не дали результатов.
О гибели подводной лодки стало известно на следующий день, когда оказавшийся в районе прохождения отряда английский траулер случайно обнаружил и подобрал в воде единственного оставшегося в живых из экипажа лодки — старшего матроса Зильбернагеля. Последний сообщил некоторые подробности катастрофы.
По его словам, лодку захлестнуло волной, и в дизельный отсек начала потоком поступать вода. Зильбернагель и еще восемь — одиннадцать человек из команды успели покинуть корабль до его гибели. В течение 12 ч старший матрос пробыл в бушующем море. Ему «повезло» больше, чем его товарищам, которые погибли от переохлаждения, и спасатели выловили из воды лишь их трупы.
Итак, подводная лодка «Хай» и ее экипаж погибли в силу складывающихся подчас в море непреодолимых обстоятельств. Однако оказывается, что непреодолимые обстоятельства иногда создаются людьми. Случай с «Хай» хороший тому пример.
Комментируя трагедию, зарубежная печать отмечала, что сам приказ о выходе в море в 9-балльный шторм устаревшей подводной лодки, не приспособленной для плавания в надводном положении в такую погоду, следует расценивать как преступление (опять чья-то ошибка!).
Преступно велись и поиски исчезнувшей подводной лодки. Командование Бундесмарине (ВМФ Западной Германии) не приняло энергичных мер для «прочесывания» моря и отправило в район происшествия лишь эскадренный миноносец «Байерн» и три самолета морской авиации. Позднее к ним присоединились немногочисленные силы других стран НАТО (два бельгийских вертолета и три английских тральщика). Между тем в этом районе в то время уже находились свыше 20 рыболовных траулеров ФРГ, а также гражданские суда под флагами других государств, которые даже не были оповещены о случившемся.
На вопрос корреспондента западногерманского журнала «Штерн», почему не был своевременно подан международный сигнал бедствия, один из руководящих офицеров Бундесмарине ответил буквально следующее: «Сигнал бедствия влияет на все судоходство в Северном море и связан со значительными, в том числе с финансовыми последствиями».(15) Видимо, не жалея средств на военные расходы, адмиралы ФРГ решили «экономить», принося в жертву своих офицеров и матросов.
С внедрением на лодках атомных энергетических установок можно было ожидать, что стихия лишится одного из источников «жертвоприношений». Обладая практически неограниченной дальностью и автономностью подводного плавания, исчисляемой месяцами, такие лодки способны обходить под водой фронт любого урагана.
Однако и сейчас телеграфные агентства мира время от времени приносят сообщения о новых трагедиях, виновником которых является морская стихия, а жертвами. атомные подводные лодки. Так, например, 30 ноября 1973 г. во время шторма у побережья США вблизи Сан-Франциско с мостика американской атомной подводной лодки «Планжер» был смыт за борт и погиб, несмотря на предпринятые поиски, е командир.(16)
Более того, как установили ученые, сами морские глубины не являютс зоной тишины и спокойствия. В океане наблюдаются так называемые внутренние волны, возникающие на границах слоев воды с различной плотностью Эти волны «бушуют» на различных глубинах и имеют высоту до нескольки десятков метров. Интересно отметить, что подобный «подводный шторм» рас сматривался американскими специалистами-океанографами в качестве одно из возможных причин гибели атомной подводной лодки «Трешер».(17)
Попавшая на склон внутренней волны подводная лодка могла «соскользнуть» по нему з предельную глубину погружения, где ее прочный корпус был раздавлен наружным гидростатическим давлением, превышающим допустимое.
Источник: flot.com