Что продувают у подводных лодок

Бесшумные «хищники» морских глубин всегда наводили ужас на неприятеля, причем как в военное, так и в мирное время. С подлодками связано бесчисленное количество мифов, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что их создают в условиях особой секретности. Но сегодня мы знаем достаточно об общей.

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

Как устроена атомная подлодка

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Как устроена атомная подлодка

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик.

Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач.

Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Как устроена атомная подлодка

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными.

Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей».

В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» - за форму корпуса и внушительность размеров.

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» — за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты.

К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

Американский «Сивулф» считается самой совершенной многоцелевой атомной подводной лодкой. Ее главная особенность – высочайший уровень скрытности и смертоносное вооружение на борту. Одна такая субмарина несет до 50 ракет «Гарпун» или «Томагавк». Также имеются торпеды. Из-за большой дороговизны флот США получил только три таких подлодки.

Как устроена атомная подлодка

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ.

Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».

Как устроена атомная подлодка

Внутри подводной лодки

Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов.

Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.

Подводная лодка «Курск»

Подводная лодка «Курск»

Именно к лодкам проекта 949А относится печально известный «Курск». Эта субмарина погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Жертвами катастрофы стали все 118 членов экипажа, находившиеся на ее борту. Выдвигалось много версий происшедшего: самой вероятной из всех является взрыв хранившейся в первом отсеке торпеды калибра 650 мм. Согласно официальной версии, трагедия произошла из-за утечки компонента топлива торпеды, а именно пероксида водорода.

АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.

Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:

Первый отсек:

Его еще называют носовым или торпедным. Именно здесь расположены торпедные аппараты. Лодка имеет два торпедных аппарата 650-мм и четыре 533-мм, а всего на борту АПЛ находится 28 торпед. Первый отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на предназначенных для этого стеллажах, а торпеды подаются в аппарат с помощью специального механизма.

Здесь также находятся аккумуляторные батареи, которые в целях безопасности отделены от торпед специальными настилами. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.

Как устроена атомная подлодка

Второй отсек:

Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа.

Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.

АПЛ проекта 955

АПЛ проекта 955

Третий отсек:

Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.

Четвертый отсек:

Как наши подводники залпом фекалий чуть американский авианосец не утопили

На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Первая — сделать на подводной лодке “мертвую петлю». Вторая — торпедировать авианосец «Энтерпрайз». Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.
Идея с «мертвой петлей» родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика — близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. «Но петлю», — упрямо думал мечтатель — «я все равно сделаю — на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!»
А мысль о потоплении «Энтерпрайза» родилась одновременно со вступлением того в строй, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось потопление американской лодкой «Арчер-фиш» в конце ноября 1944 года крупнейшего японского авианосца «Синано».
— Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени! Семь двести тысяч тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой в тридцать раз меньшей, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» смог превзойти «Синано» по своей мощи…
— Вот бы его утопить! — вырвалось у вихрастого четверокурсника, в котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
— Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт «Синано». Его охраняли всего два эсминца. А у «Энтерпрайза» сопровождение — будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники… Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщут. И у самого, помимо авиации, вооружение — ого-го!

Читайте также:  Самое глубокое погружение в мире подводной лодки

Так что, мой юный друг, о торпедной атаке «Энтерпрайза» можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже противолодочным зигзагом угнаться практически невозможно. Даже если ваша железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за ревом собственных шумов.

Это все равно, что на мотоцикле с завязанными глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем у водителя автомобиля глаза не завязаны… За ним надо охотиться, выслеживать, прокрадываться в ордер — одним словом, как следует надо тактику изучать. И не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться. Причем только в военное время — надо объяснять, почему? А еще попробуй, окажись с ним в одном районе…
И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через годы. И вот наступило время принятия решения: расти дальше по службе, или подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: «Ну, еще одна автономка — и будет тебе перевод». Но прошли одна, вторая и назревала третья.

Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему «по секрету» сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе предполагаемого действия АУГ с «Энтерпрайзом», и что более опытного и грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может… Короче, такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта юности… непойманная Жар-Птица…
И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На космическую разведку надежды было мало — никакого просвета, облачность сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было знать.

Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про «Энтерпрайз» и его охранение. И, наконец-то, — вознаграждение за упорство: вот она, материализация мечты командира и всего экипажа!

Лодка на стабилизаторе глубины без хода, все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали — основная цель пройдет мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?! А-а-а.
— Боевая тревога, торпедная атака! Колокола и «каштан» не использовать! Все команды и доклады — только по телефону!
— Ну, писец, началось, — вырвалось у экипажа, — бей супостата.
Но война-то “холодная”, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать атаку… Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности…
— Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд — минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто процентов.
— Поднять перископ.
В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь как торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в обстановку. Командир — к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты принимает — значит, курс менять не будет.

БИП вырабатывает данные для стрельбы — все на автомате. Командир от перископа — к телефону:
— Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый аппараты от торпед. Сколько?! Ну ты оху… Пять минут! И приготовить эти аппараты к прострелке воздухом!

Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели, как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Минера тоже заклинило, и четкого ответа «есть» не последовало. Вот те на. Готовились, готовились. Да, в военное время проще: ввел данные стрельбы — а они идеальные! — и «Пли!» А тут все аппараты заряжены боевыми торпедами, все битком.

Есть, правда, возможность освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей лодки. Ну, освобождаем, время уходит…
Время уходит, авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское «есть» все никак не прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
Тут механик — нашел, елки, выход! — самый большой оппозиционер и тайный насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал «добро» продуть гальюны(не заполненным «под завязку» остался %T1?82олько докторский в изоляторе), но командир неизменно запрещал — звук продувки демаскирует махом. Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в Пентагоне.
— …Минер.
— Тащ командир, — встрял механик, — готов произвести прострелку гальюнов! Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давление с отсеков, тем более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но… как-то это… и выхода другого нет…
— Ну, это совсем другое дело, — обратился почти вышедший из оцепенения зам к начинающему выходить особисту.
— Ладно, мех, убедил, — сказал командир. — Продуть гальюны по команде.
И сам — к перископу.
В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны. Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающегося неумолимо, как крах капитализма.
— Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
— Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к стрельбе готовы, — отрапортовал механик, — есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить…
— Понял, понял, механик… БИП! Доложить данные стрельбы двумя «изделиями»! — Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить его.
— Механик, то-овсь!
— Есть товсь!
— Пли!
— Есть пли! — отозвался механик. — Второй и третий, продуть гальюны, воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный запах, и все завращали носами.
— Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем отсеках. Замечаний нет.
— Есть, механик. Поднять перископ!
Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать своим курсом.
— Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три, дистанция тридцать, — доложил командир БИПа.
— Есть, — машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, — наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал…
В центральном все так и обалдели.
— Доигрались! — первым пришел в себя и трагически завопил зам.
— Разрешите? — и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу. Это наглость. Это борзость. Перископ — штука только для командира. Старлей сопливый, агент 00, да к тому же из механиков… В другое время командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
— Пожар… на полетной палубе… ни хера ж… — подтвердил особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не простреливали, вернее, команда была, но минер… Минер «есть» не сказал, а должен был, и отрапортовать команду должен был, а он молчал… Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он вслух.
— А почему он молчал? — вступил в дело особист. — Может, он действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с «каштаном». Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который убивает своего собственного сына.
— Разрешите! — и снова без разрешения особист рванулся к «каштану». — Первый, торпедная! Ответить центральному! — надрывался особист в выключенный «каштан», надеясь первым выявить злой умысел.
— Товарищ старший лейтенант! — не сдержался командир. — «Каштан» обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем. Отойдите отсюда, и без разрешения…
— Но ведь горит, и горит фактически! — не унимался старлей, пытаясь сдержать марку.
— А чего это вас так огорчает, — съязвил командир, — авианосец-то американский.
И за телефон.
— Связисты, запитать командирский «каштан», — и далее, уже по «каштану». — Минер! Ты что там, умер или …. Доложить количество боезапаса!
— Товарищ командир, — прозвучало в замершем центральном, — боезапас без изменения. — Минер докладывал невозмутимо — еще бы, откуда он знал. — В аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на введение в строй выясняем…
— Ну, минер! Мо-ло-дец! — гневно-радостно выдавил командир. — Выгрузку отставить, а там разберемся…
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами. Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте, ну продули гальюны, а авианосец горит!
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты бесстрастно делали свое дело.
— Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика.
— Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров!
…Автономка закончилась досрочно. «Энтерпрайз» ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех свидетелей и участников «атаки» и заставили письменно изложить события — такого-то числа… И нарисовалось вот что…
О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что контакт с ней потерян. Это можно расценить как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца.

Читайте также:  Хопер 520 лодочный мотор отзывы владельцев

Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется, — у них за это дело крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается(чтобы оптику в дерьме не запачкать). Все там напряженно лыбятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп… Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от «торпед», — так или иначе, история умалчивает, и самолет не туда приземлился, врезался…
Факт состоит в том, что, по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера «Белкнап». Опять же через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту быстренько вернули…
На пирсе экипаж встречал лично командующий флотом. После оглушительного «Здравия желаем. » ком поблагодарил экипаж за службу.
— Служим Советскому Союзу. — опять же оглушительно заорали подводники… И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни благодарностей, ни грамот, на худой конец.

Зачем приехал?
— Старпом.
— Я.
— Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, — и в курилку на корень пирса.
— Ни хрена себе! — выразил общее недоумение механик. — Неужто снимут?! Вот бы меня. — он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом, ровесник командирский.
— Всем вниз! — старпом пресек механические разглагольствования, и народ полез в прочный корпус.
Монолог кома в курилке (достоверность — плюс-минус):
— Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. «Энтерпрайз» минимум на полгода выведен из строя. За это не грех и Героя дать. Но, родной, не судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только америкосы.

Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт «Энтерпрайза» им в копеечку вылетит. Но тебя, родной, там не было. Ты понял? И экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… Объяснять янкесам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто.

Еще возьмут и не подпишут соглашения, реванша искать будут. ТАСС уже сообщил об аварии на «Энтерпрайзе» и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. Вот так-то, родной. Извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? — ком повернулся к комдиву. — А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась неосуществленная.

Есть места?
— Найдем, товарищ командующий. Это — последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
— Давайте мне, я сразу подпишу. Ну что ж, комдив, готовь представление и на механика. Пусть там вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, — ком весело погрозил пальцем, потом протянул на прощание огромную теплую ладонь.

Источник: back-in-ussr.com

Оборудование для спасения подводников

Напишу немного про оборудование для спасения подводников. Я, собственно, к флоту и подводным лодкам, отношения не имею. Однако есть тема в которой я обладаю определенными знаниями и опытом — индивидуальное оборудования для спасения подводников с аварийных лодок. Дело в том, что я применял и применяю это оборудования для решения своих прикладных задач в дайвинге, поэтому пришлось многое узнать о нем.
Надо отметить, что материалов по теме с свободном доступе не много, а исторические аспекты темы вообще теряются в тумане, поскольку ранее оборудование — большая редкость.
Более-менее внятная картина начинает прорисовываться только с момента появления ИДА-59.
Собственно если смотреть на тему с прикладной точки зрения, то более ранее оборудование имеет историческую и коллекционную ценность, но прикладное значение такого оборудование невелико (в виду почтенного его возраста).

Изображение

Фото #1 — Список аппаратов (до ИДА-59) для выхода с ПЛ виден вот на этом стенде, который хранился в учебном центре в Петербурге, а потом таинственно и без следа исчез.

Работы по созданию спасательного снаряжения подводников в СССР были начаты после утверждения в 1926 г. первой Государственной программы по военному кораблестроению, рассчитанной на шесть лет. Несмотря на крупные отечественные достижения в сфере судоподъемных работ, предполагалось, что в мирное время спасание личного состава посредством подъема затонувшей ПЛ с глубин более 50 метров будет малоэффективно, а в условиях ведения боевых действий такой способ спасения нереален даже при меньших глубинах затопления. Поэтому первостепенное значение придавалось самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ. Разработки спасательного снаряжения изначально были ориентированы на обеспечение выхода подводников с больших (по тем временам) рабочих глубин.
В 1931-1932 гг. был разработан индивидуальный спасательный аппарат (ИСА) «Э-1» («ЭПРОН-1», кислородный) для самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ. К 1935 г. появилась серия аппаратов типа «Э». Для дыхания использовался кислород, применялся химический поглотитель известковый ХП-И.
В 1934 г. для водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят на снабжение гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело человека от воды, что повысило безопасность самостоятельно выхода из затонувшей ПЛ.
В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции дыхательных аппаратов для водолазов и подводников.
В 1939 г. на снабжение принимается гидрокомбинезон ТУ-1, имеющий шлем с очками.
В этом же году разработан один из лучших образцов автономных дыхательных аппаратов – изолирующий спасательный аппарат морской (ИСА-М), на базе которого в 1943 г. была выпущена усовершенствованная модель ИСА-М-43.

Изображение

Фото #2 Единственная фотография с полным комплектом описываемого снаряжения, которой я могу проиллюстрировать написанные выше абзацы, это фотография погибшего советского подводника помощника командира лодки С-34 старшего лейтенанта Душина В.Л., сфотографированное болгарской полицией на Царском пляже в районе Созопола 16 ноября 1941 года.

Изображение

Фото #3 Представление о примерном виде описываемого оборудования дает современная фотография ТУ-1 в комбинации с ИДА-57.

В 1951 г. в НИИ аварийно-спасательного дела для выхода из аварийной ПЛ был разработан изолирующий дыхательный аппарат ИДА-51 с гидрокомбинезоном ГК-2, имеющим объемный шлем. В отличие от ИСА-М-48, в аппарате было два баллона (кислородный и с 7%-ной кислородно-гелиевой смесью (КГС)). Вместо химического поглотителя ХП-И использовалось регенеративное вещество О-3. Наличие баллона с КГС позволяло подводникам осуществлять выход с глубин до 200 метров.

Изображение

Фото #4 ИДА-51

В модернизированном аппарате ИДА-51М использовались баллон с 25%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью (60% азота и 15% гелия), а также дополнительный гелиевый баллон (дополнительные гелиевые баллоны хранились на спасательный судах и подлежали передаче на аварийную ПЛ).
Комплект снаряжения, состоявший из аппарата ИДА-51 и гидрокомбинезона ГК-2, получил название изолирующего снаряжения подводника (ИСП).
Многолетние отработки выхода подводников по буйрепу выявили его существенные недостатки: декомпрессия была достаточно продолжительной, и человек вынужденно находился в холодной воде, что приводило к его переохлаждению. Кроме того, имелась высокая вероятность сноса буйрепа течением, а также пропусков остановок на мусингах, что создавало предпосылки для возникновения декомпрессионной болезни. Способ был достаточно сложен в связи с тем, что подводник должен был помнить режим декомпрессии и самостоятельно соблюдать время выдержек на мусингах, а также уметь управлять дыханием в ИДА. В период Великой Отечественной войны при выходе с затопленных ПЛ подводники нередко пренебрегали правилами подъема по буйрепу и всплывали естественным путем – с дыхательными аппаратами и без них.
Отечественные исследования по самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ с середины 1950-х гг. сфокусировались на разработке технологии всплытия — как более простой операции по сравнению с процедурой подъема по буйрепу. Под «свободным всплытием» («СВ») в отечественной практике подразумевается самостоятельный выход подводников из затонувшей ПЛ в изолирующем (спасательном) снаряжении, в то время как за рубежом термин «свободное всплытие» означал всплытие естественным путем, за счет объема воздуха в легких.
Эти особенности необходимо учитывать для корректного сопоставления зарубежных и отечественных технологий самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ. Вероятно, отечественный термин «свободное всплытие» изначально должен был отражать различия двух технологий самостоятельного выхода: всплытие без режима декомпрессии и без «привязки» к ПЛ и подъем по буйрепу с соблюдением надлежащего режима декомпрессии.
В 1952 г. были разработаны режимы и методика выхода подводников из аварийной подводной лодки в снаряжении ИДА-51 с глубин до 200 метров. В 1953 г. на Северном флоте прошло учение по выходу подводников из погруженной ПЛ с глубины 100 метров и с глубины 200 метров посредством водолазного колокола.

Читайте также:  Срок действия водительского удостоверения на лодку

И вот, наконец, мы добрались до основного героя нашего повествования, который меняя свой облик существует до сих пор — ИДА-59
В 1959 г. создается изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59, а в 1960 г. – спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В том же году на снабжение принято изолирующее спасательное снаряжение подводника ИСП-60, в состав которого входили СГП и дыхательный аппарат ИДА-59, позволявший подводникам осуществлять самостоятельное спасение методом свободного всплытия и способом подъема по буйрепу с глубины 100 метров. В комплект входило 2 баллона (кислородный и с 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью), использовалось регенеративное вещество О-3.
Для спасения с глубин 100-120 метров предполагался «мокрый» способ перехода из одной лодки в другую, при котором к аппарату пристегивался третий баллон с гелием.
Спасение подводников с глубин более 100 м, а также из отсеков с избыточным давлением более 6 кгс/см2 (60 м вод. ст.) подразумевало участие сил поисково-спасательного обеспечения. Водолазы-спасатели через штатные шлюзовые устройства должны были передавать на затонувшую ПЛ газовые баллоны для аппаратов ИДА-59М. Выход мог быть обеспечен с помощью спасательного колокола, но в дальнейшем были созданы спасательные ПЛ, велись разработки спасательных подводных аппаратов.
Отличительным признаками для опознавания первых вариантов ИДА-59 в отличие от других вариантов этого аппарата является форма стравливающего клапана на дыхательном мешке и форма кислородного автомата.

Изображение

Фото №1 — ИДА-59 с характерным с травящим клапаном из желтой пластмассы.

Изображение

Фото №2 — Форма кислородного автомата. Если по простому — нижний прилив корпуса кислородного автомата (штука прикрученная к кислородному редуктору на левом баллоне) имеет маленький диаметр в отличие от следующей модели.

Изображение

Фото №3 — К ИДА-59 штатно прилагается СГП со следующими характерными особенностями — резиновыми клапанами на плечах и на ушах.

Изображение

Фото №4 — Так же встречается вот такой вариант с большим металлическим клапаном и клапанной коробкой более ранней формы.

После того, как был создан комплект ИСП-60 мысль военных, а вслед ученых и инженеров пошла по пути увеличения глубины выхода с ПЛ.
Усовершенствование способов спасения подводников с использованием снаряжения ИСП-60 в 1970-е гг. предусматривало использование дыхательных газовых смесей нового состава и преследовало две задачи: увеличение глубины выхода и спасение из условий повышенного давления с переводом в спасательную ПЛ.
Опыт разработки новой технологии – метода выполнения водолазных работ из условий полного насыщения организма индифферентным газом (метод ДП – длительного пребывания под повышенным давлением) позволил оценить возможность его применения и для спасания подводников. В итоге, был разработан эффективный способ спасения с глубин до 200 метров из условий продолжительного пребывания под давлением до 0.7 МПа.
Этот способ с применением метода ДП и использованием снаряжения ИСП-60 включал следующие операции:
1. погружение спасательной ПЛ до глубины нахождения аварийной ПЛ и быструю компрессию водолазов до указанной глубины;
2. передача водолазами на аварийную ПЛ газовых баллонов для ИСП-60, заполненных дыхательной смесью нового состава;
3. компрессия подводников в шлюзовых и спасательных устройствах аварийной ПЛ с последующим выходом в воду в ИСП-60 в комплектации с полученными газовыми баллонами;
4. переход подводников с помощью водолазов в приемно-выходной отсек комплекса ДП спасательной подводной лодки под повышенным давлением;
5. декомпрессия водолазов и подводников из условий ДП по режиму ДП для данного давления.
Вариантом этого способа являлся также перевод подводников в спасательный (или водолазный) подводный аппарат.
В этот же период продолжались исследования по самостоятельному выходу свободным всплытием для увеличения глубины спасения. В результате, глубина выхода через спасательный люк возросла до 240 метров, что обеспечивалось новым снаряжением и системой шлюзования. Главной особенностью этого снаряжения была реализация идеи уменьшения скорости подъема при приближении к поверхности.
Позднее был разработан модифицированный вариант дыхательного аппарата – ИДА-59М, отличавшийся от базового образца конструктивным исполнением.
В итоге в 1980 г. на снабжение было принято новое спасательное снаряжение (ССП). В его состав вошли: дыхательный аппарат ИДА-59М, гидрокомбинезон СГП-К с емкостью всплытия, парашютная система ПП-2 и водолазное белье.

Снаряжение в указанной комплектации (комплектность № 1) поставлялось на подводные лодки, имевшие спасательные люки, оборудованные специальным блоком подачи сжатого воздуха. На ПЛ с традиционной конструкцией спасательного люка снаряжение поставлялось без парашютной системы и емкости всплытия (комплектность № 2). Парашют, раскрывающийся автоматически на заданной глубине, предназначался для замедления всплытия на заключительных участках подъема, если выход осуществлялся с глубин более 100 метров. С глубин до 100 м выход мог быть осуществлен не только через спасательный люк, но и через другие устройства: рубку, торпедный аппарат, входной люк, как в ИСП-60.
Новое снаряжение обеспечивало:
— глубину самостоятельного спасения выходом по буйрепу — до 100 метров;
— глубину самостоятельного спасения свободным всплытием:
в полной комплектации — до 240 метров,
без парашютной системы и емкости всплытия — до 140 метров;
максимальную глубину спасения при участии спасательных сил — 120 метров.
Как отличить снаряжение из комплекта ССП?

Изображение

Фото №5 — ИДА-59М. Характерное отличие от ИДА-59 — металлический стравливающий клапан и большой нижний прилив кислородного автомата.

Изображение

Фото №6 — Отличия СГП-К состоят в том, что на плечах появились пластмассовые клапаны для поддува емкости всплытия (которая к ним подключалась), клапаны на ушах стали аналогичны клапану на лбу, а на левой стороне живота появился разъем для подключения воздушной магистрали подводной лодки.

Изображение

Фото №7 — Та самая емкость всплытия о которой идет речь.

Изображение

Фото №8 — парашютная система подводника ПП-2 в уложенном виде.

Изображение

Фото №9 — Элементы ПП-2

Изображение

Фото №10 — Плакат описывающий парашютную систему.

После распада СССР в части подводного снаряжения долгое время ничего не происходило. Запасы ИДА-59М и СГП-К, а так же обычных СГП от ИСП-60 с которыми так же использовали ИДА-59М позволяли считать, что флот обеспечен системами спасения.
Однако постепенно запасы старых ССП начали подходить к концу, кроме того знакомство с западными системами спасения, а так же осмысление аварии Курска привели к мысли, что требуется новые системы спасения.

Во-первых идея была в том, что бы перенять у западных военных методику всплытия без использования дыхательных аппаратов, дыша воздухом из полости в снаряжении.

Изображение

Фото №1 — Западное снаряжение для выхода с подводной лодки без дыхательного аппарата.

Во-вторых, дыхательный аппарат решили оставить, что бы можно было выходить и по-советски и по-западному.

В-третьих, решили отказаться от компоненты связанной с выходом глубже 120 метров — отказаться от емкости всплытия и от парашютной системы. Опыт показывал, что все это оказывалось слишком сложным для освоения личным составом.

В-четверных было решено переработать всю конструкцию (благо разработчик ССП — ОАО КАМПО теперь сам взялся производить аппараты и не было необходимости держаться за старую технологию производства).

С 2000 г. российские специалисты участвуют в заседаниях рабочих групп НАТО по аварийному выходу из ПЛ, спасанию подводников и крупномасштабных международных учениях по спасению подводников. В 2004 г. были утверждены ускоренные режимы декомпрессии в СГА для спасенных подводников, вышедших из условий повышенного давления. В 2007 г. началась разработка нового спасательного снаряжения подводника ССП-М, объединяющего характеристики отечественного и иностранного снаряжения.

Изображение

Фото №2 — ССП-М.

В комплект ССП-М входил аппарат ИДА-М и костюм СГП-М.
Прежде всего отличительной особенностью этого комплекта является материал из которого он сделана. Если все остальные комплекты сделаны из прорезиненной ткани, то этот комплект сделан из ткани покрытой пластиком.
Не могу сказать конкретную марку материала, но внешне отличия очень заметны. Материал ССП-М блестящий, гладкий и более жесткий. чем прорезиненная ткань.
Кроме того, в костюме появилось несколько гермомолний, которые облегчили надевание костюма (впрочем, наверняка уменьшили его живучесть).
Так же заметно, что газовая арматура полностью изменилась. Вместо вентилей появились переключатели в стиле космических скафандров (от которых они и были взяты). Так же новая форма канистры и клапанной коробки.

Однако военным комплект не понравился и они попросили сделать, ССП более традиционное.

Так появился ССП с ИДА-59М в новой редакции. В конструкцию вернулась прорезиненная ткань. Были переработаны клапанная коробка и канистра. Газовая осталась похожей на ИДА-М.

Фото №3 и №4 — ИДА-59М и ССП новой редакции.
Изображение
Изображение

Производитель на своем сайте указывает, что в случае необходимости с ССП можно заказать и емкость всплытия с парашютной системой.

Но на этом история не заканчивается. Недавно по первому каналу прошел репортаж в котором рассказывалось о новой версии ССП с СГП, у которого снова, как у СГП-М появился капюшон для всплытия без аппарата:
https://www.1tv.ru/n. kov_podvodnikov

Изображение

Фото №5 — Новый СГП

Источник: valery-mukhin.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...