Что означает мс 1

Танк МС-1 был первым советским танком, который был запущен в серийное производство. За каких-то три года, с 1928 по 1931, их было выпущено аж целых 959 образцов. Поскольку он позиционировался как пехотный танк, его основное предназначение было в поддержке пехоты во время взятия укрепрайонов. И армия очень сильно нуждалась в такой военной технике для усиления своей боеспособности.

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

Отличительной его чертой от других лёгких танков является возможность заменить стоковое 37 мм. орудие Гочкис на 45 мм. орудие образца 1932 года. Благодаря этой особенности он представляет очень серьёзную угрозу для пехоты.

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

Несмотря на то, что официальное название танка МС-1 звучит как «Малый сопровождающий-1». В игре World of Tansk он получил название «Машина смерти». И на это есть несколько причин:

  • хорошая скорострельность;
  • неплохая бронепробиваемость;
  • заметный урон.

Однако, есть и масса значительных недостатков:

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

  • слабая динамика;
  • низкая точность стрельбы;
  • медленное сведение;
  • малый запас прочности.

Лёгкий танк МС-1 из игры World of Tanks

В общем для своих задач и целей, в своё время он подходил неплохо. А каких успехов на этой боевой технике достигали вы? Поделитесь своим опытом в комментариях, всем будет очень интересно узнать это!

Если вам понравилась статья «‘Машина смерти-1’ или за что советский лёгкий танк МС-1 получил такое прозвище», тогда не забывайте делиться ею в социальных сетях и писать ваши комментарии.

Источник: inba24.ru

Малый сопровождения МС-1

 В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Руководства ГУВП и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как
В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Руководства ГУВП и Орудийно-Арсенального Треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА.

На совещании анализировались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — малый), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА.

Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса, или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Рено Русские») были «. весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 года составляла около 36 тыс. руб.

Более подходил для прототипа итальянский «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат. Танк был внимательно изучен специалистами КБ ОАТ, которое с середины 1925 года начало вести работы над собственным проектом малого 5-тонного танка в инициативном порядке. Поэтому ГУВП приняло решение форсировать данные работы КБ ОАТ, назначив ответственным исполнителем С.Шукалова. Для изготовления «опытовой» машины и освоения ее серийного выпуска выделялся завод «Большевик», имевший в то время лучшие производственные мощности.

«Фиат-3000» с пушкой Гочкиса

 Тем не менее, срок постройки танка был выдержан и в марте 1927 года (при плане - февраль) она покинула опытный цех
Тем не менее, срок постройки танка был выдержан и в марте 1927 года (при плане — февраль) она покинула опытный цех «Большевика» и отправилась на заводские испытания. Танк получил индекс Т-16 и выгодно отличался от «Рено Русского» малыми размерами, весом и стоимостью при сравнительно большой скорости движения.
Однако недостатков у новорожденного оказалось гораздо больше, чем ожидалось, и было принято решение усовершенствовать ряд агрегатов и узлов танка. Так была удлинена на один каток ходовая часть, что привело к необходимости добавления в носовой части корпуса удлинителя (на эталонном образце удлинитель был клепаный, однако на серийных машинах устанавливался в виде литой детали весом 150 кг).

Далее изменениям подверглись некоторые узлы двигательной установки, трансмиссии и т.д. Во время доработки на завод прибыл моторостроитель А.Микулин — разработчик двигателя танка. Причиной командировки была неудовлетворительная работа энергетической установки Т-16, что совершенно не вязалось с ожиданиями ОАТ. Конструктор добросовестно изучил весь цикл производства моторов на «Большевике» и страшно удивился, что завод может делать такие сложные агрегаты, не имея даже элементарных измерительных приборов (результатом посещения завода А. Микулиным стало то, что завод наконец-то получил аэротермометры и гигрометр, которые ему не поставляли более 2-х лет).
Танк Т-16


Танк Т-16
 Но вот новый танк был построен, и после пробега в пригородах Ленинграда отправился в Москву на полевые сдаточные испытания. Машина получила наименование
Но вот новый танк был построен, и после пробега в пригородах Ленинграда отправился в Москву на полевые сдаточные испытания. Машина получила наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)».

Интересно отметить, что при перевозке танка из Ленинграда в Москву были опробованы все возможные способы его транспортировки: ж.д. вагон, ж.д. платформа, кузов грузовика, автоприцеп и движение своим ходом. Эталонный Т-18, еще весьма напоминающий внешним видом своего предшественника Т-16, прибыл в столицу майским вечером (предположительно — 20-25 мая) и в кузове грузовика проследовал в склад N 37 (в районе Красной Пресни). Поскольку пушка для МС-1 не была подана, в танк установили ее макет, выполненный в токарных мастерских. Здесь же его хотели покрасить, но вдруг из ОАТ последовало категорическое распоряжение: «красить танк только после принятия на вооружение. «. Возможно после случая с Т-16, окрашенным непосредственно перед испытаниями в светло-зеленый цвет, и не принятым, руководство ОАТ испытывало некое суеверие, приведшее к тому, что на испытания танк отправился лишь покрытый светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой.
Для испытаний танка была образована специальная комиссия, куда вошли представители Мобуправления ВСНХ, ОАТ, завода «Большевик», II отдела Артуправления, генштаба РККА. Испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в районе дер. Ромашково — ст. Немчиновка (Подмосковье) пробегом по пересеченной местности, так как оружие для танка подано не было. Танк был подвергнут «мучениям третьей степени», но в целом успешно выдержал их и был рекомендован для принятия на вооружение.
Танк Т-18 эталонный
Танк Т-18 эталонный
 Вскоре (1 февраля 1928 г) последовал и заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 шт. до осени 1928 г. и 78 шт. в течение 1928-29 гг.). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием
Вскоре (1 февраля 1928 г) последовал и заказ на изготовление в течение 1928-29 гг. для РККА 108 танков Т-18 (30 шт. до осени 1928 г. и 78 шт. в течение 1928-29 гг.). Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену». Первоначально серийным производством занимался только завод «Большевик», но с апреля 1929 года к выпуску Т-18 был подключен также Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский) и план выпуска танков был увеличен. Однако в 1929 году массовое производство Т-18 там развернуть не удалось (тем более, что двигатели поступали с «Большевика») и всего за 1929 год из заказанных 133 танков было с трудом сдано 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.
Танк Т-18 обр. 1927 г.


Танк Т-18 обр. 1927 г.
Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий М.Н.Тухачевский), где в течение 30 августа — 6 октября 1928 г. на Семеновском ипподроме, Поклонной горе и площадке курсов мехтяги участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий (М.Н.Тухачевский лично присутствовал на испытаниях). Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также «Рено», «Рено русский» и «Рикардо» (Mk V).
Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать » . окоп полного профили, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе . «, которые не являлись таковыми для танков других типов (только «Рено русский» дал почти столь же плохие результаты). Однако новый Т-18, должен был быть длиннее и нести более мощный двигатель, что позволяло надеяться на более удачный исход подобных испытаний для него.
Т-18 принял участие в подобном тестировании осенью 1929 г. (17 октября — 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно (даже назад).

Читайте также:  Где находятся салоны мтс

Для улучшения проходимости рвов по предложению М.Василькова и по распоряжению начальника бронесил Ленинградского округа С.Коханского в мастерских курсов мехтяги танк был оборудован вторым «хвостом» в передней части (снятым с другого танка) и тут же получил прозвище «носороге, или «тяни — толкай». Его проходимость действительно немного улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал никуда не годным. В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается «желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для . подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов». Проект такого «носового колесного удлинителя» для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен «в металле».
Танк Т-18
Танк Т-18 «носорог», оборудованный вторым «хвостом»
В 1929 г. характеристики Т-18 уже не отвечали возросшим требованиям Генерального штаба РККА. На прошедшем 17-18 июля 1929 г. заседании РВС была принята «система танко-тракторно-автоброне-вооружения», отвечавшая новой структуре РККА. Это заседание, казалось, ставило крест на производстве Т-18, как устаревшего для ведения боевых действий в новых условиях. На заседании родились требования к основному танку сопровождения, получившему индекс Т-19. Но поскольку танк еще не был создан, в одном из пунктов решения отмечалось: «Впредь до сконструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч.»

мощность двигателя до 40 л.с., применена четырехскоростная коробка передач (вместо трехскоростной) и введено новое литое ведущее колесо. Было пересмотрено и вооружение Т-18, которое должно было состоять из 37-мм пушки большой мощности и 7,62-мм пулемета. При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 года, была введена кормовая ниша, предназначенная к тому же для размещения радиостанции. Реально же артиллерийское вооружение осталось прежним. «>
Во исполнение этого решения по танку Т-18 были проведены следующие работы: увеличена мощность двигателя до 40 л.с., применена четырехскоростная коробка передач (вместо трехскоростной) и введено новое литое ведущее колесо. Было пересмотрено и вооружение Т-18, которое должно было состоять из 37-мм пушки большой мощности и 7,62-мм пулемета. При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 года, была введена кормовая ниша, предназначенная к тому же для размещения радиостанции. Реально же артиллерийское вооружение осталось прежним.
Танк Т-18 обр. 1930 г
Танк Т-18 обр. 1930 г
Такой видоизмененный танк получил название «МС-1(Т-18) образца 1930 г.». Но модернизация была половинчатой и кардинально не улучшала боевые характеристики танка (скорость движения так и не достигла 25 км/ч, а изготовление корпуса по-прежнему было очень трудоемким) и потому в конце 1929 г. начались работы над танком сопровождения Т-20 (Т-18 улучшенный). Машина же образца 1930 года находилась в серийном производстве до конца 1931 года, пока не начался валовой выпуск Т-26.
Танк Т-18 обр. 1930 г. позднего выпуска с 4-х скоростной КП и новой гусеницей
Танк Т-18 обр. 1930 г. позднего выпуска с 4-х скоростной КП и новой гусеницей

Библиография:
Армада №1 за 1995 год

Энциклопедия танков . 2010 .

  • Русский «Рено»
  • Т-20 (Т-18 улучшенный)

Источник: dic.academic.ru

«Первый советский» танк МС-1 (Т-18), история создания и службы

В 1926 году, в сентябре, состоялось «танковое» совещание командования Красной Армии и Орудийно-Арсенального Треста. Основная тема, как нетрудно догадаться, была посвящена оснащению армии Советского государства новыми образцами боевой техники.

Были выработаны более конкретные требования к танкам, способах их применения, а также, из зарубежных аналогов, как наиболее близко отвечавший заявленным требованиям, выбран французский танк «Рено», неплохо проявивший себя по опыту Первой Мировой и Гражданской войн. Впрочем, «Рено», конечно был выбором, что называется «на безрыбье»: красные командиры отмечали, что недостатков у него никак не меньше, чем достоинств – он тяжелый, медлительный, сравнительно «близорукий» (эффективная дальность боя ок. 400 м), и неоправданно дорогой (в 36 000 рублей обходилась сборка одного «Русского Рено»).

танк

танк «Русский Рено», выпускался в России

Задача была предельно ясна: Советскому Союзу нужна новая боевая машина, танк, наподобие «Рено», но качественно превосходящий его по всем параметрам. Надо сказать, что к этому времени работы по созданию «первого советского» танка уже шли – ещё в 1925 году КБ Орудийно-Арсенального Треста изучив итальянский опыт танкостроения начали эксперименты по проектированию. Поэтому, уже меньше, чем через год после «танкового» совещания 1926-го, в марте 1927 сборочный цех завода «Большевик» покинул первый образец, под индексом Т-16.

В облике Т-16 чувствуется большое влияние

В облике Т-16 чувствуется большое влияние «француза».

Т-16 был определенно шагом вперед – быстрее, чем «Рено», к тому же легче и дешевле в производстве, однако и конструкторские просчеты, и ужасное качество сборки (больше всех удивлялся конструктор двигателя, глядя на сборочные цеха – у рабочих не было даже приборов измерения влажности) сводили на нет все его достоинства.

Первые образцы МС-1 (Т-18)

Впрочем, задел был многообещающим, поэтому в том же году, после ряда доработок (удлинили корпус, добавили ещё одну пару ходовых катков, завезли-таки на завод элементарные измерительные приборы), танк (уже с новым индексом – Т-18) прошел заводские испытания и отправился на испытания полевые. В историю этой машине – неказистой и скромной по характеристикам, предстояло войти под именем МС-1 («Малый танк сопровождения, образца 1927 г. (Т-18)».

Читайте также:  Что стало с штурмгевер 44 после войны

МС-1 (Т-18) поздних сейрий (образца 1930)

Сами испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в Подмосковье, и ограничивались только пробегом по пересеченной местности, так как орудие на Т-18 ещё не установили (в башне стоял металлический макет). Несмотря на весьма серьезные проверки, МС-1 выдержал их с честью и был рекомендован для принятия на вооружение.

1 февраля 1928 г. поступил заказ на изготовление в течение двух лет 108 танков Т-18 для нужд РККА. Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену», как воплощенное подтверждение строк:

Дави Империализма Гиену
Могучий Рабочий Класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!

До апреля 1929 года выпуском МС-1 (Т-18) занимался «Большевик», затем присоединился и Мотовилихинский Машиностроительный завод. Однако дела с освоением производства шли туго, и в 1929-м массовое производство манков Т-18 развернуть не удалось: из заказанных 133 танков было с сдано только 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий — М.Н.Тухачевский), где в течении 30 августа — 6 октября 1928 г. участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий. Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также «Рено», «Рено русский» и английский «Рикардо» (Mk V).

Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать « …окоп полного профиля, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе . », которые не являлись таковыми для танков других типов (кроме совсем уж негодного «Рено русский»), впрочем Т-18, должен был быть от этих неприятностей избавлен.

МС-1 (Т-18) принял участие в такой же проверке осенью 1929 г. (17 октября — 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно. Не спасла положение и установка второго «хвоста» — «удлинителя» танка спереди – ров был преодолен, но закрыт обзор водителя.

Новый-старый танк

В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается «желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для подмятия проволочных заграждений и улучшения проходимости рвов». Проект «носового колесного удлинителя» для Т-18 был сделан М.Васильковым, но неизвестно был ли он изготовлен «в металле». Впрочем, сам МС-1 уже не отвечал требованиям времени. На заседании РВС 17-18 июля 1929 г. была принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой структуре РККА, и составлены технические требования уже к новой машине – Т-19. Т-18 пока решили оставить, но… «Впредь до сконструирования нового танка».

С помощью такого вот приспособления («колесный удлинитель») предполагалось пересекать рвы.

Конструкторы ещё пытались поправить дело – была доведена до 40 л.с. мощность двигателя, поставлена 4-скоростная коробка передач (была 3-х), установлена новая пушка (того же 37-мм калибра) и пулемет калибра 7,62, предусмотрено место для радиостанции, однако «новая-старая» машина под индексом «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.» продержалась всего год – в конце 1931 её производство прекратили.

МС-1 (Т-18) поздних серий (образца 1930)

МС-1 (Т-18) поздних серий (образца 1930)

К 1938 году МС-1(Т-18) и другие старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку попытки модернизации Т-18 ожидаемых результатов не принесли (см. статью о Т-20), остро встал вопрос о том, что с ними делать дальше. Из 959 построенных T-18 к началу 1938 года осталось ещё 862 машины, правда из них 160 танков Ленинградского округа, выработавших ресурс двигателя, были переданы в 1934-37 гг. в распоряжение укрепрайонов для строительства ДОТов.

Состояние танков, находившихся в подразделениях, и особенно в учебных организациях, было ужасным. Большей частью они просто валялись на территориях воинских частей с неисправными двигателями, трансмиссией и т.д., а большинство было к тому же разоружено. Запчасти отсутствовали и ремонт производился только путем разукомплектования одних танков для восстановления других.

Дальнейшая служба танков Т-18

2 марта 1938 года их участь была решена. По распоряжению наркома вооружений 700 шт. T-18 должны были быть переданы в распоряжение военных округов. Там предписывалось использовать машины, не подлежащие ремонту, для создания неподвижных огневых точек. Для вооружения новоявленных ДОТов рекомендовались пулеметная спарка ДА-2, два пулемета ДТ или 45-мм танковое орудие обр.

1932 г. Ходовую же часть машин, а также двигатели и трансмиссию предписывалось сдать на металлолом для переплавки. Танки, которые еще могли двигаться, были частично перевооружены 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и переданы гарнизонам УР для использования в качестве подвижных огневых точек, или САУ.

Т-18 с 45-мм пушкой, приспособленный под ДОТ. Лето 1941 года.

Т-18 с 45-мм пушкой, приспособленный под ДОТ. Лето 1941 года.

К 22 июня 1941 года танки Т-18 как самостоятельные подвижные боевые единицы уже почти не встречались. Неизвестно сколько ДОТов переделанных из МС-1 встретили фашистов на границах, но встречаются и отрывочные сведения о действиях «стариков» в первом периоде Wow:

  • Осовецкий укрепрайон № 66, в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооруженных 45-мм танковой пушкой, а также 2 танковые роты (1-я, состоявшая из 25 танков МС-1 в районе Кольно и 2-я из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 г. успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли легкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортеры.
  • Владимиро-Волынский укрепрайон поддерживался подразделениями 87 стрелковой дивизии, в которой совершенно не было танков. Однако при нападении Германии 22 июня в 12:00 дивизии предписывалось получить пять танков МС-1 на станции Устилуг. Поскольку танки не имели вооружения и двигателей, для них предлагалось изготовить простейшие приспособления для вооружения ручным пулеметом ДП и установить 23-24 июня на местности как неподвижные огневые точки для обстрелов мертвых пространств, дефиле, теснин и т.д. Наилучшим местом для таких ДОТ признавались обратные скаты высот. Известно, что танки были получены и установлены, но подробностей их боевого применения найти не удалось.
  • Несколько больше известно о МС-1 в 9 мехкорпусе. 23-29 июня 1941 года мсхкорпус принял участие в крупнейшем танковом сражении в районе Ровно — Броды — Радехов — Луцк, наступая на танковую группу Э.Клейста со стороны Луцка на Дубно. К 29 июня корпус понес большие потери в матчасти, для восполнения которых в из района г. Сарны вышел батальон танков в составе: рота танков Т-26 (12 танков), рота смешанная из Т-26 и БТ (15 танков) и рота танков МС-1 (командирский — Т-26 и 14 танков МС-1).
  • Минский укрепрайон, 23 июня 1941 г. танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как бронированная огневая точка для охраны моста через реку Друть. Экипаж танка — артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденом Боевого Красного знамени.
Читайте также:  Задние амортизаторы на ниву шевроле какие лучше

Последний из известных фактов о боевой судьбе Т-18 относится к битве за Москву. В составе 150 танковой бригады в ходе боев зимой 1941 — 42 гг. принимали участие 9 танков МС-1, которые числились здесь по документам аж до февраля 1942 г.

• Справочник бронетехники • Бронетехника СССР и России • Техника того же периода •

Источник: компиляция armedman.ru из открытых источников (в т.ч. М.Свирин, А.Бескурников «Первые советские танки»)

Источник: arsenal-info.ru

МС-1 — первый массовый танк Красной армии

Впервые танки использовались в боях частями Красной армии в 1920 году во время советско-польской войны. Это были машины, взятые ранее в качестве трофеев. Однако массовый выпуск собственных танков в СССР начался гораздо позже.
Впервые танки нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны.

Так на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде была создана серия из 12 танков. Однако к середине 1920-х годов характеристики «Рено» уже не соответствовали требованиям армии. Необходимо было создать более легкий и подвижный танк с сильным вооружением и броневой защитой, способный бороться с живой силой и огневыми точками противника.

МС-1.
Разработка танка МС-1 (малый сопровождения) началась в 1925 г. Во вторую половину 1920-х годов, когда в стране только начинался переход к индустриализации, это оказалось очень непростой задачей. Тем не менее советским конструкторам удалось создать хорошо защищенную и вооруженную для своего времени боевую машину. Броня танка позволяла защитить экипаж от основных образцов стрелкового оружия. Вооружение МС-1 состояло из 37-мм. пушки длиной ствола в 20 калибров и спарки 6,5 мм. пулеметов Федорова, расположенных в башне. Позднее пулеметное вооружение было заменено на удачный пулемет ДТ-29.
Первоначало скорость танка была невелика — около 16 км/час. Однако затем в ходе модернизации скорость была увеличена до 22−25 км/час. Экипаж состоял из двух человек. Первоначально производство велось только на заводе «Большевик», а в дальнейшем с большими трудностями выпуск танков был налажен и на Пермском машиностроительном заводе. Всего за 1929−1931 гг. было выпущено 959 единиц.
Боевое крещение первый советский массовый танк принял в советско-китайском конфликте на КВЖД в ноябре 1929 г. На театре военных действий находилась одна танковая рота в составе десяти танков, девять из которых приняли участие в боях. Первая атака с участием советских танков была проведена ночью 17 ноября под Джайнором. А через два дня последовала самая известная за весь конфликт танковая атака у станции Маньчжурия.
Будущий маршал В. И. Чуйков приводит следующее описание: «После артподготовки с исходных позиций двинулись 10 танков. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев. Мы видели, как китайские солдаты и офицеры высунулись почти в полроста из окопов, чтобы разглядеть танки.

Мы ожидали, что они побегут, но удивление было, видимо, столь велико, что оно как бы парализовало их волю и убило даже страх. Странно вели себя и красноармейцы. Они тоже не успевали наступать за танками, а некоторые как зачарованные глядели на двигающиеся стальные черепахи, изрыгающие огонь. Вспомним, что шел 1929 год.

Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках и даже о тракторах только понаслышке. Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков прорвали без каких-либо потерь с нашей стороны оборону противника».

МС-1 на Красной площади в Москве 7 ноября 1930 г.
Несмотря на то, что реально в атаке на станцию Маньчжурия приняли участие не десять, а всего семь танков, моральный эффект был действительно достигнут. В литературе можно встретить различные оценки действий МС-1 в конфликте на КВЖД — от восторженных до весьма критических. Но особенность ситуации состоит в том, что нет примеров для сравнения. Это был первый боевой опыт применения танков для армии Советского Союза. Кроме того, с момента окончания Первой мировой войны и фактически до середины 30-х годов танки крайне редко использовались и другими странами, поэтому опыт действий МС-1 является во многом уникальным для конца 1920-х годов.
Быстрое развитие танкостроения привело к тому, что ко второй половине 1930-х годов МС-1 в значительной мере устарел. Эти танки и стали использоваться в приграничных укрепрайонах в качестве неподвижных огневых точек. Изменилось и артиллерийское вооружение: 37-мм. орудие заменялось 45-мм. пушкой образца 1932 года.

МС-1 в Кубинке
До наших дней сохранилось несколько танков МС-1 в качестве памятников и музейных экспонатов. В Московском регионе их на данный момент всего четыре. Один из танков поступил с Дальнего Востока, правда, с измененной ходовой частью. Причем во время торжественных мероприятий, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, этот танк своим ходом прошел путь Олимпийского проспекта до Центрального музея Вооруженных Сил, а впоследствии был передан в Кубинку (на данный момент там 2 единицы).

МС-1 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Еще один танк экспонируется в одном из залов Центрального музея Вооруженных Сил (также поступил с Дальнего Востока). Он был восстановлен танкистами Дальневосточного военного округа и в 1984 году передан в музей. И, наконец, еще один танк стоит под открытым небом на 42-м километре Волоколамского шоссе у здания музея Ленино-Снегири. Эта машина служила в качестве огневой точки на Карельском перешейке. В качестве памятников МС-1 установлены в Хабаровске, Владивостоке и на месте боев у озера Хасан.

Источник: back-in-ussr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...