После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
Окружающий мир 1 класс УМК «Школа России»
«Что такое хвоинки?»
учитель начальных классов
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
1. Папа Серёжи и Нади нарисовал веточки разных деревьев. Мама попросила ребят сказать, какие из этих деревьев лиственные, а какие — хвойные.
2. Определите, что не имеет отношение к сосне?
3. Определите, что не имеет отношение к ели?
4. Выберите только верную пару
5. Определите, с какого дерева каждая ветка?
- pesochnizza.ru
- krimroza.ru
- sadovyexpert.ru
- pngegg.com
- simplereceptik.ru
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. 1 класс. Тесты. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
- Плешаков А. А., Плешаков С. А., Окружающий мир. Проверочные работы. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
- Плешаков А. А., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
Источник: uchitelya.com
Ель — сакральное дерево славян
Как-то именно в этом году захотелось погрузиться в изучение символики, связанной с Елью и вообще хвойными в русской, славянской традиции. Сначала хотела осветить тему ели только в связи со свадебными обрядами и ее символику, а когда начала изучать, то поняла, что смыл сильнее, глубже. Поэтому немного погрузимся в роль Ели в народной традиции.
Всегда к Ели у меня было особое отношение. Я абсолютно точно считывала ее, как нижнемирное дерево. Было не совсем понятно, зачем люди ее сажают рядом с домом, потому что Ель — прямой портал в нижние миры, она очищает, обнуляет первые 10-15 минут, а потом снимает любого рода энергетику с живого человека, то есть вампирит.
Это ее особенность — не плохая, но с ней надо научиться правильно работать. Ель — дерево бога Велеса нижнемирного — хозяина закрыдных Лугов, куда отправляются Души после смерти и находятся там до следующего своего воплощения. Зато нет ничего сильнее ели в обрядах, потому что даже обряды защиты, обряды на Велесовы святки — все самые сильные на энергиях и с использованием Ели и силы Велеса.
Ель в свадебных обрядах
Во многих свадебных обрядах России и Украины присутствовала Ель или другие хвойные деревья. Ее наряжали на свадьбу печивом (выпечкой в форме шишечек и птичек). Ель стояла в избе девицы, где собирался девичник перед свадьбой, и на протяжениии всей свадьбы наряженная ель стояла недалеко от молодых. Ель — была символом перехода и чистоты, непророчности, девственности. Именно благодаря своим свойствам к очищению, обнулению ее ассоциировали с девственной природой невесты.
Также она была символом перехода и помогала невесте перейти из состояния девицы в состояние жены. Вся свадебная обрядовость была направлена на то, чтобы облегчить молодым и их родам непростой энергетический и духовный процесс слияния сил двух родов, процесса вхождения девушки в Род доброго молодца.
Трудно представить, насколько энергетически тяжелыми являются эти процессы и все действо свадьбы было призвано облегчить это. Каждая деталь, каждый оберег, каждое действие призвано было поспособствовать процессу перехода. Девица «умирала» энергетически в своем Роду, доме и возрождалась в роду Мужа. Это ли не переход?
Она умирала как непорочная, чистая девица и рождалась в новой ипостаси. Именно поэтому иногда, наряду с радостными торжествами, параллельно предполагалось оплакивание и процесс расставания с семьей, в которой она выросла и с подругами, которые были ее верными спутницами до замужества. Ель же во всем этом действе олицетворяла невесту, не ведающую женской жизни, являлась символом добрачного периода и девичьей чистоты.
Вспомним множества песен, которые мы до сих пор поем, но не понимаем глубинного их смысла.
«Калинка» (слова и музыка: Иван Ларионов)
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
В песне явно описан переход из спящего, невинного состояния девицы в чувства, которые пробуждают к жизни другие силы внутри девицы. Не зря считалось плохой приметой сажать ель рядом с домом, где жила полноценная семья, потому что ель обнуляла женскую дородную энергетику, связанную с замужней жизнью. Считалось, что либо эта женщина потеряет своего мужчину, либо он умрет раньше положенного. Вот вдовам жить недалеко от еловых лесов не воспрещалось.
Другие сферы применения ели
Помимо свадебной символики Ель имеет отношение к потустороннему Миру и к обрядам, связанным со смертью. Если первую часть статьи я полностью создала сама, то в этой буду также использовать некоторые интересные факты из разных источников. Пришлось кое-что перечитать и пособирать. Именно особенности энергетики Ели заставляли интуитивно многих реагировать тревогой в душе, и смутными переживаниями. Вспомним даже примеры из поэзии и литературы.
В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Вечнозеленые — вечноживущие. В древней Греции ель была священным деревом Артемиды, у кельтов, хантов, вотяков, удмуртов и многих других народов елям поклонялись и приносили жертвы.
Вообще, на Руси старые деревья в народной культуре наделялись мудростью, а молодые деревья помогали решать молодёжные проблемы. Учитывая то, что Ели росли на болотистых местностях, их бытие связывали с водой рядом. Вода являлась переносчиком информации, именно через подземные реки Земля была объединена информацией из разных точек Планеты.
Если сесть у воды и помедитировать на неё, то можно считать информацию, которую она принесла из других краев. Под деревьями слушали волю Богов (ср. название леса – «шум»), вода и дерево вкупе — вдвое увеличивали силу контакта. Получалось что-то вроде завораживающе — немигающего «божьего ока», в котором можно было найти ответы на свои вопросы.
В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. При строительстве дома крестьянин на месте строительства должен был провести ночь под елью, и если ему приснится дух, то строительство дома ему угодно, в противном случае откладывали. Или по шуму кроны пытались определить — можно ли здесь строить, иногда даже рожали под корнями ели.
Известный искусствовед В.Г.Брюсова, обследуя часовню в карельской д. Маньга (памятник XVII—XVIII вв.), констатирует: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках. » Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Случайно ли народные часовенные иконы писались на еловых или сосновых досках? Имела ли порода дерева сакральное значение?
Нашим предкам были хорошо известны физические свойства ели: «Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент — гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет».
В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода. Французский исследователь XIX в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине.
Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели… Музыкальные способности ели проявляются порой совсем неожиданно.
Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10-12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки, напоминающие звуки ксилофона… И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны. (Геннадий Федотов «Этюды о деревьях»).
Ель как часть крестьянского дома
При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ёлку, которой придавалась символика «души предков», а потому они получили прозвища — «ельники». Надо отметить, что верх дома венчали особые крюки — «курицы», на которых держалась безгвоздевая крыша. Делались курицы из корневища ели.
В сакральном осмыслении крестьянского дома как храма ель есть его аналог, вертикаль, соединяющая мир предков и небо. Причём крюк курицы иногда вырезался в форме дракона, связь которого с миром мёртвых хорошо изучена. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с Велесом, миром мёртвых, то, видимо, название это не случайно. Однако, из ели, как и из осины, запрещалось строить дома целиком, только отдельные его элементы. И это правильно.
Ель — древо предков
О принадлежности ели к иному миру и её связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми, Архангельской области и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели. «В мировоззрении печорских староверов, — пишет исследовательница старообрядчества в Коми Т.И.Дронова, — хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища — ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли тёмным». На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами.
Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветви кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).
Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка).
На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов).
Самоубийц Рода, как правило, закапывали не на кладбище, а именно в хвойном лесу, у дороги или за оградой кладбища. Этому были множества причин, которые современные люди уже перестали осознавать. Я как-то пару лет назад делала большое занятие по похоронным обрядам на Руси. Очень много интересного и важного, что нужно бы знать каждому человеку. Подробнее о нем можно посмотреть здесь.
В современном сознании за Елью закрепились новые смыслы, потому что не так давно, всего несколько веков назад, было введено празднование Нового Года, связанное с украшением елки. В России елку на Новый Год стали наряжать довольно поздно по сравнению с другими странами Европы, раньше этой традиции совсем не было. Произошло это при императоре Петре I, который перенял этот обычай у своих немецких товарищей, которыми во время его правления было заполнено все российское государство, даже в Российской Академии наук того времени из 34 членов Академии русскими были только 3 человека. Это Ломоносов, Устяров и Ярцов.
Поделиться:
Если статья оказалась Вам полезной, Вы можете выразить автору благодарность материально в размере, который посчитаете нужным: Поблагодарить
Оплату заказа можно произвести любым указанным ниже способом:
ЮMoney (экс-Яндекс.Деньги) |
410013509722206 | Галина Александровна К. |
QIWI | 79040696689 | |
Карта Сбербанк (Только внутри России) |
2202 2010 1711 0582 | Василий Александрович К. |
Система Быстрых Платежей (Только внутри России) |
79159423258 Сбербанк | |
* Возможность оплаты другими способами уточняйте. |
Источник: zhivokolo.ru
Что бывает еловым?
Очевидно, еловым может быть абсолютно всё, что имеет отношение к этому дереву. Например, еловым бывает лес (ельник). Еловыми бывают отдельные части дерева — ствол, ветка, сук, иголки, шишки, корни, крона, лапка.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Натал ья Панов а [321K]
6 лет назад
Такой вопрос прозвучал сегодня в игре сто к одному и вот такие определения к слову еловый дали игроки:
ШИШКА — еловая откроется на верхней строчке и полагается за неё 40 очков;
ВЕТВЬ / ЛАПА — такие варианты занимают вторую позицию и получаем за них 80 очков;
АРОМАТ /ЗАПАХ — эти два ответа увидим на следующей строчке, за них сможем заработать 120 очков;
ЛЕС — еловый встретим дальше и сможем за него выиграть 160 очков;
ХВОЯ / ИГОЛКИ — отгадываем ниже и награждаются эти ответы 200 очками;
СМОЛА — еловая открывает строчку далее и оценена в 240 очков;
ИГРУШКИ — заняли седьмое место и приносят 280 очков;
ВЕНОК — завершает игру и добавляет 320 очков.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
carel in12 [31.1K]
6 лет назад
В интересной игре » 100 к 1 » На заданный вопрос — » Что бывает еловым ? » Правильные варианты ответов расположились в следующем порядке, а именно.
1.Шишка — такой ответ принесет в копилку игрока — 40 призовых баллов.
2.Ветвь или лапа — такой ответ принесет в копилку игрока — 80 призовых баллов.
3.Аромат или запах — такой ответ принесет в копилку игрока — 120 призовых баллов.
4.Лес — такой ответ принесет в копилку игрока — 160 призовых баллов.
5.Хвоя или иголки — такой ответ принесет в копилку игрока — 200 призовых баллов.
6.Смола — такой ответ принесет в копилку игрока — 240 призовых баллов.
7.Игрушки — такой ответ принесет в копилку игрока — 280 призовых баллов.
8.Венок — такой ответ принесет в копилку игрока — 320 призовых баллов.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
lsvsx
Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве.
Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом не самого высокого качества, что нашло отражение в поговорке: «Ельник, берёзник чем не дрова? / Хрен да капуста чем не еда?». Упоминания о ели в древнерусских источниках (где она называется елие, елье, елина, елинка, елица) носят, как правило, чисто деловой характер: «дровяной ельник», «еловец» (строевой еловый лес) и т.п.
В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического: еловый лес («елняк большой глухой») из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. В одном из текстов XVI века написано: «На той де земле мох и кочки, и мокрые места, и лес старинной всякой: берёзник, и осинник, и ельник». Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний «ёлками», это дерево с тёмно-зелёной колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом (с которым иногда сравнивалась кожа бабы-яги), не пользовалось особой любовью. Вплоть до конца XIX века без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии. Ф.И. Тютчев писал в 1830 году:
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет.
Но ввек не свежа.
Мрачные ассоциации вызывала ель у поэта и прозаика рубежа XIX и XX веков А.Н. Будищева:
Сосны и мшистые ели,
Белые ночи и мрак.
Злобно под пенье метели
Воет пустынный овраг.
В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Отрицательное отношение к ели, ощущение её как враждебной человеку силы встречается иногда и у современных поэтов, как, например, в стихотворении Татьяны Смертиной 1996 года:
Обступили избу ели,
Вертят юбками метели,
Ветер плетью бьёт наотмашь…
Ты прийти ко мне не можешь!
А Иосиф Бродский, передавая свои ощущения от северного пейзажа (места своей ссылки — села Норенского), замечает: «Прежде всего специфическая растительность. Она в принципе непривлекательна — все эти ёлочки, болотца. Человеку там делать нечего ни в качестве движущегося тела в пейзаже, ни в качестве зрителя. Потому что чего же он там увидит?».
Анализируя растительные символы русского народного праздничного обряда, В.Я. Пропп делает попытку объяснить причину исконного равнодушия, пренебрежения и даже неприязни русских к хвойным деревьям, в том числе — к ели: «Тёмная буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуются особым почётом, может быть, и потому, что огромные пространства наших степей и лесостепей их не знают».
В русской народной культуре ель оказалась наделённой сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального её восприятия. Внешние свойства ели и места её произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой (ср. у Ф. Сологуба в стихотворении 1907 года «Чёртовы качели»:
В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.)
Слово «ёлс» стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.
Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чём сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома.
Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»). Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:
Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!
…тёмный, обильно разбросанный ельник
Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых…
Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти, — как пишет Т.А. Агапкина, — заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты». (Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны:
Может быть под ёлкою густою
Я родимый дом сибе найду,
Распрощаюсь с горькою судьбой
И к вам я, может, больше не прийду.)
Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нём встречаются уже в памятниках древнерусской письменности: «И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI–XVII вв.). На православных кладбищах долгое время не принято было сажать ёлки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось. «…Две молодые ёлки посажены по обеим её концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова.
Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:
Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея…
Впоследствии эти ели стали соотноситься с кремлёвскими новогодними ёлками, как, например, в стихотворении Якова Хелемского 1954 года:
Сединою тронутые ели,
У Кремля равняющие строй,
В этот снежный полдень, молодея,
Новой восхищаются сестрой.
«Новая сестра» — это ёлка в Большом Кремлёвском дворце. Главная ёлка страны Советов. Два противоположных символических значения ели (исконно-русский и усвоенный с Запада) здесь вдруг соединились, создав новое символическое значение: преемственности ленинских идей в празднике советской детворы.
Судя по той роли, которую еловая хвоя стала играть в советской официальной жизни, видимо, можно говорить об особом пристрастии Сталина к этому дереву. Его дочь, Светлана Аллилуева, вспоминая своё детство 1930-х годов, пишет о том, как на одной из сталинских дач, в Зубалово, вдруг вырубили огромные старые кусты сирени, «которые цвели у террасы, как два огромных благоухающих стога», и начали сажать ёлки: «…смотришь, везде понатыкано ёлок… Но здесь было сухо, почва песчаная, вскоре ёлки все посохли. Вот мы радовались-то!».
Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под ёлку» — тяжело болеть; «угодить под ёлку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «ёлка» с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие русскими этого дерева. Характерны и «ёлочные» эвфемизмы, широко употребительные в наши дни: «ёлки-палки», «ёлки-моталки» и т. п.
В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь ёлочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных: «Сегодня я зажгла свечи на небольшой ёлочке на кладбище. У меня дома в этом году ёлки не будет. Для кого её украшать?» — записывает пожилая эмигрантка в своём дневнике.
Считаясь «смертным деревом», ель, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега, видимо, из-за колючести её хвои. Так, например, на севере, в районе Тотьмы, при закладке двора в середине его ставили ёлку. Вечнозелёный покров, отразившийся во многих загадках («Зимой и летом одним цветом»; «Осенью не увядаю, зимой не умираю; «Это ты, дерево! И зиму и лето зелено»; «Что летом и зимой в рубашке одной»), стал основанием для использования ёлки на свадьбах в качестве символа вечной молодости: «в Ярославской губернии, когда девушки идут к невесте на девичник, то одна несёт впереди ёлку, украшенную цветами и называемую “девья краса”».
Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закреплённый за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения её культа — превращения её в объект почитания. Но тем не менее это произошло. Автор книги о русском лесе Д.М. Кайгородов писал в 1880 году: «…выросшая на свободе, покрытая сверху донизу зелёными, густоветвистыми сучьями, ель представляет из себя настоящую зелёную пирамиду, и по своеобразной, стройной красоте своей есть несомненно одно из красивейших наших деревьев». В. Иофе, исследуя «литературную флору» русской поэзии XIX-XX веков и говоря о «нестабильности ботанического инвентаря», отметил начавшуюся с конца XIX века возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева: «…ель и сосна, аутсайдеры XIX века, нынче становятся всё более и более популярными».
Источник: lsvsx.livejournal.com