Что напало на подводную лодку

Во время битвы за Атлантику для немецких подлодок не было врага страшнее, чем самолёты. Противолодочная авиация союзников потопила 245 субмарин, из которых 205 были уничтожены самолётами берегового базирования, а остальные 40 записаны на счёт палубной авиации. Однако первый блин вышел комом: в самом начале войны столкновение между немецкими подводниками и английскими пилотами превратилось в трагикомедию. Плохая подготовка лётчиков и несовершенство оружия привели к тому, что, атакуя подлодку, самолёты сбили сами себя, а их пилоты попали в плен. Это произошло в далёком сентябре 1939 года, когда звено британских бомбардировщиков с авианосца «Арк Ройал» напало на U 30 капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа.

Листая старые страницы…

Первая страница журнала боевых действий U 30 за период с 22 августа по 27 сентября 1939 года является самой скучной — и одновременно самой интересной. Именно её вставили в журнал вместо прежних страниц для сохранения в тайне истории нападения U 30 на британский лайнер «Атения» 3 сентября 1939 года. Этот факт был предан огласке лишь на Нюрнбергском процессе. Отметим, что не всё запечатлённое на ней является неправдой.

​Первая страница журнала боевых действий U 30, содержащая записи о событиях 22 августа – 10 сентября 1939 года. Именно она была переписана по распоряжению гросс-адмирала Редера для сохранения в тайне нападения U 30 на лайнер «Атения» 3 сентября 1939 года. Одна из фотокопий журнала U 30 хранится в Национальном архиве в Вашингтоне в фондах трофейных документов немецкого флота - Первый блин комом | Warspot.ru

Страницу открывает запись о том, что лодка вышла в море из Вильгельмсхафена 22 августа в четыре часа утра. 22–28 августа она пересекла Cеверное море, следуя на позицию в Атлантику. С 28 августа по 3 сентября субмарина находилась на позиции в ожидании приказов. Согласно записи от 3 сентября, U 30 была в квадрате AL 0278 (западнее банки Роколл).

В 14:00 Лемпу стало известно, что Великобритания объявила Германии войну. Спустя три часа то же самое сделала Франция. В 17:26 была получена радиограмма с приказом о немедленном начале боевых действий против Великобритании. Более никаких записей за этот день журнал лодки не содержит. Стоит пояснить, что именно этот фрагмент был изменён по приказу гросс-адмирала Эриха Редера: были убраны все записи об атаке «Атении» (квадрат AM 1969 — северная часть банки Роколл), а позиция лодки перенесена на пару сотен миль западнее, чем то было в реальности.

Записи с 4 по 10 сентября в журнале U 30 весьма скупы. 5 сентября она заметила греческий и норвежский пассажирские пароходы, а также британский лайнер «Дачес оф Бедфорд». 10 сентября указано рандеву с U 48 Герберта Шульце, который поделился с Лемпом продовольствием. Этот эпизод подтверждается журналом боевых действий U 48:

«10 сентября. 05:30 Запросили опознавательный сигнал сигнальным прожектором у появившейся субмарины. Срочное погружение после неправильного ответа.

05:34–06:16. Подводное положение. Подлодка опознана как немецкая.

НА БОРТУ ЗАТОНУВШЕЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ НАШЛИ СТРА.ШН0Е!!! (20.07.2020) ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ HD

После всплытия находимся в пределах досягаемости. Это U 30. Передали ей 15 хлебов, бекон и масло».

Запись о встрече с U 48 является последней на заменённой странице. Всё, что указано в журнале U 30 после неё, изменениям не подвергалось. Это подтверждается последующим более подробным описанием событий похода.

Охотник и жертвы

После полуночи 11 сентября, когда U 30 находилась южнее банки Роколл (квадрат AM 4458), немцы заметили затемнённое торговое судно, шедшее зигзагом. На субмарине замигал сигнальный прожектор, передавший на пароход требование остановиться. Последний ответил: «Не понял» — и попытался скрыться в ливне, передавая по радио сообщение о преследовании субмариной, своё название и координаты. Это было британские судно «Блэйрлоги» (4 425 брт).

Лодка гналась за «купцом», посылая ему сигнал «Стоп» прожектором и по радио. Но тщетно: «Блэйрлоги» и не думал останавливаться. Тогда артиллеристы U 30 дали предупредительный выстрел упрямцу под нос. Никакой реакции. Судно продолжало идти полным ходом, а его радист не прекращал работу. Видя, что англичане ведут себя не по правилам, Лемп приказал открыть по ним огонь.

Сделав 18 выстрелов, лодка добилась трёх попаданий в судно. «Блэйрлоги» застопорил ход, передал по радио сообщение об обстреле, и его экипаж сошёл в шлюпки.

​Британский пароход «Блэйрлоги», потопленный U 30 11 сентября 1939 года. Попав в США, спасённые моряки и пассажиры дали интервью американской прессе. Они описывали гуманизм немецких подводников — в частности, командира подлодки: он дал время на спуск шлюпок, послал сигнал о помощи и передал в шлюпки две бутылки джина и сигареты. Любопытный штрих к портрету Фрица-Юлиуса Лемпа в его первом походе. 39-45war.com - Первый блин комом | Warspot.ru

U 30 прекратила огонь, а затем подошла к ним. Лемп велел англичанам двигаться на юг. Затем лодка потопила пароход торпедой и снова вернулась к шлюпкам. Подводники передали в них пару бутылок можжевеловой водки «Штайнхагер» и сигареты.

Так как поблизости находилось американское судно, Лемп приказал выпустить несколько сигнальных ракет для обозначения местонахождения шлюпок и ушёл. Расчёт оказался верным: американцы быстро пришли на помощь и подобрали экипаж «Блэйрлоги».

Следующие трое суток U 30 продолжала поиск целей. В полдень 14 сентября верхняя вахта заметила дым на горизонте. Вскоре показался и его источник — пароход, шедший зигзагом на восток. Как только лодка начала сближение, тот лёг на обратный курс и радировал «SOS», своё название и координаты. Это было английское судно «Фанад Хэд» (5 200 брт).

Читайте также:  Из каких частей состоит лодка

Лемп приказал дать полный ход и вызвал артиллеристов к орудию. После выстрелов под нос судно остановилось. Экипаж сошёл в шлюпки. U 30 взяла их на буксир и оттащила от парохода, чтобы они не пострадали при его торпедировании.

Затем Лемп повернул к «Фанад Хэд». Он передумал тратить торпеду, решив убить двух зайцев: обыскать пароход на предмет провизии и отправить его на дно подрывными зарядами и открытием кингстонов:

«Намерение: Сохранить торпеду и с помощью найденной провизии продлить автономность лодки при достаточном запасе топлива».

​Существует уникальная серия фотоснимков, сделанных 14 сентября 1939 года во время остановки парохода «Фанад Хэд». Для публикации их предоставил Хольгер Эртель, чей дедушка Герман Эртель, подводник с U 30, был свидетелем этих событий. На этой фотографии видны мостик U 30 и нос парохода «Фанад Хэд», где можно разобрать его название. Снимок сделан, предположительно, за несколько минут до нападения первого «Скуа». dingeraviation.net - Первый блин комом | Warspot.ru

Досмотровую партию возглавил первый вахтофицер Ганс-Петер Хинш. Вместе с тремя подводниками он отправился к «Фанад Хэд» на надувной лодке, привязанной линем к носу субмарины. Однако немцам не было суждено поживиться продуктами на судне: им помешали английские самолёты.

Как писал американский историк Клэй Блэйр, сообщение с парохода приняли британские береговые станции и корабли. Одним из них был авианосец «Арк Ройал», который в охранении шести эсминцев вёл противолодочное патрулирование в 180 милях (333 км) от судна и лодки. Получив сигнал, три эсминца полным ходом пошли на помощь торговому судну. Вскоре после этого с авианосца поднялось звено бомбардировщиков «Скуа», вооружённых противолодочными бомбами. Когда они прибыли на место действия, события стали развиваться стремительно, как в хорошем боевике.

​Ещё одна фотография из коллекции Хольгера Эльтена. На ней запечатлён подъём досмотровой партии Хинша на «Фанад Хэд». Можно разглядеть резиновую лодку у борта парохода и фигуры подводников на его палубе. Также видно, что лодка стоит перпендикулярно судну, и её нос направлен к нему. На носу лодки несколько подводников, один из которых, боцман Хиниш, во время нападения «Скуа» будет вынужден прыгать в воду и плыть к судну. dingeraviation.net - Первый блин комом | Warspot.ru

Самолёт против подлодки

Заметив самолёты, Лемп объявил воздушную тревогу и срочное погружение. Но так как впереди лодки был пароход, ей пришлось погружаться кормой на полном ходу. Один из членов экипажа лодки не успел добежать до рубки, прыгнул в воду и поплыл к судну, сумев забраться на его борт по верёвке. В итоге пятеро немцев остались на «Фанад Хэд». Далее предоставим слово самому Лемпу:

«12:23. (…) Находясь на глубине 10 метров, слышу разрывы 5 бомб. Повреждений нет. Погрузился на 30 метров. Всплыл под перископ, осмотр горизонта. Оказывается, наша резиновая лодка всё ещё привязана к субмарине (длина линя 90 метров) и мы всё ещё её буксируем.

Всплыл и приказал перерезать линь. Низколетящие самолёты и ещё бомбы. Наконец лодка свободна от резиновой лодки. Принял решение: приблизиться в подводном положении к пароходу, и когда самолёты затенены последним — всплыть срочным продуванием балласта и принять досмотровую команду на борт. Количество самолётов определил в 3 единицы. Две первые попытки неудачны.

Получаем бомбы и пулемётный огонь. С третьей попытки удалось наконец подойти и всплыть у борта «Фанад Хэд». Во время принятия на борт людей заполнил цистерну главного балласта и готовился к срочному погружению. Члены досмотровой команды уже на нашей второй (неудачной) попытке поняли мой замысел и сразу попрыгали в воду, поэтому всё было проделано в рекордно короткое время. Два англичанина, всё ещё остававшиеся на борту, замешкались, но тоже прыгнули, когда я им прокричал, что пароход будет немедленно потоплен».

Вместе с пятью подводниками субмарина приняла на борт двух английских пилотов. Последовала ещё одна атака британского самолёта. U 30 опять погрузилась, отойдя на 500 м от «Фанад Хэд». Затем Лемп решил торпедировать пароход. Поднявшись на перископную глубину, лодка в 18:20 выпустила торпеду из кормового аппарата, отправив судно на дно. После этого Лемп увёл субмарину на глубину 80 м, спасаясь от глубинных бомб:

«До 22:00 авиационные и глубинные бомбы. Предположительно преследование ведут 2 эсминца и 3 самолёта. Поиск пассивный, по-видимому, нет гидролокаторов. В корме в лодку поступает вода. Помпы не работают. Перемещаем воду из кормы в нос черпаками.

Раненым оказали помощь и перевязали их».

​Подводная лодка U 30 в Лориане 7 июля 1940 года. На рубке лодки видна её эмблема — шутливый рисунок собаки Лемпа по кличке Шнурцель. 69.media.tumblr.com - Первый блин комом | Warspot.ru

В 23:00 лодка всплыла и покинула место событий. Подводя итоги этого горячего денька, Лемп отметил в журнале боевых действий, что три участника досмотровой партии ранены: двое легко, а третий, машинистмаат Шмидт, тяжело — на руке разорваны артерии. По поводу появления на его лодке англичан Лемп написал следующее:

«Первый самолёт был сбит фонтаном воды от взрыва собственной бомбы. Пилот, лейтенант Тарсден (правильная фамилия пилота Тарстон — прим. автора), получил сильные ожоги. Машинистоберефрейтер Охсе, несмотря на осколки в спине, прыгнул за борт со швартовочным концом, чтобы спасти английского офицера. Второй самолёт разбился таким же образом во время второй попытки всплытия U 30.

Пилот, лейтенант Королевского Флота Гриффитс, смог доплыть до «Фанад Хэд». Оберлейтенант Хинш руководил перевязкой раненых и их подготовкой к переправке на лодку — с помощью швартовочного конца их тоже втянули на борт. Наблюдатели с обоих самолётов — два английских матроса — погибли в крушениях. Из заявлений (английских) офицеров следует, что все самолёты были с авианосца «Арк Ройал», который действовал западнее Ирландии. Тип Блэкберн Скуа (пикирующий бомбардировщик), каждый нёс 1 100 и 4 20-килограммовых бомб (так в документе; в реальности же 100- и 20 -фунтовых — прим. автора)».

«Обмен» пленными

Когда самолёт лейтенанта Тарстона первым прилетел к «Фанад Хэд», то обнаружил рядом с ним субмарину в надводном положении. Принимая решение за долю секунды, пилот сбросил бомбы с чрезвычайно низкой высоты, используя единственный шанс поразить погружающуюся лодку до того, как она скроется под водой. Врезавшись в воду, 20-фунтовые бомбы сразу взорвались. «Скуа» был поражён их осколками в топливные баки и загорелся. Тарстону удалось посадить самолёт на воду на значительном расстоянии от торгового судна. Несмотря на сильные ожоги, оба лётчика выбрались из бомбардировщика и поплыли к пароходу.

Читайте также:  Лодка это механическое транспортное средство

​Нападение «Скуа» на U 30 в тот момент, когда она всплыла, чтобы подобрать своих подводников из досмотровой партии. Автором картины был свидетель тех событий — лейтенант Гай Гриффитс, который сам атаковал лодку, но был сбит взрывами своих же бомб. Гриффитс любил рисовать и после освобождения из немецкого плена написал эту картину по памяти. dingeraviation.net - Первый блин комом | Warspot.ru

Вскоре в воздухе появился бомбардировщик лейтенанта Кемпбелла, который заметил издалека взрывы бомб рядом с пароходом. Кемпбелл решил, что субмарина обстреливает судно, и ринулся в атаку. В два захода он сбросил бомбы на нечто, похожее на рубку подлодки, в миле к югу от «Фанад Хэд». После этого «рубка» скрылась под водой.

Облетев судно, Кемпбелл заметил двух людей в воде и принял их за подводников, оставшихся на поверхности. На самом же деле это были его коллеги: пилот Тарстон и наблюдатель Симпсон, плывшие к судну. А «рубкой подлодки» оказался тонущий «Скуа», который добили бомбы.

Но вот на поверхности появилась настоящая субмарина — U 30 всплыла для того, чтобы избавиться от резиновой лодки. Так как Кемпбелл уже не имел бомб, он обстрелял подлодку из пулемётов. Та погрузилась, но не раньше, чем подводники обрезали линь с привязанной «резинкой». Так как у «Скуа» кончалось топливо, Кемпбелл пролетел над шлюпками с экипажем «Фанад Хед», просигналив им, что помощь идёт. После этого он взял курс на авианосец, доложив обстановку по радио. «Арк Ройал» немедленно поднял в воздух два звена «Суордфишей».

Сильно обгоревший Тарстон подплыл к пароходу, преодолев милю в холодной воде. Немцы спасли его, втащив на борт судна. Симпсон, к сожалению, утонул. Тем временем к месту действия прибыл «Скуа» лейтенанта Гриффитса. Так как самолёты могли общаться по радио лишь с авианосцем (да и то только кодом), но не друг с другом, Гриффитс не знал о произошедших ранее событиях.

Он сильно удивился, когда увидел всплывшую подлодку позади парохода. Решив атаковать, Гриффитс повторил судьбу Тарстона. Сбросив малые бомбы с низкой высоты, «Скуа» не добился попаданий, но был изрешечён осколками и упал в море.

​Британский авианосец «Арк Ройал» и самолёты «Суордфиш». Довоенный снимок 1939 года. upload.wikimedia.org - Первый блин комом | Warspot.ru

Пилоту удалось выбраться из кабины, а его наблюдатель Маккей пошёл на дно вместе с самолётом. Гриффитс поплыл к судну и взобрался на его борт по верёвочной лестнице. Там он обнаружил пятерых немцев и Тарстона. Когда U 30 снова появилась на поверхности для спасения досмотровой партии Хинша, английские пилоты не хотели покидать «Фанад Хэд».

Лишь предупреждение Лемпа о торпедировании заставило их переменить решение. Лётчиков втащили внутрь, а затем лодка быстро погрузилась, уклоняясь от прилетевшего «Суордфиша». По иронии судьбы, тот уже потратил свои бомбы ранее, сбросив их на подозрительный объект по пути к «Фанад Хэд». Но вскоре прибыл «Суордфиш» с нерастраченным боезапасом, который стал свидетелем торпедирования парохода. Вычислив местонахождение лодки по торпедному следу, он сбросил бомбы и начал наводить на субмарину подошедшие эсминцы.

Любопытно, что вся эта трагикомедия происходила на глазах экипажа парохода, который наблюдал за ходом боя из шлюпок. Конечно, англичане не ожидали такого фиаско. Ведь всего за полчаса до того, как «Арк Ройал» поднял звено «Скуа», он был неудачно атакован немецкой подлодкой U 39. Вскоре после атаки субмарину потопили эсминцы сопровождения, а её экипаж был взят в плен. И вдруг спустя несколько часов пленными стали уже английские пилоты.

Читайте также:  Когда надо ставить лодку на учет

Непростой путь домой

Встреча с вражескими эсминцами и самолётами не прошла для Лемпа безнаказанно. Лодку стали преследовать корабли и «Суордфиши». U 30 получила следующие повреждения от взрывов глубинных бомб:

  • разбита линза одного из перископов;
  • повреждена цистерна главного балласта № 3;
  • протекал торпедный аппарат № 1;
  • заклинило внутреннюю крышку торпедного аппарата № 2;
  • помпы и гирокомпас работали со сбоями.

Хотя лодке удалось уйти от преследователей, Лемпа серьёзно беспокоило состояние тяжелораненого, которому требовалась квалифицированная медицинская помощь. Поразмыслив, командир U 30 принял решение:

«Идти на север, чтобы попасть в Рейкьявик для доставки тяжелораненого машинистмаата Шмидта. Перевязка не спасает от сильной кровопотери. Запрос разрешения».

Вместе с запросом Лемп отправил Дёницу краткий отчёт о повреждении лодки и наличии двух пленных пилотов. Ответ пришёл ночью 16 сентября: Дёниц одобрил заход в исландский порт. U 30 пришла в Рейкьявик спустя трое суток, и здесь её ждал теплый приём: в порту находились пять интернированных немецких судов. Лодку посетил немецкий консул Герлах, бывший профессором медицины.

Осмотрев раненых немцев и англичан, он одобрил проведённое лечение их ожогов и осколочных ран. Шмидт был эвакуирован на берег.

Источник: warspot.ru

Съемка подводного столкновения: посмотрите, как американские торпеды охотятся на подлодки

Этот ролик наглядно демонстрирует, как военные корабли ВМС США запускают торпеды для охоты на подводные лодки.

Василий Макаров

Съемка подводного столкновения: посмотрите, как американские торпеды охотятся на подлодки

Кадр из видео

Торпедная система Mark 32 Triple Torpedo Tube (или просто TTT) позволяет крейсерам и эсминцам принимать активное участие в «подводных» столкновениях. С помощью акустических самонаводящихся торпед они способны выслеживать и эффективно устранять подводные лодки. Mark 32 использует пневматическую систему сброса, а значит их можно легко запустить с любого подходящего корабля прямо в море.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как это выглядит:

Нажми и смотри

Программа противодействия подводным лодкам стала одной из приоритетных задач американского военного флота еще во времена Холодной вoйны, когда сотни советских подлодок были прямой угрозой для маршрутов снабжения между Европой и США. Система TTT – это простая и весьма действенная мера против подводных судов.

Она состоит из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном, и оснащена Mk. 46 Mod 5A (S) – легкими противолодочными торпедами. Трубы системы во время боя выстреливают торпеды в воду с помощью пневматической камеры со сжатым воздухом. Сама торпеда Mark 46 впервые появилась еще в 1963 году, и с тех пор постоянно модернизируется. Несмотря на относительную легкость, боеголовка достаточно мощная, чтобы нанести серьезный (если не критический) ущерб герметичному корпусу подводной лодки.

3 обсудить
Василий Изказаков 14 Февраля 2022, 16:43
А где зигзаг смерти? Хрень это, а не видео..
Boris Medovar 22 Марта 2019, 21:52

На 1980 год 84 подлодок-носителей баллистических ракет (в тч 15 дизельных); 259 ударных и многоцелевых (с крылатыми ракетами), в тч 160 дизельных. И того 343.

Виктор Бабков 22 Марта 2019, 07:07
Какой идиот написал»сотни подводных лодок. «. Статья для дураков!
Загрузка статьи.

Источник: www.techinsider.ru

12 мая 1918г. — корабль «Олимпик» потопил тараном немецкую подводную лодку U-103

24 апреля 1918 года «Олимпик» пошел в свой 22 рейс, между Саутгемптоном и Нью-Йорком. После успешного пересечения, «Олимпик» вернулся в Великобританию 6 мая. Когда он достиг британских вод — которые считали военной зоной — он был встречен четырьмя американскими крейсерами, которые должны были сопровождать его в течение последней стадии рейса.

В Ла-Манше, на судне внезапно заметили немецкую подлодку U-103, лежащую неподвижно на поверхности воды с правого борта «Олимпика». Очевидно, немецкий капитан не заметил присутствие «Олимпика», но поскольку последний начал стрелять по подлодке, он быстро пришел в себя и увидел атакующего гиганта.

Субмарина была настолько близка, что было невозможно опустить орудие достаточно низко для поражения, и выстрелы проходили выше. Немецкий капитан Рюкер видел единственный выход — погрузиться и убежать. Но подлодка не была достаточно быстра, «Олимпик» догнал ее благодаря прекрасным навигационным навыкам капитана Хейса. На полной скорости судно весом в 46 359 тонн протаранило 800-тонную подлодку и разрубило ее надвое. Подводная лодка быстро затонула. «Олимпик» попросил военный корабль США «Дэвис» подобрать 31 немецкого выжившего моряка.

Повреждения «Олимпика» были едва заметны над поверхностью воды. Под водой его форштевень был погнут. Несмотря на это, протечек не было. Капитана Хейса встречали восторженные британцы.

Источник: picturehistory.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...