5 июля 1943 года началось одно из самых грандиозных сражений в истории человечества – битва на Курской дуге. По окончании которой всему миру стал ясен исход войны.
После болезненного и унизительного разгрома под Сталинградом немецкое командование решило не просто поквитаться с Красной Армией, но и вернуть себе утерянную стратегическую инициативу. Немцы планировали в ходе летнего наступления «срезать» так называемый Курский выступ, образовавшийся в ходе боев зимы-весны 1943 года, окружить и уничтожить находившиеся там советские армии.
Не последнюю роль в готовящемся наступлении немецкое командование отводили новейшей бронетехнике – танкам «Пантере» и «Тигру», а также тяжелым самоходным орудиям «Фердинанд». Именно с помощью этого бронированного «зверинца» немцы и рассчитывали проломить советскую линию обороны на Курской дуге.
Массовое производство – залог успеха
Все немецкие танки, пошедшие в серию в период Великой Отечественной войны, отличались ярко выраженной противотанковой направленностью. Они имели длинноствольные пушки, хорошее бронирование и предназначались в первую очередь для борьбы с советской бронетехникой.
Тигр и Пантера танки второй мировой войны
К 1943 году основной немецкий танк Pz.IV сравнялся по характеристикам с Т-34, получив длинную пушку и усиленное бронирование и проигрывал «тридцатьчетверке» только по темпам производства. К середине войны этот танк лишился практически всех детских болячек и пользовался хорошей репутацией у немецких танкистов. А главным его минусом было то, что 1943 году его производство не превышало 250-300 штук в месяц. В то время как среднемесячный выпуск Т-34 в 1943 году составлял более 1300 штук.
В отличие от СССР и США, сделавших ставку на выпуск массовых, простых и недорогих средних танков, немцы пошли противоположным путем, решив выпускать дорогие, тяжелые и технически сложные танки. Несмотря на то, что Pz.V Panther считалась средним танком, он весил 44,8 т, то есть был всего на 1,2 тонны легче советского тяжелого танка ИС-2 и на 18 тонн тяжелее Т-34. Pz.VI Tiger весил ещё больше – 56 тонн, а самоходка «Фердинанд» – 65 тонн.
За исключением «Тигра», дебютировавшего на поле боя ещё летом 1942 года, «Пантера» и «Фердинанд» были «сырыми» машинами, не прошедшие в полной мере «обкатку» фронтом. Да и выпустить их к Курской дуге смогли немного. К началу операции «Цитадель» – такое название Гитлер дал планирующемуся разгрому советских армий на Курской дуге – вермахт смог выставить всего 200 «Пантер», 147 «Тигров» и 90 «Фердинандов». Даже с учетом прочих немецких танков и самоходок соотношение по бронетехнике было 1,2 : 1 в пользу Красной Армии.
Сила «Тигра»
Познакомившись с трофейным «Тигром» ещё в 1942 году, советское командование пришло к неутешительным выводам: что средний Т-34, что тяжелый КВ бороться на равных с новейшим немецким тяжелым танком не могли. «Тигр» мог безнаказанно расстреливать их с дистанции до 2000 метров, в то время как снаряды советских танков и противотанковых пушек пробить его 100 миллиметровую лобовую броню могли только с расстояния в полкилометра. Таким же серьезным противником была и «Пантера», а защищенный 200 миллиметровой лобовой броней «Фердинанд» и вовсе был неуязвим. Правда, отвратительная маневренность 65-тонной самоходки не позволяла ей вести частый и убийственный огонь и уж тем более использоваться как средство прорыва обороны. К тому же немецкие конструкторы настолько зациклились на противотанковых свойствах машины, что решили не снабжать «Фердинанд» пулеметом, что в боях на Курской дуге вышло ему боком.
Тигр или Пантера? — Сравнение. Men of War: Assault Squad 2. #2
Учитывая все сильные и слабые стороны немецкой бронетехники, перед началом битвы красноармейцы получили инструкции, объясняющие как бороться против немецкого бронированного» зверинца». Танкистам предписывалась избегать дуэльного противостояния с «Тиграми» и «Пантерами», а используя маневренность Т-34 сближаться с ними до дистанции 500 метров и стараться поражать немецкие танки в борт или ходовую часть. Кроме того, штурмовики Ил-2 вооружили кассетами с новейшими противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-2,5. Каждая кассета содержала по 48 таких бомб, Ил-2 брал на борт четыре таких кассеты, что позволяло штурмовикам буквально «засеивать» бомбами огромные площади.
На Курской дуге превосходство Красной Армии по артиллерии составляло 1,9:1, так что нередки были случаи, когда на немецких танках концентрировали огонь сразу несколько батарей, причем не только противотанковых. Кроме того, против немецкого танков применялась ещё одна новинка – тяжелая самоходка СУ-152, получившая прозвище «Зверобой». После попадания 152-мм снаряда СУ-152 в любой немецкий танк, он гарантированно выходил из строя. И, конечно же, надо помнить про многокилометровые минные поля, на которых советские саперы установили десятки тысяч мин.
«Фердинанд» без пулемета
Дебют новейшей немецкой бронетехники на Курской дуге удачным не назовешь. Некоторые «Пантеры» вообще не смогли пойти в бой из-за технических проблем, другие очень быстро пришли в «разукомплектованный» вид подорвавшись на минах, часть попала под смертоносный град ПТАБ-2,5 и сгорели.
Серьезно досталось немецким танкам и от артиллерии, причем выяснилась одна неприятная деталь – казалось бы неуязвимая броня «Пантер» пробивалась даже 45-миллиметровыми бронебойными снарядами. Не то чтобы очень часто, но такие случаи были.
Лишенные пулемета тяжелые самоходки «Фердинад» при прорыве советской обороны оказались беззащитны перед пехотинцами, которые забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью. Большая масса машин не всегда позволяла их эвакуировать с поля боя, и многие «Фердинанды» стали трофеями Красной Армии. К тому же их, как и «Пантеру», преследовали технические проблемы. Лучше всех выступили «Тигры», но их количества явно не хватало, чтобы выполнить гитлеровский план.
«Тигры» записали на свой счет много подбитых советских танков, но это был локальный успех, не повлиявший на общий ход битвы на Курской дуге. Более того, операция «Цитадель» стала последней, где немецкие танковые войска имели стратегическую инициативу. Спустя всего неделю после начала сражения на Курской дуге немецким военачальникам стало ясно, что эта битва проиграна.
Вот какую оценку сражению на Курской дуге дал начальник штаба 48-го танкового корпуса, генерал Фридрих фон Меллентин: «К исходу 14 июля стало совершенно очевидно, что наступление провалилось. Потери в личном составе были не так уж и велики, зато потери в танках были потрясающими. Танки типa «Пантерa» не оправдали возлагаемых на них надежд: их легко можно было поджечь, системы смазки и питания не были должным образом защищены, экипажи не имели достаточной подготовки. Из всех «Пантер», принимавших участие в боях, к 14 июля остaлось только несколько машин. Не лучше обстояло дело и в танковом корпусе СС».
Средний против тяжелого
До сих пор историки и специалисты спорят, какой же танк был лучшим во Второй мировой войне. Как правило называются две машины: советский Т-34 и немецкая «Пантера». Правда, сравнивать их некорректно, ведь Т-34 был средним танком, а 44,8 тонная «Пантера» – тяжелым. У обоих машин есть как свои плюсы, так и минусы, но самое главное заключается в другом: несмотря на все свои плюсы, «Пантера» не в полной мере соответствовала условиям Второй мировой войны, когда фронт пожирал огромное количество людей, техники и прочих ресурсов. А Т-34 этим условиям соответствовал максимально.
Советский танк выпускался десятками тысяч, в то время как «Пантер» за время войны было выпущено всего около 6000 штук. Вот почему потеря пяти, десяти, да даже пятидесяти «тридцатьчетверок» серьезно ни на что не влияла, так как на их место моментально приходили новые. А уничтожение пятидесяти «Пантер» расценивалось в вермахте как катастрофа.
Оперативно восполнять такие потери немецкая промышленность не могла даже в 1943 году, не говоря про 1945. «Пантеры» были трудоемкими в производстве, технически сложными, дорогими и требовали квалифицированного сервиса. В отличие от Т-34 починить «Пантеру» в чистом поле силами экипажа было весьма проблематично, вот почему нередко трофеями Красной Армии становились танки с небольшими повреждениями, которые экипажи просто бросали.
Все то же самое относится и к «Тигру». Он был прекрасен в роли истребителя танков, но всего было сделано лишь 1354 «Тигров». Слишком мало, чтобы на что-то серьезно повлиять. Про «Фердинанд» и говорить нечего. После фиаско на Курской дуге уцелевшие 47 самоходок прошли модернизацию и сменили имя с «Фердинанда» на «Элефант».
Но на судьбу войны повлиять уже не могли.
Справедливости ради стоит признать, что на Курской дуге немецкий бронированный «зверинец» смог нанести серьезные потери Красной Армии, хотя и сам оказался потрёпан. Настолько, что вплоть до конца войны немецкие бронетанковые войска уже не проводили крупномасштабных наступательных операций. А самый главный итог жесточайшей и кровопролитной пятидесятидневной битвы на Курской дуге заключался в том, что стратегическая инициатива бесповоротно перешла к Красной Армии. После провала операции «Цитадель» весь мир понял, что крах Третьего рейха – лишь вопрос времени.
Источник: quto.ru
Тигр, Пантера, Т34 — сравнение лучших танков
Комментарии: 4 31.07.2021 В июле 1943 г. началось самое великое сражение в истории человечества – битва на Курской дуге. Именно оно определило дальнейшее развитие войны. В готовящемся наступлении немецкое командование отводило важную роль новой бронетехнике. Речь идёт о танках «Пантера», «Тигр», а также о тяжелом самоходном орудии «Фердинанд».
С таким боевым оснащением немцы планировали проломить советскую линию обороны возле Курской дуги. Все немецкие танки, которые шли в серийное производство во время Великой Отечественной войны, имели ярко выраженный противотанковый набор. Они дополнялись длинноствольными пушками и отличались качественным бронированием. Их главное предназначение – борьба с советской бронетехникой.
Советский Союз и США делали ставку на выпуск массовых и простых в обслуживании танков. Немцы пошли совершенно иным путём. Они решили собирать дорогие и технически сложные версии. Пантера относилась к сегменту средних танков, но его вес составлял 44,8 т. Это на 1,2 тонны меньше советского тяжелого танка ИС-2.
Вес тигра составлял 56 т, а Фердинанд – 65 т. В 1943 году Пантера и Фердинанд были достаточно недоработанными машинами. Они не прошли полную обкатку на фронте. Выпустить такие танки к Курской битве смогли ограниченной партией. К началу операции было поставлено всего 200 Пантер, 147 Тигров и 90 Фердинандов.
Тигр. Советское командование в 1942 году уже сумело изучить трофейный «Тигр». После этого оно пришло к выводу, что средний Т-34 не способен бороться на равных с новым немецким тяжелым танком.
Тигр расстреливал их с дистанции 2000 м. При этом советские танки были способны пробивать броню на расстоянии 500 м. Ещё один серьезный противник на горизонте – Пантера. Фердинанд, который защищался толстой лобовой броней, был неуязвимым.
При учёте всех сильных и слабых сторон немецкой бронетехники, красноармейцы получали особую инструкцию, которая объясняла, как именно бороться с немецкой бронетехникой. Танкисты должны были избегать прямого противостояния с Тигром и Пантерой.
При помощи манёвренности танка Т-34 они должны были сближаться до дистанции в 500 м. При этом поражение нужно было наносить в борт или ходовую часть. Фердинанд. Дебют новой бронетехники из Германии на Курской дуге нельзя было назвать удачным. Некоторые Пантеры не могли отправиться в бой из-за наличия технических трудностей. Остальные часто подрывались на минах.
На этапе проектирования считалось, что Пантера, а именно её броня, является неуязвимой. Однако, её можно было пробить даже 45-миллиметровым снарядом. Фердинанд лишили пулемёта, поэтому он оказался беззащитен перед пехотинцами во время обороны. Они забрасывали бронетехнику гранатами и бутылками с горячей смесью. Как и Пантера, они подвергались техническим недостаткам.
Лучше всех на поле боя выступали Тигры. Но количества этих танков не хватало, чтобы выполнить назначенный план.
Тигры сумели записать на свой счёт большое количество подбитых советских танков, но данный успех можно было назвать только локальном, так как он не повлиял на развитие войны.До сих пор среди советских историков существует спор, какой же танк был самым лучшим во Второй мировой войне. Чаще всего выделяют две техники – Т-34 и Пантера. Однако, сравнивать эти модели не совсем корректно. Дело в том, что советский танк относился к средней категории, а немецкий – к тяжелой. У обеих машин были представлены плюсы и недостатки.
Но главным является то, что при всей своей идеальности, Пантера не соответствовала условиям, в которых разворачивалась Великая Отечественная война. Советский танк выпускался крупными партиями в десятках тысяч единиц. В это же время Пантера была собрана в количестве 6000 единиц. Поэтому со стороны СССР потеря даже 50 танков Т-34 не влияла на исход войны.
В это время уничтожение 50 Пантер расценивалось в вермахте в качестве катастрофы. То же самое можно сказать и про Тигры. Они прекрасно показывали себя в роли истребителей танков, но их тираж составил только 1354 экземпляров. Этого количества было недостаточно, чтобы говорить о победе в войне. Итог.
Во времена Второй мировой войны самыми известными танками оказались Т-34, Тигр и Пантера. Между историками ходит спор о том, какая же модель оказалась лучшей. Если рассматривать их с точки зрения исхода войны, преимущество стоит за отечественным Т-34.
Источник: car.ru
Die Welt (Германия): почему у «Пантер» и «Тигров» были такие ненадежные двигатели
Почему танки «Пантера» и «Тигр» — тяжеловесы Гитлера, созданные, чтобы смести советские танки, — так и не смогли дать вермахту перевес на поле боя? Курская дуга показала, что эти машины ломались чаще, чем страдали от огня Красной Армии. Немецкий историк разбирается, почему эти танки получились такими технически несовершенными.
Ахиллесовой пятой новых танков, благодаря которым вермахт в 1943 году обрел преимущество над Т-34, были двигатели. Вместо неубиваемых дизельных моторов на них продолжали ставить ненадежные, хотя и мощные бензиновые агрегаты.
За несколько десятилетий до того, как дизельный мотор из-за скандалов вокруг выбросов микропыли и выхлопных газов стал пугалом для автомобилистов, многие связывали с ним большие надежды. Например, военные, искавшие для своих танков идеальный двигатель. Потому что бензиновые моторы хотя и отличались лучшим соотношением веса и мощности, но обладали одним досадным недостатком: они были менее надежными, могли взорваться под обстрелом и расходовали больше горючего.
Вопрос о том, почему немецкой военной промышленности во время Второй мировой войны не удалось разработать пригодный к серийному производству дизельный мотор для больших танков, главного оружия вермахта, остается открытым. Маркус Пёльман (Markus Pöhlmann), историк Центра военной истории и социальных наук бундесвера в Потсдаме, в своей эпохальной диссертации на тему «Танки и механизация войны» дал на этот вопрос внятный ответ: До 1944 года Управление вооружений сухопутных сил, которое было главным координатором немецкой военной промышленности, исходило из представления о том, что все вооружение должно отвечать самым высоким стандартам качества. И так было до тех пор, пока эта система не вошла в противоречие с реальностью и ее драматически ограниченными возможностями.
До начала войны с Россией использование бензиновых двигателей внутреннего сгорания в германском танкостроении было чем-то само собой разумеющимся. Это было связано в первую очередь с большой потребностью в таких моторах при осуществлении программы перевооружения, которой Гитлер, начиная с 1935 года, хотел привести вермахт как можно быстрее в боеспособное состояние. Так как Версальский договор запрещал рейхсверу производство и использование танков и поэтому их секретно испытывали в Советском Союзе, первые серийные танки были в буквальном смысле тренировочными моделями.
Танки I и II воплощали в себе эмбриональное состояние этого вида вооружения, они были вооружены только пулеметами и легкими пушками и весили вполовину меньше танков западных союзников. По этой причине компактные бензиновые моторы были идеальными двигателями для танков, тем более что компания «Майбах» в Фридрихсхафене была единственным предприятием, которое было способно производить требуемые агрегаты большими сериями. Поэтому и средние танки III и IV были снабжены ими.
Тот факт, что эти танки, несмотря на их явное отставание по количеству, вооружению и броне от французских «Шар Б 1» и «Сомуа», в 1940 году всего за несколько недель разгромили тех в пух и прах, объясняется лишь умелой тактикой ведения боя. Танки вермахта действовали в составе соединений и их маневры в бою координировались по радио. Кроме того, они обладали высокой скоростью и большим запасом хода, что позволяло им действовать независимо от следовавших за ними пехотных соединений. Танковые дивизии были способны передвигаться быстро на большие расстояния, в то время как французские и британские танки, как и во время Первой мировой войны, использовались лишь для поддержки пехоты.
Но именно неожиданно быстрый и возведенный пропагандой в ранг «блицкрига» триумф на Западе стал причиной того, что немецкие танки не подверглись критическому анализу. Поэтому для войны с Советским Союзом всего лишь увеличили калибр пушек и количество средних танков, а легкие вывели из оборота. Дизельные моторы как были, так и остались в стадии разработки.
Перелом в мышлении произошел лишь после начала войны в России. Во-первых, вермахт столкнулся с советским танком Т-34, который в техническом отношении во многом превосходил немецкие танки. Во-вторых, зима 1941-42 года превратилась «в первый кризис танка вообще и танкового двигателя в частности», — пишет Пёльман. Потому что мощный и надежный дизельный двигатель танка Т-34, выполненный из легкого металла, «наилучшим образом проявил себе в условиях данного театра военных действий».
Не удивительно поэтому, что шок от Т-34 и провал «блицкрига» вызвали переполох в Управлении вооружений. Предлагалось даже копировать советские танки. Конкурент «Майбаха» компания «Даймлер-Бенц» воспользовался благоприятным моментом, чтобы привлечь внимание к своему дизельному двигателю МВ 507, который к тому времени как раз прошел успешные испытания. Но тут проявилась обратная сторона немецкой военной промышленности: в условиях дефицитной нацисткой экономики она была не в состоянии производить технические новинки большими партиями. «Короче говоря, у нас есть хороший мотор, мы его протестируем, но поставлять не сможем», — заявил директор танкового завода в Мариенфельде с обезоруживающей откровенностью.
Даже когда Гитлер, развивший в себе повышенный интерес к техническим деталям, стал выступать за использование дизельных моторов — в том числе и потому, что они расходовали меньше топлива, чем бензиновые двигатели — в структурных проблемах ничего не изменилось. Мало того, невольно диктатор подыграл Главному управлению сухопутных войск. Дело в том, что Гитлер увязал свое желание использовать дизель с требованием, чтобы мотор имел воздушное охлаждение. Но тут компания «Даймлер-Бенц» была бессильна. В тендере на производство среднего танка «Пантера V», срочные разработки которого начались в мае 1942 года, она осталась ни с чем.
Источник: inosmi.ru
Пробить шкуру зверя: как Красная армия с «Тиграми» и «Пантерами» боролась
Почему немцы разработали новые танки, чем они были опасны для Красной армии, и какой асимметричный ответ им приготовили.
«Пантера», подбитая на улицах Будапешта
Читайте нас на:
Соревнование снаряда и брони – вечная военно-техническая тема. Она началась тысячи лет назад, в эпоху стрел и пращей, и продолжается до сих пор. Великая Отечественная не оказалась исключением – защищенность бронетехники росла, и вперед вырывалась то одна, то другая сторона. В 1943 году чаша весов в этом противостоянии склонилась на сторону немцев – на полях сражений массово появились «Тигры» и «Пантеры». Но этот выход не остался без ответа.
Опасный «зверинец»
Летом 1941 года немцы столкнулись с новыми советскими танками – тяжелым КВ и средним Т-34. Оба имели противоснарядное бронирование, и, хоть и не были неуязвимыми, но обладали хорошей живучестью в бою. Ситуация, в которой можно было проиграть лобовое танковое столкновение из-за превосходства советской бронетехники, противнику очень не понравилась.
Сперва он, в начале 1942 года, перевооружил свои танки Pz-IV и самоходки Stug-III на длинноствольные 75-мм пушки, способные пробивать даже броню КВ. А потом и вовсе вывел на поле боя новые тяжелые и средние танки – «Тигры» и «Пантеры». Массово они появились во время Курской битвы, летом 1943 года.
«Тигр» был крайне неприятным противником – его 100-мм лобовая и 80-мм бортовая броня не позволяли эффективно поражать его обычным противотанковым средствам РККА. А 88-мм пушка – доработанная до танковой версии зенитка – могла уверенно пробивать Т-34 на расстоянии до 2 километров.
Лобовая броня «Пантеры» была тоньше – 80 миллиметров. Но, наклоненная под углом в 55 градусов, она порой сопротивлялась обстрелу лучше «Тигриного» лба – снаряды чаще рикошетили от наклонной бронеплиты.
Оценив достоинства своих танков, немцы активно создавали самоходные орудия на их базе – так, «Ягдпантера» поменяла башню на рубку, но зато и обзавелась 88-мм орудием вместо 75-мм. А «Ягдтигр» и вовсе получил мощнейшее 128-мм орудие, противостоять которому не могла ни одна серийная лобовая броня. Кстати, он был построен на базе не обычного «Тигра», а «Королевского». Этот новый вариант «Тигра» получил рациональный наклон брони, а некоторые участки его лба достигали уже 150 миллиметров толщины.
Словом, немецкий «зверинец» был серьезным аргументом, и с ним надо было что-то делать.
Хочешь жить – учись общевойсковому бою
К счастью для РККА, Великая Отечественная не была одной большой танковой дуэлью. Как и любая крупная индустриальная война, она подразумевала, в первую очередь, общевойсковой бой. А это значило, что в запасе, несмотря на преимущество «Тигров» и «Пантер», есть и другие средства.
Во-первых, это были подкалиберные снаряды с вольфрамовым сердечником. Трудоемкий в производстве и расходующий дефицитные материалы боеприпас. Но – эффективный. 76-мм противотанковые и танковые орудия вполне могли пробить довольно толстый борт «Тигра», стреляя этим снарядом где-то метров с четырехсот.
Это оставляло простор для различных тактических комбинаций – например, можно было выставить «демонстративные» батареи, как приманку. «Тигры» ехали давить их гусеницами, и подставлялись под замаскированные орудия, поражавшие их в бок. Хотя это, конечно, все равно было дорогим и опасным делом – ведь «демонстративные» батареи подвергались обстрелу из танков противника и несли потери.
Другим вариантом было использование авиации – на той же Курской дуге довольно эффективными оказались маленькие кумулятивные авиабомбы ПТАБ. Сбрасываясь кассетами, они «накрывали» сразу тысячи квадратных метров поверхности, пробивая горизонтальную броню – она была у танков самой тонкой.
Были и иные способы – обновление орудий противотанковой обороны, активное минирование местности, и так далее. Но Красная армия все же должна была как-то ответить именно в «танковой» специфике – потому что иначе дисбаланс все равно бы сохранялся.
Асимметричный ответ
У «Тигров» и «Пантер», при всех их боевых качествах, имелся серьезный недостаток – они были плохо приспособлены к массовому производству. Для сравнения – «Тигров» немцы успели наштамповать 1347 единиц, а «Королевских тигров» – 490. В то время как тираж одних только танков Т-34 улетел далеко за 50 тысяч.
Это количество позволяло не просто получать преимущество над «Тиграми» путем высокой концентрации машин в одном конкретном месте. Такой подход расширял еще и оперативные возможности. Например, пока ограниченное количество «Тигров» сцепилось с Т-34 на одном участке, другая группа могла обойти место сражения, и атаковать немецкую колонну снабжения. «Тигры» могли выиграть эту битву – но, оставшись без топлива и снарядов, они в любом случае были бы обречены. И эта тактика работала, причем не только у нас, но и у американцев – те тоже сделали ставку на массовый танк «Шерман», не пытаясь построить свой «Тигр», и в итоге успешно продвигались на своих участках, несмотря на немецкий «зверинец».
Но, чтобы успешно связывать «Тигров» и «Пантер» боем, нужно было вооружение посерьезней. При этом нельзя было допустить остановки производства танков, связанной с переходом на новое шасси. Выход был найден изящный – Т-34 получил новую башню с мощной 85-мм пушкой, способной бороться с «Тиграми» и «Пантерами», а шасси оставалось тем же. В результате пустить Т-34/85 в массовое производство получилось довольно быстро и без принципиальных проблем.
Такой вариант танка все равно был уязвим для немецкого «зверинца», но способность более-менее уверенно пробивать самих немцев практически уравнивала шансы. А, учитывая, что «Тигров» и «Пантер» было сравнительно мало, то и вовсе уверенно перекладывала их на сторону Красной армии.
Еще Советский Союз стал выпускать новые тяжелые танки, которые вполне могли бороться со «зверинцем» – могучие ИС и ИС-2. Правда, они сталкивались с «Тиграми» очень редко – основной задачей ИСов была все-таки поддержка пехоты и продавливание сильной позиционной обороны.
Другое дело самоходные орудия – в советской концепции борьба с тяжелыми танками противника лежала именно на них. Обладающие низким силуэтом и хорошо вооруженные Су-85 были нужным решением, когда речь шла о том, когда разведка получала информацию о концентрации «Тигров» на определенном участке. А поступившие в войска лишь к самому концу войны Су-100 и вовсе не оставляли шансов никому. Они были способны пробить даже лоб «Королевского тигра» с расстояния в километр – во многом именно эти самоходки, например, остановили последнее крупное наступление немцев на озере Балатон в феврале 1945 года.
Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.
Источник: tvzvezda.ru