Запрет на медвежатину до сих пор распространен в дальних деревнях и селах Сибири, где живут потомки русских переселенцев. Этнографы связывают его с древним пластом славянской культуры, в котором медведь выступал как тотемное животное – предок людей, их родственник или даже оборотень-бог, который появлялся перед людьми в «шубе», но где-то в глубине лесов жил без нее. Подобный запрет существовал не только у русских, но и у народов Сибири и Дальнего Востока: у якутов, нивхов, гольдов, эвенов. Правда, у этих народов запрет на медвежатину не был абсолютным – убийство зверя иногда все же случалось, но при этом сопровождалось ритуалом.
Русские «людей» не едят .
У славянского населения Сибири запрет на медвежатину был вызван не только древними верованиями, множество из которых уже к XVIII векe были утрачены, но и самим видом освежеванного животного.
Этнограф из Иркутской области Галина Витальевна Афанасьева-Медведева в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» указывает, какие причины привели к запрету поедания медвежатину у русских.
Выживший в Туве!Медведь оставил его на потом в берлоге,ЖЕСТЬ…
На первом месте оказывается схожесть туши медведя с человеческим телом. Жители деревень указывают на похожее строение лап медведя и человеческих рук, туловища зверя с туловищем человека, а главное, наличие у медведицы молочных желез, похожих на женскую грудь.
Второе, что заставляет таёжников отказываться от медвежатины – это антропоморфность поведения медведя. Например, медведь во время купания моется так же, как человек: «Рыбачили вот на Сухой. медведь вышел к реке. он как человек, причинно место вымыл, гузённо и морду». Более того, медведица учит медвежат мыться, сама сталкивает их в воду и показывает, как это надо делать.
Медведь музыкален – может «играть» на сломанном стволе дерева, оттягивая щепу, отпуская и прислушиваясь к звукам, умеет свистеть, танцует.
Медведь любит играть, жители Иркутской области видели, как медведь играл с ведрами, которые побросали женщины, а потом надел ведро для потехи на ногу и ушел в лес, побрякивая им.
На Камчатке рыбаки не раз видели, что медведь при рыбной ловле прибегает к таким же приемам как человек: делает для рыбной ловли запруду – топь, мутит воду в улове, чтобы запутать рыбу, сбить ее с толку, а потом поймать. Бывалые таежники рассказывают, что медведь умеет плеваться и делает это весьма искусно – целит человеку в лицо.
Отмечают у животного и эмоции, схожие с человеческими – например, испуг. Считают, что «у медведя сердце слабое», и его можно напугать до смерти. Верят, что медведь может стыдиться и уйдет, если женщина покажет грудь или задерет юбку.
Таежники отмечают, что медведь занимается «любовью» как человек, а не как собака – «У их гон когда. они как люди, спят, – передком!»
Медведь, как и человек, умеет мстить. Афанасьева-Медведева указывает случай, когда в тайге добытчик кедрового ореха выстрелом из ружья напугал на берегу медведя. Ночью медведь пришел в лагерь, раскидал кучу кедровых шишек именно этого добытчика, обгадил ее, не тронув при этом шишки других людей.
Медведь в Деле / Медведь против Коровы, Свиньи, Лося
Медвежатину сибиряки не едят из-за болезней, которые передаются через мясо медведей, а так же из чувства брезгливости. Последнее особенно касается медведей-людоедов. Запрет употреблять в пищу зверя, который сам ел или мог есть человечину – вот основной мотив наложения табу на медвежатину.
Лесных людей не едим!
Запрет на медвежатину у сибирских народов тоже связан с тем, что животное похоже на человека. У якутов существуют предания о том, что когда охотники убивают медведя, то во время свежевания под шкурой находят то кожаный мужской пояс, а то – серебряные женские украшения, которые обнаруживают на пальцах в виде колец или на лапах – в виде браслетов.
Специалист по палеоазиатам Лев Яковлевич Штернерг описывал подобный сюжет, существовавший в Приамурье у гольдов (нанайцев). По нему нанайская женщина родила детей (нани-хаlа) от медведя, а потом ушла в лес, к «мужу», взяв с детей обещание три года не убивать медведей, но дети ослушались и уже на третий год пошли охотиться и убили мать. Обнаружили они это, свежуя зверя – под шкурой у того был найден женский нагрудник.
Советский этнограф Ерухим Абрамович Крейнович в работе «Медвежий праздник у кетов» писал, что нивхи тоже считали медведя человеком – они верили, что у каждого зверя на поясе под шкурой есть мешочек, в котором медведь носит огниво и трут для розжига огня.
Не ешь родных!
Но в некоторых случаях у сибирских народов допускалось охотиться на медведя и даже лакомиться его мясом. Подобная охота происходила редко, не чаще одного-двух раз в год и сопровождалась множеством запретов, соблюдение которых, как указывает культуролог Юлия Александровна Кошкарева в работе «Ритуальные запреты во время медвежьего праздника» должно было оградить охотников от мести животного.
Нельзя было называть зверя по имени или вслух говорить о цели охоты, после добычи медведя обязательно проводили ритуал прощания с ним, а позже – соблюдали целый ряд обычаев, связанных с мясом, костями и шкурой животного. У кетов существовал запрет оставлять тушу медведя у берлоги, они верили, что в берлоге зверь оживет. Нельзя было давать собакам слизывать кровь зверя-предка собакам – это было вызвано все той же схожестью медвежьей туши с человеческим телом. При разделывании туши нельзя было ломать медведю кости, а все остатки пиршества следовало особым образом похоронить.
Множество запретов сосуществовало в части поедания разных частей туши медведя или отдельных органов. У орочей женщинам вообще запрещалось притрагиваться к мясу медведя – есть его могли лишь мужчины. Подобный запрет существовал у манси и хантов – он был связан с мифом, по которому «человеческая дочь медведя» не должна была есть медвежатину из страха съесть своих родных.
Подытоживая написанное, можно с уверенностью сказать, что основной мотив запрета на медвежатину была опасность каннибализма – реального, если медведь же ел человечину или мифологического – если его почитали как предка и близкого родственника людям.
Источник: vulkan-avia.livejournal.com
Что едят у медведя люди
27 ноября, 23:22
Астролог рассказала, от мужчин каких знаков зодиака лучше держаться подальше
27 ноября, 22:09
Ледостав на реке Бии в этом году «задержался» на две недели
27 ноября, 21:18
В Алтайском крае в четырех школах еще не завершили «летний» ремонт
27 ноября, 19:25
В Бийске вернули на работу незаконно уволенных сотрудниц завода
27 ноября, 18:17
Алтайские власти не планируют покупать новые трамваи и троллейбусы в 2023 году
27 ноября, 17:11
«Как заброшенное здание»: жители Верх-Обского жалуются на состояние амбулатории
Лента новостей
Астролог рассказала, от мужчин каких знаков зодиака лучше держаться подальше
Ледостав на реке Бии в этом году «задержался» на две недели
В Алтайском крае в четырех школах еще не завершили «летний» ремонт
Подросток погиб во время ночной потасовки в Рубцовске
В Бийске вернули на работу незаконно уволенных сотрудниц завода
Алтайский стрелок Сергей Каменский взял золото Кубка России
Алтайские власти не планируют покупать новые трамваи и троллейбусы в 2023 году
В Бийске на пожаре в доме спасли 12 взрослых и ребенка
«Как заброшенное здание»: жители Верх-Обского жалуются на состояние амбулатории
Власти Рубцовска планируют поймать стаю собак, которая «орудует» у школы
В Алтайском крае выявили почти 100 новых заболевших COVID
Барнаулец сел за кражу и поджог инвалидной коляски
Стало известно, когда аномальная стужа отпустит Алтайский край
На Алтае откроют самый большой в России пятизвездочный отель
На Алтае засняли «волнение» Телецкого озера и парение в его окрестностях
В Барнауле продают Range Rover с «роскошной подсветкой» за 11 млн рублей
Участники СВО поздравили жителей Алтайского края с Днем матери
В Барнауле кинотеатр вопреки запрету «крутит» новый фильм Marvel
Жители Алтайского края в лютый мороз делятся фотографиями градусников
Из Рубцовска отправили первую партию печей для участников СВО
В Бийске возобновили движение по понтонному мосту
«Ваш вклад не переоценить»: Томенко поздравил жителей края с Днем матери
«Оазис гармонии»: в Барнауле у «Трассы здоровья» продают дом с зоной барбекю
В Алтайском крае подскочила заболеваемость ОРВИ среди взрослых и школьников
На Алтае двое детей пострадали в ДТП, которое устроил 15-летний подросток
Путин присвоил жительнице Алтайского края звание «Мать-героиня»
Ко Дню морской пехоты 2022: поздравления с мужским праздником в прозе и стихах
Народные приметы 27 ноября. Что нужно делать женщинам на Куделицу
Празднуем День матери 2022: как детям красиво поздравить маму в прозе и стихах
Режим черного неба и до -29 мороза обещают в Алтайском крае 27 ноября
Астролог рассказала, есть ли смысл искать любовь в конце 2022 года
Новые сторублевки с Кремлем и солдатом заметили в Барнауле
Главе Алтая поступило более 400 вопросов на прямую линию
Алтайский край передал экипировку для военнослужащих в Оренбургской области
Барнаульские энергетики рассказали, как продвигается ремонт теплосети на Титова
В алтайском кукольном театре появился первый в Сибири билетомат
В России активизировались грипп, ОРВИ и коронавирус
Житель Алтая хладнокровно убил мать пятерых детей и сбежал
Вдова Станислава Говорухина погибла при пожаре в своем доме
В Барнауле перенесли торжественное открытие зимнего городка у ТРЦ Galaxy
Регистрационные данные
Сетевое издание «ТОЛК» СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77 – 74199 от 09.11.2018г. Статус средства массовой информации: действующее. Наименование (название) средства массовой информации: ТОЛК. Язык: русский.
Адрес: редакции 656056, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Короленко, д.51, оф.202. Доменное имя сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания): tolknews.ru.
Примерная тематика и специализация: общественно -– информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе . Форма периодического распространения: сетевое издание . Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «СМГ» (ОГРН 1192225017820).
Главный редактор: Шелягин Александр Юрьевич. Новости, размещённые с хэштегом #корпоративныеновости, выпущены на правах рекламы. Новости, размещённые с хэштегом #Сделано в Алтайском крае, выпущены на правах рекламы. Новости, размещённые с хэштегом #новостителекома, выпущены на правах рекламы. Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
656049 , Россия, Алтайский край, г. Барнаул , ул.Короленко, д.51, оф.202
- Политика персональных данных
- Пользовательское соглашение
- Правила комментирования
Источник: tolknews.ru
«Медведь нападал на меня раз 20» Биолог провел в Заполярье почти всю жизнь. Как север России изменил его?
В Институте биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской академии наук (РАН) создали базу данных по конфликтам белых медведей с людьми на Чукотке. Как показывает статистика, начиная с нулевых годов из-за активного освоения Арктики число таких столкновений стало резко расти. Создатель базы — биолог и исследователь Чукотки Анатолий Кочнев — о проблеме конфликтов с белыми медведями знает не понаслышке. За 38 лет работы на Крайнем Севере он пережил два десятка нападений хищников, но уверен, что вина лежит на нем самом. О том, как выжить при нападении белого медведя и смогут ли эти звери когда-нибудь мирно жить рядом с людьми, Анатолий Кочнев рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Как получилось, что вы связали свою жизнь с Заполярьем?
Анатолий Кочнев: Я — биолог по образованию, окончил Иркутский государственный университет. Еще в студенчестве я ездил в экспедиции на Чукотку, изучал лежбища моржей. А потом, в 1985 году, остался там жить. Почти четыре года я проработал в Морской зверобойной инспекции на мысе Шмидта, потом перебрался в заповедник на остров Врангеля.
Материалы по теме:
«Самый южный чум в мире» Как житель Заполярья перевез через всю Россию древнее жилище оленеводов
24 октября 2021
«Осень здесь слишком быстрая» Тундра, морозная свежесть и сияния над головой: зачем туристу ехать в русскую Арктику?
27 сентября 2021
После на протяжении десяти лет я был заведующим лабораторией по морским млекопитающим в Чукотском филиале Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра. В 2014 году я ушел оттуда и некоторое время работал начальником научного отдела в национальном парке «Берингия» на Чукотке. А сейчас мое место работы — это Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН, который находится в Магадане.
Что для вас значит Север после стольких лет работы?
Для меня Север — это моя вторая родина, где я провел большую часть своей жизни. Я прикипел к этому месту и с трудом представляю жизнь в других регионах. Конечно, это суровый край, где мне порой приходилось работать в одиночестве. Еще после третьего курса института 1,5 месяца я провел на необитаемом острове в Беринговом проливе — и мне это сразу понравилось.
Очень удобно, не надо ни на кого оглядываться. Я до сих пор предпочитаю работать один. У писателя Олега Куваева, который некоторое время жил и работал на Чукотке, в его книге «Территория» есть очень хорошая фраза: «Мы не викинги и нечего выпячивать челюсть». На Севере надо быть спокойным, никуда не спешить и стараться предусмотреть все до мелочей. Любое приключение здесь — это твой недосмотр и твоя недоработка.
Фото: Анатолий Кочнев
В чем заключается ваша работа за полярным кругом?
В Заполярье я в основном занимаюсь морскими млекопитающими — китообразными, моржами и, главное, белыми медведями. Белый медведь тоже морское млекопитающее, ведь он живет на морском льду. Свой характер есть не просто у каждого вида животных — он есть у каждой особи. Как-то обозначить его одним словом сложно, но если попытаться, то отличительной чертой моржей я бы назвал уверенность, а белых медведей — любопытство и исследовательский интерес.
«Нападение хищника — это вина человека»
Какие истории, связанные с дикими животными, запомнились вам больше всего?
Я каждый год провожу среди диких зверей по несколько месяцев — историй, связанных с ними, у меня, конечно, очень много. Одних только случаев нападения белых медведей на меня было штук 15-20. Но все они происходили по моей вине. Любое нападение хищника на человека — это вина последнего. Ведь это не дикие звери приходят к вам, а вы приходите в их мир.
Они-то, в отличие от вас, не выбирают, где жить.
Расскажу один случай — это произошло со мной в 2003 году. Дело было на острове Колючин в Чукотском море, в 11 километрах от берега. Сегодня благодаря нашим исследованиям и отчетам он входит в состав национального парка «Берингия», а тогда там не было ничего. Мы в тот год с напарником обустраивали на острове базу — перестраивали чукотскую избушку, где я потом провел еще 15 лет.
В тот год узкую полосу льдов вдоль всего побережья Чукотки разбил мощный шторм, а потому белые медведи оказались на острове Колючин. Сам остров маленький, 1,5 километра в ширину и четыре километра в длину. Но там на тот момент находилось больше 25 медведей: самцы, самки и детеныши.
Поскольку медведей на острове было много, мы с напарником поначалу вели себя максимально аккуратно. Но постепенно мое внимание стало притупляться: за месяц-полтора устаешь от постоянного контроля и привыкаешь к тому, что дикие звери живут рядом с тобой. Тем более медведей становилось меньше, они реже встречались — и в какой-то момент стало казаться, что они совсем покинули Колючин.
В тот день моржи подошли к берегу на окраине пляжа, и я сел неподалеку, чтобы пересчитать их
Я был всего в 400 метрах от дома и настолько расслабился, что не взял с собой ни ракетницу, ни средств защиты. Конечно, это было ошибкой. Надо мной располагался обрыв метров 30-40 высотой. И вот я сижу, наблюдаю за моржами — и то ли почувствовал что-то, то ли услышал падение камешков. Я обернулся и увидел, как на меня сверху летит белый медведь.
Фото: Анатолий Кочнев
До него оставалось метров 15-20, он бежал, но медленно, чтобы не упасть с обрыва. А у меня под рукой не было даже палки, чтобы держать дистанцию. Напарник меня тоже не видит: нас друг от друга закрывает выступ обрыва. Но делать что-то надо: я встал с кочки, на которой сидел, и отступил на пригорок — так, чтобы быть выше медведя.
И когда он выбежал на пологое место метрах в четырех от меня, то посмотрел мне в глаза, понял, что они выше его, и начал сомневаться. Он ведь сверху, с обрыва, не мог оценить мой размер: вероятно, думал, что я морж.
А тут до медведя стало доходить, что моржом я точно не являюсь
И пока он сомневался, я сделал в его сторону выпад — пару шагов навстречу — и стал шипеть. По-медвежьи это означает: «Не нарушай дистанцию со мной, иначе укушу». Тогда сомнения зверя еще больше усилились: он стал нюхать кочку, где я сидел — и по запаху точно определил, что перед ним человек.
Медведь посмотрел на меня — его глаза расширились. Он развернулся, пробежал между моржами, плюхнулся в воду и уплыл. Тут я выдохнул и поспешил домой.
В той ситуации я действовал правильно: многие на моем месте бросились бы бежать, но это была бы их последняя ошибка
Вообще меня тогда на Колючине спасло шестое чувство: если бы я не оглянулся, медведь бы просто навалился на меня — и все. Я всегда предупреждаю туристов: не смотрите, что медведей нет — они всегда появляются из ниоткуда, двигаются бесшумно, и выдать их может разве что скрип снега под лапами. Поэтому на Севере надо всегда смотреть по сторонам и быть начеку.
«На Севере между людьми действуют свои законы»
Многие представители коренных народов Заполярья относятся к вам с большим уважением. Как вы смогли найти с ними общий язык?
Еще в 80-х годах, когда я работал в Морской зверобойной инспекции на мысе Шмидта, многих местных жителей поражало, что я, в отличие от моих коллег, пытаюсь изучать их жизнь, пробую местную пищу, использую этническую одежду. Потом я многие годы работал на острове Врангеля, а когда вернулся на материк, многое изменилось.
Те мои знакомые из коренных народов Севера, с которыми я работал в 80-х, стали большими людьми в своих поселках. Я знал их как молодых охотников, а теперь они стали зрелыми лидерами. При этом я со своим большим опытом жизни в окружении диких зверей на острове Врангеля был интересен им, поскольку рассказывал вещи, которых они не знают.
Фото: Анатолий Кочнев
И у них ко мне стало появляться уважение. Тем более по отношению к местным жителям у меня никогда не было менторского, поучительного тона, — я всегда относился уважительно к тому, что они делают и говорят.
Неужели у вас не возникало конфликтных ситуаций с местными жителями?
Если случалось так, что мне, к примеру, что-то не нравилось в действиях местных охотников, я никогда не пытался вступать с ними в прямой конфликт. Я вечером шел к старикам, которых молодежь уважает, и с ними за чашкой чая обсуждал ситуацию. А потом, смотрю: молодые охотники уже ведут себя совсем иначе. Просто на Севере в общении между людьми действуют свои законы, которые надо понимать и согласно которым надо действовать.
Жизнь коренных народов Севера связана с множеством обрядов и обычаев. Как вы относитесь к ним?
Конечно, у коренных народов Заполярья много своих обычаев, не всегда понятных для приезжих. Я — биолог, человек, который занимается наукой и далек от суеверий. Тем не менее я выполняю некоторые вещи, которым меня научили местные жители.
Например, когда готовишь первый ужин на новом месте, надо покормить духов природы
Отрезать по кусочку от каждого блюда и положить на пригорок, чтобы задобрить их. И знаете, я порой удивляюсь — этот ритуал действительно работает. Второй момент — нельзя трогать ничего, что нашел. Чукотка населена давно, и там повсюду остатки жилья и кладбища.
На могилы там несут вещи, которые могут пригодиться покойникам в загробной жизни, и брать их категорически нельзя. Или море порой может выбросить на берег какое-нибудь эскимосское изделие, которому две тысячи лет. Если хочешь забрать его, надо обязательно что-то оставить взамен, например, монетку.
Все эти ритуалы я выполняю, что называется, на автомате
Но самая главная заповедь на Севере — никуда не торопиться. Как говорится, семь раз отмерь — один раз отрежь. Тут нужно ходить медленно, если есть возможность, отдыхать и давать себе отдышаться. Важно вести себя очень осмотрительно, ведь до жилья людей в Заполярье часто бывает далеко. А значит, даже просто вывихнув ногу, ты можешь туда не дойти — и тебе никто не поможет.
Это не суеверия, это правила жизни на Севере.
«Белые медведи всегда будут идти к людям»
Вам 58 лет, из которых 38 вы провели за Полярным Кругом. Вы не думали о том, чтобы отойти от дел?
По возрасту я уже пенсионер, но продолжаю работать. Я буду заниматься своим делом до тех пор, пока у меня есть силы и возможности. В последние годы со здоровьем у меня стало сложнее — пришлось отказаться от тяжелой полевой работы. Но с другой стороны, мне на помощь приходят современные технологии.
Пускай из-за больных коленей мне сложно фотографировать, зато у меня есть квадрокоптер, с которого я могу снимать диких животных, попивая чай из термоса. И это прекрасно.
Вы по-прежнему большую часть времени проводите на необитаемых островах?
После 15 лет работы я оставил необитаемый остров Колючин, выбраться с которого по окончании полевого сезона было целой проблемой. Последние три года я работаю на мысе Шмидта на Чукотке, живу там в поселке, в квартире. А потом возвращаюсь в Анадырь к семье, жене и дочке. Из-за жизни в экспедициях я поздно создал семью — почти в 40 лет.
Но моя жена знала, что я часто бываю в полях, и понимала, к чему готовиться. Конечно, когда я отправляюсь в очередную экспедицию, она за меня волнуется. Волнуется и ждет
Теперь поводов для волнений у нее стало меньше, поскольку от тяжелой работы в полях я отказался. На мысе Шмидта недалеко от моего дома есть лежбище моржей, и ходят белые медведи, я могу наблюдать за животными. Сейчас меня интересует, обитают ли рядом с поселком одни и те же звери или все-таки каждый год туда приходят новые особи.
В России с вашей помощью появилась первая база данных по конфликтам белых медведей и людей. Как вы считаете, люди и звери могут мирно жить на Севере?
Нападений белых медведей на людей в последние годы стало больше — число таких конфликтов с нулевых стало резко расти. Это связано с сокращением ледовых местообитаний зверей. Вообще, в первые пять лет своей работы в Заполярье я видел белых медведей всего пару раз — тогда они жили во льдах.
Источник: lenta.ru
«Лесные люди»: почему жители Сибири никогда не едят медвежатину
Запрет на медвежатину до сих пор распространен в дальних деревнях и селах Сибири, где живут потомки русских переселенцев. Этнографы связывают его с древним пластом славянской культуры, в котором медведь выступал как тотемное животное – предок людей, их родственник или даже оборотень-бог, который появлялся перед людьми в «шубе», но где-то в глубине лесов жил без нее. Подобный запрет существовал не только у русских, но и у народов Сибири и Дальнего Востока: у якутов, нивхов, гольдов, эвенов. Правда, у этих народов запрет на медвежатину не был абсолютным – убийство зверя иногда все же случалось, но при этом сопровождалось ритуалом.
Русские «людей» не едят
У славянского населения Сибири запрет на медвежатину был вызван не только древними верованиями, множество из которых уже к XVIII векe были утрачены, но и самим видом освежеванного животного.
Этнограф из Иркутской области Галина Витальевна Афанасьева-Медведева в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» указывает, какие причины привели к запрету поедания медвежатину у русских.
На первом месте оказывается схожесть туши медведя с человеческим телом. Жители деревень указывают на похожее строение лап медведя и человеческих рук, туловища зверя с туловищем человека, а главное, наличие у медведицы молочных желез, похожих на женскую грудь.
Второе, что заставляет таёжников отказываться от медвежатины – это антропоморфность поведения медведя. Например, медведь во время купания моется так же, как человек: «Рыбачили вот на Сухой. медведь вышел к реке. он как человек, причинно место вымыл, гузённо и морду». Более того, медведица учит медвежат мыться, сама сталкивает их в воду и показывает, как это надо делать.
Медведь музыкален – может «играть» на сломанном стволе дерева, оттягивая щепу, отпуская и прислушиваясь к звукам, умеет свистеть, танцует.
Медведь любит играть, жители Иркутской области видели, как медведь играл с ведрами, которые побросали женщины, а потом надел ведро для потехи на ногу и ушел в лес, побрякивая им.
На Камчатке рыбаки не раз видели, что медведь при рыбной ловле прибегает к таким же приемам как человек: делает для рыбной ловли запруду – топь, мутит воду в улове, чтобы запутать рыбу, сбить ее с толку, а потом поймать. Бывалые таежники рассказывают, что медведь умеет плеваться и делает это весьма искусно – целит человеку в лицо.
Отмечают у животного и эмоции, схожие с человеческими – например, испуг. Считают, что «у медведя сердце слабое», и его можно напугать до смерти. Верят, что медведь может стыдиться и уйдет, если женщина покажет грудь или задерет юбку.
Таежники отмечают, что медведь занимается «любовью» как человек, а не как собака – «У их гон когда. они как люди, спят, – передком!»
Медведь, как и человек, умеет мстить. Афанасьева-Медведева указывает случай, когда в тайге добытчик кедрового ореха выстрелом из ружья напугал на берегу медведя. Ночью медведь пришел в лагерь, раскидал кучу кедровых шишек именно этого добытчика, обгадил ее, не тронув при этом шишки других людей.
Медвежатину сибиряки не едят из-за болезней, которые передаются через мясо медведей, а так же из чувства брезгливости. Последнее особенно касается медведей-людоедов. Запрет употреблять в пищу зверя, который сам ел или мог есть человечину – вот основной мотив наложения табу на медвежатину.
Лесных людей не едим!
Запрет на медвежатину у сибирских народов тоже связан с тем, что животное похоже на человека. У якутов существуют предания о том, что когда охотники убивают медведя, то во время свежевания под шкурой находят то кожаный мужской пояс, а то – серебряные женские украшения, которые обнаруживают на пальцах в виде колец или на лапах – в виде браслетов.
Якутские охотники находят освежеванного медведя похожим на женщину. На эту тему существует предание, по которому женщина выходит замуж за медведя, рожает от него детей, воспитывает их, а сама уходит в лес и становится медведицей.
Специалист по палеоазиатам Лев Яковлевич Штернерг описывал подобный сюжет, существовавший в Приамурье у гольдов (нанайцев). По нему нанайская женщина родила детей (нани-хаlа) от медведя, а потом ушла в лес, к «мужу», взяв с детей обещание три года не убивать медведей, но дети ослушались и уже на третий год пошли охотиться и убили мать. Обнаружили они это, свежуя зверя – под шкурой у того был найден женский нагрудник.
Советский этнограф Ерухим Абрамович Крейнович в работе «Медвежий праздник у кетов» писал, что нивхи тоже считали медведя человеком – они верили, что у каждого зверя на поясе под шкурой есть мешочек, в котором медведь носит огниво и трут для розжига огня.
Не ешь родных!
Но в некоторых случаях у сибирских народов допускалось охотиться на медведя и даже лакомиться его мясом. Подобная охота происходила редко, не чаще одного-двух раз в год и сопровождалась множеством запретов, соблюдение которых, как указывает культуролог Юлия Александровна Кошкарева в работе «Ритуальные запреты во время медвежьего праздника» должно было оградить охотников от мести животного.
Нельзя было называть зверя по имени или вслух говорить о цели охоты, после добычи медведя обязательно проводили ритуал прощания с ним, а позже – соблюдали целый ряд обычаев, связанных с мясом, костями и шкурой животного. У кетов существовал запрет оставлять тушу медведя у берлоги, они верили, что в берлоге зверь оживет. Нельзя было давать собакам слизывать кровь зверя-предка – это было вызвано все той же схожестью медвежьей туши с человеческим телом. При разделывании туши нельзя было ломать медведю кости, а все остатки пиршества следовало особым образом похоронить.
Множество запретов сосуществовало в части поедания разных частей туши медведя или отдельных органов. У орочей женщинам вообще запрещалось притрагиваться к мясу медведя – есть его могли лишь мужчины. Подобный запрет существовал у манси и хантов – он был связан с мифом, по которому «человеческая дочь медведя» не должна была есть медвежатину из страха съесть своих родных.
Подытоживая написанное, можно с уверенностью сказать, что основной мотив запрета на медвежатину была опасность каннибализма – реального, если медведь же ел человечину или мифологического – если его почитали как предка и близкого родственника людям.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: lostworlds.mirtesen.ru
Мясо бурых медведей есть очень опасно
Недавно в Мурманской области было выявлено два случая трихинеллеза у медведей. Для ветеринаров это стало тревожным звонком. Ведь данная болезнь очень опасна для людей, а заразиться ей очень просто — достаточно поесть медвежатины. Причем неважно, сколько времени вы ее готовили: трихинелла не погибает даже при термообработке или заморозке. В зоне риска находятся охотники, их родные, а также посторонние люди, покупающие у них медвежатину.
— Живущий в медвежатине паразит попадает в желудок человека, оттуда в кровеносную систему, а по ней во все мышцы и уничтожает их изнутри. Сначала кажется, что у больного начался грипп: его бросает в жар, трясет и колотит. Но потом становится намного хуже. Возможны и летальные исходы, — сообщил главный ветеринарный врач Мурманской области Сергей Скоморохов.
Трихинелла опасна еще и тем, что ее наличие в организме зверя нельзя определить внешним осмотром. Это и может подвести неопытных охотников. А вот знающие перед тем, как есть медвежатину, несут ее на исследование. Именно так поступили два охотника, благодаря чему удалось узнать о возвращении трихинеллеза в регион.
Главный ветеринарный врач Мурманской области призывает охотников воздержаться от отстрела медведей или хотя бы приносить их мясо на экспертизу. Этим вы спасете себя и своих близких от страшной болезни.
Адрес областной ветеринарной лаборатории: Мурманск, пр. Кольский, 112.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.murmansk.kp.ru