Если вы считаете, что кухня северных народов состоит исключительно из оленины свежего забоя и строганины из мороженой нерки, вас ждёт разочарование. Север — суровый край, и еда там — роскошь.
24 декабря 2021, 21:40
Северные народы сызмальства приучены к извлечению витаминов и полезных веществ буквально из всего. А ещё они знают странные способы сохранения продуктов, ведь недаром самый сильный запах, который вплоть до середины XX века витал у чукотской яранги, — это запах тухлятины.
Не только копальхен
Многие туристы знают, что копальхен, или копальгын, — это заквашенное в земляных ямах мясо. Чукчи, эскимосы, живущие на Чукотке, и эскимосы Аляски делали его самыми разными способами. Береговые чукчи квасили мясо моржа в земле. На Аляске готовили тухтак — зашивали мясо в кожу моржа и квасили. А оленные чукчи изгалялись по-особенному — они душили оленя, затем топили тушу в болоте и доставали тогда, когда она хорошенько проквасилась.
Однако не единым копальхеном был жив северянин. Особенным лакомством считался кымгыт, представлявший собой рулет из кусков моржового мяса со шкурой. Эти куски чукчи вырезали из спинной или боковой части моржовой туши, затем внутрь неё закладывались истинно чукотские деликатесы: печень, кишечник зверя, лёгкие и почки. Затем всё это заворачивалось в «аппетитный» рулет, сшивалось и хранилось в прохладном месте до холодов. Зимой кымгыт употребляли в замороженном виде, порезав его на куски.
Употреблять такое кушанье европейцам не рекомендовалось: съесть его можно было только один раз — из-за трупного яда. По этой же причине не стоило пробовать и следующие северные деликатесы: каху, который представлял собой квашеную печёнку кита (её изымали из ям и добавляли куски жира и свежую китовую кожу), к’аюк, который готовили из сока проквашенной китовой печёнки, добавляя в него горячий жир нерпы, мысек — тухлые почки морских зверей. Этот деликатес поедали сырым, заправляя горячим жиром тюленя.
Коряки и эвены готовили деликатес из красной рыбы — мунычебукэч. Для этого деликатеса брали только головы рыб и перетёртую икру, их закладывали в нерпичий мешок и квасили несколько суток в тепле, после чего ели в сыром виде. Не стоит пробовать и деликатес кивиак, который готовят, закладывая в тюленью шкуру несколько сот целых тушек птички чистика. Всё заливают жиром и оставляют в укромном месте — кивиак будет готов через три месяца. Есть его следует на свежем воздухе — так ветерок не даст упасть в обморок от запаха.
На севере Красноярского края живёт народ долганы, или долгане. Они любят готовить квашеного гуся. Для этого птицу потрошат, а потом кладут в мешок из шкуры гаги и оставляют в ямах с мерзлотой на три месяца. В холодной яме гусь квасится не сильно, но душок всё равно ощущается. Из такой гусятины варят похлёбку или её жарят.
Мантак, или итгильгын
Несмотря на то что это блюдо, по выражению одного из американцев, женившегося на чукчанке в начале XX века, сильно похоже на подошву галоши, попробовать его европейцу можно. Оно представляет собой кусок китовой кожи с полоской жира. Добывается из кита или белуги. Его едят свежим, засолённым, варёным или в замороженном виде.
А вот пробовать его квашеным не рекомендуется, результатом станет острое отравление. Готовят его так: укладывают куски итгильгына в бочку, перекладывают слоями иван-чая и ставят в прохладное место — до морозов. Зимой из кусков китовой кожи чукчи варят похлёбку. Для этого в котёл всегда добавляют листья травы под названием горец живородящий.
Собственно, моняло — это русское название корякского блюда рилькэриль. Готовится оно следующим образом: при забое оленя достают содержимое желудка, а в основном это полупереваренный мох, мешают в котелке со свежей кровью. Затем всё твердое отцеживают и выбрасывают, а оставшуюся кашку замораживают и хранят.
В нужное время её размораживают, добавляют ещё крови оленя и жира, кусочки внутренностей оленя и варят. Иногда это блюдо называется опанга. Благодаря знаменитой исследовательнице Чукотки Варваре Кузнецовой, прожившей с чукчами три года, известно, что рилькэриль и опангу русским есть можно — Кузнецова их ела. Однако при этом она отмечала, что пищевая ценность такой еды невысока — её отдают женщинам и подросткам как менее ценным членам общества. Мужчины это не едят, а предпочитают мясо.
У коряков блюдо на основе содержимого оленьего желудка называется ямгаю. Ямгаю имеет свои тонкости приготовления: замешенная кашица закладывается обратно в олений желудок, который некоторое время квасят, а потом коптят, и в результате получается что-то вроде кровяной колбасы.
Ещё в начале XX века северные народы в больших количествах заготавливали ёмроттыт — молодые листья ивы. Их сушили или мочили, а когда понадобятся, доставали и смешивали с содержимым оленьего желудка в пропорции 1:1, после клали в мешок из нерпы мехом внутрь и квасили прямо в яранге, а с приходом холодов замораживали. Кэмэйырын на Чукотке можно попробовать и сейчас — его до сих пор готовят чукотские хозяйки. Правда, теперь его предпочитают не квасить, а сразу замораживать в холодильнике.
Многодетные матери и звёзды «Инстаграма»: Топ-7 самых опасных женщин-гангстеров, возглавлявших мужские банды
Можно попробовать и чукотское блюдо вытвыт, которое готовилось из щавеля. Чукчанки готовили его так: закладывали массу щавеля в котёл, варили, затем отцеживали, растирали руками в кашицу и закладывали на хранение в мешки из нерпы, старательно утрамбовывая. На основе вытвыта в праздники готовили кушанье вытрилк’ырил.
Щавелевую кашу мешали с кровью и жиром, получался настоящий деликатес. М-м-м! Вытвыт готовят и сейчас, но, конечно же, используют для этого блендер и замораживают в холодильниках.
От потрошков до мороженого
На Севере и в Сибири и в самом деле в ход идёт всё, что можно съесть. Ненцы, например, едят полярных лисиц — песцов. Тушки зверька вымораживают несколько недель, оттаивают и вымачивают 12 часов, то и дело сливая воду, а после тушат со специями. Нганасаны песцов даже не готовят — просто замораживают и едят их сырыми как строганину. Эвенки любят пожаренные в оленьем жире медвежьи лапы.
Буряты — большие любители омуля «с душком» и мяса тарбагана — местного сурка, который, кстати, разносит чуму. Ещё один деликатес бурятской кухни, который может надолго отбить аппетит, — это хошхоног, порезанная и отваренная прямая кишка барана, хотя на вкус, говорят, это и неплохо. А оленеводы частенько едят куюкту — личинок овода, которых достают прямо из-под шкуры оленей. Соединяют, так сказать, приятное с полезным — очищают животных и получают приятный бонус к рациону.
Но есть, конечно, и блюда, которые более-менее знакомы европейцу и не вызывают отторжения. Например, корякский салат из красной рыбы и ягод, чукотская сушёная рыба юкола, толкушка из иван-чая и ягоды шикши, варенье из щавеля, черемша, жареные потроха щуки. Алеуты готовят свой особый квас — из стеблей борщевика. Есть у северян и собственный рецепт мороженого.
Его готовят из ягод, которые мешают с животным жиром, сахаром и снегом. Есть в этом рецепте и особый колорит — в мороженое добавляют кусочки рыбы. Но больше всего вам понравится якутская дагда — это замороженные взбитые сливки с земляникой.
Источник: life.ru
Деликатесы не для всех
Традиционная кухня народов Чукотского полуострова держится на трех столпах. Это оленина, рыба и кит, а вместе с ним и другие морские млекопитающие – моржи, нерпы, тюлени. Пожалуй, это самый необычный на территории всей Арктики рацион. Давайте попробуем…
Оленина
Главные факторы, повлиявшие на кухню коренных жителей Чукотки полуострова – чукчей и эскимосов, – сравнительно небольшой выбор исходных продуктов и суровый арктический климат, требующий высоких энергозатрат. Вот почему главная задача любого местного блюда – дать жизненные силы человеку.
Блюда чукотской кухни, как правило, жирные и калорийные, долгой зимой иначе не выжить.
Как вам, например, каныга – полупереваренное содержимое желудка северного оленя, смешанное с ягодой – голубикой, шикшей, брусникой? Между тем это блюдо у коренных жителей Чукотки считается деликатесным и очень полезным, ведь северный олень питается листвой кустарников, травами, грибами, а все это – источник белков, жиров, витаминов, микроэлементов.
Оленина с брусникой – вкусное и полезное блюдо, которое можно отведать на Чукотке.
Коронные блюда
Мантак – одно из любимейших кушаний морских охотников Чукотки. Это кожа кита с салом, которые после охоты пластуют большими кусками, а уже дома разрезают на небольшие прямоугольники и морозят. Перед употреблением режут на мелкие ломтики, иначе сало не разжуешь. Обычно мантак едят сырым, но в наше время нередко варят или обжаривают. Мантак – отличный источник аминокислот и витаминов C и D.
Съесть за день 2 кг мяса и полкило нерпичьего жира – самое то для чукотского морского охотника, который постоянно находится в движении.
Пожалуй, самое «пугающее» блюдо Чукотки – копальхен, или кымгыт. Мясо кита, оленя, тюленя, моржа набивают в шкуры этих же животных и закапывают на несколько месяцев. Эскимосские варианты этого деликатеса – праздничные блюда кивиак (около 400 птиц чистиков, набитых в тюленью шкуру, запечатанных салом и закопанных примерно на полгода) и игунак (туша моржа или оленя, надолго помещенная в болото). За время, проведенное в земле или болоте, мясо ферментируется и заквашивается. Затем его достают и едят без какого-либо дополнительного приготовления, просто нарезая ножом.
Разделка туши только что пойманного кита. Поселок Лаврентия, Чукотка.
Традиции по вкусу
Но, конечно, у чукчей и эскимосов есть блюда, которые с большей вероятностью понравятся приезжим гостям. Кроме оленины с брусничным соусом, популярностью пользуются строганина и долбанина из мяса и рыбы, юкола – сухая несоленая рыба, опанэ – суп из оленины с кровью, кергипат – недоваренная оленина в собственном соку, пререм – отварные куски оленины с пряностями и костным жиром, которые подают в мороженом виде.
На Чукотке угощают не только экзотикой, есть и более привычные блюда – отварное мясо (оленя, моржа, кита), рыбу и, конечно, дикоросы – арктические грибы и ягоды.
Всем путешественникам по Чукотке местные советуют попробовать акутак – «эскимосское мороженое». Это взбитый жир оленей или морских животных с добавлением ягод и сахара. В акутак чего только не кладут. Из ягод – малину, морошку, клюкву, водянику. Добавляют и листья и коренья местных растений, и кусочки рыбы и оленины.
На Чукотке можно попробовать упу, местные называют ее «морской картошкой». Несмотря на название, это не растение, а животное.
Источник: arctic-children.com
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
Настоящая Территория, о которой писал Олег Куваев в своем одноименном романе — это здесь. Она без ширмы пафосного налета цивилизации, открытая, суровая, проверяющая тебя на прочность каждый день и каждый час, захватывающая твое сердце раз и навсегда, заставляя тебя думать о ней и ждать возвращения сюда снова и снова…
Полный размер
Где-то в глубине Чукотки, на границе Якутии, Камчатки и Колымы затерялся труднодоступный и дикий край, сотни лет населяемый малыми коренными северными народами — эвенами, чукчами, коряками, юкагирами и эскимосами.
Полный размер
Места настолько же труднодоступные и жёсткие для жизни, насколько и красивые и захватывающие дух.
Край суровых морозов большую часть года, и выгрызающей все живое — мошки и комаров, в короткое северное лето.
Здесь есть и протяженные труднопроходимые горные хребты с вершинами до 2000 метров, и богатые растительностью горные долины, и бурные холодные северные реки зажатые между прижимами горных хребтов.
Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно.
Полный размер
Но в этот раз я хочу рассказать вам об одной удивительной встрече с чукчами — оленеводами, большой семьей от некогда большой бригады крупнейшего оленеводческого колхоза Чукотки, с последовавшей за этой встречей беседой, о жизни и о быте коренного населения.
Оказались мы в этих краях почти случайно, решив возвращаться с Чукотки на материк не через уже знакомый нам зимник «Арктика», а через Омолон, что расположилось на границе Чукотки, Якутии, Камчатки и Колымы, ну а дальше по «дикому» 450 — километровому зимнику на Магадан.
Преодолев по зимнику труднопроходимые горные Анюйские и Олойские хребты Чукотки, через безлюдные горные долины, перевалы, многочисленные болота, мы добрались до покинутого села Уляшка.
Полный размер
В советское время здесь была метеостанция и перевал-база одного из отделений оленеводческого колхоза «Омолон». А до начала прошлого века здесь была стоянка эвенов- оленеводов на реке Олой.
А вообще, река Олой — важная река в жизни коренного населения этого района. Вдоль нее располагаются многочисленные летние пастбища оленей, а на одном из её притоков, выше по — течению располагалось стойбище чукотских оленеводов — Кайэттын.
Полный размер
В Уляшке, в бывшем домике метеостанции неожиданно встретили уже немолодую семью чукч и одинокого старика, вернувшихся сюда за сотню километров из Омолона к родной реке.
Полный размер
Уляшка. Здание брошенной метеостанции
И вот уже за чашкой чая пролетело несколько часов в беседах об истории этих мест, о былой славе крупнейшего чукотского оленеводческого колхоза «Омолон», который вел свою деятельность в этих краях, о быте и жизни современных чукч и эвенов.
История колхоза проста и сложна одновременно. С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства. К середине 1950-х годов они были объединены в один большой колхоз «Омолон» с базой в Омолоне, перевал-базами в долине Олой на местах многолетних стойбищ.
В пиковые годы, поголовье оленей составляло более 35 000 голов, а колхоз состоял из 15 бригад. Это был крупнейший колхоз на Чукотке, о нем писали в газетах, его награждали медалями медалями ВДНХ. Но все уже осталось в прошлом, далеком и советском.
Полный размер
Уляшка, Дом оленеводов
Сейчас у общины оленеводов едва ли наберется несколько тысяч оленей, остальные были забиты на мясо еще в 90-е годы, а часть домашнего оленя была уведена оленем -«дикарем», который восстановил свою популяцию в 90-е годы. Это настоящий враг оленеводов, которого они нещадно истребляют. Если стадо уходит за дикарем — оно больше не возвращается. Дикарь наносит даже больший ущерб, чем волк.
Старенькая КВ — радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке
Круглый год община кочует со стадом между зимними и летними пастбищами, на сотни километров между стоянками. Летом выше в горы, зимой спускаются в лесотундру. Вся связь у них по — старым советскими КВ — радиостанциям с питанием от «динамо — машины», как и десятки лет назад.
Но есть и некоторые атрибуты цивилизации — спутниковая тарелка и маленький телевизор с советским генератором, возраст которого лет 30-40.
Полный размер
советский дизель — генератор, для питания тв и спутникового ресивера
Но вот в положенное время, через помех и шумы, выходит на связь община оленеводов, они собираются добраться до Уляшки через 1-2 дня. Это отличная новость — стойбище прямо на нашем пути и мы можем успеть застать общину оленеводов, из бывшей бригады колхоза на стоянке в полсотне километров от Уляшки. Нам очень повезло, как раз с февраля начинается перегон поголовья на летние пастбища.
Полный размер
Стоянка оленеводов
Община кочует медленно, с большим количеством многодневных остановок. Одновременно с этим заготавливают мясо, выделывают шкуры для одежды и обустройства яранг и палаток, восстанавливают поломанные нарты и кибитки.
Полный размер
выделка кожи и заготовка мяса на стоянке
Для жизни в бригаде — общине используют не привычные большие яранги, а старые брезентовые армейские палатки.
Полный размер
В общине обычно несколько палаток — яранг, в каждой из них живут от одной до нескольких семей.
Но уклад жизни внутри палаток, мало чем отличается от обычного устройства яранги — о котором доводилось читать и слышать раньше.
Полог из шкур оленей, очаг — буржуйка, стол, место для складирования вещей. Дети еще одеты в национальные одежды из олених шкур, а вот взрослые уже приобщились к изделиям легкой промышленности.
Полный размер
Внутри палатки — яранги
Сейчас бригада кочует вместе с женщинами и детьми. Дети играют на оленьих шкурах постеленных на земле, а вокруг стола сидят взрослые.
Хотя в советское время, в бытность колхоза, дети жили в интернате и родителей не видели по — полгода, пока те были на удаленных стойбищах.
Для перемещения по тундре по санному пути, как и сотни лет назад, используются олени, запряженные в разнообразные нарты.
Нарты бывают разных типов: для перевозки людей, грузов, детей, посуды и прочего.
Полный размер
Но в отличие от ненцев и долган, проживающих в тундре, здесь перемещаться гораздо труднее. Высокие и непреступные горные хребты, лесотундра и большое количество горных рек требуют особого отношения и подхода к изготовлению оленьих нарт. Да и выходят из строя они гораздо чаще. Поэтому во — время продолжительных стоянок, всегда найдется чем заняться.
Полный размер
Для перевозки детей в таких суровых условиях у чукчи есть специальные нарты — кибитки, теплые и удобные для долгих переходов между стоянками.
Олени — для общины это все. Одним словом — вся жизнь.
Транспорт. Упаковка. Пища. Тепло. Одежда.
Товар.
Все связано с ними, и вся жизнь проходит в тесном контакте с природой.
Полный размер
На время стоянки, стадо пасется в некотором отдалении от стойбища. Приходится немного поискать разбредшихся оленей. У пастухов главная забота, не допускать появления оленя — дикаря близ стада. А дикаря развелось очень много и он уже не пуглив, вынослив и способен без труда увести за собой домашнее стадо.
Но есть один безотказный способ привлечь оленя к чужаку — покормить его солью. Действует безотказно и олени буквально выстраиваются в очередь, звеня своими колокольчиками, словно буренки на Северном Кавказе.
Полный размер
Но в современном мире, даже малым коренным народам нужны деньги. Покупать топливо, продукты, технику и много чего еще. Поэтому экономика тут простая, ежегодный забой оленины и оптовая её продажа. Сезон забоя оленины — поздняя осень и зима. Это лучшее время для забоя, так как мясо не портится и его можно массово сдать многочисленным артелям за хорошие деньги.
Раньше во — времена колхозов, была плановая экономика и сбыт был централизованным — теперь сложнее. Вот и ждут оленеводы открытия зимников, когда поедут коммерсанты покупать товар…
Полный размер
Но община собирается — завтра снова в путь, очередной день их обычной жизни, которой жили их предки сотни лет назад, и которой они живут уже в XXI веке.
Источник: www.drive2.ru
Жизнь рядом с оленем
МУП СХП «Амгуэма» — одно из крупных и передовых оленеводческих хозяйств Чукотского автономного округа. Руководит предприятием знатный потомственный оленевод, один из известнейших экспертов в области оленеводства Анатолий Тынеру. Он уверен, что будущее отрасли стоит на трех китах. Это современные технологии, молодые профессиональные кадры и сохранение исконных традиций оленеводства на Чукотке.
Оленеводством на Чукотке занимались тысячи лет. Сегодня ни один оленевод не может представить себе жизнь без оленя. В переводе название народа чукчей-оленеводов (чаучу) означает «богатый оленями».
История у МУП СХП «Амгуэма» богатая. Образовалось хозяйство в 1953 году как колхоз «Полярник». После, в 1968 году, три колхоза объединили уже в совхоз «Полярник», в 1993-м хозяйство становится АО, а спустя шесть лет, в 1998-м, общество было преобразовано в МУП СХП «Амгуэма». Позднее для поддержания породных качеств северного оленя чукотской породы был открыт филиал предприятия — племенной репродуктор «Полярник». Здесь работают три бригады оленеводов, а всего их на предприятии шесть.
Осенью в стадах начинается целый комплекс зооветеринарных мероприятий, включая противоэпизоотические. Для профилактики инфекционных заболеваний проводится вакцинация. Молодняк проходит электронное чипирование, витаминизацию, обрабатывается специальными препаратами против носоглоточного и подкожного овода.
Сохраняя генофонд
Общая численность товарного стада составляет свыше 21 тыс. голов. Порядка 25% стада — это ремонтный молодняк. «Мы находимся в Иультинском районе, пастбища расположены на обширной территории в пойме реки Амгуэмы, впадающей в Чукотское море, — рассказывает директор МУП СХП «Амгуэма» Анатолий Тынеру. — С севера от нас расположен племенной репродуктор СХП «Пионер», а с южной стороны — СХП «Возрождение», это генофондное хозяйство оригинальной чукотской породы.
Мы активно сотрудничаем, закупаем у них молодняк и таким образом пополняем генофонд. Чукотский северный олень — порода скороспелая, низкорослая, мясистого типа и похожа на бочонок. За короткое лето олень может увеличить свою живую массу в 1,5 раза.
Порода эта некапризная, очень подходит для местных условий и прекрасно себя чувствует даже на сравнительно небогатом ягельном пастбище, питаясь ветошью (травой). Для сохранности новорожденных телят и молодняка проводим комбикормовую, солевую минеральную и витаминную подкормку. Хочется сказать спасибо Минсельхозу РФ и Департаменту сельского хозяйства и продовольствия ЧАО. В 2018 году на наших территориях были проведены кадастровые работы и биологические обследования местности. Теперь на карту нанесены ранневесенние, весенние, летние, и ранне- и позднеосенние пастбища, а у земли появился хозяин».
В поддержку
Оленеводство является отгонным животноводством. Животные на пастбище содержатся круглогодично. В этом оленеводам помогает современная техника. Если раньше все снасти таскали на себе, то сейчас оленеводы уходят на зимовку с поздней осени до ранней весны на отечественной вездеходной технике, канадских малых вездеходах Arctic Cat или японских Yamaha.
В последнее время идет активная модернизация техники в рамках окружной программы поддержки и развития оленеводства на 2014-2020 гг.
В нынешнем году на поддержку развития отрасли АПК в Чукотском автономном округе направили порядка 1,8 млрд рублей, из них на поддержку оленеводства пришлось 1,1 млрд.
Защита от диких животных
Большую опасность для оленей, особенно для молодняка, представляют дикие животные. В последнее время популяция волка в этих местах стала возрастать из-за лесных и тундровых пожаров и миграции дикого северного оленя. В хозяйстве «Амгуэма» специально созданы два звена для защиты стада и уничтожения волков на пастбищах. За сезон в среднем уничтожается от 45 до 65 особей.
Заготовка продукции
Забой скота идет в два этапа. «К 1 января 2020 года мы должны оставить в стаде всего 18 тыс. голов, — делится Анатолий Тынеру. — Порядка 1750 голов пойдет на убой, а молодняк — на реализацию. С 18 по 25 августа происходит убой скота, чья шкура идет на одежду оленеводам — кухлянки и меховые штаны. С сентября начинается подготовка товарного стада к убою на мясо, который начинается 3 октября и продлится до 17 октября.
Оставшийся еще с советских времен убойный пункт полностью реконструировали, установили современную высокотехнологичную забойную линию мощностью 350-400 голов в смену. Есть и холодильные емкости на 180 тонн единовременного хранения, откуда мясная продукция пароходами отправляется по Чукотскому морю в Анадырь. Мясо оленя — традиционное блюдо чукчей. Продукция поставляется в детские дошкольные учреждения, школы, идет в розницу и на переработку в пищекомбинат «Анадырь».
По тундре с ветерком
Сегодня уже почти и не встретишь оленеводческих хозяйств, где работают люди, кто, как говорится, знает всех своих оленей «в лицо». Современное оленеводство — это технологии, электронные чипы, спутники для космического слежения за стадом, компьютеры, электронные ошейники и быстроходная техника. «В этом году мы закупили на каждую бригаду по два электронных ошейника, — рассказывает Анатолий Тынеру. — Это система слежения за передвижением стада.
Вся информация поступает на головной компьютер. Такие приспособления нам уже давно не в диковинку. Электронные ошейники, чипы, электронные весы, приборы для измерения параметров животного — все это уже давно стоит на вооружении оленеводческих хозяйств. На достижения научного прогресса в среднем затрачиваем около 8 млн рублей в год».
Национальная гордость
На предприятии трудятся 125 человек, 38 из них — женщины. Предприятие гордится своими оленеводами. «Для нас олени — это все! Вся наша культура, быт, одежда, песни и танцы — все связано с оленем, — подчеркивает Анатолий Тынеру. — Правильный оленевод сначала оленя покормит, а только потом сам поест. Будет процветать оленеводство — будет жив и наш народ. И у нас есть кем гордиться.
Возглавляет пятую бригаду Владимир Рультынкеу, бригадир шестой — Степан Текеренкэу, седьмой бригадой руководит Геннадий Нутенги. Наши старейшие оленеводы Григорий Тегреттын, Геннадий Нутенги и его жена Светлана, Виктор Тыренгэу, мой заместитель Константин Тегреттын — на него можно положиться в любой момент. Он и главный зоотехник, и технолог, и возглавляет наш филиал «Полярник». Особо хочется отметить и бухгалтера Михаила Васильева, который душой болеет за производство, всегда держит все под контролем и не дает нам расслабиться. Эти люди — настоящие профессионалы».
Анатолий Тынеру считается одним из лучших в округе экспертов по оленеводству, является членом правления Союза оленеводов Чукотки, членом Национального союза оленеводов России, членом Высшего совета Ассоциации оленеводов мира. «В феврале 2020 года у нас состоится окружной съезд оленеводов Чукотки, мы планируем обсудить важнейшие вопросы развития отрасли. Главная тема — сохранение традиций классического оленеводства, современные технологии и профессиональные молодые кадры. Нужно обратить внимание на то, чем сегодня живет оленевод. Если бы мне представилась возможность еще раз прожить свою жизнь, то я, не раздумывая, еще раз прошел бы этот путь рядом с оленем. Моя большая мечта, чтобы внуки стали продолжателями моего дела и славного дела оленеводов», — подчеркнул Анатолий Тынеру.
Источник: vestnikapk.ru