Яхтсмен всегда должен быть готовым ко всяким неожиданностям, к непогоде, в том числе. О приближении шторма можно узнать заранее, благодаря прогнозам и личным наблюдениям. Если есть возможность переждать шторм в надёжной марине, опытный шкипер выберет именно этот вариант. Настоящую проверку мастерства обращения с парусами, слаженной работы экипажа и проявления твёрдости духа проходят те, кто попадает в шторм в открытом море. Знать заранее о приближении непогоды очень важно, ведь от подготовки к приближению экстремальной ситуации зависит очень многое.
Если приближение шторма настигло яхту в открытом море, необходимо действовать быстро и слаженно, ведь обычно шквал приближается стремительно. Шторм для яхты — не самое смертельное, но опасное испытание. Как бы не казалось странным, маленькая и казалось бы, хрупкая деревянная скорлупка парусника, имеет многократное преимущество перед огромными моторными судами в шансах пережить шторм. Именно в такой ситуации проявляется настоящий характер каждого и команды в целом.
Шторм . Как себя вести .
Если яхта небольшая, и команда минимальная, прекрасным решением будет использование контрольного листка. Для тех, кто впервые попадает в шторм, такой лист просто необходим. Заранее заполненный контрольный лист включает в себя пошаговую инструкцию действий в экстремальной ситуации, в контрольном листе имеются отметки о местонахождении необходимых вещей.
Такой подробный список — инструктаж, выполняя роль товарища, дающего подсказку в нужный момент, не даст растеряться неопытному шкиперу. Пунктом первым в таком листе должны быть паруса и такелаж. Подготовка парусной оснастки к шторму начинается с замены обычного стакселя на штормовой.
При свежем ветре стоящий на внутреннем штаге стаксель убрать проще, чем более удалённый от мачты кливер, особенно, если экипаж минимальный. Небольшие яхты легче управляются со штормовым парусом, заведённым на стаксельный, а не кливерный рельс. Далее спускают грот и закрепляют его на гике. Если на мачте только один рельс для подъёма паруса, установка триселя производится только при полном снятии грота. Когда триссель-шкоты закреплены, его подымают и выравнивают по ветру.
Далее следует обратить внимание на состояние палубы. Тщательно проверяются страховочные лини и леера, необходимо закупорить все палубные отверстия, герметизируются люки и иллюминаторы. Следует дублирование крепления канистр, якоря, другого оборудования, находящегося на палубе.
Мотор тузика заносят во внутреннее помещение, сам тузик сдувается и намертво крепится на палубе. Из кокпита убираются вниз все незакреплённые предметы, тент кокпита и бимини складываются и убираются. Закрываются и фиксируются крышки ящиков и рундуков, проверяется спасательный плот.
Далее наступает очередь подпалубных помещений. Убираются и привязываются любые предметы, которые могут соскользнуть или упасть при качке, дверки шкафчиков и ящиков фиксируются как можно надёжнее. Койки заправляются и натягиваются фиксирующие сетки.
Проводится проверка аварийных укладок, работоспособность трюмных насосов, аварийных буёв, проводиться проверка аппаратуры (АIS, радар). Делается пробный, проверочный запуск двигателя. И самое главное — безопасность! Достаётся и проверяется штормовое снаряжение, спасательные жилеты и страховочные пояса.
Если шторм настигнул яхту с укомплектованным экипажем вдали от берега, предштормовая подготовка производится почти по тому же расписанию, что и на яхтах поменьше, правда, с некоторыми особенностями, ведь ответственность капитана за жизни людей возрастает в разы. Капитан яхты, особенно на арендованной яхте, берёт на себя обязанности принимать ключевые и окончательные решения. Его присутствие в самых опасных и тяжёлых ситуациях поднимает моральный дух экипажа.
Показывая пример стойкости и мужества, капитан чётко и уверенно подаёт команды, поощряя действия экипажа, и указывая на ошибки. И пусть иногда проскакивает ненормативная лексика — позже об этом будут вспоминать с улыбкой.
Оценив обстановку, капитан с учётом силы надвигающегося шторма, технического состояния и типа яхты, опыта и слаженности команды, выбирает тактику борьбы со стихией. Заполняется судовой журнал и отмечаются координаты на карте. Белые сигнальные ракеты, предназначенные для предупреждения другого судна о сближении в темноте, помещают в непромокаемую сумку или пакет. Проверяются ходовые огни, якорный и топовый огонь должен исправно работать.
Работа с экипажем, для капитана прежде всего. Приказания должны быть понятны и логичны. Капитан обязан проследить за подготовительными авральными работами на палубе, проконтролировать надёжность фиксации якоря, тузика, трапа, плота. Сливные отверстия кокпита должны быть открыты, выхлопная труба наоборот — закрыта. Плавучий якорь и буксировочные троса должны быть подготовлены заранее, и быть под рукой.
Проводятся необходимые работы в трюме, надёжно закрепляются все вещи, предметы, перевозимый груз. Все люки и иллюминаторы должны быть герметично задраены. Подготавливаются штормовые паруса и перемещаются в место, откуда их можно легко извлечь при необходимости. Проверяется работа трюмных насосов для откачки воды.
Проводится проверочный запуск двигателя. Полагаться во время шторма исключительно на автопилот или двигатель, не стоит, как показывает статистика, они могут подвести в самый неподходящий момент. Идя при шторме курсом бейдевинд, капитан должен советом и делом постараться помочь рулевому.
От мастерства рулевого зависит не только сохранение курса, но и живучесть судна, неумение встретить волну или подставление слишком большой волне борта лодки — все эти просчёты рулевого могут закончится катастрофой. В штормовой ситуации рулевой должен стать воплощением внимания, рассчитывая каждый свой маневр, правильно лавируя, при этом следя за направлением ветра. Если капитан замечает, рулевой с трудом справляется со штурвалом, судно идёт под креном более 30°, подветренный борт касается воды и лодка всё чаще бьется о волну — значит самое время брать рифы.
Главное и основное действие команды — зарифить паруса, поскольку парус (если нет двигателя), основная движущая сила яхты. Остаться во время шторма без парусов (и, вероятнее всего, без мачты), означает стать игрушкой разбушевавшейся стихии, подвергая смертельной опасности людей и судно. Навыки работы с парусами должны быть отработаны до автоматизма. Необходимо заменить обычные паруса на штормовые. Выполнив работу с парусами, можно лечь в дрейф.
Дрейфовать можно под парусами или под рангоутом. Чтобы вернуться на нужный курс, выполняется фордевинд с использованием штормового стакселя. Дрейфование с помощью плавучего якоря, применяется, когда шторм достигает 10 баллов по шкале Бофорта. Плавучий якорь используется в качестве тормоза, позволяя сохранить управление яхтой.
Дрейфование — не единственная техника штормования. В случае ухудшения ситуации, капитан своим решением применяет технику «убегания со штормом». При этом, яхта ложится на более безопасный курс, двигаясь попутно волне, используя плавучий якорь для сбрасывания скорости до 5 — 6 узлов. Такая скорость наиболее оптимальна, меньшая или большая скорость приводят к потере управления яхтой.
Если плавучий якорь не может эффективно тормозить судно до необходимых показателей, применяют буксировочные тросы. Конечно, яхта может получить повреждения или даже перевернуться, но конструкция парусника, имеющего тяжёлый киль, позволяет ему принять прежнее положение. Задача экипажа в шторм — приложить все усилия для сохранения корпуса лодки, рангоута и рулевого устройства. Если каждый член команды заранее чётко знает и понимает свои действия, судно выйдет победителем в схватке со стихией.
Как отмечают эксперты 2yachts, известно множество случаев, когда яхтсмены выходили «сухими из воды» в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Море не прощает неосмотрительности и разгильдяйства, подобное отношение к нему будет строго наказано. Со временем, у хорошего яхтсмена появляется опыт, он начинает чувствовать и любить своё судно, у него появляется способность быстро и безошибочно принимать важные и своевременные решения. Морская наука не требует академических знаний. Опыт, знания, интуиция, собранность и уверенность в своих силах помогут выстоять в самый жестокий шторм.
Источник: 2yachts.com
Лодки ПВХ Шторм
Надувная лодка ПВХ «Шторм» – производитель украинская компания «Аква-Шторм». Модельный ряд состоит из: двух моторных и трех гребных надувных лодок. Достоинства в том, что при малогабаритной упаковке, небольшом весе, лодка имеет большую вместимость, грузоподъемность, высокую скорость, управляемость, маневренность, что обеспечивает комфорт и безопасность для пассажиров. Модель такой лодки подходит для использования на реке, ставке, а также в открытых водах.
Конструкция ПВХ лодок Шторм
Лодки удобны в использовании, прочные и надежные. Конструкция гребных надувных лодок имеет хорошие мореплавательные характеристики. Легкий вес обеспечивается отсутствием киля. Для изготовления используют пятислойную ПВХ ткань, известной германской компании Hey Tex.
Данный материал устойчив к воздействию внешних факторов (бензин, масло, соленая вода и ультрафиолетовое излучение). Носовая часть приподнята и имеет форму трапеции, за счет чего появляется дополнительное пространство. Надувной баллон диаметром 0,36 м, изготовлен из поливинилхлоридного материала плотностью 0,85 кг/м3.
Баллонные швы сделаны по технологии, которая обеспечивает корпусу высокую прочность. Транец, изготовленный из влагоустойчивой фанеры, находится в кормовой части, что позволяет установить двигатель до 5 л.с. Также лодки оборудованы передвижными сиденьями. К преимуществам можно отнести: отличный дизайн и хорошая комплектация.
— лодка – 1;
— сиденья – 2;
— насос – 1;
— весла – 2; рем комплект – 1;
— спасательный леер – 2;
— ручки буксировочные – 2;
— сумка упаковочная – 1;
— руководство по эксплуатации – 1.
Моторные ПВХ лодки Шторм
Моторные – изготавливают из прочного и легкого стеклопластика толщиной 12 мм, что повышает устойчивость, безопасность. Это позволяет легко преодолевать волны и развивать скорость до 90 км/ч. Вместительный кокпит оборудован двумя креслами и диваном, что позволяет разместить до шести пассажиров, а ниши в бортах судна используют для багажа. Лодка состоит из палубы и днища.
Места стыковок закрыты резиновым профилем. Лобовое стекло защищает от ветра и брызг воды.
ветрозащитное стекло; водительское и пассажирские кресла; рулевое управление; электрическая помпа; якорный ящик; навигационные огни.
Качество соответствует международным стандартам.
Технические характеристики
Параметры лодок ПВХ «Шторм» стандартные. Все модели имеют свои показатели:
— STORM Sto210 (Чайка): длина – 210 см, ширина – 120 см, вместимость – 1, грузоподъемность – 150 кг, вес лодки – 9,5 кг.
— STORM Sto230 (Чайка): длина – 230 см, ширина – 120 см, вместимость – 2, грузоподъемность – 180 кг, вес лодки – 12 кг.
— STORM Sto250 (Чайка): длина – 250 см, ширина – 120 см, вместимость – 2, грузоподъемность – 190 кг, вес лодки – 18 кг.
— STORM Sto260 (Чайка): длина – 260 см, ширина – 120 см, вместимость – 2, грузоподъемность – 200 кг, вес лодки – 16 кг.
— STORM Sto280t: длина – 280 см, ширина – 135 см, вместимость – 2, грузоподъемность – 210 кг, вес лодки – 25 кг.
Надувные лодки ПВХ «Шторм» от компании «Аква-Шторм» – это стильные, комфортные, современные высококачественные модели.
— Габариты – 5,2*2,2 м.
— Высота борта – 1,1 м.
— Килеватость у транца – 19 градусов.
— Вместимость – 6 человек.
— Грузоподъемность – 700 кг.
— Масса катера – 560 кг.
У каждой лодки есть свои достоинства:
— компактная надувная лодка – хорошо подходит для рыбалки вдвоем;
— моторная лодка – подходит для любителей водного драйва, потому что маневренная и безопасная.
Каждая модель хороша по своему!
Источник: kayak-market.ru
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
- Главная
- About
- Начинающим.
- Опыт.
- Проекты яхт.
- Армоцементные яхты.
- Катамараны
- Моторно — парусные яхты.
- Трейлерные яхты
- Тримараны
- Яхты до 10 метров.
- Яхты свыше 10 метров
- Швертботы
Штормование у берегов и в открытом море. Статья шестая из цикла «Школа практического яхтинга»
Плох тот ниндзя, который позволил втянуть себя в драку.
Японская военная мудрость.
Капитанов, вернувшихся из дальнего плавания, обычно спрашивают прежде всего о пережитых штормах и ураганах: «Ну как было-то, очень страшно?». И частенько, чтобы не разрушать иллюзий собеседника, знакомого с морем лишь по кинокартинам вроде «Идеального шторма», слышат в ответ: «Волны были вот такие, огромные-преогромные…».
Какой же опыт взаимодействия со штормами и ураганами в дальних и кругосветных плаваниях накопили круизеры? Нас интересует,как обойти зону шторма или урагана и как вести себя, если этого сделать не удалось. Большинство круизеров не являются экстремалами, хотя в их кочевой жизни по морям и океанам достаточно непредсказуемых и опасных ситуаций.
Потому одним из главных моментов в круизинге становится умение избегать опасных погодных явлений. Для этого существуют специальные стратегия и тактика. Стратегия состоит в выборе наиболее благоприятного сезона для пересечения больших водных пространств по безопасным маршрутам.
Например, Атлантику с востока на запад обычно пересекают с середины ноября по май, а обратно – с июня по август через Азорские острова. В Тихом и Индийском океане тоже существуют торные дороги, по которым лучше идти в «безопасное» время года.
При наступлении сезона ураганов круизеры переходят в районы, где они не могут их достать. Это – области не ниже и не выше 10° от экватора, а также акватории Тихого океана вокруг Новой Зеландии и архипелага Чагос в Индийском.
По словам наших друзей, которые много лет живут в Тихом океане, кочуя из одного архипелага в другой, в последние десять лет ураганы в этих местах слабеют. Если в Атлантике ураганом считается ветер силой 120–130 уз, и таких за сезон может быть несколько, то в Тихом уже много лет не было ветров скоростью свыше 60 уз, и такой ветер там уже принимают за тропический циклон.
Учитывая это, многие круизеры изменили свою тактику и не спускаются каждые полгода на юг к Новой Зеландии, а остаются в полюбившихся местах. Для штормования они находят наиболее защищенные бухты в разных архипелагах и не удаляютcя от них больше, чем на день-два пути.
Эти бухты каждый обживает посвоему. Для этого обычно ныряют с дайвинг снаряжением на глубину 4 –10 м, находят большую коралловую голову и несколько раз обматывают вокруг нее толстую цепь. Затем к этой цепи крепится буй – место для штормования готово.
Каждый день круизеры внимательно следят за погодой и зарождающимися центрами циклонов. Сейчас это несложно делать через систему Winlink или Sailmail, специальные коммуникационные системы коротковолновой связи для яхтсменов, которые используются для обмена электронными сообщениями.
Узнав о приближении циклона, путешественники уходят в заранее приготовленные укрытия. Если все сделано на совесть, и перед циклоном убрано и демонтировано все лишнее с палубы (солнечные батареи, ветрогенераторы, динги, канистры и т. д.), то штормование проходит довольно безопасно.
Подобная тактика в Атлантике, опять же по опыту наших друзей, более рискованна. Как уже упоминалось выше, ураганы здесь более свирепые, чем в Тихом, и тот, кто рискнул остаться в зоне их движения, должен готовиться более тщательно. Для такого штормования выбирают хорошо защищенные и очень узкие бухты, поросшие мангровыми зарослями.
Бухта должна практически полностью скрывать яхту по высоте и иметь такие размеры и форму, чтобы можно было завести толстые канаты с носа и кормы прямо на берег, так чтобы яхта оказалась, как муха в паутине.
С яхты снимают все, что можно снять за время приближения урагана, а это примерно день-два. Снимают и мачту, если есть такая возможность. Только в этом случае существует достаточно высокая вероятность, что ущерб будет минимальным.
Пользуясь подобной тактикой, наши знакомые круизеры довольно удачно пережидают ураганы на Малых Антильских островах. Те же, кто пренебрегает подобными мерами, может поплатиться своими судами. Так, однажды на Карибах в защищенной на вид бухте диаметром 2 мили скопилось около тысячи яхт и катеров.
Одни стояли на бочках, другие закрепились на двух и более якорях. Когда же пришел ураган, а скорость ветра тогда перевалила за 120 уз, даже в такой маленькой бухточке разогнало двухметровую волну.
Яхты начало срывать с якорей, их наваливало друг на друга, и вскоре почти все суда оказались в одной куче на берегу, а несколько катамаранов выбросило на пятиметровый мол.
Из тысячи яхт на плаву удержались только семь. Так что с ураганами шутки плохи. Если вы все же оказались в зоне прохождения ураганов, то «держите ухо востро». Сейчас в интернете существует множество сайтов, на которых прослеживаются пути перемещения ураганов и тропических циклонов от их зарождения. Необходимо уметь читать эту информацию и следить за прогнозами (см. «КиЯ» № 218).
Чаще всего пути следования ураганов службы погоды заранее просчитывают и передают по системам связи, поэтому, узнав эту информацию за сутки, можно уйти миль на 100 в сторону, чтобы не попасть в эпицентр, где скорость ветра может быть 120–130 уз; по краям депрессии она составляет от 30 до 50 уз, что уже вполне можно переждать на хорошем якоре в защищенной бухте.
В Карибском море сезон ураганов круизеры пережидают обычно у о. Маргарита. Но в последние годы в связи с глобальными изменениями климата пути следования ураганов меняются. Некоторые спускаются на юг, где их уже не было сотни лет. Так поступил в 2004 г., например, ураган «Иван Грозный», разрушивший половину о. Гренада и погубивший там тысячи яхт.
До недавних пор безопасным местом считалась Гренада. Как-то раз флот из нескольких сот яхт в связи с зарождающимся циклоном решил укрыться у о. Маргарита. Но циклон двигался по аномальному пути – прямо на этот остров. Судя по скорости движения, он должен был появиться здесь через полутора суток.
Лодки стали дружно сниматься с якорей и уходить за 150 миль отсюда в длинные извилистые бухты, окруженные высокими горами. Надо заметить, что круизерам, впрочем, как и многим другим, присуще чувство стадности. И, если скажут, что нужно за борт прыгать, прыгнут, не задумываясь. Так вот мы в тот момент, сдержав свои стадные порывы, решили посоветоваться с одним из мэтров мирового круизинга, капитаном Стивом, известным на Карибах каждому второму.
Стив живет и путешествует на видавшем виды тримаране, компьютеризированном до невозможности, так как он в своем время стоял у истоков легендарной «Силиконовой долины». Стив тут же вышел в интернет и, оперируя информацией с нескольких сайтов, вычислил путь циклона, а также возможные скорости и направления ветра над тем местом, где мы находились.
Оказалось, что центр циклона со скоростями ветра до 90 уз пройдет от нас в 60 милях, а когда будет у нас, его скорость снизится до 40 уз, что вполне допустимо, если перейти в другой угол бухты.
Так Стив и сделал, что позволило ему благополучно переждать шторм. Мы же выбрали промежуточный вариант, уйдя на соседний остров за 20 миль в более защищенную бухту.
Другие же потратили три дня, кучу солярки и нервов, спасаясь от несуществующей опасности. Эта история подтверждает старую истину о том, что владеющий информацией владеет всем. А вот вопрос о том, где пережидать шторм, если вы не уверены в абсолютной надежности гавани – в море или у берега, однозначного ответа не имеет.
Многие опытные капитаны рекомендуют в этом случае уходить в море. Хотя, конечно, для этого нужно быть как минимум очень «прожженным» моряком, чтобы преодолеть страх и уйти от твердой земли в качающуюся зыбь и знать, что при этом делать.
В нашем пятилетнем кругосветном путешествии мы пережили лишь три шторма, причем два из них на Балтике и один в Тихом океане у берегов Новой Гвинеи. Интерес к этой теме проявляли все яхтенные капитаны, с которыми мы встречались.
Обобщая опыт этих встреч, можно сформулировать несколько рекомендаций. Во-первых, при штормовании вы должны иметь достаточное пространство под ветром для свободного движения, поскольку чаще всего современные яхты двигаются вдоль по ветру и волнам, а не стоят на плавучих якорях или в дрейфе скулой к волне.
Этот способ требует от капитана большего нервного и физического напряжения, чем стояние против волн, однако позволяет снизить ударные нагрузки на судно, а в некоторых случаях быстрее выйти из штормовой зоны. При этом нужно добиться уменьшения скорости, чтобы яхта не врезалась в предыдущую волну со всеми вытекающими отсюда аварийными последствиями.
Для этого используют вытравленные с кормы длинные толстые канаты и даже иногда привязывают к ним какие-либо плавающие предметы – шины, кранцы и т. п. Паруса в этом случае несут на носовых штагах самые минимальные, только чтобы обеспечить необходимую скорость и развернуть нос судна по ветру.
Если все сделано правильно, то даже в самый сильный шторм все происходит достаточно предсказуемо. Исключения составляют несколько районов Мирового океана, где часто рождаются нерегулярные волны. Это районы у южного побережья Аргентины, у мыса Доброй Надежды, между Мадагаскаром и Африканским материком и еще кое-где.
Предсказать их возникновение невозможно, только интуиция рулевого и повышенное внимание могут стать порукой сохранения яхты при встрече с ними. Во-вторых, вы должны быть уверены в своем судне. Необходимо знать все его слабые и сильные места.
Судно должно быть продолжением вас самих, или, если сказать по-другому, экипаж и судно должны составлять единый синхронно работающий организм. То есть вы должны чувствовать все напряжения и колебания, которые испытывает ваша «красавица», и вовремя реагировать, чтобы избежать перенапряжения отдельных частей и всей конструкции в целом.
Конечно, это не приходит само собой. До начала похода и тем более до штормования вы должны провести большую работу: проверить и отремонтировать все самые важные узлы – крепления вант и штагов, состояние двигателя, рангоута, бегучего и стоячего такелажа.
Необходимо, чтобы у вас были заведены дополнительные штаги, ванты и фалы. Следует еще раз проверить герметичность люков и крепкость брандщита.
Повышенное внимание придется уделить рулевому устройству и силовому агрегату. Часто в шторм из-за болтанки происходит перемешивание конденсата с соляркой, и в самый ответственный момент топливный фильтр оказывается намертво забит водой. На такой случай надо просто иметь расходный топливный бак и под рукой несколько сменных фильтров, которые можно быстро заменить.
Иными словами, вы должны полностью контролировать все на своей яхте, чтобы избежать случайностей. Только тогда штормование будет успешным и предсказуемым. Иначе вас будет бросать по воле ветра и волн. Конечно, говорят, что дуракам везет, но лучше все же смело и обдуманно смотреть Судьбе в лицо.
Источник: yachtshipyard.wordpress.com