Снятие с мели работой своей машины без посторонней помощи возможно только при следующих условиях:
— когда судно следовало с очень малой скоростью, например при плавании в районах с ограниченными глубинами и в результате посадки незначительно уменьшило осадку носом;
— когда при плавании на мелководье судну был сделан дифферент на нос, например при плавании по реке против течения, чтобы при касании грунта можно было перекачкой балласта уменьшить осадку носом.
Снятие с мели без посторонней помощи может быть осуществлено при преднамеренной посадке на мель, когда после касания грунта носовой частью днища увеличивают опорную реакцию грунта принятием балласта в носовые танки и перекачкой пресной воды в опорожненный перед посадкой форпик. Посадка носовой частью на мягкий грунт и перекачка балластной воды и топлива в носовые танки могут дать большую гарантию не быть выброшенным лагом на берег, чем попытка отстояться при тайфуне на двух якорях.
Если судно село на мель во время наступления малой воды в районе с большой амплитудой приливно-отливных явлений и ко времени наступления полной воды погода (ветер и волнение) не ухудшила положение судна на мели, съемка своими силами возможна.
Катер сел на мель в устьях реки
Снятие с мели работой машины без посторонней помощи возможно и при других обстоятельствах посадки, но при условии, что экипаж сможет обеспечить «облегчение» судна за счет освобождения от балласта или изменить дифферент перебалластировкой и перегрузкой, если имеется возможность увеличить осадку кормой с тем, чтобы уменьшить давление на грунт носовой части до значения, при котором упор винта сможет преодолеть сопротивление сил сцепления корпуса с грунтом.
Если нет опасений, что корпус поврежден, работой машины на задний ход пытаются снять судно в направлении, обратном курсу перед посадкой. Если судно в момент посадки изменило курс или стало разворачиваться при работе машины на задний ход, нужно давать ход на непродолжительное время, наблюдая за изменением курса и останавливая машину, если винт задевает за грунт. Когда несколько попыток снять судно с мели при работе машины на полный задний ход не дают видимого результата, прибегают к попытке раскачать судно на мели попеременными ходами. При работе машины на задний ход руль ставят прямо, а на передний ход — перекладывают руль на оба борта.
Если первые попытки снять судно с мели только работой машины на задний ход оказались безуспешными, следует повторить их при повышении уровня воды, выполнив к этому времени работы по обследованию места посадки, составлению планшета глубин и произведя расчеты по определению опорной реакции грунта и необходимого стягивающего усилия, по перебалластировке или перемещению груза.
Работа машины на задний ход при посадке на мягкий грунт может привести к намыву грунта под днищем судна.
Задача по снятию с мели собственными силами усложняется и не дает положительного результата, если при условиях посадки, показанных выше, будет нарушена водонепроницаемость корпуса и через пробоины поступит забортная вода и затопит отсеки или трюмы.
В таком случае давление корпуса на грунт увеличится соответственно объему влившейся воды, а первоочередной работой экипажа становится заделка пробоин и осушение помещений, в которые поступила забортная вода.
Если первые попытки снять судно с мели только работой машины на задний ход оказались безуспешными, следует повторить их при повышении уровня воды, выполнив к этому времени работы по обследованию места посадки, составлению планшета глубин и произведя расчеты по определению опорной реакции грунта и необходимого стягивающего усилия, по перебалластировке или перемещению груза.
Снятие судна с мели с посторонней помощью
Когда попытка самостоятельного снятия с мели не дала положительною результата или судно оказалось на мели вследствие шторма или село на мель с повреждением корпуса, т. е. во всех случаях, когда требуется посторонняя помощь, экипаж аварийного судна обязан выполнять все подготовительные работы по промеру глубин в районе аварии для безопасного подхода судов — спасателей, завести браги для крепления буксирных тросов, а также выполнить другие работы по указанию капитанов судов — спасателей.
Выбор способа снятия судна с мели и план работы разрабатывают на основании собранных данных с учетом погодных условий. Если предполагается стягивание с мели буксировкой, тщательно промеряют глубины по направлению снятия аварийного судна.
Наиболее сложным этапом при подготовке к стягиванию с мели буксировкой является подход и подача буксирного троса. Если в качестве судна — спасателя оказывается обычное транспортное судно, то маневрирование его для подачи буксирного троса возможно только при условии благоприятной погоды, когда нет крупного волнения и нет ветра.
Став на якорь судно — спасатель подает проводник для буксирного троса на аварийное судно на своей шлюпке или на шлюпке судна, сидящего на мели. Подаче проводника может предшествовать подача линя с помощью линеметательной установки. После закрепления буксира на обоих судах судно-спасатель выбирает свою якорную цепь до обтягивания буксирного троса втугую и дает ход машине, постепенно увеличивая обороты винта. Экипажи обоих судов должны соблюдать меры предосторожности на случай обрыва буксирного троса.
Когда в спасательной операции принимает участие несколько судов и среди них имеется судно с высокими маневренными качествами, расстановку судов и подачу буксиров осуществляют с помощью такого судна. Суда — спасатели становятся на якоря так, чтобы с началом работы машин создать наибольшее тяговое усилие и избежать попадания буксирного троса под корпуса или на винты других судов.
Если до начала стягивания судна с мели необходим разворот его в сторону увеличения глубин, производят расчеты по определению требуемого разворачивающего усилия.
Если статические тяговые усилия оказались недостаточными для снятия судна с мели, прибегают к динамическому рывку буксировщика. Рывок буксировщика передает энергию, накопленную в период разбега, судну, сидящему на мели в момент натяжения троса. Усилие, создаваемое рывком, может быть во много pas больше того, которое буксировщик создает при статической буксировке.
При выборе буксирного троса учитывают его основные характеристики: прочность, жесткость и относительную массу. Штатные буксирные тросы на всех морских судах снабжены сертификатами, в которых указана их прочность, т. е. разрывное усилие и рекомендованная рабочая нагрузка для различных случаев применения. Так же указана относительная масса или линейная плотность буксирного троса.
Правовое оформление буксировки.
Посадка на мель в соответствии с «Положением о порядке расследования аварийных случаев с судами» (ПРАС — 2009) классифицируется как авария на море. Капитан судна обязан сообщить об аварийном случае судовладельцу и в Департамент Морского Транспорта России. Спасательные операции, имеющие положительный результат дают право на вознаграждение.
Источник: studbooks.net
Лоцман посадил судно на мель, отвлекаясь на личные разговоры по телефону
Морской Институт (Nautical Institute) сообщил об инциденте с большим контейнеровозом во время лоцманской проводки, когда в темное время суток судно шло по узкому фарватеру. В качестве основного средства навигации лоцман использовал свой портативный лоцманский комплект (PPU). Он объяснил, что всегда так делает, потому что привык полагаться только на свои приборы, хотя сбоев в работе навигационного оборудования на этом судне зафиксировано не было.
Когда заступающий на вахту помощник капитана прибыл на мостик, лоцман управлял судном и при этом разговаривал по мобильному телефону, как и в течение последних 47 минут, причем это был личный звонок. Примерно через 8 минут после того, как заступивший на вахту помощник капитана поднялся на мостик, лоцман закончил телефонный разговор и отдал команду «полный вперед».
Вскоре после этого лоцман совершил еще один личный звонок со своего мобильного телефона, который длился примерно 4 минуты и отправил изображение текстового сообщения другому лоцману по не имевшим срочности рабочим вопросам. Когда судно подошло к точке изменения курса, лоцман приказал взять курс 161°. Рулевой подтвердил получение этого приказа.
Примерно через 2 минуты лоцман стал рассматривать на экране своего PPU изображение, имевшее отношение к другому рейсу. Затем он стал делать скриншот этого изображения. Эти действия отвлекли его внимание; теперь он был занят сохранением скриншота и отправкой делового письма другому лоцману, все эти действия не носили срочный характер. Тем временем судно пересекло полосу для входящих судов, пропустив очередное изменение курса вправо.
Вахтенный помощник забеспокоился и обратил внимание лоцмана на то, что курс судна составляет 161°, а скорость – примерно 13 узлов. Лоцман, продолжая смотреть в свой телефон, устно подтвердил то, что сказал вахтенный помощник, но не предпринял никаких действий.
Затем вахтенный помощник указал лоцману на то, что показания на его PPU не совпадают с изображением на экране ECDIS судна, и он был прав, поскольку на PPU лоцмана по-прежнему было изображение с предыдущего рейса, скриншот которого лоцман хотел сделать. Лоцман убрал свой мобильный телефон и стал использовать ECDIS судна. Сначала он отдал приказ сделать поворот направо на 15°, а примерно через 20 секунд – «право руля!». Вскоре после этого судно село на мель за пределами канала.
Судно пыталось сняться с мели своими силами, маневрируя и работая двигателем, затем к спасательной операции привлекли буксиры. Однако всё было безуспешно. Судно удалось снять с мели, только углубив канал вокруг него и сняв с борта 505 контейнеров. Вся спасательная операция заняла 35 дней.
– Независимо от того, лоцман вы, вахтенный помощник или капитан, если находясь в рулевой рубке вы участвуете в управлении судном, вы должны перевести свой мобильный телефон в авиарежим, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Иначе проблем не избежать.
Когда вахтенный помощник сообщил лоцману курс и скорость, то надеялся, что тот что-то предпримет, но ответных действий не последовало. Вахтенный помощник указал лоцману на то, что изображение на его PPU не совпадает с изображением на экране ECDIS судна. Двух минут, которые прошли между первым обращением вахтенного помощника к лоцману и моментом, когда он, наконец, отреагировал на замечание, вероятно, хватило бы, чтобы избежать посадки на мель.
– Да и вахтенный помощник должен был проявить твердость и убедиться в том, что лоцман его услышал и все правильно понял, – убеждены в РПСМ. – Его излишняя робость обернулась боком: судно не только пропустило точку смены курса, но и село на мель, выбыв из рабочего графика на 35 дней.
По материалам Safety4sea.com
Фото: New Zealand Defence Force, CC-BY-2.0
Источник: www.sur.ru
Школа MBY: приехали!
В отличие от парусных яхт, где огромный киль защищает корпус, моторные яхты не имеют такой защиты при контакте с дном. Поэтому посадка на мель может дорого обойтись и даже обернуться катастрофой. Парусник способен вообще пережить посадку на мель без особенных проблем.
А вот на моторной лодке, даже если у нее поднимающиеся колонки (или один вал с килем), стоит проявлять куда большую осторожность. Многие удивляются, насколько жестким при столкновении может оказаться даже песок, не говоря уже о камнях. Так что самое главное, что нужно знать о посадке на мель, — там лучше не оказываться вовсе.
Используйте все, что есть в вашем распоряжении: бумажные карты, GPS, картплоттер и, конечно, эхолот, особенно в незнакомых водах. Не держите слишком высокую скорость: не стоит идти быстрее, чем вы можете осмыслить навигационную информацию, которую получаете. В любой момент вы должны точно понимать, где находитесь, пользуясь навигационным оборудованием и, конечно, глазами.
Навигация в мелководных акваториях
Маневрируя в ограниченном пространстве (в узкостях или канале при заходе в порт), старайтесь держаться наветренной стороны, потому что если вы снизите скорость или остановитесь, вас начнет сносить. На наветренной стороне всегда больше времени для оценки ситуации и возможных действий. Двигаясь в канале, всегда имейте наготове лоцию и держитесь одной стороны канала. Это похоже на метод дайверов, которые при погружении в пещеры используют ходовой конец, или «ходовик» (handrailing), чтобы знать направление движения (Рис. 1).
Выберите безопасную глубину и держитесь одной стороны канала; используя такой метод, вы всегда будете понимать, куда повернуть, чтобы выйти на глубокую воду. Если же вы болтаетесь посередине канала, а глубина начала резко падать, вы не сразу поймете, куда следует двигаться.
Как избежать мели?
На мелководье нужно постоянно следить за тем, что вас окружает. Следите за участками с короткой, быстро ломающейся волной, а также за цветом воды: это четкий индикатор уменьшения глубины. Если вам нужно пройти мелководный участок и избежать этого нельзя (например, при заходе в гавань), старайтесь делать это во время прилива: даже если случится худшее, ждать освобождения, скорее всего, придется недолго. В зонах с сильными приливными течениями и песчаным или глинистым дном глубины и, соответственно, пути захода в безопасный канал могут меняться. Поэтому не поленитесь заглянуть в лоцию, на веб-сайт порта или в извещения мореплавателям; наконец, позвоните капитану порта, чтобы получить актуальную информацию.
Важно отдать якорь как можно дальше от лодки, чтобы он надежно забрал и не полз при натяжении цепи
В приливных зонах с большими перепадами уровня воды нужно проявлять особую осторожность, поскольку, сев на мель во время отлива, вы застрянете там надолго, если не сумеете мгновенно сориентироваться в ситуации и дать задний ход. К примеру, в Бристольском заливе перепад воды во время прилива и отлива составляет 12 метров.
На третий-четвертый час отлива глубина падает на 3 метра в час (5 сантиметров в минуту). И эта самая минута может очень вам пригодиться для оценки ситуации и возможных действий. Если вы застряли, бесценным инструментом для поиска глубокой воды станет ручной лот, который можно сделать из веревки, отмаркированной в метрах или футах, с прикрепленным к ней грузом. Использование тендера и лота — простейший способ спланировать путь выхода на глубокую воду.
Действия при посадке на мель
Многое зависит от структуры дна под вами. Если оно каменистое, лучше всего остаться там, где вы есть. Пытаясь любой ценой сдернуть лодку с мели, вы можете нанести ей еще больший вред и даже затопить в случае повреждения корпуса. Тип привода тоже важен. Если лодка оборудована транцевыми колонками, возможно, вам удастся их поднять и, уменьшив осадку, попробовать улизнуть.
А вот с валами (одним или двумя), если только между ними нет скега, при попытке сойти с мели есть реальная опасность повредить винты.
Шаг 1. Подготовьте якорь к ручной отдаче
Шаг 2. Держите якорь в одной руке, цепь в другой
Шаг 3. Раскрутив, бросайте их вместе как можно дальше на глубину
Шаг 4. Медленно выбирайте канат, чтобы якорь зацепился; когда это произойдет, попробуйте стянуть лодку с мели
Если же дно не каменистое, первое, что стоит сделать, — попробовать сменить направление движения. Обычно самый безопасный метод — сдать назад, чтобы выйти тем же путем, каким зашли. Впрочем, если препятствие, на которое вы наткнулись, невелико, вам может удаться перескочить через него, если на другой стороне глубина достаточная.
Правда, пока вы продираетесь на большую (будем надеяться!) глубину, придется вытерпеть серию толчков, ударов и звуков, от которых сердце уходит в пятки. Какой бы способ вы ни выбрали, помните: при любом движении лодка будет «вскапывать» дно, поэтому проверяйте фильтры забортной воды. Если судно остается неподвижным и вы, судя по всему, плотно застряли, первым делом попросите всех на борту надеть спасжилеты. В суете и попытках как-то сдвинуть лодку есть шанс вывалиться за борт. Конечно, там, где лодка сидит на мели, едва ли можно утонуть, но человека легко может снести течением на глубину.
Застряли?
Перво-наперво проверьте трюм и моторный отсек на предмет поступления забортной воды. Если все в порядке, отметьте ваше местоположение на карте или картплоттере: эта информация понадобится, если вы решите вызвать на помощь береговые службы. Но еще важнее то, что она позволит вам точнее определить рельеф дна и возможности поиска более глубокой воды.
Также нужно понять, какова приливно-отливная ситуация. Во время прилива, скорее всего, нужно всего лишь подождать минут двадцать — и вы сможете сойти с мели. А вот если вода убывает — приготовьтесь к долгому ожиданию. Молитесь, чтобы никогда не налететь на мель во время сизигийного прилива (самого высокого и мощного, который происходит в период новолуния или полнолуния). В этом случае есть вероятность, что вам придется ждать несколько недель, прежде чем уровень воды достигнет той же отметки!
Снятие с мели
Если вы налетели на мель, помните: время — ключевой фактор. Вот несколько простых методов, которые в прошлом помогли мне.
Смещаем вес
Наши парусные «коллеги» обычно имеют возможность накренить лодку, что позволяет уменьшить осадку и сойти с мели. Моторные лодки и яхты в силу особенностей корпуса обычно сидят в воде более ровно, так что даже если рельеф дна имеет крутой уклон, мы застреваем кормой и винтами. На относительно небольших (до 35 футов) лодках можно попробовать переместить максимум вещей на нос, чтобы разгрузить корму и позволить винтам приподняться над дном.
Используем якорь
Многие яхтсмены успешно используют якорь при снятии с мели. Фокус в том, чтобы он оказался как можно дальше от лодки и хорошо забрал; тогда при последующем натяжении якорной цепи его не вырвет. Однако якорь приличного веса тяжело завести далеко. В любом случае, прежде чем задействовать якорь, стоит промерить глубины вокруг при помощи веревки с грузом, чтобы выяснить, куда двигаться.
Если в непосредственной близости обнаружить нужную глубину не удалось, а на борту у вас есть тендер, спустите его на воду и промерьте глубины на большем расстоянии от лодки. Еще лучше, если вы с помощью тендера сумеете вывезти якорь подальше от лодки, — тогда можно будет просто стащить лодку с мели якорной лебедкой.
Буксировка
Осмотритесь вокруг — нет ли поблизости других судов, способных прийти на помощь? Идеально было бы привлечь кого-нибудь покрупнее и помощнее, но так или иначе помочь способно любое судно. Главная сложность в том, чтобы оно могло подойти достаточно близко для передачи буксирного конца и не сесть на мель рядом.
Хороший способ передать буксирный конец — если ваши спасатели бросят линь с привязанным к нему поплавком. Как только вы его выловите, прикрепите к нему имеющийся самый прочный и подходящий буксирный конец, чтобы с другого судна смогли выбрать его. Заведите буксирный конец на надежное устройство на борту, чтобы вас могли стянуть с мели.
Чаще всего буксиру при снятии с мели удобнее подойти к вам носом (его винты при этом будут на глубокой воде); также это правильно в том смысле, что в качестве места крепления буксирного троса можно использовать носовую якорную лебедку спасателей. Если вы слишком далеко, чтобы добросить линь, используйте ветер и/или течение. Если буксир находится с наветренной стороны от вас (или выше по течению), оттуда могут сбросить в воду легкий плавучий трос, прикрепив его к кранцу.
Если у ваших спасателей есть тендер, они могут спустить его на воду, подойти к вам и забрать ваш якорь вместе с цепью, чтобы закрепить его на своей лодке при помощи веревки. Использовать якорную цепь для буксировки очень удобно, поскольку она уже закреплена у вас на борту и готова к использованию.
Завозим якорь на тендере
Если другая лодка не может стянуть вас с мели, по крайней мере они могут попробовать завезти ваш якорь на достаточную глубину, и, когда с приливом вода станет прибывать, вы сможете сами стянуть себя на глубину. Если для этой цели вы используете основной якорь, просто подведите тендер к носу своей лодки и аккуратно опустите в него якорь и цепь.
Не забывайте и про запасной якорь. Неплохо иметь в качестве дополнительного легкий алюминиевый якорь: он достаточно эффективен при небольшом весе. Поскольку он легче обычного якоря, с ним проще работать в подобных ситуациях, когда все приходится делать вручную. Запасной якорь обычно снабжается небольшим (метров пять) куском цепи, остальное (около 30 метров) — легкий, удобный в обращении трос.
На мели с наветра
При посадке на мель в любом месте часто приходится отдать основной или запасной якорь или даже оба вместе, чтобы остановить ухудшение ситуации (Рис. 2). Это особенно актуально, если ветер продолжает сносить вас в сторону берега. В таком случае прилив только усугубит ситуацию: поднимающаяся вода «поможет» ветру заталкивать ваше судно все дальше на мель.
Совет отдать якорь в этой ситуации звучит просто, но приготовьтесь к тяжелой работе. Когда основной якорь отдан, натяните цепь и проделайте то же самое с запасным якорем. Если ваша якорная лебедка включается только при работающем двигателе, на мели, как вы понимаете, это может стать проблемой.
Какие сигналы подавать?
Если никакие меры не помогли, остается вывесить сигнал о посадке на мель: три черных шара по вертикали в самой высокой точке судна (в дневное время). Для этой цели сгодятся три томбуя (поплавки, указывающие местоположение якоря); они стоят £ 4 за штуку, так что вы не разоритесь.
Ночью нужно выставить два красных круговых огня по вертикали (это означает, что судно лишено возможности управляться) и стояночный белый круговой огонь. Также обязательно организуйте вахты для наблюдения за обстановкой. Кильватерная волна от проходящих судов может усугубить повреждения вашей лодки при ударах о дно. Сообщите о происшествии на 16-м канале или, если вы находитесь в зоне оживленного коммерческого судоходства, — на 13-м.
Бросаем линь на судно, готовое прийти на помощь и снять вас с мели
Как минимизировать ущерб?
В идеале, естественно, хочется защитить корпус от возможных повреждений. Поэтому если вода продолжает спадать, попробуйте проложить что-нибудь между корпусом и дном или препятствием, на которое вы наткнулись. Это, конечно, проще сказать, чем сделать. Для этой цели, например, могут пригодиться подушки из кокпита и салона. Затолкать их в нужные места не очень легко, в том числе из-за изрядной плавучести.
В качестве альтернативы можно использовать пайолы или крышки люков. Важный момент после снятия с мели — тщательно проверить трюмное пространство и все технологические отверстия корпуса на предмет течи. В зависимости от того, насколько сильным был удар о дно или препятствие, возможно, впоследствии потребуется даже поднять лодку из воды, чтобы оценить повреждения корпуса, приводов и рулей.
Источник: ymag.media