Скорость – один из главных показателей любой надувной лодки, на который влияют следующие особенности судна:
- мощность и расположение мотора;
- нагрузка и её распределение по длине кокпита;
- форма корпуса лодки и степень килеватости её днища;
- уровень давления в баллонах.
В свою очередь, максимум мощности лодочного мотора зависит от габаритов плавсредства, формы корпуса, жесткости всей лодки в целом.
Давление в баллонах
Для начала необходимо проверить уровень давления в баллонах.
Довольно часто происходит так, что после накачивания лодки на берегу манометр показывает оптимальное значение, однако во время плавания оно заметно снижается.
Подобные явления связаны с изменениями температуры воздуха в баллонах.
После длительного плавания по холодной воде закачанный воздух охлаждается, и впоследствии давление падает. По этой причине лучше иметь манометр постоянно при себе, чтобы в любой момент можно было проверить уровень давления.
КТО ПОСТРОИТ САМУЮ БЫСТРУЮ ЛОДКУ ПОЛУЧИТ 1000$
Двухтактный или четырехтактный двигатель
Двухтактный лодочный мотор отличается малым весом, более простой конструкцией, его можно перевозить в любом положении. Но для его работы необходимо смешивание бензина с маслом для смазки двигателя, он менее экологичен.
Четырехтактный лодочный мотор не так сильно шумит во время работы, он экономичнее двухтактного на 10 – 30%. Но он и тяжелее на 3 – 10%, его можно перевозить только вертикально, и у него более сложная в обслуживании конструкция. Если двигатель уронить в воду, велика вероятность гидроудара и последующего капитального ремонта. Двухтактный двигатель достаточно будет только продуть. Также четырехтактный двигатель дороже на 5 – 20%.
Расположение мотора
Также на скорость надувной лодки большое влияние имеет навеска мотора. Чаще всего оптимальным расположением является второе отверстие, хотя может быть и третье, поэтому лучше всего будет попробовать оба положения и выбрать наиболее подходящее. Что касается высоты навески лодочного мотора, то она регулируется с помощью прокладки и тоже выбирается экспериментально.
Необходимо разогнать лодку до максимума и сделать резкий поворот. Прохватов воздуха быть не должно, так как они свидетельствуют о том, что высота навески неподходящая, а потому и максимально возможной скорости добиться не удастся. Впрочем, сильно углублять мотор тоже не стоит.
Самые быстрые и скоростные катера в мире!
Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки
1. Установка лодочного мотора на транец лодки.
Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.
Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.
2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).
Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.
При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.
3. Подбор шага гребного винта.
Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти. На заводе при комплектации лодочного мотора, чтобы добиться большей универсальности применения лодочного мотора, как правило, ставят винт с меньшим шагом (грузовой).
Установив, мотор с таким винтом на надувную моторную лодку из ПВХ мы получаем низкую скорость и превышение паспортных оборотов двигателя, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы. Встречается и противоположное явление, когда газ открыт не полностью 3/4, а скорость уже не растёт и большее открытие ручки газа приводит только к увеличению расхода топлива. Оба этих случая возникают из-за неправильно подобранного винта. Наша главная задача подобрать такой винт, что бы на данной лодке при Вашей загрузке, лодочный мотор мог работать во всём диапазоне оборотов, в результате мы получим максимальную скорость и экономичность.
Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор. При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.
4. Распределение веса в лодке.
В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.
Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.
Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.
5. Гидрокрыло на лодочный мотор.
Изначально гидрокрыло (гидрофоил) получило большое распространение при установке на мощные лодочные моторы, которые устанавливали на короткие лодки, что бы убрать «кобру» при выходе на глиссирование. Но как оказалось на практике данное приспособление при установке на моторы малой мощности помогает им выйти на глиссирование в случая когда, казалось бы, глиссирование невозможно из-за малой мощности лодочного мотора. Происходит это потому что крыло установленное на антикавитационной плите лодочного мотора создаёт дополнительную подъёмную силу и помогает маломощному лодочному мотору вытолкнуть лодку на глиссирование.
Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.
Выводы
Поддержка оптимального уровня давления в баллонах, грамотное размещение мотора и распределение нагрузки в лодке позволяют значительно повысить скорость, если её показатели вас не устраивают.
Кроме того, некоторые рыбаки и туристы советуют увеличивать давление в баллонах (на 300 мБар) и кильсоне (на 400 мБар), чтобы таким образом повысить жёсткость лодки, а впоследствии добиться и более высоких скоростей.
Однако такой ход может быть небезопасным, поэтому сначала как минимум нужно просмотреть техпаспорт судна или проконсультироваться у специалиста.
Бензиновые двигатели
Бензиновые моторы с румпельным управлением — это двигатели мощностью от 2 до 30 л. с., управляют которыми при помощи ручки-румпеля. Такой тип двигателей — самый востребованный у владельцев надувных ПВХ-лодок длиной до 3,9 м. Бензиновыми моторами с мощностью от 30 л. с. управляют с поворотного штурвала. Двигатели такого типа устанавливаются на лодки с подготовленной консолью управления и лодки с жестким пластиковым или алюминиевым корпусом. Мощность бензинового мотора не должна превышать показатели, указанные производителем лодки. Установка более мощного двигателя небезопасна и грозит штрафными санкциями со стороны ГИМС.
Скорость самых популярных лодочных моторов 9,9 л.с. (ну и 9,8 сюда тоже вошли)
Лодочный мотор | Тип лодки и её длина | Скорость (км/ч) |
Honda 10 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 27,4 |
RIB – 3,1 м. | 24,5 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 31,8 | |
Yamaha 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 30,9 |
RIB – 3,1 м. | 26,7 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,5 | |
Mercury 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 31,5 |
RIB – 3,1 м. | 29,3 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 31,8 | |
Suzuki 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 28,7 |
RIB – 3,1 м. | 27,6 | |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,6 | |
Tohatsu 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 30,5 |
Надувная ПВХ – 3,5 м. | 32,4 | |
Lehr 9.9 | Надувная ПВХ – 2,9 м. | 25,0 |
Parsun 9.9 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 42,0 |
Parsun 9.8 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 27,1 |
Selva 9.9 | Надувная ПВХ – 3,4 м. | 32,0 |
Tohatsu 9.8 | RIB – 3,1 м. | 28,5 |
Надувная ПВХ – 3,85 м. | 34,0 | |
Надувная ПВХ – 3,2 м. | 25,0 | |
Sail 9.9 | Надувная ПВХ – 3,5 м. | 35,6 |
Запас хода и размер аккумулятора
Типичный 12 В свинцово-кислотный аккумулятор глубокого разряда (аккумулятор Trojan SCS225) обладает емкостью 105 Ач при пятичасовом разряде и емкостью 135 Ач при двадцатичасовом. Вес такого аккумулятора 30 кг, а удельная емкость 12 х 105/30 = 42 втч/кг при разряде в течении 5 часов и 54 втч/кг при разряде в течении 20 часов. Зная характеристики аккумуляторов определим количество батарей для движения на лодке, сопротивление корпуса которой представлено на графике. При этом предполагаем, что скорость движения составит 3-5 миль в час, полный КПД электромотора 50%.
Поскольку даже самые хорошие свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы для электромоторов не рекомендуется разряжать более 80% емкости, увеличим вес батареи на 25%.
Скорость, миль в час | Мощность на винте, Вт | Электрическая мощность, Вт | Потребляемая мощность в течении 10 часов | Вес батареи, кг | Количество АКБ, шт |
3 | 140 | 280 | 2800 | 65 | 2 |
3,5 | 220 | 440 | 4400 | 102 | 3 |
4 | 320 | 640 | 6400 | 148 | 5 |
Если запас хода 30-40 миль больше чем требуется, размер аккумуляторной батареи можно уменьшить. Повышение скорости так же сократит запас хода.
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
Рекорды скорости на воде
Самой быстрой моторной лодкой пока остается «Spirit of Australia», которая еще 8 октября 1978 года под управлением Кена Уарби показала скорость в 317,596 узлов или 511,11 км/ч.
Самым быстрым парусником пока считается «Vestas Sailrocket 2». Со скоростью 65,5 узлов она преодолела 500-метровый участок 28 ноября 2012 года. Самым быстрым катером на электрическом моторе считается Cigarette AMG Electric Drive. Он построен инженерами Mersedes-Benz и может разгоняться до 160 км/ч, при этом разгон до «сотни» происходит всего за 3,9 секунды. Распространенные в России моторные лодки в зависимости от размеров и мощности мотора имеют максимальную скорость от 40 до 90 км/ч, средняя же скорость передвижения по воде на моторной лодки составляет от 25 до 50 км/ч.
Мощность электромотора
Если известны зависимость полного сопротивления лодки от скорости и общий КПД силовой установки, то можно вычислить мощность электромотора для движения с заданной скоростью. Для этого по сопротивлению корпуса определяют эффективную мощность, и разделив ее на общий КПД получают мощность лодочного электромотора.
При полном КПД лодочного электромотора 50% (такая эффективность у электромоторов Torqeedo) катеру с длиной ватерлинии 21 фут для движения со скоростью 5 миль в час достаточно двигателя мощностью 1,6 кВт.
Если данных о сопротивлении корпуса на различных скоростях нет, приближенное значение сопротивления вычисляют по формулам, выведенным в результате испытаний судов различного класса.
Скоростные парусники
Развитие парусного флота было, отчасти, обусловлено экспортом товаров из Индии и Китая. Британская Ост-Индская компания основана в 1600 году. Тогда построили флотилию парусников для перевозки пряностей. Затем компания переключилась на более выгодную торговлю чаем.
Средневековые парусники
Веками являясь монополистом, Британия могла не торопиться с доставками. Но после отмены монополии в 1834 году, наступили времена жесткой конкуренции. Свежий чай ценился на рынке гораздо выше залежавшегося. И толпы конкурентов устремились один быстрее другого доставлять чай с Востока в Бостон или Лондон.
Чайный клипер
Старые корабли двигались медленно. А быстроходные клиперы, производимые в Новом свете, не отличались большой вместимостью.
Мастера и конструкторы после длительной работы над проектом, в 1845 году спустили со стапелей в Нью-Йорке улучшенный быстроходный клипер «Reinbow» (Радуга) вместимостью 750 тонн. Первый рейс в Китай и обратно окупил суммы, затраченные на постройку. Скорость корабля оказалась фантастической для тех времен – до 20 узлов в час.
Модель парусника «Повелитель моря»
Самыми быстроходными в истории парусниками были «Повелитель моря» и «Летящее облако». Развитию парусного судоходства способствовало изучение законов физики и математики. В те времена корабли строили «на глазок». Конструктор Джон В. Гриффит даже возвел испытательный бассейн для судов. Вместе с капитаном Робертом Ватерманом они построили клипер «Морская колдунья».
Этот корабль впервые преодолел расстояние от Нью-Йорка до Гонконга за 74,5 дня.
Клипер «Летящее облако»
Бывшая метрополия, впечатленная успехами конкурентов, стала строить быстроходные клиперы на манер американских. Но судна получались гораздо меньшей вместимости. В итоге соревнования за 15 лет было спущено на воду 500 быстроходных кораблей.
Сопротивление судна
Лодочный электромотор преобразует запасенную в аккумуляторной батарее энергию в механическую энергию вращения винта и расходует ее на преодоление силы, действующей в противоположном движению направлении. Сопротивление, возникающее из-за действия этой силы, зависит от скорости, водоизмещения и формы корпуса судна и складывается из сопротивления трения, остаточного и аэродинамического сопротивлений.
Сопротивление трения зависит от размера подводной части корпуса и от коэффициента трения. Во время движения сопротивление трения изменяется пропорционально квадрату скорости судна и возрастает при загрязнении корпуса.
Остаточное сопротивление состоит из волнового и вихревого сопротивлений. Волновое сопротивление характеризует энергию, расходуемую на образование волн во время движения, а вихревое – потери из-за перемешивания слоев воды, обтекающих судно. Волновое сопротивление быстро растет с увеличением скорости, поэтому для судна существует предел после которого дополнительная мощность не повышает скорость, а целиком идет на образование волн, создающих впечатление быстрого движения.
В спокойную погоду сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости судна и площади поперечного сечения над ватерлинией. Оно составляет около 2% от общего сопротивления и в некоторых случаях его не учитывают.
Чем меньше полное сопротивление, тем меньше мощность, которая требуется для движения с заданной скоростью, больше запас хода и время работы от аккумуляторов
Общее сопротивление возрастает из-за волн, ветра и течения и увеличивается на 50-100% от сопротивления в тихую погоду.
Источник: meridian-sudak.ru
Правила сложения перемещений и скоростей
При выборе моторной лодки для туристических поездок по воде, ловли рыбы, организации путешествий или служебных целей стоит обратить внимание на важный статистический параметр – скорость, которая выступает главной составляющей оборудования в комплекте лодка-мотор.
При выборе моторной лодки для туристических поездок по воде, ловли рыбы, организации путешествий или служебных целей стоит обратить внимание на важный статистический параметр – скорость, которая выступает главной составляющей оборудования в комплекте лодка-мотор.
Что определяет скорость моторной лодки?
Существует перечень основных факторов, которые определяют параметр скорости плавсредства.
Первая группа.
Определяется характеристиками лодки, которая пребывает в эксплуатации:
- Мощностью мотора. В лодочных конструкциях большое применение получили подвесные моторы. Применение данного вида двигателя зависит от строения корпуса лодки. В техническом паспорте производители приводят цифры максимальной мощности и веса техники, которую допустимо применять при использовании судна. Моторы определенной мощности устанавливаются на изделия, габариты которых способны выдерживать массу двигателя. Превышение значений указанных параметров может противоречить правилам техники безопасности использования средства передвижения на воде;
- Видом гребневого винта. Стандартный трехлопастный винт устанавливается на большинство лодочных двигателей, маленькие двухлопастные предназначены для электромоторов. Существуют четырех- и пятилопастные приборы. Тип и класс мотора будут определять диаметр гребневого винта. Величина по которой будет определятся выбор запчасти называется – шаг, который показывает угол наклона лопастей и измеряется в мм, что означает на какую глубину вошёл винт при выполнении одного оборота.
- Конструкцией корпуса судна. Вес, форма, обводы, покрытие влияют на скоростные характеристики мотолодки. Обводы конструкции могут влиять на управление, развивать большую скорость при таких условиях не получиться. На показатель скоростных характеристик будет влиять загруженность техники. Таким образом, чем больше масса и груз лодки, тем меньше параметр скорости.
Вторая группа.
Зависит от состояния внешних условий среды:
На скорость моторной лодки влияет сила ветра, высота волн. Она будет отличаться в стоячей воде и в реке с течением. На км/ч в час будут отличаться по течению и против течения реки.
Рекорды скорости на воде
Самой быстрой моторной лодкой пока остается «Spirit of Australia», которая еще 8 октября 1978 года под управлением Кена Уарби показала скорость в 317,596 узлов или 511,11 км/ч.
Самым быстрым парусником пока считается «Vestas Sailrocket 2». Со скоростью 65,5 узлов она преодолела 500-метровый участок 28 ноября 2012 года. Самым быстрым катером на электрическом моторе считается Cigarette AMG Electric Drive. Он построен инженерами Mersedes-Benz и может разгоняться до 160 км/ч, при этом разгон до «сотни» происходит всего за 3,9 секунды. Распространенные в России моторные лодки в зависимости от размеров и мощности мотора имеют максимальную скорость от 40 до 90 км/ч, средняя же скорость передвижения по воде на моторной лодки составляет от 25 до 50 км/ч.
Способы измерения скорости моторной лодки
Узел – величина, в которой измеряется скорость моторной лодки, равняется 1морской мили в час. Скорость движения транспортного средства измеряют при помощи секторного лага, от которого и пошло название скоростной единицы судна. Владелец водного транспортного средства или сотрудник соответствующих служб должен опустить линь в воду. К нему привязывают веревку с навязанным гидропарусом (поплавком) через каждые 15 метров. В течении 30 секунд, путем простых математических подсчетов определяют количество узлов, которые проходят в руках измерителя.
Различные страны используют метрические единицы по своему усмотрению. Например, в км/ч, по которым 1 узел будет отвечать 1,852 км/ч, что означает умножить количество подсчитанных узлов на цифру 1,852. Таким способом измерялась скорость морского судна во все времена.
Сегодня существуют электромеханические приборы и спутниковая навигация, которые с высокой точностью способны определить скорость моторной лодки. Первые измерители работают на принципе подсчета количества оборотов винта, которые сверяли с показателями скорости движения лодки при удовлетворительных погодных условиях. Второй вид измерений осуществляют первоклассные машины со специальным программным обеспечением, позволяют с высокой точностью определить величину скорости плавсредства.
Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета
Перед покупкой винта для катера или лодки необходимо определиться с целью – необходимо ли достичь максимально возможной скорости или максимальной грузоподъемности. С одним винтом невозможно решить эти задачи, однако можно подобрать компромисс – винт для наиболее используемых режимов.
Правильнее будет иметь на борту два винта и использовать их в зависимости от загрузки. Тем более второй винт – запасной.
Лодочные винты различаются по диаметру, шагу, числу лопастей и материалу, из которого винт изготовлен. Диаметр и шаг как правило проштампованы или отлиты сбоку или на ступице гребного винта.
Расшифровка маркировки гребного винта: (1) Диаметр гребного винта (в дюймах) (2) Шаг гребного винта (в дюймах) (3) Тип гребного винта (марка)
С одним и тем же винтом можно достичь максимальной скорости и наибольшей грузоподъемности?
Нет. Для достижения высокой скорости используются шаг или диаметр, неподходящие для грузоподъемности – где совершенно другие рабочие условия. Если хотите обойтись одним винтом, то решите, что является самым важным, исходя из этого и выбирайте винт.
Какой винт лучше – 3 или 4 лопасти?
Для большинства катеров рекомендуются винты с 3 лопастями. Эти винты обеспечивают хороший разгон и работу на основной скорости. Tрехлопастной винт имеет меньшее сопротивление и позволяет (теоретически) развить большую скорость. Четырехлопастной имеет больший упор, скорость с данным винтом на режимах от малого хода до 2/3, должна быть выше. Винты с 4 лопастями имеют бо́льшее дисковое отношение, такие винты рекомендуются для бо́лее тяже́лых лодок и катеров с корпусами высокой эффективности, оснащенными более мощными двигателями.
По сравнению с 3 лопастями, они лучше «работают» при разгоне, наиболее эффективны при буксировке воднолыжников и парашютистов, и обладают меньшим количеством вибраций на высоких скоростях.
При переходе от трехлопастного на четырех или пятилопастной гребной винт, как правило, обороты двигателя снижаются на 50-100 об/мин. Применение четырех и/или пятилопастных винтов в сравнении с трехлопастными обычно приводит к:
- – ускорению выхода на глиссирование;
- – выходу на глиссирование лодки на меньшей скорости;
- – увеличению скорости лодки на средних оборотах двигателя;
- – обеспечению лучшего ускорения по сравнению с большинством трехлопастных гребных винтов;
- – снижению вибрации двигателя;
- – улучшению управляемости в сложных погодных условиях;
- – снижению эффекта вентиляции при крутых поворотах;
- – улучшению управляемости на малой скорости;
- – снижению максимальной скорости в сравнении с соответствующим трехлопастным гребным винтом.
Для моего катера есть винт 13″ и 14″ диаметра. Меньший диаметр с большим шагом – это же самое?
a – диаметр винта; b – шаг винта.
Шагом нельзя заменить диаметр. Диаметр непосредственно связан с мощностью двигателя, количеством оборотов в минуту и скоростью, на которую указывают ваши требования.
Если эксплуатационные режимы предполагают 13″ диаметр, то при установке 12″ будет уменьшена его эффективность.
Необходимо ли использовать высокую температуру, чтобы установить или снять винт?
Нагрев никогда не должен использоваться при установке винта, и поэтому редко требуется для его снятия. Если невозможно снять винт используя мягкий молоток, может помочь легкий аккуратный нагрев паяльной лампой. Не используйте сварочную горелку, поскольку быстрая, резкая высокая температура изменит структуру бронзы, создав внутренние напряжения, могущие привести к расколу ступицы.
Каково преимущество использования второго винта – левого вращения?
Два винта, работающих в одном направлении на лодках (судах), создают реактивный момент. Другими словами, два правых винта будут наклонять катер влево. Два винта противоположного вращения на одинаковых двигателях устранят этот реактивный момент, потому что левый винт уравновесит правый. Это приведет к лучшему прямолинейному движению и управлению на высокой скорости. Поэтомо часто устанавливаются 2 мотора с винтами разного вращения.
Три самых распространенных материала винта – сложная пластмасса, алюминий и нержавеющая сталь
Каждый имеет различия в цене и эксплуатации. (Бронза – обычно используется на более медленных катерах и яхтах.) Материал винта определяет его применение на двигателях различной мощности.
Пластмассовые винты катеров – используются на двигателях меньше чем 50hp (предпочтительнее меньше чем 20hp). Много водномоторников, используют пластмассовый винт как запасной, а не как штатный. Хотя они дешевле, но их эффективность ограничена прогибающимся под нагрузкой лопастями, неспособными сохранить форму, из за относительной слабости тонких пластмассовых лопастей.
Большинство пластмассовых винтов не может быть восстановлено, хотя некоторые лопасти можно купить поштучно для замены. Ни одни винты до настоящего времени не имеют лучших свойств, чем винты, сделанные из металлов – хороший винт должен иметь длительный срок службы и поддаваться ремонту. Пока имеющиеся пластмассы проигрывают по всем этим параметрам.
Алюминиевые винты – большинство катеров, укомплектованы алюминиевыми винтами. Алюминиевые винты относительно недороги, легки при восстанолении, и при нормальных условиях могут прослужить много лет. Алюминиевые винты используются на двигателях до 150hp.
Алюминиевые винты немного более дороги чем пластмасса, но работают более эффективно благодаря уменьшенной толщине лопасти, меньше прогибаются под нагрузкой, лучше держат форму лопасти. Алюминиевые лопасти при небольшом повреждении достаточно ремонтопригодны. Нержавеющая сталь – более дорога, но намного более прочна и долговечна чем алюминий.
Нержавеющая сталь дорога, но оправдывает цену, потому что она лучше всего и с наименьшими потерями передают мощность. Наиболее универсальные и дорогие винты – из нержавеющей стали. Сталь чрезвычайно прочна, позволяя лопасти иметь наименьшую толщину, насколько это возможно, благодаря чему уменьшается сопротивление в воде, а благодаря ее прочности – устраняется прогиб. Несмотря на то, что лопасть имеет малую толщину, она достаточно прочна. Сталь ремонтопригодна после ударов о затопленное препятствие, но есть другая сторона всех плюсов – больше вероятность погнуть вал.
Стальной гребной винт или алюминиевый
Популярная тема на водно-моторных форумах: одни приписывают стальным винтам чудодейственные свойства, другие же доказывают, что это не более чем блестящий понт, который со временем губит редуктор лодочного мотора.
Изначально лодочный мотор может продаваться и вовсе без винта – как правило это модели средней и большой мощности. В этом случае владелец подбирает гребной винт исходя из имеющегося катера и его потребностей. Как правило стальной винт докупается к уже имеющемуся алюминиевому, который переходит в разряд запасного на катере водкомоторника. Приобретая стальной винт водкомоторник сравнивает такие основные показатели:
– cтальной винт стоит в несколько раз дороже алюминиевого.
– стальной винт в несколько раз тяжелее. Это нисколько не влияет на разгонную динамику, хотя такие аргументы часто и выдвигаются «специалистами». Факт: гонщики, которые борются доли доли секунд быстроты разгона – используют исключительно стальные винты.
Нагрузка на подшипники
– более тяжелый стальной винт не создает большую нагрузку на подшипники ступицы гребного вала.
Упор, создаваемый гребным винтом при движении водкомоторки, составляет десятки, и сотни килограммов – на этом фоне вес самого винта практически незаметен. Причиной износа подшипников гребного вала скорее может быть дисбаланс лопастей, вызывающий вибрацию при вращении винта.
Нагрузка на шестерни
– при установленном стальном винте передний ход или реверс включаются более «жестко», нежели с алюминиевым. Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет сцепления или фрикционных синхронизаторов – шестерни переднего и заднего хода включаются жестко, через кулачковую муфту – «храповик». Смягчает «удар» при включении только резиновый амортизатор, запрессованый в ступицу винта. Выход из положения один – холостые обороты должны быть отрегулированы и находиться в норме (обычно 650–850 об/мин).
Конструкция
– сечение лопасти (толщина) у стального винта вдвое тоньше алюминиевого. Это позволяет получить более высокий КПД на высоких скоростях.
Алюминиевые винты изготавливаются простым методом кокильного литья, накладывающим определенные ограничения на конфигурацию и не отличающимся прецизионной точностью.
Стальные винты отливают по специальным формам, что обеспечивает более высокую точность и позволяет создавать практически любые формы. Практически каждый стальной винт доводится вручную. Отсюда высокая себестоимость и цена стальных винтов.
Лодочный винт, гребной, лодочный мотор, модификация, определение шага, обозначение, маркировка, расшифровка, буквенный индекс, лопасть
Понятие крейсерной скорости моторной лодки
Для минимальных затрат топлива используют показатель крейсерной скорости транспортного средства. Достичь значения данного показателя можно при средней скорости мотора. Крейсерная скорость никогда не будет превышать показатель максимальной скорости, но изменяется количество потраченного топлива. Расход топлива можно оценить, зная технические характеристики моторного транспорта, а именно сколько километров пройдет лодка, при использовании одного литра топлива. Для парусных судов используют цифру среднего значения скорости, так как ход судна происходит галсами.
Морская миля
На море основной мерой расстояния является миля. Важно отметить, что миля морская и миля сухопутная — разные вещи. Сухопутная составляет 1609 метров. Морская миля равняется длине одной минуты линии земного меридиана. Земной меридиан условно представляет собой дугу, и ее длина измеряется в градусах, минутах и секундах.
Таким образом, длина одной морской мили составляет 1852 метра. Разница между сухопутной и морской милей существенна, поэтому важно не путать эти единицы измерения.
Вам будет интересно:Железнодорожный колледж в Гомеле — путь к великой профессии
Кроме мили, расстояние в море измеряется с помощью таких единиц, как фут, дюйм, ярд, морская сажень и морской кабельтов.
Пример вычисления скорости судна
Корабль движется со скоростью 20 морских узлов. Ему нужно пройти расстояние 100 км до места назначения. Какова его скорость в километрах, и сколько времени ему понадобится на прохождение данного расстояния?
Для начала необходимо перевести скорость из узлов в километры, для этого 20 нужно умножить на 1,852. Получается, что скорость корабля в километрах равняется 37 км в час.
Затем следует разделить расстояние 100 км на скорость корабля 37 км/ч. Получится, что кораблю потребуется примерно 2,7 часа, чтобы достигнуть места назначения, идя со скоростью 20 морских узлов.
Скорости судов зависят от их размеров, технических характеристик, назначения и других факторов. Грузовые суда и пассажирские лайнеры ходят обычно со скоростью 10-20 узлов, а корабли военного назначения способны развивать гораздо более высокие темпы передвижения. Например, боевой корабль HCMS Bras D’Or 400 имеет скорость 62 узла (116 км в час).
Источник: sudovayalavka.ru
Самые быстрые военно-морские корабли в мире
В статье, посвященной самым быстрым лодкам в мире, мы увидели одну общую черту — необходимость в спокойной водной поверхности для проведения скоростного бега, и обычно все они случаются на озере. Если возникнет турбулентность, лодка может разбиться с заданной скоростью.
Теперь поговорим о кораблях ВМФ. Кто-нибудь видел еще (не спокойные) моря или океаны? Волны и движение ветра делают морскую поверхность совершенно другой игрой в мяч.
Нет никаких шансов, что здесь можно достичь скорости 300+ миль в час (да, самая быстрая лодка летит со скоростью 300 миль в час), но именно здесь флоту необходимо бороться с пиратами, контрабандистами и недружественными силами. Если это так, то судам необходимо быть достаточно быстрыми, чтобы догнать или, если уж на то пошло, достичь места с хорошей скоростью. Следовательно, корабли военно-морского флота должны быть быстрыми. Как быстро? Давай выясним.
Еще один момент, прежде чем мы продолжим статью — когда мы говорим о военно-морских кораблях, это включает в себя авианосец, эсминец, перехватчик, подводные лодки и т. Д. Все они различаются по размерам и функциям, и, следовательно, когда мы говорим о скорости, есть вероятность, что в список могут попасть меньшие корабли, а не корабли размера авианосца. Для удобства доступна отдельная статья о авианосцах, которую читатели могут прочитать здесь .
1. А-90 Орленок
Во вводной части я упомянул, что не будет военно-морского корабля, который бы приближался к 300 милям в час, что, хотя фактически верно, я не упомянул одно исключение; Фактически, единственное исключение, которое развивает скорость более 240 миль в час. Речь идет об А-90 «Орленок», российском амфибийном наземном транспортном средстве (Экраноплан), который может развивать скорость более 400 км / ч; и мы думали, что корабли не умеют летать.
Когда я говорю летать, я буквально имею в виду летать. А-90 был способен не только парить на высоте нескольких метров над поверхностью воды из-за эффекта земли, он действительно мог пролететь до 3000 метров. К сожалению, из-за других военных приоритетов пять были построены в 70-х годах, и все были сняты с вооружения к 1993 году. В этом списке будет несколько скоростных кораблей, «которые нужно ввести», но «Орленок», который был намного быстрее, на самом деле служил страна.Как это интересно!
- Название: А-90 Орленок
- Страна: СССР
- Максимальная скорость: 216+ узлов
- Постоянная скорость: такая же, как максимальная скорость
- Водоизмещение: 140 т.
- Дальность: 1080 морских миль — 1242 миль — 2000 км
- Статус: на пенсии
Из-за своего естественного режима работы А-90 был невидим для радаров, так как он летел всего в нескольких метрах над поверхностью моря. Кроме того, поскольку он не касался поверхности моря, он также был невидим для эхо-сигнала SONAR. В современном мире с корветами-невидимками это может показаться не очень технологией, но в 1970-х годах это имело большой смысл.
На самом деле это все еще имеет смысл, и эта конкретная модель еще не история. С 2014 года в разных странах ведутся переговоры о строительстве такого Экраноплана. Так что мы все-таки можем увидеть это снова в 21 веке.
2. Перехватчик спецназа, WP-18
Софреп (точка) com
WP-18 — новейший представитель в мире быстрых гидроциклов, который также построен относительно новой компанией Abu Dhabhi MAR. Назначение корабля — перехват, и он будет использоваться военно-морскими силами и береговой охраной стран, закупающих его.
- Имя: Перехватчик спецназа, WP — 18
- Страна: Абу-Даби
- Максимальная скорость: 65+ узлов
- Поддерживаемая скорость: 47 узлов
- Водоизмещение: 13 тонн
- Дальность: 400 морских миль — 460,31 мили — 741,1 км при 47 узлах
- Статус: в производстве
Даже крейсерская скорость 86 км / ч похожа на вождение автомобиля по дороге. Более или менее, во всем мире это скорость для безопасного вождения, и WP-18 делает это на неспокойной воде. Форма WP-18 позволяет ему преодолевать волны и достигать скорости. Однако для достижения максимальной скорости может потребоваться более спокойное море.
3. HMCS Bras d’Or
Это первый из самых быстрых невооруженных кораблей ВМФ в мире. Фактически, даже сегодня он продолжает оставаться самым быстрым линкором. Читатели, прочитавшие статью о самых быстрых авианосцах, знают, что скорость большинства линкоров составляет половину скорости этого корабля. Бюстгальтеры HMCS Bras развивали максимальную скорость в 63 узла и имели немного знаменитого прошлого и немного печально известного конца. Знаменитая часть состоит в том, что идеи и концепции Александра Грэхема Белла о подводных крыльях вошли в разработку этого корабля. Взгляните на некоторые из его отличных характеристик (Отлично, потому что в то время ни один другой корабль не был ближе к этим цифрам):
- Имя: HMCS Bras d’Or.
- Страна: Канада
- Максимальная скорость: 63 узла
- Поддерживаемая скорость: 40 узлов
- Водоизмещение: 240 т.
- Дальность: 500 морских миль — 575,4 миль — 926 км при 40 узлах
- Статус: на пенсии. В музее в Квебеке
А теперь трагедия — несмотря на то, что он был самым быстрым кораблем в то время, когда корабли еще не догадывались идти со скоростью более 20-25 узлов, нехватка ресурсов положила конец морскому пути HMCS как военного корабля в 1971 году. Имейте в виду, что этот корабль был буквально он летел вдвое быстрее, чем любой другой корабль того времени, а А-90 еще не совершил свой первый полет.
Кроме того, он был устойчивым на крейсерской скорости 40 узлов, тогда как для других кораблей она была бы 18 узлов. Даже взглянув на этот список, 2016 построил WP-18 почти на грани с HMCS. Как тебе скорость? Впечатляет, правда? Желающие могут посетить Морской музей Квебека и взглянуть на историю прямо в глаза.
4. Корвет класса Skjold
До появления перехватчика WP-18 это был один из самых быстрых кораблей ВМФ. Skjold, что на норвежском языке означает щит, является частью Королевского военно-морского флота Норвегии. Всего их было построено шесть, они сверхбыстрые, с возможностью скрытности и оснащены ударными ракетами. Их скоростные показатели тоже впечатляют.
- Имя: Корвет класса Skjold.
- Страна: Норвегия
- Максимальная скорость: 60+ узлов
- Поддерживаемая скорость: 40 узлов
- Водоизмещение: 274 т при полной нагрузке.
- Дальность действия: 800 морских миль — 920 миль — 1500 км при 40 узлах
- Статус: в производстве
Другая сторона в Скьольд. Боевой корабль!
Если это хоть как-то утешает, то этот Корвет по-прежнему остается самым быстрым боевым кораблем в мире. У него есть довольно неприятные ракеты, которые могут уничтожить большинство вражеских кораблей.
5. Barracuda XSV — 17
Barracuda XSV — 17, как и Skjold, является высокоскоростным судном, пронизывающим волны и способным развивать скорость до 60 узлов. Есть видео, на котором XSV (он же Thunder Child) едет по волнам во время шторма. Видно, что он способен справляться с волнами высотой 20 футов и выше и при этом выполнять свою работу.
- Название: Barracuda XSV — 17.
- Страна: Ирландия
- Максимальная скорость: 60 узлов
- Поддерживаемая скорость: 45+ узлов
- Водоизмещение: 15,9 т при полной нагрузке.
- Дальность действия: 350 — 700 морских миль — 805 миль — 1296 км
- Статус: в производстве
6. Перехватчик DV15 RWS
CMN-group (точка) com
DV15 RWS был одним из самых быстрых перехватчиков до WP-18. Фактически, обе упомянутые поделки от одного производителя. Это хорошая защита от катеров. Борьба с пиратством, операции по борьбе с контрабандой и активное патрулирование — вот некоторые из его основных сильных сторон.
- Название: Interceptor DV15 RWS.
- Страна: Абу-Дабхи
- Максимальная скорость: 50+ узлов
- Поддерживаемая скорость: 40 узлов
- Смещение: нет данных
- Дальность: 350 морских миль — 402 мили — 648 км при 40 узлах
- Статус: в производстве
DV15 уже находится на вооружении многих стран. 45 единиц DV15 уже поставлены, и многие другие находятся в стадии разработки. Это одна конкурентоспособная единица, и во многих случаях страны, наблюдающие за такими перехватчиками, закупают как DV15, так и WP-18 в комбинации. Мозамбик является хорошим примером приобретения обоих перехватчиков.
7. Судно на подводных крыльях класса Pegasus
Подводные крылья класса Pegasus были разработаны компанией Boeing для ВМС США. Это было больше для операций США в рамках НАТО, чем для самих США. Задолго до того, как разрекламированные USS Freedom и Independence из-за своей высокой скорости присоединились к флоту, судно на подводных крыльях было известно своей скоростью, которая даже сегодня превосходит предыдущие два корабля. Конечно, упомянутые корабли в сравнении с судами на подводных крыльях похожи на два разных сегмента. Мы узнаем о USS Freedom и Navigation чуть позже в этом же списке.
- Название: Pegasus — класс судов на подводных крыльях
- Страна: Соединенные Штаты Америки
- Максимальная скорость: 50 узлов
- Поддерживаемая скорость: 40 узлов
- Водоизмещение: 241 тонна при полной нагрузке.
- Дальность: 350 морских миль — 402 мили — 648 км при 40 узлах
- Статус: на пенсии с 1993 г.
Всего их было построено 6, и они были сданы в эксплуатацию в 1977 году. В конечном итоге они были списаны в 1993 году.
8. Военный корабль США «Флагстафф» (PGH-1)
Это было единственное судно класса Flagstaff, построенное и используемое ВМС США. Это были суда на подводных крыльях, очень похожие на суда класса «Пегас». Однако его история связана с неисправным оборудованием и необходимостью капитального ремонта. PGH-1 даже был отдан ВМФ береговой охране, которая после двух лет эксплуатации вернула его ВМФ. Береговая охрана была очень впечатлена скоростью судна для операций по борьбе с контрабандой и перехвату подозрительных судов.
- Имя: USS Flagstaff (PGH — 1)
- Страна: Соединенные Штаты Америки
- Максимальная скорость: 50 узлов
- Поддерживаемая скорость: 48 узлов
- Водоизмещение: 68 тн при полной нагрузке
- Диапазон: Неизвестно
- Статус: на пенсии с 1978 г.
PGH-1 сделал блестящую карьеру, недолго прослужив во Вьетнаме, а затем на Тихоокеанском флоте. После того, как береговая охрана вернула судно ВМФ, оно было списано, а позже отправлено на слом.
9.a. USS Independence
Военно-морской флот США «Индепенденс» вместе с военно-морским флотом «Свобода» испытывался американскими военно-морскими силами в качестве высокоскоростного боевого корабля класса Littoral. Независимость построена Austal USA в Алабаме. Боевой корабль развивает скорость 52 мили в час, что ближе к крейсерской скорости автомобилей в большинстве стран. Они созданы для антипиратских операций, поддержки перехвата и служат в качестве средств поддержки для крупных авианосцев.
- Имя: USS Independence
- Страна: Соединенные Штаты Америки
- Максимальная скорость: 45 узлов
- Поддерживаемая скорость: 44 узла
- Водоизмещение: 3500 метрических тонн
- Дальность: 3500 морских миль — 4000 миль — 6500 км
- Статус: В эксплуатации
Излишне говорить, что он может похвастаться стелс-сборкой, что хорошо видно на картинке. Он также имеет еще один рекорд по продолжительности плавания с постоянной скоростью 44 узла в течение 4 часов. Такие долгие часы устойчивой высокой крейсерской скорости 44 узла не имеют себе равных.
9.b. USS Freedom
Теперь большая часть того, что мы прочитали в разделе «USS Independence», верно и для USS Freedom, и любая новая информация, которую мы здесь имеем, также верна для USS Independence. В конце концов, это тот же запрос предложения, на который ответили два разных производителя. Хотя Freedom разработан Lockheed Martin.
- Имя: USS Freedom
- Страна: Соединенные Штаты Америки
- Максимальная скорость: 45 узлов
- Поддерживаемая скорость: 44 узла
- Водоизмещение: 3500 метрических тонн
- Дальность: 3500 морских миль — 4000 миль — 6500 км
- Статус: В эксплуатации
Корабль поставляется с вертолетной площадкой и ангарами, что означает, что он действительно может нести вертолеты в своем отсеке. Общий заказ на корабли прибрежного класса был сокращен с 52 до 40, и ожидается, что ВМФ выберет одного поставщика в будущем. До сих пор и Lockheed, и Austal являются поставщиками, производящими свои корабли.
Вернуться в порт
Как и во многих наших статьях о военных транспортных средствах, путешествующих по суше, морю или воздуху, всегда присутствует элемент неожиданности; неожиданный поворот в ожидаемом иначе составе. Мы видели подводные лодки, разработанные для скорости 6 Маха (без шуток), летающие корабли в этой статье и дроны со скоростью 20 Маха. Это удивительные творения, и мы надеемся, что мы увидим их больше в гражданских целях.
Отказ от ответственности: добавленные в статью видео принадлежат пользователям, разместившим их на YouTube. Автор не владеет ими и не подтверждает, что они принадлежат тем, кто разместил их на YouTube. Видео включены, чтобы дать некоторую дополнительную информацию по обсуждаемой теме.
Источник: ru.fusedlearning.com