Материал предназначен для проведения урока в 4 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторы – составители Елесина О.В., Луганская Г.А., Ненашева Т.А.
Тема: Горные породы и минералы
– Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.
1. Образовательная – предметный результат: сформировать у четвероклассников представления о том, что такое горные породы и минералы, их различие и свойства.
2. Развивающая – метапредметный результат: развивать логическое мышления, восприятие, умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.
3. Воспитательная – личностные результаты: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности; воспитание желания учиться. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
Ворона преследует нас каждое утро. Мы узнали причину / SANI vlog
Тип урока : открытие нового знания
Методы обучения : частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации деятельности : работа в группах, фронтальная, индивидуальная.
Технологии : проблемно — исследовательская технология, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии, технология группового обучения
Ι. Мотивационно-целевой этап.
Цель: активизация учащихся,
- Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.
Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).
Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).
Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль).
А теперь посмотрите на эпиграф к уроку, и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
- Работа с эпиграфом, постановка проблемного вопроса.
Эпиграф «Человек совершенно не думает о том, что под ногами. Всегда мчится… самое большое – взглянет как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги…»
— Почему он так сказал? (ответы детей)
-Что находится у нас под ногами? (Полезные ископаемые)
-Сегодня мы с вами начинаем изучать не все полезные ископаемые, а
Тема урока: «Горные породы и минералы»
-Что мы должны узнать на уроке? (Что такое минералы, горные породы, их свойства и применение). Начнем с определения понятий горные породы и минералы.
— Напишите ваши предположения (Приложение 1) .
-Что такое горная порода? (ответы детей)
-Что такое минералы? (ответы детей)
-В чем отличие горных пород от минералов? (ответы детей)
— Все ли из вас смогли ответить на эти вопросы? (нет)
-Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. (Являются ли минералы горными породами или нет?)
-Сможем ли мы сейчас подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Нет, потому что у нас нет достаточно информации: мы не знаем что такое горные породы и минералы)
-Чтобы ответить на эти вопросы проведем практическую работу.
Рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? ( гранит 3 части, соль – одна).
Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? ( Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? ( однородное тело)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов. А минералы – это однородные неорганические вещества).
Сравните свой ответ, с ответом в учебнике.
ΙΙ. Проектно-исследовательский этап
— дать понятие «горные породы и минералы»;
-выяснить основные свойства горных пород и их применение
-обогащать словарный запас, развивать речь
Как же образуются горные породы? Давайте посмотрим видео.
-В глубине Земли такая высокая температура, что плавятся твердые камни, которые мы видим на поверхности Земли. Камни плавятся и образуется магма, которая поднимается к поверхности земли по ее трещинам. Какая- то часть магмы выходит на поверхность, какая-то не находит выхода и застывает в земной коре. Так образуются многие горные породы. Из горных пород состоит земная кора.
Вывод. Горные породы это то, из чего состоит земная кора.
-С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют…каменный век.
-Как вы думаете, почему человек обратил внимание на камни? (ответы детей)
-А чтобы использовать эти ресурсы человек должен знать их свойства. Сейчас вы будете их исследовать. В начале урока вы вытащили фигуры. Объединитесь в группы.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей, изучить состав и свойства горных породи их отличие от минералов. Каждая группа получит инструкцию (Приложение 3), файлы с материалами. (Приложение 4). На исследования вам отводится 18 мин. (Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу, карандашом отметьте нужную информацию).
Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. (Приложение 2). ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов).
Группа 1 исследует гранит
Группа 2 исследует глину (известняк)
Группа 3 исследует к варц
Группа 4 исследует к аменный уголь
Группа 5 исследует применение горных пород и минералов
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Заполнение таблицы. Отчет каждой группы.
Подведение итогов урока
Цель: подвести итог урока
Составление схемы на доске
Твердость Прочность Постоянная форма Горючесть Пластичность
Строительство Ювелирка Облицовка зданий и т.д.
V. Рефлексия. Взаимооценка.
— В течение всего урока мы с вами составляли схему. Давайте вернемся к плану нашего урока. На все вопросы мы получили ответы?
— Составьте небольшой рассказ по теме урока и расскажите его своему соседу по плечу.
— Это самый твёрдый минерал – алмаз. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз – самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.
— Оцените работу своего соседа. (Полный ответ – светлый ромб, неполный – голубой, недостаточный – красный).
— Прикрепите свои оценку твердости ваших знаний на наш алмаз.
VΙ. Домашнее задание.
Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.
Запиши свои исследования в таблицу
Состав и свойства
Цвет, блеск, запах,
( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые, пористые), свойства
Блеск (без блеска, блеск, стеклянный)_______________________
Растворяется в воде или нет _______________________
Твёрдость ( твёрдые, рыхлые, жидкие, слоистые, пористые) нужное подчеркни
Из чего состоит________________
Главное свойство ____________________________
Сохраняет или не сохраняет форму_____________________________
Вывод : __________________ относится к горным породам или минералам
Дорогие четвероклассники, мы предлагаем вам изучить материалы по теме: « Горные породы и минералы» Результатом вашей работы станет таблица. Чтобы вам легче было её заполнить, воспользуйся инструкцией:
1 . Запиши название образца в таблицу.
2.Рассмотри образец с помощью лупы. Запиши свои наблюдения в таблицу.
3. Чтобы выяснить, растворяется ли образец в воде, возьми стакан с водой, опусти в воду образец, помешай ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи свойство и запиши в таблицу.
4. Как ты думаешь, можно ли изменить форму? Попробуй сильно сжать образец. Изменилась ли форма? Ответ укажи в таблице.
4.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами, собранными в Приложении 4. Заполни таблицу.
5. Определи, относится ли данный образец к горной породе или минералу. Вывод запиши внизу таблицы.
6. Составьте краткий ответ.
Удачи вам в выполнении работы!
Глина – очень широко применяемый строительный материал. Она состоит и з мелко перетёртых камней. Глина и песок образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого шпата.
Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая.
При увлажнении глина становится пластичной (это главное свойство), ей можно придавать самую различную форму. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. Чтобы сделать изделие прочным его обжигают.
Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово «керама» — глина.
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется?
«Гранит» — название не русское, а итальянское и происходит от слова «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»?
В составе гранита видны зерна: черные — это слюда; мелкие зерна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть – полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части гранита.
Главное свойство гранита его прочность.
Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и используют для разных целей.
Каменный уголь относится к осадочной породе, образующейся в земных пластах. Это один и наиболее древних видов топлива, использовавшийся людьми десятки тысяч лет назад.
Каменный уголь образовывается в местах, где деревья и иные растения накапливаются в одном месте, после чего эта большая растительная масса не успевает полностью разлагаться. Идеальным местом для этого является бедная кислородом болотная местность.
Состав этого ископаемого и его вид зависит от возраста и глубины залегания. К самой древней породе можно отнести антрацит, залежи которого обнаружены на глубине до 5 км. В нем много углерода, минимум влаги и наиболее высокая теплота сгорания. Горючесть – главное свойство каменного угля.
Известняк — осадочная горная порода органического происхождения, состоящая преимущественно из скелетных остатков организмов. Может содержать примеси обломочного материала, глинистого и (или) кремнистого вещества, пирита.
Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, широко распространён известняк и в других местах. Этим горным породам характерно отсутствие блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей.
Самое знаменитое российское месторождение известняка находится близ села Мячково, построенного близ впадения Пахры в Москву-реку. Белый камень мячковского месторождения создал славу белокаменного столичного города. Прочность (главное свойство) местных известняков такова, что из отдельных разновидностей породы производились жернова для мельниц и мостовой камень.
Кварц — один из самых рапространённых минералов в Земной коре. Главное свойство твердость. Кварц добывается практически повсеместно. В России месторождения минерала есть в Карелии, Забайкалье, на Урале и Алтае. Очень много кварца в Сибири, на Кавказе, в Памире, Австрии, США, Мадагаскаре, Бразилии.
Цвет кварца разнообразный: белый, бесцветный, жёлтый, красный, зеленый, коричневый, розовый, оранжевый, серый, фиолетовый,
Ценное минеральное сырье: используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре. В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок) Также применяется в производстве кремнеземистых огнеупоров и кварцевого стекла. Многие разновидности используются в ювелирном деле как поделочные камни.
Источник: nsportal.ru
Что у Земли внутри?
Цель: Познакомимся с внутренним строением земли, особенностями земной коры, закрепить и углубить знания о горных породах, минералах, полезных ископаемых. Узнать как образовались горные породы.
- Создать условия для проявления познавательной активности, коммуникативных, предметных умений, развития навыков учебного труда (вести беседу, монологичный ответ).
- Закреплять навыки самостоятельной работы с текстом учебника, работой в группах.
- Способствовать развитию памяти, внимания, умения слушать.
- Создать условия для усвоения темы на уровне осмысления и применения.
- Углубить знания учеников
- Создать условия, способствующие воспитанию любви к природе.
- Создать условия для формирования культуры умственного труда.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?
- Познакомимся с внутренним строением земли, особенностями земной коры, закрепить и углубить знания о горных породах, минералах, полезных ископаемых. Узнать как образовались горные породы.
Сегодня будем работать в парах, поэтому окажите друг другу помощь, если потребуется.
Для чего необходимо изучить этот материал?
- Чтобы доказать значимость и полезность горных пород, интересные процессы внутри Земли.
Вспомните, что вы знаете о строении Земли?
Откройте учебник на с. 60, прочитайте первые три абзаца.
Сейчас мы с вами составим схему, которая нам поможет лучше запомнить материал, составить рассказ. Мы составляли таблицы, вспомните с какой целью? (передача основного содержания, можно сравнить)
- Из каких частей, слоев состоит Земля?
- Какова температура частей (слоев)?
- Каково агрегатное состояние?
У нас получилась схема, давайте по ней составим рассказ.
Но поверхность земной коры неровная: есть горы, равнины, холмы, овраги – Рельеф.
А сейчас я расскажу вам сказку:
“Как Иван– царевич Ключ Земли искал” /
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал и вырастил сына – удалого доброго молодца Ивана-царевича. Тяжело царю Додону править царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому неопытному сыну.
И решил царь испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и говорит: “Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир повидать да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять”.
Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он полями и лесами, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.
Долго ли коротко, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись “Литосфера”. Прочитал Иван-царевич мудрое название и призадумался.
Ребята! Кто поможет Иван — царевичу объяснить это название? (Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.)
Стал Иван — царевич про Ключ Земли спрашивать, ему отвечают : “Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства”. – “А как же мне туда добраться?” – спрашивает Иван — царевич. “Нужно вырыть глубокий колодец”, – отвечают ему люди.
Взял наш герой инструмент, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная.
У вас на столах лежит то, что Иван — царевич нашёл первым? Что это? (мел и пластилин). Но почему? Причем тут пластилин? (Не пачкает руки, лепим.)
Глина, приготовленная на особом жире, который предохраняет ее от высыхания и лучше склеивает частицы глины.
Прошел дождь. Колеи дорог заполнило водой. На некоторых дорогах вода стоит долго, а другие высыхают быстро? (Глина, песок.)
Описание: цвет, твердость, пачкает ли руки.
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу Осадочные горные породы.
Глубже роет колодец Иван– царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – гранит, бурый, магнитный железняк. Опишите их.
Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому называются Магматическими.
Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура.)
Что за порода лежит у вас? Опишите их.
Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор.)
Эти горные породы образовались на большой глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены, их называют – Метаморфическими.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства.
Поклонился ей Иван-царевич и молвил: “Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!” – “Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?” – “Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!” – “Ну что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!” – “Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!” (Ребята помогают отгадывать загадки.)
- Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль.) - Черен, как ворон,
А греет, как Солнце? (Уголь.) - Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума разума не наберешься? (Мел.)
Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: “Ну что, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?” – “Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве”. – “Вот тебе Ключ Земли, – отвечает царевна. – Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!”.
Схема по горным породам.
Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну подземного царства за науку и отправился в обратный путь.
А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно (Работа по схеме в обратном порядке).
А ещё Иван– царевич знаешь ли ты, что горные породы состоят из минералов (твердый компонент земной коры).
Гранит: кварц
слюда
полевой шпат
Минералов может быть несколько или один.
А скажи-ка мне Иван-царевич, чем горная порода отличается от полезных ископаемых? (Полезны, используются в народном хозяйстве.)
Скопления, залежи полезных ископаемых называют месторождениями. Они формировались в глубинах Земли и на ее поверхности в течение четырех миллиардов лет назад.
Иван-царевич, а богата ли твоя Богородская земля полезными ископаемыми?
В селе Ухтым Богородского района Кировской области имеется месторождение волконскоита, из которого изготовляли зеленую краску.
Вернулся Иван-царевич домой, в родной город и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: “Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич”. Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо.
Прославился своим умом и смекалкой.
А нам с вами прислали грамоту: (домашнее задание).
Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю вам успехов в учёбе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: прочитайте с.60, ответьте на вопросы и тесты с.63. Принесите контурную карту и кто хочет больше узнать– прочитайте сказки Бажова (Хозяйка Медной горы, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и т.д.).
Всего он написал 55 сказок, из них в 31 упоминается или о минеральной или горной породе. “Жил в заводе мужик один. Левонтием его звали.. Смолоду его в горе держали, на Гумешках то есть. Медь добывал. Так под землёй все молодые годы и провел.
Как червяк в земле копался ”. Желаю всем здоровья и упорства.
Понравилась ли вам путешествие?
Источник: urok.1sept.ru
Урок географии «Из чего состоит земная кора»; 5 класс
формированию интереса у учащихся к изучению литосферы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта России.
1. Что называют природными объектами?
2 Что такое литосфера?
3. Из чего она состоит?
4. Как мы называем предметы, которые нас окружают?
5. Что такое вещество?
6. В каких состояниях встречаются вещества?
Под землей их добывают, приложив немалый труд, уголь среди них бывает, нефть, и газ, и много руд. (Полезные ископаемые)
Определяют задачи с помощью учителя.
– Из земли или почвы и горных пород
Вещество– то, из чего состоят все тела и предметы в мире.
Выдвигают предположения о теме урока.
Дневник –следопыта ст. 41
Формулируют 1 задачу: Изучить из чего состоит земная кора?
Формулируют 2 задачу: Как образуются горные породы?
Формулируют 3 задачу: Каких горных пород больше на земле?
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание – постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.
1. Что такое вулкан? Как образовался вулкан?
2. 1. Как называется сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (вулканизм)
2. Что такое лава?
3 Назовите продукты вулканических извержений.
4 Перечислить типы вулканов.
5. Что такое гейзер? Назвать районы распространения гейзеров.
воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Учащиеся формулируют суждение.
Познавательные УУД:
воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
В природе существует несколько тысяч видов минералов и горных пород.
Горные породы – это вещества, из их которых состоит земная кора.
Минерал – природное тело с определённым химическим составом.
– Почему так разнообразны минералы и горные породы?
Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Учащиеся формулируют суждение (от условий их образования, которые происходят в земной коре)
(коллекция горных пород)
Метаморфические породы- породы, претерпевшие изменения на глубине.
Осадочные породы-породы, образовавшиеся в результате накопления и уплотнения вещества.
Источник: www.infobraz.ru
Урок географии 6 класс по теме»Горные породы, слагающие земную кору» (урок-сказка)
урок- сказка на исследование горных пород, их описание. «Как Иван — царевич ключ Земли искал» — сказочный герой ищет ключ Землм, ему попадаются разные горные породы(детям они предлагаются в коллекции), дети их рассматривают и описывают (раздаточный материал- карточка с таблицей для описания), закрепление материала -движение обратно с повторением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии 6 класс по теме»Горные породы, слагающие земную кору» (урок-сказка) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дьяконовская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района Костромской области
Урок географии в 6 классе
по теме: «Горные породы, слагающие земную кору»
Автор методической разработки урока
Учитель географии I квалификационной категории
МОУ Дьяконовская ООШ
Котова Зоя Петровна
Урок географии в 6 классе по теме:
«Горные породы, слагающие земную кору»
Цель урока: Сформировать представления о строении земной коры.
Образовательные задачи: Научить описывать горные породы, объяснять термины «полезные ископаемые», «строительные материалы»,
Развивающие задачи: продолжить работу по развитию устной монологической речи учащихся; повысить интерес учащихся к географии.
Воспитательные задачи: воспитать у учащихся бережное отношение к природе и рациональному использованию природных ресурсов, воспитать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.
Тип урока: Урок новых знаний
Вид урока: Урок-сказка.
Оборудование: плакаты из серии «Полезные ископаемые», условные знаки и таблички на магнитной доске, портреты главных героев сказки и грамота, коллекция горных пород и минералов, заранее составленные списки групп-учащихся, карточки с планом и таблицей, названиями горных пород.
- Орг. момент:
- Вступительное слово:
- Объяснение нового материала: (рассказ сказки)
- Название горной породы
- Цвет, твердость, пачкает ли руки?
- Где применяется?
- Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
- Черен как ворон, а греет, как Солнце (Уголь)
- Белый, как сахар, но не сладкий
Источник: kopilkaurokov.ru
Человек и литосфера
• «Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не воздушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
(Ф.И. Тютчев, русский поэт)
• «Человек – величайшая геологическая сила»
(В.И. Вернадский, русский учёный)
• «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими
победами над природой. За каждую такую победу
нам она мстит»
(Ф. Энгельс, экономист, философ)
3. Цели урока:
• Как человек использует минералы и горные породы?
• Как живут люди в горах и на равнинах?
• Изучит историю освоения литосферы
• Как человек изменяет литосферу?
4. Загадки о рельефе
• Что сперва в воде родится
А потом воды боится.
От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт
вулкан,
Фонтан вам тот известен.
Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и
удобрения.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник
настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
• Черён как ворон,
А греет, как солнце.
• Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься.
• Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
• Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Полезные ископаемые
Горючие:
УГОЛЬ, НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ,
ТОРФ
Металлические:
РАЗНЫ РУДЫ: ЧЕРНЫЕ И РУДЫ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Неметаллические:
КАМЕННАЯ СОЛЬ, ФОСФОРИТ И АПАТИТ,
ЯНТАРЬ И ГРАФИТ, ПЕСОК
15. Полезные ископаемые, что это?
• Минералы и горные породы земной коры, которые человек
использует в своей хозяйственной деятельности, называют
полезными ископаемыми.
• Приведите примеры хозяйственной деятельности.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. В каких районах, горных или равнинных, предпочитает жить человек и почему?
1. Освоены плодородные равнины
2. Долины крупных рек
3. Места с благоприятным климатом
4. Горные области дают человеку полезные ископаемые, лесные и
сельскохозяйственные продукты – 10 % населения мира
5. Наименее освоены человеком полярные районы. Почему?
• Почему рудные полезные ископаемые чаще всего
встречаются в горах?
31. В каких районах, горных или равнинных, лучше отдыхать на ваш взгляд? И почему?
• Горы:
1. Пешие, конные прогулки по горам;
2. Можно сплавляться по горным рекам на лодках;
3. Санаторно-курортный отдых; (почему? карта)
4. Альпинизм, один из видов туризма.
• Равнины:
1. Отдых на побережье морей , озер, рек;
Источник: ppt-online.org