Чем выражено подлежащее в предложении десятки мальчишек плавали около лодки

Формировать представление о подлежащем, уметь определять какими частями речи в предложении может быть выражено подлежащее.

Содействовать развитию операций анализа, сравнения.

Организация практической деятельности с текстом.

Организация мыслительной деятельности учащихся.

Организация успеха (работа в паре)

Из текста выпишите грамматическую основу. Подлежащие в первый столбик, сказуемые во второй столбик.

Дед вдруг сильно затревожился, с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало в кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, начался лесной пожар, огонь идет прямо на него.

Ветер перешел в ураган.

На какой вопрос отвечает сказуемое?

На какой вопрос отвечает подлежащее?

Докажите, что задание выполнено верно.

Организация ситуации поиска нового знания (работа в группе)

Найдите в предложениях подлежащие.

Никто не хотел уходить с дискотеки.

Сытый голодного не разумеет.

Как найти подлежащее и сказуемое в предложении. Обучающее видео по русскому языку. Часть 1.

Четыре — четное число.

Громкое ура неслось по окрестности.

Провожающие стояли на перроне.

Трое друзей играли в хоккей.

Один из них уже получил первый разряд.

Сколько групп у вас получилось?

По каким морфологическим признакам вы распределили все слова на группы?

Проблема: Учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено именем существительным, но не знают, что оно может быть выражено и другими частями речи, выступающими в роли существительного.

Выводы: в предложениях, которые даны, подлежащее выражено не существительным, а другими частями речи.

Сравните свои выводы с теорией на стр 39.

Сделайте выводы, какими частями речи может быть выражено подлежащее.

Организация и применение нового знания

1.Заря разгоралась все больше и больше, краски на камышах и воде беспрестанно менялись, ивовые листья блестели. 2. Вошел высокий военный. 3. Днем к Семенову приходили отдыхающие. 4.Желающие купили билеты на концерт. 5.Провожающие вышли из вагона. 6.Все живое тянется к солнцу.7. Это мне очень нравится.

8.Никто не бегал по коридору. 9.Что медленно разгорается, то жарче горит.

Например: Дед понял, что начался пожар.

Старик понял, что что-то горит.

Родной город

Вот дом, который построил мой отец. Мы живем на втором этаже. У самого окна стоит сосна. Точно такие же две сосны растут и дальше по улице, а там, где кончаются кварталы домов, стеной встает глухая тайга. Этим местам природа придает особый колорит. Четыре года назад на этом месте была деревушка, а теперь здесь поднимается город, где поселилось уже около ста тысяч жителей.

Приезжающие отмечают шумные новоселья. В минуты торжества над всей тайгой несется радостное «ура». Здесь часто бывают военные, ведь мой город расположен вблизи пограничной заставы. Жить в этом городе — одно удовольствие. Славное завтра ожидает здесь людей, которые впишут свои имена в историю города. В минуты разлуки я скучаю по нему как по доброму милому другу.

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Ведь не зря говорят: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха».

3.Отредактируйте текст, выделите подлежащие, определите, какой частью речи они являются.

Двух бойцов сидят в дозоре над холодною водой.

(А.Твардовский).

Десятки мальчишки плавали возле лодки.

(К.Паустовский).

Меня окружает тысячи удивленных глаз.

Семь козлят резвились на лужайке.

Организация самоконтроля, самооценки, рефлексии.

Какими частями речи могут быть выражены подлежащие?

Есть ли в предложении подлежащее: Выздоравливающие готовились к выписке. Докажи.

Выполни самостоятельную работу.

Моя солдатская шинель — как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Бабье лето — прекрасная пора.

У нас разыгрался волчий аппетит.

Сила воли — ценнейшее качество человека.

Горный хрусталь считается полудрагоценным камнем.

Проверь себя по ключу.

*Научились ли вы находить подлежащие?

*Что на уроке было самым трудным, неинтересным? Интересным?

*Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости?

Критерии оценивания к уроку «Подлежащее»

Называет признаки подлежащего, вычленяет подлежащее из предложения; распознает способ выражения подлежащего; отличает подлежащее от других членов предложения.

Классифицирует подлежащее, определяя какой частью речи выражено подлежащее, проводит синтаксический анализ предложения, выявляя подлежащее, создаёт заданные подлежащие.

Читайте также:  Как проверить лепестковый клапан на 2т лодочном моторе

Обобщает изученный материал, проводит корректировку предложений, преобразует подлежащие, заменяя их разными частями речи.

Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания — дескрипторы

Даёт определение понятию «Подлежащее»

Знает чем может быть выражено подлежащее в предложении

Определяет чем выражено «Подлежащее»

Различает подлежащие по способу выражения их в тексте, объясняя свой выбор.

Определяет подлежащее, указывая, какой частью речи оно выражено

Осуществляет синонимическую замену подлежащего

Строит схему предложения

Сравнивает подлежащие на основе их структуры, делает выводы

Анализирует и интерпретирует полученную информацию

Корректирует готовые подлежащие по заданной установке

Оценивает роль подлежащих в предложении

Корректирует готовые подлежащие в собственной интерпретации

Корректирует собственные подлежащие на различных уровнях

Источник: for-teacher.ru

Подлежащее — что это такое

В каждом предложении есть грамматическая основа, состоящая из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Это его каркас и мы в общих чертах рассмотрели его в одном из наших предыдущих уроков. Сегодня же подробнее поговорим о составляющих этого каркаса и узнаем что такое подлежащее.

  • 1 Подлежащее как часть предложения
  • 2 Вопросы и обозначения
  • 3 Как найти подлежащее в предложении
  • 4 Способы выражения подлежащего
  • 4.1 Словосочетание в качестве подлежащего

Подлежащее как часть предложения

Этот термин ввёл М.В. Ломоносов: подлежащее – значит «лежащее в основе».

Слово/Словосочетание, которое представляет собой главный предмет или объект в предложении и отвечает на вопросы «кто?», «что?», называется Подлежащим и относится к главным членам предложения.

Подлежащее в двусоставном предложении указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом:

  • Засмеятьсядобрым, светлым смехом может только глубокая, добрая (кто? что?) душа (Н.В. Гоголь).
  • Сначала в семействе чувствовалась (кто? что?)неловкостьв обращении с князем Андреем (Л. Толстой).

В односоставных предложениях, где нет сказуемого, подлежащее в одиночку играет роль основы и указывает обычно на место, время событий:

  • Земская больница. Утро (А.П. Чехов).
  • Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет (А.Блок).

Вопросы и обозначения

К подлежащему задают вопросы именительного падежа кто? что? Оно обозначает предмет (одушевлённый или неодушевлённый), лицо, явление, отвлечённое понятие:

  1. Птицывсё громче и хлопотливее щебетали в чаще (Л. Толстой).
  2. Солотча – извилистая неглубокая река (К. Паустовский).
  3. Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле… (И.С. Тургенев).
  4. Установилась хорошая погода (А.М. Горький).
  5. Приятные думы, пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод (А.М. Горький).

В качестве условного обозначения этот главный член принято подчёркивать одной чертой .

Как найти подлежащее в предложении

Подлежащее указывает на предмет речи. Поэтому чтобы его найти, надо понять, про что говорится в предложении: Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты (А. Коваленков). Пусть сильнее грянет буря! (А.М. Горький).

  1. В первом предложении сообщается о солнце и перекатах . Проверяем, задав вопросы от сказуемых: скрылось (кто? что?) солнце, затуманились (кто? что?) перекаты.
  2. Второе предложение про бурю :пусть грянет (кто? что?) буря. Лучше задавать именно два вопроса, чтобы не спутать подлежащее с дополнением.

В предложении с похожими формами важен порядок слов. Например: Весло задело платье. Здесь в соответствии с порядком слов весло должно считаться существительным именительного падежа и, следовательно, подлежащим: задело (кто? что?) весло.

Однако никогда не надо забывать и о смысле, который важнее порядка слов: Солнце закрыло облако. Здесь указанное действие может совершать только облако : закрыло (кто? что?) облако.

Бывают случаи, когда для определения подлежащего нужен более широкий контекст. Например, в предложении Вчера приехала сестра Александра подлежащим может быть сестра Александра (т.е. Александра – это имя сестры) или только сестра (если Александр её брат).

Способы выражения подлежащего

В роли подлежащего чаще всего выступают существительные или местоимения именительного падежа. Это связано с тем, что первая из указанных частей речи обладает обобщённым значением предметности и наиболее удобна для выражения предмета мысли и речи, а вторая — является её заместителем:

  • Ничего не понимая и виляя хвостом, Тётка пошла за ним.
  • Через минуту она уже сидела в санях около ног хозяина… (А.П. Чехов).
Читайте также:  Лодка норвик 360 характеристики

Но подлежащим может быть также любая другая часть речи, употреблённая в роли существительного, то есть субстантивированная (перешедшая в категорию имён существительных). Представим способы выражения подлежащего в виде таблицы.

Способы выражения Примеры выражения подлежащего в предложении
Имя существительное Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег (Н.Островский).
Местоимения Личные Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев).
Неопределённые Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский).
Отрицательные Ничто не сблизит больше нас (М.Ю Лермонтов).
Вопросительно-относительные Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А.С. Пушкин).
Указательные Это было в семидесятых годах (Л.Толстой).
Определительные Этак всякий может петь (А.П. Чехов).
Притяжательные Пускай моё пропадает (Л. Толстой).
Прилагательное Прекрасное должно быть величаво (А.С. Пушкин).
Причастие Танцующие теснились и толкали друг друга (А.И. Куприн).
Числительные Количественные Шестнадцать делится на два.
Порядковые А тот третий что во поле ветер (нар. песня).
Собирательные Двое покинули зал.
Наречие Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Р. Рождественский).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) Учить – ум точить.
Союзы, Частицы, Междометия Это « если бы », отнесённое им к прошедшему, сбылось (И.С. Тургенев).
И опять слышится « бу-бу-бу » (А.П. Чехов).

Словосочетание в качестве подлежащего

Предложения с подлежащим, представленные ниже, выражены синтаксически цельным словосочетанием.

Сущ.+ сущ. Р.п. Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (М. Шолохов)
Сущ.+ сущ. Т.п. Базаров с Аркадием уехали на второй день (И.С. Тургенев).
Мест. + мест. Р.п. Каждый из нас по-своему лошадь (В.В. Маяковский)
Мест.+ мест. Т.п. Мы с тобой бестолковые люди…(Н.А. Некрасов).
Мест.+ сущ. Т.п. Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (А.М. Горький).
Числ.+ сущ. Р.п. Три танкиста, три весёлых друга – Экипаж машины боевой (Б. Ласкин).
Числ.+ мест. Р.п. И ни один из нас не замёрз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).
Фразеологизм Муки Тантала были ему не под силу (А.П. Чехов).
Имя собственное Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев)

При нахождении подлежащего в таких предложениях важно обращать внимание на форму сказуемого:

  • Дед с матерьюшли впереди всех (А.М. Горький). В этом предложении глагол-сказуемое множественного числа, поэтому подлежащим следует считать словосочетание дед с матерью .
  • Дедс матерью шёл впереди всех. Подлежащим будет только слово дед , так как глагол-сказумое единственного числа.

Особенностью подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов свыше, больше, меньше, около является отсутствие формы именительного падежа: Около десятка книг прочитано за полгода.

Задание. Выделите подлежащее в следующих шести предложениях

  1. Степь осветила луна.
  2. Послышался хруст снега около дома (А.Н. Толстой).
  3. Тысяча неправд не стоят и одной правды (Пословица).
  4. Каждый из нас станет на краю площадки (М.Ю. Лермонтов).
  5. Вот раздалося «ау!» вдалеке (Н.А. Некрасов).
  6. Половина неба была закрыта низкой тёмной тучей (Л. Толстой).

Источник: gramotnosty.ru

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено

Дата: 17.06.2021
Время чтения:

Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто?

Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Сразу два важных момента

Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами.

Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые.

Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Читайте также:  Проблемы лодочных моторов гольфстрим

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Курсы подготовки к ВПР по русскому языку

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели

Актуально для учеников всех возрастов.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Когда подлежащим являются два существительных

Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

Бывают ли предложения с одним подлежащим

У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Курсы ОГЭ по русскому языку

Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России

Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.

Что значит «подлежащее отсутствует»

Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

Что значит «подлежащее опущено»

Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

  1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
  2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.

Источник: vsvoemdome.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...