Чем уничтожают подводные лодки

С исторической точки зрения, противодействие торпедам было средством выиграть время кораблю или подводной лодке, пытающихся избежать атаки. Военно-морские технологии XXI века меняют способ их использования. Сегодня средства противодействия можно использовать для уклонения и отрыва, вплоть до последующего выхода в атаку. Известны четыре основные типов средств противодействия торпедам: генераторы шума, глушители, ложные цели и противоторпеды. Рассмотрим их различия и тактическое использование.

Широкополосные гидроакустические станции шумопеленгования, установленные на современных подводных лодках обнаруживают цель путем сравнения в широкой полосе частот отношение сигнал / шум звукового излучения цели с более тихим фоновым шумом. Этот контраст отображается в виде разных оттенков или цветов на экране рабочего места гидроакустика, формируя ниспадающие сверху вниз следы. Широкополосные акустические шумогенераторы мешают шумопеленгованию, не дают различить фоновый шум от цели. Одним из таких приборов является морской акустический электромеханический маяк третьей марки — простейшее средство противодействия торпедам.

🚩 БОРЬБА С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ WOWS 🔥 Как использовать глубину ПРОТИВ них. Подводникам также смотреть

Шумогенератор запускается в соленой морской воде после отстрела с подводной лодки. Затем высвобождается поплавок, который фиксирует устройство на заданной глубине. Электрохимическая батарея питает двигатель и электронику, которые создают широкополосный шум. Громкий звуковой след охватывает весь спектр широкополосного тракта гидроакустической станции, эффективно повышая фоновый шум за пределы регистрируемого полезного соотношения сигнал-шум цели, «забивая» отметку на мониторе акустика одним сплошным цветом без контраста. Таким образом, люди не могут отличить цель от фонового шума моря.

У таких приборов небольшое время работы, и они становятся тише по мере расхода заряда. Как правило выставляется сразу несколько приборов с разнесением задержек на запуск. Это дает уклоняющейся подводной лодке больше времени до истечения фонового поля. Такие приборы не эффективны против большинства современных торпед, таких как российская УГСТ или Черная акула. Это связано с тем, что шумогенераторы прикроют маневры уклонения подводной лодки от широкополосной шумопеленгатора противника, но не скроют подводную лодку от гидролокации или узкополосных режимов шумопеленгования торпеды.

Российская торпедная ловушка «Вист» в экспортном варианте представляет собой пятидюймовую 30-фунтовую акустическую систему противодействия, которая сочетает в себе широкополосный генератор шума с активным подавлением звуковых сигналов и активным воспроизведением торпед. Другими словами, он может имитировать собственный узкополосный гидроакустическую след подводной лодки, но имеет относительно короткое время автономной работы — менее 10 минут. В целом, «Вист-Э» менее эффективен, чем современные ложные цели НАТО, но при использовании в группах поможет создать поле замешательства, которое затруднит наведение большинства торпед.

БОРЬБА С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ 💪 ТЕПЕРЬ ПЛ НЕ СТРАШНЫ 😉⚓ World of Warships

«Лодочный скутер» и «отстреливаемый расходный скутер» являются реактивными ловушками, созданными израильскими фирмами Ультра электронные океанские системы и Рафаэль. Лодочный вариант предварительно загружается во внутренние или внешние пусковые установки — торпедные аппараты приборов противодействия и может быть автоматически запущен при обнаружении торпеды.

Приманка зависнет на глубине от 10 до 300 метров, ожидая приближающейся торпеды. Гидролокатор торпеды анализируется и распознается электроникой ловушки, после чего настраивается собственная посылка для формирования ложной цели конкретного типа приближающейся торпеды с использованием эффекта Доплера.

Эффект Доплера важен для обмана логики торпеды, потому что это одна из многих проверок которые схемы торпеды могут выполнить для проверки цели. Когда встроенная батарея разрядится, приманка стирает свое программное обеспечение и затапливается. Второй вариант исполнения для надводных кораблей. Выполненный аналогично первому отличается тем, что запускается ракетным двигателем из корабельной пусковой установки — трубы, после чего приводняется.

Прибор акустического противодействия подводным лодкам № 102 используется подводными лодками с баллистическими ракетами Королевского флота и многоцелевыми атомными подводными лодками серии Астьют. Это универсальная автономная система противодействия торпедам внутреннего размещения диаметром четыре дюйма. Задание программируется перед запуском на глушение и(или) отвлечение торпед следующего поколения, таких как американские торпеды 48 марки с расширенными возможностями.

Глушители, такие как система гидроакустического противодействия ВМС США, четвертой марки первой модификации, одноразовое средство противодействия диаметром 6,25 дюйма и весом 120 фунтов. Снаряд издает звуковые сигналы в широком диапазоне для того, чтобы сбить логику обнаружения торпед большим количество ложных целей. Это запускает алгоритм прероверки цели в логике самонаведения торпеды, что непрерывно перезапускает ее новыми целями каждую секунду. В результате торпеда кружит вокруг генератора помех, проверяя несуществующие цели, в то время как настоящая подводная лодка покидает зону поиска.

Большинство современных торпед, таких как Рыба-меч Королевского флота, имеют режимы для преодоления такого рода глушилок. Более старые и менее мощные торпеды могут использовать команды наведения, получаемые по длинным кабелям телеуправления с подводной лодки-носителя, для сброса режима поиска торпеды. Однако, последний метод требует прямого участия операторов системы управления огнем подводной лодки.

В феврале 2019 года США заключили контракт на разработку 3-дюймовой версии глушилки четвертой марки, получившей новую, пятую марку. Это снизит эксплуатационные расходы на программу глушилок этого типа, поскольку каждое устройство хранится в герметичном корпусе подводной лодки. а не внешне. Срок службы глушилки внешнего исполнения составляет 12 лет, но только 2 года при его установки на внешнее пусковое устройство.

На третьем этапе указанного контракта изучается возможность использования автоматических подводных аппаратов — дронов для противодействия торпедам. Это придает многоцелевой подводной лодке большую тактическую гибкость, поскольку она может подготовить поле боя перед атакой с помощью многочисленных автоматизированных подвижных ложных целей, которые самостоятельно удаляются от позиции подводной лодки. Тестирование системы проходит на военно-морских полигонах у побережья Вашингтона, Калифорнии, Вирджинии, и в Атлантическом подводном центре испытаний и применения на Багамах.

Чтобы отреагировать на возможности современных торпед противодействия ложным целям, таким как перепроверка целей и частотное селектирование, фирма Леонардо создала свою систему для подводных лодок и для надводных кораблей. Для подлодок это 12-ствольная внешняя пневматическая пусковая установка стреляющая стационарным глушителем длиной 3,7 фута, весом 33 фунта и диаметром 3 дюйма и пятидюймовым имитатором подвижной цели (приманкой).

Глушитель удерживается на заданной глубине плавучим буйком, который разворачивает кабель, опускающий генератор помех на наиболее эффективную глубину исходя из свойств морской среды. Имитатор отводится от генератора помех, отвечая на эхо-сигналы гидролокатора приближающейся торпеды так, как если бы это был подлинный ответ.

Эффект Доплера движущейся приманки и высокого отношения сигнал-шум достаточно, чтобы на короткое время увести оружие. Когда торпеда понимает, что следует за приманкой, оно с большей вероятностью возвращается к генератору помех, а не к цели. Пусковая установка для лодок может срабатывать вручную или автоматически при обнаружении торпеды. Система выдает рекомендуемый курс уклонения, чтобы отвести цель от подвижной ловушки.

ультра электроника также разрабатывает приборы противодействия следующего поколения. Это 3-дюймовое устройство для запуска изнутри будет уводится от носителя и предоставлять тактическую информацию по звукоподводной связи и для обновления тактической информации между кораблями и подводными лодками. Прибор будет действовать как автономный полнодуплексный канал акустической связи и, в случае необходимости, подавитель торпед или ловушка.

3-дюймовый прибор Пловец второй марки находится в разработке, он обеспечивает больше тактических возможностей и может запускаться вне прочного корпуса. Это дает командирам подводных лодок больше тактических возможностей. Такие устройства расширяют диапазон обнаружения гидролокатора, действуют как защита от контратаки и могут обеспечивать широкополосную маскировку, пока подводная лодка перемещается.

Читайте также:  Нужна ли категория на лодочный прицеп

Буксируемые ложные цели распространены на большинстве военных кораблей. Даже линкор Айова применял систему Никси. Буксируемые ложные цели используют как широкополосный генератор шумов, который генерирует больше энергии в полосе шума, чем корабль-цель, так и активный повторитель-усилитель импульсов, который возвращает сигнал гидролокатора торпеды с амплитудой в два-три раза большей принимаемой. Это притягивает торпеду к буксируемой ловушке, где она будет кружить до тех пор, пока у нее не закончится энергия. Это лучший вариант, чем одноразовые средства противодействия, потому что, если к буксируемой ловушке подается питание, она будет работать непрерывно и может быть использована повторно.

В расходных средствах противодействия есть батареи,. активируемые морской водой, рассчитанные на время работы от 6 до 45 минут. Современные буксируемые ложные цели также могут действовать как датчики раннего предупреждения о торпедах и предупреждать буксирующее судно о приближающемся оружии до того, как его гидроакустические датчики на корпусе обнаружат его.

Компания Ультра электроника создала систему торпедной защиты надводных кораблей тип 2070. В этой системе противодействия торпедам нового поколения используются как активные, так и пассивные особы, которые надежно перехватывают и уничтожают приближающиеся торпеды. Подробная информация о том, как тип 2070 выполняет свою работу, остается строго засекреченной.

Российский противоторпедный комплекс «Пакет-Э / НК» предназначен для поражения торпед или подводных лодок на глубине до 800 метров. Эта быстро реагирующая система противодействия состоит из установленной на палубе поворотной пусковой установки на восемь залпов, системы управления «Пакет-Э» и гидролокатора «Пакет-АЭ». Система может автоматически предупреждать о приближающейся торпеде, рассчитывать ее путь и запускать антиторпеду, выводя из строя торпеду. Комплекс обеспечивает корабли уникальными противолодочными и противоторпедными способностями. Этот подход точечной защиты используется в случае, если традиционное уклонение не удается.

Торбастер фирмы Рафаэль — это самоходная приманка, запускаемая с внешней пусковой установки. Он имитирует ответный сигнал гидролокатора приближающегося, создавая ложную цель. Система рассчитает дальность подрыва торпед и в зоне срабатывания самостоятельно взорвет заряд, способный повредить или уничтожить любое находящееся поблизости оружие.

Развитие оружия и средств защиты идут рука об руку друг другу с самого начала военных действий. От меча и щита до локатора и подавителя — военная наука отвечала на каждую новую технологию соответствующим ответом. С 80-х годов прошлого века торпеды были главным средством поражения кораблей в морской войне, не оставляя у цели иного выбора, кроме как измотать оружие до конца запасов энергии. Современные антиторпедные технологии, такие как российская противоторпеда ближнего действия «Пакет-Э / НК», еврейская «Торбастер» и латиноамериканская программа компактных противоторпед, делают обычные торпеды устаревшими.

Впервые морские боевые корабли получили возможность отбиваться от подводных атак. Они могут контратаковать приближающиеся торпеды, а не полагаться на обман и уклонение как единственный метод выживания. Это дает флотам новые возможности подавления вражеских атак, вместо обычного в таких случаях маневра уклонения.

Морские бои XXIвека будут сильно отличаться от боев прошлого века. Новые системы вооружения, такие как кинетическое оружие ВМС США и лазерные пушки потребуют агрессивных командиров. Произошел сдвиг в сторону наступательных операций, и командиры, признающие эти новые возможности, будут вознаграждены.

Источник: shoehanger.livejournal.com

Боевые магниты против советских подводных лодок

В начале 1960-х годов, в самый разгар холодной войны и на фоне разворачивающегося Карибского кризиса, моряков блока НАТО всё больше волновали советские подводные лодки. Количество этих лодок было достаточно большим, поэтому в качестве средств борьбы с ними рассматривались самые разные варианты. Даже на первый взгляд абсолютно странные и глупые. Именно к таким идеям и относилось использование специальных магнитов, которые помечали бы лодки.
При этом некоторые бредовые, на первый взгляд, идеи обнаружения подводных лодок действительно выстрелили. К примеру, предложенная в те годы гидроакустическая система противолодочного наблюдения, представлявшая собой гигантскую сеть размещённых в толще воды донных микрофонов. Эти микрофоны должны были терпеливо слушать океан и разговоры морских обитателей, ожидая появления советских подводных лодок. Данная система работает и используется до сих пор.

К менее элегантному и ещё более странному варианту, который дошёл до нас больше в виде анекдотов, относят идею сбрасывания с борта самолётов специальных «гибких магнитов», которые должны были крепиться к корпусу советских субмарин, делая их более «шумными», а значит, и менее скрытными.

В американском издании The National Interest ещё в сентябре 2019 года вышла статья о данном необычном оружии. Весь материал был построен на основе информации из книги «Hunter Killers», которую написал военно-морской писатель Йен Балантайн.

Как появилась идея с боевыми магнитами?
После завершения Второй мировой войны мир достаточно быстро погрузился в холодную войну. СССР по понятным причинам не мог рассчитывать на серьёзное превосходство надводного флота. Основная ставка делалась на подводную войну и многочисленные подводные лодки.

Советская промышленность в сжатые сроки освоила выпуск сотен достаточно хороших и совершенных на тот момент времени подводных лодок, которые представляли реальную угрозу для флотов стран НАТО и их морских транспортных коммуникаций.
Подводная лодка С-189 проекта 613

Во многом бурному развитию советского судостроения способствовали богатые немецкие трофеи. Техника, попавшая в руки советских инженеров после Второй мировой войны, тщательным образом изучалась и осмысливалась. К моменту начала Карибского кризиса в 1962 году в составе советского флота насчитывалось уже порядка 300 дизель-электрических подводных лодок и несколько атомных субмарин.

При этом наиболее массовой советской дизель-электрической лодкой была субмарина проекта 613. Лодка строилась с 1951 по 1958 год и была выпущена чудовищной серией – 215 экземпляров. В основу этого проекта легла немецкая подводная лодка конца Второй мировой войны – тип XXI. Причём практика эта касалась флотов практически всех стран. Лодки проекта XXI, являвшиеся венцом немецкой подводной войны, повлияли на всё послевоенное подводное судостроение.

Менее массовыми, но только в сравнении с проектом 613, стали советские субмарины проекта 641. Они представляли собой логическое развитие лодок 613 проекта. Лодка, получившая по натовской кодификации название Foxtrot, была построена серией в 75 экземпляров. Строительство лодок по этому проекту началось в 1957 году.

Бороться с армадой советских лодок ВМС стран НАТО на тот момент не могли, сил альянса для этого не хватало. Об этом открыто говорил британский адмирал Р. М. Смитон. Смитон считал, что с таким количеством советских лодок помогло бы справиться только ядерное оружие, а именно удары по местам их базирования вдоль советского побережья. Но подобное решение было ещё хуже самой проблемы.

На этом фоне рассматривались самые различные варианты и способы борьбы с субмаринами. В первую очередь необходимо было решать проблему скрытности подводных лодок. Именно скрытность всегда была главной силой и защитой подлодок, позволяя им оставаться незамеченными.
Подводная лодка проекта 641

Раз скрытность – главная защита субмарин, значит, надо найти средство, которое сделает их более шумными. Примерно так рассуждал канадский учёный, предложивший свой вариант решения проблемы. Он считал, что необходимо некое «липкое» устройство, которое позволило бы создавать подводный шум и сделало бы лодку более заметной. В результате учёным была сконструирована простая конструкция из магнитов на шарнирах, которые смогли бы закрепиться на металлическом корпусе подводной лодки.

Читайте также:  Что за лодки квиксильвер

Движение лодки заставляло бы их стучать по корпусу, словно расшатанная дверь, выдавая положение субмарины гидроакустикам. При этом удалить устройства с корпуса можно было бы только по возвращении на базу. Это потребовало бы затрат времени и сил. Расчёт был именно на это. В попытках найти средство, позволявшее снизить активность советского подводного флота, решено было поэкспериментировать.

Боевые магниты испытали на англичанах
Как говорил герой фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», тренироваться лучше на кошках. В роли кошек выступили англичане. Британцы регулярно привлекали свои подлодки для совместных учений в Атлантике. В конце 1962 года Великобритания отправила на совместные противолодочные учения с канадским военно-морским флотом субмарину «Auriga».

На тот момент это была лодка-ветеран, она была спущена на воду в конце Второй мировой войны – 29 марта 1945 года. Во время одной из тренировочных операций лодку буквально засыпали сверху боевыми магнитами. Их сбросили с борта пролетевшего над лодкой канадского патрульного самолёта.

Эффект был достигнут, ровно тот, на который и рассчитывали. Часть магнитов попала и осталась на корпусе субмарины. Это был в прямом смысле оглушительный успех, так как они действительно издавали грохот, который хорошо слышали гидроакустики. Однако дальше начались проблемы. При всплытии часть магнитов соскользнула и провалились сквозь отверстия и щели в лёгком корпусе лодки, оказавшись в верхней части балластных цистерн.
Британская подводная лодка «Auriga»

Проблема была в том, что снять их в море не представлялось возможным. Извлечь магниты смогли только тогда, когда «Auriga» оказалась в сухом доке в Галифаксе. Произошло это только через несколько недель. Всё это время подводная лодка не могла похвастаться незаметностью даже при подводном ходе. Пока все магниты не были найдены и сняты, субмарина не могла принимать участие в операциях на море.

На советские лодки данные магниты действовали бы аналогичным образом. Как пишет Йен Балантайн, с подобным магнитным оружием столкнулись экипажи двух советских лодок проекта 641 Foxtrot. Из-за этого им якобы пришлось прервать плавание и вернуться на базу. Причём советский подводный флот мог позволить себе отправку в вынужденный отпуск нескольких субмарин, а НАТО на тот момент времени – нет.

При этом противолодочные силы НАТО не могли практиковаться в использовании данных разработок, получив неприятный опыт с «Auriga», которая надолго выбыла из числа действующих единиц флота. Как результат, весь эксперимент был признан неудачным, и вскоре военно-морских специалистов НАТО разочаровало новое «оружие». А сама идея с магнитами была оценена как провальная.

Свою роль, возможно, сыграло и то, что на корпусе новых субмарин (сначала атомных) начало появляться специальное резиновое покрытие – шумопоглощающие пластины. К нему не прикрепились бы никакие магниты.

Эксперт посчитал информацию о боевых магнитах нереальной
Преподаватель Военного университета Минобороны России, кандидат военных наук, военный политолог Владимир Карякин, комментируя статью в американском журнале The National Interest российским журналистам, назвал материал не более чем выдумкой. По его мнению, история о планах НАТО бомбардировать советские субмарины особыми магнитами больше похожа на фантастику, чем на правду. Об этом он рассказывал изданию «Радио Sputnik».
Противолодочный самолёт США, период Карибского кризиса

Владимир Карякин полагает, что материал был рассчитан на тех людей, которые верят сказкам и мифам. По словам специалиста, у СССР были даже титановые лодки, а это тот материал, который не обладает магнитными свойствами. При этом стальной корпус лодок также покрывался специальной оболочкой, которая снижала шумность.

Для наглядности эксперт привёл бытовой пример с магнитом и холодильником. Через тонкий лист бумаги магнит прикрепится, а через толстый лист картона – нет. Так и толстый слой, защищающий субмарину от обнаружения, не дал бы магнитам прикрепиться. На взгляд Карякина, озвученные идеи были нереальными. Сам материал он назвал оружием информационной войны, призванным укрепить у обывателя уверенность в том, что нашим субмаринам можно что-то противопоставить.

Ответ эксперта отсылает нас к современности, в которой он активно воюет с «западной пропагандой». Причём титановые лодки действительно не строил ни один флот в мире, кроме советского. Но первая такая лодка появилась только в середине 1970-х годов, а последними титановыми подлодками стали «Акулы». После них в России снова вернулись к практике постройки стальных лодок.

При этом на лодках постройки 1950-х годов, которые и описываются в статье The National Interest, никакое резиновое покрытие не наносилось. Речь идёт о субмаринах первого послевоенного поколения – массовых советских дизель-электрических лодках проектов 613 и 641. Описываемые в статье события как раз относятся к началу 1960-х годов и именно к этим лодкам. Тогда не было ни титановых лодок, ни массового распространения шумопоглощающих покрытий корпуса.

В любом случае идея с боевыми магнитами не перестаёт выглядеть очень странно и похожа на анекдот. В то же время она вполне могла быть реализована на практике в экспериментальном порядке. В статье, описывающей события 1962 года, говорится о том, что такие магниты не применялись масштабно, а само их использование быстро было оценено как провальное. В связи с этим не очень понятно, какой именно элемент информационной войны развеивал в своём интервью «Спутнику» преподаватель Военного университета Минобороны России.

Источник: yaustal.com

Идеальное оружие США для уничтожения российских и китайских подводных лодок

Американский «Си Хантер» (Sea Hunter, «Морской охотник») сделал большой шаг вперед. 30 января ВМС США приняли на вооружение «Подводный необитаемый комплекс для слежения за подводными лодками» (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel, ACTUV), разработанный Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (ДАРПА, DARPA).

«Морской охотник», так называется первый корабль проекта ACTUV, представляет собой беспилотник, предназначенный в первую очередь для непрерывного, вплоть до нескольких месяцев, отслеживания малошумных дизель-электрических подводных лодок. При этом участие человека в управлении кораблем сведено к минимуму. DARPA так определяет цель проекта: разработка высокотехнологической беспилотной системы, которая позволяет выполнять автономные миссии на расстоянии в тысячи километров и в течении нескольких месяцев, в условиях модели дистанционного управления.

Это также подразумевает, что корабль будет действовать в рамках международного морского права и использовать уникальные возможности нестандартных технологий, обеспечивающих надежный и непрерывный контроль над малозаметными подводными целями. DARPA также отмечает, что, хотя непосредственной целью проекта было улучшение возможностей слежения за подводными объектами, технологии будут использоваться при разработке новых проектов морских беспилотников.

Прототип представляет собой корабль водоизмещением 140 тонн и длиной 40 метров, что делает его самым большим беспилотным кораблем из когда-либо построенных. Сообщается, что корабль может также развивать скорость в двадцать семь узлов. Дальнейшая работа по проекту ACTUV, включая строительство новых кораблей, будет вестись Управлением военно-морских исследований (ONR), которое стало партнером программы в 2014 году. DARPA начало работу над проектом в 2010 году. Совместное тестирование началось в 2016 году. «ONR продолжит разработку революционного прототипа транспортного средства-первого из того, что в конечном итоге может стать совершенно новым классом кораблей, способных преодолевать тысячи километров в открытом море в течение нескольких месяцев, без экипажа на борту — в качестве надводного беспилотного корабля среднего водоизмещения (MDUSV)», — говорится в заявлении ДАРПА.

Читайте также:  Матисс лодка как правильно

Хотя, как подсказывает название, основная миссия системы ACTUV будет отслеживание подводных лодок, DARPA и ONR проверяли судно и на возможность применения в других сферах с использованием различных модулей. Одна из интересных перспектив — использование «охотников» для разминирования, что не потребует подвергать риску жизни людей. По данным DARPA, прототип корабля завершил испытания с использованием установки для разминирования (MCM) в августе 2017 года.

Представитель DARPA, работавший над программой ACTUV, отметил, что корабль представляет собой сдвиг в философии ВМС США. «ACTUV представляет собой новый взгляд на морской театр военных действий. Вместо небольшого числа многофункциональных и дорогостоящих кораблей на „сцену“ выходит большое число унифицированных и более простых платформ, которые в своей совокупности будут более эффективны, — заявил директор отдела военных технологий DARPA Фред Кеннеди. — Военные говорили о стратегической важности замены „короля“ и „королевы“ на морской шахматной доске множеством „пешек“, и ACTUV является первым шагом к тому, чтобы сделать именно это».

Хотя проект ACTUV начат до появления «Третьей компенсационной стратегии» (стратегия, предусматривающая использование новейших технологий и передовых методов управления для достижения преимущества над войсками противника, — прим. ред.), проект, безусловно, вписывается в эту работу. Бывший заместитель министра обороны США Роберт Уорк (Robert Work), которого часто называют архитектором «Третьей компенсационной стратегии», неоднократно заявлял, что использование достижений в области искусственного интеллекта и автономности (оружия) будет иметь центральное значение для успеха стратегии. Он также подчеркивал важность потенциала взаимодействия между человеком и машиной. Хотя это может быть не совсем то, что он имел в виду, проект подразумевает взаимодействие человека и машины, поскольку «Морской охотник» обеспечивает только наблюдение, в то время как другие корабли будут необходимы для фактического уничтожения подводной лодки противника.

Конкурентные стратегии, такие как «Первая компенсационная стратегия» (тактическое ядерное оружие), часто используют экономически эффективные системы. «Морской охотник» из этой темы. Как отмечает Франц-Штефан Гади (Franz-Stefan Gady) в интервью «Дипломату» (Diplomat), «Морской охотник» будет обходиться «от 15 до 20 тысяч долларов в день, в то время как ежедневные расходы на эксплуатацию ракетного эсминца с противолодочными боевыми возможностями (ПЛО) составляют около 700 тысяч долларов».

Улучшение потенциала ПЛО является насущной потребностью для ВМС США, учитывая численность и характеристики вражеских подводных лодок. Китай лидирует в этом отношении. По некоторым оценкам, дизель-электрический подводный флот Пекина может вырасти примерно с пятидесяти в 2016 году до семидесяти пяти в 2030 году. Сами цифры не раскрывают всей истории, потому что китайские подводные лодки также станут и более продвинутыми (и более тихими), поскольку Пекин заменит устаревающие корабли на более современные. Россия также добилась больших успехов в модернизации подводного флота, который оказался в плачевном состоянии после окончания холодной войны.

ВМС США могут ввести на вооружение первого «Морского охотника» уже в этом году. В декабре 2017 года ВМС заключили контракт на 35,5 миллиона долларов с компанией «Лейдос» (Leidos), чтобы начать работу над созданием второго корабля, предварительно получившего название «Морской охотник II».

Военно-морские силы США намерены расширить возможности «Морского охотника», который предназначен для поиска подводных лодок. Согласно заявлению разработчиков, корабль сможет вести огонь по надводным целям и осуществлять электронную борьбу. Разработкой «Морского охотника» занимается Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (ДАРПА, DARPA) с 2010 года. Проект получил название «Подводный необитаемый комплекс для слежения за подводными лодками» (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel, ACTUV).

«Морским охотником» удаленно управляет оператор с помощью джойстика. Тем не менее, технологический прогресс и быстрое развитие алгоритмов, позволяющих повысить уровень автономности корабля, вдохновили представителей ВМС США задуматься о дополнительных функциональных возможностях беспилотника, который первоначально задумывался как охотник за подводными лодками. «У нас нет ограничений, но, прежде чем мы приступим к этому, нужно создать более автономную самоуправляемую систему», — заявил руководитель программы беспилотных морских систем Джон Ракер (Jon Rucker).

Дальность похода корабля — 10 тысяч миль. Благодаря установленному на борту сонару и другим датчикам он способен обнаруживать даже самые бесшумные подводные лодки противника.

Высокочастотный гидролокатор способен определить форму, размер, скорость и другие характеристики любого подводного объекта противника. «Морской охотник», длина которого составляет 40 метров, а водоизмещение — 145 тонн, способен выполнять боевое задание при волнении моря в 5 баллов и высоте волны в 2 метра. Передовое гидроакустическое оборудование, система распознавания образов и алгоритмы автономной навигации позволяют обнаруживать малозаметные дизель-электрические подводные лодки противника. Идея состоит в том, чтобы держать их под контролем в случае необходимости даже в течение нескольких месяцев. Поэтому субмарины будут вынуждены держаться в стороне от стратегически важных районов.

По мере развития технологий предполагается развивать платформу в направлении автономности корабля: увеличить число функций, которые не нуждаются в управлении оператором. «Мы еще не достигли того технологического уровня, когда можем отказаться от оператора, — пояснил Ракер. — В наших планах модернизировать систему управления беспилотника датчиками для хранения и поиска информации (ISR), усовершенствовать вооружение и систему радиоэлектронной борьбы. Дрон будет иметь возможность работать и с надводными кораблями: управлять, контролировать и анализировать».

Если в будущем «Морской охотник» станет одновременно и более автономным и вооруженным смертоносным оружием, то проект будет в соответствовать нынешней доктрине Пентагона, в которой говорится, что любое применение поражающей силы должно приниматься человеком, обладающего правом командования и управления. Дрон способен автономно действовать до 90 дней, используя гидролокатор для поиска вражеских подводных лодок и других воздушных и подводных угроз, таких как мины. В конце прошлого года DARPA получило дополнительные 8,5 миллиона долларов для проведения дальнейших испытаний в рамках проекта.

«Испытания должны продемонстрировать уникальные возможности ACTUV, появившиеся благодаря нестандартным технологиям, которые позволяют осуществлять надежное и постоянное отслеживание самых бесшумных подводных целей», — говорится в заявлении в руководитель программы ACTUV DARPA Скотта Литтлфилда (Scott Littlefield). Должностные лица DARPA также утверждают, что цель программы ACTUV состоит в том, чтобы создать технологическую платформу, позволяющую обеспечить существенное преимущество перед дизель-электрическими подводными лодками с точки зрения размера и стоимости. Уловить едва заметный шум двигателей дизель-электрической подводной лодки в оживленных прибрежных водах — «все равно что попытаться идентифицировать звук автомобильного двигателя в шуме крупного города», заявил командир Минно-трального и противолодочного командования (NMAWC) ВМС США Фрэнк Дреннан (Frank Drennan). Использование сонара ACTUV также предназначено для ограничения рисков для морских экосистем и таких обитателей морских глубин, как киты.

Спуск на воду и церемония крещения корабля состоялась в апреле 2016 года.

Источник: inosmi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...