Вызов нового пластика
О некоторых проблемах с ремонтом стеклопластиковых корпусов нового поколения
Знаете ли вы, что такое дициклопентадиен? Если ваша стеклопластиковая лодка требует ремонта, вам нужно изучить, что означает это слово.
Глядя на проблему
Какие же особенности должны вы учитывать, и какие методы применять, если вам предстоит ремонт одной из таких лодок? Как добиться надежного соединения нового ламината со старым? Как вы можете убедиться в надежности и целости конструкции имеющейся лодки?
Проблемы со вторичным (построечным) ламинированием у новой лодки обычно могут быть легко обнаружены в местах, где шпангоуты, стрингера, флоры и фундаменты оборудования присоединены к корпусу посредством приклейки и ламинирования «мокрым» уголком. Просто смотрите вдоль линии соединения – нет ли там трещин.
Или, вооружившись отверткой или легким молоточком, простучите интересующие вас места, и слушайте звук. Он должен быть плотным и звонким. Необычный, глухой, дребезжащий или «пустой» звук сигнализирует о проблемах. Обозначьте проблемные места, и внесите их в план ремонта.
Ремонт стеклопластика или ремонт стеклопластикового днища лодки
Если ваша лодка не показывает признаков проблем вторичного ламинирования, будьте настороже, если лодка построена позже конца 90-х. Хотя сегодня нет никаких причин считать, что ваша лодка не может быть правильно отремонтирована, я знаю только о двух случаях, когда верфи отзывали лодки по таким причинам. По большей части они стремятся ремонтировать их. Эти лодки были построены на заре применения «новых» смол, когда правильные технологии еще не были точно установлены и внедрены в производство.
Внимательно проэкзаменуйте структуру расслоившегося ламината. Это даст вам некоторые мысли относительно природы разрушения. Особое внимание обратите на поверхности разошедшегося клеевого соединения. Если эта поверхность шершавая, с торчащими волосками стекломатериала – то это хорошо.
Если же поверхность блестящая, то это означает, что имеется реальная проблема вторичного ламинирования на верфи, и возможно, весь силовой набор лодки не имеет надежного сцепления с корпусом. В этом случае вам необходима дополнительная предосторожность и постоянный контроль.
Тестирование пластика на наличие дициклопентадиена и определение прочности соединений вторичного ламинирования не может быть проведено по наитию, и требует определенных химических и механических тестов в лабораториях. Эти тесты могут быть весьма дорогостоящими, но их можно произвести с небольшими образцами ламината, вырезанного из корпуса.
Другой аспект ремонтных работ со стеклопластиковым ламинатом, который нужно иметь в виду, это необходимость механической его обработки, при которой образуется большое количество токсичной стеклянной пыли. Определите площадь подготавливаемой под оклейку поверхности.
Поскольку вам предстоит вторичное ламинирование, то для повышения прочности ремонтного места крайне важно зачистить поверхность на площади равной 10-12 толщин основного ламината. Например, вы хотите закрыть 5-сантиметровое неиспользуемое отверстие в однослойном стеклопластиковом корпусе 12-миллиметровой толщины.
пластиковая лодка ремонт носа( 1 часть)
Ремонт должен производиться как с наружной, так и внутренней стороны обшивки борта, что является стандартом для ремонта подводной части корпуса. Зачищаемая зона должна распространяться на 15 см. во все стороны от отверстия. Неожиданно, ваша 5-сантиметровая дыра превратилась в ремонтный участок диаметром 30 сантиметров! Обработанная под оклейку поверхность должна быть ровной, и глубина ее постепенно уменьшаться к краям. Поскольку отремонтированный участок никогда не может иметь прочность равную и исходным целым участком, то площадь под оклейку ремонтного места имеет критическое значение – чем она больше, тем меньше нагрузки приходится на единицу площади вторичного ламината.
Подбор стекломатериала
Теперь нужно произвести тщательный подбор стекломатериала для ремонта с учетом его типа, веса и ориентации волокон при укладке. Возможно, вам удастся добыть оригинальную схему укладки ламината именно вашего корпуса или других корпусов этой модели у производителя лодки или в ассоциации владельцев — тогда вам повезло.
Множество современных, особенно гоночных лодок имеют весьма замысловатую схему укладки стекломатериала, включая применение специфических его сортов – нетканых, би- и три-радиально усиленных материалов. В этом случае важно сделать подбор строго в соответствии с заводской спецификацией.
Тканные стекломатериалы — стеклоткани и стекломаты несложно идентифицировать на образцах, и сомнения могут быть только в относительно точном определении плотности материала. Но как быть в том случае, если неясна схема укладки, т.е. направления, в которых укладывались слои стеклоткани при постройке корпуса?
В таком случае образец обшивки диаметром 8-10 см. можно отослать в лабораторию на «burnout test» — тест на выжигание. Лаборатория ответит вам с информацией плотности стеклоткани и ее ориентации в образце. Она может быть «0-90» — т.е. уложенная продольно нос-корма, «плюс/минус 45», т.е. уложенная диагонально, или имела место комплексная трирадиальная укладка. Однако это существенные дополнительные расходы: ремонт 10 сантиметрового отверстия в корпусе, оставшегося после вырезания образца, будет кое-чего стоить, плюс расходы на пересылку и сам анализ в лаборатории, не считая нескольких недель ожидания, прежде чем придут результаты.
(От перев. Применительно к нашим условиям, оч.умелые ручки наших владельцев в состоянии самостоятельно провести некое подобие такого теста. Нужно лишь выжечь образец обшивки в пламени горелки, и с учетом того, что стекломатериал не горит, внимательно изучить оставшиеся после выгорания смолы образцы, аккуратно разобрав стопку обугленной стеклоткани. Возможно, вам удастся определить ориентацию слоев и плотность ткани (взвешивая образцы на точных весах, и разделив этот вес на площадь образца). Важно только сразу разметить расположение образца в корпусе, нарисовав на нем стрелку «нос-корма», чтобы не спутать направления волокон.)
Другие важные условия успеха
Когда вы подобрали для ремонта соответствующий стекломатериал, выбор смолы выходит на первое место, и здесь выбор должен быть сужен до подбора соответствующего сорта эпоксидной смолы и отвердителя в соответствии со спецификацией производителя. Вероятно, вам потребуется также некоторое количество гелькоута (для надводного борта). Все это касательно материалов. А как насчет вас самих? Делая такую работу, вам необходимо иметь средства индивидуальной защиты.
Нужно обзавестись несколькими комплектами бумажных костюмов с капюшонами для маляров. Поскольку необрастайка и стеклянная пыль, а также испарения из стеклопластика могут причинить вред вашим органам дыхания, применяйте респираторы с надлежащими фильтрами. Защищайте открытые участки тела – шею, запястья шарфиком и нарукавниками. Кисти рук должны быть защищены пыленепроницаемыми перчатками. Защитные очки и беруши абсолютно необходимы при работе с механическими шлифовальными машинами.
Интересовались ли вы когда-либо, почему так мало травы растет под лодками на стоянке? Необрастающая краска на днище корпусов воздействует и на земные растения, не только на водные. Она также нехороша и для человека – имейте это в виду. Некоторые яхт-клубы требует, чтобы при работе на их территории вы использовали только технику, позволяющую собирать пыль при обработке поверхности корпусов.
При подготовке к ремонту не забудьте обзавестись мензурками или точными весами для дозировки компонентов смолы, термометром для контроля температуры, а также обвесами из плотной ткани, чтобы окружить ними место ремонта, и иметь возможность подключить обогревательный фен для подвода тепла, если возникнет угроза высокой влажности или падения температуры воздуха. И когда все это у вас готово, разработан план ремонта и позволяет погода, смело беритесь за работу.
Об авторе: Bruce Pfund является экспертом по композитным конструкциям и сюрвейером прогулочного, коммерческого и военного флота. Он также технический редактор журнала Professional Boatbuilder.
From Cruising World by Bruce Pfund
Перевод Сергея СВИСТУЛА.
Опубликовано в журнале «Фарватер»
Источник: amariner.net
Блог
Состав и организация команды парусной гоночной яхты
Принцип построения любой команды гласит: «Интересы команды всегда выше интереса любого отдельно взятого человека». Следуя этому принципу, команда существует, растет и побеждает. Если кто-то из членов команды поставит свои интересы выше командных, то команды больше нет, можно расходиться в разные стороны.
- 08.11.2021
- 383
Преимущества и недостатки лодок RIB
Лодки RIB считаются скоростными и экономичными плавательными средствами. В России в последнее время они становятся достаточно популярны. Замечательно подходят для водного и туристического отдыха, а также для рыбалки или тендера для яхты. Лодка RIB — комбинированная: вроде бы надувная, но имеет жесткий корпус.
- 08.11.2021
- 665
Как начинающему яхтсмену принять участие в регате и что надо знать
Часто начинающие яхтсмены с завистью поглядывают в сторону опытных спортсменов, принимающих участие в регатах, и даже не рассматривают возможность собственного участия в подобных мероприятиях. Начинающему там делать нечего, ведь столько всего надо знать и уметь! Да, для участия в регатах на профессиональном уровне, требуются не только серьезные навыки и отличная подготовка, но и большие деньги. А вот любительские регаты доступны всем желающим.
- 05.11.2021
- 319
Предназначение и особенности системы AIS
В последнее время постоянно наблюдается увеличение количества автотранспорта на дорогах, то же самое происходит и на морских просторах. Ежегодное пополнение мирового гражданского флота составляет 3000 судов, водоизмещение которых свыше 100 тонн. А какими темпами увеличивается маломерный флот, статистика умалчивает.
- 05.11.2021
- 537
Что надо знать об управлении парусами яхты
Управлять парусами, значит четко знать, когда и какой парус необходимо поставить; не менее важно их вовремя убрать и самое главное — правильно сложить. Подготовительные работы к постановке парусов следует начать с доставки их к местам назначения и высвобождению из мешков. Яхта должна встать носом против ветра, в связи с этим надо первым делом её поставить на якорь.
- 04.11.2021
- 382
Как определить силу ветра
Ветер «подпитывает» парусники во время движения, поэтому любого яхтсмена интересует направление ветра, его скорость. Многие задумываются над вопросом ещё до выхода из марины: «Не изменится ли ветер?».
- 04.11.2021
- 362
Выбор и особенности эксплуатации тендера для яхты
Тендер отлично дополняет любую яхту, обеспечивая комфортную швартовку при высадке на берег. С ним можно обследовать мелкие бухты и заливы, удобно доставлять гостей с берега и обратно, развлекать детей (и не только), кроме того, в экстремальных ситуациях он просто незаменим.
- 03.11.2021
- 530
Использование ветрогенераторов на яхте
Бензиновые (дизельные) моторы, установленные на многих катерах, позволяют использование генераторов для зарядки аккумуляторов. У парусных судов двигатель отсутствует, поэтому требуется применение альтернативных источников для обеспечения электричеством.
- 03.11.2021
- 361
Основные моменты обслуживания судовой гидравлики
Гидравлическую систему парусного судна сравнивают с рабочей лошадкой, так как она выполняет на борту столько всего полезного и не требует к себе много внимания. Гидравлическая лебедка в паре с гидравлическим подруливающим устройством работают от заката до рассвета и не перегреваются.
- 02.11.2021
- 344
Особенности яхтенной этики
Мечтательно произнося слова «яхта» и «море» представляешь себе бескрайний простор; захватывает ощущение свободы и предвкушение открытия нового мира, незабываемых впечатлений. Многим приходится об этом только мечтать!
- 02.11.2021
- 894
Особенности заработка на сдаче своей яхты в аренду
В России яхта ассоциируется с успешными и богатыми людьми, воспринимается как нечто большее, чем дорогая игрушка. В Англии распространена пословица: «Яхта — это дыра в воде, окруженная деревом, куда надлежит швырять деньги». Отчасти верно, но это никого не останавливает; известно, что англичане приобретают почти 50% всех яхт в Европе.
- 01.11.2021
- 440
Настраиваем водоснабжение и канализацию яхты
Удивительно, но на маломерных судах требуется регулярное водоснабжение, хотя за бортом воды полным-полно. Отсутствие воды на яхте может надолго испортить настроение, и полноценного отдыха не получится.
- 01.11.2021
- 927
5 лучших погодных приложений для яхтинга
Яхтсмены, принимая решение, выходить сегодня в море или не стоит, ориентируются в первую очередь именно на погоду. Как узнать прогноз погоды, если плавание длится уже несколько дней? Выручают в таких случаях приложения прогнозов погоды.
- 29.10.2021
- 262
Что такое спинакер и как им управлять
Парусные регаты всегда привлекают много зрителей. Попутным ветром надуваются паруса, и судно бежит по морским просторам навстречу приключениям. Огромный парус, названный романтичным английским словом «спинакер», украшает крейсерские и гоночные яхты.
Источник: 2yachts.com
Чем отремонтировать стеклопластиковую лодку
Для опытных владельцев стеклопластиковых лодок, выпущенных 15-20 лет назад, ремонт корпусов и палуб лодок не составит особого труда. Ремонт же более новых моделей может вызвать некоторые трудности у их владельцев. В связи с ужесточением законов об ограничении количества вредных органических соединений, применяемых в судостроении, постепенно был изменен состав смол (полимеров) и гелькоутов, используемых для постройки стеклопластиковых лодок, что значительно усложнило их ремонт.
Вместо стирола — мономера, используемого для лучшего затвердевания смолы, с конца 90-х годов стал использоваться дициклопентадиен, обладающий низкой вязкостью. Раньше, при использовании стирола, не полностью прореагировавший с полимером мономер мог затвердевать в течение нескольких лет в процессе эксплуатации лодки – при ее постоянном нагревании-охлаждении, а его излишки постепенно испарялись из пластика. Теперь же, в современных стеклопластиковых лодках, где применены смолы в сочетании с дициклопентадиеном, отвердевание корпуса происходит за несколько дней или недель, что значительно улучшает косметический вид лодки, но создает проблемы при последующем ремонте (ламинировании) лодки.
Подготовка лодки к ремонту
Ремонт стеклопластиковой лодки представляет собой приклейку свежего стеклопластикового ламината к уже отвердевшему. Старые корпуса лодок не вызывают никаких проблем – новый ламинат соединяется на молекулярном уровне со старым в плотную полимерную структуру, поскольку старый пластик не стал еще полностью твердым и сохраняет способность к продолжению химический реакции. В случае с новым стеклопластиковым корпусом соединение произойдет лишь на глубину в несколько молекул, что не идет ни в какое сравнение с образованием единого полимерного блока.
Определив площадь поверхности, которую необходимо заклеить, требуется произвести зачистку для повышения прочности склейки. Очень важно, чтобы зачистка соответствовала площади, равной 10-12 толщинам основного ламината.
То есть, если вы хотите заклеить 5-сантиметровое отверстие в однослойном 12-милллиметровом корпусе лодки, то зачищаемая зона должна составлять около 30 см – по 15 см с каждой стороны от заклеиваемого отверстия. При этом ремонт должен производиться как на наружной, так и на внутренней поверхности корпуса. Обработанная поверхность должна быть достаточно гладкой и глубина ее должна плавно уменьшаться к краям. Безусловно, отремонтированный участок не будет иметь такую же прочность, как исходный целый участок, но для того, чтобы сделать ее максимально высокой, необходимо и площадь под оклейку сделать как можно больше – в этом случае нагрузка, которая приходится на единицу площади, будет значительно меньше.
Очень внимательно следует подойти к подбору стекломатериала для ремонта лодки с учетом его веса, типа и направления волокон. Оптимальный вариант – узнать схему оригинальной укладки корпуса вашей лодки у производителя. Если же это не представляется возможным, то тест на выжигание может быть проведен и в домашних условиях. Для этого нужно выжечь образец обшивки корпуса вашей лодки в пламени горелки, и, учитывая несгораемость стекломатериала, внимательно рассмотреть оставшиеся образцы, для чего следует осторожно разобрать оставшуюся после сгорания смолы обугленную стеклоткань и определить плотность ткани и ориентацию ее слоев. Чтобы в дальнейшем не спутать направление волокон образца относительно корпуса вашей лодки, необходимо разметить расположение образца перед сжиганием.
Если соответствующий стекломатериал подобран, то следующая задача – грамотно выбрать смолу. Для этого нужно руководствоваться в первую очередь спецификой производителя и выбрать подходящий сорт эпоксидки и отвердителя. Кроме того, для надводного борта вам потребуется некоторое количество гелькоута.
Техника безопасности при ремонте стеклопластиковых лодок
Также необходимо иметь ввиду, что при механической обработке ламината образуется много токсичной стеклянной пыли, поэтому нужно обзавестись несколькими комплектами защитных костюмов и респираторами с подходящими фильтрами. Открытые участки тела – шея, кисти рук также должны быть защищены. И не забудьте про защитные очки и беруши!
Кроме того, вам понадобятся мензурки или точные весы для взвешивания образцов стеклоткани и дозирования смолы, термометр для контроля температуры, а также обвесы из плотной ткани, чтобы окружить ими место ремонта. Необходимо также иметь возможность подключить обогревательный фен для подвода тепла, если возникнет угроза высокой влажности или падения температуры воздуха.
Важно: Перепечатка материала допустима только при наличии активной гиперссылки на источник
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 21.09.2011 Прочитано: 8637 |
Источник: www.vselp.ru