В статье журнала «Катера и яхты» описано применение магниевых протекторов для защиты дюралевых корпусов мотолодок от электрохимической коррозии в воде. В статье для изготовления протекторов рекомендуется сплав Мл-4пч.
Достать заготовку из такого сплава затруднительно. Встает вопрос о замене материала протектора на более доступный.
Химсоставы магниевых сплавов, представленные в [3,4,5,6], для наглядности сведены в таблицу 1, где в заголовке приведены требования к содержанию легирующих элементов и примесей сплава Мл-4пч.
Сравнительный химический состав магниевых сплавов, %
МП1 | 5.0-7.0 | 2.0-4.0 | 0.02-0.50 | 0.048 |
Мл4пч | 6.0 | 2-3 | 0.15-0.5 | ≤ 0,14% |
Мл1 | 0.2 | 0.2 | — | 1.5+0.15+0.15+?=1.8 |
Мл2 | ≤ 0.1 | ≤0.05 | 1.5 | 0.01+0.1+0.08+0.01=0.2 |
Мл3 | 2.5-3.5 | 0.5-1.5 | 0.15-0.5 | 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44 |
Мл4 | 6.0 | 2-3 | 0.15-0.5 | 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44 |
Мл5 | 8.3 | 0.5 | 0.33 | 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44 |
Мл6 | 9.6 | 0.6-1.2 | 0.3 | 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44 |
Мл7-1 | 5-6.5 | 0.3-0.7 | 0.3-0.6 | 0.25+0.1+0.08+0.01=0.44 |
Мл9,Мл10,Мл19 | ≤0.03 | 0.1-0.7 | — | 0.03+0.03+0.03+0.01=0.1 |
Мл11 | ≤0.03 | 0.2-0.7 | — | 0.03+0.03+0.03+0.01=0.1 |
Мл12 | ≤0.03 | 4.5 | — | 0.03+0.03+0.01+0.01=0.08 |
Мл14 | 1.7-2.3 | — | — | 0.03+0.03+0.01+0.005=0.075 |
Мл15 | ≤0.03 | 4-5 | — | 0.03+0.03+0.01+0.01=0.08 |
ВМл1 | — | — | — | 0.02+0.03+0.01+0.005=0.065 |
МА2-1 | 4.4 | 1.5 | 0.6 | 0.1+0.05+0.05+0.005=0.205 |
МА1 | ≤0.3 | ≤0.3 | 1.9 | 0.3+0.05+0.05+0.01=0.41 |
МА2 | 3.5 | 0.5 | 0.33 | 0.1+0.05+0.05+0.05=0.25 |
МА3 | 6.25 | 1.0 | 0.32 | 0.15+0.05+0.05+0.05=0.3 |
МА5 | 8.5 | 0.6 | 0.32 | 0.15+0.05+0.05+0.005=0.255 |
МА8 | ≤0.3 | ≤0.3 | 2.0 | 0.15+0.05+0.05+0.01=0.26 |
МА9 | 0.6 | ≤0.1 | 1.4 | 0.15+0.05+0.05+0.01=0.26 |
МА11 | ≤0.2 | ≤0.2 | 2.0 | 0.15+0.03+0.03+0.175=0.385 |
МА13 | ≤0.2 | ≤0.2 | 0.6 | 0.15+0.05+0.05+0.005=0.255 |
ВМ17 | ≤0.2 | ≤0.2 | 1.8 | 0.2+0.05+0.05+0.01=0.31 |
ВМ65-1 | ≤0.05 | 4.8 | — | 0.05+0.05+0.05+0.005=0.155 |
ВМД-1 | ≤0.2 | ≤0.2 | 1.6 | 0.15+0.05+0.05+0.005=0.155 |
ВМД-3 | — | 3.0 | — | 0.15+0.03+0.03+-=0.21? |
Электрон | ≤0.2 | 4.0 | — | -+0.5+-+-=0.5? |
В зависимости от близости химсоставов сплавов к Мл-4пч, все сплавы можно отнести к одной из групп предпочтительности применения их для протекторов взамен Мл-4пч (таблица 2).
Эпоксидный грунт РАЗ И НАВСЕГДА! Где, как и зачем?
100% способ удаления ржавчины и жучков за 1 минуту! Так легко коррозия еще не уничтожалась!
Предпочтения применения магниевых сплавов для изготовления протекторов
Предпочтительное применение (все легирующие элементы и примеси в норме) | Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМ65-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14. |
Можно применять (незначительное превышение по примесям) | Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13 |
Применять ли? (значительное превышение по примесям) | Мл1, МА1, МА11, ВМ17, ВМД-3, Электрон, МА3 |
Не применять (значительное превышение по легирующим элементам) | Мл5, Мл6, Мл7-1, Мл12, МА5 |
Из анализа данных таблиц 1 и 2 следует, что для изготовления протекторов можно рекомендовать следующие материалы в порядке убывания предпочтительности применения: Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМ65-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14, Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13.
В 2005 г. мной были изготовлены в соответствии с рекомендациями [1] и установлены на лодку «Казанка-5М2» (корпус из Д1АМ) два протектора из сплава МА2-1. Протекторы размещены на бортах ниже ватерлинии. Напряжение между корпусом лодки и протектором в речной воде составило 0,35 вольт. При этом протектор оказался отрицательно заряжен, а корпус лодки – положительно.
Обследования днища в конце каждого сезона показали, что следов коррозии значительно меньше, чем на лодках, не оснащенных протекторами. Сами же протекторы за пять сезонов почти полностью израсходовались.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вяткин И.П. и др. Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии. – Катера и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34.
2. Мяздриков А.Н. Защита корпуса «Прогресса» от коррозии. – Катера и яхты, 1977, №6 (70), стр. 89-90.
3. ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии.
4. Жуков А.А. и др. Машиностроительные материалы. Карманный справочник. – М.: Машиностроение, 1967.
5. Конструкционные материалы: Справочник / Б.Н. Арзамасов и др. – М.: Машиностроение, 1990.
6. Смирягин А.П. Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Гос. науч.-тех. изд-во литер-ры по черн. и цвет. металлургии, 1956.
С уважением, Владислав, г.Самара
Источник: www.vodkomotornik.ru