Принято считать, что суда, построенные из армированной стекловолокном пластмассы, не требуют ухода, тем не менее это не так. Их корпуса следует не только мыть, но и натирать восками и полировать. Для мытья принято использовать синтетические чистящие средства, а палубы с предохраняющим от скольжения покрытием чистят сухой жесткой щеткой и легким раствором мыла. А вот применять сильные растворители или песок, даже совсем мелкий, недопустимо: в тонком поверхностном слое при этом легко возникают царапины.
Сегодня существуют специальные чистящие средства и средства ухода за стеклопластиковыми конструкциями, которые содержат, как правило, силикон, воски и тефлон. В принципе, можно использовать и средства по уходу за автомобилем, за исключением органических растворителей, растворов соды, трихлорэтилена. Ацетон и четыреххлористый углерод надо применять очень осторожно.
При ремонте наружной обшивки важно очень тщательно зачищать поверхности, чтобы новые покрытия хорошо приклеивались.
Как убрать желтизну с катера
В соответствии с законом о защите водных акваторий запрещено «загрязнение воды в портах и вблизи судоходных путей мыльными растворами или другими чистящими средствами».
Особое внимание надо уделять царапинам, чреватым развитием «пузырьковой болезни» — осмоса, т. е. химического процесса гидролиза, развивающегося вследствие проникновения, или диффузии, воды сквозь тонкий слой гелькоута и появления в ламинате пузырей. Поэтому маленькие царапины (без повреждения находящегося под декоративным покрытием слоя ламината) ремонтируют, применяя гелькоут, а повреждения, при которых оголяются стекловолокна, следует сразу зашпаклевать двухкомпонентным эпоксидным клеем, так как ламинат легко впитывает воду, которая может привести к еще большим повреждениям. Так, в Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе в 2004 г. тщательно ошкурили корпус перед окраской и. поставили на два осенних месяца под водостоки крыши. Естественно, все волокна стеклопластика на полиуретановой основе, которой она была оклеена (до этого покрыта эпоксидным грунтом), хорошо намокли и, если не разрушатся, то не скоро отдадут влагу — предстоит вакуумирование обшивки.
Информация об изображении
Вспучивание покрытия и появление пузырей
Осмотические пузыри, обычно круглой в плане формы диаметром 2 см и более, располагаются между слоями стеклоткани (они остаются в ламинате даже при самой тщательной работе). При их вскрытии вытекает струйка кислого раствора с резким запахом.
Полезно знать, что полиэфирные смолы на основе изофталевой кислоты (изосмолы) менее склонны к образованию пузырей по сравнению с широко используемой в производстве ортофталевой смолой. Еще лучшую водостойкость имеет изофталкислотная — неопентилгликолевая смола (Iso — NPG). Стекломаты со связующим на базе поливинилацетата более склонны к образованию пузырей, чем проклеенные полиэфирными порошками.
Чем можно отмыть гелькоут катера
Благодаря своевременным специальным мерам можно значительно уменьшить опасность образования осмоса.
Основные этапы ремонта корпуса из стеклопластика следующие:
Вначале закрывают пробками все забортные отверстия: водозаборники, сливные кингстоны, чтобы случайно не забить их грязью при работе.
Защищают от загрязнения и повреждений подшипники руля, вало-провода, хвостовик гребного вала, если вал не был демонтирован.
Уточняют положение ватерлинии по границе обрастания и отмечают новое положение наклеиванием защитной липкой ленты.
Укрывают корпус судна пленкой от проникновения пыли на палубу и внутрь судна.
Зачищают корпус шкуркой от обрастания и загрязнений, предварительно попробовав на небольшом участке.
Осматривают корпус и выявляют язвы в наружной обшивке, просушивают ее (лучше всего — вакуумированием, при котором происходит довольно интенсивное испарение влаги, вплоть до ее кипения).
Шпаклюют отдельные повреждения эпоксидной шпаклевкой. Хорошие результаты дает использование полиуре-тановй шпаклевки, не дающей усадки и поэтому не приводящей к образованию в пластике внутренних напряжений. Такая шпаклевка прочна, эластична, водонепроницаема.
При больших площадях повреждений удаляют верхние вздувшиеся слои стеклопластика с гелькоутом.
Кромки сквозных отверстий сошлифовывают на конус, наносят шпаклевку и затягивают в отверстие стеклоткань, пропитанную эпоксидным или полиэфирным связующим, тщательно прикатывая изнутри и снаружи.
Наносят грунт на металлический плавник. Затем шпаклюют щель между фланцем металлического киля и корпусом эластичной полиуретановой шпаклевкой. Целесообразно сначала снять балластный киль, а затем установить его на место, промазав фланец киля и отверстия болтов крепления киля эластичной полиуретановой шпаклевкой.
Переход от корпуса к плавнику покрывают стекломатериалом, пропитанным связующим.
Значительные неровности на корпусе шпаклюют эпоксидной шпаклевкой или шпаклевкой с ранее примененным связующим.
Наклеивают на места повреждений сначала узкие, затем все более широкие слои стекломатериалов, пропитанных клеем.
Применять следует только конструкционные стекломатериалы, прежде всего стеклоткани, обеспечивающие наибольшую прочность и легкость. Стеклохолсты и маты ускоряют и упрощают работу. Стекломатериалы для работ с эпоксидными или с полиэфирными смолами различаются защитными покрытиями и имеют разную маркировку.
Применение стеклотканей с парафиновыми замасливателями недопустимо. Судостроители-любители обычно освобождают стеклоткань от парафина обжиганием или прополаскиванием ее в растворителях.
Шпаклюют оклеенные поверхности после отверждения стеклопластика. Иногда перед этим большие выступающие неровности зачищают, чтобы снизить расход шпаклевки и упростить последующую работу, но большая шлифовка может повредить уже наклеенные слои стеклопластика.
Зачищают и шпаклюют переход от корпуса к килю, скег, руль.
Шлифуют всю отремонтированную поверхность плоскими или орбитальными шлифовальными машинками. Эта работа является основной в подготовке корпуса яхты к покраске и требует от маляра много времени и терпения. Обычно используют гибкую рейку с ручками, оклеенную наждачной бумагой. Прижав ее к корпусу и потирая наружную обшивку, выявляют неровности, которые или шлифуют, или шпаклюют.
Далее шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой для устранения следов предыдущего шлифования.
Зачищенная поверхность ни в коем случае не должна оказаться под дождем, туманом, росой или снегом. Вода легко впитывается по оголенным волокнам в стеклопластик, но крайне плохо оттуда удаляется, даже при нагревании или вакуумировании.
Наносят три слоя грунта (на подводную часть — только многокомпонентного). Обычно толщина одного слоя грунта должна составлять около 200 мкм.
На этом работы по ремонту стеклопластикового корпуса заканчиваются, если не планируется наносить необрастающую краску.
Надо иметь в виду, что полиуретановые клеи и краски крайне плохо шлифуются, отверждаются медленно и медленно набирают прочность. Влага ускоряет процесс отверждения полиуретановых композиций, поэтому полиуретановые клеи допускается применять в ремонте любых судов при пониженных температурах и повышенной влажности.
Полиуретановые лаки также обладают большой эластичностью и стойкостью к истиранию. Заметим, что полиуретановый клей «Стык» хорошо растворяется пентафталевой эмалью и дает неплохое эластичное водостойкое и стойкое к истиранию покрытие.
Источник: www.barque.ru
Как ухаживать за лодкой из стеклопластика: основные правила и самые важные моменты
Надлежащий уход и правильная эксплуатация могут значительно продлить срок жизни вашего плавсредства, сведут к минимуму всевозможные работы по ремонту и обеспечат максимальное сохранение технических характеристик.
О том, какого ухода требуют стеклопластиковые лодки, мы сегодня и поговорим.
— Обеспечив чистоту, вы сохраняете лодку. Незначительные загрязнения можно удалять с помощью обычной воды. Более сложные убираются с использованием небольшого количества неабразивных моющих средств. В самых крайних случаях можно прибегнуть к помощи растворителя, но злоупотреблять этим не стоит. Выбирая средства для ухода за лодкой из стеклопластика, забудьте про ацетон, нитрорастворитель и всевозможные металлические скребки – они повреждают декоративный слой и со временем разрушают стеклопластик.
— Храните лодку в закрытом помещении (гараж, например). При этом помните одно простое правило – ставьте лодку на ровный киль.
— Чтобы при хранении лодка не деформировалась от собственной тяжести, организуйте как можно больше точек опоры.
— Защитить судно от пыли и солнечных лучей поможет специальный чехол. Его можно использовать как при отправке лодки на длительное хранение, так и на протяжении того времени, когда лодка не используется по предназначению.
— Если для хранения лодки нет специального помещения и ей придется зимовать «на воде», обработайте поверхность судна специальной биоактивной краской.
Ставить стеклопластиковую лодку на зимнее хранение нужно еще до первых заморозков. Идеальным вариантом для зимнего хранения является эллинг. При хранении же судна на открытом воздухе, следует тщательно защитить все его элементы от внешнего воздействия с помощью пленки непрозрачной или брезента. Проследите за тем, чтобы вода не замерзла на поверхности лодки – это разрушительно для стеклопластика.
Решив приобрести лодку из стеклопластика, заранее продумайте варианты ее транспортировки. В этом вопросе тоже есть несколько маленьких хитростей:
Для транспортировки используйте специальный трейлер или грузовик с жесткой рамой. Чтобы судно не деформировалось, площадь точек опоры должна быть максимальной. Лодку следует надежно закрепить, чтобы она не качалась и не могла сдвинуться с места. Для крепления выбирайте материалы, которые не будут тереться о судно, повреждая декоративный слой. Также следует зафиксировать подвесной мотор на транце в положении езды и подтянуть стопорный винт.
Вот такие несложные манипуляции помогут вам значительно продлить жизнь лодки.
Источник: motorka.org
Почистить стеклопластик? Легко!
Стеклопластик это материал состоящий из смолы смешанной со стеклянными волокнами. Большое количество вещей сделано из стеклопластика, среди них душевые, ванные и лодки. Здесь я приведу несколько способов поддержания ваших стеклопластиковых изделий в чистоте.
Будьте аккуратны, стеклопластик (вернее его пыль) может быть вреден для кожи и лёгких.
1. Выбор правильного решения для чистки
Начните с мягкого моющего средства, на эту роль хорошо подойдёт жидкость для мытья посуды. Жидкость выводит большинство жировых и масляных пятен. Не используйте моющее средство для посудомоечных машин, оно может оказаться слишком жестким для стекловолокна.
- В моющем средстве или очистителе не должно быть отбеливателей.
- Также вы можете сами сделать хорошее моющее средство, скомбинировав уксус и жидкость для мытья посуды.
Используйте пищевую соду для борьбы с затвердевшей грязью. Смешайте пищевую соду с водой, чтобы образовалась паста, которую можно будет использовать для удаления грязи на поверхностях. Нанесите её на грязную поверхность и оставьте на как минимум 12 часов. Смойте мыльной водой.
- Паста может принять коричневатый оттенок, на некоторых частях изделия.
- Вы можете использовать уксус после соды, для более глубокой очистки.
Также для чистки можно применять ацетон или растворитель для краски. Обе эти субстанции могут быть опасны, поэтому будьте аккуратны при работе с ними. Ацетон и растворитель могут быть применены только при пятнах краски и масла.
- Данные чистящие средства могут повредить стеклопластик, поэтому используйте их в случае крайней необходимости.
- Наденьте перчатки при работе с данными чистящими веществами. Также будет неплохо бы надеть очки.
Попробуйте использовать фосфорную кислоту (средство для удаление ржавчины) для пятен от жесткой воды. Это так же может быть опасно, поэтому будьте аккуратны при использовании средства для удаления ржавчины. Также фосфорную кислоту можно смешать с водой, чтобы получилось более щадящее для стеклопластика средство.
- Разбавьте средство для удаления ржавчины водой на 10%, чтобы сделать его менее опасным. Тщательно перемешайте перед нанесением на любые поверхности из стеклопластика.
- Это достаточно опасное средство для кожи рук, так что не забудьте надеть перчатки.
Попробуйте чистить с помощью воска, силикона или моющего средства для лодок из стеклопластика. Если у Вас есть стеклопластиковая лодка, Вы наверняка захотите чтобы она сияла на воде. Вы можете найти эти очистительные средства в лодочных магазинах.
- Хорошая полировка лодочным воском создаст защитный слой на стеклопластике, защищая его от внешней среды. Этот метод снизит любое повреждение от воды и заставит вашу лодку выглядеть лучше.
- Старым лодкам лучше применять силиконовую полировку, которая лучше оседает на поверхности.
- Если после каждого использования лодки вы достаёте её из воды — тщательно её промывайте, это особо важно, когда лодка находилась в солёной воде. Солёная вод может сильно повредить стеклопластик.
2. Пользуйтесь правильными инструментами для чистки
Избегайте использования щёток при регулярной чистке изделия. Они будут царапать и разрушать поверхность гелевого покрытия. Даже если ваши пятна очень серьёзны — жесткие кисти не самый лучший вариант от их избавления.
- Не используйте стальные губки, наждачную бумагу — они слишком жесткие для поверхностей из стеклопластика.
Аккуратно растирайте ваш очиститель для стеклопластика тканью или мягкой нейлоновой щёткой. Стекловолокно можно легко поцарапать, поэтому надо быть особенно осторожным, даже когда имеются тяжёлые пятна.
- Используйте круговые движения при чистке стекловолокна, так вы с меньшей вероятностью его поцарапаете.
- Для сложных пятен вы можете использовать более тяжелые ткани, но они должны быть достаточно мягкими.
Используйте губку для особенно сложных пятен.
- Губки могут быть особенно эффективны при использовании их вместе с пастой из соды.
3. Соблюдайте осторожность при чистке стеклопластика
При чистке стекловолокна надевайте маску. Вдыхание стекловолоконной пыли, которая появляется всякий раз при повреждённом, отшлифованом стекловолокне, может быть опасным. Раздражение от стекловолоконной пыли является временным, но, всё же, весьма неприятным.
- Воздействие волокон и пыли от стекловолокна может вызвать раздражение кожи, глаз или дыхательных путей. Это не вызывает особых проблем, но приводит к болезненному раздражению.
- Это раздражение может быть серьёзным, в зависимости от длины воздействия и размеров волокон с которыми был контакт.
Используйте спецодежду при чистке стеклопластика. Стекловолокно так же может вызвать раздражение кожи. Оно может также оставить сыпь в случае длительного контакта.
- Носите чистую одежду с длинными рукавами, если занимаетесь чисткой стеклопластика.
- Уменьшите площадь голой кожи, которая может подвергаться воздействию стекловолокна. Перчатки, длинные рукава, брюки необходимы если Вы часто работаете со стекловолокном.
- Держите рабочую одежду отдельно от остальной Вашей одежды.
Используйте защитные очки при работе со стекловолокном. Раздражение глаз и их повреждение так же являются серьёзной проблемой стекловолокна. Раздражение глаз может быть серьёзным и иногда может привести к необратимому повреждению.
- Наличие защитных очков должно свести к минимуму попадание частичек стекловолокна к Вам в глаза.
- Острые осколки также могут серьёзно повредить вашим глазам, если вы не защитите их. Они могут порезать глаза и даже привести к долгосрочному ущербу или проблемам.
Статьи
- Как избавиться от мелких царапин на лодке
- Как починить трещину-паутинку на стеклопластиковом покрытии
- Как красить стеклопластик
- Отличия гелькоута и топкоута
- Чем отличаются эпоксидная и полиэфирная смолы
Источник: remont-stekloplastika.ru