Чем лодку привязывают к берегу

Само по себе интереснейшее занятие — просто сплавляться по реке, многократно растет в удовольствии и ценности, когда вы еще и ловите рыбу. Важно отметить, что прелесть малых рек заключается, в частности, в постоянной смене пейзажей и условий ловли. Практически всегда перспективные места легко читаются. На облов их у вас буквально пара забросов, раз вы решили сплавляться по-настоящему.

В последние два года я серьезно увлекся этим видом ловли. За это время мне удалось совершить около пятидесяти водных путешествий. Сложились некоторые предпочтения относительно многих рыбацких и не только вещей. Вспоминаю, как я постоянно «наступал на грабли», осваивая подобную ловлю. Возможно, мои рекомендации кому-то помогут уменьшить количество «шишек» и «проколов».

В чем еще преимущество рыбалки сплавом, так это в возможности встретиться с максимальным количеством активной рыбы. Обычно на якорь в таких случаях становятся только в самых перспективных местах, основная же часть пути проходит в свободном плавании и поиске.

ШВАРТОВКА С РАСТЯЖКОЙ В БЕРЕГ — Урок 16 | Школа яхтинга www.mrnro.com/school

Кроме непосредственных атрибутов рыболова, с собой придется взять еще и другие вещи. По большому счету, скарб спиннингиста-лодочника представляет собой массу, неподъемную одному человеку.

При ловле на малых реках многое будет просто лишним, а без части можно и обойтись.

Лодка

Лодка, как немаловажная составляющая сгодится, грубо говоря, любая. Обычно ловля происходит летом, ширина реки небольшая. По этим причинам можно смело пользоваться простой резиновой лодкой, даже не самого высокого качества. А если придется ее нести на плечах к электричке или даже машине, то ПВХ будет неоправданным вариантом и очень тяжелой ношей.

Что нужно обязательно взять с собой из рыбацких принадлежностей при сплаве по малой реке

В свое время и я решал, что лучше для малых рек — комфорт и устойчивость или компактность и легкость? Знающие люди помогли советом. Подобное могу сказать теперь и я. Если есть лодка из современных материалов и возможность ее доставить к воде, это отличный вариант. Если вам носить ее на спине, легкая 2-х местная «резинка» — в самый раз. Для меня подходит второй вариант.

Якорь

Якорь, несмотря на ловлю сплавом, обязателен. Даже если вы оптимист и намерены пройти максимальное расстояние, с легкостью вываживая на своем пути любую рыбу, не обманывайте себя, он вам понадобится точно. Вываживание, частые зацепы, наконец, желание обловить какой-то участок детальнее — без якоря не обойтись.

Подойдет большинство тяжелых предметов, лежащих возле реки. Самый распространенный — это кирпич. В большинстве случаев двух связанных вместе кирпичей достаточно, чтобы течением вас не сносило. Лично я, заранее прикинув глубину в местах ловли, отмеряю на веревке длину, запасом в несколько метров.

Привязываю так, чтобы можно было быстро сдернуть узел в случае остановки на яме или подругой надобности. А конец креплю надежно к сидению.

Безопасная швартовка к берегу Кильгард и многое другое

Крепление якоря к надувной лодке

Веревки, кроме якорной, должны быть под рукой. Во-первых, часть перспективных мест можно обловить, привязав лодку к кустам или водным растениям. В некоторых случаях рыба может бояться брошенного за борт якоря, а при ловле, например, на перекате вас не удержат и пять кирпичей. Во-вторых, вам может понадобиться соединить или привязать разные элементы (весла, кукан, якорь).

Кукан

Кукан необходимо, кроме того, что надежно закрепить, так еще и не отпускать на большую длину. Во время движения лодки, учитывая приличную закоряженность наших рек, свободные застежки, а тем более пойманная рыба будут постоянно цепляться за поверхностные коряги и другие препятствия.

Кукан для рыбалки с лодки при сплаве

В местах с сильным течением, кроме потери рыбы, можно вывалиться от неожиданности за борт или, что еще хуже, потерять коробку с воблерами. Все мои попытки использовать садок терпели неудачи. Рыба быстро погибала, а сам он создавал очень большое сопротивление при движении.

Подсачек

Подсачек должен быть обязательно. Кроме хороших шансов поймать достойную рыбу, вы рискуете поймать и свои пальцы, если будете пытаться взять ее руками. Чаще всего сплавы сопровождаются ловлей на воблеры, поэтому указанная опасность растет вдвойне. Естественно, лучше всего применять просторный, легкий и минимально цепляющийся за крючки (например, лесочный) подсак.

Плетение подсачека

Иногда тройники воблера так запутываются в сетке, что на их извлечение тратится и 10, и 20 драгоценных минут клева. В итоге сетка режется ножом!

Рыболовные мелочи

Мелочи, которые вас не отяготят, но при необходимости здорово помогут, лучше обдумать и собрать заранее. Обязательно должен быть минимальный медицинский набор. Учитывать необходимо тот факт, что на маршруте вы можете не встретить ни одного человека за целый день. В большинстве случаев это хорошо, но случись что помощи ждать будет неоткуда. Поэтому, пакетик с основными таблетками, бинтом, перекисью и зеленкой пусть лежит далеко на дне рюкзака и не будет востребован.

Рыболовное снаряжение при сплаве по реке

Подобная ловля заберет много сил, поэтому стойкий к летней жаре провиант окажется весьма кстати. Дабы не жалеть об упущенных кадрах красочного вываживания или неповторимой природы, фотоаппарат можно повесить даже на шею. Лучше заранее предупредить родных о возможном отсутствии радиосвязи и о том, что вы задержитесь.

Читайте также:  Трое в лодке не считая собаки о чем книга краткое

Romka_ruba4ok — Специально для сайта Самоделки для рыбалки

  • Самодельный жесткий пол для надувной лодки
  • Как сделать своими руками якорь-трансформер для лодки

Источник: samodelkifish.ru

Водный туризм: организация, правила и техника безопасности

Каждый турист-водник должен быть знаком с правилами, установленными для движения по воде. На реке, на которой производятся постоянное судоходство и сплав, во избежание аварий необходимо строго соблюдать правила, установленные международными законами для всех водоемов. Ниже даются и некоторые советы по самому ходу и остановкам.

Предостерегательные знаки

Обязательно обращайте внимание на предостерегательные знаки

  • На всех реках, где существует регулярное судоходство, для указания фарватера и мелей установлены плавучие и береговые знаки. К плавучим знакам относят вехи и баканы, к береговым – перевальные столбы и створные знаки.
  • На морях все опасности (подводные камни, отмели) ограждают вехами, которые в зависимости от места установки по отношению к месту опасности имеют особый цвет и форму верхнего голика.

Все суда в ночное время оснащены отличительными огнями

По ночам, от захода и до восхода солнца, все суда не только на ходу, но и во время стоянок должны иметь отличительные огни. Для лодок это правило обязательно только на судоходных реках.

Паровые и моторные суда при движении снабжают четырьмя огнями:

  • наверху передней мачты или на трубе яркий белый огонь (топовый);
  • на правом борту – зеленый;
  • на левом борту – красный;
  • на корме выставляют белый огонь.

Правила швартовки лодок

Лодка может делать остановки у берегов в любом месте. Пришвартовываться к пристаням и стоять у береговой территории действующих промышленных предприятий запрещают.

При остановке на ночлег лодку лучше вытащить на берег. Возле нее можно разбить лагерь, под рукой должны быть продукты и одежда. Во время дождя, когда нет палатки, лодку можно использовать, как крышу, для этого ее повертывают вверх дном и подпирают с одной стороны камнями или бревнами.

Бросать якорь в местах, где по дну проходят кабели, водопроводные трубы и пр., запрещают. Нельзя также привязывать лодку к плавучим и береговым знакам.

Проход на лодке под мостом

По пути иногда приходится проходить под мостами. В этих случаях необходимо строго придерживаться установленных правил. Если мост железнодорожный и находится под особой охраной, проход возможен только в том случае, когда на это есть при себе письменное разрешение, о чем следует позаботиться заблаговременно (за месяц, даже за два до выезда). Заявления подают в управление соответствующей железной дороги.

Подход к мостам, находящимся под особой охраной, огражден береговыми знаками: на расстоянии 1 км выше по течению, считая от моста, и на расстоянии 200 м ниже по течению устанавливаются мачты. Днем на них можно видеть путейский флаг, ночью – зеленый фонарь. Эти знаки указывают границу, дальше которой проходить без специального разрешения нельзя. Нарушение этого правила преследуется по закону.

Если указанные знаки отсутствуют, значит проход разрешается. Лодку следует вести под пролетом, обозначенным щитом белого или какого-либо другого цвета, но только не красного. Ночью на этих пролетах зажигаются два зеленых створных огня. Красный цвет указывает путь для пароходов и теплоходов.

Плавание по морю

Правила безопасности плавания по морю

Море таит в себе самые неожиданные опасности. Быстрая перемена погоды, внезапный шквал, буря — все это может причинить большие неприятности, а в некоторых случаях окончиться катастрофой. Даже опытнейшие рыбаки, с детства знающие все опасности моря, попадают иногда в тяжелое положение. Тем более следует об этом помнить новичкам-туристам.

Нужно взять за правило никогда не пускаться далеко в открытое море. Держаться следует на взморье на виду у берега и то только в тихую погоду. Выходить в море при сильном ветре рискованно: ветер вызывает не только большую волну, с которой трудно справиться, но и пристать обратно к берегу бывает нелегко, особенно когда ветер дует со стороны моря. Налетающие гребни волн захлестывают лодку и последняя может быть с размаху выброшена на берег, что особенно опасно, когда он каменистый.

Снаряжение

Снаряжение для водного путешествия в отношении одежды и продуктов, в общем, будет такое же, как и для пешеходного туризма. Здесь даже можно позволить себе некоторую роскошь, пользуясь тем, что все вещи будут находиться в лодке и их не придется таскать на себе. Можно взять лишнюю посуду, снасти для рыбной ловли и охотничье ружье, так как в прибрежной полосе всегда найдется возможность поохотиться на водоплавающую дичь. В последнем случае необходимо захватить с собой удостоверение на право охоты, чтобы на основании этого документа получить соответствующее разрешение на месте.

  • Следует учитывать, что на воде по вечерам бывает холоднее, чем на суше, поэтому нужна более теплая одежда. Суконная, даже ватная куртка может оказать большую услугу.
  • Не считая весел и руля, которые являются обязательной принадлежностью каждой лодки, для длительных путешествий в лодке понадобится еще некоторое специальное снаряжение.
  • Якорь желательно иметь морского типа со съемным штоком. Если достать его окажется трудным, можно ограничиться «кошкой». К якорю потребуется цепь или пеньковая веревка длиной до 8-10 м.
  • Дополнительно следует взять еще одну веревку, метров до 20. Она нужна для причала и для хода «бечевой».
  • Для измерения глубин и отталкивания от берега и на мелях необходимо иметь деревянный шест (багор), оканчивающийся железным наконечником с крючком. На больших лодках, где он особенно нужен, его можно во время хода привязывать к борту.
  • Для выплескивания воды из лодки нужен небольшой черпак. Можно еще дополнительно взять тряпку или губку.
  • Во время стоянок потребуется нарубить дров для костра, для чего нужен топор. Он понадобится и для починки лодки и всяких других целей. Нелишне кроме топора взять еще небольшой молоток, стамеску, гвозди и починочный материал.
  • На ночных привалах постоянно необходим фонарь.
Читайте также:  Немецкие лодочные моторы название

Источник: horosho-tam.ru

Швартовые устройства яхты и их эксплуатация

В перерывах между плаваниями и регатами яхты отдыхают в маринах, прочно закрепленные к причалам швартовыми тросами. Они являются частью целого комплекса механизмов и приспособлений для надежной фиксации судна у пирсов и плавучих причальных объектов. Общее название этого оборудования – швартовые устройства. Их задача – швартовка яхты бортом, кормой или носом, а также буксировка и обмен на ходу топливом и грузами.

c4f8648cfe36193030f3b8ae56f9eed7[1].png

Элементы швартового устройства яхты

В состав швартового устройства входят следующие объекты:

  • Швартовые тросы, они же просто швартовы.
  • Швартовые кнехты.
  • Клюзы.
  • Киповые планки.
  • Швартовые лебедки и брашпили.
  • Кранцы.

Познакомимся с ними поближе.

Швартовые тросы

577e4e043e85463c730495da8052dd54[1].png

Существуют следующие виды швартовых тросов:

  • Продольные швартовы подаются с носа яхты вперед и с кормы – назад. Они удерживают судно от движения вдоль причала.
  • Шпринги – тросы, чье направление противоположно продольным.
  • Прижимные тросы направлены к причалу под прямым углом и не дают ветру со стороны берега отодвинуть яхту от пирса.

Количество и технические параметры тросов регулируются Правилами судового регистра РФ. Материалами для их изготовления могут быть стальная проволока, синтетические нити и природные волокна растений.

Швартовые кнехты

447496fd64be2f62de71b56f7a3b3a30[1].png

Кнехтами называются литые тумбы из чугуна или сварные из стали. Они установлены на палубе и служат для крепления любых видов швартовых тросов. Самые распространенные – двухтумбовые кнехты на общей платформе. Каждая тумба имеет в основании прилив для закрепления нижних витков троса и шляпку, препятствующую соскальзыванию его верхних витков.

Все чаще устанавливают кнехты с тумбами, лишенными приливов, и тумбами с крестовиной. Они особенно функциональны в случае, когда край причала выше уровня палубы и швартовый трос направлен вверх. Кнехты монтируют симметрично вдоль бортов на открытой верхней палубе, носу и корме яхты.

Особенно удобны при швартовке кнехты с тумбами на подшипниках со стопорными устройствами.

Клюзы

4184cbbc07e3031aa9bedd96ecfc17ce[1].png

Если швартовый трос проходит через отверстие в фальшботе, то его края обязательно окаймляет клюз – стальная или чугунная отливка с округлыми краями. Это приспособление исключает резкие изгибы и изломы швартовых тросов. Для швартования маломерных судов часто используют клюзы с так называемыми утками, то есть приливами для закрепления тонких швартовых тросов.

Если же цельный фальшборт отсутствует и палуба ограждена леерами, то клюзы особой конструкции устанавливают на ней. Мощные буксирные клюзы монтируют на носу и корме, через них заводят буксирные тросы.

Без клюзов тросы быстро изнашиваются. Клюзы замедляют этот процесс, но не ликвидируют его полностью. С недавних пор на яхтах применяются поворотные клюзы. В их конструкции предусмотрены вертикальные и горизонтальные ролики на подшипниках. Трос проходит через них и не трется о неподвижную поверхность.

Развитие этой идеи – универсальные клюзы с шарикоподшипниковой обоймой в отверстии.

Киповые планки

1e5ca743d294e29b795e81d77f9715e9[1].png

Назначение киповых планок – изменение направления швартовых тросов. Через них, например, подают швартовые тросы на причалы, которые выше уровня палубы яхты. Или протягивают по палубе к швартовой лебедке. Простые киповые планки недостаточно эффективно снижают трение, поэтому их конструкцию дополняют ролики, по-морскому – роульсы.

Кранцы

10b0b790e47e6973cb5d01e62091d8d3[1].png

Повреждения корпуса яхты предотвращают кранцы. Чаще всего это парусиновые мешки, наполненные чем-нибудь упругим. В идеале – пробочной крошкой. Перед швартовкой их вывешивают на коротких тросах за борт с таким расчетом, чтобы полностью исключить непосредственный контакт с причалом.

Швартовые механизмы

После того как швартовые тросы заведены на причал, их нужно натянуть. Вручную сделать это очень сложно, поэтому на помощь матросам приходят шпили и швартовые лебедки. Их отличает, в основном, положение оси барабана с тросом. У шпилей она вертикальна, у лебедок – горизонтальна. Барабаны, по-морскому – турачки, имеют вогнутую поверхность.

Она может быть гладкой или покрытой скругленными ребрами, так называемыми вельпсами. Они предотвращают скольжение троса по барабану, однако ускоряют его износ.

10bf741cc63b66f4407cb07f6f6d5871[1].png

Автоматические швартовые лебедки не только натягивают канаты, но и регулируют силу натяжения в зависимости от приливов, ветра или течения. После окончательной выборки швартовых лебедку переключают в автоматический режим. Любое изменение уровня натяжения швартовов вызывает включение двигателя и возврат к прежнему состоянию.

Автомат контролирует и длину вытравленного троса. Если при большом отливе или приливе на барабане остался только первый ряд троса, то автоматика стопорит его и подает звуковой и световой сигнал. У команды остается время на устранение аварийной ситуации, которая влечет за собой потерю троса или опасный крен яхты.

Читайте также:  Как вычислить скорость лодки против течения

Правила технической эксплуатации швартового устройства

Предназначение швартового устройства – прочная и надежная фиксация яхты у причала или другого судна. При этом ее корпус должен быть защищен от повреждений. Все швартовое хозяйство находится под неусыпным контролем команды. Еженедельно ответственный член команды выясняет состояние болтовых соединений и сварных швов. Он же проверяет работу швартовых механизмов перед каждой швартовкой, включая их на холостом ходу.

Роульсы киповых планок и палубные роульсы регулярно смазывают. Поверхности клюзов и киповых планок не должны иметь сколов и царапин, способных повредить трос. Раз в год обязательно проводится профилактическое обслуживание с полной разборкой, полировкой и смазыванием.

Особое внимание уделяется швартовым тросам. Стальной трос периодически омывают пресной водой и смазывают. Ржавчину удаляют стальной щеткой. Лопнувшую проволоку обрезают накоротко. Трос, у которого лопнула целая прядь или обнаружилась неустранимая деформация, должен быть полностью заменен.

Трос из синтетического волокна должен быть переплетенным из 8 прядей. Он заменяется на новый, если при осмотре обнаружено 15 % порванных нитей.

Запрещено перебрасывать швартовые тросы через острые края палубы или фальшборта без использования клюзов или киповых планок. Подобная эксплуатация неизбежно приводит к излому троса и его обрыву в самый неподходящий момент – резком приливе или волнении у причала. Последствия непредсказуемы, вплоть до опрокидывания яхты. Участок троса, который постоянно трется о клюз, обматывают парусиной для снижения износа. С этой же целью рекомендуется периодически менять местами концы троса.

d4e3ded6c342d28d9b9db2ce63d7e628[1].png

При длительной эксплуатации стальные швартовы начинают самопроизвольно скручиваться в пружину. Для предотвращения этого явления при подготовке к швартовке их накручивают на турачку шпиля, вращая ее в разных направлениях.

Работа с синтетическими тросами имеет свою специфику. Их категорически запрещено пропускать в один клюз со стальными даже в одном направлении. Главная опасность синтетики – возможность проскальзывания на турачке при выборке швартовых втугую. При этом трос так сильно нагревается, что может оплавиться и порваться. Поэтому синтетический трос слегка ослабляют, не вытравливая, а вращая барабан швартовой лебедки в обратную сторону.

При погрузке или разгрузке судна его осадка меняется, а следом и натяжение швартовов. Автоматическая швартовая лебедка их подтянет или ослабит, тем не менее ослаблять бдительность нельзя. Все швартовы должны быть равномерно натянуты и обеспечивать устойчивое положение яхты у причала или другого судна. В таких ситуациях рекомендуется использовать синтетические тросы, способные растягиваться.

58d5fd95b377a0b3564a638c57eb9221[1].png

Швартовное устройство ежегодно инспектируется комиссией Регистра РФ при продлении документов на право плавания. К этому моменту они должны быть в полном порядке.

Система автоматизированной швартовки

Швартовка яхты относится к сложнейшим маневрам и грозит начинающим судоводителям серьезными авариями, особенно в узких и переполненных маринах. Ради предотвращения подобных ситуаций шведская фирма Volvo Penta предложила систему автоматической швартовки.

461505de37f31cc7d0c43b593ee34634[1].png

Свою инновационную разработку шведы показали в 2020 году в Гетеборге. 68-футовая моторная яхта уверенно пришвартовалась в узком пространстве между другими судами, находясь под контролем автоматизированной системы. В нее входят:

  • Четыре датчика на причале в месте швартовки.
  • Датчики ветра и течений.
  • GPS-навигатор.
  • Микроконтроллер с датчиками угла поворота руля или приводов IPS.

При входе в зону действия береговых датчиков шкипер получает сигнал о готовности к автоматизированной швартовке. Дальнейшее движение судна происходит под управлением контроллера в соответствии с алгоритмом движения к заданной точке. Скорость реакции на изменения сигнала датчиков измеряется микросекундами. При необходимости система способна даже удерживать яхту в одной точке. Аналогично происходит и выход из марины.

Данная система не работает сама по себе, присутствие шкипера у штурвала обязательно. Но процесс становится значительно безопаснее, что снижает вероятность аварий своего и чужих судов. Планируется внедрение системы во всех европейских маринах, установка береговых датчиков и проводка яхты системой от входа в марину к месту швартовки. Яхтсмены смогут издалека бронировать себе место у причала и без проблем его достигать. Первая система рассчитана на новейшие яхты с движителями IPS, но планируется ее модификация для судов с обычными двигателями и рулями.

Порядок швартовки

При подходе к причалу проверяют состояние тросов и проворачивают швартовые механизмы на холостом ходу. За борт вывешивают кранцы с промежутком до двух метров между ними. Они предохранят от удара о причал или борта других судов. Возможна швартовка лагом, то есть бортом, или кормой к причалу. Носом яхты швартуются только в силу необходимости в необорудованных для этого местах.

9858168689b0f12e4eb0d663787185ac[1].png

Заход в марину и швартовка требуют опыта. Если шкипер чувствует, что может не справиться, то лучше воспользоваться услугой харбор-мастера, отвечающего за безопасность операций. Береговой матрос принимает брошенные тросы и накидывает их на береговые кнехты. После чего включают швартовые лебедки на судне, и оно подтягивается к причалу. Со временем начинающие яхтсмены приобретают необходимые навыки и справляются со швартовкой самостоятельно.

Источник: wnservice.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...