Чем кормят матросов на подводной лодке

Странная это вещь – стереотипы, привычка по дню сегодняшнему смотреть и оценивать прошлое. Почему я завёл этот разговор?

Не в первый раз, листая красочные и не очень фолианты и книги, посвящённые работе тыла вооружённых Сил Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, постоянно задаюсь одним и тем же вопросом: про тыл РККА многое известно, про его руководителей – тоже, а куда подевался тыл наркомата ВМФ? Почему, после страниц, посвящённых начальнику Тыла Красной Армии генералу армии А.В.Хрулёву, нет рассказа о, например, заместителе наркома ВМФ – начальнике тыла ВМФ генерал-полковнике береговой службы С.И.Воробьеве, возглавлявшего созданную в 1942 году структуру тылового обеспечения флотов?

О начальниках главного управления портов ВМФ, отвечавших за вопросы материального обеспечения Наркомата ВМФ до 1942 г. – тоже ни слова. Словно их и не было, и отдельного Наркомата (или Министерства, так вроде понятнее), не существовало вовсе, или он полностью подчинялся Наркомату обороны СССР. Почему так случилось? Всем известно, что Нарком ВМФ, адмирал Советского Союза Н.Г.

Сравнение Питания Немецких и Советских подводников! Великая отечественная война факты

Кузнецов, 22 июня 1941 г. отдал приказ о приведении флотов в готовность отбить вражеское нападение, намного опередив своих коллег из НКО. И всю войну Николай Герасимович успешно руководил Народным комиссариатом ВМФ, флотами и флотилиями. И была у него в подчинении не только, к примеру, морская авиация, но собственная, военно-морская тыловая структура.

И после войны, с 1951 по 1953 г. адмирал Н.Г. Кузнецов был военно-морским министром СССР. И достоверно известно, что до мая 1953 года издавались приказы Наркома ВМФ по всем видам снабжения, и только с 10 мая 1953 года Управления снабжения Военно-морских Сил прекратили свою деятельность и материальное снабжение ВМС перешло в ведение Главного Интендантского Управления МО СССР. С тех пор во все приказы по материальному обеспечению стали включать военно-морские специальности.

Пролетело несколько десятилетий, и Военно-морской флот, стал настолько привычной и неотъемлемой частью Министерства обороны, ничем не выделяясь по отношению к Военно-воздушным силам, ни к каким-либо другим видам и родам Вооруженных Сил, что о его былой роли, роли самостоятельного министерства, судя по всему – забыли. И, совершенно случайно, из истории тыла Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, эти страницы случайно выпали.

Нет, конечно же Главное командование ВМФ об этом прекрасно помнит и знает. И книги, посвящённые руководителям Наркомата ВМФ, издаются, но в единые, юбилейные или какие другие издания, посвящённые Тылу Вооружённых Сил России они не попадают. Удивительно, не находите? Вот здесь, скорее всего, и срабатывает стереотип.

Так получилось, что самому пришлось в этом убедится. Как-то, в разговоре об издании очередного большого справочника, посвященного службам снабжения в годы войны, задал вопрос: «А про тыл ВМФ что-то будет?». Ответом было, в начале молчание, а затем встречное: «А зачем? Они же все вместе воевали, армия и флот были единым организмом, давшим отпор врагу.».

Отвечаю: «Так и воинские части НКВД также участвовали в разгроме нацизма. Никого же не удивляется тому, что у них были свои приказы, нормы, отдельное финансирование и свой порядок обеспечения. Хоть общие черты есть, но и отличий хватало.». Мне говорят: «Так это НКВД, а здесь такие же военнослужащие, только военные моряки.».

И новь задаю вопрос: «И НКВД и Наркомат ВМФ, это разные органы управления, что бы стало понятнее – разные министерства. Со своим министром, своими руководящими документами и свой структурой. Приказы Наркома обороны СССР не действуют на флоте.

У них были свои, подписанные своим же наркомом, хотя вопросы материально обеспечения схожи, но нормы, контингенты питающихся, форма одежды – всё своё, другое. Хотя береговые войска и походили на воинские части РККА. Так и в НКВД пограничники носили ту же военную форму, по приказы были разные и рассчитывались наркоматы друг перед другом, и взаимозачёт между ними был.».

Смотрю в лица, понимаю, видимо люди услышали нечто новое. Слышу вопрос: «Так у снабженцев функции и задачи одинаковые!». Ответил: «Так и в наше время у тыловиков МВД, МЧС, ФСБ и Министерства обороны тоже одинаковые, только почему-то структуры материально-технического обеспечения у каждого Министерства свои. И приказы тоже.

Хотя Указы Президента и постановления Правительства по этим вопросам – одни и те же.». Возвращение в день сегодняшний и приведённая аналогия, подействовали. Надеюсь, что в дальнейшем и специалисты Военно-морского флота СССР будут упоминаться в книгах, наравне с прославленными генералами тыла Красной Армии.

А теперь немного вкусного, документы. Первый – об изменении норм продовольственного снабжения личного состава ВМФ, от 29 июня 1941 года. Причину издания пояснять не буду, думаю, что это излишне, предлагаю просто изучить:

Возможно вновь начнутся упрёки, опять станут придираться к дополнительным пайкам, возмущаться, что «у немцев доппайка не было». Не знаю, я полностью солидарен в этом вопросе с Наркомом ВМФ СССР. Людям, чья служба проходила за полярным кругом и на территории перечисленных регионов, дополнительное питание жизненно необходимо, равно как и прочим краснофлотцам, перечисленным в приказе.

Читайте также:  Лодка касатка 385 тех характеристики

Следующий приказ, точнее его проект – нормы пайков военно-морского флота СССР. У меня нет полного текста документа, сами приложения аж на 28 листах, поэтому предлагаю ознакомиться с тем, как было организовано питание личного состава подводных лодок при автономном плавании. Надеюсь, что этот документ всё же попадётся на глаза специалистам ВМФ, проходившим военную службу в более позднее время и они смогут сравнить:

Следующий документ – вновь проза жизни, денежное довольствие. Оставлю, пожалуй, без собственных комментариев. Если кто-то заинтересовался – предлагаю обсудить вместе.

И завершим документом по теме, указанной в заголовке: «О выдаче военнослужащим передовой линии в действующих флотах водки по 100 грамм в день». Надеюсь, что в преддверии новогодних праздников, тема спиртного вызовет интерес.

И чтобы завершить тему спиртного на флотах Великой Отечественной, приказ наркома ВМФ СССР, ограничивший военнослужащим выдачу спиртного «О порядке выдачи водки кораблям и частям действующих флотов». Написал название приказа, перечитал, задумался. Вот это ничего себе, у нас не только людям, но и кораблям водочка положена была. Почему молчат разоблачители? Может у нас и танки в бой выпившими ходили, потому немецким кошкам хвосты и драли?

И, пожалуй, завершим сегодняшнюю статью этим документом:

И, да, водка — зло. Но, как утверждают знакомые специалисты медицинской службы — лучшего и более безвредного антидепрессанта человечество так и не изобрело!

Вполне возможно, уважаемые читатели, вы все эти документы и видели, и читали. Что же, повторим на всякий случай ещё разок. Да, ни одного секрета в них нет.

Дорогие любители военной истории, читайте документы – источник жизни, источник правды (без Ъ)!

На сегодня всё. Огромное спасибо всем читающим, критикующим, дополняющим и комментирующим. С уважением ко всем Вам, Александр!

Источник: author.today

Икра, шоколад и сухое вино: как кормят моряков-подводников

Икра, шоколад и сухое вино: как кормят моряков-подводников

В Вооруженных силах РФ бойцам предоставляется насыщенное сбалансированное питание. Рацион для каждой категории военнослужащих подбирается с учётом специфики их деятельности.

В издании «Армейский стандарт» рассказали об особенностях питания военных моряков. В Вооруженных силах РФ всем военнослужащим предоставляется насыщенный рацион, но список продуктов на флоте и в армии может отличаться. Одним из наиболее разнообразных считается меню моряков-подводников.

Это связано с тем, что боевая служба на подлодке предполагает долгое нахождение в замкнутом пространстве на глубине. Военнослужащим не хватает солнца, свежего воздуха и физической активности, поэтому недостатки компенсируются тщательно подобранным питанием. Подводникам полагается 100 граммов натурального сухого вина для нормализации обмена веществ, кроме того, в их меню включены всевозможные разносолы, например, красная икра, шоколад, сублимированные персики, компоты и другие полезные продукты. Готовят для моряков профессиональные повара.

«Кок на подводной лодке — это второй человек после командира корабля, потому что он отвечает за моральное состояние личного состава. Ведь качественное разнообразное питание компенсирует личному составу подводников отсутствие света, малое количество свободного пространства и наличие постоянных стрессовых ситуаций», — отмечает начальник продовольственной службы Новороссийской базы майор Сергей Ядринцев.

Несмотря на некоторые различия в рационе, хорошо питаются и солдаты в воинских частях. В армейских столовых работает принцип шведского стола, поэтому блюда бойцы выбирают самостоятельно. В меню на регулярной основе включены мясные изделия, рыба, крупы, молочная продукция, свежие и консервированные овощи, выпечка. Блюда не повторяются чаще 1-2 раз в неделю.

К каждому приёму пищи солдаты получают разовые порции качественного спреда. По оценкам специалистов, которые составляют рацион для военнослужащих, в спреде содержатся полезные ненасыщенные жиры, поэтому в нём меньше холестерина, чем в масле. Благодаря полезным свойствам спреда именно ему отдают предпочтение при формировании меню в армии.

Еще одним новшеством в питании военнослужащих стали Дни национальной кухни. В рамках таких мероприятий в воинских частях раз в месяц повара готовят традиционные блюда разных стран и народов. За время службы бойцы успевают попробовать белорусские клецки, узбекский плов, грузинский хачапури, армянские супы и другие самобытные угощения.

20 октября в Вооруженных силах РФ отметили Международный день повара. В рамках празднования военные повара приняли участие в кулинарных мастер-классах, где продемонстрировали умения готовить и печь в обычных и полевых условиях.

Источник: moscow.media

Зачем летчику шоколад, а подводнику — красное вино

спальные места в торпедном отсеке

Еще во времена Первой мировой войны подводные лодки обрели заслуженное звание самого грозного морского оружия. Субмарины производили комплексную разведку, скрытно устанавливали минные заграждения, поражали военно-промышленные центры, базы, надводные и подводные суда и даже целые порты.
Кроме того, некоторые типы подлодок применялись для транспортировки и высадки диверсионно-разведывательных групп, позволяющих застать противника врасплох.

Естественно, такой широкий спектр возможностей подразумевает необходимость применения самых высоких технологий и продуманного плана размещения ключевых узлов при строительстве подобных судов.

Но учитывается ли при этом необходимость обеспечения хотя бы минимального комфорта для экипажа? И как вообще обустроен быт подводников?

Быт моряков на подводной лодке

Первое, что бросается в глаза при нахождении на борту субмарины – то, как здесь ценится драгоценное пространство. Членам экипажа удается успешно сосуществовать в условиях замкнутости и ощутимой тесноты.

Читайте также:  Как называется командир подводной лодки

Около трети всего размера судна (если мы говорим об атомных подводных лодках) занимает ядерный реактор и двигатель. В результате морякам остается крошечное жилое и рабочее пространство.

Каждый сантиметр на борту используется сразу для нескольких целей. Так, например, столовая, в случае необходимости, может выступать в роли операционной. Торпедный отсек нередко становится тренажерным залом для моряков, либо же баней.



Устройство и технические характеристики

Конструкция ионного котла, на первый взгляд, сложна, однако она проста и не принудительна. Внешне он представляет собой стальную цельнотянутую трубу, которая покрывается полиамидным электроизоляционным слоем. Производители постарались максимально обезопасить людей от поражения током и утечек дорогостоящей энергии.

Помимо трубчатого корпуса электродный котел в себе содержит:

  1. Рабочий электрод, который выполнен из особых сплавов и удерживается защищенными полиамидными гайками (в моделях, работающих от 3-х фазной сети, предусмотрено наличие сразу трех электродов)
  2. Вводящие и выводящие теплоноситель патрубки
  3. Клеммы заземления
  4. Клеммы, подающие питание на корпус
  5. Резиновые изоляционные прокладки

Форма внешнего корпуса ионных отопительных котлов – цилиндрическая. Большинство распространенных бытовых моделей соответствуют следующим характеристикам:

  • Длина – до 60 см
  • Диаметр – до 32 см
  • Вес — около 10-12 кг
  • Мощность оборудования – от 2 до 50 кВт

Для бытовых нужд используются компактные однофазные модели мощностью не более 6 кВт. Их достаточно, чтобы полностью обеспечить теплом коттедж площадью 80-150 м. кв. Для больших промышленных площадей используют 3-х фазное оборудование. Установка мощностью 50 кВт способна отопить помещение до 1600 м. кв.

Однако электродный котел работает наиболее эффективно совместно с управляющей автоматикой, включающей в себя следующие элементы:

  • Блок пускателя
  • Защиту от скачков напряжения
  • Контроллер управления

Дополнительно могут устанавливаться управляющие GSM-модули для удаленного включения или отключения. Низкая инертность позволяет быстро реагировать на колебания температуры в окружающей среде.

Должное внимание стоит уделять качеству и температуре теплоносителя. Оптимальной жидкость в отопительной системе с ионным котлом считается разогретая до 75 градусов. В этом случае электропотребление будет соответствовать указанному в документах. Иначе возможны две ситуации:

  1. Температура ниже 75 градусов – потребление электричества снижается вместе с КПД установки
  2. Температура выше 75 градусов – потребление электричества возрастет, однако и без того высокие показатели КПД останутся на прежнем уровне


Какие порядки установлены на подлодке

Спальные койки достаточно малы, причем обнаружить их можно в самых неожиданных местах. Что интересно, обычно их количество значительно меньше, нежели число членов экипажа.

К примеру, при экипаже в 135 человека коек на борту будет порядка 94. Связано это с постоянным несением вахты – моряки спят посменно, поэтому большего числа спальных мест и не требуется.

В состоянии погружения (оно может длиться до 3 месяцев) теряется чувство смены дня и ночи. Жизнь экипажа напоминает бесконечную серию восьмичасовых смен.

Чтобы поддерживать распорядок дня и сохранить здравомыслие команды, на борту каждые несколько дней меняется завтрак, обед и ужин.

Это позволяет избежать ситуаций, при которых поздняя смена при пробуждении получает ужин вместо утреннего приема пищи.

Самое важное в условиях закрытого пространства – поддерживать дружескую атмосферу внутри команды.

У моряков имеется целый список негласных правил, которые помогают сохранить мирную обстановку.

Так, например, обычно экипаж старается не говорить о политике (чтобы исключить возникновение конфликтных ситуаций) и никогда не шуметь. Вообще, сон – это одна из важнейших вещей на борту судна, функционирующего на протяжении 24 часов в сутки.

Каждый член экипажа учится пригибаться, приседать и уклоняться, чтобы не натыкаться друг на друга, передвигаясь по узким коридорам.

Также существуют некоторые правила, связанные с приемом душа на субмарине.

Так, на него отводится не более 3-5 минут и связано это не столько с установленными порядками, сколько с заботой о других членах команды.

История появления и принцип работы

В течение всего 1-й секунды каждый из электродов соударяется с другими до 50 раз, меняя свой знак. Благодаря воздействию переменного тока жидкость не делится на кислород и водород, сохраняя свою структуру. Увеличение температуры влечет рост давления, которое заставляет циркулировать теплоноситель.

Чтоб добиться максимальной эффективности электродного котла, придется постоянно следить за омическим сопротивлением жидкости. При классической температуре в помещении (20-25 градусов) оно не должно превышать 3 тысяч Ом.

Нельзя заливать внутрь отопительной системы воду дистиллированную. Она не содержит никаких солей в виде примесей, а значит ожидать ее нагрева таким способом не стоит – между электродами не будет возникать среды для образования электрической цепи.

Дополнительную инструкцию о том как самостоятельно изготовить электродный котел читайте тут

Как живется подводникам на современных подлодках

Конечно, сейчас некоторые типы подлодок могут предоставить куда более комфортные условия для моряков. Вот, к примеру, британская субмарина HMS Vigilant.

Может показаться, что здесь по-прежнему немного тесно, но сравнивая ее с судами более старой постройки, заметны разительные изменения. Например, так выглядит врачебный отсек.

А здесь команда может отдохнуть и даже поиграть в видеоигры.

В следующих статьях мы расскажем подробнее о подводных лодках различных типов.

Характеристики: преимущества и недостатки

Для электродного котла ионного типа характерны не только все преимущества электрического отопительного оборудования, но и собственные особенности. В обширном списке можно выделить самые значимые:

  • КПД установок стремится к абсолютному максимуму – не ниже 95%
  • В окружающую среду не выделяется загрязняющих веществ или вредного для человека ионного излучения
  • Высокая мощность в сравнительно небольшом по габаритам с другими котлами корпусе
  • Возможен монтаж сразу нескольких установок для увеличения производительности, отдельная установка котла ионного типа в качестве дополнительного или резервного источника тепла
  • Небольшая инертность дает возможность быстро реагировать на изменения окружающей температуры и полностью автоматизировать процесс отопления посредством программируемой автоматики
  • Нет необходимости в обустройстве дымоходной трубы
  • Оборудованию не вредит недостаточное внутри рабочей емкости количество теплоносителя
  • Скачки напряжения не влияют на производительность и стабильность отопления
Читайте также:  Как нельзя поднимать лодку

О том как выбрать электрический котел для отопления вы можете узнать здесь

Безусловно, ионные котлы обладают многочисленными и очень весомыми преимуществами. Если не принять во внимания отрицательные стороны, возникающие чаще в ходе эксплуатации оборудования, вся выгода теряется.

Среди отрицательных сторон стоит отметить:

  • Для работы ионного отопительного оборудования нельзя использовать источники питания с постоянным током, которые вызовут электролиз жидкости
  • Нужно постоянно контролировать электропроводность жидкости и принимать меры по ее регулированию
  • Необходимо позаботиться о надежном заземлении. Если произойдет его пробой, риски быть ударенным током значительно возрастают
  • Нагретую воду в одноконтурной системе использовать для иных нужд запрещается
  • Очень трудно организовать эффективное отопление с естественной циркуляцией, установка насоса обязательна
  • Температура жидкости не должна превышать 75-ти градусов, иначе резко вырастет потребление электрической энергии
  • Электроды быстро изнашиваются и нуждаются в замене с периодичностью каждые 2-4 года
  • Нельзя проводить ремонтные и пуско-наладочные работы без привлечения опытного мастера

О других способах электрического отопления дома, читайте тут

Особенности монтажа ионных котлов

Обязательное условие при монтаже ионных котлов отопления – наличие предохранительного клапана, манометра и автоматического воздухоотводчика. Располагать оборудование нужно в вертикальном положении (горизонтальное или под углом недопустимы). При этом около 1.5 м подводящих труб – не оцинкованная сталь.

Нулевую клемму принято располагать внизу котла. К ней подключают заземляющий провод с сопротивлением до 4 Ом и сечением свыше 4 мм. Не следует полагаться исключительно на ОЗУ – оно не способно помочь при утечке токов. Сопротивление также должно соответствовать правилам ПУЭ.

Если отопительная система совершенно новая, подготавливать трубы не нужно – они должны быть чистыми внутри. Когда котел врезается в уже эксплуатируемую магистраль, обязательно проводится промывка ингибиторами. На рынках предлагается большой ассортимент средств для удаления отложений, солей и накипи.

Однако каждый производители электродных котлов указывает те из них, которые считает лучшими для своего оборудования. Их мнению следует придерживаться. Пренебрегая промывкой, установить точное омическое сопротивление не удастся.

Очень важно подобрать радиаторы отопления к ионному котлу. Модели с большим внутренним объемом не подойдут, так как на 1 кВт мощности потребуется более 10 л теплоносителя. Котел будет постоянно работать, тратя часть электроэнергии напрасно. Идеальное соотношение мощности котла и общего объема системы отопления – 8 л на 1 кВт.

Если говорить о материалах – лучше устанавливать современные алюминиевые и биметаллические радиаторы с минимальной инертностью. Выбирая алюминиевые модели, предпочтение отдают материалу первичного типа (не переплавленному). В сравнении со вторичным он содержит меньше примесей, снижая омическое сопротивление.

Меньше всего с ионным котлом совместимы чугунные радиаторы, так как они больше всех подвержены загрязнениям. Если возможности заменить их нет, эксперты рекомендуют соблюдать несколько важных условий:

  • В документах должно быть указано соответствие европейскому стандарту
  • Обязательны установка фильтров грубой очистки и уловителей шлама
  • Еще раз производится общий объем теплоносителя и выбирается подходящее по мощности оборудование

Простой ионный котле своими руками

Ознакомившись с особенностями и принципом, по которому функционируют ионные котлы отопления, настает пора задаться вопросом: как собрать подобное оборудование своими руками? Вначале нужно подготовить инструмент и материалы:

  • Труба стальная диаметром 5-10 см
  • Клеммы заземления и нулевого провода
  • Электроды
  • Провода
  • Металлический тройник и муфта
  • Упорство и желание

Прежде чем начинать соединять все воедино, стоит запомнить три очень важных правила, касающихся безопасности:

  • На электрод подается исключительно фаза
  • На корпус подается исключительно нулевой провод
  • Обязательно предусматривается надежное заземление

Чтобы собрать ионный электродный котел, достаточно следовать следующей инструкции:

  • Вначале подготавливается труба длиной 25-30 см, которая будет выполнять роль корпуса
  • Поверхности должны быть ровными и без коррозии, зазубрины с торцов зачищаются
  • С одной стороны, посредством тройника устанавливаются электроды
  • Тройник также необходим для организации выхода и входа теплоносителя
  • Со второй стороны делают подключение к отопительной магистрали
  • Между электродом и тройником установить изолирующую прокладку (подойдет термостойкий пластик)
  • Чтобы добиться герметичности, резьбовые соединения должны быть точно подогнаны друг к другу
  • Чтобы закрепить нулевую клемму и заземление, к корпусу приваривают 1-2 болта

Собрав все воедино, можно врезать котел в отопительную систему. Подобное самодельное оборудование вряд ли сможет отопить частный дом, но для небольших подсобных площадей или гаража станет идеальным решением. Можно закрыть установку декоративным кожухом, при этом стараясь не ограничивать к нему свободный доступ.

Источник: xn--53-6kcutwqjd.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...