В международном масштабе ограничений относительно габаритов или конструкции этих лодок нет, они являются лодками «свободной» конструкции. Однако стремление достичь максимальной скорости при минимальном весе лодки привело к определенной унификации их размеров.
Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта водой, способствует повышению скорости лодки. Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию лодок с пониженным сопротивлением путем укорачивания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов.
В последние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенчалась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки удлиняется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к технической подготовленности экипажа.
На гоночных лодках нос и корма закрыты водонепроницаемой декой. В целях безопасности на носу лодки должен находиться упругий шар, диаметр которого составляет минимум 40 мм, поскольку нос лодки имеет заостренную форму. Все гоночные лодки изготовляются «скорлупо-или чашеобразной» конструкции.
Первопроход по притоку на лодках Выдра.
В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготовления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки являлось традиционным, были вначале вытеснены клееной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клейковины.
Ножевой (строганой) фанерой проклеивается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабильная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, абсолютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляется с помощью древесины (киль, шпангоут, полозки).
Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опыта аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, готовые к спуску на воду.
Гребля академическая: конструкция учебных лодок
Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географических условий существуют различные типы учебных лодок: гички и морские шлюпки. Гички, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок, так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом. Начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок.
В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.
НЕПРОСТОЕ ЗАДАНИЕ | Одна в лодке — 6 серия
Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то, что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.
В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом.
Гребля академическая: гребной отсек
Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина. Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке – 23 см, в учебной лодке – 28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см. в учебных лодках – 65 см. В направлении к носу полозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.
Гребля академическая: отсек для ног гребца
Подножка служит опорой для ног. Длину подножки можно регулировать, как правило, длина рассчитана на семь вариантов. В гребле на гоночных лодках хорошо зарекомендовали себя специальные ботинки, которые накрепко привинчены к подножке.
При этом гребец может принимать оптимальный угол отталкивания в соответствии с особенностями телосложения и добиться увеличения силы отталкивания. В гоночных лодках угол наклона равен 38-40º в гичках – 42-45º. Длина ножного отсека в среднем составляет 65 см. Таким образом, один гребец занимает отсек длиною примерно 130 см.
Гребля академическая: выносная уключина
Выносная уключина – это кронштейн, как правило, представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Такая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до середины лодки независимо от ширины лодки и в соответствии с оптимальной длиной рычага.
В гоночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и составляет 800 мм. Высота тонки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преимущественно).
Выносные уключины на распашных лодках устанавливаются, как правило, поочередно с одной и другой стороны. Неравномерное расположение уключин, «итальянское» на четверках и восьмерках, в различных вариантах способствует сохранению правильного курса.
Гребля академическая: весло
Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон – парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного весла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для женщин); длина парного весла – 300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин).
Определена минимальная площадь лопасти:
- у распашных весел она составляет 1060 см² (мужчины), 900 см² (женщины и молодежь);
- у парных весел – 710 см² (мужчины и женщины);
- 640 см² (молодежь); 590 см² (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см².
Для детей в возрасте от 8 до 12 лет предназначены специальные парные весла, лопасти которых меньше.
Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода.
Манжета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внутреннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг.
Лопасть, изготавливаемая из вспененной пластмассы с целью придания ей более высокой прочности, смещена относительно «спинки» на 4º. Площадь опоры в вертлюге относительно вертикально стоящего стержня уключины также имеет наклон 4º. Таким образом, наклон всей системы равен 8º. Он обеспечивает надежное ведение лопасти в воде.
Гребля академическая: наладка
Перед соревнованиями габариты и другие специальные летали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мастерства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установкой подножки большое значение имеет также выбор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.
Источник: world-sport.org
ГРЕБЛЯ
гребля 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: грести (1*1). 2) Вид спорта, представляющий собою скоростное передвижение на специальных спортивных судах. 2. ж. Действие по знач. глаг.: грести (2*1).
гребля
ж.
rowing
академическая гребля спорт. — boat-racing
гребля сущ., кол-во синонимов: 11 • брекватер (13) • гать (10) • гребля академическая (2) • гребля на байдарках и каноэ (2) • дамба (10) • запруда (15) • перемычка (22) • пересыпь (8) • плотина (16) • правеж (7) • спорт (224) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: брекватер, гать, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, дамба, запруда, перемычка, пересыпь, плотина, правеж, спорт
ГРЕБЛЯ во флоте имеет двоякое назначение: как средство передвижения гребн. судов и как спорт и один из лучш. родов гимнастики. По способу обучения и самаго механизма мускул. движений различаются Г. барказная, катерная и вельботная.
Перед Г. весло д. б. уравновешено так, чтобы, положенное на уключину кожной частью, оно лопастью слегка перевешивалось к воде; по длине весла пригоняются к шлюпке так, чтобы самая длин. пара приходилась по середине борта, а самая короткая — на баке. В положении «суши весла» гребец сидит прямо; одна рука его лежит на конце валька, другая на его середине; ноги слегка согнуты, на упорке; лопасть весла д. б. гориз-на, в 1-1 1 /2 фт. от воды.
По первому приему весла заносятся быстро назад; руки вытягиваются, спина выгибается возможно более вперед, лопасть весла горизонтальна. Выравняв лопасти, гребцы, по приему «два» (протяжно), опускают лопасти на 3 /4 в воду, откидываются назад и проводять весло с силой в воде.
Надо обращать внимание, чтобы при этом руки б. вытянуты, тогда сила гребка достигается работою спины и плечев. мускулов. Вынув весло из воды, надо сейчас же его заносить, приводя в положение «раз». При Г. приучают людей вдыхать воздух на заносе и выпускать на самом гребке; это средство не позволит гребцу скоро «выдохнуться».
Употребляется также способ Г., называемый «американским», — в три приема, задерживая весло на отваливании. На барказах гребут со скоростью 25 гребков, на катерах 25-36 и на вельботах 28 в минуту. Гоночная гребля требует тренировки в силе, выносливости на выдержку дыхания и на скорость. На волне надо гресть реже; опуская весло глубже в воду, проводить дальше, а на заносе поднимать выше.
Команд. слова при Г. во флоте: «отваливай» (разбирают весла), «весла» (кладут на уключины и выдвигают за борт), «на воду» (начинают гресть), «суши весла» (весла держат гориз-но в уключинах), «табань» (гребут в обрат. напр-нии), «весла на валек» (весла ставят верти-но, для отдания чести), «шабашь» (кончают гресть и убирают весла). Качество Г. зависит, гл. обр., от «загребных» (ближайш. к корме гребцов), дающих счет и силу гребков. Являясь одним из сам. здоров. и прият. физич. упражнений, Г. развивает мускулатуру всего тела, тренирует легкия и сердце; но с непривычки молодые матросы быстро устают. С появлением паров. и мотор. шлюпок значение Г., как повседнев. способа передвижения мелк. судов, упало; но и в наст. время обучение Г. входит в обязат. курс занятий на воен. к-бле, а в эс-драх, стоящих на рейде, все шлюпки посылаются ежедневно после подъема флага вокруг эскадры.
Самый любимый одесситами вид спорта. О массовом увлечении Г. в свое время свидетельствовали многочисленные, дублирующие друг друга статуи «Девушка с веслом», установленные в парках и скверах города, а также абсолютно во всех санаториях и домах отдыха. Миллионы граждан Страны Советов приезжали в Одессу провести профсоюзный отпуск и оздоровиться. Многие из них не просто с удовольствием занимались греблей, люди считали ее основной целью поездки в теплые края и главным фактором оздоровления. В ушедшие времена, когда санатории и дома отдыха были переполнены, в Одессе имелась целая когорта профессиональных гребцов, проводивших практические занятия только с гостями города.
Да я согласен заниматься греблей по семь раз на неделю, лишь бы гр была стоящей.
Хотя многие любители этого вида спорта полагали, что термин Г. образован из слов «ГРажданка» и еще одного, в одесском языке давным-давно появился ныне широко используемый и за его пределами термин «ГРЕБАНЫЙ», а также «ГРЕБЕНЬ», от которого произведено более современное понятие «Петух». Последнее выражение еще раз подтверждает, что первого из геев звали Петрушкой, он же Петя (уменьшительно-ласковые синонимы имени Петр). Эта тема нашла отражение даже в классической поэзии, изучавшейся в детских дошкольных учреждениях: «Петя, петя, петушок, золотой гребешок».
Источник: slovaronline.com
«Добирался с молитвами». Олимпийский чемпион греб 1300 километров из Петербурга в Москву — и рассказал, как это было
Если и есть примеры идеальной популяризации редкого вида спорта, про который вспоминают раз в четыре года, то это сумасшедший вояж олимпийского чемпиона Лондона в гребле Юрия Постригая из Петербурга в Москву. Когда-то про такой 233 года назад написал Александр Радищев. Времена изменились, вид транспорта и маршрут другой — но Постригай своей авантюрой в стиле Жюля Верна попал во все заголовки.
«СЭ» расспросил российского гребца о самом интересном в самом быстром заезде в истории России и одном из самых длинных. Две недели (2-16 июля) из Питера в Москву — официальный рекорд. Маршрут Постригая выглядел так: Санкт-Петербург — через Ладожское озеро и Свирь вышел в Онежское — далее Вытегра, Волго-Балтийский канал и выход в Белое озеро — через Шексну достиг Череповца — по Рыбинскому водохранилищу дошел до Волги — через Мышкин и Калязин добрался до канала имени Москвы и финишировал в Москве.
В шторм в Рыбинском водохранилище греб без сопровождения
— Юрий, грести 1300 километров в принципе не очень легко, наверное, но что было самым сложным?
— Встречное течение. Причем я изначально думал, что все-таки будет хотя бы пополам встречное и попутное — ведь когда гребешь, меняются реки, озера, водохранилища. Но так вышло, что дожди шли почти каждый день, плюс большая часть вообще маршрута — процентов 80 против течения. И где узкие реки, это ощущалось прямо, существеннее, чем на широких.
Фото Getty Images
— Как вы вообще решились? Это вызов, желание поставить рекорд, коммерческая идея?
— У нас есть турнир, Кубок братьев Агеевых и олимпийских чемпионов Юрия Постригая и Александра Дьяченко, сокращенно — ААА Cup. Захожу я как-то на планерку, и мне с порога: «Юра, шальная идея, что думаешь — из Питера в Москву на байдарке?» Говорю: я за. И все. (Смеется.) Так эта идея заселилась в мой мозг, я начал думать о ней, спать с ней.
Благодаря тому, что у меня есть хороший знакомый Кирилл Диденок и у него большое агентство, мы докрутили и пришли к VK Fest. Потому что у них как раз были две точки, где они поочередно проводили свои фестивали. Нужно было соединить два города. Конечно, проще было бы из Москвы в Питер — большая часть по течению, но пришлось, наоборот, грести.
На профессиональной байдарке, в которой сможет сидеть только профессиональный гребец, не на какой-то там широкой лодке. Обычный человек перевернется секунд за 10, она очень узкая, шаткая. На больших волнах и профессионалы могут перевернуться.
— К вам не подходили сотрудники органов власти, не говорили — вы вообще кто, больной, что ли? Потому что в Москве и на пруду на своей лодке непросто прокатиться.
— Со мной был катер сопровождения, были спасатели, то есть, в принципе, я был под присмотром. Приходилось брать на себя смелые решения, когда из-за шторма в Рыбинском водохранилище греб один, без катера, километров 60. Ребята из сухопутной команды ждали меня на машине в определенной точке, пока я был без связи, вокруг же леса. Вот добирался на свой страх и риск с молитвами Господу.
— Получается, любой человек может взять лодку и грести куда хочет, препятствий нет.
— Зависит от человека. Если у него есть понимание, цель, желание — может, легко. Просто под свою ответственность. Если ты не нарушаешь законы, не заходишь на какие-то режимные территории, то какие претензии могут быть? Рыбаки же ездят куда хотят, ловят рыбу, к ним нет вопросов.
Так же и гребец. И неважно, будет он там на туристической байдарке или на другом судне, просто все на страх и риск этого человека.
— Читал про британку, которая хотела грести по Волге, но из-за слишком назойливого внимания прекратила еще в Тверской области.
— Я пока греб, мне тоже присылали разные истории, что там какие-то люди туда догребли, другие еще куда-то. Прекрасно, когда люди стараются и делают какие-то подвиги. Это прям круто. Правда, тут важно, на словах или нет. На заборе тоже пишут, а без бумажки вы. ну, понимаете.
Если есть подтверждение маршрута, то этому больше доверия.