БТР-60 представляет собой первый отечественный серийный четырехсносный бронетранспортер с полным приводом. Также данная машина стала первым советским БТР, способным самостоятельно преодолевать водные преграды.
Боевая техника настолько надежна, что при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР может продолжать движение.
Сегодня бронетранспортер БТР-60 стоит на вооружении более 40-ка государств. Он считается надежной боевой машиной, положившей начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.
История создания БТР-60
После Великой Отечественной войны основным бронетранспортером Советской Армии был БТР-152. Данная машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот бронетранспортер был создан в короткие сроки, так как его основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя для машины, созданной на базе трехосного грузовика, БТР-152 обладал приемлемыми качествами, военные все же неоднократно высказывали недовольство, что машина не может двигаться вместе с танками и преодолевать траншеи.
БТР-60
Чтобы увеличить проходимость, конструкторам пришлось разрабатывать новую колесную формулу с равномерным расположением мостов. Первый же опытный образец БТР-Э152В, имеющий колесную формулу 8х8, доказал, что такая концепция работает. Зато управляемость новой модели была слишком низкой, что заставило конструкторов делать управляемыми две передних пары колес.
Новый военный автомобиль, разработку которого поручили Горьковскому автомобильному заводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый опытный экземпляр был готов уже через два года. Первый вариант БТР-60 имел такую же схему, как серийная модель, но отличался от нее двигателем.
Изначально на опытный образец было решено установить один карбюраторный двигатель ГАЗ-40П, развивающий 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что данный двигатель слишком слабый для десятитонного бронетранспортера. Сначала было решено установить на бронетранспортер мощный дизель ЯАЗ-206Б, который развивал 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжелый дизель не давал возможности бронетранспортеру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.
Теперь бронетранспортер получил достаточный запас мощности, а раздатка БТР-60, с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость в условия бездорожья.
Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортер подвергся модернизации:
- Были установлены приборы ночного видения;
- Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
- Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортер.
Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.
Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, все же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.
Особенности конструкции БТР-60
Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.
Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.
У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.
Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.
Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.
В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.
В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.
Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.
В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).
Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.
В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.
Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.
БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.
В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.
Технические характеристики БТР-60
Длина, мм | 7500 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2300 |
Масса, т | 10,0 |
Десант, чел. | 8-12 |
Толщина брони, мм | 5-9 |
Двигатели | 2* ГАЗ 40П |
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч | 80/15 |
Запас хода, км | 500 |
Модификации
На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.
- БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.
- БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).
На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 — командирская машина для высших офицеров пехоты.
Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.
Боевое применение БТР-60
Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.
Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.
Заключение
БТР-60 — легендарный бронетранспортер, который сыскал спрос на всех континентах. За все время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.
Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.
Источник: army-today.ru
БТР-60 – «отец» нового поколения бронетранспортеров
БТР-60 стал первым отечественным серийным четырехосным бронетранспортером с полным приводом. Более того, машина стала первой советской бронированной машиной, способной самостоятельно преодолевать водные преграды. Эта техника стала пионером и в плане надежности – при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР мог продолжать движение…
На сегодняшний день бронетранспортер сохраняется на вооружении более чем 40 государств. Не будет преувеличением заявить, что БТР-60 — надежная боевая машина, положившая начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.
- История создания
- Конструкция
- Модификации
- В сравнении с зарубежными аналогами
- Боевое применение
- Видео
История создания
После окончания Великой Отечественной Войны обоюдные претензии и политические разногласия Советского Союза и США привели в конечном итоге к началу холодной войны. Этот период противостояния двух государств запомнился, в первую очередь, гонкой вооружений, стремлениями каждой из противоборствующих сторон иметь в своем распоряжении грозную армию, имеющую в своем арсенале лучшие образцы.
В конце 1955 года Советским командованием было принято решение, что пехотным подразделениям необходима бронированная машина высокой проходимости. По задумке высших командиров, такая машина должна была не только стать достойной заменой БТР-152, но и повысить мобильность советских пехотинцев. БТР-152 по меркам гонки вооружений, уже порядком устарел. А некоторые лесисто-болотистые участки местности становились для бронетранспортера непреодолимым препятствием.
В начале 1956 года руководитель Горьковского Автомобильного Завода Н. В. Сазанов принял решение о создании команды по проектированию нового бронетранспортера, который помимо высоких показателей проходимости, должен был уметь преодолевать водные преграды.
Работа в заводских цехах закипела в этом же году, руководителем проекта был назначен инженер-конструктор В. А. Дедков. Основной упор команда конструктора делала на высокие показатели проходимости. Работали заводчане, не зная усталости, и уже в 1958 году был готов первый плавающий прототип ГАЗ-49. Его снабдили ГАЗ-40П – карбюраторным двигателем, развивавшим на пике мощности 90 л.с.
Но первые же испытания стали провальными для прототипа бронетранспортера — мощности двигателя явно не хватало. На некоторых отрезках пути прототип ГАЗ-49, весивший 10 тонн, очень тяжело поднимался в гору. И это без учета веса экипажа, десанта, полной заправки топливом и вооружения.
Инженеры сразу же попытались заменить ГАЗ-40П куда более мощным дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. Однако, этот вариант оказался не намного успешнее предыдущего. Несмотря на более чем устраивающую мощность двигателя, большой вес мотора нарушал общую балансировку конструкции прототипа. При испытаниях очередного опытного образца был отмечен сильный дифферент на кормовую часть машины.
Компромиссным решением стала установка в машинное отделение двух агрегатов ГАЗ-40П. В итоге получалась мощность равная 180 л.с., а вес двигателей не оказывал отрицательного влияния на баланс конструкции. Это была вынужденная мера, в то время советская двигательная промышленность банально не выпускала ничего подходящего для БТР.
У КБ ГАЗа в середине 50-х годов было 6 заводов-конкурентов, занимавшихся разработкой бронетранспортера высокой степени проходимости.
Решающим фактором в принятии ГАЗ-49 на вооружение в советскую армию стало именно наличие двух двигателей. Как ни странно, внутренняя комиссия Министерства Автомобильной Промышленности СССР, перед показом военным командующим, назвала компоновку конструкцией двумя ГАЗ-40П «безграмотной», подвергнув КБ и инженеров команды Дедкова жесткой критике.
Но при демонстрационном показе армейцам была сымитирована ситуация, в которой у бронетранспортера ГАЗ-49 отказал один из двигателей. Машина не встала и не заглохла, ее силовая установка продолжала функционировать, и ГАЗ-49 мог ехать с максимальной скоростью 60 км/ч по асфальтному покрытию и до 30 км/ч по пересеченной местности.
Военные заказчики были в восторге от показательного выступления. И, как следствие, в конце1959 года появился приказ МО СССР, который гласил о принятии на вооружение армии нового бронетранспортера. Заводское наименование ГАЗ-49 сменила армейская аббревиатура БТР-60П, где литера «П» обозначала, что техника плавающая.
Длина, мм | 7500 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2300 |
Масса, т | 10,0 |
Десант, чел. | 8-12 |
Толщина брони, мм | 5-9 |
Двигатели | 2* ГАЗ 40П |
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч | 80/15 |
Запас хода, км | 500 |
Конструкция
Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.
Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.
У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.
Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.
Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.
В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.
В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.
Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.
В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).
Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.
В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.
Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.
БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.
В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.
Модификации
На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.
БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.
БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).
На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 – командирская машина для высших офицеров пехоты.
Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.
В сравнении с зарубежными аналогами
Советский бронетранспортер БТР-60 намного крупнее по габаритам и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Но если сделать броню БТР-60 более толстой защитные показатели машины естественно вырастут, как и вес машины. Вот только плавать она уже не сможет, да и силы водометного движителя не хватит, чтобы перемещать бронетранспортер по воде. В мире на тот момент могла плавать только американская машина морпехов LVTP-5, но она развивал скорость на воде вдвое меньшую, чем БТР-60.
У всех зарубежных бронемашин того времени высадка десанта осуществлялась под защитой брони бронетранспортера.
Происходило это за счет специальных рамп и люков, предусмотренных в кормовой части машины. Советские же пехотинцы выбегали из БТР-60П из отделения десанта через специальные двери находящиеся сбоку корпуса, и им приходилось выпрямляться во весь рост. Что с точки зрения тактики, мягко говоря, невыгодно.
Хуже со спешиванием пехоты дело обстояло только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь, солдаты, вылезающие с еще движущейся бронемашины, скорее напоминали танкистов, спасающихся из подбитого танка, нежели готовящихся к атаке воинов.
Боевое применение
Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.
Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.
Этот бронетранспортер — легенда, постепенно приобрел популярность во всем мире.
За все время с заводских конвейеров сошло около 25 тысяч экземпляров в различных модификациях БТР-60. Технологии, изобретенные конструкторами более 60 лет назад, пользуются спросом и сегодня.
Вряд ли председатели внутренней комиссии Минавтопрома могли подумать, что этот бронетранспортер в скором будущем станет прародителем для многих успешных образцов военной техники, когда называли БТР-60 В. А. Дедкова «безграмотным и авантюрным проектом».
Видео
Не забывайте оставлять на сайте свои комментарии и делиться своим мнением.
Источник: warbook.club
БТР-60 – водоплавающий бронетранспортер нового типа
БТР-60 был разработан в 1956-59-х годах в СССР. Новая машина должна была заменить собой устаревшие бронетранспортёры серии 152, которые не обладали достаточной проходимостью и не могли плавать.
История создания БТР-60
После Великой Отечественной войны основным бронетранспортёром Советской Армии был БТР-152. Данная машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот бронетранспортёр был создан в короткие сроки, так как его основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя для машины, созданной на базе трёхосного грузовика, БТР-152 обладал приемлемыми качествами, военные всё же неоднократно высказывали недовольство, что машина не может двигаться вместе с танками и преодолевать траншеи.
Чтобы увеличить проходимость, конструкторам пришлось разрабатывать новую колёсную формулу с равномерным расположением мостов. Первый же опытный образец БТР-Э152В, имеющий колёсную формулу 8х8, доказал, что такая концепция работает. Зато управляемость новой модели была слишком низкой, что заставило конструкторов делать управляемыми две передних пары колёс.
Новый военный автомобиль, разработку которого поручили Горьковскому автомобильному заводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый опытный экземпляр был готов уже через два года. Первый вариант БТР-60 имел такую же схему, как серийная модель, но отличался от неё двигателем.
Изначально на опытный образец было решено установить один карбюраторный двигатель ГАЗ-40П, развивающий 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что данный двигатель слишком слабый для десятитонного бронетранспортёра. Сначала было решено установить на бронетранспортёр мощный дизель ЯАЗ-206Б, который развивал 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжёлый дизель не давал возможности бронетранспортёру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.
Теперь бронетранспортёр получил достаточный запас мощности, а раздатка БТР-60, с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость в условия бездорожья.
Серийное производство БТР-60
Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортёр подвергся модернизации:
- Были установлены приборы ночного видения;
- Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
- Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортёр.
Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.
Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, всё же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.
Модификация БТР-60ПБ
В 1966 году была проведена серьёзная модернизация боевой машины. Усовершенствованная модель получила индекс БТР-60ПБ и следующие изменения в конструкции:
- Установлена башня от БДРМ-2 с крупнокалиберным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62 мм пулемётом ПКТ. Это серьёзно повысило боевую мощь бронетранспортёра, переведя его в более эффективный класс боевой техники;
- Количество перевозимого десанта сократили до 8 человек, один из которых должен был выполнять функции стрелка в башне;
- Появились дополнительные приборы наблюдения;
- В отделении для десанта появились люки, пригодные для быстрой посадки или высадки;
- Лобная защита была незначительно усилена;
- Усилена противоатомная защита.
Новая модификация БТР-60ПБ оказалась самой удачной версией бронетранспортёра БТР-60. Они выпускались без изменений до 1976 года. Блокировка дифференциалов БТР-60 хорошо показала себя во время эксплуатации, поэтому её оставили без изменений. Имеются данные, что БТР-60ПБ выпускался на других заводах, кроме ГАЗ, до 1987 года.
Западные источники утверждают, что всего в СССР было выпущено около 25 000 БТР-60 и БТР-60ПБ. Данные бронетранспортёры до сих пор используются во многих армиях мира.
Конструкция и оснащение советской боевой машины
Защита корпуса у БТР-60 достаточно слабая. Она может защитить от осколков гранат и пуль, выпущенных из автомата, но крупнокалиберный пулемёт её пробивает с лёгкостью. Листы стали имеют толщину всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться внутри корпуса БТР-60 не стоит. Если машина подрывалась на мине, то шансов выжить было немного.
Сам корпус был сделан обтекаемой формы, что облегчило передвижение бронетранспортёра в воде. Модификация БТР-60ПБ получила полностью закрытый кузов с защитой от радиации. Для защиты от проникновения грязного воздуха использовалась специальная фильтрующая установка. В передней части размещаются капитан и механик, в середине – десантники, а сзади расположены двигатели и трансмиссия.
БРР-60ПБ получила башню в форме конуса. Она имела такую же слабую броню, как и корпус. Стрелок размещался в башне, которая вращалась с помощью специального винтового механизма.
Что качается вооружения бронетранспортёра, то базовая модификация имела только три пулемёта СГБМ. После нескольких незначительных модификаций данные пулемёты было решено заменить на более совершенные ПКБ. Модификация БТР-60ПБ получила более серьёзное оружие – крупнокалиберный пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм. Таким вооружением БТР-60 мог легко расправляться с легкобронированной техникой противника. Кроме пулемётов, в качестве дополнительного вооружения использовались гранаты, которых был внушительный запас.
Для наведения на цель использовались винтовые механизмы, а для наводки – оптический прицел перископического типа. Если крупнокалиберный пулемёт использовался для легкобронированной техники, то из ПКБ как правило стреляли по живым целям, находящимся в радиусе до 1 500 метров.
Для наблюдения за местностью в БТР-60 использовались следующие приборы:
- Б-1 в количестве 6 штук устанавливали на экземпляры первых выпусков;
- Через некоторое время капитан БТР получил устройство ТПКУ-2Б;
- ТВН-1 и ТВН-2 являлись приборами для наблюдения за местностью в условиях ограниченной видимости.
Кроме того, для обзора местности в спокойной ситуации использовались два смотровых люка, находившиеся в лобовой части машины.
Мотор и трансмиссия БТР-60
На БТР-60 была применена интересная схема установки двигателя. Так как тяжёлая машина не могла быстро передвигаться с одним мотором ГАЗ-40П, было решено установить два. В сумме эти два двигателя способны развивать 180 л.с. Правый двигатель отвечает за работу первого и третьего мостов, а левый – за работу второго и четвёртого.
Имеется возможность отключить один из двигателей и передвигаться только за счёт работы второго. Каждый из двигателей имеет отдельный бак для горючего. К дополнительным функциям двигателей относится работа водомёта и лебедки от них.
На БТР-60 установлено «сухое» сцепление однодискового типа. Для облегчения работы с ним было решено использовать гидравлический привод. Коробка переключения передач четырёхступенчатая. За счёт вала отбора мощности происходит переключение на водомёт. В устройство двух главных передач БТР-60 входят самоблокирующиеся дифференциалы.
В настоящее время блокировка дифференциала БТР-60 часто устанавливается на УАЗ любителями экстремального тюнинга. Самоблок БТР-60 обеспечивает равномерную скорость вращения колёс на всех осях боевой машины. Бронетранспортёр способен передвигаться, даже если один из двигателей полностью выйдет из строя.
Ходовая часть и водомёт БТР-60
При создании бронетранспортёра была применена колёсная формула 8х8. Так как управляемость опытного образца с традиционным рулевым управлением была недостаточной, было принято решение сделать управляемыми две передние оси. Конструкция односкатных шин позволяет выдержать пулевое попадание. Два компрессора способны обеспечить подкачку шин дистанционным образом. Это помогает не только передвигаться с пробитым колесом, но и менять давление в зависимости от типа местности.
Колёса располагаются на двух рычагах, соединённых с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг, кроме третьей оси, имеет по два амортизатора гидравлического типа. Подвеска у БТР-60 независимая, торсионная. Бронетранспортёр может продолжать движение при полной потере двух колёс.
Водомётное устройство бронетранспортёра работает за счёт двигателей ГАЗ-40П. Он располагается под мотором и имеет гребной винт. Чтобы винт не повреждался, его прикрыли решёткой с одной стороны и броневой заслонкой с другой.
БТР-60 и его модификации прекрасно зарекомендовали себя в большинстве боевых конфликтов 20 века. Так как Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортёры можно сейчас найти в армиях развивающихся стран по всему миру.
Источник: warways.ru
Советский бронетранспортёр БТР-60
БТР-60 — техника повышенной проходимости, которую разработали в СССР в конце 50-х годов прошлого столетия. Бронетранспортёр предназначался для замены БТР-152, числящийся в те годы на вооружении мотострелковых подразделений. Инженеры улучшили проходимость новой модели, а также «научили» её плавать.
Общая информация
60-я модель стала первым четырёхосным бронетранспортёром. Развитие линейки этой техники продолжается в наши годы. 16 лет (1960-1976) производился на горьковском автомобильном заводе. До 1987 года выпуском занимался курганский завод колёсных тягачей. Ещё одна производственная точка находилась в Румынии.
Местные специалисты собирали технику по советской лицензии (ТАВ-71).
До конца 60-х годов БТР-60 являлся основным транспортом высокой проходимости в советской армии. В 70-80-х годах численность в армии значительно уменьшилась из-за выпуска 70-й и 80-й моделей. Машина прошла через многие боевые операции, включая Афганскую войну. Экспорт осуществлялся в десятки стран по всему миру. Несмотря на внушительный возраст, техника работает в армейских подразделениях 47 стран (данные на 2007 год).
В наше время популярна технология блокировки БТР-60. Самое распространённое применение — внедрение в конструкцию мостов автомобилей УАЗ. Во многих интернет-магазинах можно купить блокировку БТР-60 как новую, так и старую. О разнице в качестве говорить сложно, каждый находит для себя определённые преимущества. Средняя стоимость для гражданского транспорта составляет 8-12 тысяч рублей, для военного — до 19 500.
История создания
Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.
Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.
БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна — вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.
Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом — 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.
Конструкция и оснащение
Броневой корпус и башня
Противопульная защита — слабая дифференцированная. Катаные листы гомогенной броневой стали лежат в основе корпуса (толщина — 5-9 мм). Для их соединения между собой применялась сварка. Для передвижения по воде корпус сделали обтекаемым. В конструкцию добавили складывающийся волноотражатель.
В стандартной версии кузов открытый. Предусмотрена установка тента для защиты от дождя. Улучшенная модификация БТР-60 ПБ получила полностью крытый кузов. Благодаря многочисленным резиновым уплотнителям машина стала полностью герметизированной. Фильтровентиляционная установка создавала внутри повышенное давление.
Это не позволяло проникать грязному воздуху во все отделения бронетранспортёра.
Передняя часть выделена под отсек управления. В нём размещается два человека — капитан и механик. Десантники располагались в центральной части. Кормовую часть отвели под мотор и трансмиссию, а также иные технические узлы. Для комфортной транспортировки солдат в кузове имеются скамейки (в разных модификациях разное количество).
Максимальная загрузка на воде — 10 человек.
Загрузка и выгрузка экипажа проходит через двери (четыре штуки). На каждом борту находится по две двери (расположены в верхней части). Солдаты имеют возможность вести огонь из личного оружия из корпуса бронетранспортёра. Для этого используются люки и лючки.
БТР-60 ПБ оснастили усечённой конусной башней. Она изготавливалась из тех же материалов и по той же технологии, что и корпус. Для размещения вооружения и прицельной системы сделали три амбразуры. Внутри башни находится стрелок, руководящий стрельбой. Винтовой механизм обеспечивает вращение конструкции.
Вооружение
Базовый вариант получил три пулемёта СГБМ. Первый находился в лобовой части кузова, второй и третий по бортам. В модификациях ПА и ПА1 СГБМ заменили на аналогичный по многим характеристикам ПКБ. К дополнительному вооружению относятся АК-47, РПГ-7 и гранаты Ф-1.
БТР-60 ПБ в передней части башни получил симбиоз КПВТ и ПКТ. Для горизонтального и вертикального наведения применялись винтовые механизмы. Для наводки на цель использовали перископический оптический прицел. КПВТ использовали для поражения легкобронированной или небронированной техники (дальность стрельбы — до 2 км). ПКТ применялся для обезвреживания живых вражеских объектов (дальность стрельбы — до 1,5 км).
Наблюдение и связь
Экземпляры первых лет выпуска оснащались двумя лобовыми люками для обзора местности. В условиях боевых действий функции люков на себя брали приборы Б-1 (шесть штук). В последующие годы оснащение дополнили устройством ТПКУ-2Б (капитан использовал его для осмотра окружения). Ночные приборы ТВН-2 (для механика) и ТВН-1 (для капитана) использовались в условиях ограниченной видимости. На последующих модификациях ПА и ПА1 состав обзорного оборудования сохранился.
Обзорность в БТР-60 ПБ улучшена. Все Б-1 заменили на 9 приборов ТНП-Б. Их расположили в различных частях корпуса. Прибор ночного виденья сохранили. В устройство добавили модернизированный прожектор.
Десантное отделение оснастили перископическими смотровыми приборами МК-4Н. Башня лишена обзорных приспособлений. Имеются только прицельные механизмы пулемётов.
Первые модели и модификации для связи получили радиостанции Р-113. В ПБ их усовершенствовали, они получили индекс Р-123. В этой же версии БТР-60 схема дополнена танковым переговорным устройством. Им пользовались капитан, механик и стрелок.
Мотор и трансмиссия
Для передвижения используются сразу два двигателя — горьковские 40П. Они имеют по шесть цилиндров, в сумме развивают до 180 л.с. Крепятся к общей раме. Первый и третий мосты работают за счёт правой силовой установки, второй и четвёртый — за счёт левой. Капитан имеет возможность деактивировать два моста.
К дополнительным функциям силовых агрегатов относятся работа лебёдки и водомётного движителя. Топливные баки изолированы.
- Сцепление сухого типа с одним диском, дополненное гидравлическим приводом. Оно входит в единое устройство двигателя и КПП;
- МКПП имеет четыре ступени. Движение по воде возможно за счёт работы коробки отбора мощности;
- Раздатка БТР-60 имеет понижающую ступень. Правый ГАЗ-40П обеспечивает работу привода лебёдки благодаря наличию механизма отбора мощности;
- В устройство двух главных передач входят кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы БТР-60 повышенного трения. Такая технология применяется в наши дни на УАЗ в качестве пользовательского тюнинга;
- Колёсные редукторы (четыре штуки);
- Карданные валы, выступающие в роли связующих элементов узлов трансмиссии.
Конструкцию трансмиссии разрабатывали с оглядкой на то, чтобы была возможность передвигаться при одном неисправном силовом агрегате. В конструкции предусмотрен самоблок БТР-60, который обеспечивает одинаковую скорость вращения колёс, что повышает проходимость транспорта. Недостатком самоблока БТР-60 является то, что система уравнивает скорость вращения даже в тех ситуациях, когда это не требуется.
Ходовка
Колёсная формула — 8х8. Четыре моста равномерно распределены по базе. Две передние пары колёс управляются. Односкатные шины выдерживают пулевое попадание. Давление в шинах регулируется дистанционно двумя компрессорами.
Независимая подвеска выполнена по торсионному типу. Колёса крепятся к двум рычагам, которые соединены с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг всех осей, кроме третьей, оснащён двумя гидравлическими амортизаторами. При полной потере до двух колёс техника сохраняет способность передвигаться.
Водоходный движитель
Эксплуатация БТР-60 предусматривает преодоление водных преград, поэтому в устройство внедрили водомётный движитель. Реализован в виде водовода. Размещён под мотором. Водовод оснащён четырёхлопастным винтом, который приводится в действие от обоих ГАЗ-40П. Входное отверстие перекрыто решёткой, выходное закрыто броневой заслонкой.
Водовод оснащён двумя рулями, которые используются для маневрирования наплаву. Рули сблокированы с поворотом колёс. Передвижение назад обеспечивается блокировкой выходного отверстия, а потоки воды при этом направляются в боковые отверстия. Если водомёт сломается на воде, роль ускорителей на себя берут колёса (максимальная скорость в таком случае — 4 км/ч).
Какой можно сделать вывод?
БТР-60 — легендарный бронетранспортёр, который сыскал спрос на всех континентах. За всё время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.
Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.
Источник: militaryarms.ru
Одетые в броню
Наш форум бесплатный, как и все материалы, размещенные на нем, которые мы постоянно стараемся пополнять. Но платформа MyBB размещает на форуме свою рекламу, так как им необходимо окупать свои затраты. Рекламу можно отключить, но для этого данную услугу необходимо ежемесячно оплачивать. Если реклама вам мешает, то вы можете пожертвовать небольшую сумму для ее отключения сделав перевод по форме ниже, либо пополнить фонд форума нажав на кнопку «помочь форуму».
Информация о пользователе
Список модификаций БТР-60
Страница: 1
Поделиться121-11-2017 11:19:04
ГАЗ-49 БТРП — (1958) двигатель бензиновый ГАЗ-40П 90 л.с., возможность плавать, брезентовый тент для защиты открытого десантного отделения от осадков, пулемёт СГМБ 7,62-мм, БК 1250 патронов, съёмные стеклоблоки Б-1 для командира и механика-водителя для наблюдения за полем боя, радиостанция Р-113, система обогрева десантного отделения тёплым воздухом из МТО, десант 14 человек, масса 9,3 т.
ГАЗ-49 ЯАЗ — (1958) двигатель дизель ЯАЗ-206Б 205 л.с
ГАЗ-49 — (1959) двигатель бензиновый ГАЗ-40П 2 шт. по 90 л.с., МТО отделено от десантного отделения герметичной перегородкой, масса 9,9 т.
БТР-60П — (1959) серийная версия ГАЗ-49.
БТР-60П поздний — (1960-е) ночной прибор командира ТКН-1 с осветителем ОУ-3, механика-водителя ТВН-2, перископический прибор командира ТПКУ-2Б.
БТР-60П ДШК — (1960-е) пулемёт ДШК 12,7-мм, возможна установка двух СГМБ 7,62-мм, БК 500 патронов 12,7 мм, 3000 патронов 7,62 мм.
БТР-60ПА — (1963) установка бронированной крыши, усовершенствованная ходовая, герметический корпус, три постоянные точки крепления для пулемёта, система коллективной защиты от ОМП, новая система заправки с герметичными горловинами, усовершенствованная система охлаждения двигателя, усиленная ходовая и тяги рулей, десант 12 человек, масса 10,2 т.
БТР-60ПА поздний — пулемёт ПК 7,62-мм, поручни для десанта.
БТР-60ПА-1 — (1965) двигатель бензиновый ГАЗ-40Б 2 шт. по 90 л.с., радиостанция Р-123, масса 10,3 т.
БТР-60ПБ — (1964) двигатель бензиновый ГАЗ-40Б 90 л.с., усилена лобовая броня, шины с регулируемым давлением, башня от БРДМ-2, пулемёт КПВТ 14,5-мм, пулемёт ПКТ 7,62-мм, БК 500 патронов 14,5 мм, 3000 патронов 7,62-мм, прицел ПП-61А, перископические смотровые приборы ТНП-Б, осветитель ОУ-3ГА2, приборы наблюдения командира и механика-водителя ТПН-А, приборы наблюдения десанта МК-4Н и ТНП-А, радиостанция Р-123, ТПУ Р-124, две аккумуляторные батареи 6СТ-68ЭМ, ФВУ, резиновые уплотнители на люки, рентгенометр ДП-3Б, десант 8 человек, масса 10,3 т.
БТР-60ПБ поздний — прибор наблюдения ТНПТ-1 на башне для обзора задней полусферы, прицел ПП-61АМ.
БТР-60ПБ обр. 1966 г. — опытный образец, двигатель 250 л.с.
БТР-60ПБз — (1967) опытный образец с двумя короткотрубными забортными водомётами.
БТР-60ПБЗ — (1972) опытный образец, башня с увеличенным углом возвышения БПУ-1.
БТР-60ПБК — (1975) командирский вариант БТР-60ПБ, две радиостанции Р-123, одна Р-148, три штыревые антенны и одна мачтовая.
БТР-60ПВК — (1976) БТР-60ПБК с башней БПУ-1 и усовершенствованными антеннами.
БТР-60ПБМ — (2006) двигатель дизель КамАЗ-7408 260 л.с. или ЯМЗ-236Д 180 л.с., башня БППУ-1, автоматическая пушка 2А72 30-мм, пулемёт ПКТ 7,62-мм, БК 300 снарядов 30 мм, дневной прицел 1ПЗ-9, ночной прицел ТПН-3-42 Кристалл, запас хода 800 км.
Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.
Источник: odetievbrony.ru