Боцман на подводной лодке это кто

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2017 года; проверки требует 21 правка.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2017 года; проверки требует 21 правка.

Эта статья или раздел описывает ситуацию лишь применительно к частным случаям (дореволюционный ВМФ).

Необходимо переработать изложение или добавить информацию, чтобы статья описывала более общий случай.

Бо́цман (нидерл. Bootsman , от boot — «лодка» и man — «человек»):

  • Унтер-офицерскоевоинское звание строевого состава, существовавшее в Русском флоте (РИФ) и во флотах ряда государств и стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции
  • Воинская должностьвоеннослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда государств и стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года — младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана, как правило, из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман
  • Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды
  • 1 Воинские звание и должность
  • 2 Гражданский флот
  • 3 Из истории английского флота
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Воинские звание и должность

Должность боцмана — это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.

БОЦМАН С 187

Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды все боцманы из её состава, включая их начальника — старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту.

Находящегося на вахте боцмана называют «вахтенным боцманом». В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей.

Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.

Случай на флоте, боцман женщина прибыла для прохождения службы на подводной лодке, прикол, smile))

Последовательность воинских званий в РИФ
Младшее звание:
Боцманмат

Боцман

Старшее звание:
Старший боцман
Гардемарин
Кондукто́р
Старший фельдшер

Гражданский флот

На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением. Является своего рода завхозом.

Из истории английского флота

Правом осуществлять казнь через повешение наделяли исключительно боцмана на парусном корабле. Если в казни возникала заминка, репутация боцмана была подорвана. [1]

Примечания

  1. ↑ Ashley, Clifford W. (1944). The Ashley Book of Knots, Doubleday, p.59, #366. ISBN 0-385-04025-3 «There are several knots recommended for this purpose, and there are several variations of the one given here that may be found in the chapter on Nooses. Hangings at sea were infrequent. Such an occasion furnished a bit of extra-routine labor, in which the boatswain took especial pride, and in which no bungling was tolerated. A boatswain’s reputation would be forever ruined if there were any hitch on such an occasion» «Существуют несколько вариантов подобных узлов, а также несколько вариантов узла «затягивающаяся удавка». Привилегией осуществить повешение наделялся лишь боцман на корабле. Если в казни возникала заминка, репутация боцмана была подорвана»

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Боцман // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Боцман // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Источник: wiki4.ru

Узнаем кто такой боцман? Обязанности боцмана

На любом корабле имеется должность, ответственная не только за поддержание хорошего состояния корабля, но и «приглядывающая» за командой. Эти две важные задачи всегда лежали на плечах боцманов. Но кто такой боцман на корабле? Давайте разберемся в особенностях этой профессии более подробно.

Кто такой боцман

До 1798 года на кораблях боцманов не было, их работу выполнял сержант. Свидетельства и своды морских законов, датированные 1886 годом, уже рассказывают подробно, кто такой боцман. Официально это старший унтер-офицер, неофициально — чиновник, который несет ответственность за состояние корабля, проверяет паруса и шлюпки, анкеры, кабели. В общем, делает все, чтобы судно «бегало» гладко и без проблем.

кто такой боцман

Не все знают, кто такой боцман. Значение слова расшифровывается следующим образом: это человек, которому подчиняется вся команда. Он старший над нижними чинами моряков. Он руководит всеми работами, производимыми командой на судне, отдает приказы, контролирует, помогает команде качественно выполнять свои обязанности, новичков и младший состав обучает морскому ремеслу.

В ведении боцмана всегда находился и порядок на судне. Поведение, споры, разногласия, дебоши и драки, которые в те времена происходили на кораблях, были также подконтрольны боцманам. Они их предотвращали или заглушали в случае, если те уже разгорелись. Чем лучше вела себя команда, чем слаженней она была, тем выше оценивалась работа боцмана.

Боцманы бывают разные, но взаимозаменяемые

боцман значение слова

На любом судне всегда должен быть порядок. Боцман, что значит на шутливом языке моряков «дракон», — это чин престижный и глубокоуважаемый. Если боцманов на корабле было несколько, то один мог отвечать только за команду, другой — за состояние канатов и якорную стоянку, третий ведал состоянием снастей и парусов.

Если корабль большой, то боцманов разделяют на первого, второго, третьего и т. д. Это очень удобно. Есть и старший боцман. Это означает, что он контролирует не только команду, но и всех остальных боцманов. Кроме этого, он отвечает за выполнение приказов и оповещает моряков о распоряжениях «сверху». По очереди боцманы несут вахту, заменяя один другого.

Их работа происходит по определенному графику.

Боцман – что означает это слово? По мнению моряков, так называют человека, который умеет все и успевает контролировать окружающих. Даже если в обязанности входит только наблюдение за состоянием паруса или якоря, то при необходимости один боцман всегда знает работу другого. Он может выполнить ее не менее качественно.

Как потребность в боцманах менялась с годами

боцман что значит

Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман.

Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot — флотилия или лодка, man — мужчина, человек).

В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.

В настоящее время

Отменили звание боцман в 1918 году. Однако и в настоящее время на кораблях имеется такая профессия. Моряки говорят, что боцман — человек на судне очень уважаемый, но частенько сильно загруженный работой. На его плечах лежит все. Он помощник капитана, друг для всей команды и координатор ее действий.

боцман что означает это слово

Надо отметить, что базы вакансий частенько предлагают морякам пойти работать боцманами, да и заработная плата у этих членов команды всегда на порядок выше, чем у рядового матроса. Единственный минус — отпуска бывают у боцманов редко. Особенно если он на корабле один, и замены нет. Несмотря на тяжелый и длительный график работы (от 6 до 12 месяцев) популярность этой профессии не падает, а только набирает обороты.

Труба боцмана

боцман что означает

Боцманская труба — орудие, с помощью которого осуществляется не только связь с командой, но и контроль над ней. Труба издает особый тоновый свист, который «передает» приказы боцмана остальным морякам. На некоторых кораблях в старину даже запрещалось свистеть, дабы не заглушить или не спутать отдаваемый боцманской трубой приказ.

В настоящее время на крупных судах трубы боцмана уже нет. Она используется лишь для торжественных церемоний. А вот на небольших торговых кораблях этот инструмент еще вполне в ходу. С его помощью боцман отдает приказы и делает заказы. Младшим членам команды не разрешалось пользоваться трубой, что еще раз подтверждает высокое положение боцманов на кораблях.

На пиратском корабле

кто такой боцман

Пиратские суда ничем не отличались от мирных кораблей. На них существовала та же иерархия и воинские звания. Боцман также присутствовал на судне пиратов. Обязанности на нем лежали практически такие же, как и на боцманах мирных кораблей. Однако боцман-пират отвечал за срыв вражеского флага или его уничтожение на захваченном судне.

Кроме того, все споры команды также разрешались не без участия боцмана. И если один член команды пиратов подвел в важном деле, предал или опозорил чем-то капитана, то бремя наказания также возлагалось на боцмана. Отвечал он и за казнь, совершая ее, как правило, собственноручно. Боцман-палач на пиратском судне не редкость, а скорее привычная для тех времен закономерность.

Матрос - это член экипажа корабля. Категории матросов

Старший матрос – это работник, находящийся в прямом подчинении у боцмана. В его компетентные обязанности в большинстве случав входит несение вахты, эксплуатация палубных устройств, а также работа по обслуживанию и поддержанию качественного состояния .

Сергей Коротких (Малюта): краткая биография

Более 22 иностранных добровольцев – участников АТО, подали в 2014-м прошение на получение паспортов граждан Украины. Почти всем было отказано. Исключением стал Сергей Коротких (Малюта), биография которого стала достоянием общественности после того, .

Работа в море на рыбопромысловых судах: как стать моряком, трудоустройство, условия работы.

Часто работа в море на рыбопромысловых судах навсегда отбивает желание возвращаться назад. Труд на корабле — каторга, без шуток, и преувеличений.

Александр Балунов: краткая биография и творчество

Сегодня мы расскажем о том, кто такой Александр Балунов. «Король и Шут» — это панк-группа в которой он был бас-гитаристом. Родился этот российский рок-музыкант в 1973 году, 19 марта, в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Боцманский свисток: краткое описание, фото

Известно, что в далеком прошлом в качестве движителя судна использовались весла, а скорость и маневренность корабля зависела как от числа гребцов, так и от их слаженной работы. Чтобы процесс гребли был ритмичным, подавались специальные звуковые .

Ты — морячка, я — моряк. Популярная песня конца 80-х годов в исполнении Олега Газманова. А на самом деле, кто такой моряк? Это преданный служитель моря. В бескрайнюю водную синь влюбляются один раз и на всю жизнь.

Давайте в сегодняшней статье поговорим о моряках и их нелегкой службе.

Моряк - это служитель моря.

Так по каким признакам можно узнать моряка? Казалось бы, глупый вопрос, на который ответить проще простого. Но когда доходит до практики, оказывается, что найти слова, описывающие образ этого человека, довольно-таки сложно.

Влияние моря, или По каким признакам можно узнать моряка

Мина морская является самодостаточным взрывным устройством, размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от глубинных бомб, мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях.

Мина морская

Сегодня рассмотрим такие понятия, как «капитан», «боцман», являющиеся синонимами. Слово «боцман» происходит от английского, в некоторых источниках от нидерландского (голландского) слова boatsman, что в переводе означает «лодочник». Это значение использовалось еще до революции, а после было исключено из языка.

Боцман. Этимология слова

Что представляет собой фуражка морская? Это головной убор, предназначенный для служащий на флоте. Да и не только. Нередко можно встретить этот аксессуар также на гражданских людях на морских курортах.

Источник: autogear.ru

Николаев Михаил Михайлович, главный старшина, боцман подводной лодки.

Главное достоинство боцмана чувствовать рули, глубину, лодку и уметь удерживать, ее лодку, на перископе, чтобы не показывать врагу рубку и не проваливаться дальше 9-10 метров. Михалыч это делал исключительно хорошо. В 27 лет иметь большой опыт боцмана подводной лодки не всем дан, он его имел.. И боцманское хозяйство у него было в порядке.

Умел плести маты, сращивать концы, а швартовое хозяйство на подводной лодке Щ-317 было одно из лучших в дивизионе. Швартовые концы, как и трап- лицо корабля. Боцман Николаев — Михалыч, был хозяин, он любил служить на флоте и родных калужан не забывал. Небольшую посылку- флотский гостинец, каждый месяц после получения денежного довольствия отсылал на родину, таким образом баловал родных и близких. Был необычно силен и вынослив и горизонтальными рулями управлял виртуозно.

Торпеды молча, говорят

О мести моряков:

Одна идет » За Ленинград»,

Другая — «Минск и Псков».

На третьей вижу надпись я:

» За мать и за жену»!

Вот вся она — страна моя,

02 часа 30 мин 10 июля командир дивизиона донес:» Утопил 5 транспортов водоизмещением 46 тысяч тонн. Торпед не имеем. Прошу сообщить позицию подводной лодки С-4″. В 23час.45мин. 10 июля подводной лодке Щ-317 приказано оставить позицию.

Но она, не имея торпед, уже следовала на север к родным берегам.

Следом за своими боевыми товарищами — Щ-317 и Щ-304, уничтожать транспорта снабжавшее фашистскую германию для ведения войны против России, отправились Щ-405-11июня, М-95 и С-4(12 и 13 июня через Северный Гогландский проход), Щ-320,Щ-406, С-7, Щ-303(14, 24 июня, 2 и 4 июля через банку Виргины — банку Викола)

Не всем лодкам удалось пройти Финский залив. М-95на переходе из Ленинграда в Кронштадт в составе конвоя была обстреляна противником, на катере сопровождения было убито 2 и ранено 3 человека.14 июня вышла на позицию на Западном Голландском плесе, в дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась.

Щ-405 11 июня вышла из Кронштадта к острову Лавенсаари в сопровождении СКА, у маяка Шепелевский погрузилась, чтобы в ночное время всплыть для дальнейшего перехода, но к острову не вернулась. К остову Сескар, вскоре, прибило тела командира, помощника командира и рулевого. Причина гибели подрыв на мине заграждения «Тигр».

Остальные подводные лодки первого эшелона, практически сами нащупавшие режим и характер действий противника на его коммуникациях справились с задачей. Они уничтожили 13 судов: С-7- 2 транспорта, командир капитан 3 ранга С.П.Лисин; Щ-406-2 транспорта, командир капитан-лейтенант Е.Я.Осипов; Щ-320-2 транспорта, командир, капитан-лейтенант И.М.Вишневский; Щ-304-1транспорт, командир капитан лейтенант Я.П. Афанасьев; Щ-303-1транспорт, командир И.В.Травкин и 5 транспортов потопила — Щ-317,

Бросив последний взгляд на зарево, экипаж лодки вступил в мир иных переживаний. Не будет больше дерзких атак и даже неудачных, торпеды израсходованы полностью, весело стучали машины и радостно отзывались в сердцах моряков. Акустик обнаруживал шумы винтов или гидролокаторов военных кораблей, вахтенные командиры от них уклонялись.

После прохода острова Эланд 12 июля была неожиданная нерадостная встреча со шведским эсминцем «Стокгольм». Но командир Мохов Николай Константинович и его экипаж уже знали, как надо уклоняться от назойливых шведских военных кораблей. Как говорят у русских «на своей шкуре испытали» их глубинные бомбы. Экипаж берег свою любимую субмарину.

Экипаж понимал впереди перед Ленинградом колыхалось минное поле.

В час ночи 13 июля ПЛ Щ317 вошла в Финский залив на фарватер противника, по которому месяц назад выходили на запад, в море. Теперь начали форсировать Финский залив в восточном направлении. Лодка шла домой. При плавании по этому фарватеру экипажу везло при выходе в море, так же и на обратном пути не встретили никого. С правого борта была Эстония с портами Палдиски и Таллин, с левого борта берег Финляндии.

При подходе к острову Осмусар заметили сторожевик противника, курсировавший малым ходом вдоль берега. Лодка ушла на глубину, враг ее не заметил. Через сутки начали форсирование минного заграждения «Назхрон»(«Носорог»). Опыт прохождения минного поля уже был, но это не давало повода забывать о страшной опасности. Прижимаясь к самому дну, все же благополучно прошли через минное поле.

Далее ПЛ Щ 317 дважды встречалась с кораблями противника, но успешно уклонялась от них и успешно преодолевала минные заграждения.

Во время вечерних сумерек 14 июля, получив определение места, штурман Демичев по приказанию командира проложил курс на восток между островом Большой Тютерс и банкой Викала, для прорыва минного заграждения «Зееигель» («Морской еж»). Командир Мохов помнил опасную встречу в этом районе, при форсировании в западном направлении, тогда встреча была не с минрепом, а с самой миной, это воспоминание оставило плохое предчувствие. Весь экипаж лодки на боевых постах, каждый действует по расписанию, но для рулевых на вертикальном и горизонтальном рулях, вахтенным на электромоторах опять бдительность особая. Все приказания командира незамедлительно выполняются, как и тогда месяц назад, но сейчас путь домой, не должно быть ошибок. Лодка шла, медленно ощупывая каждую мину, уходя от страшной опасности.

15 июля в 20час.00мин. прошли линию островов Б. Тютерс и Гогланд. До Острова Лавенсари оставалось 24 мили. Когда наступит ночь, лодка начнет всплывать. Это просто счастье- путь домой.

Боевая летопись ВМФ Балтийский флот

16 июня 1942год

После 10 июля подводная лодка Н.К. Мохова Щ-317 на связь с базой не выходила, а эскорт, направленный в Нарвский залив в заранее обусловленную точку рандеву, лодку не встретил.

17 июля 1942 год

Эскорт в составе трех бтщ, трех МО и двух ТКА выходили в Нарвский залив для встречи с подводной лодкой Щ-317, но лодка так и не появилась, На переходе сев. банки Намси в тралах БТЩ взорвались две мины.

18 июля 1942 год

Противник стрелял по Ленинграду, крепости Орешек и Шереметьевке. Ответный огонь вели 4 ж/д. и береговая батареи № 153(форт № 6)и 343 (Лисий Нос). Обстрелу подверглись батареи в районах населенных пунктов Володарский, Знаменка, Стрельна и парка Александрия. Из-за непогоды авиация боевых действий не вела. Третий выход эскорта для встречи с подводной лодкой Щ-317 также оказался безрезультатным.

Из отчета командира бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота о боевой деятельности Первого эшелона: «У ПЛ. Щ-317 26 июля истек срок автономности, но подводная лодка из похода не вернулась. Причинами гибели ПЛ при возвращении в базу могли являться ПЛО противника или минные заграждения»

Ой, зачем ты, солнце красное,

все уходишь не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

прилечу орлицей быстрою,

Отзовись, моя кровиночка!

Белый свет не мил, изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое, зорюшка моя.

Горюшко мое, — где ж ты?

Не могу найти дороженьки,

чтоб заплакать над могилою,

Не хочу я ничегошеньки,-

только сына милого,

За лесами моя ластынька!

За горами — за громадами.

Если выплаканы глазоньки,

сердцем плачут матери.

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись моя надежда!

Зернышко мое. Зорюшка моя.

Горюшко мое, где ж ты?*20

«Лидушка, моя дорогая, любимая прощай. Целую тебя много раз. Целую Валюшу и Вовика. Целую папу и маму. Вспоминайте меня, сколько будите жить.

И только не забывайте меня. Твой любимый Гриша» (Из дневника комиссара подводной лодки старшего политрука Григория Незамай)

Это был последний противолодочный рубеж для подводной лодки Щ-317 и он назывался «Зееигель» («Морской еж»), это была та мина, от которой они уклонились, тогда в начале форсирования Финского залива. Жало этой мины дожидалась лодку целых 34 дней и ночей, подлая и безжалостная, жало войны

Да подводная лодка погибла, что обидно на самой последней мине Но… Героический экипаж ПЛ Щ 317 приблизил наш День Победы 9 мая 1941года

В 2017 году в рамках экспедиции » Поклон кораблям Великой Победы «при проведении гидролакационных работ был обнаружен корпус подводной лодки между островами Гогланд и Большой Тютерс. 2мая 2018 года была проведена инентисификация остова ПЛ. Остов ПЛ принадлежал подводной лодки Щ-317- подводной лодки командира капитан — лейтенанта Мохова Николая Константиновича.

3мая 2018 года на месте гибели подводной лодки Щ-317 состоялось мемориальное мероприятие по экипажу погибшей подводной лодки Щ-317.

На дне была установлена памятная доска, где указан список членов экипажа подводной лодки Щ-317

Приписать уничтожение Щ-317, наделавшей много шума по срыву обеспечения фашисткой Германии военными грузами в 1942 году, старались немецкие, шведские и финские противолодочные силы: глубинными бомбами финского самолета МЗ «Руотсинсалми» и СКА VCV6 западнее острова Вайндло 13-14 июля 1942 года; глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» в точке 57гр.52мин. с.ш. и 16гр.55мин. в.д. 12 июля 1942 года (по некоторым данным даже нашли ее на дне в этом месте весной 2000 года); приписывали гибель лодки неумелым действиям экипажа подводной лодки; столкновение со шведской шхуной «Ханна» — 10 июля1942 года; отказ техники или ошибка экипажа; подрыв на мине в районе западнее острова Найсар, 12 июля 1942 года финским постом СН и С зафиксирован взрыв большой силы, даже отметка на карте имеется.

И я как маринист изобразил прорыв ПЛ Щ 317 к своим берегам на картине

Но как было все на самом деле!

Мной рассчитана дата гибели подводной лодки-15июля 1942года.

Подводная лодка Щ-317 покинула свой район сразу после последней успешной атаки в 07час.57мин. транспорта «Отто Кордс» у Карлскроны- бухта Ханэ, у маяка Утклиппан 8 июля 1942 года. Из этого же района в 08час.00мин.19 июля 1942 года выходила подводная лодка С-4, шла приблизительно по тому же маршруту и прибыла к острову Гогланд 26 июля к 16.00 (с вахтенного журнала подводной лодки С-4)-7 суток и 8 часов. Это послужило основой расчета даты гибели подводной лодки Щ-317. Тогда подводная лодка С-4 вернулась в базу, но все 10 торпед не израсходовала в связи с запретом командования не нарушать шведский «нейтралитет» (В следующий выход С-4 в базу не вернулась).

2 мая 2018, корпус подводной лодки Щ-317 был найден поисковой экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» на дне между островами Б.Гогланд и М.Тютерс, на своем рекомендованном маршруте. Корпус подводная лодка не поврежден, следовательно не был подвержен атакам оружия и глубинными бомбами. Похоже немецким, финским, шведским морякам уничтожение советской подводной лодки Щ-317 оружием их кораблей просто мерещилось — виртуальная победа.

Таким образом командир Мохов смог довести свою лодку невредимой до острова Б.Гогланд, через всю Балтику и Финский залив, начиненный минами. успешно уклонившись от вражеских противолодочных кораблей. Подводная лодка Щ-317 подорвалась на последней мине, на последнем всплытии на перископную глубину, чтобы взять пеленг на Большой Тютерс, определить свое местоположение, всплыть в надводное положение и взять курс на базу Лавенсаари.

Иван Боровиков участник экспедиции 2 мая 2018 года «Поклон кораблям Великой Победы», подводный оператор и драйвер разведывательно-водолазной команды, так комментирует находку подводной лодки Щ-317: «Подводная лодка Щ-317 лежит, воткнувшись носом в дно, носовые рули глубины не видны, винторулевая группа сзади видна.

Лодка идеально сохранена, все, что на ней повреждено -это выбитые стекла на рубке, орудия в походном положении с пробочками, люки все закрыты. Пробоины, скорее всего в носовой части, но они под грунтом и их не видно. Она на удивление сохранна, просто в идеальной форме, аккуратно лежит. Они после долгого похода устали, моральные ресурсы на исходе, у них все на исходе.

Они всплывают и видимо зацепляют носовой частью мину. Мина взрывается, первые два отсека мгновенно заполняются водой, она потоком все сносит, лодка накреняется и с разгона бьется в дно. Все летит, гаснет свет, выливается электролит из аккумуляторов, выходит воздух и она начинает заливаться водой. Несколько минут и все на подводной лодке гибнут.

Это подтверждается историей подводной лодки Щ-310. Мина подорвалась в 30 метрах над ней и тоже на «Зееигеле,» («Морской еж») но Щ-310 смогла уйти, там вышло из строя практически все оборудование в центральном посту: электромоторы, перископы, гирокомпасы. Лодка не работоспособна, они еле-еле ушли, и ушли только потому, что смогли всплыть и в надводном положении, быстро дошли до базы.

Но если мина подрывается прямо над лодкой, как у подводной лодки Щ-317 то это воздействие очень сильное, внутри должен быть полный хаос и скорее всего, живых людей после этого уже не было. Бортового номера на подводной лодке уже нет, краска в воде уже исчезла. Но у этой подводной лодки очень характерная форма рубки, она еще называлась лимузин, потому что была низенькой и скошенной. Всего было выпущено шесть лодок такого типа, пять уже найдены, так что шестая может быть только Щ-317, тем более она находилась именно на своем рекомендованном пути.

Поисковая экспедиция определила вероятное время гибели — раннее утро 18 июля 1942 года. Мои расчеты 15 июля 1942 года. Так как с 16 июля по 18 июля в назначенном месте ПЛ Щ 317 встречали наши катера, но безуспешно.

Рядом с подводной лодкой Щ-317 лежат, буквально рядом друг с другом, подводные лодки Щ-320 и Щ-406″

«Сеть, в которую мы всплываем, облипает нас, и при небольшом ее натяжении от движения лодки рвутся навешенные мины. В лодке образуется пробоина, и. не всплывая на поверхность, лодка со всем своим экипажем ложится на морское дно. Смотришь, через несколько времени рядом с погибшей ляжет еще вторая, третья. » (В.Подерни «На подводной лодке»1916 год)

Люди! Покуда сердца стучаться.

Помните какой ценой завоевано счастье!

Пожалуйста п о м н и т е!

Из газеты г.Вологда- помнят своего земляка Демичева Николая штурмана ПЛ Щ 317

Ростов

В школьном музее хутора Гуляй-Борисовка Ростов помнят своего земляка Петра Корсунова электрика Щ 317

Помнят Николая Татьянина его земляки — моториста ПЛ щ317

гор. Каменск Ростовская обл

Фрунзенцам: капитану 2 ранга Егорову В.А., кап.л-ту Мохову Н.К., ст.л-ту Скрябину И.В., ст.л-ту Демичеву Н.М. окончившие ВВМУ имени М.В.Фрунзе

ююю

Продолжается жизнь и опять начинается день.

Продолжается жизнь, приближается время дождей.

Нарастающий ветер колышет большие хлеба

Эта наша судьба, это общая наша судьба.*20

После войны жена и дети командира Щ 317 Николая Мохова.

Жена Тамара, дочь Галя, Игорь и Борис, внук Вячеслав

Тамара-жена Николая Мохова

бб

Галина — дочь Николая Мохова

Сын Игорь у развернутого знамя училища подводного плавания

Игорь и Борис Моховы

Тамара и внук Владислав

Баренцево море штормило к моменту погружения волнение усилилось-6 баллов. В момент погружения было обнаружено, что заклинило носовые горизонтальные рули. Лодка всплыла и при выдвижении рулей было видно с мостика им что-то мешает. Надо было выяснить. В это время на мостик для определения места по пеленгам поднялся курсант, запросив разрешение командира установить пеленгатор.

Увидев решительного курсанта командир не долга думая:»Мохов, надо к рулям подобраться, обнаружить и убрать, что мешает рулям, сможешь? » Морской офицер должен уметь все, а главное не бояться моря. Командир лодки сразу заметил эту черту в курсанте. Ну разве скажешь нет, не справлюсь. Включили прожектор.

Игорь обвязанный страховочным концом, да еще с кувалдой в руке пошел вдоль леера цепко удерживаясь за него, не быстро,но уверенно. Командир привел лодку на курс, чтобы меньше была качка. Мохов дошел до лючка и скрылся внутри лёгкого корпуса, послушались удары кувалды.

А море кипело, не хотело успокаиваться, но все же командир правильно выбрал курс и не так страшно было Мохову в свете прожектора. Затем радостный крик и обратный путь. Командир не стал слушать доклада, а дал команду о выдвижении рулей, рули безпрепятственно вышли из выгородки лёгкого корпуса. Мохов был отправлен в 5-й отсек на дизеля греться, а доктор лодки пошел с курсантом, что бы растереть его спиртом.. То было морское крещение Игоря Мохова. Через два года состоялся выпуск, вручение погон лейтенанта и кортика.* 77

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...