Борей подводная лодка схема

Yuriy_Dolgorukiy_001

«Гарант глобального баланса безопасности России и ее союзников», — так назвал президент России Владимир Путин атомную подводную лодку (АПЛ) «Юрий Долгорукий». 10 января исполнилось десять лет с тех пор, как в состав Военно-морского флота (ВМФ) РФ вошел первый ракетоносец XXI века. 10 января 2013 года стало историческим днем в жизни северодвинского завода «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), флота и промышленности в целом. Подъем Андреевского флага на этом корабле открыл эпоху нового атомного подводного флота страны — более малошумного, более мощного и более цифрового.

Рождение АПЛ

В день вывода АПЛ «Юрий Долгорукий» Владимир Здорнов, на тот момент генеральный директор конструкторского бюро «Рубин», сказал: «Этот корабль, как ребенок, рождался в муках». Первый стратегический ракетоносец 4-го поколения заложили в 1996 году. Это был период, когда в стране начала рушиться экономика, закрывались предприятия-партнеры… Но у руководства «Севмаша» не было сомнений в том, что завод построит этот корабль.

Цари океанов. Подводные лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень»

«Идея строительства АПЛ стратегического назначения 4-го поколения появилась еще в середине 1980-х годов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров вышло в ноябре 1985 года. ЦКБ МТ «Рубин» во главе с генеральным конструктором С.Н. Ковалевым приступило к проектным изысканиям АПЛ 4-го поколения. Тогда в стране была стабильность, оборонка — на подъеме», — рассказал в интервью ТАСС генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.

Только через 11 лет состоялась закладка корабля — 2 ноября 1996 года. «Это было пограничное время для нашего предприятия и для дальнейшего развития всего флота в целом. Как показало время, решение о строительстве АПЛ «Юрий Долгорукий» было своевременным, позволившим не растерять многое: кооперацию предприятий, кадровый потенциал, в конце концов, веру людей в будущее», — сказал Будниченко, отметив, что в этом большая заслуга Давида Гусейновича Пашаева, в то время возглавлявшего завод.

По его словам, существовавшая в рамках союзного Минсудпрома кооперация была практически полностью разрушена. «Ее восстанавливали в буквальном смысле по крупицам — совместными усилиями с проектантом — ЦКБ МТ «Рубин», при поддержке ВМФ и Министерства обороны. В это критическое время у руководства «Севмаша» и проектного бюро рождались нестандартные, талантливые технические решения, которые буквально спасли корабль. Идея использования задела по корпусным конструкциям недостроенных подлодок проекта 971 и 949А дала возможность продвинуться в строительстве АПЛ «Юрий Долгорукий». Формирование ее корпуса завершили в 2004 году.

По словам Будниченко, новое руководство страны во главе с президентом России Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке «оборонки». «Отмечу, что Владимир Владимирович впервые побывал на «Севмаше» еще в должности премьер-министра в 1999 году на выводе из эллинга АПЛ «Гепард», а через два года — в 2001 году — присутствовал на подъеме военно-морского флага на этом корабле», — рассказал глава «Севмаша».

Стратегические АПЛ типа «Борей-А» получат новые МБР «Булава-М» !!!

Он также подчеркнул, что в 2000-х годах было налажено финансирование гособоронзаказа, выстроилась четкая перспектива по строительству АПЛ 4-го поколения на ближайшие десятилетия. «Сергей Никитич Ковалев как-то сказал: «Руководство страны пришло к пониманию того, что государственные интересы надо защищать силой, а не только игрой в демократию». Уверен, что без создания сильного флота не может быть российской государственности», — отметил Будниченко.

Значение АПЛ

Глава «Севмаша» уверен, что АПЛ «Юрий Долгорукий» открыла дорогу кораблям 4-го поколения. «10 января 2013 года стало историческим днем в жизни завода, флота и промышленности в целом. Мы все доказали, что сплоченность и нацеленность на результат при любых, даже самых критичных, обстоятельствах — это путь к успеху. Безусловно, этот день для нас, заводчан, для конструкторов и для военных моряков был самым счастливым», — подчеркнул Будниченко.

Принятие в боевой состав военно-морского флота России атомной подводной лодкой «Юрий Долгорукий».

С тех пор на «Севмаше» были построены и переданы флоту еще две АПЛ проекта «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». «Юрий Долгорукий» шел как опытный корабль. «На нем многое было совершенно новым — архитектура корпуса, комплексы радиоэлектронного вооружения, использованы современные технические достижения, улучшающие гидродинамику корпуса, — рассказал Будниченко. — Два следующих корабля значительно быстрее проходили стапельный период. Сейчас все три корабля несут службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Мы следим за их судьбой, проводим сервисное обслуживание своих кораблей. Моряки высоко оценивают современные крейсеры 4-го поколения».

На отладку и испытания в море опытных образцов вооружения корабля ушло четыре года. «У меня по ощущениям мы с этим кораблем прошли по краю пропасти, за которым могли потерять атомное подводное кораблестроение, — рассказал ответственный сдатчик АПЛ «Юрий Долгорукий» Николай Семаков. — По любому направлению, когда мы начали работать, везде приходилось начинать с того, а где это можно сделать, а где это можно взять, а как это будет работать. И сейчас уже, наверно, не секрет, что окончание многих ОКРов (опытно-конструкторских работ — прим. ТАСС) было просто перенесено на корабль, и то, что в свое время была эта кооперация запущена — ведь она тоже шла довольно тяжело. Когда это все полусырое, скажем так, приходило на корабль, и все это доводилось уже на корабле, параллельно с нашими работами, параллельно с подготовками к испытаниям».

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на «Юрии Долгоруком» на вооружение была принята межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-30 «Булава» — основное оружие подлодок этого класса. При этом летно-конструкторские испытания ее продолжались еще несколько лет. Тем не менее «Булава» доказала свою работоспособность и эффективность.

Читайте также:  Лодочный мотор mariner 50 характеристики

По данным из открытых источников, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, способную нести шесть боевых блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес — 1 150 кг. Каждая субмарина проектов «Борей» и «Борей-А» способна нести до 16 таких ракет.

В настоящее время линейку «Бореев» продолжили корабли модернизированной серии. По проекту «Борей-А» «Севмаш» построил и передал флоту три корабля — «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». «На разных стадиях строительства — еще несколько АПЛ этой серии. Строительство линейки кораблей проекта «Борей» и «Борей-А» можно назвать выдающимся достижением отечественной оборонной промышленности, символизирующим начало нового этапа в ее развитии. Создание этих кораблей демонстрирует способность нашей страны на современном уровне поддерживать потенциал своих стратегических ядерных сил и осуществлять сложные технологические программы национального масштаба», — отметил Будниченко.

Источник: submarinersclub.ru

Борей

Боре́й — проект советско-русских атомных подводных лодок четвёртого поколения, вялотекущий долгострой, который успевает устаревать еще в процессе перекладывания папок с документацией. Всего их успели склепать шесть (впрочем, приняты только три), еще два борта медленно дособираются на верфях. Запилена и допиливается эта серия лодок в ЦКБ МТ «Рубин».

Предыстория

Долгорукий перед спуском на воду. Сейчас док затопят водой и отбуксируют лодку за пределы дока

667БДРМ — вот то, что стоит на вооружении сейчас. «Горб» лодки увеличивали от версии к версии проекта к проекту вместе с количеством букв после числа «667» в названии

На данный момент море-океян бороздят подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин», — милый «дельфинарий» сварганенный в период 1984—1990 гг., и таскающий в своих горбах не менее милые ракеточки «Синева» (в меру удачное средство для быстрейшего принудительно сноса любого города или объекта инфраструктуры наиболее предполагаемого противника), вследствие чего эти лодки огорчают поцреотов и радуют пятую колонну своей новизной и современностью, и вообще, наводят на грустные размышления. Впрочем, они являются яркими представителями советской школы конструирования АПЛ и еще могут задать жару. А также ещё более старые агрегаты проекта 667БДР, шифр «Кальмар», в количестве 2 штук, базирующиеся на Тихоокеанском флоте. Как говорит народная молва, они ещё с ихтиозаврами воевали, при помощи своих фаллоподобных успокоителей врагов, ракет Р-29РЛ.

Справедливости ради надо заметить, что у пиндосов дежурство несут тоже не совсем «свежие» лодки — примерно тех же годов выпуска, что и наши. Дело в том, что после развала той страны, ушлые американцы предпочли строить только многоцелевые АПЛ, не утруждая себя размножением стратегических лодок, и сокращая поголовье наших, щедро делясь при этом деньгами на распил и утилизацию подводных лодок типа «Акула». Учитывая, впрочем, что больше 70% ядерного потенциала заокеанских ребят приходится на АПЛ, с их стороны недальновидно полагаться только на тяжкое положение России после развала Совка.

Ввиду того, что запиливание подводных лодок процесс не быстрый, то разработка сабжа велась уже в конце 80-х, ибо во времена холодной войны денег на комфортные подлодки для мирной холодной войны в стране не жалели. Далее, в стране внезапно начались бардак и разруха, холодная война как-то сама собой закончилась (скончалась за компанию с Совком), и выдавать деньги корабелам жаба задавила.

И даже наоборот, новые флотские начальники начали активно продавать все там же пиндосам и всяким азиатам на металл по цене лома свежие корабли, многие их которых стоило просто подлатать. Этот процесс притормозил уже после ухода Ельцина.

Создание вундервафли затянулось, что видно и по срокам: первый корабль данного типа, «Юрий Долгорукий», был спущен на воду в 2008 г. То есть, это по сути первая стратегическая подводная лодка, построенная уже в современной России! Перерыв почти в 20 лет, несомненно, не пошёл на пользу БДРМ’ам, срок службы которых составляет 20-30 лет, при условии регулярного ремонта и модернизаций. Непосредственно сама постройка лодки заняла 12 лет (1996 г. — 2008 г.). Вторую лодку заложили в 2004, а спустили на воду в 2010 году (в два раза быстрее по сравнению с первой).

Назначение и характеристики

Данная АПЛ — стратегическая, что подразумевает, что охотиться за кем-либо ей не нужно. Главное — тихонько рассекать по морям-акеянам с МБР на борту, не попадаясь никому на глаза гидролокаторы. А по просьбе того самого человека с красной кнопкой отправить подарочки ценными бандеролями по местам назначения. (Вот только получателя каждой такой бандероли уже собрать не удастся). В этом плане доставляет тот факт, что четвертую лодку этого проекта изначально собирались назвать «Святитель Николай», но таки передумали.

ТТХ аппарата

АПЛ «Казань», с прикрученной гидроакустической антенной (там, где носовая часть выглядит больше остального корпуса)

«Борей» является подводной лодкой четвёртого поколения, что подразумевает, что лодка шумит не громче пылесоса, чужие корабли слышит за 100500 метров, а суперавтоматизация позволяет экипажу (107 человек) играть в домино (желательно резиновое и на столе с мягким покрытием, дабы не привлекать вероятного противника), смотреть кино (желательно в наушниках) и пить красное вино в течение всего периода плавания, так как всю работу за них будут делать компы. Уровень шума Борея — 93 dB на 1 Па на расстоянии в 1 м. Это меньше, чем на Огайо (102), 667БДРМ (120) и даже на 971 (100). Фактически, по уровню шума по заявлениям разработчиков этот стратег уже находится в ряду лучших ПЛАРК, — найди его если сможешь. А найти, учитывая вооружение, будет очень хотеться.

Читайте также:  Как сделать самому держатель для спиннинга лодка

Понятное дело, что пресловутого шума вся эта механизированная джигурда производила в количествах просто-напросто таки неадекватных.
А кроме того, получалась дивная картина: лодка движется — лепездричество на борту есть. Лодка остановилась — лепездричество кончилось.
И всё почему? А всё потому, что «экспертная группа контр-адмирала А.Е. Орла в основном сосредоточилась на изменении вооружения лодки, не затрагивая прочие характеристики, чтобы не срывать сроки постройки». Так что насосы второго контура выкинули на мороз уже на втором поколении подлодок. А современные системы охлаждения и вовсе основаны на принципе естественной конвекции.

О важности снижения шумности следует сказать ещё несколько слов. Это делается не просто ради снижения нагрузки на уши экипажа, а для повышения скрытности подводной лодки.

Дело в том, что такой эффективный метод обнаружения целей, как радиолокация, под водой отказывается работать вообще, а звук в водичке буквально бежит «сломя голову» со скоростью более 1400 м/с (в воздухе скорость звука — 340 м/с). Зато звук в водичке распространяется почти без потерь.

При этом издавать характерный импульс для анализа эха — уже давно западло (и даже смертельно опасно), ибо выдает местоположение горе-искателя. А вот пытаться услышать шум чужой лодки — очень умно́, так как позволяет определить направление и примерное расстояние до источника шума и уже давно используется в гидроакустике. В свое время советские АПЛ справедливо именовали «ревущими коровами». Да и собственный шум сильно мешает работать аппаратуре гидроакустического обнаружения на самой лодке. Именно поэтому шумность лодки и навороты её гидролокатора являются одними из основных объектов фаллометрии при сравнении подводных лодок.

Собственно, поэтому на «Бореях» все поставлено на двойные амортизаторы и резины чуть менее, чем полностью. А прототип гидроакустического комплекса («Иртыш-Амфора») испытывался на древней АПЛ «Казань», которую после этих испытаний порезали на металл, аки древнего зодчего (по сроку службы уже полагалось).

Впрочем, не удалось избавиться от того самого ключевого недостатка советских проектов, который погубил «Курск». Центральный пост в новом проекте все так же расположен за носовыми торпедными отсеками. Но если учитывать, что предназначение у «Борея» иное, после «Курска» распиздяйство на Северном флоте медленно, но верно устранялось, а проблему учли, то стоит думать, что возможность распространения взрывной волны в соседние отсеки предотвращена, и новой лодке ничего не грозит даже в случае возникновения внештатной ситуации.

Булава

Основная статья: Булава

После того, как инженерам надоело наращивать горбы лодкам из проекта 667 для подстройки под очередной тип ракет, родилась умная, и, главное, свежая мысль, что лодку и ракету надо проектировать одновременно. В качестве ракеты для новой АПЛ («Борея», то бишь), после долгих мук и терзаний выбора, была избрана Булава, об удачах и «удачах» которой можно почитать в соответствующей статье. В итоге получилась ситуация, когда лодка уже есть, а вот ракета для неё все еще хиленькое и болезное дитя. С учётом того, что на заводе уже заложили ещё три таких же АПЛ, то тогда совершенно непонятно было, когда же наш доблестный подводный флот в лице новёхоньких субмарин будет не просто плавать как подводное говно, но ещё и наводить ядрёный страх на конкурентов (если не сказать контру — в геополитическом понимании, а не в марксистском) типа СШП. Но на данный момент дитятко ракетное «Булава» «растет» «крепнет», первая лодка — уже служит, две — находятся на испытаниях, а еще три — в разной степени готовности на заводе.

Алсо

  • Борей (Borealis) — атомный ледокол, принадлежащий Aperture Science, вызывающий баттхёрт у Чёрной Мезы. Хотя на самом деле такое название получил лишь благодаря кривому переводу наших локализаторов. Знающие люди всегда переводили его на русский дословно — «Бореалис».
  • А еще Борей — это такой древнегреческий крылатый бог северного ветра.
  • …и лучший друг советского дорожника — это тоже компрессор «Борей».
  • Учебная база данных MS Access и MS SQL Server.
  • Борей — легкий эсминец серии космосимов во вселенной x3. Таки наводит страх на весь обитаемый космос(при правильной комплектации и годном эскорте). А вот местными булавами его вооружить нельзя — булавы носят только тактические бомберы.
  • Борей — двухкомпонентный инсектицид для борьбы с широким спектром грызущих и сосущих вредителей, включая скрытоживущих.
  • Корабль-главге-й из свободного текстового квеста «Переход».

Примечания

Ссылки

  • Проект 955. Борей
  • Проект 855. Ясень
  • В кильватерном строю за смертью
  • Моряки хвалят лодку и новые гальюны

Источник: neolurk.org

Фотоэкскурсия по атомному подводному ракетоносцу «Генералиссимус Суворов» проекта 955А «Борей-А»

Новейший атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-553 «Генералиссимус Суворов», построенный на Севмаше по проекту 955А «Борей-А» конструкторского бюро «Рубин», совершил переход из Белого в Баренцево море. Корабль прибыл к причалу в главную базу Северного флота – город Североморск. Здесь, на Кольском полуострове, экипаж атомохода пройдет цикл боевой подготовки и сдаст необходимые курсовые задачи. После завершения курса корабль отправится к месту постоянного базирования на Тихоокеанском флоте. Накануне ухода корреспонденту портала «Медиапалуба» представилась уникальная возможность провести фоторепортаж на новом атомоходе.

С вводом в строй нового корабля количество представителей проекта 955 «Борей» и его модификации 955А «Борей-А» выросло до шести, тем самым атомоходы, вооруженные баллистическими ракетами «Булава», стали составлять основу морских стратегических ядерных сил России.

Читайте также:  Кто управляет подводной лодкой профессия

Новые корабли служат в составе Северного и Тихоокеанского флота: головные представители проектов 955 («Юрий Долгорукий») и 955А («Князь Владимир») на севере России, серийные корабли проектов 955 («Александр Невский», «Владимир Мономах») и 955А («Князь Олег», «Генералиссимус Суворов») на Дальнем Востоке. Главные отличия проектов видны сразу – рубка с наклоном и приподнятая за ней палуба на первых трех «Бореях».

Новые корабли, которые можно отнести к поколению 4+, на порядок современней: у представителей серии 955А отсутствует наклон рубки и не так ярко выражена ракетная палуба – ракеты разместили внутри прочного корпуса более компактно. Внутри подлодки все системы были модернизированы.

Строительство АПЛ К-553 «Генералиссимус Суворов» стартовало в стапельном цехе №55 Севмаша 26 декабря 2014 года, а к концу следующего 2015 года корпус был сформирован. Вывод из эллинга шестого стратегического ракетоносца четвертого поколения состоялся 25 декабря 2021 года – спустя чуть более двух недель, 11 января 2022 года, корабль спустили на воду. После серии заводских и государственных испытаний, 29 декабря 2022 года, на корабле состоялся подъем Андреевского флага.

Хочу поздравить всех военных моряков и корабелов России с этим знаменательным, этапным для флота событием. Особо отмечу вклад в создание атомного подводного флота предприятий Объединенной судостроительной корпорации – конструкторского бюро «Рубин» и завода «Севмаш». Новейшие атомные ракетоносцы, которые там проектируются, строятся по многим характеристикам не имеют аналогов в мире, — рассказал по видеоконференцсвязи в день ввода в строй нового корабля президент Российской Федерации Владимир Путин.

Одна из важных особенностей атомных подводных лодок проекта «Борей-А» заключается в том, что при их постройке применяются отечественные материалы, все оборудование также изготовлено в России. Никакой зависимости от иностранных поставщиков систем и механизмов. Но и это не все: если три первых «Борея» создавались с применением заделов недостроенных АПЛ других проектов, то новые подлодки создавались с нуля. На них полностью обновлены комплексы связи, радиолокации, навигации. Корабли стали тише под водой по акустическим характеристикам, быстрее, маневреннее.

Интересны и другие особенности, которые появились только на подлодках данного проекта. Например, на кораблях проекта «Борей-А» помещение изолятора, вход в который располагается в амбулатории, представляет собой самую настоящую барокамеру. Всего же в амбулатории два небольших помещения, построенных по типу трансформера, где можно организовать стационар и операционную.

Чаще всего во время длительных походов моряки-подводники обращаются в амбулаторию со следующими проблемами: адинамия и гиподинамия. Когда личный состав мало двигается, есть риск возникновения заболеваний. Но моряки выходят из положения с помощью физических нагрузок. Тяжелый спорт в походе не разрешен, так что штангу брать в поход нельзя. Но гантели можно!»

Рядом с амбулаторией находится камбуз, с превосходным оснащением — для работы есть всё и под рукой. К слову, подводники могут находиться в автономке по два, а то и по три месяца, поэтому прием пищи имеет особый смысл. Экипаж подлодки более ста человек и камбуз работает круглосуточно, по два человека посменно. Завтраки начинают делать с трех утра, в дни рождения пекут торты.

Главное оружие корабля – межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». В момент подготовки к старту личный состав покидает ракетный отсек и задраивает его. В момент старта подлодка испытывает очень сильные динамические нагрузки. Экипаж способен в минимальное время с минимальным интервалом подготовить к старту до 16 баллистических ракет. Скрываясь в глубинах океана или находясь подо льдом, с борта стратегического ракетоносца можно нанести превентивный или ответный ракетно-ядерный удар, доставив «груз» со снайперской точностью за короткое время на значительное расстояние свыше 10 тысяч километров.

Твердотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава», размещаемая на подводных лодках проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А», разрабатывалась с 1998 года Московским институтом теплотехники, автором ракеты наземного базирования «Тополь-М». В июне 2018 года по результатам успешных испытаний ракету приняли на вооружение ВМФ РФ. Одни из главных достоинств «Булавы» — простота в обслуживании и способность маневрировать на разгонном участке, что делает ракету неуязвимой для любой системы ПРО.

Размеры ракетного отсека «Генералиссимуса Суворова» могут произвести впечатление даже на опытного подводника — в его коридоре можно без проблем заниматься бегом на длинные дистанции. И в каком-то смысле этим занимаются подводники — без учений ни дня не проходит!

Тем более, что перед переходом корабля на Тихоокеанский флот экипажу предстоит выполнить серию учений и тренировок — все нацелено на подготовку к выполнению боевых задач, а также поддержание корабля в постоянной боевой готовности. К тому же, во время дальних походов дни становятся похожими друг на друга, и к этому нужно привыкать, ведь поход под воду это не праздник, а рутина.

Одно из таких рутинных занятий – тренировки по борьбе за живучесть. Одна из них – борьба с возгоранием, в ходе которой подводники должны закрыть себя в горящем отсеке и только потом приступить к тушению. Если этого не сделать, огонь как по трубе разойдется по кораблю. Такие проверки касаются и матросов, и офицеров. Все действия подводников слажены и доведены до автоматизма.

Сейчас северодвинский Севмаш строит четыре корабля проекта 955 «Борей-А»: на стапелях эллинга №55 находятся «Князь Пожарский», «Князь Потемкин», «Дмитрий Донской», а у причала достроечной набережной ведется подготовка к ходовым испытаниям подводного ракетоносца «Император Александр III», спущенного на воду 29 декабря 2022 года.

Источник: paluba.media

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...