Бе 12 летающая лодка характеристики

Противолодочный самолет Бе-12 был создан в КБ Бериева к 1960 году, для замены устаревшего Бе-6, и, во многом дал вторую жизнь идее «летающих лодок». На момент появления это была самая большая, быстрая и удачная амфибия из всех созданных в мире. В 60-х года 20-го века на Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда.

Противолодочный самолёт Бе-12-200

Противолодочный самолёт Бе-12-200 «Чайка»

Основное предназначение Бе-12 — охота за подводными лодками. Основное оборудование для этого было сосредоточено на носу и в хвостовой части летающей лодки: РЛС располагалась в носовом обтекателе, а датчик магнитных аномалий в хвостовой штанге, вынесенной для устранения наводок за пределы фюзеляжа. Также самолет был оснащен разведывательной, и фотоаппаратурой, и для своего времени был незаменимым приобретением для флота.

Чертеж Противолодочного самолёта Бе-12

Летающая лодка Бе-12 Калининграде

Чертеж Противолодочного самолёта Бе-12

Конструкция самолета Бе-12 и его модификации

Бе-12 это моноплан с двухлонжеронным крылом типа «чайка», двухреданной лодкой и не убираемыми поплавками. Конструкция самолета цельнометаллическая, обшивка дюралевая. Двигатели Бе-12 аналогичны двигателям самолетов Ил-18, Ил-38, Ан-10, Ан-12, Ан-32, винты имеют диаметр 4,5 м. и 4 лопасти. Основные двигатели (турбовинтовые) на случай отказа дублированы двумя ГТД марки АИ-8.

  • Бе-12 — Базовый противолодочный самолет-амфибия.
  • Бе-12ПС — поисково-спасательный вариант Бе-12.
  • Бе-12П (ЕП) — противопожарный самолет-амфибия.
  • Бе-12Н (ЕН) — модификация с поисково-прицельной системой «Нарцисс-12».
  • Бе-12СК (ЕСК) — Бе-12 — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп».
  • Бе-12П-200 — летающая лаборатория на базе пожарного варианта (Бе-12П) созданная для отработки конструкции «сменщика» Бе-12, гидросамолета Бе-200.
  • Бе-14 (ЕПС) — также экспериментальный самолет на базе поисково-спасательного варианта (Бе-12ПС) для отработки элементов поиска и спасения экипажей самолетов и кораблей терпящих бедствие на море.

Характеристики Бе-12

Перспективы развития гидросамолета Бе-12

Бе-12 к настоящему времени уже устарел, однако продолжает применяться за рубежом, в частном порядке. В России в более-менее исправном состоянии находится примерно 3 машины, но разумеется по прямому назначению их больше не используют, применяя как летающие лаборатории, а скорее летающие музеи.

Противолодочный самолёт Бе-12

Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка». Хорошо видна хвостовая мачта магнитного датчика

Источник: armedman.ru

Бе-12. Летающая лодка и старейший самолет ВМФ РФ

Советский самолет-амфибия Бе-12 «Чайка», подробный обзор

Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка»

Бе-12 «Чайка» представляет собой советский самолет-амфибия. Он был разработан в 50-х годах прошлого века, а представлен аудитории в 1960 году. В НАТО самолет прозвали «Mail». Бе-12 был создан для противолодочных и морских патрулей.

Первый полет нового самолета Бе-12 «Чайка» состоялся 18 октября 1960 года. Также он был введен в эксплуатацию Советским флотом в начале 1960-х годов. Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» использовался в СССР, Сирии, Египте и Вьетнаме.

История создания

В конце пятидесятых годов 20-го века ВМС США приступили к разработке первых ракетных подводных лодок «Polaris» (класс SSBN-608 USS GeorgeWashington, впервые введенный в эксплуатацию 30 декабря 1959 года).

Из-за ограничений дальности и точности ракета Polaris A-1 должна была быть запущена с позиции, достаточно близкой к побережью страны назначения — особенно такой, как Советский Союз. Следовательно, МА ВМФ СССР (Морская Авиация Военно-Морского Флота Советского Союза) в 1956 году потребовала самолет, способный обнаруживать и уничтожать атомные ракетные подводные лодки в прибрежных водах СССР.

Предполагалось, что наземные корабли или станции радиопеленгации, ориентированные на берег, укажут приблизительное местоположение подводной лодки противника.

Советский самолет-амфибия Бе-12 «Чайка»

Затем самолет будет следить с радаром малого радиуса действия, зондом и сонаром, чтобы найти и классифицировать цель. В случае успешного обнаружения, нападение будет происходить, как правило, в сотрудничестве с надводными кораблями.

Несмотря на то, что Бе-6 (на картинке) постепенно совершенствовался, МА ВМФ нуждались в более крупном самолете, способном перевозить все необходимое оружие и современное сенсорное оборудование.

В то время параллельно шло развитие проекта самолета Бе-10, предшественником которого стал Р-1 (первый советский реактивный гидросамолет). Главное отличие самолетов Бе-10 и Бе-12 в том, что у первого реактивные двигатели, но цель создания этих самолетов была одна – противодействие вражеским подлодкам и патрулирование прибрежной территории.

В одно время с разработкой Бе-10, Бериев начал работу над совершенно новым дизайном для более медленного, но всесторонне оборудованного самолета. В конце пятидесятых годов Бериев, как полагают, совершил лично экспериментальный полет на Бе-6, оборудованный новыми турбовинтовыми двигателями.

Это, вероятно, привело к дальнейшей разработке самолета с турбовинтовым двигателем на основе компоновки Бе-6. Проектное решение было представлено должностным лицам в ноябре 1957 года и вскоре было принято.

Как «Бе-10», так и «Бе-12» впервые были показаны остальному миру на авиасалоне «День авиации» в аэропорту Тушино в Москве 9 июля 1961 года. В течение двухчасовой демонстрации были показана группа самолетов, состоящих из четырех Бе-10 и следом один пример Бе-12.

Западным наблюдателям сообщили, что Бе-10 уже вошел в состав МА ВМФ и они предположили, что Бе-12 был всего лишь одноразовым турбовинтовым ребенком стареющего Бе-6. По классификации НАТО самолеты получили названия «Mallow» и «Mail» соответственно.

Читайте также:  Как повысить компрессию в лодочном моторе

Первый прототип перенял старую поисковую радарную установку, используемую на Бе-6, и совершил свой первый полет 18 октября 1960 года. К сожалению, он потерпел крушение 24 ноября 1961 года с гибелью 3-х членов экипажа.

Второй прототип получил ряд конструктивных изменений, включая перемещение двигателей снизу крыльев над крыльями и добавление известного радиолокатора на носу.

Он совершил свой первый полет в 1962 году и сразу же был отправлен на пробные испытания. С долгими обсуждениями высших чинов командования морской авиации проект Бе-12 все же был одобрен для службы в МА ВМФ СССР.

На взлете

Серийное производство началось в 1963 году на заводе в Таганроге. Производство прекратилось в 1973 году после выпуска 143 самолетов (включая прототипы). Затем производство переключилось на Ту-142.

Бе-12 официально поступил на службу МА ВМФ весной 1964 года.

Самолет получил неофициальное прозвище «Чайка» из-за его формы крыла.

Основная функция самолета — патрулирование, на расстоянии до 500 км от берега. К 1967 году Бе-12 заменил Бе-6.

В конечном итоге задачи этих самолетов включали в себя наблюдение за побережьями, разведку, патрулирование против незаконного судоходства, аэрофотосъемку, транспортировку грузов, поиск и спасение на воде.

Особенности конструкции Бе-12 «Чайка»

Бериев Бе-12 отличался высоким крылом с двумя овальными вертикальными стабилизаторами. Бе-12 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, а также убирающимся шасси, которое дало ему возможность приземляться как на обычных взлетно-посадочных полосах, так и на море.

Вместо НК-4 «Бе-12» работали на турбовинтовых двигателях Ивченко-Прогресс АИ-20Д — первоначально 3серии (20ДК), позже 4серии (20ДМ) мощностью 3,865 кВт, приводной винт с переменным шагом. Вспомогательный блок питания в задней части фюзеляжа обеспечивал пусковое и бортовое питание.

Самолет на стоянке

Отработанный воздух использовался для удаления льда с поверхности стекла и воздухозаборника двигателя. Для оттаивания лобового стекла и трубки Пито использовались электротермические системы.

Оборудование и вооружение

Для борьбы с подлодками противника самолет мог использовать систему ППС-12 и коллиматорный прицел НКПБ-7 для более точного сбрасывания бомб и визуализации процесса.

Для противолодочного бомбометания использовалось два типа бомб ПЛАБ-50и ПЛАБ-250-120. А так же для более эффективного поражения вражеской цели, была возможность использования торпеды АТ-1 и позже АТ-1М.

Позже в процессе модификации, самолет дорабатывался с целью установки на него ядерных бомб системы «Скальп», которые можно было применять под водой. К самолетам такой модификации особое внимание уделялось при установке термоустойчивой обшивки и корпуса, а так же устанавливали улучшенную электросистему.

Эксплуатация в воде

Немаловажным было устройство с кодово-блокировочной системой для предотвращения случайного применению ядерного заряда на борту.

Технические характеристики Бе-12

Модификация Бе-12
Размах крыла, м 29.84
Длина самолета,м 30.11
Высота самолета,м 7.94
Площадь крыла,м2 99.00
Масса, кг
пустого самолета 24000
нормальная взлетная 29500
максимальная взлетная 36000
топлива 9000
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс АИ-20Д
Мощность, э.л.с. 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 530
Крейсерская скорость, км/ч 450
Практическая дальность, км 3300
Боевой радиус действия, км 500
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 4
Вооружение: Боевая нагрузка — 1500 кг (нормальная) или 3000 кг (максимальная) на 4 узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Бе-12 (изделие «Е») Базовая модель с противолодочной системой ППС-12.
Бе-12Н (изделие «ЕН») Модификация с ППС «Нарцисс-12», 27 (или 28) самолетов .
Бе-12П (изделие «ЕП») Противопожарная модификация, четыре самолета.
Бе-12П-200 Более современный вариант противопожарного самолета. Была переоборудована одна машина, работала в Авиалесоохране. Утилизирована.
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») Поисково-спасательный вариант.
Бе-12СК (изделие «ЕСК») Модификация — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп». В дальнейшем переоборудован для применения более компактного заряда, также мог возить в грузовом отсеке 29 буев.
Бе-12НХ (народно-хозяйственный) Транспортно-пассажирская модификация Бе-12, в 1992 году, были переоборудованы три машины. Два самолета эксплуатировались на Курильских островах, где были потеряны в авариях к 1993 году. Одна машина так и осталась на аэродроме в Таганроге.
Бе-14 (изделие «ЕПС») Модификация для поиска, спасения экипажей самолетов, потерпевших аварию над морем, и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие на море. Единственный самолет, был переоборудован в поисково-спасательный из второго опытного изделия 2Е, затем передан на Балтику. Утилизирован.
Бе-12И (проект) Вариант самолета для проведения различных исследований. Проект не реализован.
Бе-12ЭКО (проект) Вариант самолета для проведения экологического мониторинга. Проект не реализован.

Эксплуатация самолета Бе-12 «Чайка»

28 марта 1956г. Советское правительство выдает официальное распоряжение о замене самолета Бе-6
Ноябрь 1957г. Проект Be-12 представлен на утверждение
30 июня 1960г. Завершен первый прототип Бе-12
18 октября 1960г. Полет первого прототипа
9 июля 1961г. Первое публичное появление первого прототипа — на авиасалоне в Тушино
24 ноября 1961г. Первая авария прототипа, с потерей трех членов экипажа
Сентябрь 1962г. Второй прототип Be-12 завершен
19 июля 1963г. Началось государственное тестирование
12 декабря 1963г. Завершен первый серийный самолет «Бе-12»
Весна 1964г. Be-12 входит в состав МА ВМФ
29 ноября 1968г. Be-12 официально принят на службу в ВМФ
Ноябрь 1973г. Серийное производство заканчивается последней новой версией Be-12PS.
27 апреля 1992г. Прототип бомбардировщика Be-12P совершает первый полет.
23 июля 1993г. Be-12P использовался для борьбы с огнем возле деревни Листвянка.
6-11 октября 1994г. Бе-12НХ использовал для доставки 30 тонн груза пострадавшим от землетрясения в Южно-Курильске.
Читайте также:  Распространенный в сети где лодка на бирюзовой глади воды словно висит между небом

Удивительно, но, несмотря на свой возраст, он все еще находится в эксплуатации, с численностью порядка 150 самолетов.

Самолет в полете

Некоторые из них были переоборудованы из военных самолетов в самолеты пожаротушения, способные сбросить почти 7000 литров воды или огнезащитных средств на лесные пожары.

Вышедшие на пенсию образцы Бериев Бе-12 находятся в Центральном музее ВВС под Москвой и в Государственном музее авиации Украины в Киеве.

Источник: army-today.ru

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Бериев Бе-12 Чайка – советский самолет-амфибия, который был разработан в конце 50-х годов и представлен в 1960 году. Бериев Бе-12, получивший название «Mail» в НАТО, предназначался для противолодочных и морских патрулей. Это была замена самолету Бе-6, который был спроектирован вскоре после Второй мировой войны.

Самолет впервые полетел 18 октября 1960 года, а через год, после его первого публичного выступления, взлетел в День авиации 1961 года на аэродроме Тушино. В начале 1960-х годов Бериев Бе-12 был введен в эксплуатацию Советским флотом. Первоначально он был представлен как охотник за подлодками и мог нести бомбы, глубинные заряды и торпеды. Однако, по мере совершенствования технологии подводных лодок и ракет, Бе-12 стал устаревать для этих задач. Использовался в Советском Союзе, Египте, Сирии и Вьетнаме…

История и причины создания

В конце пятидесятых годов 20-го века ВМС США приступили к разработке первых ракетных подводных лодок «Polaris» (класс SSBN-608 USS GeorgeWashington, впервые введенный в эксплуатацию 30 декабря 1959 года).

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Из-за ограничений дальности и точности ракета Polaris A-1 должна была быть запущена с позиции, достаточно близкой к побережью страны назначения – особенно такой, как Советский Союз. Следовательно, МА ВМФ СССР (Морская Авиация Военно-Морского Флота Советского Союза) в 1956 году потребовала самолет, способный обнаруживать и уничтожать атомные ракетные подводные лодки в прибрежных водах СССР.

Предполагалось, что наземные корабли или станции радиопеленгации, ориентированные на берег, укажут приблизительное местоположение подводной лодки противника.

Затем самолет будет следить с радаром малого радиуса действия, зондом и сонаром, чтобы найти и классифицировать цель. В случае успешного обнаружения, нападение будет происходить, как правило, в сотрудничестве с надводными кораблями.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Несмотря на то, что Бе-6 (на картинке) постепенно совершенствовался, МА ВМФ нуждались в более крупном самолете, способном перевозить все необходимое оружие и современное сенсорное оборудование.

В то время параллельно шло развитие проекта самолета Бе-10, предшественником которого стал Р-1 (первый советский реактивный гидросамолет). Главное отличие самолетов Бе-10 и Бе-12 в том, что у первого реактивные двигатели, но цель создания этих самолетов была одна – противодействие вражеским подлодкам и патрулирование прибрежной территории.

В одно время с разработкой Бе-10, Бериев начал работу над совершенно новым дизайном для более медленного, но всесторонне оборудованного самолета. В конце пятидесятых годов Бериев, как полагают, совершил лично экспериментальный полет на Бе-6, оборудованный новыми турбовинтовыми двигателями.

Это, вероятно, привело к дальнейшей разработке самолета с турбовинтовым двигателем на основе компоновки Бе-6. Проектное решение было представлено должностным лицам в ноябре 1957 года и вскоре было принято.

Как «Бе-10», так и «Бе-12» впервые были показаны остальному миру на авиасалоне «День авиации» в аэропорту Тушино в Москве 9 июля 1961 года. В течение двухчасовой демонстрации были показана группа самолетов, состоящих из четырех Бе-10 и следом один пример Бе-12.

Западным наблюдателям сообщили, что Бе-10 уже вошел в состав МА ВМФ и они предположили, что Бе-12 был всего лишь одноразовым турбовинтовым ребенком стареющего Бе-6. По классификации НАТО самолеты получили названия «Mallow» и «Mail» соответственно.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Первый прототип перенял старую поисковую радарную установку, используемую на Бе-6, и совершил свой первый полет 18 октября 1960 года. К сожалению, он потерпел крушение 24 ноября 1961 года с гибелью 3-х членов экипажа.

Второй прототип получил ряд конструктивных изменений, включая перемещение двигателей снизу крыльев над крыльями и добавление известного радиолокатора на носу.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Он совершил свой первый полет в 1962 году и сразу же был отправлен на пробные испытания. С долгими обсуждениями высших чинов командования морской авиации проект Бе-12 все же был одобрен для службы в МА ВМФ СССР.

Серийное производство началось в 1963 году на заводе в Таганроге. Производство прекратилось в 1973 году после выпуска 143 самолетов (включая прототипы). Затем производство переключилось на Ту-142 и Ту-142.

Бе-12 официально поступил на службу МА ВМФ весной 1964 года.

Самолет получил неофициальное прозвище «Чайка» из-за его формы крыла.

Читайте также:  Самые невидимые подводные лодки

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Основная функция самолета – патрулирование, на расстоянии до 500 км от берега. К 1967 году Бе-12 заменил Бе-6.

В конечном итоге задачи этих самолетов включали в себя наблюдение за побережьями, разведку, патрулирование против незаконного судоходства, аэрофотосъемку, транспортировку грузов, поиск и спасение на воде.

Конструктивные особенности

Бериев Бе-12 отличался высоким крылом с двумя овальными вертикальными стабилизаторами. Бе-12 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, а также убирающимся шасси, которое дало ему возможность приземляться как на обычных взлетно-посадочных полосах, так и на море.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Вместо НК-4 «Бе-12» работали на турбовинтовых двигателях Ивченко-Прогресс АИ-20Д – первоначально 3серии (20ДК), позже 4серии (20ДМ) мощностью 3,865 кВт, приводной винт с переменным шагом. Вспомогательный блок питания в задней части фюзеляжа обеспечивал пусковое и бортовое питание.

Отработанный воздух использовался для удаления льда с поверхности стекла и воздухозаборника двигателя. Для оттаивания лобового стекла и трубки Пито использовались электротермические системы.

Оборудование и вооружение

Для борьбы с подлодками противника самолет мог использовать систему ППС-12 и коллиматорный прицел НКПБ-7 для более точного сбрасывания бомб и визуализации процесса.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Для противолодочного бомбометания использовалось два типа бомб ПЛАБ-50и ПЛАБ-250-120. А так же для более эффективного поражения вражеской цели, была возможность использования торпеды АТ-1 и позже АТ-1М.

Позже в процессе модификации, самолет дорабатывался с целью установки на него ядерных бомб системы «Скальп», которые можно было применять под водой. К самолетам такой модификации особое внимание уделялось при установке термоустойчивой обшивки и корпуса, а так же устанавливали улучшенную электросистему.

Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12

Немаловажным было устройство с кодово-блокировочной системой для предотвращения случайного применению ядерного заряда на борту.

ТТХ Бе-12

  • Экипаж 4 человека, из которых: 2 пилота, навигатор, оператор радио и датчиковых систем
  • Размеры: длина 30,11 м; Высота 7,94 м; Размах крыльев 29,84 м; Площадь крыла 99.00 кв., м
  • Двигатели: два турбовинтовых двигателя АИ-20ДК или АИ-20ДМ мощностью 3,863 кВт или в л.с.: 2 по 5180
  • Вес: пустая эксплуатация 24 500 кг, максимальная загрузка 36 000 кг
  • Производительность: максимальная скорость 530 км/ч, на высоте 3050 м
  • Крейсерская скорость 320 км/ч, на высоте 300 м
  • Начальная скорость подъема 912 м., в минуту
  • Высотный потолок 11 000 м
  • Радиус действия с полной нагрузкой 1500 км
  • Максимальная нагрузка вооружения 3000 кг
  • Нормальная нагрузка вооружения 1500 кг

Ключевые даты в жизни самолета-амфибии Бе-12

28 марта 1956г. Советское правительство выдает официальное распоряжение о замене самолета Бе-6
Ноябрь 1957г. Проект Be-12 представлен на утверждение
30 июня 1960г. Завершен первый прототип Бе-12
18 октября 1960г. Полет первого прототипа
9 июля 1961г. Первое публичное появление первого прототипа — на авиасалоне в Тушино
24 ноября 1961г. Первая авария прототипа, с потерей трех членов экипажа
Сентябрь 1962г. Второй прототип Be-12 завершен
19 июля 1963г. Началось государственное тестирование
12 декабря 1963г. Завершен первый серийный самолет «Бе-12»
Весна 1964г. Be-12 входит в состав МА ВМФ
29 ноября 1968г. Be-12 официально принят на службу в ВМФ
Ноябрь 1973г. Серийное производство заканчивается последней новой версией Be-12PS.
27 апреля 1992г. Прототип бомбардировщика Be-12P совершает первый полет.
23 июля 1993г. Be-12P использовался для борьбы с огнем возле деревни Листвянка.
6-11 октября 1994г. Бе-12НХ использовал для доставки 30 тонн груза пострадавшим от землетрясения в Южно-Курильске.

Различные модификации самолета Бе-12

Названия моделиМодификационные особенности
M-12 Урезанный пример Бе-12 Использовался для полетов с перерывами. Все ненужное оборудование снято, а экипаж сокращен до двух человек.
Бе-12ЛЛ Один самолет, модифицированный для проверки системы самонаведения противотанковой ракеты 3M-80 «Москит». Радар носа заменен конической головкой ракеты. Мониторинг оборудования находится в оружейном отсеке.
Бе-12Н (изделие« ЕН») Оснащен системой поиска/атаки«Нарцисс»с компьютерным управлением.
Бе-12П (изделие «ЕП») Переработка самолета, для борьбы с пожарами. Оснащен4500-литровым баком и системой сброса воды.
Бе-12П-200 Является аналогом Бе-12П, только в современном виде. Модифицирован в 1994 году.
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») Укороченный вариант Бе-12 со спасательными плотами и комплектом выживания в капсулах. Дополнительный люк фюзеляжа под задней кромкой правого борта.
Бе-12СК (изделие «ЕСК») Один самолет, преобразованный для переноса ядерного заряда«Скальп».
Бе-14 (изделие «ЕПС») Продвинутая модификация для круглосуточной работы. Используется для поисково-спасательных операций. Построен в одном экземпляре.

Удивительно, но, несмотря на свой возраст, он все еще находится в эксплуатации, с численностью порядка 150 самолетов.

Некоторые из них были переоборудованы из военных самолетов в самолеты пожаротушения, способные сбросить почти 7000 литров воды или огнезащитных средств на лесные пожары.

Вышедшие на пенсию образцы Бериев Бе-12 находятся в Центральном музее ВВС под Москвой и в Государственном музее авиации Украины в Киеве.

Видео

Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делиться своим мнением

Источник: warbook.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...