Противолодочный самолет Бе-12 был создан в КБ Бериева к 1960 году, для замены устаревшего Бе-6, и, во многом дал вторую жизнь идее «летающих лодок». На момент появления это была самая большая, быстрая и удачная амфибия из всех созданных в мире. В 60-х года 20-го века на Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда.
Противолодочный самолёт Бе-12-200 «Чайка»
Основное предназначение Бе-12 — охота за подводными лодками. Основное оборудование для этого было сосредоточено на носу и в хвостовой части летающей лодки: РЛС располагалась в носовом обтекателе, а датчик магнитных аномалий в хвостовой штанге, вынесенной для устранения наводок за пределы фюзеляжа. Также самолет был оснащен разведывательной, и фотоаппаратурой, и для своего времени был незаменимым приобретением для флота.
Летающая лодка Бе-12 Калининграде
Чертеж Противолодочного самолёта Бе-12
Конструкция самолета Бе-12 и его модификации
Бе-12 это моноплан с двухлонжеронным крылом типа «чайка», двухреданной лодкой и не убираемыми поплавками. Конструкция самолета цельнометаллическая, обшивка дюралевая. Двигатели Бе-12 аналогичны двигателям самолетов Ил-18, Ил-38, Ан-10, Ан-12, Ан-32, винты имеют диаметр 4,5 м. и 4 лопасти. Основные двигатели (турбовинтовые) на случай отказа дублированы двумя ГТД марки АИ-8.
- Бе-12 — Базовый противолодочный самолет-амфибия.
- Бе-12ПС — поисково-спасательный вариант Бе-12.
- Бе-12П (ЕП) — противопожарный самолет-амфибия.
- Бе-12Н (ЕН) — модификация с поисково-прицельной системой «Нарцисс-12».
- Бе-12СК (ЕСК) — Бе-12 — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп».
- Бе-12П-200 — летающая лаборатория на базе пожарного варианта (Бе-12П) созданная для отработки конструкции «сменщика» Бе-12, гидросамолета Бе-200.
- Бе-14 (ЕПС) — также экспериментальный самолет на базе поисково-спасательного варианта (Бе-12ПС) для отработки элементов поиска и спасения экипажей самолетов и кораблей терпящих бедствие на море.
Характеристики Бе-12
Перспективы развития гидросамолета Бе-12
Бе-12 к настоящему времени уже устарел, однако продолжает применяться за рубежом, в частном порядке. В России в более-менее исправном состоянии находится примерно 3 машины, но разумеется по прямому назначению их больше не используют, применяя как летающие лаборатории, а скорее летающие музеи.
Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка». Хорошо видна хвостовая мачта магнитного датчика
Источник: armedman.ru
Бе-12. Летающая лодка и старейший самолет ВМФ РФ
Советский самолет-амфибия Бе-12 «Чайка», подробный обзор
Бе-12 «Чайка» представляет собой советский самолет-амфибия. Он был разработан в 50-х годах прошлого века, а представлен аудитории в 1960 году. В НАТО самолет прозвали «Mail». Бе-12 был создан для противолодочных и морских патрулей.
Первый полет нового самолета Бе-12 «Чайка» состоялся 18 октября 1960 года. Также он был введен в эксплуатацию Советским флотом в начале 1960-х годов. Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» использовался в СССР, Сирии, Египте и Вьетнаме.
История создания
В конце пятидесятых годов 20-го века ВМС США приступили к разработке первых ракетных подводных лодок «Polaris» (класс SSBN-608 USS GeorgeWashington, впервые введенный в эксплуатацию 30 декабря 1959 года).
Из-за ограничений дальности и точности ракета Polaris A-1 должна была быть запущена с позиции, достаточно близкой к побережью страны назначения — особенно такой, как Советский Союз. Следовательно, МА ВМФ СССР (Морская Авиация Военно-Морского Флота Советского Союза) в 1956 году потребовала самолет, способный обнаруживать и уничтожать атомные ракетные подводные лодки в прибрежных водах СССР.
Предполагалось, что наземные корабли или станции радиопеленгации, ориентированные на берег, укажут приблизительное местоположение подводной лодки противника.
Затем самолет будет следить с радаром малого радиуса действия, зондом и сонаром, чтобы найти и классифицировать цель. В случае успешного обнаружения, нападение будет происходить, как правило, в сотрудничестве с надводными кораблями.
Несмотря на то, что Бе-6 (на картинке) постепенно совершенствовался, МА ВМФ нуждались в более крупном самолете, способном перевозить все необходимое оружие и современное сенсорное оборудование.
В то время параллельно шло развитие проекта самолета Бе-10, предшественником которого стал Р-1 (первый советский реактивный гидросамолет). Главное отличие самолетов Бе-10 и Бе-12 в том, что у первого реактивные двигатели, но цель создания этих самолетов была одна – противодействие вражеским подлодкам и патрулирование прибрежной территории.
В одно время с разработкой Бе-10, Бериев начал работу над совершенно новым дизайном для более медленного, но всесторонне оборудованного самолета. В конце пятидесятых годов Бериев, как полагают, совершил лично экспериментальный полет на Бе-6, оборудованный новыми турбовинтовыми двигателями.
Это, вероятно, привело к дальнейшей разработке самолета с турбовинтовым двигателем на основе компоновки Бе-6. Проектное решение было представлено должностным лицам в ноябре 1957 года и вскоре было принято.
Как «Бе-10», так и «Бе-12» впервые были показаны остальному миру на авиасалоне «День авиации» в аэропорту Тушино в Москве 9 июля 1961 года. В течение двухчасовой демонстрации были показана группа самолетов, состоящих из четырех Бе-10 и следом один пример Бе-12.
Западным наблюдателям сообщили, что Бе-10 уже вошел в состав МА ВМФ и они предположили, что Бе-12 был всего лишь одноразовым турбовинтовым ребенком стареющего Бе-6. По классификации НАТО самолеты получили названия «Mallow» и «Mail» соответственно.
Первый прототип перенял старую поисковую радарную установку, используемую на Бе-6, и совершил свой первый полет 18 октября 1960 года. К сожалению, он потерпел крушение 24 ноября 1961 года с гибелью 3-х членов экипажа.
Второй прототип получил ряд конструктивных изменений, включая перемещение двигателей снизу крыльев над крыльями и добавление известного радиолокатора на носу.
Он совершил свой первый полет в 1962 году и сразу же был отправлен на пробные испытания. С долгими обсуждениями высших чинов командования морской авиации проект Бе-12 все же был одобрен для службы в МА ВМФ СССР.
Серийное производство началось в 1963 году на заводе в Таганроге. Производство прекратилось в 1973 году после выпуска 143 самолетов (включая прототипы). Затем производство переключилось на Ту-142.
Бе-12 официально поступил на службу МА ВМФ весной 1964 года.
Самолет получил неофициальное прозвище «Чайка» из-за его формы крыла.
Основная функция самолета — патрулирование, на расстоянии до 500 км от берега. К 1967 году Бе-12 заменил Бе-6.
В конечном итоге задачи этих самолетов включали в себя наблюдение за побережьями, разведку, патрулирование против незаконного судоходства, аэрофотосъемку, транспортировку грузов, поиск и спасение на воде.
Особенности конструкции Бе-12 «Чайка»
Бериев Бе-12 отличался высоким крылом с двумя овальными вертикальными стабилизаторами. Бе-12 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, а также убирающимся шасси, которое дало ему возможность приземляться как на обычных взлетно-посадочных полосах, так и на море.
Вместо НК-4 «Бе-12» работали на турбовинтовых двигателях Ивченко-Прогресс АИ-20Д — первоначально 3серии (20ДК), позже 4серии (20ДМ) мощностью 3,865 кВт, приводной винт с переменным шагом. Вспомогательный блок питания в задней части фюзеляжа обеспечивал пусковое и бортовое питание.
Отработанный воздух использовался для удаления льда с поверхности стекла и воздухозаборника двигателя. Для оттаивания лобового стекла и трубки Пито использовались электротермические системы.
Оборудование и вооружение
Для борьбы с подлодками противника самолет мог использовать систему ППС-12 и коллиматорный прицел НКПБ-7 для более точного сбрасывания бомб и визуализации процесса.
Для противолодочного бомбометания использовалось два типа бомб ПЛАБ-50и ПЛАБ-250-120. А так же для более эффективного поражения вражеской цели, была возможность использования торпеды АТ-1 и позже АТ-1М.
Позже в процессе модификации, самолет дорабатывался с целью установки на него ядерных бомб системы «Скальп», которые можно было применять под водой. К самолетам такой модификации особое внимание уделялось при установке термоустойчивой обшивки и корпуса, а так же устанавливали улучшенную электросистему.
Немаловажным было устройство с кодово-блокировочной системой для предотвращения случайного применению ядерного заряда на борту.
Технические характеристики Бе-12
Модификация | Бе-12 |
Размах крыла, м | 29.84 |
Длина самолета,м | 30.11 |
Высота самолета,м | 7.94 |
Площадь крыла,м2 | 99.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 24000 |
нормальная взлетная | 29500 |
максимальная взлетная | 36000 |
топлива | 9000 |
Тип двигателя | 2 ТВД Прогресс АИ-20Д |
Мощность, э.л.с. | 2 х 5180 |
Максимальная скорость, км/ч | 530 |
Крейсерская скорость, км/ч | 450 |
Практическая дальность, км | 3300 |
Боевой радиус действия, км | 500 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение: | Боевая нагрузка — 1500 кг (нормальная) или 3000 кг (максимальная) на 4 узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры. |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Бе-12 (изделие «Е») | Базовая модель с противолодочной системой ППС-12. |
Бе-12Н (изделие «ЕН») | Модификация с ППС «Нарцисс-12», 27 (или 28) самолетов . |
Бе-12П (изделие «ЕП») | Противопожарная модификация, четыре самолета. |
Бе-12П-200 | Более современный вариант противопожарного самолета. Была переоборудована одна машина, работала в Авиалесоохране. Утилизирована. |
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») | Поисково-спасательный вариант. |
Бе-12СК (изделие «ЕСК») | Модификация — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп». В дальнейшем переоборудован для применения более компактного заряда, также мог возить в грузовом отсеке 29 буев. |
Бе-12НХ (народно-хозяйственный) | Транспортно-пассажирская модификация Бе-12, в 1992 году, были переоборудованы три машины. Два самолета эксплуатировались на Курильских островах, где были потеряны в авариях к 1993 году. Одна машина так и осталась на аэродроме в Таганроге. |
Бе-14 (изделие «ЕПС») | Модификация для поиска, спасения экипажей самолетов, потерпевших аварию над морем, и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие на море. Единственный самолет, был переоборудован в поисково-спасательный из второго опытного изделия 2Е, затем передан на Балтику. Утилизирован. |
Бе-12И (проект) | Вариант самолета для проведения различных исследований. Проект не реализован. |
Бе-12ЭКО (проект) | Вариант самолета для проведения экологического мониторинга. Проект не реализован. |
Эксплуатация самолета Бе-12 «Чайка»
28 марта 1956г. | Советское правительство выдает официальное распоряжение о замене самолета Бе-6 |
Ноябрь 1957г. | Проект Be-12 представлен на утверждение |
30 июня 1960г. | Завершен первый прототип Бе-12 |
18 октября 1960г. | Полет первого прототипа |
9 июля 1961г. | Первое публичное появление первого прототипа — на авиасалоне в Тушино |
24 ноября 1961г. | Первая авария прототипа, с потерей трех членов экипажа |
Сентябрь 1962г. | Второй прототип Be-12 завершен |
19 июля 1963г. | Началось государственное тестирование |
12 декабря 1963г. | Завершен первый серийный самолет «Бе-12» |
Весна 1964г. | Be-12 входит в состав МА ВМФ |
29 ноября 1968г. | Be-12 официально принят на службу в ВМФ |
Ноябрь 1973г. | Серийное производство заканчивается последней новой версией Be-12PS. |
27 апреля 1992г. | Прототип бомбардировщика Be-12P совершает первый полет. |
23 июля 1993г. | Be-12P использовался для борьбы с огнем возле деревни Листвянка. |
6-11 октября 1994г. | Бе-12НХ использовал для доставки 30 тонн груза пострадавшим от землетрясения в Южно-Курильске. |
Удивительно, но, несмотря на свой возраст, он все еще находится в эксплуатации, с численностью порядка 150 самолетов.
Некоторые из них были переоборудованы из военных самолетов в самолеты пожаротушения, способные сбросить почти 7000 литров воды или огнезащитных средств на лесные пожары.
Вышедшие на пенсию образцы Бериев Бе-12 находятся в Центральном музее ВВС под Москвой и в Государственном музее авиации Украины в Киеве.
Источник: army-today.ru
Советский долгожитель, противолодочный самолет-амфибия Бе-12
Бериев Бе-12 Чайка – советский самолет-амфибия, который был разработан в конце 50-х годов и представлен в 1960 году. Бериев Бе-12, получивший название «Mail» в НАТО, предназначался для противолодочных и морских патрулей. Это была замена самолету Бе-6, который был спроектирован вскоре после Второй мировой войны.
Самолет впервые полетел 18 октября 1960 года, а через год, после его первого публичного выступления, взлетел в День авиации 1961 года на аэродроме Тушино. В начале 1960-х годов Бериев Бе-12 был введен в эксплуатацию Советским флотом. Первоначально он был представлен как охотник за подлодками и мог нести бомбы, глубинные заряды и торпеды. Однако, по мере совершенствования технологии подводных лодок и ракет, Бе-12 стал устаревать для этих задач. Использовался в Советском Союзе, Египте, Сирии и Вьетнаме…
История и причины создания
В конце пятидесятых годов 20-го века ВМС США приступили к разработке первых ракетных подводных лодок «Polaris» (класс SSBN-608 USS GeorgeWashington, впервые введенный в эксплуатацию 30 декабря 1959 года).
Из-за ограничений дальности и точности ракета Polaris A-1 должна была быть запущена с позиции, достаточно близкой к побережью страны назначения – особенно такой, как Советский Союз. Следовательно, МА ВМФ СССР (Морская Авиация Военно-Морского Флота Советского Союза) в 1956 году потребовала самолет, способный обнаруживать и уничтожать атомные ракетные подводные лодки в прибрежных водах СССР.
Предполагалось, что наземные корабли или станции радиопеленгации, ориентированные на берег, укажут приблизительное местоположение подводной лодки противника.
Затем самолет будет следить с радаром малого радиуса действия, зондом и сонаром, чтобы найти и классифицировать цель. В случае успешного обнаружения, нападение будет происходить, как правило, в сотрудничестве с надводными кораблями.
Несмотря на то, что Бе-6 (на картинке) постепенно совершенствовался, МА ВМФ нуждались в более крупном самолете, способном перевозить все необходимое оружие и современное сенсорное оборудование.
В то время параллельно шло развитие проекта самолета Бе-10, предшественником которого стал Р-1 (первый советский реактивный гидросамолет). Главное отличие самолетов Бе-10 и Бе-12 в том, что у первого реактивные двигатели, но цель создания этих самолетов была одна – противодействие вражеским подлодкам и патрулирование прибрежной территории.
В одно время с разработкой Бе-10, Бериев начал работу над совершенно новым дизайном для более медленного, но всесторонне оборудованного самолета. В конце пятидесятых годов Бериев, как полагают, совершил лично экспериментальный полет на Бе-6, оборудованный новыми турбовинтовыми двигателями.
Это, вероятно, привело к дальнейшей разработке самолета с турбовинтовым двигателем на основе компоновки Бе-6. Проектное решение было представлено должностным лицам в ноябре 1957 года и вскоре было принято.
Как «Бе-10», так и «Бе-12» впервые были показаны остальному миру на авиасалоне «День авиации» в аэропорту Тушино в Москве 9 июля 1961 года. В течение двухчасовой демонстрации были показана группа самолетов, состоящих из четырех Бе-10 и следом один пример Бе-12.
Западным наблюдателям сообщили, что Бе-10 уже вошел в состав МА ВМФ и они предположили, что Бе-12 был всего лишь одноразовым турбовинтовым ребенком стареющего Бе-6. По классификации НАТО самолеты получили названия «Mallow» и «Mail» соответственно.
Первый прототип перенял старую поисковую радарную установку, используемую на Бе-6, и совершил свой первый полет 18 октября 1960 года. К сожалению, он потерпел крушение 24 ноября 1961 года с гибелью 3-х членов экипажа.
Второй прототип получил ряд конструктивных изменений, включая перемещение двигателей снизу крыльев над крыльями и добавление известного радиолокатора на носу.
Он совершил свой первый полет в 1962 году и сразу же был отправлен на пробные испытания. С долгими обсуждениями высших чинов командования морской авиации проект Бе-12 все же был одобрен для службы в МА ВМФ СССР.
Серийное производство началось в 1963 году на заводе в Таганроге. Производство прекратилось в 1973 году после выпуска 143 самолетов (включая прототипы). Затем производство переключилось на Ту-142 и Ту-142.
Бе-12 официально поступил на службу МА ВМФ весной 1964 года.
Самолет получил неофициальное прозвище «Чайка» из-за его формы крыла.
Основная функция самолета – патрулирование, на расстоянии до 500 км от берега. К 1967 году Бе-12 заменил Бе-6.
В конечном итоге задачи этих самолетов включали в себя наблюдение за побережьями, разведку, патрулирование против незаконного судоходства, аэрофотосъемку, транспортировку грузов, поиск и спасение на воде.
Конструктивные особенности
Бериев Бе-12 отличался высоким крылом с двумя овальными вертикальными стабилизаторами. Бе-12 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, а также убирающимся шасси, которое дало ему возможность приземляться как на обычных взлетно-посадочных полосах, так и на море.
Вместо НК-4 «Бе-12» работали на турбовинтовых двигателях Ивченко-Прогресс АИ-20Д – первоначально 3серии (20ДК), позже 4серии (20ДМ) мощностью 3,865 кВт, приводной винт с переменным шагом. Вспомогательный блок питания в задней части фюзеляжа обеспечивал пусковое и бортовое питание.
Отработанный воздух использовался для удаления льда с поверхности стекла и воздухозаборника двигателя. Для оттаивания лобового стекла и трубки Пито использовались электротермические системы.
Оборудование и вооружение
Для борьбы с подлодками противника самолет мог использовать систему ППС-12 и коллиматорный прицел НКПБ-7 для более точного сбрасывания бомб и визуализации процесса.
Для противолодочного бомбометания использовалось два типа бомб ПЛАБ-50и ПЛАБ-250-120. А так же для более эффективного поражения вражеской цели, была возможность использования торпеды АТ-1 и позже АТ-1М.
Позже в процессе модификации, самолет дорабатывался с целью установки на него ядерных бомб системы «Скальп», которые можно было применять под водой. К самолетам такой модификации особое внимание уделялось при установке термоустойчивой обшивки и корпуса, а так же устанавливали улучшенную электросистему.
Немаловажным было устройство с кодово-блокировочной системой для предотвращения случайного применению ядерного заряда на борту.
ТТХ Бе-12
- Экипаж 4 человека, из которых: 2 пилота, навигатор, оператор радио и датчиковых систем
- Размеры: длина 30,11 м; Высота 7,94 м; Размах крыльев 29,84 м; Площадь крыла 99.00 кв., м
- Двигатели: два турбовинтовых двигателя АИ-20ДК или АИ-20ДМ мощностью 3,863 кВт или в л.с.: 2 по 5180
- Вес: пустая эксплуатация 24 500 кг, максимальная загрузка 36 000 кг
- Производительность: максимальная скорость 530 км/ч, на высоте 3050 м
- Крейсерская скорость 320 км/ч, на высоте 300 м
- Начальная скорость подъема 912 м., в минуту
- Высотный потолок 11 000 м
- Радиус действия с полной нагрузкой 1500 км
- Максимальная нагрузка вооружения 3000 кг
- Нормальная нагрузка вооружения 1500 кг
Ключевые даты в жизни самолета-амфибии Бе-12
28 марта 1956г. | Советское правительство выдает официальное распоряжение о замене самолета Бе-6 |
Ноябрь 1957г. | Проект Be-12 представлен на утверждение |
30 июня 1960г. | Завершен первый прототип Бе-12 |
18 октября 1960г. | Полет первого прототипа |
9 июля 1961г. | Первое публичное появление первого прототипа — на авиасалоне в Тушино |
24 ноября 1961г. | Первая авария прототипа, с потерей трех членов экипажа |
Сентябрь 1962г. | Второй прототип Be-12 завершен |
19 июля 1963г. | Началось государственное тестирование |
12 декабря 1963г. | Завершен первый серийный самолет «Бе-12» |
Весна 1964г. | Be-12 входит в состав МА ВМФ |
29 ноября 1968г. | Be-12 официально принят на службу в ВМФ |
Ноябрь 1973г. | Серийное производство заканчивается последней новой версией Be-12PS. |
27 апреля 1992г. | Прототип бомбардировщика Be-12P совершает первый полет. |
23 июля 1993г. | Be-12P использовался для борьбы с огнем возле деревни Листвянка. |
6-11 октября 1994г. | Бе-12НХ использовал для доставки 30 тонн груза пострадавшим от землетрясения в Южно-Курильске. |
Различные модификации самолета Бе-12
M-12 Урезанный пример Бе-12 | Использовался для полетов с перерывами. Все ненужное оборудование снято, а экипаж сокращен до двух человек. |
Бе-12ЛЛ | Один самолет, модифицированный для проверки системы самонаведения противотанковой ракеты 3M-80 «Москит». Радар носа заменен конической головкой ракеты. Мониторинг оборудования находится в оружейном отсеке. |
Бе-12Н (изделие« ЕН») | Оснащен системой поиска/атаки«Нарцисс»с компьютерным управлением. |
Бе-12П (изделие «ЕП») | Переработка самолета, для борьбы с пожарами. Оснащен4500-литровым баком и системой сброса воды. |
Бе-12П-200 | Является аналогом Бе-12П, только в современном виде. Модифицирован в 1994 году. |
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») | Укороченный вариант Бе-12 со спасательными плотами и комплектом выживания в капсулах. Дополнительный люк фюзеляжа под задней кромкой правого борта. |
Бе-12СК (изделие «ЕСК») | Один самолет, преобразованный для переноса ядерного заряда«Скальп». |
Бе-14 (изделие «ЕПС») | Продвинутая модификация для круглосуточной работы. Используется для поисково-спасательных операций. Построен в одном экземпляре. |
Удивительно, но, несмотря на свой возраст, он все еще находится в эксплуатации, с численностью порядка 150 самолетов.
Некоторые из них были переоборудованы из военных самолетов в самолеты пожаротушения, способные сбросить почти 7000 литров воды или огнезащитных средств на лесные пожары.
Вышедшие на пенсию образцы Бериев Бе-12 находятся в Центральном музее ВВС под Москвой и в Государственном музее авиации Украины в Киеве.
Видео
Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делиться своим мнением
Источник: warbook.club