Крым отличается большим количеством памятников и достопримечательностей, относящимся к разным историческим эпохам: от глубокой древности, до времен периода СССР. Военная история полуострова неразрывно связана с Черноморским флотом, обороной Севастополя и боевыми сражениями.
Приезжающим для отдыха в Крым, рекомендуют посетить Музей подводных лодок, который находится в небольшом городе Балаклаве недалеко от Севастополя. Это один из самых удивительных музеев, который расположен глубоко в скале, и долгое время являлся совершенно секретным военным объектом.
Где находится музей подводных лодок
Балаклавская бухта, разрезавшая скальный массив, протянулась на 1,5 км, имея ширину от 45 до 400 м. Бухта изогнулась среди скал, совершенно незаметна со стороны моря и защищена от штормовых ветров. Эти условия сыграли решающую роль при выборе места для строительства секретного завода для ремонта стратегических субмарин.
На территории завода в 2003 г. был открыт музейный военно-морской комплекс «Балаклава».
Балаклава. Музей подводных лодок.
Как добраться
Балаклава до 1957 г. имела статус города, но после создания в городе секретного военного объекта, древний город административно стал районом Севастополя. Между городами расстояние около 7,5 км. Для туристов представляют интерес набережные вдоль берегов бухты, откуда можно попасть к музею и к древней генуэзской крепости – основным достопримечательностям города.
Адрес музея – Таврическая набережная, 22.
Добраться из Севастополя до Балаклавы можно:
- на такси или автомобиле;
- на катерах, которые отправляются из Балаклавы к «диким» пляжам на побережье;
- на маршрутном такси или автобусе №№ 9 и 94 от остановки 5-й км Балаклавского шоссе (около Южного рынка) до остановки Оболонь.
Режим работы
Музейный подводных лодок в Балаклаве работает круглогодично. По распоряжению дирекции, режим может изменяться в зависимости от сезона. В понедельник и вторник комплекс работает без проведения экскурсий. В остальные дни посещение возможно с 9:30 до 16:00, последняя экскурсия начинается в 16:00. В кассах имеется перерыв на обед (12:55-13:25).
Стоимость билетов
В настоящее время музейный комплекс предоставляет ряд услуг, которые оговариваются в прейскуранте цен:
услуга | стоимость, руб. |
Обзорная экскурсия: | |
взрослый билет | 300 |
студенты и школьники (документ обязательно) | 100 |
Индивидуальная экскурсия: | |
в летнее время – не более 10 чел. | 15000/группа |
В осенне-зимнее время – до 5 чел. | 3000/группа |
Профессиональная фото- и киносъемка без прекращения работы музея. | 10000/час |
Профессиональные кино- и фотосъемка с прекращением экскурсионного обслуживания: | |
весна лето | 75000/час |
осень-зима | 15000/час |
Ряд категорий граждан имеет право на льготное и бесплатное посещение музея подводных лодок:
- Герои СССР и России;
- Герои Социалистического труда;
- инвалиды и ветераны Wow;
- узники концлагерей;
- кавалеры Ордена Славы;
- инвалиды;
- переводчики и руководители туристических групп;
- многодетные семьи;
- ветераны боевых действий;
- военные курсанты и военнослужащие;
- суворовцы, нахимовцы, кадеты;
- дети до 7 лет;
- музейные работники;
- студенты ВУЗов и лица до 18-летнего возраста каждую вторую пятницу месяца.
Правила посещения музейного комплекса
Музейный подводных лодок в Балаклаве, находящийся под сводами горы Таврос, имеет некоторые специфические особенности, которые необходимо учитывать, планируя его посещение. Следует иметь в виду, что детей до 5 лет в залы не допускают.
В казематах соблюдается особый режим безопасности:
- залы музея располагаются в глубине скалы в закрытом пространстве площадью 10 тыс. кв.м;
- температура воздуха в залах – 13-15°С;
- мобильные телефоны под сводами высотой 120 м не работают;
- туалеты отсутствуют;
- время экскурсии – около 1,25 часа, протяженность маршрута – 1км;
- в залах сильный уровень акустики, повышенная влажность;
- возможна организация экскурсий по предварительной записи;
- осмотр экспозиции без сопровождения работника музея невозможен;
- обзорные экскурсии проводят для групп не более 70 чел.;
- служба безопасности имеет право проводить досмотр ручной клади и посетителей;
- весь комплекс находится под контролем видеокамер.
В целях обеспечения качественного обслуживания посетителей и их безопасности, на территории музейного комплекса действует ряд ограничений.
Запрещается:
- Проходить в залы музея в нетрезвом виде, проносить алкогольные напитки любой крепости и напитки в стеклянной таре.
- Курить, пользоваться спичками и зажигалками, а также любыми пожароопасными устройствами.
- Заходить в музей в купальных костюмах.
- Проводить на территорию животных.
- Проносить любое оружие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.
- Проходить с ручной кладью и рюкзаками, имеющими размер больше чем 55х35х25см.
- Производить видео-, фотосъемку и аудиозапись экскурсии.
- Пересекать ограничительные линии, трогать руками экспонаты.
История музея подводных лодок
После войны с Германией, между СССР и США началось ядерное противостояние. Обе сверхдержавы грозили нанесением первого удара друг другу и увеличивали ядерные боезапасы. Сталин отдает приказ об организации сверхсекретного объекта базирования и ремонта подводных лодок.
Под руководством куратора Ядерного проекта в СССР Л. Берии, несколько лет осуществлялся поиск подходящего места. В итоге выбрали Балаклавскую бухту, имеющую удачное стратегическое расположение.
История создания музея:
- Балаклава из города превратилась в Балаклавский район г. Севастополя, и для въезда на его территорию был введен пропускной режим.
- В 1953 г. начинается строительство завода, проект которого разработали в Ленинградском военном институте Гранит: противоатомный подземный комплекс 1-й категории устойчивости на площади 15 тыс. кв. км.
- Завод, расположенный под сводами горы Таврос, строили до 1961 г. в режиме строгой секретности. Выбранные из толщи горы 200 тыс. тонн породы вывозились ночью в море. На первых этапах работы проводили военные строители, когда пришлось заниматься сложным бурением горных пород, к строительству подключили метростроевцев. Музей подводных лодок в Балаклаве. Процесс строительства.
Вид музея, особенности
Музейный подводных лодок в Балаклаве находится на территории секретного военного завода в подземельях горы. По оценке специалистов сооружений, подобных по мощи и оборонным возможностям в мире не существует.
Посетители музея могут увидеть:
- судоходный канал в скале;
- ядерный арсенал секретного объекта 820 РТБ;
- склады боеприпасов;
- заводские помещения объекта 825 ГТС;
- сухой док.
Штольня – это вход в завод находится на западной стороне Балаклавской бухты. Она же является входом в музейный комплекс. Для выхода лодок в море устроены два тоннеля на северном склоне горы Таврос. Все выходы были оснащены специальными батопортами, закрывающими проход при опасности проникновения радиации.
Масса батопорта (150 т) и его размеры были рассчитаны на ударную волну, достигающую давления до 60 кг/см. Проходы в скале были тщательно замаскированы под цвет и рельеф местности.
Чем интересен Музей подводных лодок сегодня
Музей, размещенный в цехах подземного завода, позволяет познакомиться с событиями периода «холодной войны», о котором молодое поколение знает очень немного. Экспозиция музея в Балаклаве, рассказывающая о подвигах черноморцев во время Великой отечественной войны, должна воспитывать у людей чувство патриотизма и гордости за свою страну и её вооруженные силы.
В музее рассказывается о подводных лодках – самой таинственной части флота.Уникальный объект, не имеющий аналогов в мире, будет интересен людям любого возраста и любой сферы деятельности.
Экскурсия по музею подводных лодок в Балаклаве
Посетителям предлагают осмотреть залы секретного объекта, рассчитанного для укрытия и ремонта подводных лодок на случай ядерной войны. Это единственный, сохранившийся в Европе, арсенал ядерного оружия периода холодной войны.
Для осмотра подземных коммуникаций разработаны 2 маршрута:
- Маршрут №1 имеет протяженность 900 м и продолжительность 1 час 20 мин. Посетители проходят вдоль морского канала длиной 600 м до восточного выхода из подземного комплекса. Канал пронизывает гору в направлении с юга на север. На маршруте предусмотрено 12 остановок: вход в комплекс; транспортный зал №1; выставка, рассказывающая об истории сооружения комплекса; экспозиция о катакомбах Севастополь подземный; основной транспортный коридор вдоль канала; экспозиция плакатов об атомном флоте СССР; площадка перед сухим доком; арсенал; выставка центрального конструкторского бюро Черноморец; выставка, рассказывающая об истории подводных сил ЧФ; экспозиция, повествующая об участии подводного флота в боевых действиях; восточный проход из подземного завода.
- Маршрут №2 разработан с учетом возможностей посетителей пожилого возраста, с детьми и с ограниченными возможностями: тем, кому сложно преодолеть пешеходный маршрут, предлагают экскурсию по судоходному каналу на катере. В время экскурсии посетители знакомятся со схемой расположения объектов подземного комплекса, работой батопортов, технологиями погрузки боеприпасов на подлодки, устройством осушаемого дока, с историей создания завода по обслуживанию подводного флота.
Залы музея
Подземный завод рассчитан на обслуживание ПЛ проектов 613 и 633 самых распространённых в СССР. В случае ядерной атаки в канале можно было укрыть 9 малых и 7 средних дизельных подлодок, их экипажи и 1 тыс. человек. Объект способен к автономному существованию на протяжении 30 суток.
Вниманию посетителей музея предоставляются несколько цехов и рабочих зон предприятия:
- Первый транспортный залначало завода. От Развилки с поворотным кругом. расходятся дороги: налево к хранилищу топлива и минно-торпедной части (МТЧ), направо к транспортной потерне и судоходному каналу. Среди экспонатов оборудование, которое использовали при сооружении объекта; фотографии Балаклавы, рассекреченные в последние годы.
- Второй транспортный зал со вторым поворотным кругом. Справа – МТЧ, занимающая площадь 1700 кв. м, где проводилась комплексная проверка боеприпаса перед погрузкой на лодку. Здесь же имеется бассейн с подсветкой для проверки торпед на герметичность. Транспортировались боеприпасы по рельсам, проложенным в коридорах.
- Потерна это транспортный коридор длиной 296 м, ведущий в специальный цех завода. Вход перекрывался противоударными воротами с массой створок по 10 тонн. Комплекс должен был сохраниться при возможном ядерном ударе. Потерна имеет дугообразные своды. Стены галереи укреплены слоем бетона толщиной 1-1,5 м. Гора, сложенная из твердых известняков (9 из 12 категория шкалы твердости), слой бетона и сводчатый потолок коридора должны были свести к нулю ударную волну от возможного ядерного взрыва.
- Сухой док с преддоковой площадкой. Перед доком на площадке размещались электрокары, необходимое слесарное оборудование. Непосредственно рядом с площадкой находились компрессорная, аккумуляторная станция, холодильник, стенды для проверки оборудования ПЛ, склады, кабинеты руководства и комнаты отдыха. Сухой док предназначался для ремонта ПЛ. После захода лодки, из дока откачивали воду и она оставалась стоять на кильблоках. Размеры сухого дока 102х10х8 метров.
- Погрузочная площадка арсенальной зоны. Ремонтно-техническую базу (РТБ-820 Арсенал) ввели в строй в 1959 г. Подразделение занималось оснащением торпед ядерным боезапасом и его хранением. Перевозили торпеды на тележках с резиновыми колесами, погрузку на лодку осуществляли мощным краном. Для прохода посетителей через канал к Арсеналу построен мостик, которого раньше не было: ремонтные цеха завода с Арсеналом не сообщались.
- Арсенальная потерна. В ней располагается экспозиция Надводный флот СССР Проход в потерну оснащен несколькими дверями и противоатомными воротами. Двери в потерну были всегда закрыты, что диктовалось соображениями секретности и необходимостью поддерживать определенный микроклимат ( t + 10-15°C, влажность 50-60%).
- В Локальной зоне арсенала расположены хранилища ядерного вооружения и сборочный цех. Работы здесь велись в режиме 50-минутной готовности и государственной тайны. В самом центре поворотный круг, которым изменяли направление хода тележки с боеприпасом, весившей около 2400 кг. Передвигали тележки вручную. Надпись «Граница поста» ограничивает доступ в локальный отсек: Дальше могли проходить только сборочные бригады.
- Цех сборки это зал площадью 300 кв. м , где проводили предусмотренные регламентом работы с боеприпасами. Цех разделен на 6 квадратов рабочие места для определенного вида работ (на полу сохранилась разметка). В состав рабочей группы по обслуживанию ядерных боезапасов входили военнослужащие в офицерском звании и мичманы. Каждый боезаряд проходил регламентное обслуживание 1 раз в 2 года, и мог находится в эксплуатации 10 лет. Единовременно в зале работали с 1 изделием. При сдаче осуществляли тройной контроль качества работы. Проверка одного боеприпаса занимала около 7 часов. При строгом соблюдении правил, за все время работы цеха не произошло ни одного ЧП. Сейчас в зале устроена выставка «Подводные силы ЧФ»
- Смежные помещения занимает хранилище для ядерных зарядов (ЯБЧ). За счет вентиляции здесь строго поддерживался определенный микроклимат: прибор на стене волосяной гигрометр, сохранился с прошлых лет. Боеголовки с запчастями хранились в свинцовых контейнерах на стеллажах вдоль стены.
- Техническая площадка двухъярусная территория, где находились службы обеспечения и управления РТБ-820.
- Шлюзовая воздушная камера арсенала. Здесь находилась установка для кондиционера и дверь в «людской ход» коридор, идущий в обход Арсенала, по которому персонал проходил к рабочему месту.
- Двор арсенала скрыт за высоким забором, раньше сверху находилась маскировочная сеть. Во дворе осуществляли погрузку и разгрузку боеприпасов. Арсенал имел мощную охрану, состоящую из нескольких рядов колючей проволоки, мин, электрического тока и стрелков.
Экспонаты музея
Музей подводных лодок в Балаклаве возник не сразу. После того, как завод оставили военные, и он перешел на баланс города, подземелья долгое время он находились без охраны. Большая часть металлических деталей была демонтирована и вывезена. Экспонаты, которые видят посетители музея – небольшая часть чудом сохранившегося оборудования, и то, что создано работниками музея после его основания.
Например,это:
- Оборудование для погрузки и разгрузки торпед и ракет на подводную лодку.
- Вагонетки и тележки для транспортировки боеприпасов.
- Одежда и личные вещи рабочих.
- Торпеды, мины, ракеты, которыми были вооружены субмарины.
- Станки и инструменты.
- Батопорты и противоатомные двери.
- Макеты подводных лодок в масштабе разных проектов. Среди них радиоуправляемая модель ПЛ «Черная дыра», которая может выполнять около 40 команд, в том числе – погружение и всплытие.
- Стенды с фотографиями разных лет, рассказывающие об истории Черноморского флота, его участии в войнах, роли подводников в боевых действиях.
- Витрины с фотографиями и материалами, рассказывающие о Балаклаве в период работы секретного объекта.
- Аудиозаписи, которые были сделаны в годы работы объекта, воспроизводящие голоса и звуки работающих механизмов.
Интересные факты
Секретное строительство и недостаток достоверной информации вызывали слухи и версии. За годы существования объекта сведений о нем не прибавилось. Появились легенды и приметы. Уже после рассекречивания простое население смогло оценить масштабы подземного завода.
Ниже приводятся некоторые интересные факты о «городской телефонной станции»:
- Если в Балаклаве отключали ночью электричество, значит на базу прибыла очередная подлодка – в штольню они заходили только в ночное время.
- В бетон, который толстым слоем покрывает изнутри тоннели подземелий, добавляли жидкое стекло для придания прочности.
- Подземный бункер способен был выдержать прямой удар, в 5 раз превышающий мощь бомбы, сброшенной на Хиросиму.
- Дверь, закрывающая проход в подземный коридор, весит 24 тонны.
- Камнями, выбранными из горы за время строительства, можно целиком заполнить пирамиду Хеопса.
- После выкачивания воды из сухого дока, на дне оставалось большое количество рыбы. Рыбу собирали и коптили. Над Балаклавой распространялся ароматный дым, что говорило о том, что очередная лодка встала на ремонт.
- В 2007 г. в подземельях снимали египетский кинофильм «Таймур и Шафика».
- Один раз в два месяца с рабочими завода проводили беседы в отделе КГБ. Существовала поговорка: «Хочешь быть свободным – потеряй память».
- Рабочих из гражданского персонала к месту работы сопровождали вооруженные матросы.
- Уже во время строительства объекта, появились подводные лодки проекта 641, которые не могли поместиться в подземный канал.
- Управляемая модель ПЛ «Черная дыра» была использована при съемках кинофильма «72 метра».
Музейный комплекс «Балаклава» самый значительный военный объект времен «холодной войны», который открыли для свободного доступа и один из самых посещаемых в Крыму.
Пока посетителям могут увидеть около 40% подземных помещений. В планах работников музея подводных лодок – восстановление демонтированного оборудования и размещение новых экспозиций, посвященных подводному флоту.
Видео о музее подводных лодок в Балаклаве
Стоит ли посетить музей подводных лодок в Балаклаве:
Источник: torbax.ru
Подземный секретный бункер подводных лодок в Балаклаве — теперь музей, открытый для всех желающих!
Как доехать: подъехать к музею можно от железнодорожного вокзала и автовокзала Севастополя троллейбусами № 17 и 20, а также маршрутными такси № 17, 20-А и 26 до конечной остановки «5-й километр», а далее до Балаклавы автобусами № 9, 94, 98 или маршрутным такси № 9 до остановки «Оболонь».
Режим работы: посетить музейный комплекс можно ежедневно: с 10:00 до 16:00 зимой и с 10:00 до 18:00 летом.
Стоимость билетов: студенческий и детский — 10 гривен, взрослый — 25 гривен.
В 2003 году на базе военного секретного объекта был создан музей «Балаклава». Военно-морское фортификационное подземное сооружение общей площадью почти 15 тысяч квадратных метров строилось на протяжении девяти лет: с 1954 по 1963 год его прямым назначением было укрытие и ремонт во время войны подводных лодок, приписанных к Черноморскому ВМФ СССР.
Сооружение на глубине 120 метров, полностью изолированное, имело 1-ю категорию противоатомной устойчивости — объект выдерживал прямой взрыв атомной бомбы, мощность которой в несколько раз больше сброшенной на Хиросиму. Полная автономия позволяла поддерживать жизнедеятельность на протяжении 30 суток. В секретных штольнях располагались узлы связи, топливные и оружейные хранилища, продовольственные склады. На объекте в военное время могли бы укрыться 7 средних или 9 малых подлодок, а также до трех тысяч человек.
Подземный Балаклавский противоатомный комплекс предполагалось использовать в военное время как док для судоремонта, укрытие для малых и средних дизельных торпедных подлодок и как убежище для людей (военных и гражданского населения). Проект, сделанный Ленинградским институтом «Гранит», Советское правительство утвердило в 1953 году. Тогда же и началось строительство, продолжавшееся до 1961 года.
На территории подземного сооружения находились объекты: 820 «Арсенал» — база для сбора, ремонта, хранения и выдачи боеприпасов (с ядерными зарядами в том числе) силам ЧФ; 825 ГТС — специальный цех с сухим доком судоремонтного завода — укрытие подводных лодок с личным составом и населения, минно-торпедный отсек — подготовка и проверка торпед, топливное хранилище — хранение 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. Все объекты представляли собой автономные, независимые друг от друга сооружения, в которые входили специальные помещения, соединенные потернами (подземные коридоры фортификационного сооружения), в большинстве имеющими дуговую форму (закругление в 30°), которая уменьшала бы силу ударной волны ядерного взрыва.
Строительство секретного объекта 825 ГТС было начато силами специально сформированного горно-строительного отряда ЧФ воинской части 15059 под командованием капитана второго ранга М. Думчева. С 1956 года к строительству по личной просьбе Хрущева были подключены метростроевцы из Харькова, Москвы и Абакана.
На базе созданного метростроевского отряда в дальнейшем было сформировано специальное предприятие — почтовый ящик А3861. Строительство велось в круглосуточном режиме. В 1962 году флотские специалисты начали эксплуатировать готовую минно-торпедную часть, а в 1963-м им был отдан готовый объект 820 «Арсенал». В 1969 году секретный комплекс стал называться спеццехом судоремонтного завода «Металлист», или воинской части 72044.
Музей подводных лодок «Балаклава» представляет собой уникальнейший памятник истории, фортификации и военной техники.
Источник: www.krimoved-library.ru
Под килем субмарины: экскурсия в Балаклавском подземном музее
Привет, друзья! Мы тут узнали, что на днях в Балаклавском подземном музейном комплексе добавились новые экскурсионные маршруты. Теперь можно рассмотреть легендарную субмарину буквально со всех сторон.
Коротко о музее: Балаклавский подземный музейный комплекс – в прошлом подземный комплекс по укрытию подводных лодок от нанесения ядерного удара и их ремонта, сеть совершено секретных военных объектов периода «холодной войны».
А сейчас современный музей с интерактивным и мультимедийным пространством, который знакомит посетителей с историческими памятниками приморской военной фортификации.
В этом году в музее открылась уникальная экспозиция с главным экспонатом – подводной лодкой С-49. Подводная лодка С-49 с торпедным вооружением была построена в 1961 году и входила в состав Северного, а затем Черноморского флота.
Фото Юрия Югансона: https://prorus.ru/projects/balaklavskij-podzemnyj-muzejnyj-kompleks/
В СССР было построено 20 экземпляров проекта 633РВ. А после того как схемы и чертежи проекта передали странам-партнерам Азиатского Тихоокеанского региона, общее количество субмарин составило 139 единиц. И только одна субмарина из этого числа погибла (северокорейская субмарина в 1986 году в Желтом море).
Наша же музейная субмарина несла службу до 1995 года, после чего была переоборудована в зарядную станцию ПЗС-50.
Подводная лодка С-49 проекта 633РВ должна была пойти на металлолом, но получила вторую жизнь и теперь красуется в сухом доке Балаклавского подземного музея.
С 18 мая в Балаклавском подземном комплексе можно осмотреть лодку, спустившись в сухой док – пройтись под ее килем. Длина субмарины 78 метров, ширины чуть более 6 метров.
Внутрь лодки пока попасть нельзя, но ознакомиться с бытом подводников можно на экспозиции «Витязи черноморских глубин». Она детально показывает все условия и нюансы жизни военных.
Также посетителям доступна инсталляция «В отсеках дизель-электрической подводной лодки», которая рассказывает о советской и современной гидронавтике, истории 14 дивизии подводных лодок КЧФ, а также гибели атомного подводного ракетного крейсера «Курск».
Подробнее о новых экскурсиях в репортаже.
А здесь вся информация о музее, экспозициях, режиме работы, ценах на билеты.
Напоминаем, что в связи с реконструкцией Таврической набережной в Балаклаве, доставка посетителей к музею и обратно осуществляется бесплатно фирменными автобусами:
- от остановки «Оболонь» ул. Новикова 3 (маршрут 1)
- от перехватывающей автомобильной парковки на ул. Строительная (маршрут 2)
Всем интересных экскурсий!
О том, как добраться в Балаклаву и чем заняться на курорте, читайте здесь.
Источник: samivkrym.ru