Чем может заинтересовать туриста рядовая телефонная станция стандартной комплектации и постройки? Ответ очевиден — ничем. Но это не относится к ГТС за № 825, что построена на противоположном от Балаклавы берегу залива. В советские времена западные спецслужбы многое бы отдали, чтобы получить развёрнутый ответ на вопрос — что скрывается за этим названием? Сегодня военно-морской музейный комплекс «Балаклава» стал одной из главных достопримечательностей города.
В результате окончания холодной войны между СССР и США многие дотоле засекреченные объекты «вышли в тираж», стали бесполезны с политической и военной точек зрения. Тут и обнаружилась причина столь секретного статуса Балаклавы, в которую не пускали без пропуска даже жителей «режимного» Севастополя. Оказывается, под горой Таврос, рядом с которой выстроен «объект ГТС 825», функционировала ремонтная база и хранилище боеприпасов (в том числе ядерных) для подводных лодок.
Работы начались в 1953 году, проект строительства курировал лично Л. Берия. Для проведения столь масштабных проходческих работ привлекли метростроевцев из Харькова. В то же время чтобы прикрыть столь масштабное строительство, наверху возводили телефонную станцию №825 и ещё ряд зданий.
Музей подводных лодок в Балаклаве Крым. Красивейший пляж Васили
Работы длились целых 8 лет, причиной тому были повышенные требования к секретности и технические сложности реализации проекта. Проходчикам предстояло делать не привычные горизонтальные штольни, а, фактически, соорудить подземный судоходный канал с ремонтными доками и вспомогательными помещениями. Несмотря на трудности, график строительства неуклонно исполнялся, и в 1961 году объект приняла военная приёмка.
1993 год стал последним годом эксплуатации «объекта ГТС №825», но только спустя 10 лет его внутренние помещения стали доступны для осмотра, здесь был открыт военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Если говорить об этом объекте в целом, то прежде всего поражает степень его маскировки и противоатомной защиты. Сверху ничто не напоминает о том, что под горой находится целый подземный ремонтный завод — на поверхности стоят обычные городские здания, к ним ведут дороги — ничего военного. Морской же вход на базу прикрыт самой природой, Балаклавская бухта извилиста, поэтому со стороны Чёрного моря ничего не видно. Мало того, входы в подземный канал прикрывались ещё маскировочными сетями в цвет местности.
Важнейшим требованием функционирования базы, принимая во внимание наличие хранившихся здесь атомных боеприпасов, являлось условие прочной защиты от оружия массового поражения. Скальная порода горы Таврос надёжно предохраняла объект от удара боеприпаса любой мощности сверху, а со стороны моря входы в подземный канал перекрывали 150-тонные стальные ворота, они были способны выдерживать давление в 60 кг/см 2 .
Официальный сайт музея подводных лодок в Балаклаве
Севастополь, Таврическая наб., 22
Как добраться?
Если воспользоваться общественным транспортом, то нужно садиться на севастопольском автовокзале в автобусы 9, 94, 99 и ехать до остановки «Оболонь». Отсюда до музея недалеко.
Крым. Чрезвычайно СЕКРЕТНЫЙ объект СССР. Музей ПОДВОДНЫХ ЛОДОК после ремонта. БАЛАКЛАВА сегодня 2021
Либо до остановки «5-й километр» (это конечная остановка) троллейбусами 17, 20, автобусами 17, 20, 26.
Время работы
В понедельник и вторник экспозиция закрыта для посещения. В остальные дни экскурсии проводятся с 9:30 до 16:00. Кассы открываются и закрываются на 10 мин. раньше.
Обычный билет стоит 300 руб., льготный билет — 100 руб.
Под землёй расположены: 600-метровый сквозной судоходный канал; ремонтные цеха, сухой док; отдельная зона подготовки и тестирования ядерных боеприпасов; топливное хранилище с ёмкостями на 9,5 тыс. тонн горючего; помещения для обучения и отдыха экипажей и ремонтно-технического персонала. Конечно, не все помещения базы включены в программу осмотра. Но и того, что представлено достаточно, чтобы оценить масштаб и технологическую уникальность всего комплекса.
Посетителям военно-морского музейного комплекса «Балаклава» предлагается два вида экскурсий. Первый — пеший поход вдоль канала, посещение сухого дока (он расположен ниже уровня моря на 8 метров), осмотр экспозиции в хранилище ядерных боеприпасов «объекте 820». Во время экскурсии вдоль канала можно наглядно убедиться в мастерстве строителей, оценить инженерную продуманность проекта, всех элементов подземной базы. В своё время канал вмещал 8 подводных лодок, в том числе океанских, например, проекта 641. Одну из таких субмарин сегодня можно осмотреть здесь же.
Гражданскому человеку редко доводится побывать в местах, где хранилось и готовилось к боевому применению ядерное оружие. «Объект 820» — это галереи и залы, где наглядно показан порядок работ с атомными боеголовками, представлены образцы торпед и мин, технология их погрузки на подводные лодки. Специфика производства требовала дополнительной защиты, вход в помещение ядерного арсенала оборудован двойными дверями.
Первая дверь весит 10 тонн, она представляет собой стальной короб, внутрь которого залит бетон. Вторая дверь — поменьше — обеспечивает герметичность помещений, весит 2 тонны. Конструкция петель такова, что двери без особых усилий открывает один человек. Вдоль стен смонтированы стенды, где представлены образцы форменной одежды персонала базы, исторические документы, фотографии.
Вообще экспозиция сформирована очень умело, рядом с боеголовками стоят манекены, изображающие технический персонал, плакаты схематически рассказывают об устройстве ядерных торпед и пр. После экскурсии приходит понимание того, что здесь в недалёком прошлом действовал настоящий завод со всей сопутствующей инфраструктурой и вспомогательными службами. Удивительно, что удавалось держать в секрете труд многих сотен людей.
Второй вид экскурсии — поездка на катере по подземному каналу с посещением сухого дока, сопровождаемая пояснениями гида. Экскурсия не столь объёмна как пеший осмотр, но всё равно даёт представление об устройстве и функционировании базы.
Музей подводных лодок на карте Севастополя (Балаклавы)
Смотрите также:
Источник: trave-l.ru
Музей Балаклава в Крыму
В десяти километрах от Севастополя, в Балаклаве, в 2003-м году, впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение был представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году. Подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте. ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.
Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода.
Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент — 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина — от 8 до 12 м, а высота арки канала — 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 кв. м, водной поверхности под землей — 3 тыс. кв. м. Длина канала — 380 метров, длина дока — 110 метров.
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок . Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника.
При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений. После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.
Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство.
Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР. Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ.
Строители работали круглосуточно в три смены. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята. С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению.
Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и надводных кораблей.
В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 126 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 метра.
Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку.
Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн.
Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен «холодной войны». На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни — «Объекта №825 ГТС», который официально назывался городской телефонной станцией.
Объект действовал до 1994 г. Последний раз в доке лодка стояла на ремонте в 1991 г. После демонтажа оборудования объект 825 ГТС был передан на баланс города, но остался бесхозным и подвергся варварскому разграблению. В 2000 г. объект 825 ГТС был передан ВМСУ. В 2002 г. в соответствии с распоряжением Президента Украины, на базе бывшего секретного противоатомного подземного комплекса Черноморского флота создан Военно-морской музейный комплекс «Балаклава».
Источник: crimea-media.ru
Балаклава музей подводных лодок как проехать
Военно-морской музей «Балаклава» (Музей подводных лодок)
+79788891056
Балаклава, Таврическая набережная 22 (бывш. ул. Мраморная, 1)
www.muzey-sevastopol.com/
Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» – один из самых необычных и интересных музеев Крымского полуострова. Он был создан в начале 2000-х на базе бывшего сверхсекретного подземного завода по ремонту и обслуживанию подводных лодок Черноморского флота ВМФ СССР, расположенного внутри гигантского скального массива на западном берегу Балаклавской бухты.
Грандиозное строительство одного из крупнейших секретных военных объектов в мире в Балаклаве началось в середине 50-х годов прошлого века – в самый разгар Холодной войны. Масштабный подземный комплекс по обслуживанию подводных лодок представлял собой комбинированный глубоководный канал длиной почти шестьсот метров, скрытый под 120-метровой толщей горы, с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и другого вооружения, жильем для личного состава, командными пунктами, противоатомными убежищами и административными помещениями. При этом каждый отсек блокировался с помощью массивных дверей и ворот из стали с бетонной прослойкой.
Подземный завод в Балаклаве был способен устоять даже в случае мощного ядерного удара: защита позволяла ему выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что почти в пять раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. У завода были все необходимые системы жизнеобеспечения для автономного существования в течение тридцати дней – вентиляция, запас продовольствия и горючего, водо- и электроснабжение.
Секретный военный объект существовал вплоть до развала Советского Союза, после чего утратил свое значение: субмарины покинули Балаклавскую бухту, а сам комплекс, оставшись не у дел, был заброшен и разграблен. Сегодня заводские штольни превратились в огромное выставочное пространство, где организовано несколько тематических экспозиций, объединенных в Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Они рассказывают об истории самой Балаклавы и Военно-морского флота, подводных силах Черноморского флота СССР, аспектах Холодной войны.
Здесь можно увидеть модели боевых кораблей, различные элементы комплектации подводных лодок, военно-морское вооружение и боеприпасы, памятные вещи и уникальные документы. Особый интерес представляет постановочная экспозиция с фрагментом подводной лодки и полноразмерными фигурами матросов, изображающая один из моментов похода.
Отдельная экспозиция посвящена событиям Крымской войны 1853 – 1856 годов, где представлены подлинные раритеты из частной коллекции меценатов: военная амуниция, мундиры, награды, образцы холодного и огнестрельного оружия, карты сражений, личные вещи, письма солдат и офицеров, монеты и предметы быта.
Как добраться . С автовокзала Севастополя доехать до остановки «Рынок 5 км», оттуда на маршрутном такси № 9 – до Балаклавы.
Источник: discover-ukraine.info