Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» была спущена на воду осенью 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (Горький). И уже в декабре заступила приступила к боевой службе.
Подводная лодка Б-307 в поволжских степях, 2005 год.
За несколько десятилетий субмарина успела побывать во многих морях от Баренцева до Средиземного, снималась в кино «Особенности национальной рыбалки». Срок службы «Б-307» в составе Северного флота составил 22 года. В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные «девяностые» вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности и выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.
ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ Б-307 5 км ТЯНУЛИ ПО СУШЕ! / Дизельная лодка проекта СОМ на суше
В это время руководство ОАО «АВТОВАЗ» приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док «Трех эсминцев» для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).
Планировалось, что лодка окажется в Тольятти летом 2003 года, однако после инцидента при транспортировке лодки «К-149» пришлось усиливать меры безопасности: лодку загерметизировали, освободили от лишнего балласта, установили понтоны. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.
Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной 4,5 километров.
Что внутри подводной лодки Б 307 «СОМ» / What’s inside a Russian submarine
Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.
На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти — Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Среди своих собратьев, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком
Вот собственно такова вкратце история этого интересного перемещения подводной лодки в степи Поволжья.
Источник: yaustal.com
Подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Тольятти.
Тольятти, Технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Здесь в качестве экспоната находится «Б-307» — самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина — 91 метр, высота — 14 метров, вес — 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.
«Б-307» заложили на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.
После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти — благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.
При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.
Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.
Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка «Б-307» с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.
ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63
В порту Тольятти. Фото с rechflot-63
До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали — с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап — вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
Выход на берег. Фото с rechflot-63
После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.
Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка «Б-307» была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО «АвтоВАЗ». В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.
Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма «Особенности национальной рыбалки» в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.
Источник: techmonuments.livejournal.com
Как советская подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях за тысячи километров от моря? (8 фото)
В ноябре этого года исполнилось ровно 18 лет со дня начала без преувеличения уникальной операции по перетаскиванию подводной лодки на расстояние около 5 километров по суше. И это произошло не где-нибудь США, а в самой что ни на есть центральной России, в Тольятти. Вы спросите, откуда там взяться подводной лодке. А вот откуда.
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в процессе перетаскивания
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» была спущена на воду осенью 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (Горький). И уже в декабре заступила приступила к боевой службе.
За несколько десятилетий субмарина успела побывать во многих морях от Баренцева до Средиземного, снималась в кино «Особенности национальной рыбалки». Срок службы «Б-307» в составе Северного флота составил 22 года. В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные «девяностые» вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности и выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.
В это время руководство ОАО «АВТОВАЗ» приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док «Трех эсминцев» для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).
Планировалось, что лодка окажется в Тольятти летом 2003 года, однако после инцидента при транспортировке лодки «К-149» пришлось усиливать меры безопасности: лодку загерметизировали, освободили от лишнего балласта, установили понтоны. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.
Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной 4,5 километров.
Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.
На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти — Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Среди своих систершипов, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком
Вот собственно такова вкратце история этого интересного перемещения океанской подводной лодки в степи Поволжья.
Источник: myrussia.life