В канун Дня ВМФ мой друг, писатель Александр Покровский, написал про «Аврору»: «Аврора» — корабль номер один, и парад в честь Дня ВМФ надо начинать с обхода именно «Авроры», а уже потом обходить современные боевые корабли — иначе пропадает вся соль парада, а соль его заключается в верности традиции, ибо парад — это дань уважения памяти павших героев и чествование победителей — их и олицетворяет корабль номер один, то есть «Аврора».
Как старый командир уточню его предложение и задам вопрос: почему «Аврору», корабль № 1 нашего ВМФ, а официально «Краснознаменного, ордена Октябрьской революции крейсера 1-го ранга Балтийского флота» или просто «корабль боевой славы» исключили из строя кораблей главного военно-морского парада в Петербурге?
Но сначала немного новейшей истории нашего военно-морского парада. До 2016 года президент России Владимир Путин, как верховный главнокомандующий ВС РФ, каждый год принимал военно-морской парад на одном из флотов: в Североморске, Севастополе, Владивостоке или Балтийске. Однако в 2016 году на место своей исторической стоянки у Нахимовского училища вернулась легендарная «Аврора».
Морские Легенды: крейсер «Аврора» | «Мир кораблей»
После двухлетнего серьезного ремонта и реконструкции на Кронштадтском морском заводе. Как раз накануне Дня ВМФ. Тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко предложил президенту принять военно-морской парад в 2016 году именно в Петербурге как морской столице России. Главной «звездой» парада должна была стать и стала именно «Аврора».
Не скрою, что это была идея нашего Клуба подводников. Предложение было принято.
Традиционно военно-морские парады в Петербурге всегда начинались с «Авроры». Так было и в 2016 году. Осмотрев обновленный крейсер боевой славы, президент на борту «Авроры» также принял доклад начальника Нахимовского училища контр-адмирала Алексея Сурова о капитальном ремонте и полной реконструкции Нахимовского военно-морского училища и одобрил его. Кстати, эта работа была выполнена в течение двух лет и завершена к 2018 году. 27 июля 2017 года указом президента России было установлено проведение в День ВМФ главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге на Неве и на Кронштадтском рейде.
Все бы хорошо, однако «Аврора» в этих парадах уже не участвует… Злые языки говорят, что она «не вписывается» в картинку прямой трансляции, которая стала «телевизионным событием года». Хотя следует вспомнить, что в 2018 году президент Владимир Путин второй раз поднялся на борт крейсера 1-го ранга «Аврора».
Но это вышло почти случайно — после окончания парада его катер «Серафим Саровский» неожиданно подошел к адмиральскому трапу корабля, на палубу которого уже пустили туристов! Но, слава богу, обошлось без происшествий. С тех пор именно поэтому «Аврору» готовят к параду по полной программе и даже закрыли для туристов. А вдруг.
Итак, 30 июля 2023 года в Петербурге и Кронштадте состоится уже седьмой по счету главный военно-морской парад, в котором примут участие свыше 50 кораблей и катеров, 7 подводных лодок и 48 самолетов! И напоследок еще раз процитирую Александра Покровского:
КРЕЙСЕР АВРОРА. ВСЕ ТАЙНЫ И ИСТОРИИ ЛЕГЕНДАРНОГО КОРАБЛЯ
«Словом, высокое начальство должно начинать обход кораблей с нее — иначе это не парад, а телешоу, где важна не память и традиции, а выгодный ракурс.
Ну, что ж, осталось всего-то 12 дней — они пролетят очень быстро, — и вот тогда мы и увидим что главней: традиции и дань героям дней минувших или обычное телешоу».
Капитан 1-го ранга в отставке Игорь Курдин, председатель Совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, Ответственный секретарь попечительского совета корабля боевой славы крейсера «Аврора».
Источник: submarinersclub.ru
Боевой путь
Под командованием капитана 1 ранга И. В. Сухотина крейсер «Аврора» осенью 1903 года направился в составе отряда контр-адмирала А. А. Вирениуса на Дальний Восток, но в связи с начавшейся Русско-японской войной был возвращен в Россию с Красного моря. Вторым командиром «Авроры» стал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев — опытный моряк, много плававший в водах Дальнего Востока и до назначения на «Аврору» командовавший четырьмя кораблями.
«Аврора» была зачислена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, которая в сентябре 1904 года вышла на выручку осажденного японцами Порт-Артура. Плавание проходило в тяжелых навигационно-климатических условиях и сопровождалось многочисленными погрузками угля в открытом море, которые выполнялись всем экипажем корабля, в том числе и офицерами. Во время угольных погрузок корабельный оркестр, подбадривая команду, играл бравурные мелодии. «Аврора» неизменно принимала рекордные двойные количества угля — до 1300 т, за что даже удостоилась похвалы скупого на поощрения командующего эскадрой. В декабре 1904 года Порт-Артур пал, и корабли эскадры Рожественского получили приказ прорываться во Владивосток.
Совершив героический переход в 18 тысяч миль (более 33 тысяч км), корабли 2-й Тихоокеанской эскадры в Корейском проливе, у островов Цусима, встретились с японским флотом. Несмотря на стойкость, мужество и героизм моряков, русская эскадра была разгромлена. «Аврора» в бою защищала транспорты, получила ряд тяжелых повреждений и была вынуждена вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» повернуть на юг, к Филиппинским островам. В Цусимском бою геройской смертью погибли командир «Авроры» — капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев и 14 матросов, ранения получили 83 моряка. Несмотря на полученные повреждения, крейсер сохранил плавучесть, остойчивость и ход.
В порту Манила на Филиппинских островах «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы американской колониальной администрацией до конца войны. Боевые повреждения наскоро отремонтировали, чтобы обеспечить возвращение кораблей в Россию.
Во время Первой мировой войны крейсер «Аврора» прошел модернизацию и перевооружение. Боевая мощь корабля существенно повысилась. Количество 6-дюймовых (152-мм) орудий главного калибра в 1915 году увеличилось с 10 до 14.
«Аврора» принимала участие в Первой мировой войне в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. В нее входили корабли, построенные накануне Русско-японской войны, впоследствии модернизированные. «Аврора» обеспечивала деятельность главных сил флота, несла дозорную службу, выполняла прикрытие дозоров, минных постановок и действий тральных сил, осуществляла противовоздушную оборону баз флота. Малая скорость хода препятствовала ее использованию в дальних операциях.
Действия экипажа «Авроры» способствовали успешным операциям легких сил Балтийского флота против германских кораблей на Балтийском море и поддержке операций русской 12-й армии в борьбе с сухопутными силами противника на побережье Рижского залива в 1915–1916 годах.
Осенью 1916 года «Аврора» была поставлена на ремонт в Петрограде, на Адмиралтейский, затем Франко-Русский завод. Здесь крейсер оказался в гуще событий Февральской революции 1917 года. Команда присоединилась к восставшим рабочим. Одной из первых жертв Февральской революции в Петрограде стал командир «Авроры», опытный моряк, капитан 1 ранга Михаил Ильич Никольский. Он отказался нести красный флаг и был убит выстрелами из винтовки.
В период правления Временного правительства матросы «Авроры» включились в революционное движение, участвовали в демонстрации 4 июля 1917 года. Во время корниловского мятежа (25–31 августа) сводная рота авроровцев по решению Центрофлота в течение трех дней несла охрану Зимнего дворца.
К концу 30-х годов крейсер «Аврора» окончательно устарел, и в мае 1941 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о присвоении наименования «Аврора» одному из новых крейсеров проекта 68, намеченных к закладке в 1941 году. «Аврору» ожидала участь сдачи на слом, но этому помешало начало Великой Отечественной войны, и крейсер продолжал флотскую службу в качестве плавучей базы подводных лодок.
Когда войска немецко-фашистской группы «Север» в сентябре 1941 года оказались на ближайших подступах к Ленинграду, с «Авроры» сняли девять 130-мм орудий. Их установили между Дудергофом (пос. Можайский) и Киевским шоссе на позиции протяженностью 12 км.
Боевые расчеты этих орудий почти все погибли в боях, но задержали продвижение противника, нанеся ему огромные потери в живой силе и технике. В память о героях-артиллеристах батареи «А» («Аврора») сооружены мемориалы у Вороньей горы и Киевского шоссе. Часть орудий меньшего калибра была снята с крейсера и передана в июле 1941 года на корабли Чудской военной флотилии. Одно 130-мм орудие с «Авроры» установили на бронепоезде «Балтиец», который успешно громил врага на подступах к Ленинграду.
Сама же «Аврора» почти всю войну находилась в военном порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). В сентябре 1941 года боевые расчеты оставшихся на крейсере артиллерийских установок отражали ожесточенные налеты авиации противника. От попаданий вражеских снарядов и авиабомб корабль получил многочисленные подводные и надводные пробоины.
Возникла угроза, что крейсер, получивший крен 23°, ляжет на правый борт и затонет. Мужественные и решительные действия личного состава спасли положение. Открыв кингстоны противоположного борта и притопив корабль, моряки на ровном киле поставили его на грунт. В сентябре 1944 года «Аврору» подняли и перевели для ремонта в Ленинград.
Источник: navalmuseum.ru
Крейсер «Аврора» — история корабля «революции»
На строительство крейсера ушло 6 лет. Его спустили на воду 11 мая 1900 года. Но после этого еще производились достроечные работы. Из-за этого в состав флота «Аврора» вошла только 16 июля 1903 года. Стоит отметить, что «Аврора» не имеет особенных боевых качеств. У нее нет высокой скорости хода.
Так, эскадренные броненосцы того периода времени могли развивать скорость 18 узлов, а «Аврора» двигалась со скоростью 19 узлов. Что касается вооружения, можно выделить восемь 6-дюймовых орудий, что также не является чем-то особенным. И все же, «Аврора» справлялась со своими задачами по ведению разведки и уничтожению судов противника. К тому же, она несла дозорную службу.
Она соответствовала требованиям того времени, имея солидное водоизмещение и превосходную мореходность. С полным запасом угля в 1430 тонн крейсер вполне мог дойти до Владивостока из Порт-Артура и при этом вернуться обратно.
Тактико-технические характеристики крейсера Аврора
Класс | Крейсер 1 ранга |
Тип | КР «Паллада» |
Верфь | «Новое адмиралтейство», Санкт-Петербург |
Заложен | 23 мая (4 июня по ст. стилю) 1897 года |
Спущен | 11 (24 по ст. стилю) мая 1900 года |
Вступил в строй | 16 (29 по ст. стилю) июля 1903 года (Балтийский флот) |
Водоизмещение полное, тонн | 6 731 |
Длина, метров | 126.7 |
Ширина, метров | 16.8 |
Осадка, метров | 6.2 |
Мощность механизмов, л.с. | 11 971 |
Скорость, узлов | 20 узлов |
Дальность плавания | 4 000 миль (7 200 км) |
Запас топлива | 964 тонн угля |
Экипаж | 570 человек (из них офицеров — 20 человек) |
Бой при Цусиме
Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А.
Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.
«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей.
Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.
2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.
В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».
В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.
В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р.
Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.
Итальянские апельсины
На Родину крейсер вернулся только в 1906 году в разгар русской революции. В 1910 году с кораблем и его экипажем произошло уникальное событие. В период заграничного плавания «Аврора» зашла в порт Мессина. Она прибыла для получения золотой медали, так как в 1908 году русские моряки участвовали в спасении местных жителей от землетрясения.
Но в первую же ночь прибытия в город вспыхнул сильный пожар, и моряки участвовали в спасении жителей от новой катастрофы. При этом моряки прибыли раньше местных пожарных. За это итальянцы наградили экипаж крейсера лимонами и апельсинами. Отправившись после этого в испанскую Малагу, матросы снова тушили пожар на берегу.
«Аврора» в Первую Мировую войну
Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры «Олег», «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург».
Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля.
И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.
Роль «Варяга»
После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме.
В 1945 году начались съемки фильма Крейсер «Варяг». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников.
В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.
Орден с крейсером «Аврора»
В 1967 году в истории крейсера произошло еще одно знаменательное событие. В этом время он стал дважды орденоносным. До этого еще не один корабль не удостаивался подобной чести. К 10-летию Октябрьской революции крейсер получил Орден Красного Знамени, а к 50-летию Октября – орден Октябрьской революции. Интересно, что на ордене Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора».
В августе 1984 года крейсер поставили на капитальный ремонт, который завершился к 70-летию революции в 1987 году. Ремонт был необходим, так как его подводная часть находилась в критическом состоянии. В результате днище было выстроено заново. В результате крейсер «Аврора» занимает прочное место в истории России.
В наши дни крейсер первого ранга «Аврора» является кораблём — музеем и посетить его можно в Санкт-Петербурге на Петроградской набережной.
В итоге, крейсер «Аврора» стал главным символом Октябрьской Революции в России и до сих пор имеет большое значение для страны. Его история богата событиями и является одной из самых увлекательных тем для изучения истории России. Крейсер «Аврора» — это не просто корабль, это произведение истории, которое всегда будет оставаться в сердцах российского народа.
Источник: moreman.su