- Политика
- ВМФ
- Украина
- ВМС США
- ВМС Европы
- ВМС Азии
- Другие ВМС
- Пиратство
- Происшествия
- Соцобеспечение
- Курьезы
- 23 февраля
- Арабский мир
- 9 мая
- День ВМФ
- Структура ВМФ
- Структура ВМФ
- Балтийский флот
- Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Северный флот
- Каспийская флотилия
- Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
- Подводные лодки
- Надводные корабли
- Офицер
- Командир корабля, командир части
- Помощники командира
- Командир БЧ оружия
- Командир БЧ связи/управления
- Командир электромеханической БЧ
- Корабельный врач
- Командир группы, инженер
- Штурман
- Старшина команды
- Техник
- Специалист
- Младший командир — старшина, сержант
- Хронология трех веков Российского Флота
- Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
- Регулярный военный флот Петра Великого
- Русский флот в послепетровский период
- Русский парусный флот в XIX в.
- Паровой броненосный и миноносный флот
- Подводные лодки в Российском императорском флоте
- Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
- Становление советского флота
- Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
- История родов сил ВМФ
- Надводные силы
- Подводные силы
- Морская авиация
- Береговые войска
- Наука и Флот — исторический обзор
- Наука и современность
- Тактика и оперативное искусство
- Научные проблемы кораблестроения и их решение
- Научные проблемы корабельной энергетики
- Оружие кораблей ВМФ
- Радиоэлектронное вооружение
- Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
- Навигация и океанография
- Флотские ученые
- Военно-морская академия
- Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
- Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
- Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
- Военно-морской инженерный институт
- Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
- Военно-Медицинская академия
- Военный университет МО РФ
- Нахимовское училище
- Ломоносовский морской колледж ВМФ
- Морской кадетский корпус
- Балтийский военно-морской институт
- Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
- Кадетская Россия: школы и корпуса
- Издания с материалами о ВМФ
- Литература
- Рекомендуем прочесть
- Книжная полка
- Справочники, словари, руководства, указатели
- Исследования, документалистика
- Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
- Мемуары
- Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
- Одна «Булава» — хорошо.
- Международное морское право
- Законы
- Указы и постановления
- Корабельные уставы
- Кодексы
- Стандарты, правила
- Каталог бизнес-организаций
- Каталог товаров и услуг
- Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
- О кают-компании
- Поэтический иллюминатор
- Вернисаж
- Анекдоты, флотские байки, пословицы
- История одной жизни
- «Море зовет» и «На побывке»
- Песни — душа поет о море
- Ностальгия
- Computer https://flot.com/project/youngsailorclub/index.htm?ELEMENT_ID=12031″ target=»_blank»]flot.com[/mask_link]
НА ЧТО СПОСОБНА АПЛ? Смертоносное оружие сверхдержав — Атомные подводные лодки
Подводные монстры. Какую угрозу несут «Борей» и другие стальные обитатели морских глубин?
Атомные подводные лодки (АПЛ), точнее, ядерные ракетоносцы – одна из триады стратегических вооружений. В предыдущей статье мы писали про авианосные ударные группы. Они используются в локальных конфликтах, как средство доставки всякого рода вооружений поближе к месту боевых действий на суше. А вот АПЛ существуют, но не используются. И, дай бог, никогда использоваться не будут.
Ведь их вооружения – это межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с ядерными боеголовками.
Зачем нужны АПЛ
Тут вопрос может возникнуть. Ведь существуют МБР наземного базирования. Что еще надо военным? Но все дело в том, что места базирования наземных МБР хорошо известны. Они контролируются со спутников, так что любое действие в месте дислокации этих ракет тут же становится известным потенциальному противнику, который может принять ответные меры.
С АПЛ же совсем другое дело. Помните, как у Пушкина. «Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула. И ушла в глубокое синее море». Так и тут — ушла атомная подводная лодка в «глубокое синее море». И как ее потом там найти?
Да, никак.
Чисто теоретически это возможно. АПЛ передвигается за счет работы винта, расположенного в кормовой части этого подводного аппарата. Это вызывает акустические волны, которые и пытаются обнаружить противолодочные корабли потенциального противника. Но такое возможно только при сближении подводной лодки с этим кораблем.
Так что, если АПЛ захочет приблизиться к Авианесущей ударной группе (читайте предыдущую статью) и нанести удар по авианосцу обычными торпедами (а они на вооружении у нее есть), тут ее могут и «застукать». Но это если случилась локальная «войнушка». А запустить МБР по объектам потенциального противника с АПЛ можно из любой точки мирового океана не приближаясь к кораблям противника. И они долетят прежде чем подлодку обнаружат.
У кого что есть
Вообще, список стран, владеющих этим оружием, не так уж и велик. И все они делятся на две группы. Первая – имеющая только атомные подводные лодки. Это США, Великобритания и Франция. Впереди планеты всей США — у них есть около полусотни АПЛи все атомные. Вторая группа стран помимо АПЛ имеет подводные лодки и с другими типами двигателей.
Это Россия, Китай и Индия.
Так что же стоит на вооружении кораблей подводного флота. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе на примере России.
Подводный флот России
Перечислить все, что стоит на вооружении российских ВМФ – книгу надо писать. Поэтому кратко. Есть подлодки с баллистическими ракетами. Это та самая часть стратегической ядерной триады. Некоторые из этих «красавцев» несут крылатые ракеты разных типов.
А кое-кто имеет ракетно-торпедное вооружение – это, наверно, чтобы надводный флот противника поражать. Те самые авианосцы, о которых мы писали в прошлой статье и прочие корабли. Ну и еще пару типов подводных монстров есть. Это атомные глубоководные станции и атомные подводные лодки специального назначения, о котором доподлинно известно только Министерству обороны РФ. Вот несколько примеров.
Это – одна из последних российских разработок – проект «Борей». На его вооружении ракетный комплекс Д-30. Серия атомных подводных крейсеров четвертого поколения проекта «Борей» и «Борей-А» должна стать основой морских стратегических ядерных сил РФ на ближайшие десятилетия.
Длина крейсера — 170 метров, ширина — 13,5 метра, подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Каждый из «Бореев» имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 километров и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. В настоящее время планируется построить восемь субмарин данного класса. Из них построены и вошли в состав ВМФ России три: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». «Князь Владимир» должен быть сдан российскому флоту в 2019 году. Рассматривается вариант дополнительного заказа еще двух атомных стратегических подводных лодок класса «Борей».
Атомные подводные лодки проекта «Борей-А» могут быть оснащены не только стратегическим оружием, но и крылатыми ракетами «Калибр». Таких возможностей у субмарин в мире еще не было.
Сейчас, также, подписан контракт на поставку флоту двух подлодок «Ясень-М» с крылатыми ракетами.
Но и это еще не все. Вот, например, торпеда «Шквал». Использование уникального гидрореактивного двигателя позволяет ей развить скорость до 370 километров в час, что является абсолютным рекордом. Использование подобного оружия может перевернуть всю тактику боевых действий на море.
А вот еще одна картинка. Это проект «Кальмар». Сейчас эти легендарные подводные крейсеры будут заменяться подлодками упомянутого выше проекта «Борей». Вроде бы, что? Но мы приводим эту фотографию в память об отслужившем свое, но легендарном проекте. Тем более, что эта фотография позволяет оценить размеры атомных подводных лодок.
Обратите внимание на фигурку человека в левом углу кадра. И сравните его с размерами подводной лодки.
Заключение
Так и рыщут в толщах мирового океана огромные хищники, у которых вместо зубов – горы смертоносного оружия. Любое случайное применение которого может вызвать третью (и последнюю) мировую войну. Ну, дай Бог, до этого не дойдет.
Источник: kapital-rus.ru
Конфедераты под водой: насколько успешной была первая боевая подводная лодка
Сейчас военные подводные лодки это грозное оружие, они работают от атомных силовых установок, несут баллистические ракеты, и погружаются вглубь воды на сотни метров. Но с чего все начиналось, какой была первая боевая подводная лодка участвующая в реальном бою? Она была с ручным приводом винта, с экипажем из 8 человек и с миной на длинной палке. И что самое необычное: она потопила корабль, и до сих пор цела и находится в музее недалеко от места своего боевого применения почти 160 лет назад.
Человек с развитием технического прогресса покорил все доступные среды на планете: сначала моря на плотах, поднялся в воздух, опустился под воду, и последним покорил космос. Первые подводные лодки, их скорее можно назвать деревянными бочками, появились в XVII веке, хотя проекты камер по погружению под воду были известны и в античности. Что-то отдаленно похожее на современные подводные аппараты появилось во времена Наполеона (лодка по проекту Р. Фултона). Во время Первой Мировой Войны подводные лодки уже были серьезной угрозой для классических надводных боевых кораблей. Но самое первое боевое крещение подводная лодка получила ранее, во время Гражданской войны в США.
В течении Гражданской войны в США (1861-65 годов) противостояние равных по силам противников вынуждало придумывать инновационные виды вооружений и тактики. Для конструктора (южанина) Хораса Лоусона Ханли проект боевой субмарины был уже не первым. Опытную лодку затопили чтобы не досталась северянам, второй вариант погиб не дойдя до первого боевого применения, экипаж спасся, но лодку поднимать не стали.
Третий экземпляр, 12 метровую однокорпусную металлическую лодку построили в Алабаме в 1863 году (кодовое название «Рыбацкая лодка»), и по железной дороге доставили к порту Чарльстон на юге страны. Внутреннее строение подводного корабля поражает своей простотой: гребной винт приводился в движение семью матросами вручную через длинный коленчатый вал, капитан (8-й член экипажа) следил за боевой обстановкой через башенку, управлял рулями и помпами балластных цистерн. Размеры внутреннего сечения корабля чуть больше одного метра, все приходилось делать сидя, запас воздуха максимум на час. Водоизмещение сигарообразного корабля составляло около семи тонн. Вооружение: мина с 60 кг зарядом пороха на семи метровом шесте.
Во время одного из испытательных выходов в море, капитан случайно опустил горизонтальные рули с незакрытыми люками, лодка ушла на дно унеся жизни пятерых человек. Лодку КША подняли со дна, испытания продолжили.
Через два месяца, при отработке учебной атаки в надводном положении, лодка дала течь и быстро утонула в полукилометре от берега, на этот раз погиб экипаж целиком, вместе с капитаном и собственно создателем лодки Х.Л. Ханли. Но подводная лодка была перспективным новым оружием, и ее снова подняли и продолжали тренировки (теперь более внимательно). Пока лодка губила только своих моряков.
17 февраля 1864 г. лодка с новым капитаном выдвинулась в свой первый (и как окажется последний) боевой поход для деблокады внешней гавани Чарльстона. Лодка скрытно подошла к шлюпу (водоизмещением около 1200 тонн) северян Housatonic. Поставила мину, капитан даже дал световой сигнал об успешном выполнении задания, мина была дистанционно активирована.
Но после взрыва мины пропала и сама подлодка. USS Housatonic так же быстро потонул, но там погибло всего пятеро моряков — северян. А лодка Hunley, хоть и потопила первый раз в истории надводный корабль, но унесла в совокупности 21 жизнь конфедератов. Наиболее вероятная причина окончательной гибели: близкое действие ударной волны и осколков от взрыва под водой нарушило герметичность корпуса.
Лодку обнаружили в 1995 году, неподалеку от места боевого применения. На удивление «Ханли» хорошо сохранилась (ее занесло на несколько метров илом), ее аккуратно подняли со дна в 2000 году. Отреставрировали (насколько это возможно), и выставляют (в ванне с гидроксидом натрия) в одноименном музее. Для посетителей построена полная копия.
Вот такая история мужества и череды трагедий. Опыт первого боевого применения подводной лодки показал, что строительство надежных боевых подводных лодок сложное дело, требующее внимания к каждой мелочи.
Источник: www.ixbt.com