Уже не вызывает никаких сомнений, что главной причиной трагедии на глубоководной атомной подводной станции с бортовым номером АС-31 под командованием капитана первого ранга Героя России Дениса Долонского стал пожар в аккумуляторном отсеке, который довольно быстро начал распространяться по всему кораблю. Из-за чего именно возникло возгорание еще только предстоит установить специальной комиссии. Но эксперты-подводники склонны полагать, что произошло короткое замыкание в распределительных щитках вследствие чего вспыхнули электрические кабели.
Лев Федосеев/ТАСС
Россия. Североморск. АПЛ спецназначения проекта 09786 «Оренбург», носитель атомной глубоководной станции (АГС) проекта 10831 (на первом плане) на одной из баз Северного флота
Сама станция в это время находилась на глубине порядка 300 метров и, по некоторым данным, уже готовилась к всплытию. Члены экипажа АС-31 по каким-то причинам не успели воспользоваться индивидуальными кислородными баллонами, но проявили мужество и героизм. Так, капитан второго ранга Дмитрий Соловьев эвакуировал гражданского представителя исследовательской группы, находящегося на борту аппарата, и задраил за ним люк, что предотвратило распространение огня на другие отсеки корабля. Вся операция по ликвидации нештатной ситуации заняла примерно полтора часа, после чего аппарат самостоятельно всплыл и был отбуксирован в один из доков Северного Флота на базе в Североморске. Тем не менее, спасти жизни 14 моряков экипажа АС-31, включая Дениса Долинского и Дмитрия Соловьева, не удалось – все они задохнулись угарным газом.
Почему не спасли команду с подлодки АС-31 «ЛОШАРИК»?
Какие меры предприняли моряки для тушения пожара, официально не сообщается, но они несомненно оказались эффективными, как и сама борьба за живучесть корабля. Как заявил глава Минобороны Сергей Шойгу, «ядерная энергетическая установка аппарата находится в полностью работоспособном состоянии – она изолирована и безлюдна». По словам министра, «это позволяет надеяться на достаточно короткие сроки восстановления аппарата». «Первая оценка – ремонт возможен. А в нашем случае не только возможен, но и обязателен. Сейчас оцениваем, в какие сроки мы это можем выполнить», — заявил Шойгу.
На самом деле, стремление во что бы то ни стало восстановить АС-31 объясняется довольно просто. Таких аппаратов в нашем ВМФ — считанные единицы, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Что касается АС-31, то этот корабль проекта 10831 разработан КБ «Малахит» в начале девяностых годов прошлого века, а построен в 2003 году и считается одним самых секретных в нашем ВМФ.
И хотя никакого вооружения на его борту нет, он способен выполнять целый ряд весьма специфических задач: устанавливать при помощи манипулятора на глубине до трех километров специальное оборудование, включая глубоководные мину, поднимать со дня фрагменты утонувшей техники, а также поводить диверсионные операции – перерезать кабели связи вероятного противника. Его платформой-носителем является атомная подлодка специального назначения «Оренбург», которая формально входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота, но при этом подчиняется не главкомату ВМФ, а Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ). То есть фактически лично министру обороны.
Чем занимался АС 31 Лошарик в Баренцовом море искал нефть и газ? атомная глубоководная станция 10831
Заметим, что ГУГИ – едва ли не самая таинственная структура нашего военного ведомства с самым высоким денежным довольствием и отличными перспективами карьерного роста. Известно, что ее офицеры ежемесячно зарабатывают от 300 тысяч до 600 тысяч рублей в месяц, а путь от лейтенанта до капитана первого ранга там можно пройти всего за 12 лет.
Какую задачу выполнял экипаж АС-31 в ходе нынешнего похода, так и осталось тайной. Если верить официальным сообщениям Минобороны, то он проводил в Кольском заливе и прилегающих акваториях батиметрические исследования шельфа Баренцева моря. Но эту версию вряд ли можно считать полной.
На самом деле весь шельф в Кольском заливе уже давным-давно изучен и в дальнейших исследованиях вряд ли нуждается. А вот отрабатывать выполнение противодиверсионных операций там, например, по поиску и подъему иностранных глубоководных измерительных датчиков, или же по установке своих, АС-31 вполне мог. Кстати, очень похожие задачи этот аппарат в составе АПЛ «Оренбург» несколько лет назад выполнял в Гренландском море, а также в северной акватории Атлантического океана.
Источник: expert.ru
Раскрыты подробности трагедии на сверхсекретной российской подлодке
Руководство приказало гидронавтам остаться тушить пожар. Спасение их жизней было бы нарушением российского закона.
Источники, близкие к расследованию, рассказали «Коммерсанту» подробности развития трагедии на атомном глубоководном аппарате АС-31. Погибшие российские офицеры могли эвакуироваться с глубоководной станции, но остались на судне.
Перед грядующим боевым заданием, экипаж АС-31 завершал контрольный выход судна. Глубоководный аппарат тремя днями ранее в Баренцево море доставила субмарина-носитель «Подмосковье». Гидронавты тестировали устройства и механизмы станции после планового ремонта. Затем судно с гидронавтами должно было вернуться на базу. Однако при стыковке к атомной подлодке в аккумуляторном отсеке АС-31 появился дым.
Случившася авария, по крайней мере на начальной стадии, была не так опасна для гидронавтов. Источники утверждают, что экипаж мог успеть эвакуироваться через шлюз на «Подмосковье». Все моряки имели индивидуальные портативные дыхательные устройства ПДУ-3. С ними даже при очень сильном задымлении можно продержаться без кислорода не меньше 20 минут.
Почему же гидронавты остались на борту? По действующему руководству экипаж был обязан бороться с аварией на своем месте. За оставленный горящий отсек без приказа грозит уголовная ответственность. По приказу командира, субмарины-носителя гидронавты проверили дыхательные аппараты и со станции поднялись лишь те, кто не задействован в тушении пожара.
Первым, как ранее сообщали, эвакуировали гражданского специалиста. По данным источника, шесть человек были спасены. Десять офицеров остались на борту бороться за живучесть аппарата. Все они погибли, поэтому точные действия по тушению воссоздать не удастся.
После осмотра судна на базе стало понятно, что подводники использовали все средства пожаротушения. Имеющиеся на борту огнетушители, баллоны и четыре столитровые емкости системы ЛОХ были пустыми. За 40 минут работы моряки израсходовали и свои дыхательные устройства. Тогда экипаж включился в шланговые аппараты. И когда некоторые подводники стали терять сознание, командир запросил разрешения подняться на «Подмосковье».
Сейчас проводятся десятки экспертиз. По традиции, рассматривают три причины происшествия: отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Раньше такие подводные суда оборудовали украинскими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Но после осложнения отношений Москвы и Киева аккумуляторы заменили на отечественные. АС-31 оснастили литий-ионными батареями петербургской «Аккумуляторной компании «Ригель»». Старейший профильный завод имеет сертификаты о том, что батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Сейчас проверяется, как проверялась техника и почему на ней не присутствовали представители Минобороны.
Рассматривается много версий, среди которых называют короткие замыкания, которые могли привести, к примеру, к перезаряду батареи. Случаев с возгоранием литий-ионных батарей в истории флота еще не было, как и с серебряно-цинковыми аккумуляторами. Некоторые специалисты сомневаются, что такой большой взрыв был вызван химическими реакциями в литий-ионных элементах.
Также эксперты рассматривают проблемы в электросистеме станции, которая использует ток до 1000 Ампер или даже небольшой дефект кабелей. Проверяется и вариант террористической атаки на глубоководный аппарат.
Источник: www.korabel.ru
ЧП на «Лошарике». Что известно об атомной станции, на которой погибли 14 подводников
1 июля на российском глубоководном аппарате вспыхнул пожар, погибли 14 моряков-подводников — офицеры, элита Военно-морского флота России. Они приписаны к петербургской военной части. Это подразделение имеет статус секретного, в открытых источниках его называют эксплуатантом атомных глубоководных станций, сообщает «Фонтанка».
Баренцево море, Териберка.
Военная часть, к которой приписаны подводники, подчинена Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны. Информация о ней сопровождается грифом «Совершенно секретно». Сейчас аппарат находится в военно-морской базе Североморск. —>
Выжившие
Telegram-канал «Baza» со ссылкой на свои источники сообщает, что в военно-морской клинический госпиталь Североморска доставлены 4-5 человек. По предварительным данным, это выжившие во время ЧП на глубоководном аппарате.
«У них диагностировано отравление продуктами горения, а также контузия», — сообщил источник.
Главнокомандующий и министр
2 июля глава Минобороны доложил Верховному Главнокомандующему о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 моряков-подводников, сообщает пресс-служба Кремля.
Владимир Путин и Сергей Шойгу.
Из 14 погибших семь — капитаны I ранга, двое — Герои России.
«Это большая потеря для флота, да и вообще для армии. Приношу самые искренние соболезнования семьям погибших», — сказал Путин.
«Лошарик»
АС-12 («Лошарик», LOSHARIK, англ.) — российская сверхсекретная глубоководная атомная подводная лодка (по официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция). Она не несет на своем борту никакого вооружения (во всяком случае, наличие вооружения в базовом проекте отсутствует), пишет severpost.ru.
Проектирование АС-31 «Лошарик» велось в 1988-1990 годах морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург). Соответствующий проект был защищен в 1992 году. Строительство АС-31 «Лошарик», которое велось в «Севмаше» в Северодвинске (Архангельская область), началось в 1990 году, однако в связи в задержкой финансирования завершилось только в 2003 году, пишет Lenta.ru.
Глубина погружения станции может достигать 6000 метров. Может использоваться для спецопераций различного характера. Носителем «Лошарика» является атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 или К-329 «Белгород» проекта 949А «Антей», а также — БС-64 «Подмосковье».
Российская подводная лодка.
wikipedia.org
Название лодка получила от героя мультфильма — лошадки из шариков.
Подчинение министру
Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России. Но при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. По ещё одной версии, это может быть Спасательный аппарат АС-34. На этом аппарате обычно тренируются только искать и спасать подлодки, торпеды и прочие объекты ВМФ.
Арктика
Об уникальной субмарине «Лошарик» весь мир узнал в конце сентября 2012, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной РФ арктической зоны. В экспедиции приняли участие ледоколы «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.
Отсеки
Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри лёгкого корпуса. Полный экипаж станции — 25 человек.
Субмарина на колесах
В октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что АС-12 — «диверсионный аппарат» для разрушения различной подводной инфраструктуры и, в первую очередь, кабелей связи. А значит, в случае глобального конфликта, АС-12 может серьезно подорвать работу интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками.
Американские СМИ часто пишут про эту субмарину, которая обрастает «страшилками» и легендами потому, что ее реальные возможности практически никому не известны. Эксперты НАТО также опубликовали аналитический материал, в который поведали, что российские глубоководные АПЛ, такие, как АС-12, способны находиться на океанском дне на большей части территории Мирового океана, и имеют крайне опасный потенциал модернизации в «субмарину на колесах». Это фактически исключает возможность обнаружения таких аппаратов акустическими и магнитометрическими средствами. Следовательно, такой аппарат может незаметно подобраться к самым охраняемым объектам и имеет возможность внезапного нападения.
Носитель
Носителем «Лошарика» может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.
Тесты «Посейдона»
Маловероятно, что ЧП с АС-31 «Лошарик» связан с тестами «Посейдона», однако нельзя исключать и такую возможность. Другим объяснением причин мероприятий, в которых участвовал научно-исследовательских глубоководный аппарат, могло бы стать картографирование дна Северного Ледовитого океана — именно через него и Тихий океан беспилотный ядерный подводный аппарат может подплыть к берегам Северной Америки, для чего необходимо детальное знание устройства придонных ландшафтов.
Смотрите также
Нашли опечатку?
Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источник: altapress.ru