1 июня 1939 года подводная лодка «Тетис», построенная на верфи фирмы «Кэммел Лэйрд» в Беркенхеде (около Ливерпуля), вышла в море для проведения ходовых испытаний, имея на борту 103 человека.
Когда «Тетис» приступила к погружению, подводники заметили, что лодка не желает уходить под воду. Ее рубка еще в течение 1 часа оставалась на поверхности. Командир лодки решил, что погружение не происходит из-за отсутствия воды в двух носовых торпедных аппаратах и послал в носовой отсек командира минно-торпедной боевой части проверить, заполнены эти аппараты или нет.
Покрутив кран и придя к выводу, что воды в аппарате нет, тот распахнул его крышку. Из длинной трубы торпедного аппарата хлынула мощная струя холодной морской воды. Закрыв переборочный люк между вторым и третьим отсеками, подводники вместе с лодкой легли на грунт на глубине 49 метров.
В течение почти 5 часов подводники в индивидуальных аппаратах пытались проникнуть в носовые отсеки, закрыть крышку торпедного аппарата и затем откачать воду. Но их старания не увенчались успехом.
На следующий день корма лодки наконец вышла из воды и была обнаружена поисковыми кораблями. Рядом с ней всплыли два подводника, которые рассказали о тяжелом состоянии людей, оставшихся в лодке.
Однако на прибывших судах не оказалось ни опытных водолазов, ни средств оказания помощи подводникам. Из Беркенхенда прибыл буксир, доставивший оборудование для кислородно-ацетиленовой резки. Спасатели хотели прорезать отверстие в корпусе и через него извлечь людей. Для страховки на корму лодки был заведен трос, удерживаемый буксиром и спасательным судном. Однако он лопнул и кормовая часть «Тетис», подняв огромную волну, скрылась под водой.
99 членов экипажа «Тетис» были погребены заживо под водой и погибли.
Источник: www.shamardanov.ru
Английские подводные лодки типа «Е» в первой мировой войне
Книга посвящена боевым операциям британских подводных лодок типа “Е” в годы первой мировой войны, до столетия которой осталось не так много времени. На основании английских и немецких источников подробно излагаются операции подлодок класса “Е” на двух важнейших театрах военных действий (ТВД) — северном и средиземноморском, и на каждом из них коэффициент оперативного напряжения был достаточно высок. Значительное внимание уделяется действиям английских лодок во время форсирования Дарданелл англо-французским флотом. Наряду с техническими сторонами рассматриваются военно-политические, дипломатические и другие сюжеты, связанные с действиями государств-членов блока Антанты и их основных соперников — Германии и Турции во время войны. Для широкого круга читателей, интересующихся военно-морской историей.
Request Code : ZLIBIO1693256
Источник: z-lib.io
Подводная лодка «U 10» (S 189) в Вильгельмсхафене
Завершаю серию рассказов о нашем набеге на военные музеи северо-запада Германии.
Один из весьма достойных экспонатов Немецкого военно-морского музея в Вильгельмсхафене — это подводная лодка «U 10» с тактическим номером S 189. Я сильно удивился, что эта ПЛ была в строю, по сути, в наше время — с 1967 г. по 1993 г., ибо по размерам она прямо-таки миниатюрна (водоизмещение в подводном состоянии — всего 455 тонн), а главное — в ней отсутствуют водонепроницаемые переборки. Интересное техническое решение, короче. Впрочем, учитывая то, что этот тип ПЛ также является однокорпусным, этот факт уже не сильно удивляет. Тем не менее, подлодки проекта 205 без особых происшествий прослужили по 20-30 лет и были спокойно списаны на слом (за исключением 3-х ПЛ, из которых в Германии сделали музейные корабли — U 9, U 10 и U 11).
1.
Хотя нет, одно происшествие было!
При постройке первых 5 ПЛ этого проекта (U 4 — U 8) был использован неподходящий тип стали (AM 10), не обладающий коррозионной стойкостью, что было распознано лишь по опыту эксплуатации ПЛ предыдущего проекта — 201 (U 1 — U 3). В результате были предприняты попытки исправить проблему, не изготавливая новые корпуса — за счёт нанесения специальных антикоррозионных покрытий на основе цинка, олова и т.п. Особо это не помогло, и первые 5 ПЛ прослужили меньше, чем последующие 6 ПЛ, корпуса которых изготавливали уже из «правильных» сортов стали (St 52, AM 53, PN 18 S2 или Amanox 182 M 9 — заметно, что эксперименты продолжались, но уже без крупных «обломов»). Победителем «конкурса сталеваров» был признан сорт PN 18 S2, который стал использоваться во всех последующих проектах немецких ПЛ (вплоть до проекта 212 А).
Но вернёмся к U 10!
2. U 10 на вечной стоянке в Военно-морском музее в Вильгельмсхафене:
3. Заходим на объект через специальный трап в носу ПЛ (выход через аналогичный трап ближе к корме):
4. Сразу попадаем в торпедное отделение. Водонепроницаемых отсеков в этой ПЛ нет, что, как я уже обозначил выше, меня сильно удивило:
5. В носу расположены все 8 торпедных аппаратов этой ПЛ. Места для хранения и перезаряда запасных торпед нет, так что в боекомплекте этой ПЛ было всего 16 торпед DM 3:
6. Вместо торпед в торпедные аппараты можно было «заряжать» по три морские мины типа R I или R II:
7. Спальные места экипажа и по совместительству столовка:
8.
9. Кают-компания:
10. Схема, показывающая основные элементы конструкции ПЛ этого проекта. :
Всего подлодка разделена на 5 секций, с нумерацией от кормы (что тоже довольно странно):
1. секция с электромотором (один электродвигатель мощностью 1500 л.с., номинальная скорость вращения 270 об/мин),
2. секция дизелей (2 дизель-генератора мощностью по 600 л.с., без механической связи с валом),
3. центральный пост с выходом в рубку,
4. жилая секция (общая численность команды — 22 человека) и
5. торпедное отделение (как я уже сообщил — 8 ТА без резерва торпед).
11. Пройдя пару метров, мы уже находимся в центральном посту. Люк в рубку и на ходовой мостик:
12. Пульт управления торпедным оружием. Виден переключатель для выбора торпедного аппарата:
13. Рабочее место акустика:
14. Эхолот:
15. Аппаратура для размагничивания ПЛ:
16. Перископ:
17. Рабочее место штурмана. В центре — автоматический курсопрокладчик:
18. Радиопеленгатор:
19. Слева — органы управления боковыми вертикальными рулями, справа — гирокомпас:
20. Управление рулями глубины:
21. Ещё один вид рабочих мест рулевых:
22. Матросы забыли свои тельники забрать:
23. Щиты управления электромотором и дизель-генераторами находятся в четвёртой — дизельной — секции:
24.
25.
26. А вот и два дизеля с генераторами. Дизели фирмы Mercedes-Benz, 12-ти цилиндровые. Генераторы фирмы ВВС:
27. Теперь поближе. Дизельный двигатель:
28. Генератор:
29. К приводному электродвигателю пробраться можно только ползком или на карачках под самым подволком, места там почти нет. Вид на последнюю — пятую — секцию этой миниатюрной ПЛ. Под настилом расположен электродвигатель:
30. В четвёртой секции был замечен самый важный элемент любого боевого корабля:
31. Последний взгляд на оборудование дизельной секции. Пост контроля состояния дизелей:
32. Как я уже намекнул, к электромотору приличному туристу в хорошем состоянии пробраться практически невозможно, поэтому идём на выход:
33. Вид на рубку (простых людей туда не пускают):
34. Продолжим осмотр ПЛ U 10 снаружи. Начнём с винтов и кормовых рулей. Их конструкция весьма интересна:
35. Видно, что вертикально расположенные рули размещены на (судя по всему) неподвижном стабилизаторе:
36. Как же происходит управление лодкой по глубине? А вот как — в носовой части корпуса, слева и справа, расположены рули глубины. Должен сказать, что такой схемы я ещё не видел. Левый выдвижной руль:
37. Правый выдвижной руль. Обратите внимание — он загнут вниз, т.е. одновременно левый и правый руль выпускать нельзя — возникнет сильный крутящий момент:
38. Винт крупным планом:
39. Какие-то выдвижные сенсоры на носу (скорее всего — акустические):
40. Ещё сенсоры, на этот раз сбоку корпуса, в носу:
41. Непонятное отверстие в киле:
42. Нос подводной лодки. Очень похож на старинный утюг:
43. Военно-морские байкеры в поисках сувениров — вид с подводной лодки:
На этом я, пожалуй, завершу свой рассказ. Спасибо за внимание 🙂
Источник: military-museum.livejournal.com