Жизнь автомобилиста за Полярным кругом — это сага о противостоянии человека и природы. Суровый арктический климат существенно усложняет эксплуатацию автомобиля в городских условиях, а на длительном маршруте может стать и вовсе смертельной угрозой. Адаптация машины к Заполярью стала частью быта и прибыльным бизнесом для ряда российских компаний.
«Вечный двигатель»
Основной враг автомобиля на Севере — экстремальный холод. Когда температура опускается ниже -35°С, начинаются проблемы: загустевает масло в основных агрегатах, резиновые элементы становятся «дубовыми», замерзают стойки, существенно возрастают теплопотери. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже -40°С нагрузка на двигатель увеличивается на 25%, что существенно снижает его ресурс и беспроблемную длительность эксплуатации. Если автолюбитель оставляет своего железного коня на улице в холода хотя бы на ночь, утром аккумулятор может сказать прощальное «ку-ку», отправившись в лучший мир с более благоприятным климатом.
АЛЬТЕРНАТОР в лодке? Что с ГЕНЕРАТОРОМ? Немного гайда по выбору зарядок
Для борьбы с холодами в Заполярье используют автоодеяло из негорючих материалов, которое снижает теплопотери двигателя по время работы; моторное масло, антифриз и тормозная жидкость для холодного климата, аккумулятор путешествует вместе с владельцем, а на автомобиль одевают портативный гараж. Это тент из ветрозащитной и плохо горящей ткани, которая может поддерживать приемлемую температуру внутри на протяжении около 10 часов.
Неплохо также иметь в своем распоряжении тепловую пушку, которая позволяет «разморозить» автомобиль в каком-нибудь замкнутом пространстве. Некоторые автомобилисты наклеивают второй слой стекол, создавая кустарный стеклопакет для снижения теплопотерь и запотевания. Днище автомобиля также укрепляют негорючими тканями. Распространенной практикой в холода является непрерывная работа двигателя, который не выключают многие дни подряд. Все это создает постоянный спрос на комплектующие и расходники для автопарка приполярных территорий, который с учетом развития экономики АЗРФ, нуждается в своих поставщиках.
Важно оговориться — Заполярье не одинаково по природным условиям, и в Мурманске автолюбителям приходится существенно проще, чем в Салехарде или, тем более, Тикси. Впрочем, везде работает основное правило: чем дальше от города вы находитесь, тем внимательнее надо следить за автомобилем.
В предыдущем абзаце мы говорили о способах эксплуатации обычного автомобиля в заполярном городе или, в крайнем случае, на междугородних трассах. На подавляющем большинстве же территорий АЗРФ обычным автомобилям придется очень туго. Машина должна быть либо простой и ремонтопригодной в ближайшем сарае, либо специально подготовленной. Последний вариант стоит дорого, но является одним из перспективных направлений развития отечественного предпринимательства в контексте интенсивного роста экономики АЗРФ.
Автотюнинг для Крайнего Севера
Было бы изрядным лукавством называть работу компаний, готовящих автомобили для условий Арктики, словом «тюнинг». Их проекты скорее можно определить как комплексную доработку автомобилей до соответствия арктическим параметрам.
Альтернаторы Minn Kota. Что? Зачем? Почему?
К примеру, российское подразделение компании Arctic Trucks, расположенное в Красноярске, дорабатывая пикап Toyota Tundra изменила геометрию кузова в передней части, расширила колесные арки, добавила проставки передних и задних амортизаторов, поставила новые бампера и шины 37 X 12.5” на алюминиевых дисках. В других проектах появляются лебедки, автономные системы отопления, нередко подвергаются замене амортизаторы и элементы подвески в машинах. В целом, можно отметить, что Arctic Trucks готовит автомобили не столько для экспедиционных условий и бездорожья, сколько для комфортной гражданской езды в Арктике. Дополнительная проходимость, усиленный кузов и силовые узлы позволяют без особых проблем путешествовать по относительному бездорожью, что подойдет, к примеру, руководящим кадрам для инспекции удаленных объектов.
Для настоящего заполярного бездорожья требуется более существенная доработка. К примеру, компания Saiman Motors предлагает клиентам установку дополнительных баков, защиты важных узлов на днище, автономное отопление, спальных модулей, изменение прошивки автомобиля и т.д. Это уже специализированная доработка под экспедицию, которая позволяет отправиться в тундру на месяцы.
Такие автомобили часто заказывают компании для перевозки туристов в удаленные регионы, сами путешественники или же местные компании, чьи объекты находятся на большом удалении от цивилизации. Наибольшей популярностью для «арктического тюнинга» пользуются японские внедорожники, УАЗ Патриот и. родная «буханка». В ситуации, когда критически важна надежность автомобиля и возможность его ремонта подручными средствами, сложные двигатели становятся скорее обузой, чем преимуществом. Тем не менее, доля отечественного автопарка в качестве основы для тюнинга легковых автомобилей очень невелика. Другое дело — спецтехника.
Да, второе магистральное направление автомобильного тюнинга для Крайнего Севера — это доработка спецтехники, в основном грузовиков, экскаваторов и кранов. Тут требуются основательные изменения, которые существенно повышают эксплуатационные характеристики машин. К примеру, в «Северный пакет» компании «СпецДорАвто» входят: замена пластиковых трубок пневмосистемы и системы питания на медные, установка блока подогрева топливопроводов, утепление кабины водителя с помощью жидкостных змеевиков с тосолом и дополнительного слоя теплоизоляции, наклеивание второго лобового стекла и т.д. Основной упор компания делает не на проходимость и живучесть, а на сохранение жизни и здоровья водителя в условиях экстремального холода вместе с обеспечением работоспособности всех ключевых агрегатов. Среди «тюнингованной» грузовой техники в Арктике много продукции отечественных заводов.
Вакантная ниша
Удивительно, но в числе резидентов АЗРФ компаний, которые занимались бы автотюнингом, нет. В 2021 году в Якутии предприятие «Восход» открыло станцию обслуживания автомобилей в Тикси, есть несколько заправок и сетей придорожного обслуживания. С одной стороны причины подобного понятны — доставка запчастей в Заполярье увеличит их стоимость до космической величины, хороших специалистов по ремонту и тюнингу никогда не было много, да и потребность в тюнинге автомобилей в основном возникает у предприятий и путешественников, в то время как рядовой заполярный автолюбитель продолжает ездить на серийных авто. Впрочем, вместе с развитием инфраструктуры АЗРФ цены на логистику в регионе должны существенно снизиться, что откроет перспективные ниши по доработке автомобилей непосредственно на Крайнем Севере. Возможно, «арктический тюнинг» на местах станет более распространенным явлением, благо потребность в нём есть.
Источник: arctic-russia.ru
Alternator
Генератор мотоцикла — это основной источник питания его системы электроники. Функционирование этого приспособление тесно связано с двигателем байка. Да и само устройство расположено непосредственно на корпусе мотора. Работает генераторный механизм только тогда, когда запущен двигатель. На мощность вырабатываемого тока данным элементом электроники напрямую влияет частота вращения коленчатого вала силового агрегата.
До того, как двигатель заведется, электро-система питается аккумуляторной батареи, являющейся вспомогательным источником электрического тока стального скакуна. Вариантов генератора существует большое множество. Все же основными его типами являются устройства переменного, а также постоянного тока.
Генератор мотоцикла в деталях
Работа вышеуказанного приспособления байка основывается на применении общеизвестного принципа электромагнитной индукции. Последний заключается в движениях проводника, который постоянно пересекает магнитные силовые линии. В ходе данного процесса возбуждается электродвижущая сила, создавая электрический ток.
Большинство отечественных устройств подобного типа состоят из двух важнейших частей: статора (металлическая катушка в виде внешней части), а также ротора (внутренняя часть устройства, общеизвестная, как якорь). Материалы взяты с сайта http://vse-o-moto.com/
Источник: bikerwiki.ru
Альтернатор для газопоршневой электростанции Custoku
Альтернаторы — название электрогенератора в составе газопоршневой электростанции. Как првило используются бесщеточные саморегулирующиеся 2 и 4-полюсные альтернаторы переменного тока, в составе имеют ротор и статор с пазами. Обмотки статора выполняются с укороченным шагом для уменьшения высших гармоник в кривой выходного напряжения.
Корпус альтернатора и вал вентилятор изготовливается из стали C45, подшипниковые щиты — из чугуна. Класс защиты альтернатора IP21. По запросу альтернатор газопоршневой станции изготавливается с большим классом защиты. Изоляционные материалы — класса H, а вращающиеся части пропитываются эпоксидной смолой.
Механическое присоединение альтернатора к газопоршневому агрегату
При изготовлении газопоршневого генератора альтернатор жестко соединяется с газопоршневым агрегатом. Для транспортировки и хранения присоединительный фланец альтернатора и конец вала ротора покрываются антикоррозийным покрытием, которое необходимо удалить перед сочленением альтернатора с газопоршневым двигателем. Перед присоединением также необходимо удалить фиксирующее приспособление, препятствующее выскальзыванию ротора.
Соединение выполняется в следующем порядке:
a) Вращая рукой ротор, через одно из двух боковых отверстий найдите соответствующий зажимной винт на ступице крыльчатки вентилятора.
b) Шестигранным гаечным ключом, с шарнирной головкой, ослабьте винт, чтобы вентилятор мог свободно вращаться.
c) Установите отверстие диска вблизи верхней части бокового отверстия и установите прорезь напротив лопасти крыльчатки вентилятора.
d) Приблизьте альтернатор к двигателю.
e) Совместите одно крепежное отверстие на диске маховика с ранее установленным отверстием диска (точка «с»).
f) Вставьте и затяните (не полностью) болты, прикрепляющие диски к маховику. Удерживая вентилятор, вращайте маховик, пока другие два отверстия не окажутся в том же положении и затяните болт (не полностью). Повторите операцию для всех отверстий.
g) Проверив правильность центровки дисков на маховике газопоршневого двигателя, затяните болты.
h) Ззакрепите крыльчатку вентилятора, затянув болт ключом с моментом 12 Нм ±10%; радиальная центровка вентилятора для правильной работы агрегата не обязательна.
i) Установите боковые защитные решетки, поставляемые в комплекте с альтернатором. После окончания механического соединения переходите к выполнению электрических соединений.
Электрическое присоединение альтернатора к газопоршневому агрегату
Обмотки статора альтернатора могут соединяться в звезду с нулевым выводом или треугольником. Переключение со звезды на треугольник (например при переходе с напряжения 400 В на 230 В) достигается изменением положения перемычек на выходной колодке зажимов. Перенастройка регулятора напряжения не требуется.
Альтернаторы стандартного исполнения имеют 12 выводов для получения различных напряжений (230В, 400В, 460В, 800В). Заземление альтернатора выполняется проводом достаточного сечения, подключаемым к одному из зажимов внутри альтернатора или внешнему соединению на корпусе. После соединения электропроводов установите на место крышку коробки и затяните ее.
Альтернатор стандартного исполнения с обмоткой 50 Гц может быть настроен для работы при частоте 60 Гц (и наоборот) путем задания на автоматическом регуляторе напряжения (АРН) другого значения номинального напряжения. При переходе с 50 Гц на 60 Гц мощность генератора и его номинальное напряжение увеличивается на 20%, тогда как значение тока остается тем же.
Если напряжение должно остаться равным номинальному при 50 Гц, то выходная мощность может быть увеличена на 5% за счет увеличения вентиляции альтернатора. В альтернаторах с обмоткой на 60 Гц при переходе на 50 Гц напряжение и мощность снизятся на 20% по сравнению с их значениями при 60 Гц. Выходное напряжение альтернатора должно проверяться на холостом ходу при номинальной частоте вращения газопоршневого двигателя. Напряжение можно изменить в пределах ±5% от номинала с помощью потенциометра на электронном регуляторе напряжения.
Защитные функции альтернатора для газопоршневой электростанции
В альтернаторе предусмотрена защита от снижения частоты, уставка которой регулируется потенциометром «Hz». Защита срабатывает без задержки времени, снижая напряжение генератора до безопасного значения при снижении частоты более чем на 10% от номинала. Предусматривается защита от перегрузки, реагирующая на напряжение в цепи возбуждения.
Если напряжение в цепи возбуждения превышает номинальное значение в течение более 20 секунд, напряжение альтернатора автоматически понижается до безопасного значения. Выдержка времени в защите предусмотрена для того, чтобы обеспечить возможность запуска газопоршневого двигателя (перегрузка при этом продолжается обычно 5-10 секунд). Уставка этой защиты регулируется потенциометром «AMP».
Срабатывание защит альтернатора для газопоршневой электростанции
Защиты без выдержки времени от понижения скорости:
1 — снижение частоты вращения на 10% от номинальной
Защиты с выдержкой времени от перегрузки:
2 — ток генератора на 20% выше номинального;
3 — коэффициент мощности (cos Фи) меньше номинального;
4 — окружающая температура выше 50°C.
Срабатывание обеих защит:
5 — сочетание фактора 1 с факторами 2, 3 или 4.
При срабатывании защиты выходное напряжение снижается до значения, зависящего от характера неисправности. Напряжение автоматически возвращается к номинальному значению после устранения неисправности.
Крепление альтенатора на раме газопоршневой станции
На корпусе альтернатора предусмотрены отливы для крепления к раме газопоршневой установки. Между рамой и альтернатором устанавливаются антивибрационные вставки для уменьшения вибрации рамы электростанции.
Параллельная работа альтернаторов для газопоршневой электростанции
Альтернаторы способны синхронно работать на единую электрическую нагрузку, при условии синхронизации альтернаторов по фазам и напряжению. Каждый генератор подключается к общей нагрузке только после подстройки фаз. Панель управления газопоршневой установкой определяет фазы существующей сети и изменяя скорость вращения двигателя синхронизирует фазы. Только после этого подается команда на подключение альтернатора к сборным шинам, с которых снимается общая электрическая нагрузка.
Источник: mvvb.ru