М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Доцент кафедры СпС Ранцева Л.П.
Томск 2011 г.
1.Введение 2.Изучение ритма и понятие о темпе гребли 3.Овладение техникой гребли в команде 4. Совершенствование техники гребли при переменном темпе 5. Основные ошибки, относящиеся к циклу гребка в целом 6.Ошибки при выполнении начала проводки (гребка) 7. Ошибки при выполнении проводки. 8. Ошибки при выполнении конца проводки (гребка) 9.Ошибки на заносе
-3- Достижение высоких спортивно-технических результатов в гребном спорте невозможно без хорошего владения рациональной техникой гребли. В академической гребле все движения спортсмена выполняются в лодке, скользящей по поверхности воды, благодаря мышечным движениям гребца, прикладываемым через посредство весел на воду.
Характер работы веслами в воде является главным фактором в оценке рациональной техники гребли в академических судах. Под техникой понимают единый сложный комплекс взаимосвязанных естественных движений гребца. Движение лодки, весла и гребца подчинены законам механики и биохимии – наук, изучающих общие закономерности движения тел и живых организмов.
Как тренируются академисты. Академическая гребля
Характер движений, выполняющих гребцом, зависит от соотношения между тяговой и инерционной нагрузками на мышцы тела, которые определяются темпом и ритмом гребли, а также соотношением плеч весла и площадью лопасти. Под ритмом гребка подразумевается временное соотношение между фазой проводки и фазой заноса.
Ритм и темп в академической гребле неразрывно связаны между собой, но в технике выполнения гребка ведущим является ритм. За правильностью усвоения ритма надо следить на протяжении всего периода обучения и совершенствования. Обучение же темпу целесообразно проводить в более поздние сроки.
Чтобы учащиеся могли понять , что такое ритм гребка, им дается задание – выполнить весь гребок или отдельные его фазы в определенном ритме, например, 1: 4; 1: 3; 1: 2 . В гонках это соотношение в среднем равно 1: 1,5; во время учебной и тренировочной гребли – 1 : 2 ; 1 : 3. Преподаватель должен научить занимающихся правильно использовать подъезд для сохранения хода лодки и для рационального отдыха. Однако при гребле с медленным подъездом надо следить, чтобы фаза заноса не удлинялась за счет стояния банки в конце гребка.
Движение банки должно быть безостановочным. Надо давать занимающимся задание выполнять гребок в различном ритме. Хорошим упражнением является изменение длины гребка без изменения его ритма. Другой важной задачей на этом этапе является овладение техникой гребли в команде.
При решении этой задачи основное внимание должно быть направлено на то, чтобы занимающиеся одновременно перемещались на банке, особенно на подъезде. Практика показывает, что одновременное «снятие» банки с крайне заднего положения и дальнейшее ее передвижение к корме лодки является залогом точного и одновременного выполнения гребка всеми членами команды. Очень важно приучать занимающихся выполнять гребок одновременно с другими членами команды, не глядя на свое весло и весла впереди сидящих.
Техника гребли-WorldRowing
Необходимо развивать у занимающихся мышечное чувство, а также умение выполнять гребок на слух. Это способствует быстрому и прочному усвоению задания.
В качестве подводящих упражнений при овладении техникой командной гребли могут быть использованы: а) гребля частью команды; б) гребля всей командой по одному, по два, по три гребка; в) гребля с остановкой после каждого гребка; г) гребля по номерам и др. Последней задачей этого этапа является совершенствование техники гребли в переменном темпе.
При решении этой задачи необходимо продолжать осуществлять совершенствование индивидуальной и командной техники гребли с некоторым усложнением – с добавлением переменного темпа. Гребля в переменном темпе может применяться при работе одними руками, руками и туловищем, на укороченном подъезде и в полном цикле гребка.
Надо научить занимающихся сохранять индивидуальную и командную технику при различном темпе гребли. При этом закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки. Чаще всего переменная гребля применяется по заданию тренера в определенном ритме и темпе. Например, дается задание выполнить: 10 гребков сильно, 10 гребков спокойно.
При спокойной гребле темп не более 16 гребков в минуту, при сильной – не менее 24 гребков в минуту. Увеличивать темп только счет более быстрой проводки весла в воде. Другое задание: выполнить 10 гребков спокойно, 10 – средне, 10 – сильно, 10 – средне, 10 – спокойно. Вариантов гребли в переменном темпе существует много. При усилении гребка надо следить за сохранением ритма.
Если при «сильной» гребле нарушается техника, следует снова перейти на спокойную греблю и работать над восстановлением навыка. При освоении техники гребли занимающиеся нередко допускают ошибки.. Задача тренера – своевременное выявление этих ошибок, определение причин, которыми они вызваны и их устранение.
Закрепившиеся ошибки очень трудно исправить, тем более что одна ошибка нередко влечет за собой ряд других. Научить легче, чем переучить. Поэтому с самого начала обучения надо добиваться правильного освоения занимающимися техники гребли, а в случае появления ошибок следует своевременно их выявлять и устранять. 1. Ошибки, относящиеся к циклу гребка в целом 1. Нарушение непрерывности движений в цикле гребка снижает скорость лодки; теряется легкость гребка.
2. Напряженное держание рукоятки весла затрудняет управление веслом, ведет к излишнему напряжению мышц предплечья. 3. Нерациональное распределение усилий на гребке нарушает равномерность хода лодки. 4. Несогласованность в работе звеньев тела гребца – рук, туловища и ног – ослабляет приложение усилий на рукоятку, нарушает координацию движений в цикле гребка.
5. Отсутствие рационального ритма работы и отдыха сокращает (или удлиняет) время отдыха, что ведет к преждевременному утомлению и ухудшению спортивных результатов 6. Чрезмерно длинный или короткий гребок вызывает медленное протягивание весла или слишком быстрое вынимание весла из воды, что ведет к ослаблению проводки. П. Ошибки при выполнении начала проводки 1. Остановка движения лопастей перед погружением их в воду ослабляет начало проводки, замедляет темп гребка, тормозит ход лодки.
2. Продолжительное стояние банки в начале проводки тормозит ход лодки 3. Выталкивание банки назад при захвате (прострел ногами) сильно ослабляет тягу рукоятки весла. Ш. Ошибки при выполнении проводки 1. Чрезмерно глубокое или мелкое введение лопастей на проводке затрудняет и замедляет проводку или ослабляет упор лопастей весла в проводке.
2. Разгибание ног в два приема нарушает равномерность упора лопасти в воде. 3. Слабая тяга рукоятки весла руками сильно ослабляет проводку. 4. Слабая работа ног на проводке замедляет и ослабляет проводку. 5. Малая продольная работа лопасти в воде укорачивает проводку. 6. «Сливание» лопастей весел на проводке нарушает равномерность приложения усилий на проводке.
7. Скачкообразное движение лопастей в воде разрывает усилия, прикладываемые к веслу и ослабляет проводку. 1У. Ошибки при выполнении конца проводки 1. Отсутствие упора ногами в подножку в конце проводки ослабляет упор весла в конце проводки 2. Чрезмерное движение туловища назад сильно загружает нос лодки, гребец подтягивается на ножных ремнях.
3. Ранний или поздний подъем туловища из крайнего заднего положения ослабляет конец проводки. 4. Опускание локтей в конце проводки ведет к ослаблению тяги рукоятки. 5. Втягивание весла из уключины ведет к потере контроля за лодкой, усилия на уключине (вертлюге) сильно падают. 6. Медленное выгребание весла из воды ведет к «табанке» и замедлению темпа гребли.
7. Позднее сгибание рук и «рывок» ими в конце проводки ослабляет равномерность тяги рукоятки. 8. Раскручивание лопастей весел в воде ослабляет конец гребка, тормозит ход лодки. 9. Касание руками туловища в конце проводки нарушает непрерывность движения в цикле гребка 10. Перехват рукоятки пальцами рук и отсутствие тяги за рукоятку ослабляет проводку.
У. Ошибки при заносе 1. Чрезмерно быстрый или медленный подъезд нарушает равномерный ход лодки. 2. Неполный подъезд укорачивает гребок. 3. Отклонение движения туловища гребца в сторону от киля лодки нарушает баланс. 4. Чрезмерно большой или недостаточный наклон туловища на подготовке нарушает координацию движений.
5. Несимметричное положение коленей на подъезде нарушает баланс лодки. 6. Сгибание ног до выхода рукояток весел за колени вызывает неровное ведение лопасти на заносе и нарушает баланс. 7. Раннее или позднее накручивание лопасти перед захватом увеличивает сопротивление воздуха или ведет к опозданию с захватом воды. 8. Занос лопастей весел по воде тормозит ход лодки.
9. Отсутствие контроля за давлением каблука весла в вертлюг ослабляет передачу усилий гребца на вертлюг. 10. Плохое расслабление не работающих мышц на подъезде ведет к преждевременному утомлению. Перечисленные ошибки и вызываемые ими последствия значительно замедляют процесс обучения правильной технике гребли.
Преподавателютренеру необходимо не допускать появления ошибок, а при их наличии своевременно принимать меры для устранения. Правильная методика, организация занятий и подбор специальных упражнений гребца с целью предупреждения и исправления ошибок помогут обучающемуся быстрее освоить технику гребли.
Источник: studfile.net
Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести
Лодка для академической гребли — это легкое, узкое и удлиненное судно с подвижными сидениями, где весла крепятся за бортом на специальных вертлюгах. Типов лодок в этом виде спорта существует немало. Они делятся на классы и обозначаются символами в зависимости от размера, наличия или отсутствия рулевого, а также от техники гребли (распашные, когда гребут одним веслом, или парные, когда гребут двумя веслами). Но все их можно объединить в две большие группы — гоночные и учебные.
Конструкция гоночных лодок
Международными правилами академической гребли не установлено обязательных требований к размерам или особенностям конструкции лодок. Однако зависимость скорости судна от его веса и некоторых других параметров стало причиной того, что некоторая унификация все же имеется.
Поначалу скорость, которую может развить лодка для академической гребли, пытались увеличить за счет уменьшения площади ее соприкосновения с водой посредством укорачивания корпуса. Но эти попытки не увенчались успехом. Положительные результаты принес метод от противного — удлинение корпуса одновременно с его сужением и углублением. Правда, такие судна требуют наличия хорошего уровня подготовки гребцов.
Сегодня корпус гоночной лодки имеет чашеобразный вид. Ее нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, поэтому на него устанавливают шар из упругого материала не менее 40 мм в диаметре — обязательное требование безопасности.
С течением времени и появлением новых технологий менялись и материалы для производства. Прежде для этой цели применяли красное дерево и кедр. Но с начала 20 века, когда изобрели водостойкую клейковину, лодки стали делать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая, разных расцветок. А вот изнутри поверхность отделывается древесиной.
Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.
Конструкция учебных лодок
В отличие от гоночных лодок, параметры учебных регламентируются. Их размеры зависят от условий и целей применения.
Учебные лодки подразделяют на:
- Гички шириной 78 см, предназначенные для изучения техники гребли, для водного туризма, а также для гонок среди новичков. На них устанавливают сплошной привальный брус и парные уключины. Это делает возможным применение и парной, и распашной техники.
- Морские шлюпки используемые для плавания в морских водах. Они шире, отличаются своей конструкцией и посадкой экипажа в ней в направлении от средней линии. Вертлюги монтируются на привальных брусах.
Раньше для производства этих плавсредств также применяли древесину. Сегодня предпочитают прочный стеклопластик. Хотя его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна обеспечивается посредством установки приспособлений, повышающих плавучесть.
Как устроена лодка для академической гребли
В конструкцию лодки входят следующие основные элементы:
- Кронштейн (крыло). Необходим для закрепления весел и их упора. Материалом его изготовления выступает алюминий или высокопрочный пластик.
- Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней поверхности борта.
- Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость всей конструкции.
- Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
- Подножка — система упора ног спортсменов, оснащенная механизмом для регулирования. Производится из карбона или водонепроницаемой фанеры.
- Банка — подвижное сиденье спортсмена. Его производят из дерева и обрабатывают водостойким лаком. Банка в своей конструкции имеет каретку на колесиках, предназначенную для регулировки положения сиденья.
- Полозки — желоба из алюминия, предназначенные для передвижения банки.
- Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
- Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке. Она выполнена из абразивного материала.
- Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающая заплескивание воды. Высота его может достигать 30 см.
- Козырек — деталь, не позволяющая спортсмену намокнуть от всплесков и брызг.
- Дека.
- Держатель флюгарки — таблички с идентификационным номером судна на состязаниях.
- Резиновый шарик, монтируемый на нос с целью защиты от повреждений при возможных столкновениях.
Гребной отсек
Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – соответственно 28 см и 65 см. В сторону носа полозки имеют подъем на 15 мм. Посадку в гребной отсек упрощает специальный мостик.
Подножка
Необходима для упора ногами при движении. Ее длина регулируется и рассчитана обычно на 7 положений. Лодка для академической гребли предусматривает в своем устройстве специальную обувь (кроссовки), прикрученные прямо к подножке. Угол и силу отталкивания регулирует сам спортсмен с учетом своего телосложения. В гоночных лодках угол наклона составляет 38-40 градусов, а в учебных – 42-45.
Средняя длина подножки — 65 см.
Выносная уключина
Выносная уключина – это стальной кронштейн в виде трубки. На нем вокруг стержня вращается вертлюг, выполненный чаще всего из пластика. Такое устройство предназначено для того, чтобы изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных это расстояние равно 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.
Конструкция распашного судна предусматривает размещение уключин поочередно с двух сторон. Это помогает удерживать траекторию движения плавсредства, особенно в четырех- и восьмиместных суднах.
Весло
Распашные и парные весла имеют одинаковую конструкцию и отличаются только по своей длине, площади лопасти и весу:
- Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см². для мужчин, 900 см². для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
- Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см². для всех, вес — 2 — 2,2 кг.
Для детей 8 — 12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.
Весло для гребли должно быть высокопрочным и легким. Поэтому в качестве материала изготовления выбирают ценные породы древесины — сосну, ясень, канадскую пихту. В ручке имеется полость. Его склеивают из несколько планок, на которых имеются желобки, препятствующие попаданию воды.
Часть весла, находящая в вертлюге, подвержена повышенному износу. Для его предотвращения она защищена специальной манжетой из синтетики. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.
Лопасти делают из вспененной пластмассы, придающей высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса. Под аналогичным уклоном расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция делает ведение лопасти в воде стабильным и предсказуемым.
Наладка лодки
Все детали судна, имеющие механизмы регулировки, до начала состязаний подгоняют под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена. Это касается длины полозков и установки подножки. Кроме того, осуществляется выбор удачного соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.
Техника гребли
Методы парной и распашной гребли практически не различаются.
- Гребки производятся циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
- Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
- Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходную позицию.
- Переход между двумя фазами должен происходить плавно, чтобы гребки осуществлялись без рывков. Ведь от них зависит скорость плавсредства.
- Внутренний рычаг не рекомендуется поднимать или опускать очень сильно. При заносе и погружении лопасти придают вертикальное положение. В фазе подъезда ее поворачивают, не соприкасаясь с водой, с целью снижения аэродинамического сопротивления.
Определяющую роль играет физическая работа членов экипажа. Движения должны иметь естественный характер, поэтому никаких требований к позам гребцов не устанавливается.
При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу, чтобы совершить толчок. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и концентрируется на грамотном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным возрастанием давления и длины гребка. Частота гребков в минуту определяется классом плавсредства, числом спортсменов в нем и погодой.
Можно указать их среднее количество:
- Восьмиместная лодка для академической гребли – 31-44.
- Распашная четырехместная – 34-40.
- Двухместная – 30-36.
- Одиночная – 28-34.
Похожие темы:
- Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики
- Каноэ. Виды и особенности. Как грести и безопасность. Применение
- Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия
- Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности
- Ял. Виды и применение. Устройство и отличие от иола. Особенности
Источник: dlia-sporta.ru
Всё что вы хотели знать про академическую греблю. Часть 2
В прошлом посте я рассказал про гребную базу в Затоне и как там всё устроено. А теперь давайте посмотрим на процесс подготовки спортсменов к выходу на воду.
Обычно лодки хранятся в эллинге уже снаряжённые и настроенные. А если спортсмены приезжают на соревнования, или просто готовят себе новую лодку, то её необходимо настроить. Навинчиваются кронштейны и регулируются вертлюги, чтобы выставить оптимальный угол лопатки, относительно воды. Если он будет не точен, то весло может либо «лететь», то есть вылетать из воды раньше окончания гребка или на оборт «тонуть» – уходить глубже чем надо, тогда требуется больше усилий, что бы вынуть лопатку в конце гребка. Для настройки существуют специальные уровни.
Так выглядит 4-ка изнутри. Можно рассмотреть полозки и подножки (упоры).
Подножки это лёгкие кросовки, у которых есть дополнительная «липучка» на заднике, что бы проще было мокрые ноги вынимать. Кросовки эти жёстко привинчены. Но как и полозки, подножка регулируется вперёд-назад. В фокус не попали, но можно разглядеть на 3-м номере (номера считаются от носа лодки) тросики рулевого управления.
Один из кроссовок не жёстко закреплён, а имеет поворотное крепления. К носку прицеплены два тросика и слегка поворачивая ботинок, спортсмен подстраивает курс. Есть отдельные классы (двойка рульная, четвёрка рульная и восьмёрка) в которых лодкой управляет отдельный член команды – рулевой. Он сидит или в носовой части или на корме.
Помимо рулёжки он отвечает за контроль ситуации на гонке, командует ускорения и кричит в такт ритму. В парном классе лодок с рулевым нет. В одиночках руля нет ни в каком виде.
Как я уже говорил, спортсмены отходят на воду от плотиков. Но пержде всего надо вынести вёсла и баночки. 4-ка парная подготовила свой комплект.
Спортсмены сами выносят лодку к плотику. Лёгкие классы на плече, тяжёлые типа 4-ки или 8-ки перевёрнутыми над головой или положа борта на плечи. Так же и с воды снимают. Заодно упомяну про форму гребцов. Обычно спортсмены одеты в «велошорты», только без поролоновой подушки под задницей, либо в комбенизон (майка+велошорты). Ближе к холодам одевают обтягивающие штаны.
Сверху либо майка, либо олимпийка. Главное требование, что бы штаны не задевали за шпангоуты лодки и не попадали в полозки.
Поставив лодку на воду, устанавливают вёсла. На этой фотографии можно увидеть крыловидные кронштейны, о которых я писал в прошлом посте.
Новичкам особенно трудно ставить вёсла с внешенй стороны, так как приходится балансировать на одной ноге. Но уже через пару занятий страх проходит. А вот когда плотик высокий, то трудно приходится всем. В Затоне с этим проблем нет.
Одиночники это отдельная каста. Гребля – командный вид спорта, а гребля в одиночке – индивиддуальный. От одиночников требуется более высокая самоорганизация.
Когда команды уходят на тренировку, то на плотиках остаётся куча кросовок. Их можно положить в лодку, но они там намокнут, да и смысл лишний груз возить.
Тренер (Алексей Колобухов). Некоторые спортсмены, завершив картеру остаются на тренерской работе и воспитывают новое покление гребцов.
Расскажу немного про сами классы. Надо отметить что есть ещё такая категория спортсменов как «легковесы», они выделяются в отдельный класс, но лодки используются теже, просто спортсмены легче)
Мифы
Многие новички боятся перевернутся. На самом деле, перевернуть академическую лодку очень трудно, в отличие от той же байдарки. Закрепленные на лодке вёсла образуют длинные выносы, котрые выполняют роль упоров. Конечно, можно перевернутся в одиночке, если по неумению опереть вёсла на воду ребром лопатки и сместить баланс на одну из сторон.
Молодые одиночники так же могут кувыркнутся отталкиваясь от плотика. В распашном классе перевернуть лодку, конечно же можно, но для этого надо вынуть все вёсла и раскачать её. На скорости ни одну из лодок нельзя перевернуть. Можно только «утонуть», если транероваться в высокую волну, не задраив отверстия деки. Сам тонул пару раз.
Один раз при температуре воды + 8. Приятного мало. В один момент ты понимаешь что лодка «утонула» и надо плыть к берегу таща её за собой. «Утонула» условное понятие. Она просто по борта погружается в воду. Главное уметь плавать и спасти баночку)
Одиночка
Как я уже сказал, одиночка это индивидуальный класс. Но из одиночников могут комплектоваь и 2-ки парные и 4-ки парные. Хочу обратить внимание на ход вёсел. Рукоятки в парном весле перекрывают дуруг друга и приходится одну кисть вести выше другой. Для контроля скорости в одиночке (и не только) устанвливаются специальные датчики, один под баночку, проказывает темп, а другой, ввиде маленького киля с винтом внутри, для определения скорости.
Двойка парная
В командных классах есть такое понятие как «загребной». Это спортсмен сидящий на ближнем к корме номере. Он как бы капитан команды и все сидящие за его спиной должны синхронно с ним выполнять все движения.
Четвёрка парная
Четвёрки могут тренероватся отдельной командой, а могут формироватся из одиночников и двоечников. На соревнованиях, в этом случае, спортсмены гоняются в своих классах, а потом в 4-ке. Кстати суммарный возраст этой команды ветеранов около 270 лет! На тертьем номере сидит знаменитая Анна Ивановна Ланщикова. Заслуженный тренер России (и обладатель ещё множества атитулов), воспитавший не одно поколение гребцов. Она не меняется с годами)
Двойка распашная
Рассказ про распашное весло надо, конечно, начать с двойки «без рулевого» и двойки «с рулевым». Но их в этот раз не было, и всё что я расскажу далее про четвёрки можно отнести и к ним. Едиснтвенный нюанс в двойке распашной, это то что спортсмены должны одинаково вкладыватся в гребок, иначе лодка начнёт уходить с курса и придётся её постоянно подруливать.
Двойки рульные и четвёрки рульные не являются олипийским классом, но участвуют в ЧМ. Из двоек, так же формируют команды четвёрок и восьмёрок. Надо отметить, что распашники и парники не перемешиваются между собой, за исключением особых случаев. Я тренеровался в основном в рульной четвёрке и рульной двойке на баковой стороне. Мне кажется что распашники всегда более высокие нежели парники. Я со своими 183 см был одним из низкоросликов)
Четвёрка распашная «безрулька».
Два весла с одной сторны, два с другой. Загребной обычно сидит на «загребной» стороне (как на фото), но бывают и исключения, когда «баковый» загребает..например я). В этой команде 3-й и 4-й номера бронзовые призеры Олимпиады-1996 Павел Мельников и Николай Аксенов. На первом и воторм номере призер чемпионата СССР Андрей Богдашин и участник чемпионата мира среди молодежи Алексей Колобухов (уже знакомый нам тренер).
Четвёрка «рульная»
Мой любимый класс. Рулевой, как я уже говорил, сидит в носовой деке. Руль это палочка, котора расположена паралельно ходу лодки. Раньше были варианты, где рулевой сидеол на корме, лицом к загребному. Но я таких не встречал, кроме восьмёрок.
По сути, заднее расположение лучше, так как загребной лучше слушет рулевого. А чего его слушать? – спросите вы. А слушать нужно, так как во время гонки загребной может потерять темп (в среденем это порядка 38-42 гребка в минуту), или упустить ускорения соперников. Рулевой своими криками командует окончание каждого гребка и ускорения – А ну пошли десять!
Это занчит нужно максимально быстро поднять скорость лодки за десять гребков. Чтобы его команды были слышны всем, в некоторые лодки устанвливают динамики, а рулевой говорит в микрофон. В coxbox, а именно так называется данная система, встроены вышеупомянутые датчики скорости, темпа и конечно, секундомер.
Так же на рулевого ложится хозяйственная часть, сгонять за пивом вынос баночек на плотик и тд. Хорошие рулевые на вес золота.
Восьмёрка
Восьмёрок не было, но скажу (и покажу на фото из инета) что они всегда рульные и это очень мощные лодки. На фото можно посмотреть как выглядит заднее расположение рулевого.Команды для восьмёрки часто набирают из четвёрок и двоек на одну гонку (иногда прямо за час до гонки)).
Если сидеть и не грести в ней (на тренировке, когда работают только четыре или шесть номеров) то удержаться очень трудно. А во время гонки темп достигает максимума и если ты начинаешь чутка выпадать из него, то нужно срочно всё исправлять, так как движения рук и ног начинают толкать пустоту, потому что лодка перешла уже в другую фазу. Это как тянуть канат. Либо со всеми либо иди гуляй. В других классах это не так заметно.
Теперь немного о технике гребка. Точнее о том как лопатки входят и выходят из воды. Вы заметили, что они имеют два положения – перпендикулярно и паралельно воде.
Это сделано для того что бы в заносе, когда весло летит над водой, оно имело практически линейную траекторию движения рукоятки. В процессе гребка лопатка находится перепендикулярно воде и толкает воду.
Когда все фазы гребка завершены и руки, держащие рукоятку, находятся у груди, одним неуловимым движением, на уровне инстинкта, рукоятка (валёк) чуть опускается вниз и одновременно подкручивается кистью. Лопатка выходит из воды и весло «развальковывается» – лопатка становится параллельно воде.
Дальше идёт «подъезд» с заносом весла и очередное мимолётное движение кистей опускает лопатку перпендикулярно в воду («захват»). И тут же согнутые ноги молниеносно распрямляются («толчок»). Эта фаза очень важна. Именно она даёт лодке нужное ускорение. На тренировках в спортзале спортсмены выжимают ногами порядка 200 килограммов с ускорением.
Но перед этим, на «подъезде», важно не остановить лодку, так как масса всех гребцов перемещается в сторону кормы.
Скорость лодки всецело зависит от баланса между скоростью на «подъезде» и мощьностью «толчка» в гребке. В случае дисбаланса, когда спортсмен «летит на подъезд», лодку придётся пинать каждым гребком.
Ну и конечно, баланс физический. Лопатки не должны касатся воды. Вообще, самый лучший звук, который я когда либо слышал – это звук воды, шуршащей о борта твоей лодки, идущей на балансе с низким темпом в утренней тиши, и синхронный грохот четырёх развалькованных вёсел, которые только что отправили лодку ещё быстрее вперёд. Трёхсекундная пауза, тишина, и лопатки вновь медленно заскользили над водой что бы быстро, но тихо погрузится в неё и сделать следующий гребок.
Продолжение следует! В заключительной части, я расскажу про то как проходят соревнования.
Источник: hans-gille.livejournal.com