Академическая гребля лодка название

Порой с горечью вспоминать то, что было утеряно. Может это мое ощущение, но как-то не по себе становится рядом с заброшенными предприятиями, которые являются историей нашей страны, чья продукция славилась во всем мире. Возможно стоит говорить о настоящем и не погружаться в воспоминания. Однако, чтобы было настоящее, надо знать и помнить свою историю.

В Советском союзе было два производственных предприятия, выпускавших лодки и весла для академической гребли: Ленинградский завод спортивного судостроения и опытно-экспериментальный завод спортлодок «Дзинтарс» г. Юрмала. На Ленинградском заводе выпускались учебные лодки и деревянные весла любых видов жесткости.

На «Дзинтарсе» спортивные лодки начали выпускать с начала 50х годов. Изначально делали лодки одиночки. Затем стали выпускать всю «линейку» академических лодок. Производство называлось строительной артелью «Целтниекс». Впервые лодки из Латвии попали в сборную команду СССР в 1956 году.

Первые образцы были изготовлены по обводам немецких и швейцарских лодок. Затем появились свои идеи и свои производственные тонкости. Производство стало монополистом отрасли в Советском Союзе. Нигде в стране спортивные лодки такого уровня больше не выпускали. На предприятии работало около 300 сотрудников.

Техника гребли-WorldRowing

Выпускали байдарки, каноэ, академические суда. Для производства использовались красное дерево, авиационная фанера, гондурасский кедр. Было два цеха, один находился недалеко от станции Дубулты (его называли цех на реке) и цех на ул. Слокас. Феноменально, но факт.

В год ручным способом производство выпускало до 10000 лодок в лучшие для предприятия годы. При этом огромной стране этого было все равно недостаточно. Изначально тренировочные лодки делали из фанеры, позже их стали делать из пластика (в цехе у реки). Но конечно основной акцент делался на производство эксклюзивных, по специальному заказу лодок для сборных команд.

На заводе «Дзинтарс» также делали лодки для сборных команд Болгарии, Чехословакии, Кубы и др. У ГДР, основного конкурента сборной СССР по гребле было свое знаменитое производство пластиковых лодок.

Из мемуаров Антанаса Богданавичуса: «У Рижских мастеров могли бы поучиться лучшие портные. Мы много раз ездили в Ригу на «примерку», и нет ничего удивительного в том, что лодка получилась как раз в пору. Если швейцарские мастера, на лодке которых мы выступали на Олимпиаде в Риме, могли похвалиться своей ювелирной работой, то эта, не уступая в качестве, весила на 5 килограммов меньше».

Из воспоминаний почетного мастера спорта СССР, заслуженного тренера БССР и России Смирнова В.Н.: «На первом Чемпионате Мира 1962 года мы гонялись в двойке с рулевым, ранее сделанной на «Дзинтарсе» под наших товарищей и соперников Зигмаса Юкну и Антанаса Богданавичуса. В тот год они пересели в восьмерку, и мы с напарником получили их лодку двойку с рулевым для участия в мировом чемпионате.

Когда мы попали в финал, к нам подошли представители Stempfli и Empacher , они попросили разрешения измерить параметры нашей лодки. Когда лодку взвесили и измерили, то оказалась, что она весит легче, чем некоторые двойки без рулевого. Лодка обладала очень хорошим прокатом. Наши антропометрические данные почти совпадали с данными Зигмаса и Антанаса, по технике гребли мы старались грести как они, только в более высоком темпе. Пожалуй, единственным минусом лодки было то, что из-за более тонкой фанеры, она не была такой долговечной как лодки Е mpacher и Sempfli ».

В 1969 году директором завода становится, переехавший из Ленинграда в Ригу Валентин Иванович Морковкин. Морковкин некоторое время работал на Ленинградском заводе спортивного судостроения.

Известный гребец с техническим образованием, обладающий опытом работы на производственных предприятиях Ленинграда, на Ленинградском заводе спортивного судостроения (Ленинград, 195272 пр.Уткина д.12 т.21-82-75), на заводе «Арсенал». Он создал предпосылки для нового производственного рывка для завода «Дзинтарс».

Опытно-экспериментальный завод спортлодок «Дзинтарс» был поставщиком лодок для нужд спортивных школ по академической гребли всех республик СССР и сборной команды. Сборная СССР по академической гребле занимала лидирующие позиции в мире. В то время лучшие производства находились в Европе.

В Швейцарии фирма Stempfli , в Германии Empacher . Все производства деревянных лодок того времени были похожи друг на друга, однако «Дзинтарс» выпускал больше чем европейские коллеги. Это было отечественное предприятие, использующее советское сырье. Вопрос о поддержке предприятия, выпускавшего лодки для сборной решался на самом верху.

С подачи Евгения Борисовича Самсонова предприятию была оказана поддержка Алексеем Николаевичем Косыгиным, автором реформ по экономике и производстве, любящим греблю. Латвийские власти также оказывали посильную помощь, не смотря на нахождение достаточно вредного производства в курортной зоне. Надо отметить огромную роль Косыгина в строительстве лучшего в мире гребного канала в Крылатском, на котором лодкам завода «Дзинтарс» довелось завоевывать медали самой высшей пробы.

По объему выпускаемой готовой продукции «Дзинтарс», пожалуй, был номер один в мире. С приходом Морковкина на Дзинтарс у завода не возникало проблем со сбытом продукции. Морковкин, что называется был идеологом разделения серий специального заказа. Спец. заказ был двух видов.

Читайте также:  Как спасти тонущего человека на лодке

Первый –это эксклюзивные лодки под конкретную команду и ее параметры, второй — серийный спец. заказ под средний вес спортсмена. Морковкин не только хранил производственный алгоритм и создавал структуру инженерно-производственных цепочек, но и был на одной волне с тренерами и спортсменами.

Алгоритм выглядел примерно так: сначала работали выклейщики, придававшие лодке форму, затем монтажники обшивали каркас фанерой, получался корпус, который затем покрывался лаком. Каждый технологический этап был четко прописан, каждый цех знал свое значение в структуре производства. Словно ателье по пошиву одежды, завод выполнял заказы по параметрам заказчиков.

Морковкин искал различные материалы, все время думал, как облегчить лодку, но при этом сделать ее жесткой. Порой, приезжая на регаты, он мог почувствовать стиль гребли того или иного экипажа и понять какая лодка нужна под стиль гребли команды. Всякий раз, отдавая новую лодку спортсменам сборной с завода, обязательно приезжал специалист, для того чтобы своими глазами увидеть лодку в работе. Тоже самое происходило и на примерках, когда мастер с завода по несколько раз приезжал в распоряжение сборной для снятия мерок со спортсменов.

Вместе с главным инженером предприятия, Морковкин сумел создать производственный цикл для изготовления всех классов лодок для академической гребли от одиночки до восьмерки. При этом. все классы судов выпускались во всех линейках: в специальной серии, в серии стандартных спец. заказов и в учебно-тренировочной серии лодок для начального спортивного мастерства.

Когда спортсмен попадал в сборную команду, производились замеры антропометрии каждого из членов экипажа. Лодка создавалась словно костюм в ателье по пошиву одежды. Затем, было освоено изготовление лодок из пластика и уже в конце 70-х годов весел из углеволокна. Лодки специального заказа были созданы для многих великих команд.

К слову сказать, команда 4+ Владимира Ешинова выступала на лодке, выпущенной на заводе «Дзинтарс». На Олимпийских играх 1976 года в Монреале на лодке Дзинтарс серебряную медаль завоевала двойка с рулевым в составе: Дмитрий Бехтерев, Юрий Шуркалов, Юрий Лоренцсон (рулевой).

Команда 4+ Жорж c а Тикмерса заняла второе место на Олимпиаде 80. Пожалуй, четверка с рулевым (4+) — это одна из лучших и удачных моделей «Дзинтарс». По специальному заказу для нашей сборной были изготовлены лодки для участия в чемпионате мира в Новой Зеландии в 1978 году. Их еще называли одноразовыми, подразумевалось, что на них отгоняются и оставят в Новой Зеландии.

Хочется вспомнить ноу-хау знаменитого тренера из Пскова Валерия Прокопенко, идея которого создать четверку, где рулевая будет не на носу или корме лодки, а в середине. Идея была воплощена именно на заводе «Дзинтарс». Перед глазами финиш нос в нос женских восьмерок СССР и ГДР на Олимпиаде 80.

Женская восьмерка СССР с загребной Ниной Уманец выступала на лодке «Дзинтарс» и завоевала серебряную медаль. Эта команда побеждала на этой лодке на многочисленных регатах. А еще вспоминаются репортажи о заездах Большой Московской Регаты 80-х годов, которые показывал первый канал Советского телевидения. Почти в каждом заезде тех репортажей участвовали лодки марки «Дзинтарс».

Лодки специального заказа, изготовленные на заводе, отличались особой легкостью. Деревянные лодки «Дзинтарс» были не хуже, чем лодки немецких и швейцарских производителей. Затем на верфи в ГДР впервые стали создавать лодки из пластика, а позже была создана прогрессивная сотовая технология, которую применил Empacher . Это видоизменило положение дел на этом рынке спортивных лодок, закрепив за Empacher статуса лидера отрасли.

Из воспоминаний Заслуженного тренера БССР Смирнова В.Н.: «Для команды БССР я заказывал все лодки на заводе «Дзинтарс». Не потому, что Валентин Морковкин был моим товарищем, а потому, что я мог заказать лодку под индивидуальные параметры моих команд, знал, что лодка будет готова к определенному времени».

Заказ для сборной БССР (30.01.1978) пример: (4-) — 2шт, (4+) — 2шт, (1х) — 6шт, (2-) — 5шт.

Из воспоминаний Смирнова В.Н.: «В 1975 году вместе с восьмеркой, где загребным был Владимир Ешинов, мы принимали участие в регате в Манхайме. Вместе с нами тренерами, на этой регате присутствовал и Валентин Морковкин. После гонок к нам подошел представитель Empacher и пригласил нас с Валентином Ивановичем Морковкиным и Леонидом Вадимовичем Драчевским посмотреть производство.

Производство было расположено в горах. Я увидел, как кистью на борта лодки из красного дерева наносится подогретый до определенной температуры лак. Обычной кистью, простыми движениями, без каких-либо распылителей. Производство «Дзинтарс» и Empacher как мне тогда показалось, были очень похожи.

А еще я вспоминаю, продолжает В.Н.Смирнов, как Валентин Морковкин привез первую партию весел из углеволокна для четверки Володи Ешинова. Первым их решил испробовать Саша Клепиков, только не в лодке, а на берегу. Положил на паребрик и прыгнул. Весло в дребезги. Получил тогда от меня (Смеется)».

Легендарный завод «Дзинтарс» выпускал 8000 лодок в год (в среднем), пытался наращивать производство до 10000 лодок. К примеру: на верфи Filippi в настоящее время производится в среднем 1600 лодок в год. Как любит говорить синьор Филиппи: «Я не гребец, я предприниматель и на меня работают лучшие инженеры. Я готов делать лодки под индивидуальные параметры заказчика». Валентин Иванович Морковкин был гребец, что называется с именем, при этом производственник, организатор и конечно знаток всех процессов советской экономики.

Читайте также:  Прицеп для лодки ПВХ вес

Иногда и сейчас в эллингах можно встретить деревянные лодки «Дзинтарс». В основном это лодки уже последних серий, так называемых серийных специальных заказов. Возможно, этим лодкам довелось участвовать в первенствах мира среди юношей 80х годов. В дальнейшем Empacher успешно первым применил сотовую технологию и ушел в отрыв от всех мировых производителей лодок того времени.

В 80-е годы сборная команда СССР уже чаще использовала лодки Empacher , однако «Дзинтарс» достойно продолжал обеспечивать нужды серийными спец. заказами и тренировочными лодками из пластика. Одним из первых предприятий в мире «Дзинтарс» освоил технологию производства весел из углеродного волокна.

Вспомним имена некоторых сотрудников, которые ковали в разные годы славу предприятия: Главный конструктор Янис Дзелзкалейс, Заместитель начальника по производству Александр Филиппович Панченко, Маковский Вячеслав – мастер производства, столяр-краснодеревщик — Василий Крушка, Михаилов Андрей Николаевич – мастер производства, директор предприятия Валентин Иванович Морковкин.

Среди мастеров предприятия были около 20 мастеров спорта по гребле.

Р. S . — Может быть вы встретите некоторые неточности. Мы старались собрать информацию о производстве и лодках, чтобы сохранить добрую память о легендарном предприятии. Возможно, уважаемым читателям получится вспомнить о командах, становившихся чемпионами и призерами международных соревнований на лодках «Дзинтарс».

С уважением, Артем Смирнов

Источник: kbstech.ru

Спортивная школа
Олимпийского резерва N5

Гребля является одним из древнейших видов спорта. Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее такие состязания стали проводиться в Древнем Риме. С начала 13 века в Англии интенсивно использовались небольшие лодочки и баржи для перевозки пассажиров и грузов через Темзу, а также вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже в 16 веке перевозчики стали устраивать гонки. Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в викторианской Англии в XVII — начале XVIII в.

В XIX в. этот вид спорта — гребля на академических судах — лодках с подвижными сиденьями и выносными уключинами, приобрел популярность в различных странах Европы и оттуда распространился в Северную Америку и Австралию. К началу 18 века в Лондоне насчитывалось более чем 40 тыс. перевозчиков-профессионалов, носивших специальную форму.

В 1715 году состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. Первая известная регата состоялась в 1775 году на Темзе. Гонки между Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта.
В России гребля начала развиваться так же, как и в Англии, в 18 веке. В 1718 году Петр I подписывает указ о создании в России «Невского флота с тем, чтобы «. научить подданных без страха плавать по морям и любить его».

С 1742 года в Петербурге и Москве большой интерес вызывают гонки «краснорубашечников», перевозчиков «рабочего люда и товаров». Гребные лодки того времени были мало приспособлены для проведения спортивных соревнований. Чтобы добиваться побед, надо было увеличить скорость лодок. Вот тогда стали появляться различные новшества.

Первыми появились широкие сидения, смазанные салом, по которым гребцы, одетые в кожаные штаны, сгибая ноги, легко скользили. Затем, в 1830 году, появились выносные уключины. В 1857 году появляются подвижные банки, а в 1904 году — металлические уключины с колковыми вертлюгами, которые затем были заменены на вращающиеся. Таким образом, к началу 20 века академические лодки достигли своего почти современного вида.

В 1884 году аналогичный союз появился в Германии, в 1886 году — в Швейцарии, в 1887 году — в Бельгии и т. д.

В 1892 году была создана Международная федерация гребных обществ — ФИСА. Начиная с 1893 года стали проводиться чемпионаты Европы по академической гребле.

Первой спортивной организацией в России со своим «Уставом и командором» стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. Именно здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок.

В 1867 году такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он «Гребная база «Стрелка».
В 1892 году проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. На дистанции 690 саженей — 1140 м, он показал результат 6 мин 30 сек. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга. 7 раз побеждали москвичи, 15 раз — гребцы северной столицы.

Читайте также:  Лодка такая маленькая что в ней может поместиться еще только один пассажир

С 1909 году российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Петербуржец Михаил Кузик дважды выиграл открытый чемпионат Нидерландов и принял участие в Играх V Олимпиады в 1912 году, в Стокгольме, где вышел в полуфинал. В эти же годы москвич Анатолий Переселенцев на одиночке выиграл первенство Франции, где он тогда работал, и в двойке парной — чемпионат Европы.

В 1922 году было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 году, в Ленинграде — первое первенство СССР, в котором все призовые места достались представителям Москвы и Ленинграда.

В 1928 году в Москве состоялась I Всесоюзная Спартакиада, собравшая более 7 тыс участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 года проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным.

В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. И несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами.

В 1951 году советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в I Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете.

Академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований, начиная с 1900 года. До 1976 года в олимпийских регатах участвовали только мужчины. В Монреале на Играх XXI Олимпиады впервые стартовали женщины.

За время существования Международной федерации гребных обществ было проведено 50 чемпионатов Европы, 23 чемпионата мира и все Олимпийские регаты, начиная с 1900. Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952. В 1999 в Федерацию входило 105 региональных федераций.

С 1993 официальные чемпионаты мира проводятся по следующей программе: одиночка (мужчины и женщины), двойка парная (мужчины и женщины), двойка распашная без рулевого (мужчины и женщины), двойка распашная с рулевым (мужчины), четверка парная (мужчины и женщины), четверка распашная без рулевого (мужчины и женщины), четверка распашная с рулевыым (мужчины), восьмерка (мужчины и женщины). Программа Олимпийской регаты включает те же самые классы лодок, кроме двойки и четверки распашных с рулевым.

«Абсолютным» олимпийским чемпионом среди гребцов является англичанин Стив Редгрейв. Он пять раз (в 1984, 1988, 1992, 1996, 2000) побеждал на Олимпийских играх и 7 раз становился чемпионом мира.

Длина гоночной дистанции для всех категорий лодок — 2000 м.

Источник: www.roshor5.ru

Академическая гребля лодка название

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области «Спортивная школа олимпийского резерва по гребному спорту Вячеслава Иванова»

+ 7 (4842) 59-13-20
пн — чт, с 08:00 до 17:00
пт, с 08:00 до 16:00
сб — вс, Выходные дни

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организации
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство Педагогический состав
  • Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово- хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • История Организации
  • Наши новости
  • План приема
  • Порядок приема на обучение
  • Вступительные тестирования

Академическая гребля — это водный олимпийский вид спорта, в котором участники, находясь в лодке, с помощью весел и собственной силы, преодолевают дистанцию спиной вперед (в отличие от гребли на байдарках и каное). Международная федерация гребного спорта (ФИСА) (фр. Federation Internationale des Societes d’Aviron, FISA) — объединение, которое отвечает за развитие академической гребли в мире, а также организацию и проведение международных соревнований.
История академической гребли
На древнеегипетском каменном барельефе, созданном между 3300 и 3000 годами до нашей эры, изображены гонки на гребных судах. Это один из первых доказанных фактов использования гребли не только для торговли, перевозок или военных действий, но и как спортивной забавы.

На протяжении истории развития гребли конструкция гоночных судов кардинально изменилась. Изменился и дизайн и конструкция весел. Современные гоночные суда это продукт высоких технологий, применяемых в самолетостроении и космонавтике.

Однако гребля не стала предметом занятий избранных, гребля была и остается массовым видом спорта и включена в обязательную программу физического воспитания ведущих колледжей и университетов всего мира. Наиболее известной регатой современности является ежегодная гонка между университетами Оксфорда и Кембриджа. Первый рекорд в этой гонке был установлен в 1829 году. А наиболее престижной является всемирно известная Хенлейская Королевская Регата, основанная в 1839 г. и получившая королевский статус в 1851 г.

Для основателя современного Олимпийского движения барона Пьера де Кубертена гребля являлась любимейшим видом спорта. П. де Кубертен являлся тренером и судьей по гребле и отводил гребле лидирующую роль в системе физического воспитания на основании того, что при гребле одновременно работают до 80% мышц, а сами занятия проходят в естественной природной среде, не нарушая ее.

Источник: xn—-8sbabjdk7aklrmbnjhovx.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...