641 проект подводной лодки характеристики

Во второй половине 1950-х годов потребовалась замена большим субмаринам проекта 611 — лодкам первого послевоенного поколения. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, сосредоточившихся на развитии атомного подводного флота, в СССР продолжалось строительство и дизель-электрических субмарин.

Разработку нового проекта, получившего номер 641, возглавил С. Егоров (позже его сменил З. Дерибин). Лодка получила удобнообтекаемый корпус с небольшой седловатостью и заостренным форштевнем, улучшившим мореходность в надводном положении. Конструктивно она является двухкорпусной и состоит из прочного и легкого корпусов. Прочный корпус разделялся на семь отсеков: 1 -й и 7-й – торпедные; 2-й и 4-й – жилые (во 2-м также располагалась кают-компания, а в 4-м -камбуз; в трюмах этих отсеков находились аккумуляторные батареи); в 3-м отсеке находился центральный пост, в 5-м – дизели, в 6-м – электродвигатели. Силовая установка субмарины была трехвальной, а помимо электромоторов полного хода ее оборудовали малошумным электромотором «подкрадывания».

«Пахари океана» — Подводные лодки 641 проекта.

СЕРИЯ

Строительство субмарин проекта 641 велось в Ленинграде, на заводе № 196 («Судомех»). Головная подлодка нового проекта, получившая обозначение Б-94, была заложена 3 октября 1957-го, спущена на воду 28 декабря того же года и вошла в строй 25 декабря 1958-го. До 1971 года состав ВМФ СССР пополнили в общей сложности 58 лодок проекта 641.

Первоначально они служили преимущественно на Северном и Тихоокеанском флотах, но по мере поступления новых атомных субмарин переводились на Балтику и Черное море. К началу 1980-х годов большинство ПЛ пр. 641 было выведено из боевого состава и в течение последующих лет продано на слом. В 1995-м при разделе Черноморского флота ПЛ Б-435 была передана ВМС Украины, где получила название «Запорiжжя» (в 2014 году вернулась в состав Черноморского флота России).

ЭКСПОРТ

Подводные лодки проекта 641 достаточно широко поставлялись за рубеж. Первым и наиболее крупным покупателем стала Индия. В 1967-1969 годах она получила четыре субмарины экспортной модификации И641, а в 1972-1974 годах – еще четыре модернизированные лодки проекта И641К.

В течение двух десятилетий они составляли основу подводных сил ВМС Индии, но к настоящему времени заменены более современными субмаринами. Шесть лодок проекта И641К поставили в Ливию (три в 1976-1977 гг. и три – в 1980-1982 гг.).

Третьей страной, получившей такие субмарины, стала Куба – ей передали три корабля проекта И641К (в 1978,1979 и 1983 гг.).

Таким образом, на экспорт построили 17 подлодок «Фокстрот». Кроме того, в 1987 и 1988 годах две ПЛ проекта 641 из состава советского ВМФ были переданы в аренду Польше. В настоящее время за рубежом уже не осталось в строю ни одной лодки этого проекта.

Подлодка проект 641, подробный обзор разработки и испытаний

ВАРИАНТ «Б»

В конце 1960-х годов под руководством З. Дерибина был разработан модернизированный вариант 641 -го проекта – подлодка проекта 641Б («Сом»). Она относилась к промежуточному типу между дизельными субмаринами второго и третьего послевоенных поколений.

Унаследовав от предшественницы схему силовой установки, субмарина получила обновленное радиоэлектронное оборудование, прежде всего – гидроакустический комплекс и боевую информационно-управляющую систему.

Лодку оснастили автоматизированными системами управления кораблем и его системами. Также внедрили комплекс мер по акустической защите: легкий корпус был облицован противогидролокационным покрытием, звукопоглощающие покрытия были нанесены на фундаменты механизмов. Были существенно улучшены условия обитаемости.

Пересмотрели состав вооружения, отказавшись от кормовых торпедных аппаратов и оставив лишь носовые. Был увеличен боезапас, а также установлено устройство быстрого перезаряжания торпедных аппаратов. Постройка лодок проекта 641Б велась в Горьком (ныне Нижний Новгород), на заводе «Красное Сормово».

Головная Б-443 вошла в строй в 1973 году. До 1982 года построили 18 субмарин этого проекта. Большинство их списали в 1995-1996 годах. Формально в составе ВМФ России остается одна лодка проекта 641Б – «Святой Георгий» (бывшая Б-380 «Горьковский комсомолец»). Она входит в состав Черноморского флота, однако находится в небоеготовом состоянии.

БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПР.641 (641Б)

  • Водоизмещение надводное/подводное, т: 1952/2475 (2770/3600)
  • Размеры, м:
    – длина: 91,3 (90,2)
    – ширина: 7,4 (8,6)
    – осадка: 5,9 (6,7)
  • Скорость надводная/подводная, узлов: 16/15 (13/16,5)
  • Глубина погружения рабочая/предельная, м: 280/380 (240/300)
  • Автономность, суток: 90 (80)
  • ГЭУ: дизели 37Д 3 х 2000 л. с, электродвигатели полного хода ПГ-101 2x 1350 л. с. и Пг-102 1 х 2700 л. с, электродвигатель экономического хода ПГ-104 1 х 140 л. с. (то же, за исключением дизелей – 2Д42М 3 х 1900 л. с.)
  • Экипаж, чел.: 70 (78)
  • Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых 533-мм ТА с боекомплектом 22 торпеды или 32 мины (6 носовых 533-мм ТА с боекомплектом 24 торпеды или 44 мины)

Источник: warfor.me

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Во времена холодной войны между СССР и США на море сложилась патовая ситуация: с одной стороны, у янки не было проблем с надводными кораблями (в том числе и ракетоносцами), а вот у нашей страны флот (в том числе и в результате подковерных интриг) в этой области был заметно слабее. Зато у Советского Союза были подлодки. Разнообразие их было огромным: от малюток, которые можно увидеть в «Особенностях рыбалки», до громадных «Акул».

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Несмотря на то что основной ударной силой нашего государства в то время были ядерные ракетоносцы, все же скромная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 сыграла в истории судостроения немалую роль.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Назначение лодок проекта 641

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Как и предшественница, подводная лодка проекта 641 предназначалась для прикрытия морских караванов, защиты торговых и коммуникационных путей, сопровождения соединений. Но при этом новые машины обязаны были обладать лучшими скоростными показателями, большей автономностью, улучшенными условиями жизни и быта экипажа, а главное – нести на борту значительно больше вооружений.

В состав экипажа входило 70 человек, из них 12 человек – офицеры. Для всех были созданы прекрасные по тем временам условия жизни, которые на лодках проекта 611 были недостижимы. Особенно комфортной была подводная лодка Б-427 641 проекта.

Читайте также:  Hangkai лодочный мотор кто производитель

Основные характеристики новых подлодок

Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Что касается комплектации, то первый отсек – традиционно торпедный. Подводная лодка проекта 641 могла вести огонь торпедами до глубины в 80 метров. Второй отсек был жилым, там находилась, в том числе, и кают-компания. В этом же отсеке, под палубным настилом, конструкторы разместили блоки аккумуляторных батарей. Четвертый стал (традиционно) местом, где расположился центральный пост.

По теме: Сложно поверить, но эти 30 снимков сделаны без фотошопа

Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.

Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды.

За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.

Характеристики двигателей

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104.

Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102.

Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

Механика

Три вала и три винта, шаг которых может быть изменен экипажем. Все рули глубины и направления имели сразу три привода: гидравлику, электрический и ручной, он же «последний шанс». Впервые был использован комплекс автоматической стабилизации «Мрамор», который значительно облегчал работу экипажа и слежение за положением субмарины в пространстве.

Энергетика

Первоначально на лодку устанавливались аккумуляторные батареи модели 46СУ, впоследствии замененные на более надежные и емкие 48СМ. Всего на борту этих субмарин было 448 батарей. Возможно, что на некоторых лодках могли использоваться АКБ марки 60СУ. Их упоминание встречается в нескольких эпизодах мемуаров советских подводников (в частности, там упоминается подводная лодка Б-427 641 проекта), но тут, возможно, имеет место обычная неточность.

Новинки в бортовом оборудовании

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

В конструкцию корабля включены новые виды гидролокационного, радиотехнического и навигационного оборудования, прочее высокотехнологичное (для тех времен) оборудование. Для обнаружения надводных целей используется радиолокационная система «Флаг», а продвинутая станция гидроакустиков МГ-10 могла принимать сигналы не только своих, но и чужих «асдиков». Тем же целям служит комплекс «Арктика-М», который постоянно действует в активном режиме.

По теме: Загадочное AI-питание — что это?

Если купить модель подводной лодки Б-28 проекта 641, то можно увидеть большой наплыв в носовой части, где размещалась вся электроника.

Для пассивной защиты лодки предназначен «Свет-М», который загодя фиксирует даже далекие импульсы чужих гидролокаторов. Радиотехническая разведка осуществляется посредством комплекса «Накат». Следует учесть, что в процессе производства в конструкцию этих лодок постоянно вносились значительные изменения, а потому точно описать все варианты бортового оборудования не получится. Модернизированные субмарины проходят под индексом 641Б.

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Современное состояние парка

Всего за рубеж (не считая стран социалистического блока) передали 13 таких субмарин, причем получили их, в частности, Ливия и Куба. В настоящее время эти лодки точно сняты с боевого дежурства в Индии, на металл в середине 2000 годов были отправлены оба корабля Польши, судьба остальных неизвестна. Вероятнее всего, их просто разделали на металлолом. На вооружении нашей страны остается одна дизельная подводная лодка 641 проекта (вроде бы, сведения отрывочны), но ее наверняка в скором времени спишут, так как сегодня на смену старым модификациям идут «Лады» и другие дизель-электрические подлодки.

Также один экземпляр состоит на вооружении ВМС Украины (и является единственной подлодкой в тех краях). Правда, состояние корабля таково, что его уже неоднократно предлагали разделать на металл, так как его ремонт уже нецелесообразен. Чего стоит только то обстоятельство, что в 2012 году этот корабль первый раз за 20 лет выходил своим ходом в море. Выручает украинцев лишь то, что 641 проект (подводные лодки), фото представителей которого есть в статье, был весьма надежен с технической точки зрения.

Читайте также:  Как правильно заклеивать лодку ПВХ

По теме: Прессовщик-вулканизаторщик: должностная инструкция, техника безопасности

Карибский кризис

На западе субмарины этого типа стали широко известны во времена Карибского кризиса. Именно они участвовали в прорыве блокады Кубы, причем точное количество подлодок, задействованных в этой операции, неизвестно и по сей день. Считается, что там были подводные лодки 641 проекта 19 бригады. Экипажам приходилось действовать в тяжелейших условиях, так как температура в отсеках порой доходила до 60 градусов по Цельсию, а всплывать для вентиляции и зарядки батарей было нельзя, во избежание обнаружения американскими судами. Увы, но классическая подводная лодка 641 проекта кондиционеров не имела…

В столь сложных условиях экипажи и даже командиру субмарин иногда в течение нескольких дней понятия не имели, что делается в мире, и не находятся ли СССР и США в состоянии атомной войны. Только высокая выучка и хладнокровие позволили предотвратить невероятную беду. Как-никак, на борту каждой подлодки были торпеды с ядерными зарядами!

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Есть сведения, что в 60-х годах имели место случаи практически боевых соприкосновений лодок проекта 641 с американскими эсминцами. Особенно показателен случай, бывший в 1962 году. Подводная лодка проекта 641 с номером Б-36 долгое время патрулировала окрестности Кубы, успешно уходя от обнаружения ВМС США. Однажды ночью, во время планового всплытия, она была замечена с борта неустановленного американского эсминца, экипаж которого (без всяких предупреждений) произвел запуск противолодочной торпеды.

К счастью, экипаж Б-36 действовал грамотно и слаженно. От атаки удалось уйти, но… Американцы долгое время преследовали лодку (уйти на глубину было нельзя, аккумуляторы разряжены) и сбрасывали по ее курсу взрывпакеты и даже обычные гранаты, попутно глуша эфир. Передать радиограмму в Москву удалось лишь с восьмой попытки.

Несмотря на противодействие, экипаж сумел оторваться от преследования. И даже после этого лодка продолжала нести боевое дежурство, уйдя на Кольский полуостров только после того, как большая часть АКБ вышла из строя. В аналогичной ситуации оказался экипаж подводной лодки Б-28 проекта 641, но там обошлось без торпедных атак.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Источник: textman.ru

Подводная лодка проекта 641: корабли, фото

Во времена холодной войны между СССР и США на море сложилась патовая ситуация: с одной стороны, у янки не было проблем с надводными кораблями (в том числе и ракетоносцами), а вот у нашей страны флот (в том числе и в результате подковерных интриг) в этой области был заметно слабее. Зато у Советского Союза были подлодки. Разнообразие их было огромным: от малюток, которые можно увидеть в «Особенностях рыбалки», до громадных «Акул».

подводная лодка проекта 641

Несмотря на то что основной ударной силой нашего государства в то время были ядерные ракетоносцы, все же скромная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 сыграла в истории судостроения немалую роль.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Назначение лодок проекта 641

подводная лодка б 427 641 проекта

Как и предшественница, подводная лодка проекта 641 предназначалась для прикрытия морских караванов, защиты торговых и коммуникационных путей, сопровождения соединений. Но при этом новые машины обязаны были обладать лучшими скоростными показателями, большей автономностью, улучшенными условиями жизни и быта экипажа, а главное – нести на борту значительно больше вооружений.

В состав экипажа входило 70 человек, из них 12 человек – офицеры. Для всех были созданы прекрасные по тем временам условия жизни, которые на лодках проекта 611 были недостижимы. Особенно комфортной была подводная лодка Б-427 641 проекта.

Основные характеристики новых подлодок

Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.

экипаж подводной лодки б 28 проекта 641

Что касается комплектации, то первый отсек – традиционно торпедный. Подводная лодка проекта 641 могла вести огонь торпедами до глубины в 80 метров. Второй отсек был жилым, там находилась, в том числе, и кают-компания. В этом же отсеке, под палубным настилом, конструкторы разместили блоки аккумуляторных батарей. Четвертый стал (традиционно) местом, где расположился центральный пост.

Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.

Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды.

За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.

Характеристики двигателей

подводная лодка 641 проекта

Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104.

Читайте также:  Атомная подводная лодка зачем нужна

Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102.

Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

Механика

Три вала и три винта, шаг которых может быть изменен экипажем. Все рули глубины и направления имели сразу три привода: гидравлику, электрический и ручной, он же «последний шанс». Впервые был использован комплекс автоматической стабилизации «Мрамор», который значительно облегчал работу экипажа и слежение за положением субмарины в пространстве.

Энергетика

Первоначально на лодку устанавливались аккумуляторные батареи модели 46СУ, впоследствии замененные на более надежные и емкие 48СМ. Всего на борту этих субмарин было 448 батарей. Возможно, что на некоторых лодках могли использоваться АКБ марки 60СУ. Их упоминание встречается в нескольких эпизодах мемуаров советских подводников (в частности, там упоминается подводная лодка Б-427 641 проекта), но тут, возможно, имеет место обычная неточность.

Новинки в бортовом оборудовании

дизельная подводная лодка 641 проекта

В конструкцию корабля включены новые виды гидролокационного, радиотехнического и навигационного оборудования, прочее высокотехнологичное (для тех времен) оборудование. Для обнаружения надводных целей используется радиолокационная система «Флаг», а продвинутая станция гидроакустиков МГ-10 могла принимать сигналы не только своих, но и чужих «асдиков». Тем же целям служит комплекс «Арктика-М», который постоянно действует в активном режиме.

Если купить модель подводной лодки Б-28 проекта 641, то можно увидеть большой наплыв в носовой части, где размещалась вся электроника.

Для пассивной защиты лодки предназначен «Свет-М», который загодя фиксирует даже далекие импульсы чужих гидролокаторов. Радиотехническая разведка осуществляется посредством комплекса «Накат». Следует учесть, что в процессе производства в конструкцию этих лодок постоянно вносились значительные изменения, а потому точно описать все варианты бортового оборудования не получится. Модернизированные субмарины проходят под индексом 641Б.

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.

641 проект подводные лодки фото

На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Современное состояние парка

Всего за рубеж (не считая стран социалистического блока) передали 13 таких субмарин, причем получили их, в частности, Ливия и Куба. В настоящее время эти лодки точно сняты с боевого дежурства в Индии, на металл в середине 2000 годов были отправлены оба корабля Польши, судьба остальных неизвестна. Вероятнее всего, их просто разделали на металлолом. На вооружении нашей страны остается одна дизельная подводная лодка 641 проекта (вроде бы, сведения отрывочны), но ее наверняка в скором времени спишут, так как сегодня на смену старым модификациям идут «Лады» и другие дизель-электрические подлодки.

Также один экземпляр состоит на вооружении ВМС Украины (и является единственной подлодкой в тех краях). Правда, состояние корабля таково, что его уже неоднократно предлагали разделать на металл, так как его ремонт уже нецелесообразен. Чего стоит только то обстоятельство, что в 2012 году этот корабль первый раз за 20 лет выходил своим ходом в море. Выручает украинцев лишь то, что 641 проект (подводные лодки), фото представителей которого есть в статье, был весьма надежен с технической точки зрения.

Карибский кризис

На западе субмарины этого типа стали широко известны во времена Карибского кризиса. Именно они участвовали в прорыве блокады Кубы, причем точное количество подлодок, задействованных в этой операции, неизвестно и по сей день. Считается, что там были подводные лодки 641 проекта 19 бригады. Экипажам приходилось действовать в тяжелейших условиях, так как температура в отсеках порой доходила до 60 градусов по Цельсию, а всплывать для вентиляции и зарядки батарей было нельзя, во избежание обнаружения американскими судами. Увы, но классическая подводная лодка 641 проекта кондиционеров не имела…

В столь сложных условиях экипажи и даже командиру субмарин иногда в течение нескольких дней понятия не имели, что делается в мире, и не находятся ли СССР и США в состоянии атомной войны. Только высокая выучка и хладнокровие позволили предотвратить невероятную беду. Как-никак, на борту каждой подлодки были торпеды с ядерными зарядами!

подводная лодка б 28 641 проекта

Есть сведения, что в 60-х годах имели место случаи практически боевых соприкосновений лодок проекта 641 с американскими эсминцами. Особенно показателен случай, бывший в 1962 году. Подводная лодка проекта 641 с номером Б-36 долгое время патрулировала окрестности Кубы, успешно уходя от обнаружения ВМС США. Однажды ночью, во время планового всплытия, она была замечена с борта неустановленного американского эсминца, экипаж которого (без всяких предупреждений) произвел запуск противолодочной торпеды.

К счастью, экипаж Б-36 действовал грамотно и слаженно. От атаки удалось уйти, но… Американцы долгое время преследовали лодку (уйти на глубину было нельзя, аккумуляторы разряжены) и сбрасывали по ее курсу взрывпакеты и даже обычные гранаты, попутно глуша эфир. Передать радиограмму в Москву удалось лишь с восьмой попытки.

Несмотря на противодействие, экипаж сумел оторваться от преследования. И даже после этого лодка продолжала нести боевое дежурство, уйдя на Кольский полуостров только после того, как большая часть АКБ вышла из строя. В аналогичной ситуации оказался экипаж подводной лодки Б-28 проекта 641, но там обошлось без торпедных атак.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...