Движки, в которых рабочий цикл выполняется за 2 такта (1 оборот коленвала), называются двухтактными; за 4 такта (2 оборота) — четырехтактными. Рабочий цикл включает в себя следующие этапы:
- цилиндр заполняется топливом;
- топливная смесь сжимается;
- топливо воспламеняется;
- газы расширяются, производится очищение цилиндра.
Такт — это смещение поршня в 1 направлении (в верхнюю либо нижнюю сторону). Оборот коленвала, при котором газы, которые сгорели, расширяются и выполняют полезную работу, называется рабочим поршневым ходом.
Преимущества и недостатки двухтактных моторов
Основные плюсы двухтактных движков таковы:
- малый вес, компактность;
- простое обслуживание — детали на такие двигатели продаются в российских магазинах и стоят недорого;
- надежность конструкции — благодаря этому при использовании мотора не возникает неполадок;
- невысокая цена;
- обеспечение большой скорости перемещения лодки.
При продолжительной эксплуатации двухтактного двигателя лодки можно выявить такие недостатки:
Меркурий 5 (2 такта) и Меркурий 5 (4 такта). Запуск и замер скорости на лодке РЕКА-340.
- высокие затраты горючего;
- шум при эксплуатации;
- небольшой эксплуатационный период.
Сравнение двух типов движков
Рассмотрим критерии, по которым нужно проводить сравнение между двух- и четырехтактными движками.
Габариты, объем
Эти параметры моторной части двухтактного агрегата меньше, чем у аналогичного по мощностным показателям четырехтактного мотора. Иначе говоря, двухтактные ДВС имеют больше мощности, если пересчитывать на 1 л объема.
Обусловлено это тем, что мощностные показатели двухтактника при одинаковых габаритах цилиндра и частоте вращения коленвала теоретически в 2 раза выше параметров четырехтактника благодаря увеличенному количеству рабочих циклов.
При этом поршневой ход применяется для расширения не полностью, цилиндр хуже очищается от оставшихся газов. Расход продуцируемой мощности на продувание приводит к тому, что мощностные показатели реально увеличиваются лишь на 60−70 процентов.
Кроме того, имеет значение и то, что у двухтактников отсутствуют громоздкие смазочные и газораспределяющие системы. Габариты и объем нижней части ДВС у обоих видов движков примерно одинаковые.
Масса агрегата
Если двухтактник весит 35 кг, то четырехтактник с такой же мощностью будет иметь вес около 49 кг. Может показаться, что 49 кг — небольшая масса.
Однако нужно учитывать, что она распределяется неравномерным образом. Приблизительно 80 процентов веса приходится на голову (сам движок), а 20 — на ногу. Необходимо учесть и то, что у четырехтактников голова имеет более крупные габариты.
Все эти факторы, сочетаемые с наличием только 1 рукояти для транспортировки, делают процедуру перемещения движка достаточно сложной в реализации.
Стоимость мотора
Четырехтактные моторы производятся по более сложным технологиям, включают в себя больше запчастей, потому всегда стоят больше, чем двухтактники.
2 х или 4 х тактные лодочные моторы в сравнении
Перевозка движка
Двухтактные моторы возможно перевозить в любом положении. Четырехтактные ДВС необходимо размещать в положении стоя либо на боку.
Реакция на ручку газа
4 или 2 такта лодочный мотор
В этой статье мы будем выбирать и изучать типы лодочных моторов с учётом их удобства для рыбалки. Каким же должен быть подвесной лодочный мотор для рыбалки? Ведь так хочется поймать рыбу, отдохнуть на водоёме, подышать чистым воздухом, а не просто прокатиться триста километров и остаться с «нулём». «Классическая фраза» для начала статьи обычно звучит так: 2-х тактные лодочные моторы проще по своему устройству и ремонту, а 4-х тактные моторы экономичнее, но дороже.
Для начала определимся с терминами
Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Попросту говоря, мы платим за современный автомобиль полмиллиона не для того, чтобы ремонтировать его каждые выходные, мы хотим пользоваться им, как средством передвижения, а не как раньше, когда каждые выходные проводили в гараже, настраивая карбюратор или «искали искру». Таким образом, можно подходить и к выбору подвесного мотора — он должен приводить лодку в движение и не ломаться.
Да, 2-х тактный мотор проще по устройству, но это не значит что он надёжнее. Как я уже упоминал, моторесурс 4-х тактного двигателя в пять раз больше двухтактного. Естественно, мы сравниваем карбюраторные модели таких моторов. Откуда же берётся такая разница?
Не буду вам рисовать картинки из учебников и объяснять, что такое два или четыре такта. Мы знаем следующее: в двухтактные лодочные моторы заливается топливо, состоящее из смеси бензина и масла, а в четырёхтактные — просто бензин.
Значит, двигатели чем-то отличаются? Совершенно верно! В цилиндре 2-х тактного двигателя горит смесь бензина с маслом и воздуха. Горит хуже, чем смесь бензина и воздуха, т.к. масло в топливной смеси снижает выделяемую энергию и смесь эта нестабильна по плотности — то густо, то пусто. И это несмотря на то, что современные масла в большинстве случаев самосмешивающиеся, т.е. танцев с потряхиванием бубна (бака) устраивать не надо.
Вернёмся к 4-х тактному двигателю лодочного мотора. Даже школьник знает, как проверить уровень масла в автомобиле и знает, что оно там должно быть! Вот здесь-то «собака и зарыта».
В отличие от двухтактного двигателя, в котором смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра осуществляется благодаря добавлению масла в топливо, коленвал четырехтактного двигателя находится в масляной ванне — картере. То есть механизмы такого типа двигателя смазываются непрерывно и не испытывают таких «рваных» нагрузок как двухтактный.
Причём, чем больше оборотов мы даем двигателю, (т.е. чем больше скорость движения), тем больше подаётся масла к трущимся деталям. Ведь в 4-х тактных лодочных моторах есть масляный насос. А вот в двухтактном двигателе с увеличением оборотов масла может и не хватить — начнется износ «на сухую». Вот отсюда и получается такая колоссальная разница в моторерсурсе.
Малые четырехтактные лодочные моторы до 5 «лошадок» масляного насоса не имеют, и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом, но и у них нагрузки меньше.
Разрушаем мифы о четырехтактном лодочном моторе
Самое время вспомнить миф о перевозке 2-х тактного двигателя на «любом боку и в любом положении», и о том, что 4-х тактный лодочный мотор можно возить только на определённом боку, чтобы не вытекало масло.
Да, четырёхтактный мотор перевозится на одном боку, который указан в инструкции к мотору. Да, в нём постоянно есть масло. Кстати, масло перетечёт не туда куда надо только часа за три. Если вы добираетесь до водоёма один час, то ничего страшного не произойдёт.
Вы часто возите лодочный мотор винтом вверх? Так вот, в моторе есть ручка переключения хода вперёд-нейтраль-назад и во время моей работы было пару случаев поломок 2-х тактных лодочных моторов прямо в магазине, когда моторы клали на ручку переключения передач и всё — кранты ручечке. К примеру, для пятисильного лодочного мотора такая ручечка стоит 4 000 рубликов минимум. Вывод: придётся возить моторы обоих типов на одной и той же стороне, где нет этой ручечки. Миф о трудностях перевозки 4-ех тактного лодочного мотора по сравнению с 2-х тактным разрушен.
Второе «преимущество 2-х тактников» — они быстрее выводят лодку на глиссер. Да, двухтактные моторы обладают лучшей разгонной динамикой и быстрее выводят лодку на глиссер — на целых 5 секунд — мы на рыбалку приехали, чтобы гонки устраивать или мы куда-то торопимся?
Поговорим о прекрасном – то есть о рыбалке
Что есть такое лодочный мотор на рыбалке — это дорожка и ловля в заброс.
Ни один раз сам наблюдал такую картину, на моей любимой «точке» пытаются ловить окуня с лодки, не глуша лодочного мотора! Заброс, ещё, ещё — результат один окушок. Уходят дальше со своим 2-х тактным мотором 13 кг весом. Подхожу через пять минут на 4-х тактном моторе тоже 13 кг — десяток окуней!
Объясняется это просто — на малых оборотах 2-х тактный лодочный мотор в два раза шумнее четырёхтактного. И это окунь, который, в общем-то, не боится шума, а даже выходит на него.
В выходные, когда на водоёме много лодок с большими моторами — клюёт хуже. У лодочного мотора выхлоп в воду, что для нас, как для рулевых, хорошо, а для нас, как рыболовов, очень плохо. Двухтактные лодочные моторы из-за особенностей своей работы и конструкции на порядок шумнее четырёхтактных.
Дорожка при попутном ветре — это особый аттракцион. Выхлоп от мотора направлен в воду, но газы-то пойдут на поверхность и к нам в лёгкие. Четырёхтактные моторы выдают намного чище выхлоп, так как в цилиндрах горит смесь только двух компонентов — бензина и воздуха — и её сгоранием управлять проще, чем смесью бензина, воздуха и масла. В двухтактном лодочном моторе несгоревшее масло попадает в воду, не дает бензину полностью сгореть, ухудшает качество выхлопа и — вы дышите при ловле на дорожку гадостью.
Самое же интересное начинается, когда в 12-ти литровом баке остаётся литра два бензина или полтора, на глаз не разобрать. Но бак-то надо дозаправить, а вчера отметили поимку щуки или праздновали день взятия Бастилии… Начинаем вспоминать пропорции. Сколько двухтактных лодочных моторов сгубили по пьянке . и не сосчитаешь. А чистого бензина долил на заправке и всё — одной заморочкой меньше.
С учётом всего вышеперечисленного мы можем уверенно сказать, что именно 4-х тактные лодочные моторы наиболее подходят для рыбалки, и к тому же они надёжнее 2-х тактных и будут требовать меньше средств на своё техническое обслуживание.
Как я уже не раз намекал в своих статьях о лодочных моторах мощностью до 5 л.с – покупать надо четырёхтактные моторы. Их разница в весе и цене минимальна.
Маломощные лодочные мотора более 5л.с.
Сразу обратим внимание на подвесной лодочный мотор мощность. 20 л.с. Почему? Всё дело в том, что с таким мотором идеально сочетается 4-х метровая лодка. Предел мобильной разборной лодки. В Ладогу на надувной лодке меньше 4-х метров и соваться не стоит. А раз лодка 4 метра, то и мотор 15-20 «лошадок».
В такую надувную лодку всё-таки можно загрузить вещи для похода на три дня, если не брать удобный надувной матрас.
Самая лёгкая 4-х тактная «пятнашка» весит 43 кг, а 2-х тактная 36 кг. Одному и 36 кг немало, а вдвоём и 43 кг немного.
Среди «десяток» весовое преимущество пока на стороне 2-х тактных.
Цена лодочного мотора или на чем не стоит экономить
Да, двухтактные моторы дешевле, но четырёхтактные удобнее в эксплуатации и надёжнее в работе, за счёт чего позволяют нам сэкономить массу времени, которое можно потратить на рыбалку. А время — это самая дорогая штука на свете.
С моторным рыбацким приветом Влад Багров
Важно: Перепечатка материала для offline изданий (журналов, газет и т.п.) допустима только с письменного разрешения администрации сайта, для online ресурсов только при наличии активной ссылки на источник
Разместил: Vlad Bagrov Дата: 17.05.2011 Прочитано: 77552 |
Источник: www.vselp.ru
Какой мотор лучше: двухтактный или четырехтактный
Этот день настал! Рискуя навлечь на себя массу проклятий, мы решили поставить точку в дискуссии, которая длится десятилетиями: какой мотор купить? Что лучше, 2 такта или 4? Ответ: четырехтактный лучше. Расходимся, всем спасибо. (Шутка) Если коротко: для разных задач и разных условий эксплуатации подходят разные моторы. Где-то стоит брать 4-тактный, а где-то достаточно и 2-тактного.
Именно это мы и постараемся сегодня прояснить: когда какой двигатель покупать. А начнем с того, чем, собственно, эти варианты отличаются. Если вы не хотите лезть в «технические дебри», можете пропустить следующий раздел. Но лучше почитайте. Во-первых, мы все объясняем насколько возможно просто.
Во-вторых, знание устройства мотора поможет вам понять те преимущества, к которым мы перейдем позже. А вероятно и позволит сберечь пару лишних рублей, когда в сервисе начнут вешать ерунду на уши.
Чем отличаются моторы на 2 такта и на 4 такта
- Поршень идет вниз. Через клапан впуска при этом «втягивается» топливо. Это такт впуска.
- Поршень поднимается. Это такт сжатия, т.к. в процессе происходит сжатие топлива.
- Свеча дает искру, топливо взрывается, и взрыв толкает поршень вниз. Это такт сгорания (топлива).
- Такт выпуска. При движении поршня вверх он выталкивает продукты сгорания через выпускной клапан.
В этом варианте поршень разделяет картер и камеру сгорания. Поэтому масло смазывает все подвижные части в кривошипной камере, при этом никак не контактируя с камерой сгорания.
Перейдем к рассмотрению двухтактного рабочего цикла.
- Когда поршень идет вверх, он сжимает топливо, которое уже находится в камере сгорания. Одновременно через канал впуска «заходит» топливная смесь в кривошипную камеру.
- Топливо сгорает, толкает поршень вниз. Тем самым перекрывается впускной канал и открывается выпускной. Одновременно через продувочный канал новая порция топливной смеси попадает из кривошипной камеры в камеру сгорания.
В двухтактных моделях смазка поступает вместе с топливом (путем предварительного смешивания). Поэтому сгорает также вместе с ним.
Интересный факт. Первым появился четырехтактный двигатель, а двухтактный – это уже результат его последующего упрощения. Упростил его не кто иной, как Карл Бенц. Тот самый, который в сотрудничестве с Даймлером потом начал выпускать автомобили Mercedes-Benz.
«Как все эти технические подробности помогут сделать выбор?» – спросите вы. Скоро мы все поясним.Начинается самое интересное.
Критерии выбора
Если спросить у сотни водомоторщиков какой двигатель лучше, то однозначного ответа вы не получите. Проблема в том, что у всех свои потребности, а соответственно и критерии того, какими качествами должен обладать ПЛМ.
Сейчас мы пройдемся по каждому из этих критериев. Разберем в подробностях, на что они влияют. После этого вы уже сами сможете определить, какие из них для вас важнее.
Для тех кто хочет более глубокого обоснования выбора, мы припасли сюрприз. Не «переключайтесь».
Цена
Давайте взглянем правде в глаза. Цена – это главное, что волнует примерно 90% покупателей лодочных моторов. Конечно, есть еще показатели мощности, бренд, но все это не относится к теме сегодняшнего разговора и никак не повлияет на ваш выбор между количеством тактов.
Так вот, двухтактники ощутимо дешевле.Как уже стало понятно, они проще, значит их легче и быстрее изготовить. Да и материала на них идет меньше. Следовательно, и цена ниже.
- MARLIN MF 9.9 AMHS (четыре такта) – 162 700 р.
- MARLINMP 9.9 AMHS (два такта) – 119 900 р.
Это моторы одной мощности примерно в одной комплектации. Поэтому дают наглядное представление о разнице в цене.
Если для вас первоначальные вложения в мотор – единственный значимый фактор, то у нас есть победитель –двухтактный двигатель.
Вес
Обычно масса не является первой цифрой, на которую вы смотрите при выборе мотора. Но есть пара моментов, которые могут сделать вес решающим фактором при выборе между двухтактными четырехтактным двигателем. Ведь 4-тактные аппараты значительно тяжелее.
Первый – это ограничение по весу двигателя вашей лодки. Вполне может быть, что у вас в паспорте плавсредства указана максимальная мощность ПЛМ 20 л.с. Но при выборе мотора вы можете столкнуться с ситуаций, когда двадцатку можно взять только двухтактную, а 4 такта просто не влезут в ограничение по весу.
Тут вам придется выбирать – либо двадцатка, но двухтактная, либо 9.9/15, но четырехтактный.
Второй неочевидный момент – физические возможности. Масса 2- и 4-тактных двигателей может отличаться процентов на 30, а это очень много. В приведенном выше примере с Марлинами разница всего в 4 кг. Но есть случаи, когда одна модель весит 37 кг, а вторая 50. И если первый вариант (2-тактный) поднять еще можно, то со вторым возникнут проблемы, если вы не в потрясающей физической форме.
Всем известно, что двухтактники значительно более шумные… Но так ли это?
На наш взгляд количество и значение децибел часто переоценивается. По опыту можно сказать, что в моторах 30+ л.с. вы вряд ли будете ощущать заметную разницу в уровне шума (звук, конечно, разный у разных систем, но его громкость не так чтоб и разнится).
Если брать менее мощные двигатели, то шум ощущается вплоть до того момента, пока вы не выйдете на глиссер. Потом основным шумом будет ветер.
Из этого можно заключить, что шум может доставлять дискомфорт разве что на маломощных двигателях. Скорее всего, бюджетных, производители которых не особо заморачивались звукоизоляцией и погашением вибрации.
Действительно, многочасовое нахождение рядом с такими агрегатами не рекомендуется. Если для вас это критично – взгляните в сторону четырехтактных моделей.
Если шум мы считаем переоцененным по значимости, то запах, пожалуй, самый недооцененный фактор.
В четырехтактных моторах топливо сгорает практически полностью, меньше загрязняя воздух выхлопами. В двухтактных с этим все гораздо хуже. К тому же масло сгорает вместе с бензином, добавляя к нему свои ароматы.Это имеет «накопительный» эффект: чем старше двигатель, тем он «ароматнее». Усугубляется все это использованием низкокачественного бензина и масла.
О вреде экологии можно даже не упоминать: мы понимаем, что она для большинства людей дело десятое. Но если ваша лодка предназначена для семейного отдыха, катания детей, то ситуация в корне меняется. Вряд ли вы захотите, чтобы ваши дети дышали ядовитыми выхлопами, пусть даже в недолгие моменты отдыха.
Если это ваша ситуация – выбирайте 4 такта.
Двухтактный двигатель можно транспортировать в любом пространственном положении. Он даже работать вверх ногами может – конструкция позволяет.
А вот с четырехтактными все не так просто. В идеале его нужно транспортировать вертикально. Если хотите положить на бок, то нужно знать на какой и под каким допустимым углом (это обычно описано в инструкции).
Проблема в том, что далеко не все модели можно перевозить на боку. И это может оказаться критичным – уточняйте этот момент заранее. Не у всех в багажнике неограниченное пространство и возможность возить двигатель «стоя».
В 4-тактных агрегатах масло и топливо заливаются отдельно. В 2-тактных нужно предварительно смешать эти компоненты. Причем строго соблюдая пропорции. Обычно это 50:1, но лучше уточнять цифру в инструкции. Не сказать, что критичная, но постоянно отнимающая время особенность.
Часто можно встретить рекомендации смешивать большие объемы заранее, чтобы экономить время, но далеко не все могут позволить себе хранить сотню литров смеси. Поэтому учитывайте этот нюанс, если собираетесь приобрести двухтактник.
Стабильность работы на холостых оборотах
Кому-то эта характеристика бесполезна, но те, кто занимаются троллингом, обязательно на нее взглянут.
Есть точка зрения, что двухтактники плохо держат холостые обороты. На самом деле это зависит больше не от тактности, а от следующих факторов.
- Бренд (дешевые модели хуже в этом отношении).
- Качество топлива.
- Качество масла.
- Своевременное техническое обслуживание (особенно часто проблема в свечах).
Если у вас не самый бюджетный мотор и вы за ним хорошо ухаживаете, не пропускаете ТО, не «скармливаете» дешевые расходники, то все у вас будет нормально. Поэтому здесь мы объективно не можем кинуть камень в огород фанатов двухтактных моторов. Другой вопрос, хотите ли вы этим всем заморачиваться или для вас проще купить четырехтактную модель.
Вот мы постепенно и подобрались к критериям, которые не лежат на самой поверхности, но являются очень важными. Первый из них – ресурс работы.
Здесь нужно сделать отступление. Реальных потенциальных ресурсов работы никто не знает. Можно найти некоторые эмпирические выводы, основанные на косвенных данных. Можно найти результаты, полученные опытным путем водомоторщиками (но у них попросту нет возможности тестировать большое количество двигателей). Но прям реальных экспериментальных данных найти нельзя.
Усреднив результаты большинства опытов и тестов, можно сделать вывод, что ресурс работы качественного четырехтактного мотора примерно 7500 моточасов. Двухтактного 3000-3500. Т.е. разница примерно в 2-2,5 раза.
Скорее всего опытные пользователи уже подумали, что столь громадные цифры – это ошибка. Нет, они близки к реальности. Косвенно они подтверждаются теми крохами информации, которые просочились из сервисных центров. Например, известно, что на «капиталку» приходят моторы с выработкой 1500 часов.
Но это касается тех агрегатов, которые работают на пределе возможного: например, на спортивных лодках. В реальности таких нагрузок не будет почти ни у кого.
Важно! Мы не гарантируем вам такой срок работы мотора. Мы не хотим, чтобы вы завтра купили Hidea, залили туда самый дешевый бензин и масло, не проходили ТО, а потом сказали, что мы идиоты, пот
ому что ваш мотор накрылся уже на второй год при 300 часах выработки. Мы в этом не виноваты – бренд, качество топлива, своевременное обслуживание, – все это влияет на сроки. Не говоря уже о случаях заводских дефектов.
А теперь самое важное, что вы можете вынести из этого раздела. Если вы выходите на воду только на выходных, и то не на каждых, то даже двухтактного мотора вам хватит чуть ли не на всю жизнь. Согласно статистике, средняя выработка моточасов у среднестатистического водомоторщика, который иногда выходит порыбачить или покатать семью, около 50 часов в год. Ресурс хорошего двухтактника вы будете вырабатывать лет 70.
Поэтому, как оказалось, один их самых важных критериев бесполезен, если вы не занимаетесь коммерческой эксплуатацией мотора или не «живете» на воде. Тем не менее, купить четырехтактный мотор все равно может быть выгодно, несмотря на бесполезность для большинства громадного ресурса.
Так где же, все-таки, проходит та граница, за которой эксплуатация четырехтактного мотора становится экономически выгодной?
Давайте считать
На самом деле граница рентабельности пролегает не так далеко, как вы можете подумать. Все дело в том, что 2-тактники «жрут» в два раза больше бензина и в пять раз больше масла, чем четырехтактники. Это громадная разница.
Не будем утомлять вас формулами и подсчетами. Мы уже сделали предварительные расчеты с учетом стоимости бензина, масла, капитальных вложений (покупка мотора), технического обслуживания. Мы не учитывали стоимость ремонта, поэтому что этот фактор учесть, к сожалению, невозможно: он очень привязан к качеству бренда.
Для подсчета возьмем наших старых знакомых:
- MARLIN MF 9.9 AMHS (четыре такта) – 162 700 р.
- MARLIN MP 9.9 AMHS (два такта) – 119 900 р.
Масло возьмем тоже от Марлин: за 720 р. 1 литр для четырехтактных моторов,
и за 600 р. 1 литр для двухтактников.
Добавим к ним 92-й бензин по 49 р. за литр.
Считать будем для временного горизонта в 3 года. Брать больше особого смысла нет: вряд ли кто-то будет покупать мотор, рассчитывая, что он окупится лет через 5.
Так вот, чтобы эксплуатация MARLIN MF 9.9 AMHS (четыре такта) стала выгодной через 3 года, вам нужно «наматывать» хотя бы 200 моточасов за сезон. Скажем прямо, это довольно много. Если брать среднее время работы мотора в день 5 часов, то вам нужно выйти на воду 40 дней за сезон. Это немало, но не дотягивает до планки коммерческой эксплуатации. При этом такой вариант и не для любителей – что-то среднее.
Если вы будете в эти 40 дней эксплуатировать движок по 8 часов, а не по 5 (т.е. 320 часов за сезон), то окупите покупку четырехтактника уже к концу второго сезона.
Чтобы окупиться в первый же сезон, нужно выработать примерно 600 моточасов.
Конечно, к тому моменту, когда вы читаете этот материал, цены скорее всего изменились. Но вы можете ориентироваться на наши рекомендации по моточасам: соотношение останется примерно одинаковым.
Что для вас важнее всего при выборе мотора? Мы, к сожалению, не знаем. Какой мотор будет лучше для вас? Этого мы не знаем тоже.
Но в чем мы можем быть уверены, так это в том, что дали вам исчерпывающую инструкцию по выбору между двухтактным и четырехтактным двигателем. Учитывайте только те факторы, которые для вас важны, и игнорируйте те, которые бесполезны. Тогда вы сделаете тот выбор, о котором не пожалеете годами.
Источник: 12miles.ru