Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Flying prowler перепечатал из diletant.media 20 ноября 2020, 10:38
7 оценок, 874 просмотра Обсудить (37)
Бой у Чемульпо, ставший последним для крейсера «Варяг», – славная страница в истории российского флота. Но как шёл этот бой?
В самом начале XX века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточенной схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей Российской и стремительно наращивавшей мощь Японской. Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.
Русское правительство, возможно, недооценивало угрозу, но тем не менее предпринимало определенные шаги для защиты своих интересов на Тихом океане. Пока туда неспешно двигалась мощная эскадра, имевшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли взяли под охрану русские дипломатические представительства в регионе.
Аналогичные меры предосторожности в связи с явно надвигавшейся войной предприняли и другие державы. Так, например, для охраны посольств европейских государств и Соединенных Штатов Америки, находившихся в столице Кореи Сеуле, прибыли английские, французские, итальянские и американские военные корабли. Они встали на якорную стоянку в порту Чемульпо — морских воротах Сеула.
Рядом с ними на рейде встали корабли потенциальных противников: крейсер «Чиода» под японским флагом находился неподалёку от крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» под флагами андреевскими. «Варягом» командовал капитан первого ранга Всеволод Руднев. Опытный морской офицер происходил из потомственной флотской семьи и за время службы совершил три кругосветных плавания, однако боевого опыта не имел.
Со времен Крымской войны прошло полвека, за которые российский флот почти не принимал участия в боевых действиях. Два поколения морских офицеров имели о сражениях только теоретические знания. Это сказывалось и на подготовке рядового состава. «Варяг» под командой Руднева регулярно проводил учебные стрельбы, но эффективность их была крайне низка. Так, например, 16 декабря 1903 года крейсер выпустил по плавучей мишени 145 снарядов, но из них попали в цель лишь три мелкокалиберных.
Всеволод Руднев. Источник: Wikimedia Commons
Новый 1904 год встречали на русских кораблях в нервной обстановке. Приближение войны чувствовали не только офицеры. 550 матросов и унтеров «Варяга» и 162 нижних чина «Корейца» тоже не питали иллюзий по поводу ближайшего будущего. Руднев регулярно ездил за последними новостями в Сеул в российское посольство.
Однако, как позже выяснилось, корейский телеграф находился под контролем японцев, и важные телеграммы из России адресатам не поступали. Из-за этого в посольстве даже не узнали вовремя, что 6 февраля 1904 года Япония разорвала с Россией дипломатические отношения, что фактически означало начало войны. Руднев узнал об этом даже раньше посла: ему сообщили о том, что его стране объявили войну капитаны европейских кораблей, у которых телеграф работал как часы.
Руднев сообщил новость послу и предложил эвакуировать диппредставительство на «Варяге» и «Корейце». Посол, не имевший надлежащих инструкций, заколебался. Он предложил направить «Кореец» для получения указаний в Порт-Артур, где спешно строилась база русского тихоокеанского флота. 8 февраля канонерская лодка покинула акваторию Чемульпо. Вдруг на её пути встала японская эскадра.
В её составе был и крейсер «Чиода», который скрытно покинул порт предыдущей ночью. Японцы выпустили по канонерской лодке две торпеды. Та ответила огнем из пушки. Ни торпеды, ни снаряды в цель не попали. Капитан «Корейца» Григорий Беляев, поняв, что путь в открытое море закрыт, принял решение вернуться в порт.
Вслед за «Корейцем» в акваторию Чемульпо зашли японские корабли. Миноносцы взяли под прицел «Варяг» и «Кореец», а транспорты начали высаживать на берег войска. Тем временем командовавший эскадрой адмирал Уриу направил капитанам кораблей нейтральных государств официальное уведомление о начале войны с Россией и предложил им отойти подальше от русских судов, чтобы во время боя нейтралы не попали под огонь.
Вечером 8 февраля Руднев от французского капитана узнал об этом письме. Команды русских кораблей начали готовиться к бою. Позже специалисты ставили в вину Рудневу то, что он не попытался прорваться из Чемульпо ночью. Темнота могла бы помочь русским осуществить этот отчаянный шаг. Однако Руднев решил прорываться при свете дня.
Марка, посвященная крейсеру «Варяг» [1972]. Источник: личная коллекция автора
«Варяг» представлял собой грозную силу. Крейсер был совсем новый: его построили в Филадельфии и в состав русского ВМФ включили только в 1901 году. Он мог развивать скорость до 24 узлов, имел надежную броню, 36 орудий разного калибра и 6 минно-торпедных аппаратов. «Кореец» был постарше. Его спустили на воду в 1886 году в Стокгольме.
Из двигателя канонерской лодки не получалось выжать больше 13 узлов. Она была вооружена 12 орудиями и торпедным аппаратом. Двум российским кораблям противостояла японская эскадра из шести крейсеров и трех миноносцев, причем крейсер «Асама» по водоизмещению был в полтора раза больше чем «Варяг». Силы были явно неравны.
Крейсер «Варяг»: первый и последний бой
Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил — он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Команды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.
«Варяг» и «Кореец» выходят из порта. Источник: Wikimedia Commons
Японцы не ожидали, что русские двинутся на них в разгар дня. Они уже готовились к вечерней атаке на «Варяг», планируя расстрелять крейсер торпедами прямо на рейде. Адмирал Уриу приказал спешно сниматься с якорей и готовиться к бою. Времени на это не хватало, и командам пришлось расклёпывать якорные цепи.
Первыми выстрелами противники обменялись около полудня. Через 15 минут японский снаряд попал в кормовой мостик «Варяга», вызвав пожар. Ещё через несколько минут снаряд разбил штурманскую рубку крейсера. Сразу после этого «Варяг» вдруг начал поворачивать направо для возвращения в порт. Позже, в рапорте, Руднев утверждал, что один из снарядов повредил рулевое управление.
Однако, когда японцы подробно обследовали затопленный «Варяг», таких повреждений они не нашли. Во время поворота русский крейсер подставил свой борт японцам, сразу получив несколько попаданий вражеских снарядов. Завершив маневр, «Варяг» устремился в порт. «Кореец» последовал за ним. Японские корабли преследовали убегавших русских, но через двадцать минут, опасаясь повредить суда нейтралов, прекратили огонь.
Последний (он же первый) бой «Варяга» продолжался менее часа. За это время, согласно рапорту Руднева, его крейсер выпустил по врагу больше тысячи снарядов разного калибра. Вся японская эскадра произвела всего 319 выстрелов. Когда через несколько месяцев японцы произвели тщательную ревизию затопленного «Варяга», они пересчитали оставшийся боекомплект.
Согласно этим подсчетам, русский крейсер сделал в четыре раза меньше выстрелов, чем утверждал его капитан. Сильно расходятся и оценки результатов этой стрельбы. Руднев в своих рапортах утверждал, что потопил один вражеский миноносец и так повредил крейсер «Такачихо», что тот затонул через несколько дней, имея на борту две сотни раненых в бою у Чемульпо.
Однако все три миноносца и крейсер «Такачихо» преспокойно продолжали плавать ещё долгие годы, участвуя, в том числе и в сражениях с русским флотом. В тщательно сохраняемых японских архивах не найдено сведений ни об одном погибшем или раненом при Чемульпо японском моряке. Сведения о потерях экипажа «Варяга» туманны.
В вахтенном журнале указывалось, что за время боя погибли офицер и 22 матроса, а вскоре от ран умерли ещё 10 человек. На «Корейце» потерь не было. А вот число раненых на «Варяге» сильно менялось в зависимости от времени написания рапорта: оно колебалось от 68 до 180 человек. Легкое ранение получил и сам Руднев.
«Варяг» горит после боя. Источник: Wikimedia Commons
Вернувшись в Чемульпо, офицеры «Варяга» приняли решение уничтожить корабль. Руднев посетил английский крейсер «Талбот» и договорился, что российские моряки перейдут на нейтральные суда. Англичанин поставил лишь одно условие: не взрывать «Варяг», чтобы чужие корабли не получили повреждений.
Уже в три часа пополудни экипаж русского крейсера перебрался на иностранные корабли. «Варяг» было решено затопить, открыв кингстоны. При этом подготовка к уничтожению велась крайне спешно. Не были выведены из строя орудия, на борту оставили тела погибших, навигационную и техническую документацию и даже боевые андреевские флаги.
Капитан «Корейца» подошел к уничтожению канонерской лодки более ответственно. Он успел создать комиссию, которая сожгла все документы и вывела из строя орудия. После этого «Кореец» был взорван. «Варяг» затопили, но на очень неудачном месте: из-за мелководья во время отлива крейсер обнажался почти целиком. Заодно с боевыми кораблями сожгли русский пароход «Сунгари», имевший несчастье оказаться в феврале 1904 года в Чемульпо.
Взрыв «Корейца». Источник: Wikimedia Commons
Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а еще через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами.
Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включен в состав флота Страны восходящего солнца. Подъем «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.
Героический миф, который не затопишь, не убьешь
Сразу после сражения начались переговоры о судьбе русских моряков. Японцы согласились отпустить их домой под честное слово Николая II, что они не примут участия в войне. Нейтральные корабли переправили русских моряков в Сайгон и Гонконг. Оттуда экипажи отправились морем в родные края.
Во время долгой дороги офицеров одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждет суд. Однако в Севастополе команды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского характера по сути проигранное сражение у Чемульпо.
Пропагандистский плакат о бое у Чемульпо. Источник: livejournal.com
Из Севастополя команды привезли в Санкт-Петербург, причём на каждой станции морякам устраивали овации. Над перронами звучали две свежих песни об их славном подвиге. Стихи «Плещут холодные волны» поэт Репнинский опубликовал всего через 16 дней после сражения, и их срочно положили на музыку.
Слова «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» принадлежат австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Это стихотворение спешно перевели на русский язык и сделали песней. Оба этих произведения не имеют ничего общего с реальными событиями у Чемульпо.
Команда «Варяга» в Петербурге. Источник: Wikimedia Commons
В столице экипажи удостоил визитом сам император. Все офицеры получили ордена св. Георгия, а матросы — так называемые Георгиевские кресты, то есть, знаки отличия Военного ордена. Это было первым случаем столь массового награждения высшей воинской наградой. Среди «старых» георгиевских кавалеров поднялся ропот.
Они справедливо считали, что простое нахождение в составе экипажа корабля, да ещё проигравшего сражение, не является подвигом, достойным ордена святого Георгия. Однако, интересы госпропаганды оказались важнее мнения ветеранов-орденоносцев.
Экипажи «Варяга» и «Корейца» расформировали и распределили по разным флотам. На Тихий океан ни один моряк не отправился — Николай II сдержал своё слово. Руднев ушел в отставку в 1905 году, получив на прощание звание контр-адмирала. Через два года японский император Муцухито пожаловал русскому адмиралу орден Восходящего солнца, что было неоднозначно встречено российской публикой. Шутили, что японцы наградили Руднева за передачу им крейсера «Соя» в хорошем состоянии.
Последний бой «Варяга» еще не раз использовался пропагандой. Во время Первой мировой войны из песен о крейсере исчезли упоминания о «желтолицых чертях»: японцы превратились из врагов в союзников, а авторство австрийца стало замалчиваться. В 1954 году моряков, доживших до полувекового юбилея сражения, наградили советскими медалями «За отвагу», что тоже является уникальным случаем. И сегодня историю боя у Чемульпо используют для воспитания детей в духе патриотизма, не вдаваясь, правда, в детали этой сомнительной победы.
Источник: maxpark.com
Затопление крейсера Варяг — что не сходится в этой истории?
Гибель крейсера «Варяг» вплетена героической страницей в историю российского флота. Тем не менее современный взгляд на это событие дает нам не столь однозначную картину и свидетельствует о том, что у капитана были варианты выхода из ситуации.
Шаткое положение
Бронепалубный крейсер «Варяг» под командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2-го ранга Георгия Беляева неслучайно в январе 1904 года бороздили воды в заливе корейского порта Чемульпо. В то время Маньчжурия и Корея входили в сферу геополитических интересов Российской Империи. По сути, оба корабля выполняли функцию стационеров – то есть, демонстрировали российский флаг.
На доминирование в этом регион претендовали также США, Великобритания, Франция, Италия и императорская Япония. Но именно последняя представляла для интересов России реальную угрозу. Поскольку дипломатический статус Кореи в возможном противостоянии Петербурга и Токио был неясным, то на российских моряков возлагалась миссия по защите российского посольства, размещавшегося в Сеуле. В распоряжении наших военных было транспортное судно «Сунгари», находившееся также в корейских водах.
24 января 1904 года Япония объявила о разрыве с Россией дипломатических отношений. Однако Руднев получил эту информацию на несколько дней позже и не от своих, а от иностранных кораблей, так как японские военные успешно блокировали все телеграммы, шедшие из российского посольства в Сеуле. По мнению историков, узнай об этом вовремя, Руднев вполне мог отвести корабли в безопасную зону.
Так или иначе капитан незамедлительно отправляется в Сеул, чтобы получить указания о дальнейших действиях от российского посланника. Ответ мало что прояснил. Руднев понял, что полагаться может лишь на себя. Он все же желает получить какие-либо вразумительные разъяснения и отправляет «Корейца» в Порт Артур – тихоокеанскую базу военно-морского флота России. Однако тихоходный корабль, дававший не более 13 узлов в час, предсказуемо был настигнут японской эскадрой и, приняв на полпути бой, был вынужден вернуться назад.
Без шансов на успех
В ночь на 27 января 1904 года восемь японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей российского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. Это событие сделало войну между двумя державами неизбежной. В то же самое время командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил приказ атаковать русские корабли, находящиеся в нейтральной зоне близ корейского порта, о чем были оповещены капитаны всех судов, стоящих на якоре в Чемульпо.
Еще до входа в гавань японских военных судов штурман Беренс, предвосхищая бесперспективность сражения, предложил Рудневу вывести все три российских судна – «Варяга», «Корейца» и «Сунгари» – на портовый фарватер и затопить их, тем самым перекрыв японской эскадре доступ в порт. Экипажи, по мнению Беренса, должны были пробиваться в Маньчжурию сухопутным путем через Корею и Китай. Вскоре Руднев приказал судам покинуть Чемульпо, но не для затопления, а для того, чтобы дать японцам бой.
В этой ситуации опытный капитан действовал в соответствии с Морским Уставом 1720 года, который не предполагал иного действия, как принять бой, даже перед лицом превосходящих сил противника. Он наверняка знал о печальной участи экипажа фрегата «Рафаил», который в 1829 году капитулировал перед турками. После возвращения из турецкого плена почти все офицеры были преданы суду и казнены.
«Варяг», оснащенный шестидюймовыми орудиями, имел мало шансов против восьми– и десятидюймовых пушек японских крейсеров «Асама», «Нанива» и «Такашихе». Одним залпом японская эскадра могла пустить на дно все русские корабли. Ход боя лишь подтвердил преимущества японцев.
При этом адмирал Уриу, рассматривая «Варяга» в качестве потенциального трофея, приказал стрелять преимущественно осколочными снарядами. Это наносило серьезный урон живой силе, но оставляло минимальные повреждения на корпусе судна. Русские моряки напротив стреляли бронебойными, но, согласно рапорту японского контр-адмирала, почти все выстрелы прошли мимо цели.
Попавшие под шквальный огонь «Варяг» и «Кореец» стали спешно отступать в сторону порта. Канонерка, прикрывая крейсер, все же смогла потопить преследовавший их японский миноносец, вызвать пожар на флагмане «Асама», а также вывести из строя еще два вражеских крейсера. Однако прижавшись к гавани российские корабли оказались в западне. Руднев вынужден был решиться на единственный, по его мнению, верный шаг. Он приказал открыть на «Варяге» кингстоны: вода хлынула в трюмы и чрез три часа крейсер завалился на левый борт.
«Кореец», практически не получивший повреждений, был взорван, а «Сунгари» подожжен. Итогом непродолжительной битвы крейсера «Варяг» стали 31 убитый и 86 тяжелораненых русских моряков. «Кореец» потерь избежал. С помощью иностранных судов экипажи российских кораблей были эвакуированы на берег.
Рождение легенды
Капитан Руднев тем не менее опасался, что его могут отдать под суд, так как он не имел права выходить из порта Чемульпо без приказа. Кроме того, он не знал, как в Петербурге могут быть расценены действия по уничтожению судов. И действительно, некоторые высокие чины первоначально настаивали на привлечении Руднева к ответственности. Однако от наказания его спас дальнейший ход событий в русско-японской войне.
В последующие дни базировавшаяся в Порт-Артуре русская эскадра потеряла 9 кораблей, не оказав японскому флоту никакого сопротивления. На этом фоне действия «Варяга» и «Корейца» стали восприниматься как подвиг и моральная победа. О геройстве русских моряков писала зарубежная пресса, в Германии о них слагали стихи и песни. В этой ситуации власти не имел права на какие-либо санкции в отношении офицеров «Варяга» и «Корейца».
Вместо ожидаемого порицания моряки получили боевые награды – страна в этот сложный момент нуждалась в героях. Руднева после непродолжительного следствия произвели в контр-адмиралы, однако следом за этим отправили на пенсию. Единственным наказанием для него стал запрет на посещение собраний военно-морского министерства. Последние годы Руднев провел в своем имении в Тульской губернии где и скончался в 1913 году.
Только 23 декабря 1911 года останки русских моряков, погибших на «Варяге» и скончавшихся в японском плену, были переданы в Россию и на следующий день захоронены на морском кладбище Владивостока. Пятью годами позднее крейсер «Варяг» был выкуплен у Японии и отправлен на капитальный ремонт и модернизацию в один из британских доков. Однако полностью оплатить работы в разгар Первой мировой Россия не могла. Пришедшие к власти большевики продали ржавеющего «Варяга» Германии. При переходе его выбросило на скалы у берегов Ирландии, позднее судно распилили на части и отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.
Непоследовательное поведение
В действительности итоги миссии русской эскадры в Чемульпо были не столь позитивны. «Варяг» вместе с ценной документацией был затоплен на малой глубине, и японцам не составило труда его поднять. После небольшого ремонта он пополнил ряды военно-морского флота Страны восходящего солнца под именем «Соя».
Японская комиссия, отвечавшая за поднятие «Варяга», пролила свет на некоторые факты, о которых в Петербурге знали лишь со слов Руднева. Так уход с места боя русский капитан объяснял намерением выйти из-под обстрела для тушения пожара и небольшого ремонта. Японцы же никаких серьезных повреждений и очагов пожара не судне не обнаружили. Кроме того, японские специалисты подсчитали количество залпов, которые совершили палубные орудия «Варяга» – 160. Это при том, что Руднев сообщал о 425 израсходованных снарядах.
Решение затопить, а не взорвать корабль Руднев объяснил опасностью повредить суда иностранных держав, стоявших на якоре в Чемульпо, однако почему-то в случае с подрывом «Корейца» таких опасений не возникло. Не смог Руднев дать вразумительный ответ на вопрос, почему он не затопил крейсер на большей глубине, с которой у японцев не было бы шансов его поднять.
Современные исследователи полагают, что Руднев вообще мог избежать столкновения с японской эскадрой, так как ультиматум, присланный контр-адмиралом Уриу, был ничем иным, как провокацией, направленной на то, чтобы вынудить русского капитана совершать необдуманные действия. Нормы международного права и нейтральный статус Чемульпо гарантировали «Варягу» и «Корейцу» безопасность, но для этого Рудневу нужно было заручиться поддержкой крейсеров иностранных держав.
В своем рапорте Руднев указал на то, что командир английского крейсера «Тэлбот» Левис Бейли поднимался на борт «Нанивы» и заявлял Уриу, что откроет огонь по любому японскому судну, нарушившему нейтралитет Чемульпо. Почему капитан «Варяга» не воспользовался поддержкой британской эскадры неизвестно.
Вызывает у исследователей недоумении и самоубийственный вызов, который Руднев бросил японским военным судам, которые превосходили русские силы и в количестве (2 корабля против 9), и в боеспособности. Вполне возможно, что план Руднева заключался в том, чтобы погибнуть с честью в неравном бою. Но зачем тогда командир «Варяга» в разгар сражения повернул назад? Этот вопрос до сих пор остается открытым.
источник
Источник: staryiy.livejournal.com
Крейсер Варяг
Скоро, а именно 27 января 2016 года исполняется 112 лет подвигу крейсера «Варяг», который с канонерской лодкой «Кореец» приняли неравный бой с японской эскадрой.
Морское сражение в начале Русско-японской войны, состоявшееся 27 января (9 февраля) 1904 года вблизи города Чемульпо (устаревшее название города Инчхона) в Корее между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу.
Про этот бой написаны книги, сняты фильмы и сложены песни и стихи. Наверняка каждый россиянин знает про этот беспримерный подвиг русских моряков.
Начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут… С «Варяга» было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут «Варяг» отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке «Кореец» повреждений не было, как не было убитых и раненых… На «Варяге» — 23 человека убиты, 10 умерли после боя, ранения различной тяжести получили от 60 до 200 человек. А из других источников — в продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичманы Лабода и Балк) и нижних чинов серьезно — 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся литидных снарядов; убиты мичман граф Нирод и нижних чинов — 38.
По данным самих японцев убитых в этом бою у них не было! Хотя по сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на кораблях, особенно пострадал крейсер «Асама», который ушел в док. Также пострадал крейсер «Такачихо», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Такачихо» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
В 1907 г. в брошюре «Бой «Варяга» у Чемульпо» В. Ф. Руднев слово в слово повторил рассказ о бое с японским отрядом. Ничего нового отставной командир «Варяга» не сказал, а сказать было надо.
Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров «Варяга» и «Корейца» решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку «Кореец» взорвали, а крейсер «Варяг» потопили, открыв все клапаны и кингстоны.
Один час боя и всеобщая людская слава… Вспомните крепость Осиновец (Атака мертвецов) -190 дней обороны, вместо 48 часов! Страшная смерть от германской газовой атаки и столетие забвения…
Не принижая и не ставя под сомнение личные качества и уровень подготовки моряков, хочется поделиться с читателями некоторыми нелицеприятными фактами из истории «Варяга».
В конце XIX века военно-морской флот России быстро увеличивался, изменялся количественно и качественно. В связи с большой загруженностью отечественных верфей, ряд заказов размещался за границей: во Франции строились броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян», в Германии — крейсера «Аскольд», «Новик» и «Богатырь», в Америке — броненосец «Ретвизан» и крейсер «Варяг».
Эти новые крейсера типа «Богатырь», отличались от своих предшественников высокой скоростью хода и гораздо более мощным артиллерийским вооружением. В качестве главного калибра на них были установлены 152-миллиметровые скорострельные орудия, представлявшие серьёзную угрозу даже для броненосцев. Эффективность этих орудий была доказана в японо-китайской войне и подтвердилась в русско-японской: в боях при Чемульпо и в Жёлтом море русские лёгкие крейсера «Варяг» и «Аскольд» нанесли серьёзные повреждения своим бронированным противникам «Асама» и «Якумо».
«Варяг» был заложен 10 мая 1899 года на верфи завода «Чарльз Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии, спущен на воду 1 ноября 1899 года, в январе 1901 года вошёл в состав русского флота и 3 мая того же года прибыл в Кронштадт. Крейсер предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры, и поэтому вскоре отправился на Дальний Восток.
18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен — он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты»
Но, что скрывалось под изящным внешним видом нового корабля? Какие такие «некоторые сборочные недочёты» простил Крампу очарованный российский самодержец?
Увы, «ходившие среди свитских чинов слухи» было более чем обоснованы — Крамп действительно сдал русскому флоту самый настоящий брак.
Новый крейсер считался экспериментальным, техническое задание было сформулировано только в общих чертах, что открывало простор для «рационализаторской мысли». И фирма Чарльза Крампа постаралась, стремясь всячески сэкономить, чтобы получить максимальную финансовую выгоду. Вот они американцы… Ради выгоды готовые пойти на всё!
Руль для «Варяга» был изготовлен чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого водоизмещения. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью.
Желая сэкономить несколько тонн веса за счёт противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек — на «Варяге» не было не только орудийных башен (как на «Олеге» или на «Богатыре»), но даже щитов (как на «Аскольде»); палубные орудия стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо «Варяг» потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек — почти четверть экипажа. (Очередная нестыковка по людским потерям – то 20, то – 39, теперь уже более 100 человек…)
На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили уже в Порт-Артуре), и «Варяг» так и не смог получить зачёт по радиосвязи.
Но самой большой проблемой оказалась силовая установка. Американцы поставили на крейсер паровые котлы новой и недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы Бельвилля. Однако через несколько недель, на переходе через океан, корабельные котлы начали сдавать. К тому же обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были сделаны, как выяснилось позднее, из «неудовлетворительного металла». Когда крейсер добрался до России, он был уже близок к «параличу», и все попытки русских инженеров вернуть четырёхтрубному красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей.
По прибытии на Дальний Восток обнаружилась полная непригодность крейсера к боевой службе — новому кораблю требовался капитальный ремонт.
Особое мнение флаг-инженера И.И.Гиппиуса: «Крейсер безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным — задача крайне сложная, если вообще она реальна».
Чарльз Крамп реагировал на претензии своеобразно: «Надо самим лучше следить за их состоянием, а не валить все на завод, отдавший немало сил и средств на создание столь исключительного по своим боевым качествам корабля. Россия из моих рук получила лучшее, чем я располагал, и досадно слышать, что неумелое обращение за год довело шедевр технической мысли до столь плачевной судьбы». При этом обидчивый американец как-то упускал из виду, что на других новых кораблях «русские неумехи» с подобными проблемами не сталкивались, тогда как его «шедевр» требует полной замены энергетической установки.
И командование флота смирилось с «Варягом» в составе эскадры, уже зная о том, что полноценная служба разведчика крейсеру совершено недоступна. И в Чемульпо оказался именно «Варяг» только потому, что другого применения дефектному крейсеру попросту не было.
Из вышеизложенного следует очевидный вывод — никаких шансов на прорыв у инвалида «Варяга» с его машиной не было. Командир крейсера Руднев знал об этом, однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела. На что он рассчитывал? На то, что ему удастся нанести врагу хоть какой-то ущерб (один удачный выстрел может отправить на дно даже сильный корабль) или, быть может, на невероятное стечение обстоятельств, которое позволит ему всё-таки совершить невозможное и вырваться из мышеловки.
И только когда Руднев понял, что возможности сопротивления исчерпаны, и что чуда не произошло, он вернулся обратно на рейд Чемульпо, чтобы избежать бессмысленной гибели команды крейсера. Возможности сопротивления действительно были исчерпаны: «Варяг» уже тонул от подводных пробоин (их было, по разным источникам, четыре или пять), так что даже открывать кингстоны не было особой необходимости.
Этот бой был самым настоящим подвигом, и «Варяг» увековечен по заслугам.
Приёмка крейсера осуществлялась придирчиво. Судостроительному заводу «Крамп» были выданы сотни замечаний. Кроме того, приемной комиссии не раз пришлось пресекать попытки сдатчиков скрыть брак. Однако устранить все замечания было невозможно — время поджимало, а многое (в том числе и проблема с котлами) всплыло гораздо позже.
Главный Морской штаб торопил с приёмкой нового крейсера, и к тому же русское правительство избегало жёстких конфликтов с иностранными судостроительными фирмами, зачастую проявляя непростительную мягкотелость. Вот если бы недостатки были вскрыты раньше, во время постройки корабля.
Наблюдал в Филадельфии два года за постройкой «Варяга» капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр — первый командир нового крейсера.
Он был очень опытным моряком, проплававшим за тридцать лет на двух десятках разных боевых кораблей в должностях от вахтенного начальника до командира. Владел тремя иностранными языками — английским, французским и немецким, — был слушателем офицерских минных курсов и курса военно-морских наук Николаевской морской академии.
Бэр проявлял граничащую с жестокостью требовательность к подчинённым, не чурался и рукоприкладства по отношению к нижним чинам, однако умел добиваться впечатляющих результатов. Под его командованием крейсер «Варяг» в Порт-Артуре брал призы за меткую стрельбу, а броненосец «Ослябя» стал лучшим кораблём 2-й Тихоокеанской эскадры по артиллерийской подготовке.
И вот этот опытный офицер и ревностный служака проглядел вопиющие недочёты при постройке вверенного ему крейсера. Почему?
Что касается машинно-котельной части, то здесь его можно было ввести в заблуждение — Бэр всё-таки был палубным, строевым и артиллерийским офицером. Но, что касается отсутствия броневых щитов на орудиях, то это было его прямым недочётом…
Может быть, Бэру «позолотили ручку»? Но ведь ему самому предстояло командовать крейсером, и самому расхлёбывать все неприятные последствия! И кроме того, в среде плавающих офицеров российского флота бытовали твёрдые представления о чести — в частности, эти офицеры в подавляющем большинстве своём не считали, что всё продаётся и всё покупается.
Что же касается капитана 1-го ранга Бэра, то его преданность принципам офицерской чести подтверждается таким его поступком: перед отправкой эскадры Рожественского на Дальний Восток Владимиру Иосифовичу было предложено остаться в Кронштадте с последующим производством в контр-адмиралы. Бэр отказался и ушёл на борту «Ослябя» к Цусиме.
Бэр совершенно не пил вина. И всё-таки была у этого доблестного офицера одна слабость. Владимиру Иосифовичу было уже под пятьдесят, но он оставался холостяком, хотя никогда, по его собственному выражению, «не упускал случая разделить компанию с дамами нашего круга».
Пылкая любвеобильность Бэра подтверждается прозвищем, данным ему адмиралом Рожественским, — «Похотливая стерва». Причём немаловажен факт, что это прозвище было дано именно Рожественским. «Герой Цусимы» сам очень любил женский пол.
Так что прозвище, данное Бэру Рожественским, свидетельствует и о типичной мужской зависти одного донжуана к другому — тем самым Рожественский признавал, что командир «Ослябя» далеко обскакал своего адмирала в этом виде спорта.
Поэтому кажется весьма вероятным, что в «Деле «Варяга» замешана женщина (или даже не одна). Зная об этой слабости Бэра, ушлые американцы вполне могли подобрать пару-тройку бойких дамочек с тем, чтобы наблюдающий за постройкой крейсера русский офицер поменьше интересовался бы ходом строительных работ и конструктивными особенностями корабля, предпочитая им тщательное изучение других «конструктивных особенностей», скрытых под блузками и юбками очаровательных американок.
И хотя достоверных сведений об амурных подвигах капитана 1-го ранга Бэра в Филадельфии в 1899 — 1901 годах нет, однако подобное смелое и пикантное предположение выглядит достаточно логичным.
Но даже если Владимир Иосифович Бэр косвенно и виновен в некачественной постройке «Варяга», то эту свою вину он с лихвой искупил своей геройской гибелью на броненосце «Ослябя» в Цусимском бою. Капитан 1-го ранга Бэр остался на мостике своего расстреливаемого корабля, командуя отплывающим от гибнущего броненосца матросам: «Дальше от бортов! Чёрт возьми, вас затянет водоворотом! Дальше отплывайте!».
И как очень хорошо сказал, именно по этому поводу, писатель Владимир Ильич Контровский: «Мертвые сраму не имут. »
Источник: proza.ru
Почему и через 100 лет не рассекретили битву «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой
Девятого февраля 1904 года произошёл бой между кораблями русского и японского флота. Рядовое, казалось бы, военное событие стало исключительным по одной причине: нападение 14 японских судов отражало всего два русских – «Варяг» и «Кореец». Несмотря на своё явное преимущество, японцы не смогли ни потопить русские корабли, ни взять в плен хотя бы одного члена экипажей. При этом они до сих пор держат в секрете число пострадавших матросов, принимавших участие в этой неравной битве.
С какой целью крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо?
Всеволод Руднев – командир крейсера «Варяг»./Фото: cdnimg.rg.ru
Крейсер «Варяг» прибыл вместе с канонеркой «Кореец» в порт г. Чемульпо, выполняя традиционную для всех государств дипмиссию. Кроме них, на причале в это время стояли крейсера из Италии, Франции, Великобритании, Японии, США и Кореи; был здесь и российский пароход «Сунгари», а также несколько грузовых судов. Большая часть кораблей находилась в порту для обеспечения защиты своих диппредставительств в Сеуле – при возникновении угрозы они должны были способствовать высадке десанта.
Присутствие же крейсера «Чиода» обуславливалось наблюдением за активностью русских. В случае прибытия их эскадры, японцы планировали высадиться на берег и с помощью огневой силы сдерживать высадку войск неприятеля до прибытия подкрепления. Подобные планы являлись следствием напряжённых отношений между странами – 6 февраля 1904 года, после провальных переговоров о разграничении сфер влияния в Маньчжурии и Корее японские власти разорвали дипломатические отношения с Россией.
Почему японская эскадра атаковала русские корабли?
«Варяг» и «Кореец» выходят на бой./Фото: upload.wikimedia.org
Командование «Варяга», так же, как и российский представитель в Корее, не были в курсе обострившихся разногласий между державами: с 4 февраля японцы, контролировавшие корейские телеграфы, держали русских в информационной блокаде. Получив запоздалые данные о разрыве дипотношений, Всеволод Руднев – командир «Варяга» – стал подготавливаться к отплытию в Порт-Артур.
Восьмого февраля в половине девятого вечера, командир Четвёртого боевого отряда Сотокити Уриу получил разрешение своих властей на проведение боевых действий в акватории корейского государства. Так как русские корабли явно не были расположены нападать первыми, Уриу решил вынудить их на бой или в порту, или за его пределами. Утром 9 февраля Руднев получил ультиматум: сдаться или до 12 часов дня покинуть порт во избежание военного столкновения в нейтральных водах.
На спешно созданном военном совете, в котором принимало участие и командование иностранных судов, Всеволод Фёдорович Руднев объявил об отказе сдаваться. Иностранцы же подписали и передали японцам свой протест, однако в реальной помощи – командир «Варяга» просил их о сопровождении до границ корейских территориальных вод – отказали.
При выходе из Чемульпо, экипажи «Варяга» и «Корейца» провожали английские и французские офицеры с моряками: под звуки гимна они стояли на палубах в парадной форме и приветствовали русских матросов криками «Ура!». В 11 часов 45 минут начался неравный бой: два суда российского флота противостояли восьми миноносцам и шести крейсерам японской эскадры.
Какие потери понесли русская и японская стороны?
Взрыв «Корейца»./Фото: pbs.twimg.com
Практически с первых минут «Варягу» удалось отправить на дно один из миноносцев противника, затем, в течение часа нанести повреждения трём японским крейсерам. Однако и русский корабль получил множественные пробоины, в том числе и подводные, вызвавшие потерю устойчивости из-за крена на левый борт. Огонь превосходящего числом неприятеля разбил большую часть палубного орудия, вывел из строя рулевое управление и вызвал ощутимые человеческие потери.
В начале сражения погибли дальномерщик Горбунов Ефим и дальномерный офицер – мичман граф Нирод, затем пали почти все матросы-артиллеристы, которых заменили моряки из машинного отделения. В вахтенном журнале были зафиксированы попадания, вызвавшие пожары пороховых зарядов, вельбота, части кают офицеров и провизионного отсека. Разлетевшиеся осколки от снаряда убили штаб-горниста и барабанщика, ранили рулевого и ординарца командира. Сам Руднев получил ранение головы и контузию, но нашёл силы, чтобы выйти из рубки и продолжать отдавать распоряжения воюющим матросам.
В результате боя команда крейсера потеряла одного офицера и 22 матроса. Тяжёлые ранения получил один офицер и 26 матросов; менее серьёзно были ранены пять офицеров (в том числе командир корабля) и более 150 нижних чинов. Канонерской лодке удалось избежать крупных повреждений – она получила только одну осколочную пробоину в таранном отсеке, в то время, как среди членов экипажа не было ни одного пострадавшего.
Японцы из-за быстрого выхода из строя дальномерной станции «Варяга» и разрушения системы управляющей огнём, не понесли значительных потерь, кроме одного затонувшего миноносца. О количестве убитых и раненых самураев, нет точной информации – японское правительство до сих пор не рассекретила архивы о сражении, в котором им так и не удалось потопить два русских корабля.
Как уцелевшим русским морякам удалось добраться в Санкт-Петербург и как их встречали в Зимнем дворце?
Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо»./Фото: ic.pics.livejournal.com
Лишившись возможности управлять крейсером, Руднев решил возвратиться в порт, чтобы подорвать «Варяг», высадив экипаж на нейтральные судна. Ему удалось выполнить намеченное, после чего японцы прекратили обстрел, опасаясь попасть в корабли, непричастные к конфликту.
Матросов с «Варяга» и «Корейца» приняли на свой борт итальянский, французский и британский крейсеры – американцы отказались от участия, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона. Тяжелораненых в количестве 24 человек доставили на берег, передав их представителям Красного Креста.
Захоронение нижних чинов крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока./Фото: upload.wikimedia.org
После подрыва канонерской лодки и затопления крейсера, члены команды отправились на родину – кто через Сайгон, кто через Гонконг. Очутившимся, в конце концов, в Петербурге матросам, устроили торжественную встречу с последующим обедом в Зимнем дворце. Там, по воспоминаниям одного из матросов «Варяга», им прислуживали сами царские дочки, поднося героям «яства всякие ручками своими нежными».
Все выжившие участники сражения получили награды: офицерам вручили ордена Святого Великомученика Георгия, нижним чинам – специально учреждённую медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», а также Знак Отличия Военного Ордена, переименованный чуть позже в Георгиевский крест.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru