Зачем синие фары на военной технике

«Сомневаешься, гаси огни!» – это надпись на американских плакатах, которые распространяли на флоте США во время Второй мировой войны. Ходовые огни капитаны боевых судов выключали, чтобы обезопасить от налетов вражеской авиации. Это один из самых примитивных способов светомаскировки, который помогает скрыть технику от неприятеля в темное время суток.

Более эффективные методы светового камуфляжа изобрели советские военные инженеры. Как действует маскирующее освещение? И что такое ослепляющий камуфляж? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Автомобиль-невидимка

Металлическая насадка превращает военный автомобиль в невидимку. Светомаскирующие устройства прикрепляют к фарам, чтобы минимизировать освещение и устранить блики. С помощью переключателя водитель может приоткрыть крышку насадки, оставив небольшой луч света для безопасной езды.

«Обычно это используется в ночное время для того, чтобы с воздуха не заметили самолеты противника движущуюся колонну по свету фар», – отметил военный историк Василий Дандыкин.

Зачем немцы применяли накладки на фарах на технике? Вторая Мировая

Светомаскировка помогает скрыть технику и от вражеской артиллерии. Кроме насадок на фары, военные используют специальные фильтры. Они снижают яркость лампы, изменяют цвет с теплого на менее заметный холодный.

Как использовали светомаскировку британцы во время Второй мировой?

Светомаскировку начали использовать еще в начале Второй мировой. Британцы, чтобы дезориентировать нацистских летчиков, выкрасили все стеклянные крыши фабрик в черный цвет, а витрины магазинов, окна домов завесили светонепроницаемой тканью.

Ночью страна погружалась во мрак. Англичане понимали: даже небольшой луч света может привлечь внимание пилотов люфтваффе. Во всех зданиях пришлось даже установить двойные двери.

Чтобы зайти и выйти из дома, приходилось сначала открыть одну дверь, затем закрыть ее и после открыть следующую. Только так свет из помещения не проникал наружу. Кроме этого, в начале войны британцам пришлось запастись «черными» лампочками.

«То есть это та же самая лампочка, но полностью закрашена в черный, кроме узкого пятачка, который дает направленный пучок света, и свет не проникает на улицу», – пояснил историк Михаил Кузовкин.

Британским водителям запрещали включать фары. Ездить ночью приходилось в полной темноте. Из-за этого увеличилось количество аварий. Властям пришлось ограничить скорость автомобилей до 33 километров в час.

Чтобы водителям было удобнее ориентироваться в темноте, края бордюров выкрасили в белый цвет. А в центре проезжей части нарисовали белые разделительные полосы. Их до сих пор используют в дорожной разметке.

Обязательную светомаскировку во всей Англии ввели в сентябре 1939 года, а через год нацисты начали ночные бомбардировки британских городов. Только за сентябрь гитлеровцы сбросили более 6 тысяч тонн бомб на Лондон. К концу мая 1941 года Британия потеряла более 40 тысяч человек. Но без светомаскировки жертв могло быть еще больше.

Для чего нужны эти штуки на фарах военных машин?

«Эффективность ударов немецких бомбардировщиков после применения комплексной маскировки понизилась. И соответственно, понизилось и число жертв», – отметил Василий Дандыкин.

Снять с окон непроницаемую ткань, открыть нараспашку дверь и включить ночное освещение британцам разрешили только 30 апреля 1945 года.

Светомаскировка в СССР во время Wow

Светомаскировка была обязательной и в Советском Союзе с первого дня Великой Отечественной войны. Для защиты от нацистских бомбардировщиков уличные фонари и освещение магазинов в Москве выключили. В подъездах домов, в трамваях и троллейбусах горели только тусклые синие лампочки. Зажигать яркий свет на предприятиях и в квартирах запрещалось.

За несоблюдение правил грозило серьезное наказание, причем первых нарушителей судили уже через два дня после введения обязательной светомаскировки. Ими оказались два москвича. Один отказался завесить окно в своей комнате, а другой не затемнил кухню и коридоры общежития.

Читайте также:  Черные птицы какие бывают

Но одной светомаскировки было недостаточно. Чтобы обмануть и дезориентировать нацистских летчиков, властям пришлось застроить почти всю Москву бутафорскими сооружениями. На многие дома в центре накинули маскировочную сетку, имитирующую травы и кустарники. А крышу Большого театра раскрасили так, будто здание уже разрушено.

Даже Кремль с Красной площадью всего за месяц превратились в невидимку. Мавзолей накрыли макетом двухэтажного жилого дома, а вдоль кремлевской стены возвели бутафорские постройки. Звезды на кремлевских башнях зачехлили. Стены закрыли фанерными щитами, на которых нарисовали окна и двери. Тщательная маскировка помогла спасти Кремль и центр Москвы от полного разрушения.

На протяжении всей Великой Отечественной войны советские ученые разрабатывали новые методы светомаскировки. Самые эффективные предлагал Сергей Вавилов. Вместе с коллегами академик создал специальные люминесцентные лампы для подводных лодок, а еще светящийся состав для нанесения надписей и указателей, видимых только в темноте. Но и это не все.

«Приборы инфракрасного излучения тоже были придуманы именно им. Приборы инфракрасного излучения позволяли двигаться технике в темноте. Потом приборы ночного видения получили развитие не только у нас», – отметил Михаил Дандыкин.

Ослепляющая маскировка

Методы военной маскировки разрабатывали и в Первую мировую. Тогда одной из самых сложных задач было спрятать от глаз противника огромное морское судно. Решение нашел британский морской офицер и художник Норман Уилкинсон.

Он предложил раскрасить корабли под зебру. Так выглядели, например, французский крейсер длиной почти 180 метров и американское грузовое судно «Западный Магомед». Оригинальную окраску военных кораблей назвали «ослепляющим камуфляжем».

«Такие необычные сочетания краски – черные, серые – во многом привели к тому, что командиры немецких подводных лодок через перископ не могли определить состояние цели – какой она размер имеет, что это такое. И в принципе, зачастую, считая, что это цель меньшего размера и так далее, они промахивались», – отметил Михаил Дандыкин.

Во Вторую мировую от «ослепляющей маскировки» пришлось отказаться. С развитием авиации ярко раскрашенные корабли стали приманкой для вражеских летчиков. Кроме того, ослепляющий камуфляж был дорогим, поэтому военно-морской флот вернулся к стандартному серому цвету.

Новые разработки ученых

Ученые стремятся создать камуфляж, который будет абсолютно невидим для противника. Одна из самых перспективных разработок принадлежит американцу, профессору Джону Роджерсу.

В 2014 году исследователь представил материал из мягкого пластика с термочувствительным красителем. При комнатной температуре краситель имеет черный цвет, а при нагревании до 47 градусов Цельсия становится прозрачным.

Процесс нагревания контролируют фотоэлементы, встроенные в материал. Частицы реагируют на свет и подают в краситель электрический ток. Проект Роджерса уже поддержало минобороны США.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник: ren.tv

Что такое светомаскировка фар и зачем она нужна

Иногда на фарах внедорожников можно встретить хитроумные металлические накладки, ухудшающие освещение. Что это за тюнинг?

Александр Пономарёв

Что такое светомаскировка фар и зачем она нужна

Для чего нужно мешать фарам выполнять свою непосредственную обязанность?

В основном светомаскировочные устройства ставят на внедорожники отечественного производства – чаще всего, конечно, это УАЗ или, скажем, вездеход ГАЗ-66. Выглядит брутально, ничего не скажешь, но зачем нужен такой своеобразный тюнинг? Тем более что он мешает фарам головного света выполнять свою основную функцию – освещать дорогу. Дело в том, что светомаскировочные устройства придуманы для военной техники.

Читайте также:  Как выглядит косуля годовалая самец сколько весит

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти металлические накладки применяют с целью маскировки машин, которые в темноте могут ехать по одной или в колонне. Благодаря светомаскировочным устройствам появляется возможность минимизировать риск обнаружения техники наземными или воздушными силами противника.

В комплект светомаскировочного устройства входят накладки на фары, элементы, маскирующие остальные световые приборы, а также переключатели. Светомаскировка функционирует в трёх разных режимах: незатемнённый, частичное затемнение и полное затемнение. Чтобы получить частичное затемнение, опускают только одни крышки, полное затемнение – все крышки. Важно, что от выбранного режима зависит и скорость, с которой разрешено передвигаться технике – в целях безопасности. К примеру, в режиме полного затемнения допускается скорость не более 25 км/ч.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если же автомобили едут в колонне, то скорость не должна превышать 15 км/ч. В том случае, если затемнение частичное, скорость должна быть не более 30 км/ч при одиночном передвижении и 25 км/ч — когда движется колонна. Да, кстати – от светомаскировки по-настоящему есть толк только в том случае, когда на транспортное средство установлен полный комплект устройств. Это и крышки на фары, и специальные накладки на фонари.

Источник: www.techinsider.ru

Светомаскировка на фары

Наверное многие видели на фарах армейских УАЗов, ГАЗ-66, УРАЛов и других автомобилей непонятную черную конструкцию. Так вот, эта конструкция называется светомаскировка. Предназначена она для того, чтобы скрыть автомобиль от глаз противника в ночное время.

Эти колпаки на фары обычно использовали, а может и используют до сих пор по прямому назначению при движении автомобилей в колонне. При этом водитель первой машины в колонне мог использовать прибор ночного видения и ехать вообще без света, а остальные ехали за ним, ориентируясь по немного подсвеченной впереди идущей машине. Таким образом колонна была визуально почти незаметна как с земли, так и с воздуха. Но сейчас речь не об этом, а о том, нужна ли военная светомаскировка на обычных внедорожниках.

Какая польза от светомаскировки?

По мнению многих опробовавших данную конструкцию подобные «военные фары» приносят очень мало пользы. Чаще всего военные накладки на фары ставят на УАЗ, но иногда их можно увидеть на мотоциклах и грузовиках. Итак, перечислим основные плюсы этих приспособлений:

  • делают ночные передвижения менее заметными;
  • защищают фары от грязи, веток, камней и всего, что может их повредить;
  • делают автомобиль менее заметным с выключенными фарами, особенно в лесу (блестящие фары, особенно на темном фоне, видно очень далеко);
  • добавляют крутости к внешнему виду.

Если последние 3 пункта на вызывают сомнений, то на первом стоит заострить внимание.

Светомаскировка из ткани

Действительно, светомаскировка на фары УАЗа позволит более скрытно передвигаться в ночное время. Но света, проходящего через узкую щель приспособления, будет явно не хватать. К тому же этот свет проходит через синее стекло в корпусе конструкции, что делает его еще более тусклым и менее заметным со стороны. Поэтому уверенно передвигаться с таким светом можно только по очень хорошо знакомым местам. Можно, конечно, открыть шторки конструкции, но все равно часть света будет теряться.

Светомаскировка на Уаз

У кого может возникнуть необходимость в скрытном перемещении? Да у кого угодно, кто не хочет особо «палиться»: кладоискателей, браконьеров и других. Конечно, если бюджет позволяет, то лучше вообще использовать прибор ночного видения, благодаря которому вероятность остаться незамеченным значительно повышается. Но, в любом случае, светомаскировка или прибор ночного видения сделают вас менее заметным только для глаз и устройств, работающих в видимом спектре. От тепловизора с помощью этих устройств не скрыться.

Читайте также:  Как правильно войска ударение

Светомаскировка старого образца

Недостаток у этой конструкции только один, но весьма существенный — очень мало света. Можно еще добавить дополнительный вес, стоимость (комплект может обойтись дороже 1500 рублей), но по сравнению с главным минусом это мелочи.

Светомаскировка на Урал

Вывод

Да, светомаскировка на УАЗ неплохо защищает фары и добавляет привлекательности автомобилю. Но с практической точки зрения это малополезное приспособление для гражданского автомобиля. Фары можно защитить силовым бампером с кенгурятником и даже обычной металлической сеткой, которая почти не влияет на световой поток. А качество света для внедорожника — очень важный показатель, особенно при частых передвижениях в ночное время, поэтому ограничивать световой поток, устанавливая светомаскировку на фары, стоит разве что в исключительных случаях.

Источник: offroadrest.ru

Специальные крышки на фарах машин: какую практическую пользу они имеют

На автомобилях порой можно заметить специальные накладки, устанавливаемые сверху на фары. Часто такие приспособления оказываются на военной технике отечественного производства – машинах УАЗ и других транспортных средствах. Кажется, что такие приспособления – это просто тюнинг, придающий машине большую «боевитость», но не имеющий никакого функционального смысла. На самом деле все далеко не так.

  • Накладки являются светомаскировочным элементом для меньшей видимости авто
  • Полным комплектом оборудуют только армейские авто

Накладки являются светомаскировочным элементом для меньшей видимости авто

Накладки на фарах военных машин – это специально разработанные приспособления, которые называются светомаскировочным комплектом. Название говорит само себя, и становится понятным, для чего нужно это устройство. Маскировка в бою оказывается крайне важным элементом, особенно когда речь заходит о разведывательных операциях, требующих скрытности.

И тут на помощь приходят светомаскировочные накладки, которые помогают технике ехать в темноте, не привлекая к себе внимания лишним источником освещения, исходящим от фар. Светомаскировочный комплект включает в себя целых набор устройств, которые накладываются не только на фары, но и переключатели и другие предметы, которые на автомобиле могут излучать свет.

При этом фары продолжают выполнять свою непосредственную функцию, и водитель может видеть дорогу впереди. Светомаскировочные накладки могут работать в режиме незатемненности, частичного и полного затемнения. При полном затемнении крышки полностью закрываются, так что фарами излучается максимально тусклый и незаметный свет.

Конечно же, при режиме полного перекрытия фар передвигаться довольно сложно. Поэтому в таком случае машина может ехать с разрешенной скоростью не более двадцати пяти километров в час, а в составе колонны нельзя ускорится более чем на пятнадцать километров в час, чтобы не спровоцировать аварийную ситуацию. При частичном перекрытии можно разогнаться до тридцати километров час, но если авто едет в составе колонны, то придется притормозить до тех же двадцати пяти.

Полным комплектом оборудуют только армейские авто

Конечно же, полный комплект светомаскировочных элементов устанавливается только на армейскую технику, поэтому он в полной мере выполняет свои функции. А вот на гражданские автомобили часто устанавливают обычные светомаскировочные накладки на фары, и в этом случае ни о какой пользе устройств не может идти и речи – они просто являются тюнингом, не несущим практического смысла.

Люди не могут понять многих вещей, связанных с деятельностью армии. Но следует помнить, что армия – это серьезная и ответственная структура, в которой все должно быть четко организовано и продумано до мелочей. Все-таки здесь проводится опасная деятельность, и малейшая ошибка может стоить жизней солдат. Чтобы этого не допустить, и создаются разработки, которые рядовым гражданам не следует копировать.

Источник: ftimes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...