Александр Геннадьевич Больных
Величайшее морское сражение Первой Мировой. Ютландский бой
Фальшивые векселя адмирала фон Тирпица
31 мая 1916 года в Северном море состоялось крупнейшее сражение паровых флотов – Ютландская битва, как ее называют англичане, или сражение у Скагеррака, как утверждают немцы. В нем приняло участие более 200 кораблей всех классов – от линкоров до миноносцев. Иногда встречается утверждение, что крупнейшим морским сражением современности была все-таки битва за Лейте.
Действительно, если формально просуммировать все корабли 3-го и 7-го американских флотов и прибавить к ним корабли Императорского японского флота, то итог окажется несколько больше. Однако нам следует помнить, что битва за Лейте распадается на несколько отдельных боев, происходивших на весьма значительном расстоянии один от другого, поэтому считать ее единым сражением весьма сложно и скорее следовало бы отнести к категории операций. Зато Ютландская битва происходила буквально на пятачке диаметром около 50 миль, где крутились все эти корабли, поэтому справедливо было бы оставить титул крупнейшего сражения именно за ней.
Клим Жуков — Про самое большое сражение на море: Ютландское сражение
Результаты этого боя до сих пор разные историки трактуют по-разному. Собственно, разброс мнений не особенно велик. Одни утверждают, что немцы одержали тактическую победу, другие говорят о стратегической победе англичан при несколько сомнительных тактических результатах.
Но почему-то никто не пытается всерьез проанализировать предысторию Ютландской битвы, и, по моему мнению, совершенно напрасно, потому что она как минимум не менее интересна и противоречива, чем итоги сражения. В лучшем случае исследователи ограничиваются беглым анализом характеристик британских и немецких кораблей, но даже он проводится в контексте результатов сражения с обязательным появлением сакраментального вопроса: а почему взорвались британские линейные крейсера? А ведь эта предыстория позволяет нам совершенно точно и однозначно оценить итоги битвы.
На самом деле эта проблема глубоко уходит корнями в прошлое. Отсчет времени нужно начинать отнюдь не с 1 сентября 1914 года, когда началась Первая мировая война. Точно так же ошибочно было бы вернуться в 21 октября 1905 года, когда был заложен «Дредноут».
Исходной точкой следует считать 5 марта 1897 года, когда морской министр Германии фон Холльман представил комитету по финансам германского рейхстага проект нового морского бюджета, составившего более 9 миллионов фунтов стерлингов, что в три раза превышало прошлогодний. И хотя рейхстаг значительно урезал этот бюджет, первый шаг в пропасть был сделан.
В июне происходят знаковые перестановки в германском кабинете министров. Энергичный, я бы даже сказал, фанатичный адмирал фон Тирпиц меняет фон Холльмана на посту морского министра, а министром иностранных дел становится фон Бюлов. Их задачей является реализация программы «вельтполитики» и развертывание строительства флота.
Император Вильгельм торжественно провозглашает, что трезубец Нептуна должен перейти в руки Германии. Всё. После этого столкновение Германии и «владычицы морей» становится неизбежным, остается лишь вопрос, когда именно оно произойдет.
Ютландское сражение . Страницы истории.Battle of Jutland. History pages.
При этом немцы, еще не успев решительно ничего сделать в намеченном направлении, ухитрились сразу же допустить несколько грубейших ошибок. Их мало извиняет даже то, что аналогичные ошибки допускали и другие державы.
А ведь Бисмарк заявлял, что он предпочитает учиться именно на чужих ошибках… Вспомним искреннее недоумение и обиду, которые до сих пор видны во всей русской исторической литературе. Почему, дескать, Великобритания во время Русско-японской войны активно помогала Японии и постоянно мешала продвижению эскадры адмирала Рожественского?
Но простите, а каким должно быть отношение Великобритании к стране, которая откровенно готовится к войне с британским судоходством? Россия строит океанские рейдеры вроде «Рюрика» и «Пересвета», а потом не может понять, почему Англия враждебно относится к русскому флоту? А как еще она должна относиться к нему?
Я совершенно не понимаю восхищения безответственными болтунами из пресловутой французской «жён эколь». Эти глупцы точно так же начинают вопить во все горло, что готовят свой флот к войне с Великобританией, причем в тот самый момент, когда у французских границ на континенте стремительно нарастает германская угроза. Франции мало одного смертельного врага, нужно как можно скорее обзавестись еще и вторым? Ох, не поделили тропические болота в верховьях Нила, Фашода кому-то остро понадобилась.
И вот Германия повторяет эту же самую ошибку, но при этом ухитряется совершить еще и несколько своих собственных. Еще не имея практически никакого флота, Вильгельм II громогласно объявляет, что будет оспаривать у англичан господство на море. Вообще следует отметить несравненную способность немцев создавать себе врагов.
Барон фон Люттвиц публикует статью, в которой обстоятельно доказывает возможность высадки десанта на английские берега, и в результате Вильгельм II тут же назначает его военным атташе в Великобритании. Разве можно это расценить иначе, как преднамеренное и тяжелое оскорбление? В результате любые попытки немцев делать примирительные заявления воспринимались как отъявленное лицемерие и заведомая ложь.
Но помимо ошибок политических командование немецкого флота, в том числе и хваленый адмирал фон Тирпиц, допускает несколько грубых ошибок уже чисто военного характера. Историки, восхваляющие непревзойденные боевые качества германских кораблей, упускают из вида один весьма существенный фактор.
Все они имели относительно небольшое водоизмещение, ограниченную дальность плавания и неважную мореходность. Само по себе это не страшно, и корабли вполне могли успешно действовать в пределах Северного моря, но… Но!
Целью строительства германского флота было вырвать трезубец Нептуна из рук Англии, и как сделать это, не выходя из Гельголандской бухты, я откровенно не представляю. Немцы должны были готовиться к сражению не на Доггер-банке, а где-то в районе Оркнейских или даже Фарерских островов. Вот французы оказались более последовательными – их броненосцы и крейсера все-таки предназначались для океанских плаваний. На фоне этого упорное стремление адмирала вооружать легкие крейсера только мелкокалиберными орудиями (105-мм) выглядит как невинная оговорка, крейсер все-таки не линкор и решающей силой не является. Но даже эту ошибку пришлось в аварийном порядке исправлять в годы войны.
В известной книге «1906 год. Крушение старого мира», описывающей гипотетический военный конфликт между Германией и англо-французским альянсом, тоже говорится, что германские корабли будут уступать по своим боевым качествам британским. Однако автор книги, кем бы он ни был (Зеештерн, Генрих Фердинанд Граутофф или принц Генрих Прусский), делает утешительный вывод: если англичане попытаются прорваться мимо укреплений Гельголанда, им придется плохо.
И здесь германское морское командование, взгляды которого были предельно точно изложены автором, допускает сразу две грубые ошибки. Непонятно, из каких соображений, но немцы решили, что англичане будут использовать стратегию ближней блокады и британский флот будет держаться в пределах прямой видимости от германских портов. Предположение дикое, даже совершенно абсурдное.
Единственным аргументом в пользу этого были действия американской эскадры, блокировавшей Сантьяго, во время испано-американской войны. Там американцы поступили предельно просто – выстроили свои корабли по окружности диаметром около 10 миль и стояли на месте, подрабатывая машинами. Но даже при этом они до судорог боялись атаки испанских миноносцев, хотя тех было всего две штуки. Тесная же блокада порта, в котором базируются 50 эсминцев и 20 подводных лодок, лично мне представляется форменным безумием, однако немецкие адмиралы совершенно серьезно строили свои планы, исходя из этого предположения.
Вторая ошибка была не столь явная, но не менее тяжелая. Немцы совершенно неправильно истолковали суть знаменитой доктрины «fleet in being». Флот не может оказывать влияние одним только фактом своего существования, он оказывает действие на ход событий лишь в том случае, когда представляет собой какую-то угрозу.
Если же флот не способен ни к каким действиям, он угрозы не представляет и заниматься нейтрализацией миражей совершенно необязательно. Кстати, именно практика британского флота это постоянно доказывала.
В период наполеоновских войн англичане ограничивались пассивной блокадой французских портов и переходили к активным действиям только в случае попыток французских кораблей выйти на просторы океана. При этом их блокада совсем не напоминала действия американцев у Сантьяго. За портами наблюдали фрегаты, а линейные эскадры крейсировали в открытом море на некотором удалении.
То же самое происходило и в начале ХХ века во время русско-японской войны. Японцы отнюдь не пытались ворваться на внутренний рейд Порт-Артура, чтобы уничтожить русскую эскадру. Они ограничились блокадой, которую тоже ведь нельзя назвать ближней в полном смысле этого слова. На внешнем рейде маячили только легкие крейсера и миноносцы, наблюдавшие за портом, но никак его не блокировавшие.
Источник: www.litmir.me
Ютландское сражение кто победил
Оперирование игры «Мир кораблей» на территории Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляет Lesta Games. Lesta Games несёт ответственность за соответствие игры «Мир кораблей», её контента и маркетинговых материалов применимому праву.
Данный продукт не имеет лицензии и/или одобрения каких-либо органов федерального, суверенного правительства и/или правительства штата или каких-либо видов или служб вооружённых сил таких правительств на территории всех стран мира и/или не находится в их ведении. Все относящиеся к кораблям товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей.
Ссылки на конкретные конструкции, модели, производителей и (или) модификации кораблей и самолётов использованы исключительно с целью соблюдения исторического соответствия и не предполагают какого-либо финансирования или иного участия в проекте обладателей прав на товарные знаки. Характеристики всех моделей реалистично воспроизведены на основе тактико-технических элементов боевых кораблей и самолётов первой половины ХХ века. Все относящиеся к кораблям и самолетам товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей
Источник: korabli.su
Крупнейшие сражения Первой мировой войны. Досье
К маю 1916 года война шла уже довольно долго для того, чтобы обе стороны осознали глубину позиционного тупика, сложившегося на сухопутном театре военных действий. Тупик этот был, конечно, малоприятен, но в целом работал на Антанту — она была сильнее индустриально и рано или поздно выиграла бы в войне на истощение.
Немаловажную роль в ней играла британская морская блокада. Снять её можно было, только захватив господство на море. Это было серьёзной проблемой — английский Гранд-флит был ощутимо сильнее германского Флота открытого моря. Но у немцев оставалась возможность наносить ему чувствительные удары, громя противника по частям.
И у адмирала Рейнхарда Шеера, командовавшего Флотом открытого моря, имелся план, как это сделать.
Идея была проста и не то чтобы нова — взять группу быстроходных кораблей и совершить набег на один из британских прибрежных городов. Британцы, скорее всего, отправят за ней какие-то силы — достаточно представительные, но вряд ли весь Гранд-флит. И тут-то их будет ожидать сюрприз — основные силы в виде оставшихся кораблей Флота открытого моря, что будут следовать в 50 милях позади.
Кайзеровские моряки уже устраивали набеги на побережья в Первой мировой — но в меньших масштабах. Теперь настало время играть по‑крупному.
Сражение при Гренгаме. 1720 год
Последняя морская битва Северной войны произошла вблизи острова Гренгам. Российская эскадра вплотную подошла к Аландским островам и была неожиданно атакована шведами.
Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили.
Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море, а главное, приблизила подписание победного для России Ништадтского мира.
Хотите больше узнать о великих победах русского флота? На нашем сайте thebiggest.ru вы вспомните о многих триумфальных моментах в истории России.
Контрловушка
Но у англичан имелись свои козыри в рукаве.
Германской западне было не суждено сработать — британцы смогли перехватить и расшифровать некоторые переговоры. Да и активность подлодок заметили — и поняли, что назревает что-то крупное. Правда, точно узнать получилось только то, что 31 мая в море выйдет какой-то более-менее представительный контингент. В целом у англичан сложилось впечатление, что бо́льшая часть германских линкоров так или иначе останется на месте.
Обе стороны двигались навстречу друг другу, уверенные, что встретиться придётся с существенно уступающими силами — и поэтому поначалу действовали довольно смело.
Гравелинское сражение. 1588 год
В ходе Итальянской войны 7 августа английские корабли неожиданно атаковали испанскую Великую армаду недалеко от французского побережья. На следующий день, получив подкрепление и боеприпасы, командующий англичан Френсис Дрейк решил встретиться с испанцами в открытом бою.
После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу.
Из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в испанские порты. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен.
Внезапная встреча
Авангарды флотов наткнулись друг на друга в 15:30 31 мая 1916 года. Встреча произошла в сотне миль от Ютландского полуострова. Первыми друг друга обнаружили лёгкие силы, действовавшие впереди. Но вскоре в дело вступили и линейные крейсера — быстроходные и хорошо вооружённые гиганты.
Британский авангард был ощутимо сильнее. Если не считать прикрывавшие большие артиллерийские корабли эсминцы и лёгкие крейсера, под командованием вице-адмирала Битти имелось шесть линейных крейсеров и четыре линкора. Немецкий же отряд, возглавляемый контр-адмиралом Хиппером, насчитывал всего пять линейных крейсеров.
Атака немецких эсминцев
Бой линейных крейсеров начался в 15:45. А в 16:00 к делу подоспели и четыре линкора Битти.
Немцы стремились навести неприятеля на свои основные силы. Это было не так уж и сложно. Уверенные в своих силах, британцы действовали нахально — их авангард оторвался от основных сил на 20 миль дальше, чем у немцев.
Но даже без основных сил корабли Хиппера смогли «задать перца», потопив два линейных крейсера.
Сказались лучшая подготовка германских экипажей (мало кораблей — ставим на качество), некоторая неразбериха в стане англичан и слабая защита британских линейных крейсеров, которые могли быть уничтожены одним удачным попаданием.
Сражение при Акциуме. 31 год до н.э.
В последнем морском бою Античности сошлись корабли под командованием римского императора Октавиана Августа и политика, военачальника Марка Антония. В противостоянии у мыса Акций в Ионическом море решалась дальнейшая судьба Рима.
Долгое время ни одна из сторон не могла получить тактического и оперативного превосходства. Переломным моментом стал внезапный уход 60 египетских галер Клеопатры обратно в порт. Октавиан? воспользовавшись ситуацией, уничтожил большое число кораблей Антония. Уцелевшие суда укрылись в бухте, но позже сдались на милость победителя.
Битва стала завершающим этапом гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.
Большие папочки
В 16:33 Хиппер всё-таки навёл британский авангард на основные силы под командованием Шеера. Увидев приближавшиеся германские линкоры, Битти понял, что в море вышел весь неприятельский флот.
Завязать с ними бой в одиночку стало бы не воспеваемым в веках благородным безумием, а всего лишь беспросветной дуростью.
Битти развернул корабли. Стороны поменялись местами — теперь британцы завлекали неприятеля к своим линкорам. А немцы, решившие, что больше сюрпризов не будет, увлечённо гнались следом.
В 17:36 к отступающему Битти пришла помощь. Это было самое быстроходное соединение крупных кораблей основных сил — эскадра линейных крейсеров под командованием контр-адмирала Худа. Полчаса спустя к делу стали присоединяться и другие английские эскадры — вооружённые уже тяжеловесами в виде линкоров.
Дело стало складываться худо, и немцы начали склоняться к отступлению.
Замецки
Незадолго до этого им удалось потопить ещё один крупный британский корабль — линейный крейсер «Инвинсибл». Тот, в лучших традициях британских линейных крейсеров, взорвался — спастись удалось лишь шестерым. Вместе с кораблём на дно отправился и контр-адмирал Худ, командовавший 3-й эскадрой линейных крейсеров. Позже в честь Худа назвали линейный крейсер, который точно так же взлетел на воздух от удачного неприятельского снаряда. Но уже в другую мировую войну.
Впрочем, удрать было не так-то просто. Немцы повернули в 18:35, но сделать это получалось только в сторону неприятельских баз. Продолжать идти этим курсом было самоубийственно, и в 19:00 Шеер повернул обратно — прорываться к германским берегам.
Действия обеих сторон в сражении
Прорыв
Шеер решил любой ценой сохранить линкоры. Он бросил в атаку все удобно расположенные для этого корабли — линейные крейсера, лёгкие крейсера, миноносцы. Последние, в дополнение ко всему, ещё и ставили дымзавесу.
Беззубые волки против льва без когтей: почему в Битве за Атлантику долго не было победителя
Эти действия дали результат — на какое-то время Шеер оторвался. Успех был в немалой степени заслугой миноносцев — британские линкоры потратили много времени и усилий, чтобы увернуться от торпед. Немцы не потеряли ни одного крупного корабля — «тяжелораненый» линейный крейсер «Лютцов» они сами затопили ещё до прорыва. Правда, повреждённого у немцев было хоть завались: 9 единиц одних только крупных кораблей требовали докового ремонта, не считая «мелочи» и лёгких повреждений.
Какое-то время британцы преследовали немцев. То и дело возникали спорадические стычки. Стороны маневрировали, стремясь улучшить своё положение. Видимость падала. В девять вечера зашло солнце и стало совсем темно.
Ночью царил хаос. Отдельные корабли и группы пытались найти друг друга, найти своих, понять, кто перед ними находится, а потом, по возможности, потопить его, пока не поздно. Часто противники находились гораздо ближе друг к другу, и время от времени уподоблялись античным триремам. Например, германский линкор тараном снёс британский эсминец.
Взорванный британский крейсер «Куин Мэри»
Но, опять же, стратегического баланса сил ночное столкновение не изменило — не был потоплен ни один современный линкор или линейный крейсер. Хотя немцы потеряли старый эскадренный броненосец, построенный ещё в додредноутную эпоху, — бедняга нарвался на торпеды британского эсминца. Все семь сотен членов экипажа погибли.
Днём первого июня флоты вернулись на свои базы — боезапас был расстрелян, люди устали, нанесённые повреждения не давали думать о продолжении боя. Сражение закончилось.
Битва у атолла Мидуэй — 4−5 июня 1942 года
Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны — Перл-Харбора.
Диорама сражения. (wikipedia.org)
Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей.
Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек.
Потери американцев скромнее — 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.
Источник: afrus-shop.ru
Искусство войны
Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) стал самым крупным морским сражением в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. Здесь, на волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.
Интересно, что появлением «дредноутов» мир во многом обязан России, а точнее — печально знаменитому Цусимскому сражению 1905 года, где русская эскадра была наголову разбита японцами. Изучив этот бой вдоль и поперёк, западные военные аналитики пришли к неожиданному выводу: главную роль на крупных кораблях играет дальнобойная артиллерия крупного калибра (на момент Цусимы стандарт — четыре 12-дюймовых орудия), а средняя артиллерия, по сути, не нужна вообще, так как уничтожается противником, толком не вступив в бой! Особенно показательна гибель в том же Цусимском проливе русского броненосца береговой обороны (с устаревшим «средним» вооружением) «Адмирал Ушаков»: он был расстрелян на дистанции двумя тяжёлыми крейсерами, которые получили в ответ лишь пару случайно долетевших снарядов.
В Великобритании, которая ещё начиная с XVIII века славилась мощным флотом, морской лорд Джон Фишер объявил конкурс на скорейшее создание корабля нового типа. Выиграл его молодой офицер Дж. Норберт, пообещавший Фишеру построить линкор в течение года.
Корабль получил имя «Дредноут» (по-английски — «бесстрашный», или «неустрашимый»), дав таким образом название целому классу военных судов. Первый дредноут был оснащён 10-ю орудиями калибра в 12 дюймов (305 мм), а также мелкой скорострельной артиллерией для борьбы с миноносцами. Кстати, сами англичане называли этот тип судов «All-big-gun», то есть — «вооруженный только крупными орудиями».
Линкор «Дредноут» — родоначальник британского флота Первой мировой войны. Спущен на воду в 1906 году.
В следующие десять лет, вплоть до начала Первой мировой войны, конструкция дредноутов постоянно совершенствовалась. Усиливались бронезащита, вооружение, дальномерная техника, и к 1916 году родоначальник нового британского флота уже считался устаревшим. На смену ему пришли «сверхдредноуты» — линкоры класса «Орион», с еще более мощными и дальнобойными 13-15-дюймовыми орудиями. Разумеется, не сидели без дела и конкуренты британцев, в первую очередь их главные соперники — немцы. Но немецкие дредноуты всё же заметно уступали по огневой мощи, хотя имели определенное преимущество в скорострельности, если бы бой шёл на небольшой дистанции.
Такое соотношение сил сыграло существенную роль в ходе Первой мировой войны. С началом войны корабли Гранд-флита (английского королевского флота) успешно заблокировали немецкий «Флот открытого моря» в базах, не позволяя проводить крупные операции в Северном море и фактически парализовав для противника всю морскую торговлю.
Проиграв несколько мелких стычек, Германия решила готовиться к генеральной морской баталии, чтобы прорвать английскую блокаду и по возможности уничтожить хотя бы часть неприятельского флота. Разбить его целиком не представлялось возможным: очень уж весомым было преимущество англичан.
В составе Гранд-Флита — точнее, в том контингенте, который предназначался для активных боевых действий — было 28 линкоров-дредноутов (включая уже упомянутые «Орионы»), у немцев — только 22 линкора и броненосца, из них шесть — старой, «до-дредноутной» эры. По остальным позициям цифры разнились еще сильнее: 17 тяжелых и броненосных крейсеров против пяти, 26 лёгких крейсеров против 11-ти, 77 эсминцев против 62. Поэтому немецкий адмирал Рейнхард фон Шеер сделал ставку на внезапность, рассчитывая разбить противника по частям, пока английские эскадры не соберутся воедино. Британским флотом командовал адмирал Джон Джеллико, но обстоятельства сложились так, что главную роль сыграли командиры передовых эскадр тяжелых линейных крейсеров — немец Франц фон Хиппер и англичанин Дэвид Битти (контр-адмирал и вице-адмирал соответственно).
Дэвид Битти и Франц фон Хиппер — командующие авангардами флотов. Их корабли сыграли самую существенную роль в Ютландской битве.
Эскадра фон Хиппера, по плану адмирала Шеера, должна была стать приманкой для английского флота. Расчёт делался на разброс баз английского флота. Предполагалось, что после обстрела Хиппером городов Восточной Англии корабли британцев из ближайшей базы — Ферт-оф-Форта — бросятся в погоню за германскими крейсерами. А пока основные силы британцев — их линкоры — выйдут в море из далёкого Скапа-Флоу в Шотландии, Шеер быстро расправится с частью флота противника и таким образом ослабит морскую блокаду.
Отмечу ещё один момент: в операции Шеера впервые в истории войн широко применялись подводные лодки. Они должны были курсировать у Скапа-Флоу и следить за маневрами главных сил англичан, а в случае необходимости — попытаться нанести им урон.
Но оценить эффективность нового вида вооружений помешала случайность: один из немецких кораблей, крейсер «Зейдлиц», во время второстепенного рейда наткнулся на мину, и из-за его ремонта операцию, которая планировалась на начало мая, пришлось перенести на конец месяца. К тому времени большинство немецких подлодок уже выработали всё топливо и вернулись в свои доки, а оставшиеся благополучно проморгали выход Гранд-флита из Скапа-Флоу, что в дальнейшем едва не привело к печальным последствиям для немецкого флота. В свою очередь, англичане дали маху, когда не сумели до конца расшифровать перехваченную радиограмму Шеера от 30 мая: адмирал приказывал всему Флоту открытого моря готовиться к походу. Британцы же решили, что речь идёт только об эскадре фон Хиппера. Таким образом, все главные силы противников вышли в море с интервалом всего в несколько часов, но каждый продолжал считать, что имеет дело только с тяжёлыми крейсерами, а не с линкорами.
Общая карта основных этапов Ютландского боя. В левом нижнем углу — стратегическая обстановка в Северном море накануне и во время сражения.
Сражение началось в 14 часов 30 минут 31 мая, когда у датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе, заметили друг друга отряды тяжелых крейсеров Хиппера и Битти. Первый этап боя получил название «бег на юг»: немцы, следуя первоначальному плану, держали курс на основные силы Шеера, британцы следовали за ними.
В ходе нескольких перестрелок быстро выяснилось, что немецкая дисциплина очень даже неплохо работает против английской мощи. Для начала британские комендоры напутали с наводкой, в результате немецкий крейсер «Дерфлингер» вообще оказался вне зоны обстрела. А вот моряки фон Хиппера пристрелялись очень быстро.
Около четырех часов дня взлетел на воздух британский линейный крейсер «Инфетигебл», та же участь едва не постигла флагманский корабль Битти «Лайон» — пожар в пороховых погребах удалось потушить героическими усилиями матросов. Через полчаса под огнём германской эскадры взорвался и ушёл на дно линейный крейсер «Куин Мери». Из тысячных экипажей обоих кораблей спаслись в общей сложности только 19 человек. Вице-адмирал Битти, наблюдая за взрывом «Куин Мери», в сердцах процедил: «Что-то сегодня не так с нашими проклятыми кораблями!» Наиболее распространённая версия гласит, что англичане слишком небрежно обращались со взрывчатыми веществами.
Взрыв британского линейного крейсера «Куин Мэри».
А в это время к месту боя уже подходили главные силы Шеера. Создавалось впечатление, что замысел немецкого командующего сбудется, но этому помешала его собственная предосторожность. Я уже упоминал, что в состав Флота открытого моря входили шесть устаревших броненосцев, которых Шеер, тем не менее, взял с собой для усиления огневой мощи.
В результате же адмирал получил минус к общей скорости флота в три узла. Английские крейсеры, своевременно заметили главные силы немцев, развернулись и, выдержав короткую атаку миноносцев, поспешили на север. Теперь уже Битти заманивал немцев на главные силы Гранд-флита, о существовании которых поблизости Шеер не подозревал. Курьез заключался в том, что на флагмане Битти «Лайоне» в ходе первого боя разнесло радиорубку, так что оперативно информировать об обстановке адмирала Гранд-флита Джеллико британец не мог. Главные противники по-прежнему находились в неведении насчёт друг друга.
Перестрелка же крейсеров продолжалась. К месту боя подоспел авангард главных сил англичан — отряд линейных крейсеров контр-адмирала Горацио Худа. Британцы в коротких стычках потопили три германских лёгких крейсера.
Затем подкрепление открыло огонь по флагманскому кораблю Хиппера — линейному крейсеру «Лютцов», который получил серьёзные повреждения, но, тем не менее, смог продолжить сражение. Практически потерял ход и был вынужден выйти из боя крейсер «Зейдлиц», однако ему удалось ускользнуть под прикрытием основных сил фон Хиппера. А вот британцам опять не повезло. В половине седьмого вечера немецкие снаряды попали в погреба крейсера «Инвисибл», на котором держал свой флаг сам адмирал Худ. Корабль погиб вместе со всем командованием и экипажем, спаслись только шесть матросов.
Тем не менее, свою задачу Битти и Худ выполнили. За считанные минуты до гибели «Инвисибла» вице-адмирал увидел на горизонте главные силы английского флота. Адмирал Джеллико открыл огонь по кораблям Шеера, до последнего же только теперь дошло, что перед ним — не отряды крейсеров, а главный и самый опасный противник. Казалось, англичанам представился великолепный шанс раз и навсегда покончить с Флотом открытого моря.
Дредноуты главных сил английского Гранд-флита в боевом строю.
Но бой дредноутов и сверхдредноутов дал неожиданный результат. В течение трёх часов немецкий адмирал Шеер упорно рвался из ловушки, несколько раз его эскадры оказывались в зоне, доступной для английского огня, но всему Гранд-флиту удалось лишь добить и так уже повреждённый крейсер «Лютцов» (причём корабль вышел из боя и на следующий день его затопила собственная команда). Главные корабли обоих противников благополучно разминулись, несмотря на сильную канонаду. Если бы дредноуты могли, подобно сухопутным войскам, биться сутками и неделями в «позиционной войне», вероятно, англичане бы одержали полную победу. Но ресурс любого корабля естественным образом ограничен количеством топлива и погодными условиями.
После 21 часа Шеер, вывесив дымовую завесу и воспользовавшись подступающей темнотой, сумел оторваться от британцев. Последний эпизод Ютландской битвы случился уже в ночь на 1 июня, когда немецкую эскадру дважды атаковали английские миноносцы.
Учитывая то, что эсминцы шли на основные силы Флота открытого моря, атаки нужно признать очень успешными: удалось потопить броненосец «Поммерн» и лёгкий крейсер «Росток». Впрочем, даже это уже не могло скрасить неприятную для англичан картину общих потерь. Их флот лишился шести линейных и тяжелых крейсеров и восьми эсминцев, тогда как немцы потеряли один устаревший броненосец, один линейный крейсер, четыре лёгких крейсера и пять миноносцев. Убыль в людях была и вовсе несопоставимой: более шести тысяч погибших британских матросов и около трёх тысяч немецких.
Немецкий линейный крейсер «Лютцов», затопленный экипажем после Ютландской битвы.
Немцы, основываясь на соотношении потерь, объявили о своей победе. Англичане упирали на то, что немецкому флоту, по большому счёту, не удалось ни прорвать блокаду, ни заманить в ловушку крупные силы британцев — и были правы. Во всяком случае, после Ютландского боя Германия до самого конца войны больше не предпринимала активных действий на море.
А вот с тактической точки зрения битва дала парадоксальные результаты. Ни численное и огневое превосходство англичан, ни уловки немцев не позволили линкорам с той и с другой стороны не то что разбить главные силы врага, но и нанести им сколько-нибудь серьезный вред. Монстры-дредноуты оказались бессильны друг против друга в условиях маневренного боя и быстро меняющейся обстановки. Всё это привело к тому, что в последующие годы роль линкоров во флотах всего мира начинает уменьшаться, и ко Второй мировой войне на авансцену выходят новые «владыки морей» — авианосцы.
Любопытный факт. Именно на дредноутах впервые появилась в 1917 году морская авиация. Самолёты понадобились для оперативной корректировки стрельбы, для этого на башнях установили специальные лётные платформы. Первыми «морскими» самолётами стали английские бипланы типа «Сопвич».
Биплан «Сопвич» — первая в мире морская авиация.
Источник: artofwars.livejournal.com
Ютландское сражение
Битва английского и германского флотов в Скагерракском проливе Северного моря близ полуострова Ютландия (Дания) стало крупнейшим морским сражением Первой мировой войны.
Отправной точкой сражения стало назначение в январе 1916 года решительно настроенного адмирала Рейнгарда Шеера на пост главнокомандующего Флотом открытого моря. Уже в феврале он представил императору Вильгельму II план действий, предусматривавший использование крупного надводного флота совместно с подводными лодками и авиацией. Основную задачу кригсмарине Шеер видел в том, чтобы, используя частные операции линейных крейсеров в проливе Скагеррак, спровоцировать выход части английского Гранд-Флита в открытое море, перехватить его и затем уничтожить. План был одобрен Верховным командованием, за исключением пункта, предусматривавшего ведение неограниченной подводной войны.
АНГЛИЙСКИЙ ПЛАН
Предполагалось, что первую часть плана осуществит 1-я разведывательная группа вице-адмирала Франца Хиппера, корабли которой обстреляют британское побережье, а затем заманят погнавшихся за ней англичан под орудия своих линкоров. Прикрытие осуществляли 22 подводные лодки, действия которых, впрочем, оказались не особенно успешными.
Однако 30 мая британское Адмиралтейство обратило внимание на повышенную активность флота противника и сообщило командующему Гранд-Флитом адмиралу Джону Джеллико и командующему крейсерскими силами адмиралу Дэвиду Битти: «Немцы наметили какую-то операцию… Вы должны сосредоточиться к востоку от Долгих Сороковых… в готовности к любой встрече». Джеллико планировал, что eго основные силы войдут в пролив Скагеррак, где дадут Флоту открытого моря генеральное сражение и уничтожат его. Его флот имел абсолютное превосходство над германским: в весе бортового залпа, в скорости и др.
«БОЙ АВАНГАРДОВ»
К 14 часам 31 мая английский авангард адмирала Битти прибыл в район встречи с главными силами, но, допустив ошибку, разминулся с ними на 10 миль. Заметив линейные крейсера противника, Битти, имея численный перевес, пошел на сближение. Однако 5-я эскадра линейных кораблей, входившая в состав его сил, не поняла сигнала и отстала от основных сил (прибыв к месту сражения только в 16:10).
В 16:02 погиб линейный крейсер «Индефатигейбл» («Неутомимый»), а несколько крейсеров получили повреждения. В 16:26 затонул линейный крейсер «Куин Мэри». Кроме того, Битти потерял два эсминца; потери противника составили также два эсминца.
Около 16:40 легкие крейсера обнаружили главные силы Флота открытого моря, и Битти приказал повернуть на обратный курс и следовать на соединение с главными силами Гранд-Флита. Шеер начал преследование, бой несколько раз возобновлялся, но результатов не дал. В 18:00 Битти соединился с главными силами.
МОРСКАЯ БИТВА
В это время шедший впереди легкий крейсер «Честер» попал под огонь противника и с трудом смог выйти из боя. Одновременно Джеллико начал перестроение флота в боевой порядок.
В 18:20 германские корабли потопили броненосный крейсер «Дифенс» («Защита»), а вскоре был выведен из строя линейный корабль «Уорспайт» («Боевая злость»); германский флот потерял только легкий крейсер «Висбаден». Однако затем превосходство британского флота все же начало сказываться, и ситуация изменилась.
Огнем английского флота был потоплен немецкий «Лютцов» и повреждены линейные корабли «Кениг» и «Маркграф». После этого Шеер, поняв, что он имеет дело со всем Гранд-Флитом, принял решение оторваться от противника, а англичане начали преследование.Заняв охватывающее положение, британские корабли нанесли серьезные повреждения линейным крейсерам «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Фон дер Танн», а также линейному кораблю «Великий курфюрст». Тем не менее Флоту открытого моря удалось выйти из боя, не потеряв дополнительно кораблей. Джеллико не хотел вести военные действия после наступления темноты, поскольку противник был лучше подготовлен к этому виду боя и имел преимущество в торпедном вооружении. Британское командование собиралось возобновить сражение утром.
НОЧНЫЕ МАНЕВРЫ
Ночью произошло несколько боевых столкновений, во время которых был потоплен английский броненосный крейсер «Блэк Принс», а германский флот потерял старый линейный корабль «Померания», легкие крейсера «Фрауэнлоб» и «Росток». Кроме того, немецкий легкий крейсер «Эльбинг», уклоняясь от торпед, попал под таран своего линейного корабля и затонул.
К потерям добавилось еще пять британских и два германских эсминца. Тем не менее к рассвету Шееру удалось вывести свой флот из зоны досягаемости Гранд-Флита. Также и Джеллико, приняв во внимание разбросанность своих сил, туман и подводные лодки противника, принял решение о прекращении боевых действий. В 11:001 июня корабли Гранд-Флита повернули в сторону своих баз.
В Ютландском сражении ни одна из сторон не смогла не смогла достичь поставленной цели. И хотя потери Гранд-Флита были больше, чем у противника, он все равно сохранил за собой господствующее положение на море.
Источник: warfor.me