Географическое распространение юкагиров в XVII веке (штриховка) и в конце XX века (сплошной фон). Чуванцы, сейчас говорящие по-чукотски и по-русски, отмечены розовым.
Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.
Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.
Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
Численность и расселение
По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.) [1] . В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.
Кто вы Юкагиры? Юкагирские Рода
Численность юкагиров в России:
Численность юкагиров населённых пунктах (2002 г.) [2]
село Андрюшкино 197
село Нелемное 181
Язык
Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.
Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью. По переписи 2002 г. в Якутии из 1097 юкагиров владеют юкагирским языком лишь 310 чел. (28 %), якутским — 630 чел. (57 %), русским — 1046 чел. (95 %) [3] .
История
Юкагиры говорили на изолированном (палеосибирском) языке и, в силу репродуктивной изоляции от окружающих их враждебных племен, представляли собой генетический изолят. По антропологическим характеристикам они отличались от своих ближайших южных соседей (тунгусов) и, по заключению антропологов, представляли собой древний пласт автохтонного населения приполярной Сибири [4] .
В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы). А.П. Окладников пришел к выводу о принадлежности неолитической культуры Якутии предкам юкагиров. Этой точки зрения придерживались такие известные советские исследователи, как М.Г. Левин, И.С.
Гурвич, Ю.Б. Симченко [5]
В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы, олюбенцы, омоки, ононди, ходынцы, хоромои, чуванцы, шоромба, янга, яндинцы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания и несмотря на то, что соседние народы однозначо идентифицировали юкагирские племена, как единую этно-культурную общность, на практике существовало две взаимонепонимаемые группы языковых диалектов северная (тундровая) и южная (таежная).
Юкагиры. Не придуманная история
В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Фактически неассимилированным юкагирам удалось уцелеть лишь в центре своего ареала, в бассейне Колымы. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в XIX веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.
Традиции
К концу XIX века этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их хозяйства составляли охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых юкагиров, охота на копытных животных, рыболовство и собаководство для верхнеколымских юкагиров. Многие элементы материальной культуры в течение XVIII-XIX веков складывались под влиянием эвенов, чукчей и якутов (орудия труда, транспорт, одежда). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний» эпос), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.
Антропологические особенности юкагиров
Антропологически юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями. Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (манси, ненцы, ханты), но имеют по отношению к ним наибольшую степень выраженности монголоидного комплекса, что, как и данные языка, свидетельствует о былом урало-юкагирском единстве. Генетически у юкагиров преобладает архаическая Гаплогруппа C (Y-ДНК)
Примечания
- ↑ 123456Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.Проверено 24 декабря 2009.
- ↑http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
- ↑Всероссийская перепись населения 2002 г. Владение языками народов субъектов РФ
- ↑Володько Н.В. АНАЛИЗ ИЗМЕНЧИВОСТИ МИТОХОНДРИАЛЬНЫХ ДНК ЮКАГИРОВ — КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ПОЛЯРНОЙ СИБИРИ, Новосибирск, 2008 — дисс. на соискание уч. степени к.б.н. по спец 03.00.15 – генетика, С.30
- ↑Памятники
Литература
- Гурвич И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М., 1966.
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 517
- Юкагиры // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
- Юкагиры (историко-этнографический очерк). Отв. ред. А.П.Окладников. М.: Наука, 1975.
- Юкагиры // Народы России. Атлас культур и религий. — М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
- Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М.: Наука, 1979. — 152с.
- Документы по истории колымских юкагиров в середине 1660-х гг.
- Юкагиры
- Народы Сибири
- Народы Дальнего Востока
- Народы Якутии
- Исчезающие народы
- Палеоазиатские народы
- Коренные народы Севера
Wikimedia Foundation . 2010 .
Источник: dic.academic.ru
Загадки коренного сибирского народа юкагиров.
Омоки — это одно из юкагирских племен, некогда обитавших в низовьях Колымы и загадочно исчезнувшее около 150 лет назад. Как и сами юкагиры — это исконно сибирское племя в далекие времена состояло из людей белой расы и лишь значительно позднее стало смешиваться с пришедшими после них на эту землю другими народами, относящимися к монголоидной расе.
Российский исследователь культуры, мифологии и быта сибирских народов Г.Тымнетагин приводит в своей книге «Хранитель Севера» следующий диалог с последним юкагирским князем, принадлежащим белой расе, о судьбе этого народа «. В низовьях Колымы жили наши ближайшие родственники — омоки, тоже юкагирское племя, которое в основном занималось разведением оленей и ловлей рыбы, в отличие от нас — одулов, которые всегда были охотниками, рыбаками и воинами. Омоки исчезли при странных обстоятельствах примерно 100-150 лет назад.
— Как исчезли? Совсем? Я что-то про омоков ничего не слышал вообще.
— Сейчас услышишь. Мы знаем две почти одинаковые легенды об этом исходе. По одной легенде, примерно более ста лет назад омоки покинули свои стойбища и ушли на острова, расположенные против устьев Индигирки и Яны. Другая утверждает, что омоки отправились двумя большими группами на север от устья реки Колымы. Там лежат Медвежьи острова. Острова были необитаемы.
Но повсюду первые исследователи этих островов еще с 18 века находили там остатки хорошо сохранившихся земляных и подземных жилищ. Там же стояли и юрты, наполовину вкопанные в землю, и стояли чисто юкагирские лабазы. Ты их видел у нас. И при этом никаких следов: ни людей, ни их гибели! Жилища были полностью пусты, там не было никакой домашней утвари, а в лабазах не было запасов.
Получается, что население островов покинуло свои стойбища и куда-то ушло.
Но куда? Ответ на это пытался дать академик Обручев в своем фантастическом романе «Земля Санникова». Помнишь? Он там описывает некий народ под названием онкилоны. Ученые утверждают, что раньше онкилоны действительно населяли побережье Ледовитого океана и у них шли непрерывные кровопролитные войны с чукчами.
Но сами-то чукчи называли всех без исключения береговых жителей «анкалит», то есть прибрежные. Под это определение попадали и омоки тоже. И получается, что упоминаемыми онкилонами вполне могли быть наши омоки — один из юкагирских родов.
В устье Индигирки сохранилось и вполне впоследствии найдено «Омокское становище» — совершенно целое, хорошо сохранившееся крупное поселение. И опять та же картина: ни утвари, ни запасов, ни оружия. Племя словно бы испарилось. Но пока мы не будем останавливаться на загадке исчезновения омоков с побережья Ледовитого океана, поговорим об этом чуть позже, если захочешь.
Пока же я упомянул об омоках вот почему. Именно эта наша юкагирская береговая родня совершила с точки зрения современной науки, невообразимую вещь. Омоки, когда они еще жили не на побережье, а в тайге, смогли приручить и использовать в домашнем хозяйстве диких лосей!
— Да ну. Такого быть не может! Дикий лось практически не подвергается дрессуре! Это научный факт. Я где-то читал о специальном институте, созданном под патронажем военных, конечно же, и который занимался работой по приручению и одомашниванию лосей. Были потрачены огромные финансовые средства, ушли годы. И ничего у них не получилось!
А какой был лакомый кусок для тех же вояк! Животное мощное, неприхотливое, может тянуть на себе чуть ли не полтонны груза, питается чем попало.
— Вот-вот! Но как же так? Современная наука со всеми своими достижениями не смогла приручить лося, а полудикое племя, живущее чуть ли не первобытно-общинным строем, эту задачу выполнить смогло. И лоси ходили у юкагиров-омоков «под седлом», тягали нарты с грузами, выполняли различные команды и управлялись с помощью простой деревянной палочки и несколькими звуками-командами.
А железо? Омоки работали с железом и золотом. Железные инструменты, наконечники копий и стрел, ножи и топоры до сих пор вызывают восхищение у наших с тобой современников своей великолепной работой. Но при этом открой любой справочник, и ты прочитаешь там что-то вроде: «Юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы.
Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык. Традиционные занятия: рыболовство, охота на диких оленей, ездовое собаководство. В XVII веке, к началу русской колонизации, родоплеменных группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими».
А теперь объясни мне, старому пню, как можно «обладать низким уровнем этнического самосознания», но при этом умудриться многочисленными родами расселиться от Лены до Анадыря и создать уникальный родоплеменной Союз в виде Государства без Государства? Быть «полукочевым народом», «охотниками-рыболовами». И при этом успешно осваивать добычу и производство железа и драгметаллов. И подвергать успешной дрессуре диких лосей. И иметь свое собственное, уникальное пиктографическое и линейное письмо!
А ты слышал о наших боевых тренировках? Юкагиры ведь были еще и серьезными воинами. Мальчики, которых отбирали для военных дружин, проходили очень мощную тренировку, по сравнению с которой все эти «шаолиньские бойцы» напоминают детский сад. Юкагирский воин в полном боевом облачении мог легко запрыгнуть на крышу одноэтажного дома.
Сохранились описания боевых столкновений между казаками и юкагирами, когда суперсовременное (по тем временам, разумеется) огнестрельное оружие не спасало его владельцев от поголовного уничтожения. И казаки считали юкагиров очень и очень серьезным противником.
И вот вдруг многочисленный народ перестал существовать в какие-то невероятно короткие временные сроки. Что-то тут не ладится! Не находишь? Не сокрыта ли в чрезмерно скупых строчках научных описений нашего народа какая-то страшная и нелицеприятная тайна?
Может быть, кем-то были специально приложены усилия для того, чтобы по-настоящему коренной народ Северо-Востока быстренько ушел в небытие. Подумай над этим.
Но мы размышляем дальше. Я ведь не зря тебе раньше говорил о том, что даже наша национальная одежда ставит в тупик ученых? Они все никак не возьмут в толк: почему мы, проживая фактически в Заполярье, использовали такую странную, нетипичную одежду? Кстати, ты тоже видел ее.. Что она тебе напоминает?
— Ну, по первому впечатлению, по своему внешнему виду она более мне напомнила национальную одежду эвенов и эвенков. А вообще, знаешь, на что похожа ваша верхняя одежа? На древнерусский кафтан — тут ты абсолютно прав! Принцип кройки и застежек чрезвычайно похож.
— Ага! Тоже заметил? Кстати, по-нашему, меж собой мы так и называем верхнюю одежду кафтаном. Это еще тебе привет из прошлого. Потом посмотри, как она скроена: отсутствует вшитый капюшон, нет завязок и перетяжек, которые бы создавали герметичные воздушные полости, как у корякских или чукотских кухлянок. Сам кафтан всегда шьется приталенным по фигуре, а не бесформенным.
Торбаса бывают двух видов: до колен и до середины бедер.
Особенности можно перечислять долго, но не будем терять время, а сразу перейдем к сути. Все особенности национальной одежды юкагиров говорят о том, что эта одежда «разрабатывалась» и шилась под конкретные климатические и природные условия. В этой одежде максимально комфортно. в лесу! Где нет сильных ветров, постоянно имеется защита от «влажных» морозов, где достаточно снега. Или вообще нет снега!
То есть прародина юкагиров — леса. В наших преданиях говорится, что мы — «люди земли Сибирской», ведь в глубокой древности юкагиры жилы на востоке от Енисея и на горах Сиянских, как в отчетах казаков назывались Саяны; мы тесно соседствовали с югрой, уральцами (самодийцами), алтайцами. Но как мы туда-то попали? Откуда пришли? И почему потом двинулись на Север, в малоприспособленные для комфортной жизни края?
И наш язык? Почему он отличается от языков наших соседей, даже не имея каких-то общих терминов и слов, которые (неминуемо) должны были образоваться в результате соседства? Как я понимаю сегодня, переход в Заполярье Крайнего Северо-Востока был вынужденным, и если судить опять же по неподготовленности нашей одежды, чуть ли не внезапным действием. И. говоря по правде, мы ведь так полностью и не приспособились к жизни в тамошних местах, в отличие от тех же чукчей, эскимосов и коряков.
В последнее время, кстати, большинство ученых все-таки склоняется именно к тому, что юкагиры — это самые древние обитатели Сибири, которые жили там одновременно с мохнатыми носорогами и мамонтами. Но они опять говорят лишь полуправду. Потому что правда заключается в том, что юкагиры — потомки того самого (Белого) Народа, который жил (в том числе) на землях Сибири, Колымы и Чукотки за много веков до появления нас всех. «
Таким образом, белый народ юкагиров, судя по всему, являлся потомками белых переселенцев с погибшей арктической прародины людей всей белой расы, знания о которой от нас тщательно скрывают тайные общества, курирующие официальную историю и науку. Но большое количество «косяков» и «нестыковок» в этой официальной версии истории лишний раз подчеркивает ее фальсифицированную суть, имеющую мало отношения к реальным событиям подлинной истории человечества.
Источник: karhu53.livejournal.com
Карты ДФО, часть 7: юкагиры, чуванцы, армяне, азербайджанцы + бонус
Возвращаясь к коренным народам севера, взор в этот раз пал на юкагиров. Когда то, это был довольно крупный народ Севера (крупный в реалиях того региона — несколько тысяч), занимавший бассейн реки Колымы.
Сегодня же, как видно, присутствие юкагиров сильно ограничено и только в одном сельском поселении они составляют большинство. В целом ареал можно разделить на северный и южный, которые разделили пришедшие в своё время на эти земли якуты. Связано это прежде всего с низким уровнем самосознания юкагиров, которых якуты вполне могли и ассимилировать в местах их существенного присутствия. Изменение же не только ареала, но и численности связывают с тем, что племена юкагиров имели постоянные междоусобные конфликты, а пришедшие на эту территорию русские хоть и ограничили вероятность конфликтов, но принесли болезни, которые юкагиры не были способны вынести.
В итоге численность юкагиров упала во много раз до четырёх сотен и лишь в 60-ых начал наблюдаться определённый рост их числа. Вместе с тем, падало число владеющих юкагирским языком. Оно и не удивительно, ведь до конца 80-ых у юкагирских языков (которых по факту два — тундренный и колымский) не было письменности (не считая их идеографическое письмо, не способное реализовывать языковой потенциал и не бывавшее в ходу у значительной части населения).
Постепенно, они как и другие северные народы, перешли на русский язык, а также, что свойственно для малых народов Якутии — на якутский. Как я уже отмечал здесь, юкагирский язык стал для юкагиров третьим языком. Учитывая малочисленность народа и то, что он говорит на двух языках (имеются ввиду именно их национальные языки), это ставит их под бОльшую угрозу, чем у других народов с похожей ситуацией.
Возвращаясь к карте, стоит отметить, что из более полутора тысяч юкагиров, в Нелемнском сельском поселении Верхнеколымского района, где они составляют большинство, их живёт лишь чуть меньше двух сотен человек. Там же базируется единственная школа, где изучается юкагирский язык. Остальные живут в других сёлах с якутами и эвенами, составляя мизерную численность. Также, более 10% от всех юкагиров живёт в Якутске. Видимая доля в других местах в большинстве своём оправдана банальной малочисленностью этих территорий.
Юкагиры считались единым изолированным народом, но со временем, одну из этнических подгрупп всё же выделили в отдельный народ. Это чуванцы.
Как видно, обособлению также помогла некоторая отдалённость народа. Располагается он целиком на Чукотке в пределах Анадырского района. Их чуть больше тысячи, но говорящих на чуванском — 0. Где-то они были частично ассимилированы чукчами и переняли их язык, где-то полностью перешли на русский. Так заявлено в некоторых источниках, на деле же это абсолютно русскоязычный народ, количество владеющих чукотским стремится к нулю, ведь даже в таблице языков, ссылка на которую выше была, их всего чуть более 50 человек.
Также как и у юкагиров, ареал расселения чуванцев очень размазан. Население сельского поселения Чуванского, в котором их большинство, составляет чуть более двух сотен. Также как и юкагиры, многие чуванцы живут в столице — каждый четвёртый. В других сёлах с существенной долей живут с чукчами и русскими, где их доля постепенно сокращается.
Т. к. чуванский язык относился к юкагирским языкам, а сами чуванцы считаются их родственниками или частью этноса, решил отобразить их вместе как юкагироязычных, как это было с якутоязычными.
Конечно, если увидеть эту карту без контекста, то можно признать это за откровенный обман, ведь чуванцы не говорят ни на чуванском, который давно вымер, ни на юкагирском, но я же их объединяю в контесте национальной близости, а не языковой. Название условное, просто захотелось показать их вместе. Как видно, определённая часть юкагиров совместно повысили доли в Анадырском районе, пусть и незначительно.
Повторяясь в очередной раз, армян и азербайджанцев я отображаю на каждом округе, мотивируя это тем, что их везде не мало. Например на Дальнем Востоке они идут десятыми и одиннадцатыми по численности обгоняя чукчей и соответственно все остальные народы численностью ниже. Вот как выглядит карта армян.
Из-за специфической шкалы, взявшей свою традицию из ЮФО-СКФО, мало что видно на таких масштабах, однако в целом просматривается существенный процент в ряде мест Амурской Области. В целом же армяне живут в крупных городах, где естественно их доля мизерна и не заметна.
У азербайджанцев с этим как правило всегда было чуть более интереснее. В среднем у них даже была и длиннее линейка, но не в этот раз.
Как видно, та же Амурская область. Достаточно хорошо заметен условный поясок на юго-востоке, а также присутствие в одном из сёл Верхнебуреинского района Хабаровского края.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.
Источник: kaptbl.livejournal.com
Про юкагиров.
Большинство учёных считает, что в древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры проживали на огромном пространстве от Енисея до Чукотки и являлись носителями Ымыяхтахской археологической культуры. Об их многочисленности говорят якутские предания, которые называли северное сияние «дьукээ-бил уоттара» — трансформированное «юкагирские огни», считая его отсветом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мнению якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Н екоторые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски (культуры Нортон и Ипиутак), но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли.
Это напоминает такое же таинственное исчезновение чуди белоглазой. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы.
mazzarino говорит, что у осетин очень странные представления о древних народах, живших прежде них:
гумиры (киммерийцы?) — все вымерли (указание в нартских сказаниях);
царциаты — все вымерли, возможно в результате массового самоубийства (указание в царциатском цикле и пословицах);
уаиги — все вымерли в результате эпидемии и голода в суровую зиму (указание в царциатских сказаниях);
нарты — выкопали себе могилы и бросились в них, после постигших бедствий (сказание нартовского цикла «Гибель нартов»).
Так что тут, похоже, картина универсальная: первобытные народы точно так же не выдерживают столкновения с цивилизованными народами, как и животные, и вместе с животными исчезают с лица земли.
offen сообщает, что причины исчезновения юкагиров банальны и прозаичны: столкновения с русскими, якутами, эвенами, коряками, захват наиболее знатных юкагиров в аманаты — заложники, где они чаще всего умирали, увод девушек и женщин и, в довершение всего, эпидемии обескровили народ. В целом к концу XVII в. численность юкагиров сократилась на 44%. Современные исследователи сходятся во мнении, что юкагиров к концу XVII века оставалось 5—6 тысяч человек.
Некий Атас добавляет от себя: » Как пишет академическая история, сокращению числа юкагиров способствовали такие веские обстоятельства.
В середине 17-го века 10 процентов юкагирских женщин, т.е. практически все молодые женщины детородного возраста,насильно держались в русских крепостях (в роли наложниц, «товара» для купли-продажи и пр.). Что интересно, чукчанок казаки не брали в наложницы (скорее всего, боясь ножа в спину).
Также, юкагиров добили эпидемии не «местного» происхождения, импортированные пришлыми казаками.
Заключительный аккорд — бесконечные войны с непобедимыми чукчами».
Подлинной катастрофой для юкагиров стали болезни, принесенные русскими и неизвестные одулам, чей организм был беззащитен перед ними. Начиная с XVII в. главным незримым врагом юкагиру была оспа — по юкагирской номенклатуре «большая болезнь». «На туземцев она наводит панический страх,— писал об оспе А. Аргентов.— Самые лютые (знаменитые) шаманы в робость приходят от оспы и к пораженному ж страдальцу не осмелятся приступать… Паника усиливает эпидемию». По данным Ар-гентова, в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в. эпидемии повторялись через каждые 70—80 лет. Первая известная нам эпидемия оспы началась в 1663 г.
Из фольклора: по преданиям первую эпидемию оспы русские вызвали, чтобы подавить сопротивление юкагиров. Одулы представляли эту болезнь в виде русоволосой женщины, которая ловила и поедала юкагирские тени, т.е. души.
Алкоголь, привнесённый в культуру народов Севера в последние столетия, оказался врагом номер один оленеводческих и рыболовецких этносов. Потому что у жителей тундры и субарктики в организме практически не вырабатывается фермент алкогольдегидрогеназа, этиловый спирт не перерабатывается организмом. Из-за пьянства за сто последних лет на русском Севере вымерло свыше 60 малых народов и народностей , у каждой из которых был свой язык и свои цивилизационные особенности.
В семейной обрядности интерес представляет обычай стеснения — неговорения, широко распространённый в старые времена. Согласно нему , определённым группам родственников запрещалось прямое общение — разговор, касание друг друга, даже прямой взгляд. При необходимости все контакты осуществлялись с помощью других родственников, в случаях отсутствия посредников — обращение шло в третьем лице через предметы. Запреты были столь строги, что даже известны случаи, когда при случайном контакте люди умирали от испуга.
Почти до середины XIX века юкагиры хоронили на арангасах — надземных погребениях, обычно стоявших на 2—4 столбах. Захоронения у юкагиров » совершались на деревьях или столбах в деревянном ящике (шаадабут), у тундренных юкагиров на одежде покойника делались специальные надрезы, у верхнеколымских — лицо покойника закрывали покрывалом (ньаасьэ шубул или ньаасьэбул), т.к. грехом считалось смотреть на его лицо. Своеобразным юкагирским элементом был обычай расчленять тело умершего шамана, кости которого, зашитые в специальные мешочки, его родственники использовали как амулеты или для гадания, а из головы изготовлялась кукла.
В социальной жизни юкагиров преобладали традиции матернитета (пережитков матриархата) и матрилинейности (родство по материнской линии). До прихода тунгусов в северо-восточную Якутию юкагиры жили небольшими материнско-родовыми общинами, в которых счет родства велся по женской линии.
Калым отсутствовал. Жених у лесных юкагиров в течение некоторого времени выполнял разную работу в семье невесты. Получив согласие семьи на брак, жених приносил своё имущество в дом тестя, и оставался жить там. У тундренных сватовство начиналось после того, как родители получали согласие дочери.
Оно сопровождалось определенным обрядом: после изложения сватом просьбы жениха выдать за него дочь, ее отец брал топор и валил в лесу сухое дерево. Жених должен был поднять дерево и перебросить через чум своей невесты. Если жених не устраивал почему-либо родителей или невесту, дерево выбиралось потолще — такое, какое было не под силу поднять одному человеку.
Существовали у таежных юкагиров пережитки т.н. «гостеприимного гетеризма»: укладывали гостя с незамужней женщиной или девушкой [1]. Совместная постель, однако, не означала, что женщина была безропотным орудием гостеприимства. Старые юкагирки говорили Иохельсону: «Умная женщина не снимет передника, если не любит».
В дальнейшем в результате тесного взаимодействия с тунгусами архаические основы юкагирского общества были частично разрушены, а частично видоизменены в сторону отцовского начала.
Ценными и почитаемыми, переходящими из поколение в поколение предметом считался серебряный или бронзовый диск, прикрепляемый к одежде на груди, т.н. “грудное солнце”. Поклонялись священным камням, персонифицировавшим женское начало. Культ предков был связан с культом священных деревьев.
По сохранившимся данным у юкагиров было 13 месяцев , что доказывает наличие лунного цикла.
Именно традиционное мировоззрение юкагиров явилось почвой для возникновения стойкого мнения о «лености» и «легкомысленности» представителей юкагирского народа. Юкагиры считают, несмотря на все удары судьбы, что у природы нельзя брать сверх того, что нужно в этот момент. Если же удача улыбнулась и появился излишек, то его нельзя присваивать, нужно делиться с остальными.
Это наглядно проявляется в обычае «хартат, хартак», аналог эвенского «нимат» — обязательной раздаче мяса и рыбы родственникам и знакомым. Следствием этих же представлений является неумение юкагиров делать запасы на будущее. До недавних пор считалось, что этим наносится оскорбление духам тайги, которые могут отвернуться от охотника.
Из фольклора: фольклор юкагиров сохранил рассказ о первой встрече юкагиров с русскими. Согласно преданию, русские пришли со стороны верховьев Колымы, спускаясь по ней на лодках. Это произошло летом, «когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные… Однажды вечером заметили, что плывет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек, с лесину ростом, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватив одну из них, потащил в лес. Видя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: «Откуда ты (река) привела, туда и уведи».
—————————————- —————————————- —————————————- ——————-
[1] Я полагаю, что этот обычай — пережиток матриархата, времени, когда женщина была свободна и независима и сама могла выбирать, с кем ей переспать.
Источник: holy-matriarchy.livejournal.com